Проведение референдума по вопросам местного налогообложения и сборов

Обновлено: 10.05.2024

Во-первых, как уже отмечено, федеральные налоги и сборы должны быть установлены федеральным законодательным органом, а региональные и местные налоги и сборы — соответствующими представительными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Во-вторых, они должны быть установлены в надлежащей форме — федеральным законом, законом субъекта Федерации, актом представительного органа местного самоуправления.

Помимо законов представительные органы власти полномочны принимать и другие акты: постановления, декларации, заявления. Однако нормативные акты о налогах и сборах на федеральном и региональном уровнях могут иметь только форму законов. На местном уровне, где принятие законов не предусмотрено, акты о налогообложении облекаются, как правило, в форму решений.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации. Кодекс также определяет, что налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Кодексом (п.

В-третьих, закон (акт) о налоге должен быть принят с соблюдением установленного Конституцией РФ и законодательством порядка принятия таких актов.

К законам о налогах и сборах применяются общие процедуры принятия законов. Однако имеется ряд специфических требований, закрепленных Конституцией РФ. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одной из двух палат Федерального Собрания — представительного и законодательного органа РФ. Законопроекты о введении и отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). Это и понятно, поскольку на Правительство РФ возложено исполнение государственного бюджета (ст. 114 Конституции РФ), а реальность его исполнения зависит и от наличия необходимых средств. Однако Конституция РФ не устанавливает, что заключение Правительства РФ обязательно должно быть положительным. Фактически эта норма означает, что Правительство РФ должно быть проинформировано о внесенном законопроекте и имеет возможность высказать свои замечания и предложения. На практике заключение Правительства РФ в виде отдельного документа часто не составляется, а представители Правительства РФ высказывают официальное мнение непосредственно в ходе обсуждения законопроекта в комитетах Государственной Думы.

В противоположность этому в США с законодательной инициативой о налогах может выступить только Палата представителей (разд. 7 ст. 1 Конституции США).

Во многих странах, как и в России, в отношении законопроектов о налогах и сборах допускается смешанная инициатива (правительственная и парламентская).

Смешанная инициатива объясняет и то, что Конституция РФ не предусматривает никаких ограничений права депутатов, парламентских комиссий и парламента в целом на внесение поправок в законопроекты о налогах и сборах.

Принятие Думой закона по вопросам федеральных налогов и сборов подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации—другой палате Федерального Собрания (ст. 106 Конституции РФ). По общему правилу, закрепленному в ст. 105 Конституции РФ, Совет Федерации вправе определять, будет ли он или не будет рассматривать по существу закон, принятый Государственной Думой. В отношении законов о федеральных налогах и сборах это правило не действует. Совет Федерации обязан их рассматривать. Рассмотрение законов о налогах и сборах в Совете Федерации — обязательная стадия законотворческого процесса.

1 Конституции государств Европейского Союза.— М.: Издательская группа ИНФРА-М— Норма, 1997—С. 566.

Взимание налога согласовывается с парламентом как представительным органом всего народа, но не согласовывается с каждым конкретным членом общества. Во многих странах установлены конституционные запреты на решение вопросов о налогообложении референдумом. Так, ст. 75 Конституции Итальянской Республики установила, что референдум не допускается в отношении законов о налогах и бюджете1. Согласно ч. 3 ст. 118 Конституции Португальской Республики исключаются из числа вопросов, выносимых на референдум, вопросы и акты бюджетного, налогового и финансового содержания2.

1 Конституции государств Европейского Союза.— М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997—С. 435.

3 Собрание законодательства Российской Федерации.— 1995.— № 42.— Ст. 3921. * Собрание законодательства Российской Федерации.— 1997.— № 38.— Ст. 4339.

Такие добровольные сборы не являются сборами в значении, определенном ст. 8 НК РФ, поскольку их уплата не является условием совершения в отношении их плательщиков юридически значимых действий. Их нельзя отнести и к категории налогов. Поэтому проведение местного референдума по вопросам самообложения не нарушает норм федерального законодательства2.


Местный референдум – это форма волеизъявления граждан, проживающих в границах конкретного муниципального образования. Разберемся вместе: что это, как и зачем проводится.

Разбираемся с терминами

Прежде чем перейти к основной теме (проведение местного референдума, вопросы и т.д.) определимся с терминами, которые будут встречаться далее в статье

Понятие референдума

Референдум – форма, в которой граждане могут выражать свою волю. Технически выглядит как голосование граждан по вынесенным на обсуждение вопросам.

Например, в прошлом году проходил всероссийский референдум – граждане страны выражали свое мнение по вопросу принятия правок в Конституцию РФ. Но референдумы могут быть разных уровней. В статье мы поговорим о местном. Еще бывает региональный (когда голосуют жители какого-то субъекта РФ).

О конституционно-правовой природе референдума читайте статью на сайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Что такое муниципальное образование

Муниципальное образование – это территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление, т.е. решаются преимущественно местные вопросы.

Ниже на схеме мы показали, какие структурные единицы входят в состав муниципального образования.

Представительный орган МО - понятие

Представительный орган муниципального образования – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Это может быть городская дума, совет депутатов городского округа и др.

Что понимают под официальным опубликованием

Официальное опубликование (обнародование) – это размещение текста документа в общедоступном издании: сборнике нормативных актов, газете, журнале, интернет-издании и др.

Порядок проведения местного референдума

Важные условия: если конкретное издание выбрано в качестве официального источника для обнародования того или иного акта, то указание на него (на название издания) должно быть закреплено законодательно. И второе – нормативно-правовой акт должен быть опубликован полностью в таком издании.

А теперь перейдем к нашей основной теме.

Основы правового регулирования местного референдума

Проведение местных референдумов регламентируется, прежде всего, следующими нормативно-правовыми актами:

Правила и стадии проведения местного референдума

Обозначим несколько основных вех.

Подготовка к референдуму

  1. Местный референдум (т.е. голосование) проводится в целях решения вопросов местного уровня непосредственно населением. Например, общегосударственные вопросы таким способом не решаются (даже если весь муниципалитет имеет свое мнение на этот счет) – в подобной ситуации нужно всероссийское голосование граждан.
  2. На каких территориях может проводиться местный референдум? Он проходит на всей территории муниципального образования (далее мы также будем использовать сокращение - МО).
  3. Инициировать проведение местного референдума могут:
    • граждане, проживающие на территории МО;
    • избирательные или иные общественные объединения, чьи уставы закрепляют такие функции;
    • представительный орган МО и/ или глава МО.
  1. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом МО.
  2. Условием назначения местного референдума является сбор определенного количества подписей в поддержку этой инициативы. Необходимое количество голосов устанавливается законом субъекта РФ. В целом, требующееся число голосов не может превышать 5% от общего числа участников референдума. Это правило касается референдумов, инициатива проведения которых принадлежит гражданам или общественным объединениям. Если идея проведение референдума принадлежит главе муниципалитета совместно с представительным органом, то сбор голосов не требуется.
  3. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципалитета (напоминаем – это дума, совет депутатов и др.) в течение 30 дней с того момента, как к нему попали документы, содержащие данную инициативу.
  4. Решение о том, что назначается местный референдум, должно быть опубликовано в СМИ, при том - не менее чем за 45 дней до его проведения.

Обратите внимание! Голосование может назначаться только на воскресенье. А вот на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем, назначать его нельзя.

Порядок проведения местного референдума

Важно! Если местный референдум не назначен представительным органом МО в регламентированные сроки, референдум назначается судом. Основанием для этого выступят обращение граждан, избирательных объединений, главы МО, органов госвласти субъекта РФ, избирательной комиссии субъекта РФ или прокуроратуры.

Проведение референдума

Местный референдум проводится в форме прямого тайного голосования. Что это значит и как происходит на практике?

Граждане приходят в назначенную дату на участок голосования, предъявляют удостоверяющий личность документ, получают бюллетень и идут в закрытую кабинку, чтобы проголосовать. Рассказать о своем решении иным лицам (от родственников до журналистов, если его спросят) гражданин может только в том случае, если сам посчитает это возможным. Настаивать на ответе никто не имеет право. Также не может быть оказано влияние на волеизъявления граждан – решение принимается самостоятельно каждым голосующим.

Подведение итогов

По завершении времени, отведенного на голосование граждан, комиссия обрабатывает бюллетени и подсчитывает голоса. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

При этом принятое на местном референдуме решение требует обязательного исполнения на территории МО и не нуждается в утверждении какими-либо органами госвласти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Кто может участвовать в местном референдуме?

Участником местного референдума может являться лицо, соответствующее совокупности следующих признаков:

  • имеет гражданство РФ;
  • достиг возраста 18 лет;
  • его место жительство находится в пределах территории МО;
  • не признан судом недееспособным;
  • не находится в местах лишения свободы по решению суда.

Порядок проведения местного референдума

По каким вопросам может проводиться местный референдум?

Местный референдум проводится в целях решения вопросов и проблем местного уровня, что логично. Например, таких:

  • составление и рассмотрение проекта местного бюджета;
  • налоговые вопросы;
  • владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом;
  • вопросы обеспечения МО инженерными коммуникациями (водоснабжение, газоснабжение и др.);
  • проблемы с местным транспортом, автомобильными дорогами;
  • участие в профилактике терроризма и экстремизма на местных территориях и др.

А какие вопросы выносить на местный референдум запрещено?
Не могут быть вынесены на местный референдум следующие категории вопросов:

  • о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановке их полномочий, о проведении досрочных выборов или их отсрочке;
  • о персональном составе органов местного самоуправления;
  • об избрании депутатов или должностных лиц, их назначении на должность, утверждении или снятии с нее;
  • о принятии или изменении денежных обязательств МО;
  • принятии чрезвычайных мер, направленных на обеспечение здоровья и безопасности граждан.

И в любом случае представляемые на местном референдуме вопросы не могут:

  • ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод;
  • противоречить законодательству РФ (в т.ч. законодательству соответствующего субъекта РФ).

Подведем итоги. Местный референдум – это форма волеизъявления граждан, проживающих на территории конкретного МО, по вопросам местного же значения. Можно сказать, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума (точнее, это один из способов). Право граждан на участие в местном референдуме (речь о гражданах, проживающих на соответствующих территориях МО) закреплено законодательно (в т.ч. на уровне Конституции РФ).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Можно ли вынести на местный референдум вопрос о смене часового пояса в регионе? Чтобы именно на референдуме был решен этот вопрос и госдума приняла закон на основе этого референдума?

Жители города решили провести местный референдум по вопросу удаления главы муниципального образования. Возможно ли провести местный референдум по данному вопросу? Опишите процедуру организации и проведения местного референдума.

Когда был Референдум по Конституции РФ?

В самом тексте конституции нет слова Референдум.

А Конституцию можно принимать только на референдуме, чтобы проголосовало не меньше 75% от числа граждан с правом голоса.

Гражданство рф. крым-регистрация просрочена до референдума. Член комиссии на референдуме решение суда положительное. Паспорт получить не могу?

Скажите, а какой прожиточный минимум в Крыму брать? Для трудоспособного населения или для пенсионеров. Моя жена пенсионного возраста, но пенсию не оформляла, потому как на момент референдума ей не было 56,5 лет (по закону Украины) и она не смогла ее оформить уже после референдума потому как оказалась гражданкой Украины уже в России. У нее не было крымской прописки, хотя она выписалась с Украины в 2012 году. Суд отказал ей в подтверждении нахождения в Крыму на момент референдума, хотя на референдум мы ходили и голосовали за Россию, даже получили справку от ЦИК о том что принимали участие в референдуме. У меня пенсия 20 тыс. руб. Я чернобылец. В браке 41 год.

Через месяц после отмены чрезвычайного положения, введенного в отдельных местностях РФ, 2 миллиона граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, из которых на территории одного субъекта РФ проживает 10 %, выразили инициативу о проведении референдума по вопросу о проведении досрочных выборов депутатов Гос. Думы Федерального Собрания РФ.

Президент РФ по истечении месяца со дня поступления к нему документов, на основании которых назначается референдум, направил их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу референдума. Суд, проверив соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, направил Президенту РФ свое решение.«Допущены ли нарушения закона? Какое решение вынес Конституционный суд РФ?

Жители города Владикавказ выступили с инициативой проведения референдума по поводу строительства спортивного комплекса на территории данного муниципального образования. Администрация города постановила не проводить референдум, таким образом, инициатива была отклонена.

1. Имеют ли право граждане муниципального образования выдвигать инициативу по проведению референдума по такому вопросу?

2. Имеет ли администрация муниципального образования право назначать или не назначать проведение местного референдума?

Член участковой комиссии референдума Кличко, намереваясь сорвать референдум по вхождению Республики Крым в состав Российской Федерации, опустил в урну 130 недействительных бюллетеней. Квалифицируйте действия Кличко. Разберите совершённое им преступление по составу.

Когда был Референдум по Конституции РФ?

Если 12 декабря 1993 года были выборы депутатов в ГосДуму РФ гражданами СССР, так как первый Закон о гражданстве вышел в 2002 году

Прошу сначала понять чем отличается Референдум от выборов.

В самом тексте конституции нет слова Референдум.

А Конституцию можно принимать только на референдуме, чтобы проголосовало не меньше 75% от числа граждан с правом голоса (На тот момент - это 108 млн человек)

Четверо депутатов Городской Думы обратились к Главе муниципального образования с предложением провести местный референдум по вопросу утверждения герба города. От имени Главы муниципального образования дайте разъяснение депутатам какова процедура проведения местного референдума.

Группа жителей села N решила провести референдум по вопросу о необходимости строительства в селе новой школы. Представители данной группы обратились в юридическое управление районной администрации за разъяснениями о порядке подготовки и проведения местного референдума.

От имени начальника юридического управления районной администрации подготовьте и справочные материалы по вопросам публичных слушаний

Имеют ли право жители села проводить референдум?

Стоп, союз распался. В декабре 91 на Всеукраинском референдуме крымчане четко определились - ЗА независимость Украины. Крымская АССР - 54%, Севастополь, о ужас - 64%. А референдум 14 незаконен по простой причине: росвойска были введены ДО оного мероприятия. Есть возражения?

Конституционное Собрание 2/3 голосов от общего числа своего состава приняло решение вынести на всенародный референдум проект новой Конституции Российской Федерации.

Какие федеральные органы государственной власти или должностные лица, и в какие сроки должны назначить проведение референдума Российской Федерации?

Мой друг находился в Крыму с 2009 года, пока еще он был украинским, но в 2014 году случился всем известный референдум и пришла Россия, беда в том что как раз после референдума, друг потерял паспорт Украины, и выехать не получилось никак, то есть он все время находился в Крыму после референдума. Вот интересует вопрос, считается ли такая ситуация незаконным пересечением границы РФ?

По каким основаниям было отказано в регистрации группы? Охарактеризуйте порядок реализации инициативы проведения местного референдума.

На местный референдум был вынесен вопрос о внесении изменения в устав муниципального образования суть которого заключалась в сокращений полномочий главы муниципального образования с 4 лет до 3 лет глава муниципального образования обратился в суд с требованием принять решение референдума не действительным по скольку по его мнению на местный референдум нельзя было вносить вопросы о досрочном прекращении или сокращений полномочий срока органов местного самоуправления; какое решение должен принять суд.

Какая формулировка должна быть в справке фмс после проверки являлся ли я гр. россии на момент референдум в крыму. Почему при подаче пакета документов в ФМС заставили подать заявление вместо о просьбепризнать гр. России формулировкой являлся ли я гр. России на момент референдума. Конечно не являлся почему и подаю документы. И за что я заплатил 3500 руб если документы подтверждают что я работал и проживал в крыму на момент референдума.

В районном центре провели референдум, в пользу сбора денег на строительство парка. По 200 руб.60% проголосовали за сбор. Имеют ли право требовать у меня деньги, если я не заплочу. Сельсовет грозит подачей в суд, мотивируя это тем что после принятия референдума все обязанны внести плату. Законно ли это?

Помогите пожалуйста решить!

Группа жителей села Ленинск решила провести местный референдум по вопросу о необходимости строительства в селе новой школы. Представители инициативной группы обратились в правовое управление районной администрации за разъяснениями о порядке подготовки и проведения местного референдума.

От имени начальника правового управления районной администрации подготовьте ответ жителям села.

Группа жителей села Ленинск решила провести местный референдум по вопросу о необходимости строительства в селе новой школы. Представители инициативной группы обратились в правовое управление районной администрации за разъяснениями о порядке подготовки и проведения местного референдума.

От имени начальника правового управления районной администрации подготовьте ответ жителям села.

Помогите пожалуйста решить!

В рай центре планируют провести референдум, хотят собрать с населения деньги на строительство парка, если большинство проголасуют за сбор денег. При этом отметили, что те кто добравольно не сдаст, будут взымать через суд. Имею ли я право после положительного голосования референдума не сдать деньги, имеют ли требовать деньги через суд..

Ситуацию по Крыму и Севастополю. Еще до референдума подавались документы на приватизацию земельного участка. Севгорсовет не успел рассмотреть и вынести решение, и тут произошел референдум и Крым стал Россией. Как теперь быть, заново документы на приватизацию подавать? И где взять документы. Так как Правительство не является правопреемников Севгорсовета.

На территории Красноярского края, Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа прошли референдумы по вопросу объединения в один субъект РФ.

Красноярского края о признании результатов референдума недействительными.

Решите, будут ли признаны результаты референдума на территории.

Моя дочь уилась в хаи украина после референдума в крыму перевелась в севнту очное обучение пенсия по потере кормильцабыла 3606 а сейчас 2758 в пенсионном отказ из за того что не была на референдуме но ведь она училась прав ы ли в пенс фонде у крымчан такая же 7972 рубля.

Апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом решения. Если судебное решение было 10.11, мотивированное 12.11, то 16.11 еще не поздно подать апелляцию?

На момент крымского референдума работала по трудовой книжке в Ялте. Есть свидетели и все справки собраны. Когда прошел референдум, в Крым приехал муж с детьми. Сейчас уже год живем в Симферополе, дети здесь учатся. Хочу подать документы в суд, чтобы доказать свое проживание и получить российский паспорт, но не знаю где это лучше сделать, в Ялте (откуда все справки) или в Симферополе (где проживаю по факту).

Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании противоречащим закону Указа Президента Республики Татарстан О назначении референдума Республики Татарстан с вопросом: Поддерживаете ли Вы принятие закона Республики Татарстан О правоохранительной и судебной системе Республики Татарстан?.

Прокурор ссылался на то, что этот Указ противоречиит требованиям п.2 ст. 12 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Представители Президента Республики Татарстан с предъявленным требованием не согласились и просили оставить заявление без удовлетворения, указав на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерациии органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В нарушение этой нормы Конституции Российской Федерации, по их мнению, Федеральным законом Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации фактически произведено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации ее субъектов в вопросах назначения и проведения референдума в субъекте Российской Федерации, в том числе установлено, какие вопросы не могут выноситься на референдум субъекта. Однако в силу ст. 15 Конституции Российской Федерации законыииные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Методические рекомендации

по процедуре проведения референдума по вопросу

самообложения граждан

Под средствами самообложения граждан понимаются платежи, которые уплачивают жители муниципального образования из собственных средств, для решения вопросов местного значения, возникающих на конкретной территории муниципального образования.

- разовый характер, то есть нельзя устанавливать регулярный порядок их уплаты или уплату в несколько сроков;

- обязательность уплаты данных платежей распространяется только на граждан Российской Федерации, проживающих на территории соответствующего муниципального образования (следовательно, средства самообложения не могут быть установлены в отношении иностранцев, лиц без гражданства, а также в отношении юридических лиц);

- целевой характер, то есть собираются для решения конкретного вопроса местного значения, который рассматривался в ходе референдума (или схода граждан);

- размер платежа должен быть установлен в абсолютной величине, то есть в твердой сумме (например, 200 руб.), а не в процентах от получаемого дохода или иного экономического показателя;

- размер платежа одинаков для всех плательщиков;

- предусмотрена возможность уменьшения размера платежа для отдельных категорий граждан. При этом численность граждан, которым установлен уменьшенный размер платежа, не должна превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования.

Вопросы введения и использования средств самообложения граждан решаются на местном референдуме.

В случае, если в поселении количество жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек, то по вопросу о введении и об использовании средств самообложения проводится сход граждан.

Иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (муниципальные выборы, собрания граждан, конференция граждан, правотворческая инициатива граждан, опрос граждан и т.п.) к процедуре самообложения применены быть не могут.

Местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения (статья 22 Федерального закона № 131-ФЗ).

- представительному органу муниципального образования (Совет поселения) и главе местной администрации (руководитель исполнительного комитета) - совместно.

Решение о назначении местного референдума принимается Советом поселения.

Если инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации и (или) избирательным объединениям, иным общественным объединениям, имеющим право на участие в референдуме, то условием назначения местного референдума является сбор определенного числа подписей в поддержку данной инициативы. Для этого должна быть образована инициативная группа по проведению референдума.

Если инициативная группа образуется из граждан, то количество участников в соответствии с Законом Республики Татарстан № 23-ЗРТ и уставом муниципального образования должно быть не менее 10 человек.

В случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) выступает в качестве инициативной группы независимо от своей численности.

Порядок образования и регистрации инициативной группы регламентирован в статье 13 Закона Республики Татарстан № 23-ЗРТ.

Ходатайство о регистрации инициативной группы подается инициативной группой в избирательную комиссию.

Ходатайство инициативной группы должно содержать:

- вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум;

- фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории муниципального образования.

Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.

Также к ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Ходатайство должно быть рассмотрено избирательной комиссией в срок, не превышающий 15 дней.

Избирательная комиссия, рассмотрев ходатайство и приложенные к нему документы, выносит одно из следующих решений:

- отказать в регистрации инициативной группы в случае противоречия документов одному из вышеперечисленных нормативных актов.

Представительный орган муниципального образования проверяет соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 10 Закона Республики Татарстан № 23-ЗРТ в порядке и сроки, установленные уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в представительный орган ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов.

Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 10 Закона Республики Татарстан № 23-ЗРТ, то избирательная комиссия муниципального образования осуществляет регистрацию инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

Решение о регистрации инициативной группы принимается избирательной комиссией в пятнадцатидневный срок со дня признания представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 10 Закона Республики Татарстан № 23-ЗРТ.

В противном случае избирательная комиссия отказывает инициативной группе в регистрации.

По смыслу статьи 10 Закона Республики Татарстан № 23-ЗРТ применительно к референдуму по вопросу самообложения граждан можно выделить следующие требования к вопросам референдума:

- на референдум выносятся только вопросы местного значения;

- вопрос референдума не должен противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Татарстан;

- вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ.

Порядок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума установлен статьей 14 Закона Республики Татарстан № 23-ЗРТ.

Срок для сбора подписей составляет 30 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы.

Инициативная группа представляет подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума в избирательную комиссию поселения.

В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям Закона, устава муниципального образования избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня представления инициативной группой подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего постановления в представительный орган муниципального образования. Копия постановления избирательной комиссии муниципального образования должна быть направлена также инициативной группе (статья 16 Закона Республики Татарстан № 23-ЗРТ).

Если инициатива проведения референдума выдвигается совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, то она оформляется соответствующими муниципальными правовыми актами.

Инициатива Совета поселения оформляется решением Совета поселения об инициировании проведения референдума. Инициатива главы местной администрации оформляется постановлением Руководителя Исполнительного комитета об инициировании проведения референдума.

Порядок назначения референдума установлен статьей 18 Закона Республики Татарстан № 23-ЗРТ.

В соответствии с данной статьей после принятия Советом муниципального образования решения о выдвижении инициативы проведения референдума и поступления в Совет поселения постановления руководителя исполнительного комитета поселения о выдвижении инициативы проведения референдума Совет поселения в течение 30 дней со дня поступления таких документов обязан назначить дату проведения местного референдума.

Если по истечении 30 дней референдум Советом муниципального образования не назначен, то референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти Республики Татарстан, Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан или прокурора.

Назначенный судом референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения референдума (см.пункт 4).

Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.

Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.

В соответствии с уставом муниципального образования и по решению Совета муниципального образования дата проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней). Однако решение о переносе даты референдума на более поздний срок должно быть принято не позднее, чем за 25 дней до назначенного дня голосования. Перенос даты проведения референдума возможен в следующих случаях:

- в целях ее совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления;

- в связи с днем голосования на ином назначенном референдуме (см. пункт 6).

Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Для участия в голосовании на референдуме участник референдума получает бюллетень для голосования на референдуме (далее - бюллетень).

Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 50% от общего списка избирателей и более половины из них проголосовали "за".

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В соответствии с пунктом 5 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 ноября 2013 г. N 909 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Республики Татарстан иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на решение вопросов местного значения, осуществляемое с привлечением средств самообложения граждан" (далее Постановление №909) иные межбюджетные трансферты предоставляются из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан при соблюдении следующих условий:

- принятие на местном референдуме (сходе граждан) решения о введении самообложения граждан в муниципальном образовании Республики Татарстан;

- наличие в решении о введении самообложения граждан в муниципальном образовании Республики Татарстан конкретных направлений и объемов расходования средств самообложения граждан;

- своевременное представление органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан заявок на предоставление иных межбюджетных трансфертов и прилагаемых к заявкам документов, их достоверность и соответствие требованиям данного постановления.

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства самообложения граждан являются неналоговыми доходами бюджета.

По принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленному статьей 35 Бюджетного кодекса РФ, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

- субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

- добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

- расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

- расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

- отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;

- расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.

Таким образом, решением о бюджете муниципального образования может быть предусмотрена увязка расходов бюджета с доходами в виде средств самообложения.

Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан до 1 мая и до 1 ноября текущего года представляют в Министерство финансов Республики Татарстан информацию об объемах средств, планируемых к привлечению в порядке самообложения граждан в очередном полугодии, направлениях их использования по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.

Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан в течение 30 календарных дней по окончании отчетного полугодия представляют в Министерство следующие документы:

заявку на предоставление иных межбюджетных трансфертов (далее - заявка) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; копию принятого в отчетном периоде в соответствии с законодательством решения по вопросу введения самообложения граждан в муниципальном образовании Республики Татарстан; выписку из отчета об исполнении бюджета муниципального образования Республики Татарстан за отчетный квартал по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан представляют документы, указанные в пункте 6 настоящего Порядка, с разбивкой по поселениям.

Документы, поступившие от органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан, рассматриваются Министерством в течение 15 календарных дней со дня их поступления.

В случае представления органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Республики Татарстан неполного пакета документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, или документов, не соответствующих требованиям пункта 6 настоящего Порядка, а также в случае несоблюдения органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Республики Татарстан условий предоставления иных межбюджетных трансфертов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, Министерство отклоняет заявку и в течение 5 календарных дней уведомляет орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) Республики Татарстан с указанием причин отказа.

Орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) Республики Татарстан вправе подать повторную заявку в течение 10 календарных дней со дня получения уведомления об отрицательном заключении при условии выполнения требований, установленных настоящим Порядком.

Порядок рассмотрения повторных заявок органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан аналогичен порядку рассмотрения заявок, поданных впервые.

Иные межбюджетные трансферты в полном объеме расходуются органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан на выполнение мероприятий по решению конкретных вопросов местного значения муниципальных районов (городских округов), указанных в решениях о введении самообложения граждан в муниципальном образовании Республики Татарстан, и не могут быть направлены на другие цели.

Нецелевое использование иных межбюджетных трансфертов влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из бюджета Республики Татарстан, в порядке, определенном законодательством.

Не использованные в текущем финансовом году иные межбюджетные трансферты подлежат возврату в доход бюджета Республики Татарстан в течение первых 15 рабочих дней очередного финансового года.

В соответствии с решением Министерства о наличии потребности в иных межбюджетных трансфертах, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных иных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета муниципального района (городского округа), которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета муниципального района (городского округа), соответствующих целям предоставления указанных иных межбюджетных трансфертов.

В случае, если неиспользованный остаток иных межбюджетных трансфертов не перечислен в доход бюджета Республики Татарстан, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета Республики Татарстан в порядке, определяемом Министерством, с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан обязаны представлять в Министерство отчеты об использовании иных межбюджетных трансфертов в соответствии со сроками, порядком и формами, установленными Министерством. Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Республики Татарстан и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством за недостоверность представляемых отчетных сведений и нецелевое использование иных межбюджетных трансфертов

к Порядку предоставления из бюджета Республики Татарстан иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на решение вопросов местного значения, осуществляемое с привлечением средств самообложения граждан

на предоставление из бюджета Республики Татарстан иных межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования Республики Татарстан на решение вопросов местного значения, осуществляемое с привлечением средств самообложения граждан ________________________________________________________________________ наименование муниципального образования ________________________________________________________________________

О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие местного референдума

Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Новгородской области, областными законами, а также Уставом муниципального образования.

Статья 2. Вопросы, вносимые на местный референдум

На местный референдум могут вноситься вопросы местного значения, отнесенные к таковым федеральным и областным законодательством, уставом муниципального образования.

На местные референдумы не могут быть внесены вопросы, отнесенные Конституцией и федеральными законами, Уставом Новгородской области и областными законами к компетенции органов государственной власти, а также вопросы, указанные в пункте 3 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Статья 3. Обязательность решений местного референдума

Решение, принятое на местном референдуме в пределах его компетенции, имеет обязательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории муниципального образования, а также граждан.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

Статья 4. Право населения на участие в местном референдуме

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования. Гражданин Российской Федерации может участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют право участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 5. Общие принципы проведения местного референдума

Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие граждан в местном референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

Каждый гражданин имеет один голос.

Статья 6. Агитация по поводу местного референдума

Гражданам, политическим партиям, другим общественным объединениям гарантируется право беспрепятственной агитации "за" или "против" предложения об объявлении референдума, "за" или "против" проекта акта или решения, вносимого на местный референдум. Агитация проводится в порядке и в сроки, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В день голосования и в предшествующий ему день любая агитация запрещается.

Статья 7. Гласность при подготовке и проведении местного референдума

Деятельность органов местного самоуправления, общественных организаций, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.

Все решения, касающиеся местного референдума, а также проекты актов или иных решений, вносимых на референдум, доводятся до сведения жителей, в том числе путем опубликования местными средствами массовой информации в случае их наличия, в течение семи дней со дня их принятия соответствующими органами.

Местные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.

Комиссии по проведению местного референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания направивших их организаций или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссий референдума о предлагаемом присутствии указанных представителей не требуется.

Статья 8. Материальное обеспечение местного референдума

Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума с момента принятия решения о его назначении, производятся за счет средств местного бюджета.

Предприятия, учреждения и организации, органы государственной власти и местного самоуправления предоставляют в распоряжение комиссий местного референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения местного референдума. Помещения и оборудование предоставляются комиссиям местного референдума безвозмездно.

Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

Статья 9. Право назначения местного референдума

Право назначения местного референдума принадлежит представительному органу местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

В случае, если в муниципальном образовании представительный орган местного самоуправления не сформирован, местный референдум назначается главой муниципального образования по требованию 10 процентов избирателей муниципального образования. Местный референдум в этом случае проводится в соответствии с настоящим областным законом.

Статья 10. Обязательное проведение местного референдума

Органы местного самоуправления обязаны назначить местный референдум по требованию установленного уставом муниципального образования числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, при соблюдении ими требований настоящего областного закона и устава муниципального образования.

Статья 11. Реализация гражданами права требования местного референдума

Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении местного референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан, имеющих право на участие в референдуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно.

Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы местного референдума, образуемые из граждан в соответствии с требованиями настоящего областного закона и устава муниципального образования.

Статья 12. Образование инициативной группы референдума

В целях решения вопроса о необходимости проведения местного референдума по инициативе граждан и образования инициативной группы могут проводиться собрания граждан, проживающих на соответствующей территории.

Инициаторы проведения собрания обязаны в определенный уставом муниципального образования срок уведомить местную администрацию о месте и времени проведения собрания.

Каждый избиратель или группа избирателей, имеющих право на участие в референдуме, а равно общественное объединение могут образовывать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек.

Статья 14. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами местного референдума

Со дня получения постановления о регистрации, инициативная группа местного референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума.

Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме не должен превышать двух месяцев со дня выдачи постановления о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.

В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем по истечении одного года.

Статья 15. Подписной лист местного референдума

Листы для сбора подписей граждан под требованием о проведении местного референдума (подписные листы) должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на референдум.

Гражданин, поддерживающий требование о проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом: фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, номер и серию паспорта, дату подписания.

Подписные листы должны быть заверены председателем и одним из членов инициативной группы, собиравшим подписи, с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса, номера и серии паспорта.

На каждом подписном листе, наряду с заверяющими подписями председателя и одного из членов инициативной группы референдума, производится запись об общем числе заверенных подписей.

Комиссии местного референдума необходимо утвердить форму подписного листа.

Статья 16. Оформление права требования местного референдума

По окончании сбора подписей, инициативная группа в течение трех дней составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей и наименование территориальной избирательной комиссии (территориальной комиссии референдума), которой переданы на хранение подписные листы.

Подписные листы и протокол по акту в течение трех дней передаются на хранение территориальной избирательной комиссии (территориальной комиссии референдума), зарегистрировавшей инициативную группу, и хранятся в течение одного года после опубликования решения референдума.

При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного и того же гражданина все его подписи не учитываются.

Статья 17. Принятие решения по требованию о проведении местного референдума

Представительный орган местного самоуправления по требованию о проведении референдума вправе принять одно из следующих решений:

о назначении референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;

об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения настоящего закона.

Представительный орган местного самоуправления рассматривает представленные материалы и принимает по ним решение в течение недели со дня поступления требования о проведении референдума.

В случае отказа о назначении референдума, инициативная группа может обжаловать решение об отказе в суд.

Статья 18. Срок проведения референдума

Референдум не может проводиться ранее месяца и позднее двух месяцев со дня принятия решения о его проведении.

Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о проведении референдума должно быть официально опубликовано не позднее чем через 6 дней со дня его принятия и не менее чем за 45 дней до дня голосования.

Читайте также: