Расчет экологического налога в рб

Обновлено: 04.05.2024

Недостаточно являться гражданином страны, чтобы просто так пользоваться ее землями. При наличии земельного участка для физических и юридических лиц необходимо 1 раз в год уплачивать земельный налог. Бизнесу сложнее: кроме земельного налога, есть еще и экологический, который тоже подлежит оплате раз в год. Что это за исчисления и как с ними грамотно рассчитаться – сегодня в материале.

Земельный налог в Беларуси в 2021 году

Начнем с того, что это налог, который должны оплачивать только владельцы земельных участков. Если вам не принадлежит земельный участок в Беларуси, то и налог платить не придется.

Средства за земельный налог собираются для регулирования рационального использования земельных ресурсов. Деньги идут на мероприятия по землеустройству, охрану земель, территориальное развитие.

Процедура оплаты земельного налога регулируется 20 Главой Налогового кодекса Республики Беларусь и другими правовыми актами. Полный перечень можно найти здесь.

Кто обязан платить земельный налог:

  • Физические лица, которые имеют право на постоянное или временное пользование, пожизненно наследуемое владение или частной собственности на земельные участки.
  • Физические лица, которым предоставлены служебные земельные наделы, если указанные наделы предоставлены им райисполкомами и распорядительными органами из земель запаса и земель лесного фонда с изъятием у лесохозяйственных организаций.
  • Физические лица, которым предоставили земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – плательщиком признается крестьянское (фермерское) хозяйство.
  • Юридические лица, владеющие земельными участками на правах частной собственности, постоянного или временного пользования.

Некоторые земли не облагаются земельным налогом.

Как рассчитывается земельный налог?

Для физических лиц земельный налог исчисляется за календарный год с учетом даты приобретения и отчуждения участка.

Физические лица обязаны оплатить земельный налог до 15 ноября за текущий налоговый период на основании извещения налогового органа. Это значит, что государство само высчитывает, сколько нужно оплатить владельцу за определенный земельный участок, и заранее сообщает сумму платежа плательщику.

Налог считается по следующей формуле:

Годовая сумма земельного налога = налоговая база* соответствующая ставка земельного налога

Налоговая база здесь – это кадастровая стоимость или площадь земельного участка.

Ставка земельного налога устанавливается в зависимости от ряда факторов. В частности, от функционального использования земельных участков и от того, какая налоговая база применяется при исчислении земельного налога.

Итого, для расчета земельного налога необходимы площадь участка или его кадастровая стоимость, целевое назначение и информация о том, как он используется.

Ставки земельного налога в 2021 году

Если ставка земельного налога считается по кадастровой стоимости, то она измеряется в процентах от этой стоимости. Если от площади земельного участка – то действуют фиксированные величины в белорусских рублях.

Наиболее полная и подробная таблица ставок земельного налога находится здесь.

ВАЖНО! Местные Советы депутатов могут по своему усмотрению увеличивать ставки земельного налога, но не более, чем в 2 раза.

Земельный налог для юридических лиц исчисляется немного сложнее, чем для физических. Суть та же: оплата раз в год, сумма зависит от налоговой базы и ставки земельного налога.

  • Если кадастровая стоимость земельного участка за гектар менее установленного порога, то налоговой базой земельного налога признается площадь земельного участка. Пороги зависят от назначения, по которому используется земля. Посмотреть их можно здесь;
  • Площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы для с/х земель и земель, используемых в с/х целях, а также для земель для добычи торфа.

Экологический налог в Беларуси. Что это такое, кто должен уплачивать?

Экологический налог – это плата для юридических лиц и ИП за захоронение отходов производства на специально оборудованных объектах.

Соответственно, экологический налог в РБ платят только ИП и организации.

От оплаты экологического налога освобождены бюджетные организации, кроме тех, кто приобрел право собственности на отходы производства. Проще говоря, если бюджетная организация хочет заработать на переработке отходов, то экологический налог нужно будет оплатить.

На что распространяется экологический налог (объекты эко-налога):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сброс сточных вод в окружающую среду;
  • хранение отходов производства;
  • захоронение отходов производства.

Ставки экологического налога в 2021 году

Экологический налог исчисляется, как произведение налоговой базы и налоговой ставки:

Экологический налог = налоговая база* налоговая ставка

Налоговая база – это фактические объемы экологических отходов, которые необходимо утилизировать (выбросы в атмосферу, сброс сточных вод, отходы производства).

Налоговые ставки экологического налога – установленные величины в соответствии с определенным видом загрязняющего вещества или отхода, прописанные в Приложениях 7-9.

Экологический налог ИП и организации обязаны оплачивать 1 раз в квартал.

Земельный и экологический налоги – это сборы в госбюджет для обеспечения чистоты и порядка окружающей среды. Чтобы заботиться о территории страны, необходимы ресурсы. Именно эти средства помогают поддерживать в чистоте и порядке живописные белорусские земли.

Кто обязан платить экологический налог?

Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели; за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов — собственники отходов производства.

По общему правилу бюджетные организации не признаются плательщиками экологического налога. Вместе с тем если бюджетная организация — арендодатель согласно договору аренды приобретает отходы производства арендатора в собственность, она будет являться плательщиком экологического налога.

В других случаях отходы производства не переходят в собственность к арендодателю, собственником остается арендатор. Бюджетная организация организует вывоз на захоронение отходов производства арендатора, но не является плательщиком экологического налога. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

За что надо платить экологический налог?

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющий веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях;
  • сброс сточных вод;
  • хранение, захоронение отходов производства.

С 2017 года повышены ставки экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Ставка экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в воздух увеличилась на 13%, а за сбросы сточных вод — на 11–14%.

В какой срок нужно представить налоговую декларацию и заплатить налог?

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата экологического налога производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как рассчитывается налог?

Ставки экологического налога в 2017 году устанавливаются в размерах согласно приложениям 6–8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь и дифференцируются в зависимости от объекта налогообложения.

Размер ставок экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суммарно за 1 тонну веществ, указан в приложении 6 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.

Таблица 1. Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Ставка налога (руб.)

Первого класса опасности

Второго класса опасности

Третьего класса опасности

Четвертого класса опасности

Неопределенного класса опасности

Ставки экологического налога за сбросы сточных вод дифференцированы в зависимости от места сброса и установлены в рублях в расчете на 1 м 3 , указаны в приложении 7 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (см. таблицу 2).

Таблица 2. Ставки экологического налога за сбросы сточных вод

Ставка налога (руб.)

За сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, за 1 куб. метр:

За сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах), а также через земляные накопители, за 1 куб. метр

За сброс сточных вод в недра, за 1 куб. метр

Таблица 3. Ставки экологического налога за захоронение, хранение отходов производства

Ставка налога, руб.

1. За захоронение 1 тонны:

1.1. неопасных отходов производства

1.2. опасных отходов производства:

третьего класса опасности

четвертого класса опасности

2. За хранение 1 тонны:

2.1. неопасных отходов производства

2.2. опасных отходов производства:

первого класса опасности

второго класса опасности

третьего класса опасности

осадка из отстойников (сырой осадок с коагулянтом (флокулянтом), осадок после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод

четвертого класса опасности

твердых галитовых отходов, шламов галитовых глинистосолевых, фосфогипса

ила активного очистных сооружений

Для указанных в таблицах 1, 2, 3 групп ставок налога предусмотрены понижающие коэффициенты:

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, — 0,27;
  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата — 0,9;
  • за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов) — 0,006;
  • за сброс сточных вод в водные объекты теплоэлектростанциями, использующими в работе:
    • невозобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,5;
    • возобновляемые источники энергии, охлаждение конденсаторов турбин которых осуществляется по прямоточной схеме, — 0,2.

    Ситуация 1

    Выбросы предприятия при сжигании природного газа для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения за отчетный период (квартал) составили 5 т диоксида азота при установленном лимите 18 т/г. Рассчитаем сумму экологического налога, которую должно уплатить предприятие.

    Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога. Налоговую базу в данном случае составляют выбросы в атмосферный воздух 5 т диоксида азота. Ставка экологического налога за выброс диоксида азота (2 класс опасности) в соответствии с приложением 6 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет 769,97 руб./т.

    Выброс произошел при сжигании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения. Ст. 207 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь при исчислении суммы налога предусматривает использование понижающего коэффициента 0,27. Таким образом, сумма экологического налога составит 5х769,97х0,27 = 1039,46 руб.

    При расчете экологического налога учитываем превышение лимита выброса диоксида азота: установленный лимит составляет 18 т/г, фактический выброс — 20 т/г. В связи с этим органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь должны предъявить предприятию претензию на возмещение вреда, причиненного окружающей среде сверхнормативным выбросом 2 т диоксида азота.

    Ситуация 2

    Предприятие за отчетный период (год) вывезло на полигон 2,5 т отходов 3 класса опасности и 40 т отходов 4 класса опасности. Из них 30 т — отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения. Экологический сертификат соответствия отсутствует, превышение установленных лимитов не наблюдается.

    Налоговую базу в данном случае составляют вывезенные на полигон на захоронение 2,5 т отходов производства 3 класса опасности и 10 т отходов производства 4 класса опасности (40-30).

    За 30 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, налог не взимается, так как общее количество отходов производства, вывезенных на захоронение (42,5 тонн/год) не превышает 50 тонн/год[2].

    Ставка экологического налога за захоронение отходов производства в соответствии с приложением 8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет:

    • для отходов 3 класса опасности 115,11 руб./т;
    • 4 класса опасности 57,39 руб./т.

    Таким образом, сумма экологического налога за отчетный период составит 2,5х115,11 + 10х57,39 =861,68 руб.

    Ситуация 3

    Предприятие за отчетный период (год) сбросило в реку 10 000 м 3 сточных вод при установленном лимите 10 000 м 3 . Предприятие имеет экологический сертификат соответствия, полученный в 2015 году. За отчетный период предприятие израсходовало на ремонт водоочистных сооружений 3000 руб. собственных средств.

    Налоговую базу в данном случае составляют сбросы сточных вод в количестве 10 000 м 3 . Ставка экологического налога за сброс сточных вод в реку (т. е. в водоток) в соответствии с приложением 7 к Налоговому кодексу Республики Беларусь составляет 0,08 руб./м 3 . Таким образом, сумма экологического налога составит 10000х 0,08 = 800 руб.

    Предприятие имеет экологический сертификат соответствия, однако понижающий коэффициент 0,9 применяться не будет, так как с момента его получения истекло более трех лет (ст. 207 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь).

    За отчетный период предприятие израсходовало на ремонт водоочистных сооружений 3000 руб. собственных средств. Однако понижать сумму экологического налога на эту величину в данном случае неправомерно, так как средства были израсходованы не на строительство или реконструкцию очистных сооружений, а на их ремонт (ст. 208 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь).

    Резюме

    1. Экологический налог рассчитывается на основании ставок, указанных в приложениях 6–8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
    2. Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога.
    3. Уплатить налог нужно не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом).

    [1] В ред. от 31.05.2017.

    [2] Статья 205 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

    Марина Крицкая

    Минфин планирует ввести к 2020 году экологический налог для организаций и ИП. Предполагается, что он заменит экологический сбор или возможность самостоятельной утилизации отходов. С этой целью уже разработан проект федерального закона, вводящего в Налоговый кодекс новую главу 25.5. Бизнес воспринимает инициативу неоднозначно.

    После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

    К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

    Комментарии Минфина об экологическом налоге

    Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

    Кто налогоплательщик

    Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

    Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

    Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

    Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

    • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
    • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

    Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

    Что считается объектом налогообложения

    Объект налогообложения Не объект налогообложения
    негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источниками негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
    негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных вод размещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
    образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасности накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

    Налоговая база и налоговый период

    Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

    Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

    • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
    • в отношении каждого загрязняющего вещества;
    • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

    Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

    За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

    В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

    Налоговая декларация: сроки и особенности представления

    Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

    Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.

    Реакция бизнес-сообщества

    Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.

    Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Марина Крицкая

    Минфин планирует ввести к 2020 году экологический налог для организаций и ИП. Предполагается, что он заменит экологический сбор или возможность самостоятельной утилизации отходов. С этой целью уже разработан проект федерального закона, вводящего в Налоговый кодекс новую главу 25.5. Бизнес воспринимает инициативу неоднозначно.

    После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

    К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

    Комментарии Минфина об экологическом налоге

    Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

    Кто налогоплательщик

    Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

    Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

    Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

    Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

    • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
    • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

    Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

    Что считается объектом налогообложения

    Объект налогообложения Не объект налогообложения
    негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источниками негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
    негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных вод размещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
    образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасности накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

    Налоговая база и налоговый период

    Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

    Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

    • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
    • в отношении каждого загрязняющего вещества;
    • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

    Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

    За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

    В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

    Налоговая декларация: сроки и особенности представления

    Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

    Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.

    Реакция бизнес-сообщества

    Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.

    Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Читайте также: