Прокурорский надзор за исполнением налогового законодательства

Обновлено: 04.05.2024

Продолжаем говорить о том, как совместно работают правоохранительные и налоговые органы. Сегодня коснемся органов прокуратуры.

Прокуратура не относится ни к одной из ветвей российской государственной власти из-за своего функционального назначения. Основной задачей прокуроров в России является осуществление надзора за исполнением законов и соблюдением Конституции Российской Федерации. В чем эффективность работы прокуратуры в налоговых правоотношениях? Попробуем разобраться. Во-первых, выявляется значительное количество нарушений закона со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, органов Федеральной налоговой службы и налогоплательщиков. В частности, на местах органами местного самоуправления принимаются незаконные правовые акты в налоговой сфере и устанавливаются незаконные налоги и сборы. Во-вторых, налоговые органы не всегда адекватно осуществляют функции по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, не принимают меры по взысканию задолженности по уплате налогов и сборов, допускают нарушения при государственной регистрации юридических лиц. Прокурор, выявляя соответствующие факты, принимает меры прокурорского реагирования.

Правовая регламентация взаимодействия.

Алгоритм взаимодействия прокуратуры и налоговых органов.

Взаимодействие при назначении и проведении выездной налоговой проверки:

1) прокуроры направляют материалы с признаками налоговых преступлений в Федеральную налоговую службу;

2) налоговые органы сразу после вынесения решения по налогоплательщику, имеющему крупную недоимку, подпадающую под признаки преступления, информирует об этом прокурора по месту фактического нахождения налогоплательщика;

3) налоговые органы информирует прокурора обо всех материалах, направленных в Следственный Комитет РФ;

4) прокурор ежемесячно проводит сверки таких материалов в налоговых органах и Следственном Комитете РФ;

5) прокурор по каждому такому материалу проверяет исполнение налоговыми органами требований о принудительном порядке взыскания задолженности

Полномочия прокуроров в сфере налоговых правоотношений:

— проведение проверок исполнения налогового законодательства в налоговых органах, органах государственной власти, органах местного самоуправления;

— проведение проверок исполнения налоговыми органами обязанности по направлению материалов в органы внутренних дел и Следственный Комитет РФ, содержащих признаки налоговых правонарушений и преступлений. Данная обязанность возложена на ФНС РФ ст. 32 Налогового Кодекса РФ. Органы прокуратуры полномочны потребовать от должностных лиц ФНС РФ строго соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с осуществлением мероприятий по налоговому контролю, взысканию и перечислению налоговых и неналоговых платежей.

— санкционировании ареста имущества налогоплательщиков-организаций;

Например: Так, в С-м районе Республики Коми с августа 2013 г. в течение 10 месяцев проводилась доследственная проверка и расследовалось уголовное дело в отношении предпринимателя Ж., не уплатившего налогов на сумму 3,5 млн рублей. С момента его возбуждения и до производства судебной налоговой экспертизы 5 месяцев никаких следственных действий по делу не проводилось, целенаправленных мер по доказыванию виновных действий Ж. не принималось. Уже после выполнения требований ст. 217 УПК РФ обвиняемым заявлено о своей причастности к преступлению, в том числе о неподписании им налоговой декларации. В результате на восьмом месяце следствие было вновь возобновлено, сроки давности истекли, Ж. уклонился от уголовного наказания.

В январе 2015 г. в отношении этого же лица тем же следственным отделом возбуждено новое уголовное дело об уклонении от уплаты налогов уже на сумму 18 млн рублей, по делу проведено лишь 11 следственных действий.

При этом по обоим уголовным делам в течение всего периода, с августа 2013 по май 2016 г., меры к наложению ареста на имущество Ж. с целью возмещения ущерба, причиненного бюджету РФ, не были приняты.

Прокурором Республики Коми в порядке ст. 44 УПК РФ заявлен гражданский иск о взыскании с Ж. в пользу бюджетов РФ и РК 21 174 209 рублей, который судом был удовлетворен в июле 2016 г.

Важно: истцами по гражданскому иску о взыскании ущерба бюджетам различных уровней совершением налоговых правонарушений могут выступать налоговые органы на основании п.п. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ или органы прокуратуры на основании ч. 3 ст. 44 УПК РФ, а в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое несет ответственность за вред, причиненный преступлением. В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 44 УПК РФ гражданский иск в защиту интересов государства может быть предъявлен прокурором после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве уголовного дела в суде первой инстанции.

— осуществление контроля за проведением налоговых проверок путем установления фактов дублирования контрольных мероприятий и фактов использования проверок для оказания давления на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность. При установлении таких фактов, а также фактов вмешательства с экономическую деятельность налогоплательщиков, незаконного применения мер принуждения и ответственности к ним налоговыми органами и их должностными лицами прокуроры имеют широкий спектр мер по пресечению незаконной деятельности и привлечению виновных лиц к ответственности.

— организация и проведение проверок налогового законодательства с участием специалистов при перечислении налогов и сборов в федеральный, региональный и местных бюджет, а также государственные внебюджетные фонды, в том числе проверять деятельность службы судебных приставов в части исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента.

В частности, по уголовным делам, возбужденным в отношении руководителей и главных бухгалтеров организаций, уклонившихся от уплаты налогов, параллельно с расследованием уголовного дела прокуроры вправе проверять исполнение налоговым органом всех полномочий, предоставленных ему НК РФ, по принудительному взысканию недоимки и пеней в порядке ст. 46, 47 НК РФ, а также взыскания налоговой санкции с организации в судебном порядке.

— надзор за качеством и эффективностью следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельностью в целях предупреждения, своевременного выявления и пресечения преступлений, расследования уголовных дел по налоговым преступлениям.

Например: В случае необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела прокурор в пятидневный срок с момента получения материалов проверки вправе отменить соответствующее постановление следователя или руководителя следственного органа. При этом он обязан указать конкретные обстоятельства, подлежащие выяснению, которые не были проверены, и сформулировать соответствующие указания, направив их руководителю следственного органа для исполнения.

Важно: прокурор не вправе давать указания следователю о том, что он должен делать по уголовному делу, этим должен заниматься руководитель следственного органа. Однако следует понимать, что обвинительное заключение утверждается прокурором, обвинение в суде поддерживает государственный обвинитель, также являющийся работником прокуратуры.

— апелляционное и кассационное обжалование приговоров, состоявшихся по уголовным делам о налоговых преступлениях.

Прокуратурой субъекта в целях обжалования судебных решений по делу З. был подготовлен проект надзорного представления в Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ. В дальнейшем ВС РФ поддержал доводы, изложенные в надзорном представлении заместителя Генерального прокурора РФ, и, мотивируя свое решение, отметил, что особенности природы гражданско-правовой ответственности в рассматриваемом случае физического лица предопределены и обусловлены прежде всего тем, что имущественный вред государству причинен преступными действиями осужденного. Поскольку, несмотря на предпринятые меры, задолженность юридического лица по налогам и пени осталась непогашенной в результате преступной деятельности директора общества З., не исполнившего в личных интересах обязанности налогового агента, суд пришел к выводу о том, что данными действиями государству причинен ущерб, который подлежит возмещению.

Виды мер прокурорского реагирования.

Непроцессуальные формы прокурорского реагирования:

— протест прокурора. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок.

— представление прокурора. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление должно быть рассмотрено в 30-дневный срок, по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

— предостережение прокурора. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона,

Процессуальные формы прокурорского реагирования.

— возбуждение производства об административном правонарушении.

При выявлении в ходе проведения прокурорской проверки исполнения налогового законодательства признаков административных правонарушений прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и направляет материалы в орган или должностному лицу, уполномоченному на применение мер административной ответственности.

Важно: прокурор может возбудить производство об административном правонарушении по любому составу, предусмотренному Кодексом об административных правонарушениях РФ. Но не имеет полномочий по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

— направление материалов проверки в Следственный Комитет РФ при наличии оснований для уголовного преследования в отношении лица, совершившего налоговое преступление, для рассмотрения и принятия решения о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела. Данное полномочие предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Решение Следственным Комитетом РФ принимается в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ.

Последняя мера, пожалуй, наряду с полномочием прокурора по обращению в суд с заявлением о взыскании суммы ущерба, причиненного бюджету налоговым преступлением, являются самыми эффективными средствами прокурорского реагирования и оправдывают нахождение органов прокуратуры в ряду субъектов, обеспечивающих законность в сфере налоговых правоотношений.

Преподавателями кафедры разрабатываются лекции, методические материалы к семинарам, пособия, учебные программы и иные методические материалы, позволяющие обеспечить высокий уровень преподавания и обучения слушателей и студентов.

Профессорско-преподавательский состав кафедры участвует в подготовке и опубликовании учебников, монографий и научных статей по актуальным вопросам уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.

Помимо этого, статьи преподавателей кафедры регулярно печатаются в научных журналах.

Монографии

1. Тимошенко А.А. Сохранение в тайне данных о личности потерпевшего и свидетеля как мера безопасности в уголовном процессе. М.: Юрлитинформ, 2012.

2. Титова В.Н. Проблемы реализации норм уголовно-процессуального законодательства о возмещении ущерба, причиненного преступлением (подготовлена к изданию).

3. Халиулин А.Г. (в соавторстве) Законность в Российской Федерации. М., 2008.

Учебники

4. Уголовное право России. Общая часть / под ред. И.Э. Звечаровского. М.: Норма. 2010.

5. Уголовное право России. Особенная часть / под ред. И.Э. Звечаровского. М.: Норма. 2010.

6. Прокурорский надзор /под ред. А.Я. Сухарева. М.:Норма. 2011.

7. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. М., 2006.

8. Уголовный процесс /под ред. А.В. Гриненко. М.: Норма. 2010.

9. Настольная книга прокурора. М.: Юрайт. 2012.

Комментарии

10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2010.

11. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.М. Лебедева. М.: Юрайт, 2011.

12. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под общ. ред. Ю.И. Калинина. М.: Юрайт, 2010.

13. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под общ. ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2011.

14. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации /под ред. А.Я. Сухарева. М.: Норма, 2004.

Пособия

15. Белоцерковский С.Д. Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации по борьбе с организованной преступностью / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2009.

16. Бриллиантов А.В. Освобождение от уголовной ответственности: с учетом обобщения судебной практики: научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2010.

17. Исаенко В.Н., Белова Г.Д., Куликова Г.Л., Титова В.Н. Методика поддержания государственного обвинения / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации ГП РФ. М., 2010.

18. Титова В.Н., Карпов Н.Н., Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации ГП РФ. М., 2010.

Лекции

19. Яни П.С. Проблемы квалификации бандитизма / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2008.

20. Яни П.С. Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий и служебный подлог / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2008.

21. Яни П.С. Квалификация служебного подлога / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2008.

22. Титова В.Н. Прокурорский надзор за законностью привлечения к ответственности за правонарушения в области налогов и сборов / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2008.

23. Титова В.Н. Прокурорский надзор за расследованием налоговых преступлений / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2008.

24. Титова В.Н. Досудебное производство по уголовным делам о хищении денежных средств при долевом строительстве многоквартирных домов / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2010.

25. Титова В.Н. Досудебное производство по уголовным делам о легализации денежных средств и иного имущества, полученных в результате совершения преступления / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2010.

26. Титова В.Н. Досудебное производство по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2011.

27. Яни П.С. Уголовная ответственность за халатность / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2011.

28. Титова В.Н. Конфискация денежных средств и иного имущества как иная уголовно-правовая мера по возмещению ущерба от преступления / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2012.

29. Жукова В.В. Участие прокурора в судебном следствии / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2012.

30. Жукова В.В. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2012.

31. Жукова В.В. Обеспечение прокурором поддержания законного и обоснованного государственного обвинения / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2012.

32. Курдюков А.Н. Прокурорский надзор за расследованием преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средства и психотропных веществ / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2012.

33. Курдюков А.Н. Прокурорский надзор за расследованием преступлений в сфере компьютерной информации / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2012.

Методические материалы к семинару

34. Яни П.С. Уголовная ответственность за служебный подлог / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2011.

35. Жукова В.В. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2012.

36. Жукова В.В., Цветкова А.С. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2012.

37. Курдюков А.Н. Особенности поддержания государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2012.

Учебные программы, подготовленные с участием преподавателей кафедры

38. Прокурорский надзор за исполнением таможенного законодательства / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2007.

39. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2009.

40. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2009.

41. Прокурорский надзор за исполнением уголовно-исполнительного законодательства / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2009.

42. Реализация прокурором норм уголовного законодательства / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2009.

43. Прокурорский надзор за расследованием преступлений следователями следственного управления следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2010.

44. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2010.

45. Повышение квалификации прокуроров городов и районов со стажем работы до одного года / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2011.

46. Прокурорский надзор за расследованием преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействующих веществ / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2011.

47. Деятельность прокурора в сфере конфискации имущества лиц, совершивших преступления коррупционной направленности: программа спецкурса / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2011.

48. Учебная программа профессиональной переподготовки прокурорских работников, состоящих в резерве кадров для выдвижения на должности прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2012.

Читайте также: