Безвозмездная передача земельного участка в муниципальную собственность налог на прибыль

Обновлено: 28.04.2024

Инициатором передачи участков должен стать муниципалитет или орган региональной власти.

Правовая регламентация передачи участков, находящихся в общефедеральной собственности, в собственность муниципалитетов и субъектов РФ

Законодатель регламентирует безвозмездную передачу участков, находящихся в федеральной собственности в муниципальную и субъектную в пределах главы V.5 ЗК РФ, которая содержит статьи, посвященные:

  • основаниям безвозмездной передачи участков в распоряжение территориальных общин и региональных властей (ст. 39.30);
  • процедуре такой передачи (ст. 39.31);
  • порядку прекращения прав частных лиц на участки, бесплатно передаваемые из общефедеральной собственности в муниципальную и региональную (ст. 39.32).

Земельный кодекс России в своей первоначальной редакции главы V.5 не содержал. Ее положения вступили в силу 01.03.15 г., в связи с принятием Федерального закона РФ № 171 от 23.06.15 г.

В качестве предпосылок внесения рассматриваемых изменений в ЗК РФ, видимо, принято во внимание следующее:

1. Государство – основной собственник земельных ресурсов в России. Этому способствовало множество факторов:

  • советская традиция, в рамках которой единственно возможной формой собственности на землю была государственная, причем без разделения на федеральную и субъектную;
  • относительно недавнее (90-е года) появление муниципальной и субъектной собственности;
  • наличие больших площадей целинных земель, права на которые между публичными субъектами не разграничены и которые не учтены в госкадастре недвижимости (ГКН) и госреестре недвижимости (ЕГРП);
  • остаточный принцип, закрепленный в ст. 16 ЗК РФ: земли, не принадлежащие частным лицам и муниципалитетам, считаются государственными.

2. Множество земель, находящихся в общефедеральной собственности, не используются в целях, непосредственно связанных с реализацией полномочий РФ в различных сферах деятельности. Поэтому логичной и обоснованной будет их передача тем публичным образованиям, которым она действительно необходима.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ безвозмездно

Названным нормативным актом оговорено, что в общефедеральной собственности может находиться имущество, необходимое для:

  • защиты здоровья, нравственности, интересов населения РФ;
  • обеспечения стратегических интересов в сфере обороны и безопасности;
  • осуществления полномочий, возложенных на федеральные органы госвласти;
  • деятельности унитарных госпредприятий и учреждений, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
  • жизнеобеспечения работников таких предприятий и учреждений, включая общежития.

Находящееся в общефедеральной собственности имущество, которое по закону может находиться в собственности муниципалитетов и субъектов РФ, подлежит передаче им в случаях:

  • когда нахождение такого имущества в общефедеральной собственности не допускается;
  • вследствие разграничения полномочий госструктур федерального и регионального уровня между собой и с муниципалитетами;
  • когда имущество используется органами власти субъектов РФ, муниципалитетами, их унитарными предприятиями и учреждениями для реализации собственных (неделегированных) полномочий.

Указанные положения в полной мере применимы к землям. Кроме того, стоит учитывать принцип единства юридической судьбы земельного участка и размещенной на ней недвижимости.

Таким образом, передача зданий, сооружений, линейных объектов из общефедеральной собственности в муниципальную или региональную влечет одновременное отчуждение участков, необходимых для их обслуживания.

В силу ст. 39.3 ЗК РФ земли, находящиеся в общефедеральной собственности, подлежат передаче публичным образованиям в заявительном порядке.

  • расположенные в пределах поселений и городских округов в собственность соответствующих поселений и округов при условии утверждения генпланов, планов землепользования и застройки территорий;
  • лежащие на межселенных территориях – муниципальным районам при условии утверждения схем территориального планирования;
  • находящиеся в пределах Москвы, Петербурга, Севастополя – в собственность этих городов, признаваемых самостоятельными субъектами РФ;
  • предназначенные для размещения объектов региональной инфраструктуры – соответствующим субъектам РФ (при условии, что их строительство соответствует проектам планировки и межевания, документации территориального планирования).

Приведенный перечень касается случаев безвозмездной передачи. При этом все публичные образования наделены гражданской дееспособностью и могут заключать сделки о возмездном отчуждении земель друг с другом.

Федеральные земли, которые не могут быть переданными в собственность муниципалитетов и субъектов РФ безвозмездно

В силу ст. 17 ЗК РФ в общефедеральной собственности находятся земли:

  • признанные таковыми федеральным законодательством;
  • право собственности на которые возникло при разграничении публичных земель;
  • приобретенные РФ на основании гражданско-правовых сделок таких как завещание, мена, купля, дарение и подобное.

До появления перечисленных правил в отечественной правовой системе существовала практика разграничения публичных земель согласно перечням. После проведения землеустроительных работ участки передавались тем или иным публичным образованиям.

В дальнейшем от этой практики отказались: она была признана нецелесообразной, поскольку разграничить таким образом удавалось незначительные площади целинных земель.

В муниципальную и субъектную собственность не могут быть переданы земли:

  • предоставленные федеральным органам власти и их территориальным структурам, федеральным учреждениям и предприятиям, в том числе казенным, некоммерческим организациям, созданным федеральными властями;
  • зарезервированные для госнужд;
  • находящиеся в составе особо охраняемых природных территорий общефедерального значения, лесного фонда, особых экономических зон;
  • уже занятые объектами общефедерального значения или предназначенные для их строительства согласно документам территориального планирования;
  • предназначенные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционными программами субъектов естественных монополий;
  • другие участки, перечисленные в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Процедура передачи участков, находящиеся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ безвозмездно

Инициатором передачи участков в муниципальную или субъектную собственность должен стать соответствующий муниципалитет или орган региональной власти. Процедура передачи начинается с подачи соответствующего заявления от имени высшего должностного лица субъекта РФ или муниципалитета.

Заявление о передаче участка должно содержать сведения, достаточные для его идентификации. Перечень документов, которые должен предоставить заявитель оговаривается ст. 39.31 ЗК РФ императивно. Требовать предоставления дополнительных документов запрещено. При этом:

  • если объект передачи уже поставлен на учет в ГКН, дополнительных документов не требуется, достаточно указать его кадастровый номер;
  • если участок предстоит образовать, к заявлению прилагается утвержденный проект межевания территории либо, при отсутствии такового, схема расположения участка;
  • если участок, отчуждение которого запрашивается, образуется из участка, поставленного на госкадастровый учет, заявитель дополнительно указывает кадастровый номер исходного участка.

Обращение адресуется органу, осуществляющему от имени российского государства полномочия собственника земельных ресурсов. Заявление рассматривается в течение месяца.

В результате принимается решение о безвозмездной передаче или отказе в удовлетворении заявления. Кроме заявителя о нем уведомляется Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Негативное решение должно содержать полный перечень оснований для отказа и подлежит обжалованию в суд.

Основания для отказа в безвозмездном отчуждении земель общефедеральной собственности в муниципальную и субъектную собственность:

  • участок отнесен к перечню земель, не подлежащих передаче (установлен п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ);
  • не указан кадастровый номер уже образованного участка;
  • не предоставлены проект межевания, схема расположения участка, подлежащего образованию;
  • представленная схема расположения не может быть утверждена по обстоятельствам, перечисленным п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ;
  • участок передан в пользование и нет оснований для расторжения договора аренды, прекращения права безвозмездного пользования им.

Примечательно, что отсутствие в ГКН данных о расположении границ участка, в отношении которого поступило прошение о передаче, не признается основанием для отказа. Если участок не образован и заявителем представлена схема расположения участка, последняя утверждается одновременно с принятием решения о его передаче.

Решение о безвозмездной передаче участка в собственность муниципалитета или субъекта РФ признается основанием для выделения из местного/регионального бюджета средств, необходимых для проведения землеустроительных и кадастровых работ, государственной регистрации права муниципальной или региональной собственности в ЕГРП.

Отраслевым законодательством могут устанавливаться особенности передачи отдельных категорий земель из федеральной собственности в региональную и муниципальную. Они касаются, в частности:

  • автодорог общего пользования;
  • земель, используемых для целей обороны и земель лесного фонда.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Группа компаний

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке передачи муниципального имущества Еловского сельского поселения в безвозмездное пользование.

УТВЕРЖДЕНО решением Совета депутатов Еловского сельского поселения от 10.04.2015 № 5
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ЕЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ
1. Общие положения

1.2. Положение устанавливает порядок и единые на территории Еловского сельского поселения правила передачи в безвозмездное пользование имущества Еловского сельского поселения (за исключением земельных участков, средств бюджета поселения, муниципальных ценных бумаг).

1.3. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование может осуществляться в целях повышения эффективности решения социально значимых вопросов местного значения.

1.4. В безвозмездное пользование может быть передано имущество, являющееся муниципальной собственностью Еловского сельского поселения и учтенное в Едином реестре муниципальной собственности.

1.5. Объектами муниципальной собственности, переданными в безвозмездное пользование, могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, здания, отдельные помещения и части зданий, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое муниципальное имущество, которое не теряет своих натуральных свойств в процессе его использования.

1.6. Передача муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществляется по договору безвозмездного пользования (договору ссуды).

2.1. Сторонами по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом являются ссудодатель и ссудополучатель.

2.1.1. Ссудодателем при передаче муниципального имущества казны в безвозмездное пользование выступает Администрация Еловского сельского поселения (далее - Администрация).

2.1.2. В случаях предоставления в безвозмездное пользование имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или муниципальным казенным, муниципальным бюджетным учреждением на праве оперативного управления, ссудодателем будет являться соответственно это муниципальное предприятие или муниципальное учреждение.

При этом передача в безвозмездное пользование осуществляется с предварительного согласия в письменной форме Администрацией:

муниципальным унитарным предприятием недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения;

муниципальным бюджетным учреждением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного муниципальным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества;

муниципальным казенным учреждением муниципального имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.

2.3. Ссудополучатель не вправе каким-либо образом распоряжаться имуществом: передавать его во владение и пользование третьим лицам по любым видам договоров, отчуждать имущество и совершать иные действия, влекущие утрату имущества его собственником. Отказ ссудополучателя от договора безвозмездного пользования в пользу другого лица в любой форме (по договору уступки, по договору совместной деятельности и др.) не допускается и не является основанием для передачи имущества последнему.

2.4. Срок безвозмездного пользования муниципальным имуществом устанавливается в договоре по соглашению сторон, если иной срок не установлен действующим законодательством.

3.1. Решение о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальным предприятием, учреждением, на торгах либо без проведения процедуры торгов принимается Администрацией в форме постановления Администрации в соответствии с действующим законодательством.

в) без проведения торгов в качестве муниципальной преференции в соответствии с целями, установленными статьей 19 вышеназванного Федерального закона. При этом имущество предоставляется ссудодателем при наличии предварительного письменного согласия антимонопольного органа Пермского края на передачу запрашиваемого имущества ссудополучателю;

3.3. Проведение конкурсов или аукционов на право заключения договоров безвозмездного пользования осуществляется в соответствии с порядком проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и(или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и Перечнем видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67.

3.4. Для проведения торгов ссудодателем создается постоянно действующая единая комиссия по проведению торгов.

3.5. Решение о передаче имущества ссудодателем, являющимся муниципальным учреждением, муниципальным предприятием, принимается в порядке, установленном для принятия решения о передаче муниципального имущества, находящегося в составе муниципальной казны.

3.6. Для получения согласия Администрации на передачу в безвозмездное пользование муниципального имущества муниципальное унитарное предприятие или муниципальное казенное, бюджетное учреждение представляет в Администрацию следующие документы:

3.6.1. заявление, подписанное руководителем, с указанием имущества, предполагаемого к передаче в безвозмездное пользование, обоснования необходимости передачи его в безвозмездное пользование, срока безвозмездного пользования, целей передачи имущества в безвозмездное пользование, сведений о ссудополучателе, анализа влияния последствий сдачи в безвозмездное пользование этого имущества на деятельность предприятия, учреждения;

3.6.2. копию свидетельства о государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество, предполагаемое к передаче в безвозмездное пользование;

3.6.3. проект договора безвозмездного пользования, оформленный в соответствии с требованиями настоящего Положения;

3.6.4. информацию органов технической инвентаризации об объекте, передаваемом в безвозмездное пользование (технический паспорт);

3.6.5. иные документы, подтверждающие возможность заключения договора безвозмездного пользования без проведения торгов, в случае, если передача имущества в безвозмездное пользование предполагается без проведения торгов.

3.7. Администрация в течение 15 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов принимает решение о согласии или отказе в заключении договора безвозмездного пользования.

3.8. Администрация принимает решение об отказе в заключении договора безвозмездного пользования в следующих случаях:

3.8.1. неполная или недостоверная информация в представленных документах, указанных в пункте 3.6 настоящего раздела;

3.8.2. нарушение требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего процедуру передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества;

3.8.3. несоответствие условий проекта договора безвозмездного пользования требованиям настоящего Положения;

3.8.4. невозможность муниципальным унитарным предприятием, муниципальным казенным, бюджетным учреждением в результате передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены их уставами, или ограничение такой возможности.

4.1. Для принятия решения о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование на имя главы поселения подается заявление от лиц, претендующих на предоставление муниципального имущества. При передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование муниципальным предприятием, учреждением заявление представляется на имя руководителя муниципального предприятия, учреждения.

4.5. Общий срок рассмотрения заявки - один месяц с момента подачи заявления. При расширении перечня документов, прилагаемых к заявке, ссудодатель вправе продлить срок рассмотрения заявки до получения информации, необходимой для принятия решения о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование.

4.7. Ссудодатель вправе самостоятельно выступать с предложением о проведении процедуры торгов на право заключения договора безвозмездного пользования в отношении муниципального имущества.

5.1. Основанием для заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом, не закрепленным на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, являются постановление Администрации или протокол по итогам проведенных торгов.

В случае, когда ссудодателем по договору безвозмездного пользования выступает муниципальное предприятие или учреждение с согласия собственника, основанием являются постановление Администрации или протокол по итогам проведенных торгов.

5.2. Договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом заключаются в письменной форме между ссудодателем муниципального имущества с одной стороны и ссудополучателем муниципального имущества с другой стороны.

- наименование сторон договора, должностных лиц, их фамилии, имена, отчества и основания, в соответствии с которыми действуют указанные лица;

- предмет договора (указывается то, на что направлен договор, что составляет его основное содержание или на что направлено какое-нибудь действие);

- перечень (наименование) муниципального имущества, подлежащего передаче в безвозмездное пользование (указываются данные, позволяющие определенно установить муниципальное имущество, подлежащее передаче ссудополучателю в качестве объекта безвозмездного пользования);

- права, обязанности и ответственность сторон договора (указываются права сторон, обязанности по предоставлению, использованию, содержанию и возврату муниципального имущества, ответственность за недостатки имущества, переданного в безвозмездное пользование, за вред, причиненный в результате использования имущества, иные обязанности и ответственность сторон договора);

- права третьих лиц на муниципальное имущество, передаваемое в безвозмездное пользование (указываются все права третьих лиц на указанное имущество: сервитут, право залога и т.п.);

5.4. Договор безвозмездного пользования считается заключенным, если по всем условиям достигнуты согласования, он подписан правомочными лицами и скреплен печатями сторон договора.

5.5. В случае если заявитель (ссудополучатель) в течение 10 календарных дней с момента получения договора не подписал его и не представил протокол разногласий, договор считается незаключенным, о чем заявитель (ссудополучатель) извещается письменно.

В случае возникновения разногласий при подписании договора они разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством.

6.1. В соответствии с заключенным договором ссудодатель передает муниципальное имущество ссудополучателю в безвозмездное пользование по акту приема-передачи в состоянии, соответствующем условиям договора безвозмездного пользования и его назначению.

6.2. Муниципальное имущество предоставляется в безвозмездное пользование вместе с относящимися к нему документами (техническим паспортом и т.п.) или копиями этих документов.

6.3. Договор безвозмездного пользования имуществом может быть досрочно расторгнут в следующих случаях:

- по требованию одной из сторон в порядке, установленном действующим законодательством и условиями заключенного договора.

6.4. При прекращении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом объект передается по акту приема-передачи ссудодателю.

7.1. Пользование муниципальным имуществом, переданным в безвозмездное пользование, должно осуществляться в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования и назначением муниципального имущества.

7.2. Ссудополучатель обязан поддерживать муниципальное имущество, полученное в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, нести все расходы на его содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

7.3. Улучшения муниципального имущества в процессе пользования осуществляются с согласия ссудодателя на условиях договора безвозмездного пользования.

7.4. Если ссудополучатель пользуется муниципальным имуществом не в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования или назначением муниципального имущества, ссудодатель муниципального имущества имеет право потребовать расторжения договора безвозмездного пользования и возмещения убытков.

8.1. Контроль за использованием переданного в безвозмездное пользование имущества осуществляет ссудодатель.

8.2. В случае несоблюдения ссудополучателем условий договора, требований настоящего Положения и норм действующего законодательства ссудодатель предпринимает все предусмотренные настоящим Положением и договором меры воздействия на ссудополучателя, включая обращение в суд и принудительное изъятие имущества у ссудополучателя.

8.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, решаются в соответствии с действующим законодательством.

Безвозмездная передача имущества — распространенный вид гражданско-правовых отношений в РФ. Какова его специфика? Какие есть разновидности соглашений по безвозмездной передаче имущества? Какие ограничения, касающиеся подобных сделок, предусмотрены российским законодательством?

Суть безвозмездной передачи имущества

Что такое безвозмездная передача имущества? Согласно распространенному определению, это процедура, в рамках которой некий субъект правоотношений — физлицо или организация — осуществляет уступку прав владения некоторой собственностью в пользу других лиц, не взимая оплаты взамен и не требуя иных преференций.

Безвозмездная передача имущества

Субъектами сделок, о которых идет речь, могут быть как коммерческие предприятия, так и те учреждения, что не имеют отношения к бизнесу. При этом в российской правовой практике особенности участия организаций с разным статусом в процедурах безвозмездной передачи имущества могут отличаться. Далее в статье мы изучим соответствующий аспект.

Рассматриваемое явление с точки зрения правовой классификации может выражаться в виде дарения или пожертвования. Это не одно и то же. Многие эксперты считают, что между пожертвованием и дарением есть существенная разница. Чуть позже мы изучим подробнее соответствующий аспект.

Практическая значимость безвозмездной передачи

В каких типах гражданских правоотношений чаще всего используется безвозмездная передача имущества? Можно отметить, что спектр таковых — очень широкий. Однако особую популярность приобрели соответствующего типа правоотношения в бизнесе.

Дело в том, что, согласно 575-й статье ГК РФ, одно коммерческое предприятие не может дарить другому (в рамках официальных сделок) имущество, стоимость которого превышает 3000 руб. Однако они могут получать подарки от физлиц, НКО, а также государственных и муниципальных структур. На практике это может означать, что учредители организаций, находящиеся в статусе физлиц, также могут передавать в пользу принадлежащих им коммерческих предприятий имущество на безвозмездной основе. Что дает такая возможность на практике?

В 251-й статье Налогового Кодекса сказано, что имущество, которое предприятие получило в безвозмездном порядке, может не быть включено в категорию внереализационных доходов. То есть налогооблагаемая база за счет соответствующего типа активов не увеличивается. Но при одном условии — если человеку принадлежит более 50 % в уставном капитале компании.

Нюансы распределения долей

Принципиально важный критерий — даритель должен обладать указанной выше долей во владении фирмой единолично. То есть, например, если один человек владеет 30% от фирмы, другой — 40%, и им на праве совместной собственности принадлежит, к примеру, автокран, то подарить его своей компании без налогообложения, тем не менее, нельзя. Если они оформят соответствующий договор дарения, то им придется заплатить предусмотренный 250-й статьей НК РФ налог на прибыль. По крайней мере, такая позиция, как отмечают юристы, считается общепринятой в структурах ФНС России.

Ограничения на дарение в бизнесе

Выше мы отметили важнейший нюанс, касающийся передачи имущества в безвозмездном порядке для коммерческих организаций — стоимость соответствующих активов не может быть более 3 тыс. руб. Если объект дарения стоит больше, то принимающей стороне необходимо оформлять ее как покупку.

Договор безвозмездной передачи имущества образец

Таким образом, безвозмездная передача недвижимого имущества, например, в большинстве случаев осуществляться не может, так как маловероятно, что рыночная цена зданий и сооружений будет меньше, чем 3 тыс. руб. Однако в практике взаимодействия бизнесов есть иные схемы, в рамках которых, фактически, безвозмездный аспект правоотношений применим, даже если стоимость имущества выше обозначенного ограничения. Чуть позже мы изучим варианты альтернативных сделок, которые часто используются российскими организациями.

Собственно, исключением из рассматриваемого правила может быть описанная выше процедура, при которой в пользу своей фирмы имущество передает ее основной владелец. Также, ограничение, о котором идет речь, не действует, если имущество передается, например, холдингом в пользу одной из его дочерних структур.

Дарение или пожертвование?

Рассмотрим теперь аспект, отражающий различия между двумя основными процедурами, предполагающими безвозмездную передачу имущества — дарением и пожертвованием. Для того чтобы понять разницу между двумя отмеченными правовыми категориями, целесообразно будет обратиться к положениям ГК РФ. Согласно кодексу, договор дарения — понятие несколько более широкое, чем сделка, фиксирующая пожертвование. В чем это выражается?

Согласно договору дарения, одна из сторон правоотношений в безвозмездном порядке передает (или же, как вариант, обязуется передать) другой некоторый тип имущества. Ключевой признак подобной сделки — безвозмездность. То есть каких-либо встречных представлений владелец собственности от одариваемого не получает.

Вместе с тем безвозмездная передача имущества совершенно не исключает сценария, при котором даритель установит некоторые ограничения в пользовании имуществом новым хозяином. В числе таковых, как отмечают некоторые юристы, может быть требование, отражающее использование собственностью исключительно в общеполезных, социально ориентированных целях. Безвозмездная передача имущества в этом случае будет, вероятнее всего, признаваться пожертвованием.

Правоотношения, в рамках которых основанием сделки считается пожертвование, не характерны для бизнеса. В основном, посредством подобных коммуникаций передается государственное или же муниципальное имущество в пользу соответствующих организаций некоммерческого профиля. С чем связан тот факт, что такого рода сделки — прерогатива структур, не вовлеченных в бизнес?

Пожертвование - прерогатива некоммерческой сферы

Прежде всего, можно отметить, что договор безвозмездной передачи имущества в рамках дарения подразумевает, что владелец собственности передает одариваемому непосредственно вещь, связанное с ней имущественное право или же некоторую уступку (например, прощение долга). В свою очередь, при оформлении соглашения, предмет которого — пожертвование, основой соответствующей сделки может быть только вещь или же имущественное право на нее. Предоставление уступок или иных преференций в рамках такой правовой категории как пожертвование, как отмечают юристы, не может быть осуществлено.

То есть в тех случаях, когда передается государственное или муниципальное имущество, кредитный аспект между субъектами правоотношений (который, теоретически, может прослеживаться в формате бюджетных займов), не должен затрагиваться.

Также, отличия прослеживаются в таком нюансе как статус получателя имущества в рамках безвозмездной передачи. Как правило, при заключении договора пожертвования круг лиц, в пользу которых передаются активы значительно более узкий, чем в случае с дарением. Основными субъектами правоотношений в рамках пожертвований в качестве стороны, принимающей имущество, признаются, в соответствии с законодательством, некоммерческие организации. Включая в том числе и госучреждения, в пользу которых может передаваться, как вариант, государственное имущество. Таким образом, в пользу коммерческой структуры пожертвование сделать в общем случае нельзя.

Налогообложение при безвозмездной передаче имущества

Каковы особенности налогообложения, которыми характеризуется безвозмездная передача имущества? Одну из таковых мы уже обозначили. Если владелец хозяйственного общества, которому принадлежит более 50% в активах компании, передает в пользу своей организации имущество на безвозмездной основе, то оно не причисляется к внереализационным доходам.

Договор дарения

В свою очередь, активы, получаемые организациями в рамках безвозмездной передачи, в общем случае все же подлежат налогообложению. Исключение — тот случай, когда имущество передается в рамках пожертвования. Однако, как мы уже отметили выше, в общем случае данная процедура актуальна для некоммерческих организаций.

Таким образом, не подлежат включению в состав внереализационных доходов:

  • безвозмездная передача имущества от учредителя при условии, что ему принадлежит более 50% во владении фирмой;
  • если предмет договора — пожертвование, которое применимо только в том случае, если сторона, принимающая имущество, — некоммерческая организация.

Если статус организации или специфика правоотношений с другими субъектами бизнеса не отвечает соответствующим критериям, то налог с полученного имущества уплачивать будет необходимо.

Также, вероятно, стоит отметить, что имущество организации, полученное в безвозмездном порядке, не будет учитываться в аспекте налогообложения, если фирма работает по ЕНВД. Собственно, в данном случае в деятельности предприятия не важны никакие доходы — оно платит фиксированные налоговые взносы.

Договоры дарения с участием ИП

В достаточной мере специфичны сделки, предмет которых — передача имущества в безвозмездном порядке в пользу индивидуальных предпринимателей. Особенность соответствующего типа правоотношений в том, что ИП, с одной стороны, не является юридическим лицом. Соответственно, правило, согласно которому имущество организации, полученное в дар, должно включаться в состав внереализационных доходов, для предпринимателей может считаться неактуальным. С другой стороны, ИП, как это ни удивительно, возможно, выгоднее было бы оформить соответствующую сделку именно на правах субъекта коммерческих правоотношений. Почему?

Безвозмездная аренда

В российском праве предусмотрено такое явление, как передача в безвозмездное пользование имущества. По-другому такой тип правоотношений называется ссудой. Безвозмездная передача имущества в аренду — распространенный вид сделок в бизнесе. В самом начале статьи мы отметили, что законом предусмотрено ограничение в стоимости передаваемых активов в пользу коммерческих организаций размером в 3 тыс. рублей. В качестве альтернативы бизнесы используют отмеченного типа сделки. Основное преимущество таких правоотношений — ни перед владельцем имущества, ни перед его пользователем в рамках бесплатного приобретения в аренду не возникает никаких обязательств по исчислению налогов.

Собственно, аспект, отражающий то, как начисляются налоги, также интересен. Рассмотрим его.

Исчисление налогов

Исчисления налогов на имущество, которое получено в безвозмездном порядке, зависит, прежде всего, от режима налогообложения в компании. То есть при общей системе ставка — 20%. При УСН — 2 варианта. Самая простая формула применяется, если предприятие работает по схеме, когда уплачивается 6% от любых типов выручки, включая внереализационные доходы.

Если предприниматель использует схему, при которой платится 15% с разницы между выручкой и расходами, то формула несколько сложнее. В этом случае стоимость имущества, полученного в безвозмездном порядке, суммируется с иными видами выручки. Далее из полученной цифры вычитаются официально подтвержденные расходы. Затем высчитывается налог на основании ставки в 15%.

Если организация получает имущество безвозмездно, то оценка соответствующего типа внереализационных доходов производится на основе данных по рыночным ценам для таких активов. Релевантные этой процедуре положения прописаны в НК РФ. В некоторых случаях сведения о ценах должны быть подтверждены налогоплательщиком документально (как вариант при обращении к независимым экспертам с целью проведения оценки).

Структура договора

Преамбула к документу стандартна: место его подписания, дата, а также наименования организаций, участвующих в процедуре безвозмездной передачи имущества.

Далее можно определить условия пользования имуществом. То есть пишем формулировку, отражающую то, что одаряемая сторона принимает на себя обязательство использовать активы по такому-то назначению. Можно прописать условие, по которому получатель имущества должен письменно согласовать с жертвователем новые условия использования полученных ресурсов, если выполнение первоначальных условий осложнено.

В условиях договора также можно прописать положение, согласно которому организация, в пользу которой передается имущество, может в любой момент отказаться от его принятия, пока оно непосредственным образом не поступило в распоряжение, пока не осуществлена передача соответствующих активов. При этом, как правило, указывается, что организация отказывается от пожертвования в письменном виде. Как только Жертвователь получает соответствующий документ, то договор считается расторгнутым.

Следующий пункт, который обычно присутствует в договорах рассматриваемого типа, — обязательство одаряемой стороны вести необходимый обособленный учет операций, отражающих использование полученного имущества.

Такова специфика, которой характеризуется типичный договор безвозмездной передачи имущества, образец структуры которого мы рассмотрели. В остальном соответствующего типа соглашения достаточно схожи с иными видами гражданско-правовых контрактов — прописываются реквизиты сторон, включаются формулировки о форс-мажоре, о разрешении споров, ставятся подписи.

Нюансы бухучета

Рассмотрим то, как осуществляется в аспекте бухучета безвозмездная передача имущества. Проводки и иные процедуры — как они могут выглядеть при заключении организациями соответствующего типа сделок?

Одно из самых распространенных оснований для возникновения правоотношений рассматриваемого типа в бизнесе — передача объекта основных средств. Если это так, то для совершения подобных сделок организация должна подготовить учетные документы по одной из форм, предусмотренных бухгалтерским законодательством. Например, это могут быть документы типа №ОС-1, которые утверждены Госкомстатом.

Акт приема-передачи имущества

Акт передачи имущества в рамках безвозмездной сделки необходимо составлять, имея, прежде всего, техническую документацию на объект сделки, а также сведения, имеющие отношение, собственно, к бухучету. Например, это могут быть обороты в соответствии со счетом 02. Акт передачи имущества составляется в двух экземплярах, которые подписываются дарителем и получающей основные средства стороной.

Структура соответствующего документа должна включать следующие сведения:

  • номер, дату составления;
  • полное название передаваемого имущества в соответствии с технической документацией;
  • место передачи основных средств;
  • инвентарный номер изделия; имущества.

Также могут быть указаны иные характеристики объекта основных средств. В некоторых случаях, как отмечают эксперты, акт приема-передачи имущества должен включать заключение комиссии, создаваемой в фирме, которая дарит собственность, с целью контроля за корректным выбытием объекта основных средств. В составе соответствующей структуры должны быть главный бухгалтер организации и иные материально-ответственные лица. Комиссия формируется на основании приказа директора компании. Как только подписан акт приема-передачи имущества, организациям можно переходить к решению вопросов, отражающих, собственно, бухучет. Рассмотрим соответствующий аспект.

Если вы передаете безвозмездно имущество, работы, услуги или имущественные права, то их стоимость и расходы, связанные с передачей, вы не сможете учесть при расчете налога на прибыль. При этом дохода от передачи у вас не возникнет. Если вы получаете безвозмездно имущество, работы, услуги или имущественные права, то у вас появляется доход, который нужно учитывать при расчете налога на прибыль. Однако из этого правила есть исключения. Например, если вы получили имущество от учредителя, у которого доля в уставном капитале вашей организации больше 50%, то дохода не возникает.

Как учесть безвозмездную передачу для целей налога на прибыль

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, которые связаны с такой передачей, нельзя учесть при расчете налога на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Как передающей стороне учесть безвозмездную передачу имущества для целей налога на прибыль

При безвозмездной передаче имущества стоимость переданного имущества и затраты, связанные с такой передачей, не должны учитывается у вас ни в доходах, ни в расходах по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.10.2015 N 03-07-11/61618).

Обратите внимание, есть распространенный совет о том, что вы можете учесть в расходах по налогу на прибыль суммы НДС, которые начислены в связи с безвозмездной передачей. Такой совет рискованный, поскольку, по мнению Минфина России, сумма начисленного НДС не учитывается в расходах на основании п. 16 ст. 270 НК РФ (Письмо Минфина России от 11.03.2010 N 03-03-06/1/123).

Если вы безвозмездно передаете основное средство, то восстанавливать амортизационную премию по нему не надо (Письмо Минфина России от 28.09.2012 N 03-03-06/1/510).

Как исполнителю учесть безвозмездное оказание услуг для целей налога на прибыль

Если вы безвозмездно оказали услуги, то расходы, связанные с их оказанием, вы не можете учесть при расчете налога на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Обратите внимание, есть распространенный совет о том, что вы можете учесть в расходах по налогу на прибыль суммы НДС, которые начислены в связи с безвозмездным оказанием услуг. Такой совет рискованный, поскольку, по мнению Минфина России, сумма начисленного НДС не учитывается в расходах на основании п. 16 ст. 270 НК РФ (Письмо Минфина России от 11.03.2010 N 03-03-06/1/123).

Как дарителю учесть операции по договору дарения для целей налога на прибыль

Если вы передали по договору дарения имущество (имущественные права), то его стоимость и расходы, связанные с такой передачей, вы не сможете учесть при расчете налога на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Обратите внимание, есть распространенный совет о том, что вы можете учесть в расходах по налогу на прибыль суммы НДС, которые начислены в связи с безвозмездной передачей. Такой совет рискованный, поскольку, по мнению Минфина России, сумма начисленного НДС не учитывается в расходах на основании п. 16 ст. 270 НК РФ (Письмо Минфина России от 11.03.2010 N 03-03-06/1/123).

Если вы передаете по договору дарения основное средство, то восстанавливать амортизационную премию по нему не надо (Письмо Минфина России от 28.09.2012 N 03-03-06/1/510).

Как ссудодателю учесть передачу имущества в безвозмездное пользование при расчете налога на прибыль

Стоимость такого имущества, а также расходы, связанные с его передачей, нельзя учесть при расчете налога на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.02.2013 N 03-03-06/1/2069).

При этом если вы передаете в безвозмездное пользование основное средство, то по нему нужно прекратить начисление амортизации (п. 3 ст. 256 НК РФ).

Это требование не касается имущества, которое по законодательству РФ вы должны передать в пользование органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (п. 3 ст. 256 НК РФ).

Начисление амортизации прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором вы передали имущество в безвозмездное пользование, и возобновляется с месяца, следующего за месяцем, когда вам возвращено это имущество (п. п. 6, 7 ст. 259.1, п. п. 8, 9 ст. 259.2 НК РФ).

Если по имуществу, которое передано в безвозмездное пользование, вы уплачиваете налог на имущество, транспортный или земельный налоги, то эти налоги вы можете учесть в прочих расходах по налогу на прибыль (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Учитываются ли расходы на благотворительность в целях исчисления налога на прибыль

Расходы на благотворительность (стоимость пожертвованного имущества, работ, услуг, имущественных прав и другие расходы) не могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль.

Пожертвования не являются расходами в соответствии с гл. 25 НК РФ. Они должны осуществляться в бескорыстной форме (безвозмездной или на льготных условиях). Отнесение их к расходам при исчислении налога на прибыль означало бы осуществление благотворительности за счет бюджета. Такое мнение высказал Минфин России в Письмах от 23.01.2018 N 03-03-07/3443, от 06.04.2015 N 03-03-07/19136.

Если в рамках благотворительности вы передаете основное средство, по которому вы применили амортизационную премию, то восстанавливать эту премию не нужно (Письмо Минфина России от 28.09.2012 N 03-03-06/1/510).

Как учесть безвозмездное получение для целей налога на прибыль

Если вы безвозмездно получили имущество (включая деньги), работы, услуги или имущественные права, то у вас появляется доход, который учитывается при расчете налога на прибыль, за исключением лишь нескольких случаев, указанных в ст. 251 НК РФ (п. 1 ст. 247, пп. 2 п. 1 ст. 248, п. 8 ст. 250 НК РФ).

Считается, что имущество (работы, услуги, имущественные права) вы получили безвозмездно, если у вас при его получении не возникает встречного обязательства перед передающей стороной. То есть вы не должны передать взамен какое-либо имущество или имущественные права, а также выполнить работы, оказать услуги (п. 2 ст. 248 НК РФ).

Как получателю учесть безвозмездно переданное имущество для целей налога на прибыль

Доход в виде безвозмездно полученного имущества включается в состав внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК РФ). Признается в учете:

  • при методе начисления — на дату подписания сторонами акта приема-передачи (пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ);
  • при кассовом методе — на дату получения имущества (п. 2 ст. 273 НК РФ).

В каких случаях безвозмездно полученное имущество не учитывается в доходах при расчете налога на прибыль

Случаи, когда безвозмездно полученное имущество не признается доходом для целей налога на прибыль, указаны в ст. 251 НК РФ. В частности, когда имущество получено вами в качестве:

  • вклада в уставный капитал вашей организации (пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • вклада в имущество вашей организации (пп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • безвозмездной помощи по Федеральному закону от 04.05.1999 N 95-ФЗ (пп. 6 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • помощи от учредителя вашей организации при условии, что его доля составляет больше 50%. В этом случае имущество можно не включать в доход, только если в течение года с момента получения вы не передали его третьим лицам. Это правило не касается денежных средств (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • помощи от учрежденной вами организации при условии, что ваша доля в ней больше 50% и на день получения имущества вы владеете этой долей на праве собственности. Это освобождение не применяется, если вы получаете помощь от учрежденной вами иностранной организации, которая находится в офшорной зоне (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Как и в предыдущем случае, чтобы безвозмездно полученное от учрежденной организации имущество можно было не включать в доходы, вы не должны передавать его третьим лицам в течение года с момента его получения. Денежных средств это требование не касается (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Безвозмездно полученное имущество вы включаете во внереализационный доход по его стоимости, которая равна наибольшей из следующих сумм (п. 8 ст. 250 НК РФ):

  • либо рыночной стоимости имущества, которая определяется с учетом положений ст. 105.3 НК РФ;
  • либо остаточной стоимости имущества по данным налогового учета передающей стороны — для амортизируемого имущества;
  • либо сумме затрат передающей стороны на производство (приобретение) имущества — для остального имущества.

Информацию о стоимости безвозмездно полученного имущества вы должны подтвердить документально или независимой оценкой (п. 8 ст. 250 НК РФ).

Если полученное имущество является основным средством, то вы списываете его в расходы через амортизацию при условии, что включили стоимость этого имущества во внереализационный доход в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 256 НК РФ, Письмо Минфина России от 30.08.2017 N 03-07-08/55630).

Первоначальная стоимость такого имущества равна стоимости, по которой вы учли его во внереализационных доходах в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ, плюс расходы на доставку и доведение его до рабочего состояния (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если вы безвозмездно получили МПЗ, то их стоимость, которую вы определили в порядке п. 8 ст. 250 НК РФ и включили во внереализационный доход, можно будет списать в расходы (п. 2 ст. 254, п. 2 ст. 272, пп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ). Порядок списания будет зависеть от того, переданы ли МПЗ в производство или проданы, а также от того, к прямым или косвенным расходам относится у вас стоимость этих МПЗ.

Безвозмездно полученные деньги учитываются в доходах на дату их поступления на расчетный счет или в кассу (пп. 2 п. 4 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ).

Как заказчику учесть безвозмездное оказание услуг для целей налога на прибыль

Доход в виде безвозмездно полученных услуг включается в состав внереализационных доходов (п. 8 ст. 250 НК РФ). Признается в учете:

  • при методе начисления — на дату подписания сторонами акта приема-сдачи услуг (пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ);
  • при кассовом методе — на дату получения услуги (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Безвозмездно полученные услуги вы включаете во внереализационный доход по их стоимости, которая равна наибольшей из следующих сумм (п. 8 ст. 250 НК РФ):

  • либо рыночной стоимости услуги, которая определяется с учетом положений ст. 105.3 НК РФ;
  • либо сумме затрат исполнителя на оказание услуги.

Информацию о стоимости безвозмездно полученной услуги вы должны подтвердить документально или независимой оценкой (п. 8 ст. 250 НК РФ).

Как одаряемому учесть операции по договору дарения для целей налога на прибыль

Если вы получили имущество по договору дарения, то оно признается безвозмездно полученным для целей налога на прибыль (п. 1 ст. 572 ГК РФ, п. 2 ст. 248 НК РФ).

Доход в виде безвозмездно полученного имущества включается в состав внереализационных доходов, за исключением отдельных случаев, указанных в ст. 251 НК РФ (п. 8 ст. 250 НК РФ). Признается в учете:

  • при методе начисления — на дату подписания сторонами акта приема-передачи (пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ);
  • при кассовом методе — на дату получения имущества (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Безвозмездно полученное имущество вы включаете во внереализационный доход по его стоимости, которая равна наибольшей из следующих сумм (п. 8 ст. 250 НК РФ):

  • либо рыночной стоимости имущества, которая определяется с учетом положений ст. 105.3 НК РФ;
  • либо остаточной стоимости имущества, по данным налогового учета передающей стороны — для амортизируемого имущества;
  • либо сумме затрат передающей стороны на производство (приобретение) имущества — для остального имущества.

Информацию о стоимости безвозмездно полученного имущества вы должны подтвердить документально или независимой оценкой (п. 8 ст. 250 НК РФ).

Если полученное имущество является основным средством, то вы списываете его в расходы через амортизацию при условии, что включили стоимость этого имущества во внереализационный доход в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 256 НК РФ, Письмо Минфина России от 30.08.2017 N 03-07-08/55630).

Первоначальная стоимость такого имущества равна стоимости, по которой вы учли его во внереализационных доходах в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ, плюс расходы на доставку и доведение его до рабочего состояния (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если вы безвозмездно получили МПЗ, то их стоимость, которую вы определили в порядке п. 8 ст. 250 НК РФ и включили во внереализационный доход, можно будет списать в расходы (п. 2 ст. 254, п. 2 ст. 272, пп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ). Порядок списания будет зависеть от того, переданы ли МПЗ в производство или проданы, а также от того, к прямым или косвенным расходам относится у вас стоимость этих МПЗ.

Безвозмездно полученные деньги учитываются в доходах на дату их поступления на расчетный счет или в кассу (пп. 2 п. 4 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ).

Как ссудополучателю учесть получение имущества в безвозмездное пользование при расчете налога на прибыль

Если вы получили имущество в безвозмездное пользование, то у вас появляется внереализационный доход, который равен рыночной стоимости аренды идентичного имущества (п. 8 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина России от 14.06.2017 N 03-03-07/36870, п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98).

Рыночную стоимость аренды нужно подтвердить:

  • документами, например справкой, которую вы можете составить на основе общедоступной информации из Интернета или других источников;
  • независимой оценкой.

Налоговый кодекс РФ не регулирует вопрос о том, на какую дату признавать внереализационный доход от безвозмездного пользования имуществом. Полагаем, что такой доход нужно определять на последнее число каждого отчетного (налогового) периода, в течение которого вы безвозмездно пользуетесь имуществом.

Расходы на содержание такого имущества можно учесть при налогообложении прибыли (пп. 2 п. 1 ст. 253, п. 2 ст. 260 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.07.2008 N 03-03-06/2/91).

Читайте также: