Проблемы работы налоговой службы

Обновлено: 05.05.2024

При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности каждый налогоплательщик сталкивается с необходимостью взаимодействовать с сотрудниками налоговой инспекции. В некоторых случаях она может вызвать некоторые трудности, особенно если бухгалтер или директор только приступили к своим обязанностям.

Для организации взаимоотношений с ИФНС необходимо ориентироваться на разные моменты, в том числе нормы законодательства, современные технологии, а также методы, предлагаемые самими налоговиками.

Начало сотрудничества

Сотрудничество с налоговиками начинается еще до открытия компании или ИП, поскольку они регистрируются именно в налоговой инспекции. Для этого необходимо подать соответствующий пакет документов, после обработки которого ИФНС включит компанию в государственный реестр. Однако только при условии, что процедура регистрации полностью соответствует требованиям законодательства.

На этом этапе выбирается юридический адрес компании, который не должен быть массовым. Именно на него налоговая инспекция будет присылать документы в бумажном виде, а потому он должен быть действующим.

В последующем можно организовать электронный документооборот через оператора передачи данных. В одних случаях - это обязательная процедура, а в других - личная инициатива руководства организации.

Электронный документооборот

В связи с развитием информационных технологий взаимодействие налогоплательщиков с налоговой инспекцией заметно упростилось. Теперь для отправки документов или отчетности предлагается использовать телекоммуникационные каналы связи. С их помощью можно не только быстро представить документы, но также иметь подтверждение, что они получены сотрудниками ИФНС.

В сервисе 1С:Отчетность бухгалтер после отправки отчетности получает извещение о получении электронного документа органом, принимающим отчетность. Если вдруг случается, что отправленный вами документ не соответствует каким-либо требованиям вам в течении 8 часов придет уведомление об отказе в принятии документа.

Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с законодательством некоторые виды отчетности нужно передавать только посредством ТКС, например, декларации по НДС. Кроме того, подавать отчетность в электронном виде необходимо тем компаниям, у которых среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год составила более 100 чел. (в некоторых случаях - более 25 чел.).

При организации электронного документооборота документы, направляемые в ИФНС, могут быть трех видов:

  • созданные средствами программного обеспечения и выгруженные в цифровом виде;
  • созданные в бумажном виде и в последующем отсканированные в электронный формат;
  • созданные непосредственно через программное обеспечение, необходимое для организации электронного документооборота.

В любом случае при их подаче налогоплательщик должен использовать усиленную квалифицированную электронную подпись.

Налоговые проверки

Для контроля деятельности и проверки правильности формирования отчетности хозяйствующих субъектов налоговая инспекция проводит камеральные и выездные проверки.

При проведении камеральной проверки ИФНС проверяет документы, переданные в электронном или бумажном виде, но без посещения налогоплательщика. При этом ее сотрудники имеют право запрашивать дополнительные документы, но только в рамках проводимой проверки. На основании проведенной камеральной проверки налоговики принимают либо не принимают сданную отчетность.

При проведении выездной проверки сотрудники ИФНС проверяют документы непосредственно при посещении налогоплательщика. При этом они требуют предоставить их в бумажном виде, и зачастую их перечень достаточно обширен. Однако также сотрудники ИФНС могут запросить и электронные документы, и в этом случае компания должна предоставить доступ к программному обеспечению, в котором хранятся документы. Но в этом случае нужно организовать отдельный доступ для налоговиков, чтобы они не имели возможности просматривать абсолютно все документы. На основании проведенной выездной проверки налоговики составляют акт с указанием каких-либо выявленных ошибок и рекомендаций по их устранению.

Общение с налоговиками

Непосредственное общение с налоговиками может быть как через телекоммуникационные каналы связи (направление официальных писем или запросов), так и лично при посещении отделения ИФНС.

При первом варианте правила и механизм общения аналогичен, как и при обычном документообороте. При втором варианте необходимо обратить внимание на следующие нюансы:

  • для разбора какой-либо конфликтной ситуации целесообразно взять с собой оправдательные документы, которые будут подтверждать те или иные факты финансово-хозяйственной деятельности компании;
  • при невозможности прийти к компромиссному решению при общении с рядовыми сотрудниками можно обратиться к руководству ИФНС или в вышестоящую инстанцию;
  • при общении следует придерживаться официального тона без эмоций или оскорблений, поскольку в противном случае компанию могут оштрафовать на 50-100 тыс. руб., а ее должностное лицо на 10-30 тыс. руб. (ст. 5.61. КоАП РФ);
  • для решения мелких вопросов можно обойтись без посещения отделения ИФНС - достаточно позвонить сотруднику инспекции и по телефону получить или передать информацию.

Одним из методов информационного взаимодействия с налоговиками является посещение их бесплатных семинаров, проводимых с целью раскрытия актуальной информации по вопросам бухгалтерского и налогового учета. Такая форма общения позволяет не только получить поддержку госорганов, но также ознакомиться с теоретическими и практическими материалами, которые в последующем можно будет применить при ведении деятельности компании.

Кроме того, в последнее время налоговики используют вебинары как метод предоставления информации налогоплательщикам. Данный вариант особенно удобен тем, что предполагает удаленный формат сотрудничества, то есть компания может получить информацию даже при нахождении в другом регионе.

Ошибки при общении с налоговиками

При взаимодействии с сотрудниками налоговой инспекции следует избегать таких ошибок, способных привести к негативным последствиям:

  • неверный эмоциональный подход. Как положительные, так и отрицательные эмоции способны негативно отразиться на взаимодействии с налоговиками. При общении следует быть максимально спокойными, общаться уверенным официальным тоном, но без пренебрежительного отношения;
  • подарки или договоренности. Как правило, сотрудники ИФНС равнодушны к подаркам, а в некоторых случаях могут рассматривать их как способ откупиться. Такой вариант не подходит для построения партнерских отношений, поэтому если все-таки хочется подарить подарок, то лучше, если это будет сувенир с символикой компании;
  • устное общение. Общение в устной форме возможно лишь по весьма простым вопросам, а в серьезных и важных ситуациях необходимо все оформлять документально, например через сервис 1С:Отчетность.

В то же время специалисты рекомендуют контролировать действия сотрудников налоговой инспекции. Например, при проведении выездной проверки необходимо тщательно проверить составленный акт, поскольку в нем могут быть указаны документы, которые не были представлены налогоплательщиком.

Грамотная организация сотрудничества с налоговой инспекцией возможна только в том случае, если компания ведет бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с нормами законодательства РФ. Для этого целесообразно использовать специализированное программное обеспечение, которое постоянно обновляется, что позволяет вести учет по установленным правилам.

Устроился я туда без особого труда по совету одной знакомой. При собеседовании с начальником отдела камеральных проверок, в котором я в последующем и работал меня десять раз спросили готов ли я ИНОГДА задерживаться на работе. Я сказал, что это не проблема, тем более за это полагается дополнительный отпуск. Наивный осел)))

Далее меня направили на собеседование к начальнику ИФНС, но так как тот был в отпуске собеседование я проходил с его замом, курирующим данный отдел. Зама всё устроило, но тут опять вопрос: "Вы готовы иногда задерживаться на работе?". О, Боже! Да готов! Готов!

Далее собрал пакет необходимых документов и подал в отдел кадров. И тут первый подвох. Для трудоустройства в налоговую требуется справка об отсутствии судимости, которая делается в областном центре в течении месяца. И тут смекалки опытным начальникам не занимать))) Звонят мне через пару дней и говорят, мол пока делается эта справка приходите хотя бы на пару часиков набираться опыта у ваших будущих коллег. Естественно бесплатно. Ну, думаю ладно, опыт не помешает. Опять наивный осел))) Прихожу, меня сажают в кабинет с двумя бабульками, которые глаз не отрывают от компьютера и не двигаются. Я сначала думал, что они уже общаются с Апостолом Петром, а тела просто забыли вынести))) Так вот, начальник отдела завела меня в кабинет и дала задание этим бабулям озадачить меня какой-либо работой, которую они не успевают сделать. Естественно, что камералить налоговые декларации мне никто не доверит и показывать процесс камеральной проверки ни одна бабулька мне не захотела. Но у них же есть тысячи не подшитых документов, которые конечно нужно отсортировать и подшить, чем я благополучно и занимался аж целую неделю. Правда работал я таким образом до обеда и молча уходил. В конце недели я подошел к начальнику отдела и сказал, что такого опыта я вполне набрался и приду только когда буду официально трудоустроен. Её удивлению не было предела))) Как так!? Ещё же столько не подшитых документов)))) Да вот так.

Через две недели звонят, справка готова, приходи, устаивайся. Устроился. Дали рабочее место, древний компьютер, на котором 3 дня делали мне учетную запись и ставили нужные программы. Всё это время сиди и читай должностные инструкции и налоговый кодекс. После создания учетной записи показали, как отрабатывать в программе истребование документов и вперед. Ни о какой камералке первый месяц я и не задумывался. Уходил вовремя. Так как устроился в декабре, то в к новому году с учетом всех премий получил неожиданно большую зарплату для себя, которой очень обрадовался. Вроде не напрягался особо, не задерживался. Опять наивный осел)))

Через месяц приняли ещё двух девочек и дали мне в помощь. Естественно подшивать я их ничего не заставлял, а быстренько показал азы камеральной проверки и разделил нагрузку на нас троих. Стало немного полегче. Через месяц одна девочка, не выдержав этого дурдома уволилась и мы остались вдвоем. Так мы проработали целых три года, после чего меня повысили до старшего налогового инспектора и перевели на работу с НДС. Моей радости не было предела, спецрежимы в прошлом. На НДС электронная отчетность. Все автоматизировано. Опять наивный осел))) Радость закончилась через день, когда на меня свалили 5 проверок деклараций НДС к возмещению. Кто работал - тот поймёт. Далее появились налоговые разрывы, которые расшибись но убери. Стал потихоньку появляться седой волос. И это в 26 лет. Таким образом проработал ещё 3 года. На данном участке нас было двое, но с появлением налоговых разрывов по НДС моя коллега, отдавшая службе без малого 17 лет послала всех подальше и уволилась. Всё осталось опять на мне. Думаю, ладно, теперь меня сделают главным налоговым инспектором, а на мое место возьмут или переведут уже опытного налоговика. Опять наивный осел))) Я же забыл, что все это время надо было лизать одно место начальству, чтобы продвигаться по карьерной лестнице и я не достоин стать главным, так как еще не опытен. Должность главного просто вывели и ввели еще одного старшего. Далее в течении года на эту должность приходило 3 человека, которые без привычки к адским мукам через месяц увольнялись. В итоге и меня хватило еще на год и я написал заявление.

Тут началась стандартная схема уговоров остаться с перспективой дальнейшего и скорого карьерного роста, разговоры о том, что работать идти некуда, а тут госслужба и все такое. Но я был настроен серьезно и не хотел даже думать о возможности остаться. В итоге через две недели в последний день я закатил огромную пьянку во всей инспекции, чтобы меня запомнили и попрощался с налоговой. И меня помнят, хотя прошло уже более двух лет. Другую работу нашел без проблем через пару недель. Куда устроился говорить не буду, не бухгалтером. Но, без опыта в налоговой на данную должность меня бы не взяли. Хоть какой то плюс от этой шараги.

Жду Ваших комментариев по данному поводу. Очень интересно мнение людей со стороны. Также очень было бы интересно услышать истории бывших налоговиков.

Вместе с тем, в данной сфере все еще остается немало проблем организационного характера, требующих незамедлительного решения. Так, во-первых, не всегда необходимая квалификация сотрудников налоговых органов нередко приводит к появлению жалоб со стороны налогоплательщиков и ошибкам в исчислении налоговых платежей. Следовательно необходимо непрерывно поднимать квалификацию инспекторов, в особенности отделов работы с налогоплательщиками, камеральных и выездных проверок, путем введения новых, усовершенствованных информационных технологий в образовательный процесс.

Отношение налогоплательщиков к своим обязанностям и налоговой структуре в целом поменяется только лишь тогда, если они в определенных деяниях со стороны налоговых организаций ощутят, что все стандарты и законы, направленные на совершенствование их положения, не просто созданы, а соблюдаются, и при этом заметен позитивный результат.

Конечная задача увеличения качества услуг, предоставляемых налогоплательщикам, состоит в решении простой, однако весьма необходимой задачи – переломить отрицательное отношение налогоплательщиков к налоговым органам и тем самым увеличить их налоговую дисциплину. Директивным принципом данной тенденции реформы считается направленность на то, чтобы, вступая во взаимодействие с налоговыми органами, плательщик никак не ощущал чувства раздражения, в том числе и в случае если к нему применяются мероприятия принуждения. Налогоплательщики обязаны рассчитывать на получение квалифицированной поддержки и своевременной информации вне зависимости от того, подают ли они свою налоговую декларацию, исполняют ли они налоговый платеж или проходит налоговая ревизия [2].

Во-вторых, линейно-функциональное построение на уровне территориальных налоговых органов имеет ряд существенных недостатков:

  • структура жесткая и с трудом реагирует на какие-либо изменения;
  • у каждого из функциональных подразделений образуются специфические цели, что затрудняет горизонтальное согласование;
  • строгая профессиональная специализация сотрудников затрудняет их взаимозаменяемость;
  • организация директивных связей по однолинейному принципу способствует возникновению конфликтных связей между отделами при решении вопросов, находящихся на пересечении функций структурных подразделений.

Необходимо ослабить строго функциональную систему управления, что потребует более широкой инициативы персонала. Основными принципами управления необходимо сделать коллективное и децентрализованное принятие оперативных решений, основанных на взаимном обмене проблемно-ориентированной информацией через базы данных общего пользования.

В-третьих, несовершенство автоматизированной информационной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, которое влечет за собой снижение уровня надежности, производительности и адаптивности [3].

Необходимо на региональном уровне разработать Концепцию единой автоматизированной системы отбора налогоплательщиков, направленной на решение несколько крайне важных задач: обеспечивать несложность применения автоматизированных средств обработки информации; сокращать влияние человеческого фактора; оперативно корректировать деятельность нижестоящих налоговых учреждений в режиме реального времени; уместно применять имеющиеся ресурсы – как технические, так и кадровые.

Во избежание незаконного принятия решения о регистрации организации, при работе с бумагами, поступившими от заявителя, нужно наделить налоговые аппараты возможностями по проведению правовой экспертизы документов. Мероприятия, которые рекомендуются к проведению налоговыми органами на стадии регистрации и учета налогоплательщиков:

2) в случае если учредитель – физическое лицо либо начальник вновь создаваемого юридического лица является массовым учредителем либо руководителем необходимо пригласить и письменно опросить это физическое лицо на предмет его причастности к юридическому лицу;

3) при реализации визуального контроля платежных документов на предмет их достоверности, в случае возникновения сомнений в подлинности представленных платежных документов нужно определить взаимосвязанность с надлежащей кредитной организацией с целью извлечения доказательства уплаты госпошлины;

4) в связи с тем, что имеют место случаи фальсификации подписи и печати нотариуса необходимо в отношении учреждений, имеющих свойства компаний-однодневок особый интерес уделять подлинности печати и подписи нотариуса.

В связи с проблемой регистрации в процессе реорганизации, в частности, по причине неимения нормативной базы и технических потенциалов внесения изменений в название юридического лица, прекращающего деятельность, рекомендовать не рассматривать поступающие после начала процедуры реорганизации претензии в налоговые органы согласно предлогу указания старого наименования в свидетельстве о внесении записи о прекращении работы юридического лица.

В-пятых, следует признать, что контрольная работа налоговых органов в части камеральных и выездных проверок, не смотря на имеющиеся положительные показатели, все еще находится на низком уровне.

Мероприятия в области увеличения производительности контрольной деятельность налоговых органов обязаны носить целостный характер и касаться различных аспектов их работы в рамках исполнения налогового контроля. В качестве первоочередных задач возможно отметить следующие:

  • формирования целостной информативной базы налоговых органов, содержащей в себе сведения о налогоплательщиках, среднестатистические сведения согласно отраслям и категориям налогоплательщиков, а кроме того иные сведения, отображающие деятельность хозяйствующих субъектов;
  • исследования эффективных способов установления налоговой базы во взаимоотношении разных типов деятельности и косвенных параметров, определяющих работу учреждений;
  • формирования базы данных налоговых нарушений, обнаруженных в следствии выполнения камерального контроля, с целью применения в выездных налоговых проверках и т.д. [3].

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что осуществление указанных предложений по совершенствованию работы налоговых органов станет содействовать увеличению полного и своевременного поступления в бюджетную систему налогов и иных обязательных платежей.

1 Бетина Т. А. Причины несовершенства налогового контроля в российской практике. Концепция предпроверочного контроля на основе зарубежного опыта и специфических особенностей экономики Российской Федерации / Т. А. Бетина. – Налоговый вестник. – 2012. – № 4. – С. 11–16.

2 Волкова Г.С. Модернизация налоговых органов: человеческий фактор / Г. С. Волкова // Российский налоговый курьер. – 2010. – № 7. – С. 15–19.

3 Гусева Т. Совершенствование механизма проведения налоговых проверок и оформления их результатов / Т. Гусева. // Право и экономика – 2013. – № 2. – С. 34–40.

Устроился я туда без особого труда по совету одной знакомой. При собеседовании с начальником отдела камеральных проверок, в котором я в последующем и работал меня десять раз спросили готов ли я ИНОГДА задерживаться на работе. Я сказал, что это не проблема, тем более за это полагается дополнительный отпуск. Наивный осел)))

Далее меня направили на собеседование к начальнику ИФНС, но так как тот был в отпуске собеседование я проходил с его замом, курирующим данный отдел. Зама всё устроило, но тут опять вопрос: "Вы готовы иногда задерживаться на работе?". О, Боже! Да готов! Готов!

Далее собрал пакет необходимых документов и подал в отдел кадров. И тут первый подвох. Для трудоустройства в налоговую требуется справка об отсутствии судимости, которая делается в областном центре в течении месяца. И тут смекалки опытным начальникам не занимать))) Звонят мне через пару дней и говорят, мол пока делается эта справка приходите хотя бы на пару часиков набираться опыта у ваших будущих коллег. Естественно бесплатно. Ну, думаю ладно, опыт не помешает. Опять наивный осел))) Прихожу, меня сажают в кабинет с двумя бабульками, которые глаз не отрывают от компьютера и не двигаются. Я сначала думал, что они уже общаются с Апостолом Петром, а тела просто забыли вынести))) Так вот, начальник отдела завела меня в кабинет и дала задание этим бабулям озадачить меня какой-либо работой, которую они не успевают сделать. Естественно, что камералить налоговые декларации мне никто не доверит и показывать процесс камеральной проверки ни одна бабулька мне не захотела. Но у них же есть тысячи не подшитых документов, которые конечно нужно отсортировать и подшить, чем я благополучно и занимался аж целую неделю. Правда работал я таким образом до обеда и молча уходил. В конце недели я подошел к начальнику отдела и сказал, что такого опыта я вполне набрался и приду только когда буду официально трудоустроен. Её удивлению не было предела))) Как так!? Ещё же столько не подшитых документов)))) Да вот так.

Через две недели звонят, справка готова, приходи, устаивайся. Устроился. Дали рабочее место, древний компьютер, на котором 3 дня делали мне учетную запись и ставили нужные программы. Всё это время сиди и читай должностные инструкции и налоговый кодекс. После создания учетной записи показали, как отрабатывать в программе истребование документов и вперед. Ни о какой камералке первый месяц я и не задумывался. Уходил вовремя. Так как устроился в декабре, то в к новому году с учетом всех премий получил неожиданно большую зарплату для себя, которой очень обрадовался. Вроде не напрягался особо, не задерживался. Опять наивный осел)))

Через месяц приняли ещё двух девочек и дали мне в помощь. Естественно подшивать я их ничего не заставлял, а быстренько показал азы камеральной проверки и разделил нагрузку на нас троих. Стало немного полегче. Через месяц одна девочка, не выдержав этого дурдома уволилась и мы остались вдвоем. Так мы проработали целых три года, после чего меня повысили до старшего налогового инспектора и перевели на работу с НДС. Моей радости не было предела, спецрежимы в прошлом. На НДС электронная отчетность. Все автоматизировано. Опять наивный осел))) Радость закончилась через день, когда на меня свалили 5 проверок деклараций НДС к возмещению. Кто работал - тот поймёт. Далее появились налоговые разрывы, которые расшибись но убери. Стал потихоньку появляться седой волос. И это в 26 лет. Таким образом проработал ещё 3 года. На данном участке нас было двое, но с появлением налоговых разрывов по НДС моя коллега, отдавшая службе без малого 17 лет послала всех подальше и уволилась. Всё осталось опять на мне. Думаю, ладно, теперь меня сделают главным налоговым инспектором, а на мое место возьмут или переведут уже опытного налоговика. Опять наивный осел))) Я же забыл, что все это время надо было лизать одно место начальству, чтобы продвигаться по карьерной лестнице и я не достоин стать главным, так как еще не опытен. Должность главного просто вывели и ввели еще одного старшего. Далее в течении года на эту должность приходило 3 человека, которые без привычки к адским мукам через месяц увольнялись. В итоге и меня хватило еще на год и я написал заявление.

Тут началась стандартная схема уговоров остаться с перспективой дальнейшего и скорого карьерного роста, разговоры о том, что работать идти некуда, а тут госслужба и все такое. Но я был настроен серьезно и не хотел даже думать о возможности остаться. В итоге через две недели в последний день я закатил огромную пьянку во всей инспекции, чтобы меня запомнили и попрощался с налоговой. И меня помнят, хотя прошло уже более двух лет. Другую работу нашел без проблем через пару недель. Куда устроился говорить не буду, не бухгалтером. Но, без опыта в налоговой на данную должность меня бы не взяли. Хоть какой то плюс от этой шараги.

Жду Ваших комментариев по данному поводу. Очень интересно мнение людей со стороны. Также очень было бы интересно услышать истории бывших налоговиков.

Читайте также: