Производство по делу о налоговом правонарушении

Обновлено: 18.05.2024

1. При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

2. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций.

3. Форма акта и требования к его составлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.

5. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

6. По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

7. Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса, а также доказательств, полученных из специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) прилагаемых к ней документов и (или) сведений. Если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных настоящим Кодексом сроков, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса.

При рассмотрении материалов налоговой проверки ведется протокол.

В ходе рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

8. По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи:

1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;

2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

9. В решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также указываются наименование органа, место его нахождения, другие необходимые сведения.

10. На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение) этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее правонарушение, направляется требование об уплате (о перечислении) налога (сбора, страховых взносов), пеней и штрафа в порядке и сроки, которые установлены статьями 58, 60, 69 и 70 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

12. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

13. По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

  • Статья 25.14 НК РФ Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами

11. Должностное лицо налогового органа обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при их отсутствии налоговый орган установит факт нарушения законодательства о налогах и сборах, ответственность за которое предусмотрена статьей 129.6 НК РФ, производство по делу о таком налоговом правонарушении осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ. Открыть статью

2. Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ. Открыть статью

Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи. Открыть статью

Сайт использует cookie для персонализации сервисов и сбора статистики посещений. Продолжая использовать наш сайт, Вы выражаете согласие с условиями обработки персональных данных.

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?


Производство по делам о налоговых правонарушениях

Производство по делу о налоговом правонарушении регламентируется ст. 10 НК РФ, которая отсылает к главам 15 и 16 НК. Если по делу о налоговом правонарушении установлено, что деяние содержит признаки административного или уголовного проступка, материалы будут рассматриваться в соответствующих инстанциях в порядке административного или уголовного судопроизводства. Об особенностях производства по налоговым делам мы расскажем в статье далее.

Особенности налоговых правонарушений

Положения ст. 106 НК РФ определяют, что к правонарушениям в сфере налогового законодательства относится совершение противоправного деяния налоговым агентом, налогоплательщиком и иным лицом, за которое НК предусматривает ответственность.

Субъектами противоправных деяний могут быть:

  • плательщики налогов;
  • налоговые агенты;
  • организации и граждане, не относящиеся к плательщикам или агентам, в отношении которых применяются нормы налоговой ответственности;
  • свидетели, переводчики, эксперты.

К специальной группе субъектов относятся организации и ИП, которые указываются в статьях НК РФ и являются участниками конкретного состава правонарушения.

Для выявления вины субъекта необходимо провести налоговую проверку (камеральную или выездную). При этом важно помнить, что существует презумпция, согласно которой при наличии документов, подтверждающих деяние, противоправность действий налицо. Обязанность по доказыванию обратного возлагается на обвиняемого.

Вопросам ответственности за деяния в налоговой сфере, а также конкретным составам правонарушения посвящена глава 16 НК РФ, которая находится в постоянной доработке (утверждаются новые составы нарушений и упраздняются старые).

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях

Алгоритм действий при производстве по делам о налоговых правонарушениях, которые были выявлены в ходе налоговой проверки, следующий:

  1. При выявлении нарушений составляется акт проверки, на который субъект имеет право представить возражения.
  2. Уполномоченными лицами рассматривается акт и возражения с целью изучения материалов и дальнейшего привлечения к ответственности.
  3. Если нарушения выявлены, принимается решение.
  4. Виновному лицу направляются результаты рассмотрения дела.
  5. Производятся дополнительные действия, например субъекту в случае выявления налоговой недоимки направляется требование о ее оплате и уплате пени за просрочку исполнения обязательства.

Акт проверки является отправной точкой для начала производства по делам о налоговых правонарушениях. Рассматривать материалы проверки по налогам правомочен только руководитель органа или его заместитель. На заседание приглашается виновное лицо и его представитель. Неявка последних не препятствует рассмотрению документов.

В ходе процесса может быть выявлена необходимость проведения дополнительных действий, связанных со сбором доказательств. В этом случае, возможно, потребуется отложить рассмотрение материалов.

По результатам производства по делам о налоговых правонарушениях выносится одно из решений:

  • о привлечении лица к ответственности за совершение противоправного деяния;
  • об отказе в привлечении к налоговой ответственности;
  • о проведении дополнительной проверки.

Как отменить решение налогового органа?

Если граждане или организация, которые были признаны виновными в совершении противоправных деяний, не согласны с решением, они могут обжаловать его в руководстве налогового органа. Решение вступает в силу через месяц с момента его вручения привлекаемому лицу. Пока оно не вступило в силу, течет срок обжалования (п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Требования к содержанию жалобы содержатся в ст. 139.2 НК РФ. Решение по результатам обжалования принимается в течение месяца с момента подачи жалобы, но этот срок может продлеваться по решению руководителя налогового органа.

Подается жалоба через налоговый орган, который принял решение. Основания для отмены такого акта могут указываться любые. Так, безусловным основанием отмены решения является несоблюдение процедуры рассмотрения дела, в частности непредоставление субъектам и их представителям возможности принять участие в процедуре.

Как видите, производство по делам в сфере нарушения норм налогового законодательства имеет свои особенности, поскольку в полном объеме определяется положениями НК, а не КоАП либо УК РФ. При нарушении интересов лица, признанного виновным, решение налогового органа можно обжаловать в вышестоящей инстанции.


Конституция Российской Федерации определила обязанность граждан страны платить законно установленные налоги и сборы. В странах с рыночной экономикой налоги являются главным источником доходной части бюджета. Государство несет огромные экономические потери из-за укрытия больших сумм налоговых платежей налогоплательщиками. [5, с. 1]

Таким образом, невыполнение конституционной обязанности платить налоги и сборы — это противоправное умышленное невыполнение законно установленных обязанностей по уплате налогов.

Налоговый кодекс РФ вносит понятие налоговое правонарушение, как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность. [7. с. 6]

В соответствии с гл. 16 НК РФ к налоговым правонарушениям относят [7, с. 27]:

- нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;

- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

- непредставление налоговой декларации и нарушение способа представления;

- нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

- неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);

- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов;

- несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

В борьбе с налоговыми преступлениями государство прибегает к различным мерам, в том числе и к использованию юридической ответственности. [5, с. 3]

И. Н. Сенякин под юридической ответственностью представляет собой правовое отношение, возникшее из правонарушений, между государством и правонарушителем, который будет обязан испытать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за нарушение требований, которые содержатся в нормах права. [9, с. 5]

С точки зрения автора Мудрых В. В. налоговая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, но имеет тесную взаимосвязь с видами юридической ответственности, напрямую с производством по делам о налоговых нарушениях не связанными. [6, с. 16]

Однако привлечение к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах невозможно без применения специальной процедуры, которая называется производством. [5, с. 3]

Козырев А. А. понимает под производством по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах процессуальный порядок деятельности налоговых органов, других контролирующих и правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, привлечению виновных к ответственности, а также возмещению государству причиненного в результате противоправных действий ущерба. [5, с. 4]

Производство по делам о налоговых правонарушениях — это процессуальная форма реализации материально-правового содержания ответственности за указанные нарушения. [8, с. 29]

Налоговый кодекс РФ признает три вида производства по делам о налоговых преступлениях и доказывает, что в области налоговых отношений возможно использование трех взаимосвязанных, но самостоятельных вида юридической ответственности.

При рассмотрении статей НК РФ можно сказать вывод, что главной регулирующей нормой при привлечении к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является налоговое право. [5, с. 5]

Интересную позицию высказывает автор Аветисян К. Р.. Он отмечает, что правовое регулирование производства по делам о правонарушениях в области налогов и сборов осуществляется материальными и процессуальными нормами административного права и налогового права, что вызывает коллизии при их практическом применении. [2, с. 4]

Производство по делам об административных правонарушений в области налогов и сборов и производство по делам о налоговых правонарушений обладают определенными особенностями, связанными как со спецификой регулируемых отношений, так и с необходимостью обеспечения гарантий прав и законных интересов субъектов ответственности. [3, с. 14]

Так, например, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности. [7, с. 18] В свою очередь, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства. [4, с. 19]

Еще одним важным моментом, который следует отметить, является различие порядков обжалования правоприменительных актов, предусмотренных НК РФ и КоАП РФ.

Так, апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения. [7, с. 34] КоАП РФ устанавливает иные сроки обжалования постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения постановления. [4, с. 14]

Также отличием свидетельствует и различная форма выражения презумпции невиновности, установленной нормами КоАП РФ и НК РФ. [3, с. 21]

В КоАП РФ частности, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением должностного лица. [4, с. 16] Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. [3, с. 21]

НК РФ также устанавливает принцип презумпции невиновности, а именно: лицо считается невиновным в совершении налогового нарушения, пока его виновность не будет доказана. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих, о факте налогового правонарушения возлагается на налоговые органы. [7, с. 40]

С позиции Козырева А. А. в налоговом процессе выделяются самостоятельные стадии:

- определение факта налогового правонарушения и составление акта;

- рассмотрение и принятие решения по делу руководителем налогового органа;

- обжалование и пересмотр решения;

- исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности. [5, с. 5]

Каждая из них подробно регулируется в НК РФ и по форме отличается от стадий, регламентируемых административным правом. Причем друг от друга стадии отличаются субъектами соответствующих административно-процессуальных отношений, а также специфическими правами и обязанностями, которыми эти субъекты наделены.

Производство по делам о налоговых правонарушениях преследует такие цели [8, с. 7]:

- охрана фискальных интересов государства;

- своевременное и объективное выяснение обстоятельств дела;

- рассмотрение дела в соответствии с законом;

- выявление причин, которые привели к совершению нарушений преступления;

- предупреждение нарушений и воспитание уважительного отношения к налогообложению;

- — сохранение законности в указанной сфере.

Поводом к возбуждению производства по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах могут служить:

- обнаружение должностными лицами материала, указывающего на наличие нарушения;

- поступившие из государственных органов данные, содержащие события правонарушения;

Таким образом, процесс производства по делам о налоговых нарушениях заключается в исследовании причин и обстоятельств совершенного налогового правонарушения и применении к нарушителю предусмотренных законом мер восстановительного и карательного характера.

В заключении хотелось бы добавить, что законодатель обоснованно использует административный процесс в налоговом праве. Рассмотрение дел о налоговых нарушениях и применение административных санкций производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством РФ. Однако и в данной ситуации остро встает вопрос разграничения ответственности за правонарушения в области налогов и сборов и применение мер административной ответственности в процессе исполнительно-распорядительной деятельности налоговых органов. [5, с. 6]

1. Аветисян, К. Р. Особенности возбуждения дела об административном правонарушении в налоговой сфере // Административное и муниципальное право. — 2011. — № 3.

2. Аветисян, К. Р. Производство по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов: дис. канд. юр. наук / Аветисян, К. Р. — Москва, 2012–25 с.

3. Арсеньева, Н. В. Административная и налоговая ответственность за правонарушения в области налогов и сборов: возможность консолидации норм и последствия // Административное и муниципальное право. — 2011. — № 3.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях: фед. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — 7 января.

5. Козырев, А. А. Некоторые особенности производства по делам о налоговых правонарушениях // Финансовое право. — 2004. — № 1.

6. Мудрых, В. В. Ответственность за нарушение налогового законодательства: учебное пособие для вузов / В. В. Мудрых. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 319 с.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации: фед. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.06.2013) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — 3 августа.

8. Налоговый юрисдикционный процесс (производство по делам о налоговых правонарушениях) // Финансовая Россия. — 1999.

9. Сенякин, И. Н. Теория государства и права: Курс лекций / И. Н. Сенякин, А. А. Малько, Н. И. Матузов. — М.: НОРМА, 2000. — 695 с.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, юридическая ответственность, дело, налоговое правонарушение, нарушение законодательства, административное правонарушение, налоговый орган, правонарушение, сбор, налоговая ответственность.

Похожие статьи

Cоотношение административной и налоговой ответственности.

РФ, административное правонарушение, административная ответственность, налоговое законодательство, вид ответственности, налоговая ответственность, административное наказание, административный штраф.

Налоговые правонарушения и ответственность за их.

налоговая ответственность, Налоговый кодекс РФ, административная ответственность, РФ, нарушение законодательства, налоговое правонарушение, область налогов, административное правонарушение, сбор.

Ответственность за налоговые правонарушения

РФ, налоговый орган, лицо, правонарушение, штраф, Российская Федерация, ответственность, налоговая ответственность, налоговая декларация, административный штраф.

Налоговая ответственность как часть. | Молодой ученый

налоговая ответственность, Налоговый кодекс РФ, административная ответственность, РФ, нарушение законодательства, налоговое правонарушение, область налогов, административное правонарушение, сбор.

К вопросу о соотношении административной и налоговой.

налоговая ответственность, Налоговый кодекс РФ, административная ответственность, РФ, нарушение законодательства, налоговое правонарушение, область налогов, административное правонарушение, сбор.

Международный опыт административной ответственности за.

РФ, административное правонарушение, административная ответственность, налоговое законодательство, вид ответственности, налоговая ответственность, административное наказание, административный штраф.

Особенности применения мер ответственности за нарушение.

налоговое правонарушение, РФ, правонарушение, налоговое законодательство, уплата налогов, налог, нарушение, санкция, вид

РФ, налоговый орган, лицо, правонарушение, штраф, Российская Федерация, ответственность, налоговая ответственность, налоговая.

Налоговые правонарушения и ответственность.

Ответственность за налоговые правонарушения. РФ, налоговый орган, лицо, правонарушение, штраф, Российская Федерация, ответственность, налоговая ответственность, налоговая декларация, административный штраф.

Ответственность на уклонение от уплаты налогов.

РФ, крупнейший налогоплательщик, налоговое законодательство, налогоплательщик, лицо, уголовная ответственность, налоговое правонарушение, лишение свободы, административное правонарушение.


Конституция Российской Федерации определила обязанность граждан страны платить законно установленные налоги и сборы. В странах с рыночной экономикой налоги являются главным источником доходной части бюджета. Государство несет огромные экономические потери из-за укрытия больших сумм налоговых платежей налогоплательщиками. [5, с. 1]

Таким образом, невыполнение конституционной обязанности платить налоги и сборы — это противоправное умышленное невыполнение законно установленных обязанностей по уплате налогов.

Налоговый кодекс РФ вносит понятие налоговое правонарушение, как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность. [7. с. 6]

В соответствии с гл. 16 НК РФ к налоговым правонарушениям относят [7, с. 27]:

- нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;

- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

- непредставление налоговой декларации и нарушение способа представления;

- нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

- неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);

- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов;

- несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

В борьбе с налоговыми преступлениями государство прибегает к различным мерам, в том числе и к использованию юридической ответственности. [5, с. 3]

И. Н. Сенякин под юридической ответственностью представляет собой правовое отношение, возникшее из правонарушений, между государством и правонарушителем, который будет обязан испытать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за нарушение требований, которые содержатся в нормах права. [9, с. 5]

С точки зрения автора Мудрых В. В. налоговая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, но имеет тесную взаимосвязь с видами юридической ответственности, напрямую с производством по делам о налоговых нарушениях не связанными. [6, с. 16]

Однако привлечение к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах невозможно без применения специальной процедуры, которая называется производством. [5, с. 3]

Козырев А. А. понимает под производством по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах процессуальный порядок деятельности налоговых органов, других контролирующих и правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, привлечению виновных к ответственности, а также возмещению государству причиненного в результате противоправных действий ущерба. [5, с. 4]

Производство по делам о налоговых правонарушениях — это процессуальная форма реализации материально-правового содержания ответственности за указанные нарушения. [8, с. 29]

Налоговый кодекс РФ признает три вида производства по делам о налоговых преступлениях и доказывает, что в области налоговых отношений возможно использование трех взаимосвязанных, но самостоятельных вида юридической ответственности.

При рассмотрении статей НК РФ можно сказать вывод, что главной регулирующей нормой при привлечении к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является налоговое право. [5, с. 5]

Интересную позицию высказывает автор Аветисян К. Р.. Он отмечает, что правовое регулирование производства по делам о правонарушениях в области налогов и сборов осуществляется материальными и процессуальными нормами административного права и налогового права, что вызывает коллизии при их практическом применении. [2, с. 4]

Производство по делам об административных правонарушений в области налогов и сборов и производство по делам о налоговых правонарушений обладают определенными особенностями, связанными как со спецификой регулируемых отношений, так и с необходимостью обеспечения гарантий прав и законных интересов субъектов ответственности. [3, с. 14]

Так, например, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности. [7, с. 18] В свою очередь, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства. [4, с. 19]

Еще одним важным моментом, который следует отметить, является различие порядков обжалования правоприменительных актов, предусмотренных НК РФ и КоАП РФ.

Так, апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения. [7, с. 34] КоАП РФ устанавливает иные сроки обжалования постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения постановления. [4, с. 14]

Также отличием свидетельствует и различная форма выражения презумпции невиновности, установленной нормами КоАП РФ и НК РФ. [3, с. 21]

В КоАП РФ частности, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением должностного лица. [4, с. 16] Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. [3, с. 21]

НК РФ также устанавливает принцип презумпции невиновности, а именно: лицо считается невиновным в совершении налогового нарушения, пока его виновность не будет доказана. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих, о факте налогового правонарушения возлагается на налоговые органы. [7, с. 40]

С позиции Козырева А. А. в налоговом процессе выделяются самостоятельные стадии:

- определение факта налогового правонарушения и составление акта;

- рассмотрение и принятие решения по делу руководителем налогового органа;

- обжалование и пересмотр решения;

- исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности. [5, с. 5]

Каждая из них подробно регулируется в НК РФ и по форме отличается от стадий, регламентируемых административным правом. Причем друг от друга стадии отличаются субъектами соответствующих административно-процессуальных отношений, а также специфическими правами и обязанностями, которыми эти субъекты наделены.

Производство по делам о налоговых правонарушениях преследует такие цели [8, с. 7]:

- охрана фискальных интересов государства;

- своевременное и объективное выяснение обстоятельств дела;

- рассмотрение дела в соответствии с законом;

- выявление причин, которые привели к совершению нарушений преступления;

- предупреждение нарушений и воспитание уважительного отношения к налогообложению;

- — сохранение законности в указанной сфере.

Поводом к возбуждению производства по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах могут служить:

- обнаружение должностными лицами материала, указывающего на наличие нарушения;

- поступившие из государственных органов данные, содержащие события правонарушения;

Таким образом, процесс производства по делам о налоговых нарушениях заключается в исследовании причин и обстоятельств совершенного налогового правонарушения и применении к нарушителю предусмотренных законом мер восстановительного и карательного характера.

В заключении хотелось бы добавить, что законодатель обоснованно использует административный процесс в налоговом праве. Рассмотрение дел о налоговых нарушениях и применение административных санкций производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством РФ. Однако и в данной ситуации остро встает вопрос разграничения ответственности за правонарушения в области налогов и сборов и применение мер административной ответственности в процессе исполнительно-распорядительной деятельности налоговых органов. [5, с. 6]

1. Аветисян, К. Р. Особенности возбуждения дела об административном правонарушении в налоговой сфере // Административное и муниципальное право. — 2011. — № 3.

2. Аветисян, К. Р. Производство по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов: дис. канд. юр. наук / Аветисян, К. Р. — Москва, 2012–25 с.

3. Арсеньева, Н. В. Административная и налоговая ответственность за правонарушения в области налогов и сборов: возможность консолидации норм и последствия // Административное и муниципальное право. — 2011. — № 3.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях: фед. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — 7 января.

5. Козырев, А. А. Некоторые особенности производства по делам о налоговых правонарушениях // Финансовое право. — 2004. — № 1.

6. Мудрых, В. В. Ответственность за нарушение налогового законодательства: учебное пособие для вузов / В. В. Мудрых. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 319 с.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации: фед. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.06.2013) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — 3 августа.

8. Налоговый юрисдикционный процесс (производство по делам о налоговых правонарушениях) // Финансовая Россия. — 1999.

9. Сенякин, И. Н. Теория государства и права: Курс лекций / И. Н. Сенякин, А. А. Малько, Н. И. Матузов. — М.: НОРМА, 2000. — 695 с.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, юридическая ответственность, дело, налоговое правонарушение, нарушение законодательства, административное правонарушение, налоговый орган, правонарушение, сбор, налоговая ответственность.

Похожие статьи

Cоотношение административной и налоговой ответственности.

РФ, административное правонарушение, административная ответственность, налоговое законодательство, вид ответственности, налоговая ответственность, административное наказание, административный штраф.

Налоговые правонарушения и ответственность за их.

налоговая ответственность, Налоговый кодекс РФ, административная ответственность, РФ, нарушение законодательства, налоговое правонарушение, область налогов, административное правонарушение, сбор.

Ответственность за налоговые правонарушения

РФ, налоговый орган, лицо, правонарушение, штраф, Российская Федерация, ответственность, налоговая ответственность, налоговая декларация, административный штраф.

Налоговая ответственность как часть. | Молодой ученый

налоговая ответственность, Налоговый кодекс РФ, административная ответственность, РФ, нарушение законодательства, налоговое правонарушение, область налогов, административное правонарушение, сбор.

К вопросу о соотношении административной и налоговой.

налоговая ответственность, Налоговый кодекс РФ, административная ответственность, РФ, нарушение законодательства, налоговое правонарушение, область налогов, административное правонарушение, сбор.

Международный опыт административной ответственности за.

РФ, административное правонарушение, административная ответственность, налоговое законодательство, вид ответственности, налоговая ответственность, административное наказание, административный штраф.

Особенности применения мер ответственности за нарушение.

налоговое правонарушение, РФ, правонарушение, налоговое законодательство, уплата налогов, налог, нарушение, санкция, вид

РФ, налоговый орган, лицо, правонарушение, штраф, Российская Федерация, ответственность, налоговая ответственность, налоговая.

Налоговые правонарушения и ответственность.

Ответственность за налоговые правонарушения. РФ, налоговый орган, лицо, правонарушение, штраф, Российская Федерация, ответственность, налоговая ответственность, налоговая декларация, административный штраф.

Ответственность на уклонение от уплаты налогов.

РФ, крупнейший налогоплательщик, налоговое законодательство, налогоплательщик, лицо, уголовная ответственность, налоговое правонарушение, лишение свободы, административное правонарушение.

Читайте также: