Проект ндс при сбросе на рельеф

Обновлено: 19.05.2024

Сегодня в нашей стране существуют серьезные пробелы в природоохранном законодательстве, которые нередко приводят к бесконтрольному загрязнению окружающей среды и негативным последствиям для природопользователей. Одна из самых острых проблем – невозможность получения разрешительной документации на сброс сточных вод на рельеф местности.

При этом многие предприятия продолжают сбрасывать загрязненные воды непосредственно на почву, нанося непоправимый вред экологии, в силу отсутствия доступа к системе канализации или водному объекту. Как выйти из этой непростой ситуации с наименьшими последствиями и чем грозит природопользователю незаконный сброс сточных вод на рельеф местности?

Почему предприятия вынуждены сбрасывать сточные воды на рельеф местности?

При этом закон четко регламентирует нормативы предельно-допустимого загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, не устанавливая порядка нормирования негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) при сбросе сточных вод на рельеф.

В связи с тем, что не установлен порядок расчета нормативов сброса сточных вод на почву, не имеется также формулы, определяющей сумму компенсации вреда экологии.

Почему же некоторые предприятия продолжают сбрасывать загрязненные сточные воды на почву? Это происходит в связи с тем, что система канализации или ближайший водный объект расположены далеко от места расположения предприятия. Образовавшиеся сточные воды при этом непрерывно сбрасываются на рельеф местности. Узаконить это невозможно, в связи с чем предприятия прибегают к следующим ухищрениям:

  1. Получение разрешения на сброс сточных вод в ближайший водный объект. Чтобы избежать ответственности за загрязнение почвы, некоторые предприятия получают разрешение на сброс в ближайший водоем, в который (по задумке) сточные воды сбрасываются с водосборной площади (протекая от источника сточных вод по рельефу местности до приемника). На самом деле, такое разрешение можно считать фиктивным, в связи с тем, что сточные воды по факту не поступают в водный объект и загрязняют рельеф.
  2. Сброс сточных вод на поля фильтрации . Если территориальные органы власти отказывают предприятию в выдаче разрешения на сброс в удаленный водный объект, руководство может прибегнуть к еще одной уловке – сброс на поля фильтрации. Такой подход предполагает выделение специальной местности (полей фильтрации), которые не используются для строительства объектов недвижимости и выращивания сельскохозяйственной продукции, куда сбрасываются нечистоты. На самом деле, это также незаконно, ведь поля фильтрации ничем не отличаются от обычного участка почвы.
  3. Полное отсутствие разрешительной документации. В связи с отсутствием четкого законодательного ограничения, многие предприятия годами сбрасывают сточные воды на рельеф, не получая никаких разрешительных документов. Единственная особенность такого подхода — сверхлимитные платежи за НВОС. В соответствии с действующим законодательством это незаконно, но контролирующие органы нередко закрывают на это глаза, мотивируя это большими компенсационными выплатами предприятия.

Что грозит природопользователю за незаконный сброс сточных вод на рельеф местности?

Сегодня избежать проблем с законом, сбрасывая сточные воды на рельеф местности практически невозможно. Чаще всего нарушителям грозит привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также предприятию предстоит выплатить немалую сумму компенсации за непоправимый ущерб, нанесенный экологии. К ответственности привлекаются лица, в действиях которых усматривается 4 признака правонарушения:

  • установленный и зафиксированный факт сброса сточных вод на рельеф местности;
  • факт отсутствия разрешительной документации на сброс сточных вод на рельеф местности (почву) или оформление необоснованного разрешения на сброс в близлежащий водный объект;
  • наличие вины конкретного хозяйствующего субъекта в загрязнении почвы;
  • факт превышения концентраций загрязняющих веществ в почве в сравнении с фоновыми показателями.

При первом выявлении факта незаконного загрязнения рельефа местности, в отношении нарушителя составляется протокола об административном правонарушении, состав которого предусмотрен ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Далее лицо привлекается к административной ответственности и ему назначается сумма штрафа-компенсации, в соответствии со степенью вреда, нанесенного окружающей среде.

Чтобы избежать повторного привлечения к ответственности и полной остановки деятельности предприятия, виновному лицу лучше добровольно выплатить компенсации не доводя дело до повторного суда.

Сброс сточных вод на рельеф. Почему нельзя.

Тезисы:

  • Платим ли мы за сброс на рельеф? Нет.
  • Можно ли сбрасывать сточные воды на рельеф? Нет.
  • Нормативное обоснование этих тезисов.
  • Что с этим делать при проектировании?

Водосборная площадь = рельеф. Если открыть топографическую карту, то всю территорию при должном усердии можно разделить на водосборные площади водных объектов и нанести линии водоразделов.

В нашей практике проектирования распространён вопрос, когда ливневые стоки с проектируемой территории собираются, очищаются и далее сбрасываются на прилегающую территорию. Это норм или не норм? Куда смотреть, на что опираться, чем руководствоваться?

Первым делом проработаем имеющийся опыт по данной теме. Я использую журналы Экология производства и Справочник эколога. Много информации можно почерпнуть из тематических групп в ВК, но время жизни поста 1 день, проработка информации поста невысока. Поэтому журнал или научная статья лучше? А книга ещё лучше!

Из статьи в журнале Экология производства за 2016 год №2 стр. 34-36 О.В. Суворова (Росприроднадзор). Рассмотрен вопрос взимания платы за сброс на водосборную площадь и констатировано, что до 2016 года плата взималась по сверхлимитке, т.к. не было (и нет на текущий момент) порядка расчёта НДС при сбросе на рельеф, нет порядка его утверждения и выдачи Разрешения. Но с 2016 года в закон об охране окружающей среды (7-ФЗ) ст.16 внесены поправки и плата взимается только за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Т.о., с 2016 г. нет требования платить за сброс на рельеф.

Далее автор статьи рассматривает вопрос легитимности сброса сточных вод (СВ) на рельеф. И делает интересный вывод. Эта логика и толкование встречаются как у инспекторов, так и у экспертов государственных и не государственных экспертиз. Можно сказать, что это официальное мнение.

Итак, следим за логикой (это полезно).

Первое. 7-ФЗ, Статья 37. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов

2. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений … в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

3. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений … принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Окружающая среда, это в т.ч. и земельные ресурсы, и почвы. Но специальных требований по регулированию сброса на рельеф нет, поэтому смотрим Земельный кодекс (ЗК).

ЗК, Статья 13. Содержание охраны земель

2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, … и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

Далее автор статьи делает интересный вывод на основании ч.2, п.2 ст.13 ЗК, что поскольку нужно обеспечить защиту земель от водной эрозии, подтопления, заболачивания и т.д., то, ВНИМАНИЕ! сброс на рельеф сточных вод запрещён! Запрет чего-либо в целях защиты – это распространённая позиция. А "природопользователи, у которых есть сбросы обязаны собирать СВ в водонепроницаемые приёмники". О том с какой периодичностью будет осуществляться вывоз СВ из приёмников, сколько это будет стоить и вообще об организационной и технической обоснованности такого решения автор не упоминает. От себя хочу отметить, что большинство экспертов также не задают вопрос: насколько реально такое решение и не будет ли оно провоцировать несанкционированные сбросы этих стоков в соседнем лесочке.

Если вы ещё раз прочитаете ст. 13 ЗК, то вы не увидите прямого запрета на сброс СВ на рельеф. Как же такой вывод появляется и обоснован ли он? ДА, обоснован в подавляющем большинстве случаев.

См. 7-ФЗ, Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Этот принцип означает, что для эколога-эксперта и эколога-инспектора вы изначально виноваты и Вы (или мы с вами вместе приразработке ПМООСа) должны доказать, обратное при подготовке проектной документации и в ходе экспертизы.

Т.о., если в материалах нет доказательства или доказательство по мнению эксперта неубедительно, то принцип защиты земель не соблюдается, а тем самым сброс СВ на рельеф недопустим. Касается ли это очищенных стоков? Да, т.к. почистив от загрязняющих веществ, мы не исключаем процессов эрозии, заболачивания, подтопления.

Рассмотрим типовую схему водоотведения и подумаем, что можно предложить.

В большинстве проектных решений для обособленных от централизованных коммуникаций объектов встречаем следующее: фекальные стоки собираются и вывозятся на очистные, либо очищаются на локальных очистных, а сточные воды сбрасываются на рельеф. По отношению ливневых и дренажных стоков также распространена схема очистки от взвешенных и нефтепродуктов с последующим выпуском на рельеф. Однако в случае ливнёвки при значительных территориях водосбора мы можем собрать сотни кубометров поверхностных СВ за дождливые сутки какое количество рейсов потребуется для опорожнения таких емкостей? Имеется ли в распоряжении парк требуемой техники? Какое транспортное плечо до очистных сооружений?

Что можно предложить?

Рассосредоточенный сброс на рельеф с гидрогеологическим обоснованием отсутствия заболачивания, эрозии и прочих негативных последствий. Это решение несёт с собой все минусы предыдущего пункта.

Подведём итог.

Сброс СВ в водный объект – не подарок, но более-менее понятная задача.

Сброс на рельеф – для этого решения превалирует отрицательная позиция экспертного сообщества. Прямого законодательного запрета нет, но я не встречал хорошего обоснования допустимости сброса на рельеф.

Сброс в фильтрационные колодцы (траншеи) – более распространённое и приемлемое решение, но также требует гидрогеологического, инженерного и экологического обоснования.

Сброс сточных вод на рельеф в 2016 году запрещен в соответствии с документами:

  • вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
  • загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
  • негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
  • качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
  • нормативы в области охраны окружающей среды – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

В составе сбрасываемых сточных вод могут присутствуют различные химические вещества, в том числе поверхностно-активные вещества, фенолы, нормативы качества окружающей среды для которых не установлены.

Таким образом, при сбросе сточных вод на почву негативно изменяет качество окружающей среды, то есть причиняет вред окружающей среде вследствие ее загрязнения.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

Как МПР №238 объясняет вред сброса сточных вод для почв

Размер вреда, определяемый в рублях, зависит от степени химического загрязнения почвы, которая определяется как соотношение фактического содержания конкретного химического вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.

При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды (ПДК, ОДК) для почв (для конкретного химического вещества) в качестве норматива качества применяется значение концентрации этого химического вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Для поверхностно-активных веществ, фенолов, нефтепродуктов, сбрасываемых в составе сточных вод на почву, нормативы качества окружающей среды не установлены, в незагрязненной почве данные вещества не встречаются. Таким образом, при исчислении вреда окружающей среде вся масса данных веществ, сброшенных после очистки на почву, будет учтена при определении размера вреда.

Так же не представляется возможным рассчитать степень очистки сточных вод от загрязняющих веществ, концентрация которых представлена в мг/дм 3 , достаточную для не превышения нормативов качества окружающей среды для почв по данным веществам, выражаемых в мг/кг. Эффективность очистки установленных очистных сооружений может быть определена только по результатам мониторинга загрязнения почв в районе сброса сточных вод.

Судебная практика не оправдывает сброс сточных вод на рельеф

Кроме того, существует обширная судебная практика в части сброса сточных вод на рельеф и загрязнения почв, исходя из которой, можно сделать вывод о полном запрете сброса сточных вод на рельеф местности.

Так, в соответствии с Решением № 2-125/2015 2-125/2015~М-8/2015 М-8/2015 от 11 февраля 2015 г. по делу № 2-125/2015, сделан вывод о невозможности сброса сточных вод на рельеф местности.

В Решении по делу 33-9771/2013 указано, что хозяйственная и иная деятельность, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды, запрещены. Так же, сброс сточных вод на рельеф местности приравнивается к размещению отходов. Сброс отходов на почву запрещен.

Для решения проблемы сброса сточных вод на рельеф, мы предлагаем устанавливать аккумулирующие емкости для сбора хозяйственно-бытовых сточных вод с последующим вывозом и передачей накопленных стоков организациям водопроводно-канализационного хозяйства.

Ориентировочные затраты на данные услуги по результатам запросов организациям, осуществляющим вывоз сточных вод, составят 1500-2500 руб. за 1 м 3 вывезенных сточных вод.

По предварительным данным, организации, осуществляющие вывоз сточных вод, берут на себя обязательства по разбавлению сточных вод для выполнения требований организаций водопроводно-канализационного хозяйства к составу принимаемых сточных вод.

Нормативы допустимых сбросов ( НДС) в водные объекты - 2021

Разработка нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в водные объекты (за исключением радиоактивных веществ) проводится на основании приказа Минприроды России от 29.12.2020 № 1118.

Согласно указанного приказа величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей.

Разработка НДС осуществляется в отношении ЗВ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса у водопользователя, в том числе указанных в отчете по ПЭК.

Перечень нормируемых веществ включает в себя вещества, предусмотренные перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р , и формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных вод.

При сбросе в поверхностные водные объекты карьерных, шахтнорудничных и иных вод, забранных (образующихся при осуществлении технологического процесса) из подземных водных объектов, при формировании перечня нормируемых веществ учитывается качество указанных вод.

При сбросе со сточными водами смесей постоянного состава, в перечень нормируемых веществ включаются все вещества, входящие в состав смеси постоянного состава.

Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными водами от абонентов.

Перечень нормируемых веществ организаций, эксплуатирующих объекты централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, определяется на основании результатов инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в соответствии с Правилами N 891. Для объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду (объектов II категории), являющихся централизованными системами водоотведения поселений или городских округов, в такой перечень дополнительно включаются технологически нормируемые вещества.

НДС устанавливаются расчетным путем исходя из:

  • нормативов качества воды водного объекта (постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 149);
  • фонового состояния водного объекта по ЗВ, характеризующим применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса у водопользователя.

Расчет нормативов допустимых сбросов

В случае превышения условных фоновых концентраций значений гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, то НДС разрабатывается с учетом:

В случаях если природные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, нормативы качества разрабатываются и устанавливаются на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в этом речном бассейне или его части, водном объекте или его части.

Нормативы качества вод поверхностных водных объектов, предусмотренные пунктом 15 настоящего Положения, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Пункты 15 и 16 постановления Правительства РФ от 13.02.2019 № 149

Если фоновая концентрация химического вещества в воде водного объекта и (или) микробиологические показатели, связанные с применяемыми технологиями и особенностями производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не позволяют обеспечить норматив качества воды в контрольном пункте (створе), за исключением ситуации, указанной в пункте 3 настоящей методики, НДС по этим показателям разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.

В случае если водный объект рыбохозяйственного значения одновременно используется для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения:

Для оценки качества вод поверхностных водных объектов рыбохозяйственного значения, используемых одновременно для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и (или) в других целях, норматив качества устанавливается на уровне наименьшего из гигиенического или рыбохозяйственного норматива.

В случае если водный объект, используется для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения:

При разработке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или их части, используемые для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, применяются гигиенические нормативы.

Сброс сточных вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей, в водные объекты рыбохозяйственного значения:

НДС должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного пункта (створа) на расстоянии (на водотоках - ниже по течению; на водоемах и морях - на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных вод.

Если фактический сброс действующей организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается расчетный НДС.

Фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах определяется как максимальное значение концентрации за последний календарный год безаварийной работы предприятия из 5-ти предыдущих лет работы или из 7-ми предыдущих лет работы в случае предоставления расчета НДС в заявке на получение комплексного экологического разрешения либо декларации о воздействии на окружающую среду.

Фактический сброс для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов применяется как максимальное значение концентраций, определенное в результате инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в соответствии с Правилами проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 891.

На какой срок утверждаются нормативы допустимых сбросов

НДС не подлежат пересмотру в течение срока, на который выдается комплексное экологическое разрешение, в заявке на получение которого они содержались, или на который предоставляется декларация о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись, а также срока, на который они утверждены в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, за исключением наступления обстоятельств для расчета новых НДС, указанных в пункте 13 настоящей Методики.

Срок актуальности расчетов НДС не превышает 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения, в заявке на получение которого они содержались (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13 статьи 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ), или данный срок исчисляется с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, приложением к которой они являлись.

В случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ, НДС утверждаются на 5 лет в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" .

пункты 11, 13 приказа Минприроды России от 29.12.2020 № 1118

Расчет НДС до истечения срока

б) при изменении перечня сбрасываемых загрязняющих веществ (для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов - по результатам инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проведенной в соответствии с Правилами N 891);

г) получении впервые сведений о величинах условных фоновых концентраций или обновлении таких сведений;

д) утверждении в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 484 "О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" региональных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водного объекта рыбохозяйственного значения;

е) получения впервые информации о количественных и качественных характеристиках водного объекта - приемника сточных вод, а также гидрометеорологической информации или обновлении таких сведений;

При этом расчет НДС, КЭР или декларация о воздействии на ОС являются действующими до расчета новых НДС в пределах сроков, на которые выдано комплексное экологическое разрешение или предоставлена декларация о воздействии на окружающую среду, соответственно, но не более 6 месяцев.

Письмо Минприроды России (Министерство природных ресурсов и экологии РФ) от 16 апреля 2021 г. №12-50/5037-ОГ

Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело обращение от 15.02.2021 N ВРН-0221-0148 и по вопросам, изложенным в нём, сообщает.

1. Нормативы допустимого воздействия (далее - НДВ) на водные объекты утверждаются Росводресурсами по согласованию с Росрыболовством, Росгидрометом, Роспотребнадзором, Росприроднадзором и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в соответствии с Порядком утверждения НДВ на водные объекты, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 (далее - Постановление N 881).

Приказом Минприроды России от 29.12.2020 N 1118 утверждена Методика разработки нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей (далее - Методика).

В соответствии с пунктом 10 Методики информация об утвержденных в соответствии с пунктом 1 Постановления N 881 НДВ на водные объекты размещается на официальном сайте Росводресурсов в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

2. При расчете НДС по веществам для водопользователей, расположенных в пределах водохозяйственного участка, необходимо соблюдение условия представленного в формуле (1) пункта 19 Методики.

По вопросу наличия в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходных данных для соблюдения условий формулы (1) Методики отмечаем следующее.

Информацией о НДС, а также о технологических нормативах, утвержденных в составе комплексных экологических разрешений для объектов I категории, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, располагает Росприроднадзор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 143 "Об утверждении Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них" (далее - Постановление N 143).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Постановления N 143 Росприроднадзор направляет заявку па получение КЭР и прилагаемые к ней материалы на согласование, также в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов.

Пунктом 12 Постановления N 143 установлено, что территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов рассматривает КЭР и прилагаемые к ней материалы - в части непревышения НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ над установленными нормативами допустимого воздействия на водные объекты при их наличии для соответствующих веществ на основании статистических сведений об использовании воды в Российской Федерации.

В части информации о НДС для объектов II категории, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду сообщаем, что в соответствии со статьей 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду, с подачей которой представляются также расчеты НДС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В отношении данных о расчетах НДС, указанных в программе производственного экологического контроля (далее - ПЭК), разработанной в соответствии с требованиями к содержанию программы ПЭК, утвержденными приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 сообщаем, что согласно пункту 7 статьи 67 Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

Кроме того, программа ПЭК содержит сведения также о массе сбросов загрязняющих веществ в водный объект.

При этом приказом Росстата от 27.12.2019 N 815 утверждена представленная Росводресурсами годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды", заполнение, сбор и обработка данных по которой осуществляются Росводресурсами.

В состав данных сведений также входит информация о массе фактического сброса каждого загрязняющего вещества с объектов водопользователей.

Вместе с тем Росприроднадзор располагает сведениями об утвержденных лимитах на сбросы и временно разрешенных сбросах по выпускам сточных вод согласно Административному регламенту Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденному приказом Минприроды России от 09.01.2013 N 2.

Таким образом, исходной информацией, указанной в формуле (1) Методики, обладают соответствующие ведомства.

3. Согласно подпункту "в" пункта 10 Методики в случае, если водный объект - приемник сточных вод или его часть не является водным объектом рыбохозяйственного значения, исходная информация о нормативах качества, установленных на уровне значений показателей природных фоновых концентраций химических веществ в водном объекте, для разработки проекта НДС запрашивается водопользователем в Минприроды России.

Согласно пункту 15 Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 149 (далее - Положение), в случаях если природные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, нормативы качества разрабатываются и устанавливаются на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в этом речном бассейне или его части, водном объекте или его части.

В соответствии с пунктом 16 Положения нормативы качества вод поверхностных водных объектов, предусмотренные пунктом 15 Положения, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и устанавливаются Минприроды России.

Нормативы предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) веществ с учетом природных особенностей водных объектов рыбохозяйственного значения (региональные нормативы) разрабатываются в соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденными приказом Росрыболовства от 04.08.2009 N 695.

Одновременно сообщаем, что приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

4. Согласно подпункту "р" пункта 14 Методики расчет НДС должен содержать (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 15 Методики) данные о фактическом сбросе загрязняющих веществ (веществ и микроорганизмов для случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ)) отдельно по каждому выпуску за предыдущие 7 лет (отдельно за каждый из семи лет) - в случае предоставления расчета НДС в заявке на получение комплексного экологического разрешения либо декларации о воздействии на окружающую среду или за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет) в случаях, предусмотренных частью 1.1 статьи 11 Федерального закона N 219-ФЗ.

В соответствии с пунктом 11 Методики если фактический сброс действующей организации - водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается расчетный НДС.

Читайте также: