Проблемы налоговой системы рф 2020

Обновлено: 17.05.2024

Цитировать:
Вылкова Е.С. Проблематика налоговой политики в условиях короновирусных угроз, содержащаяся в публикациях российских исследователей // Теневая экономика. – 2020. – Том 4. – № 3. – С. 147-158. – doi: 10.18334/tek.4.3.110941.

Аннотация:
Изучение публикаций отечественных и зарубежных авторов по вопросам налогообложения и налогового администрирования в условиях COVID-19 и выхода из коронакризиса является актуальным в целях определения значимых налоговых инструментов противодействия эпидемиологическим угрозам и повышения экономической безопасности государства. В статье осуществлен обзор и систематизация публикаций отечественных авторов по вопросам налоговой политики в условиях COVID-19. Анализ публикационной активности по тематике налогообложения и налогового администрирования в условиях коронавирусного кризиса, показал, что подобных публикаций не так уж много. Недостаточно публикаций, носящих комплексный характер. В большинстве из публикаций при рассмотрении тенденций по тому или иному конкретному налогу, отмечается его специфика в условиях коронавирусной ситуации. Крайне востребованными являются публикации по развитию цифровизации налогового администрирования и налогообложению цифровых операций в современных условиях с учетом вызовов медико-экономического кризиса. Необходимо также чаще осуществлять перманентный системный анализ опыта зарубежных стран в решении вопросов борьбы налоговыми способами и методами с вызовами пандемии COVID-19/ Грамотное расширение горизонтов научных исследований налоговой политики в условиях коронакризиса будет способствовать успешному выходу из него и укреплению экономической безопасности.

Ключевые слова: налог, налогообложение, налоговое администрирование, налоговая политика, коронавирус, экономическая безопасность

Налоговое стимулирование предпринимательской активности (Алиева Э.Б., Ибрагимова З.Ш.) // Экономика, предпринимательство и право. № 12 / 2021

Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях (Русина А.Н., Карпычева О.В. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 10 / 2021

Введение

Имеющая сегодня место мировая коронавирусная пандемия затрагивает практически все сферы деятельности и требует, чтобы страны и экономические субъекты грамотно и оперативно реагировали на вызовы настоящего исторического момента. Одним из значимых инструментов противодействия эпидемиологическим угрозам и повышения экономической безопасности государства является налоговая политика. Исходя из этого актуально изучение публикаций отечественных и зарубежных авторов по вопросам налогообложения и налогового администрирования в условиях COVID-19 и выхода из коронакризиса.

Цель исследования предполагает систематизацию публикаций отечественных авторов по вопросам налоговой политики в условиях COVID-19 и определение ключевых направлений их дальнейшего развития.

Объект исследования – налоговая политика.

– комплексный анализ публикаций отечественных авторов по налогообложению и налоговому администрированию в условиях COVID-19 и выявление основных трендов в данной сфере;

– наметить варианты совершенствования налоговой политики в РФ по преодолению кризисной ситуации и успешному выходу из нее.

Результаты исследования и область их применения

Ситуация с пандемией COVID-19 привела к росту количества публикаций по коронавирусной проблематике.

Авторами по тематике государственных финансов и налогов исследуются вопросы мировой экономики, денежно-кредитной политики, фондовых рынков, развития малого предпринимательства и другие. Из трех ранее обозначенных выборок только 15 работ посвящены налоговой тематике.

Проанализируем налоговую проблематику в условиях пандемии, которая содержится в имеющихся в настоящее время 15 публикациях отечественных исследователей.

Налоговое стимулирование предпринимательской активности (Алиева Э.Б., Ибрагимова З.Ш.) // Экономика, предпринимательство и право. № 12 / 2021

Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях (Русина А.Н., Карпычева О.В. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 10 / 2021

Авторами глав монографии являются высококвалифицированные специалисты в соответствующей отрасли научного знания. Материалы, написанные ими в монографию, базируются на ранее осуществленных исследованиях. Так, Е.С. Вылкова основывает выводы и предложения на своих работах по налоговому состоянию [7] (Vylkova, Pozov, 2014), налогообложению физических лиц [8] (Vylkova, Tarasevich, 2010), нивелированию дисбаланса интересов участников управления налогообложением [6] (Vylkova, Kiseleva, 2016) и других. Крайне важно отметить, что в названной монографии целые две главы посвящены проблематике теневой экономики, которые используют ранее имеющие наработки, прежде всего, В.Ю. Бурова [2, 3] (Burov, Pomulev, 2010; Burov, Burova, Gonin, 2014).

Во-вторых, только в 4 работах из 15 (включая вышеназванную монографию) исследуется широкий спектр проблем налоговой политики РФ.

При этом лишь Е.С. Вылкова в своих статьях рассматривает не только опыт РФ, но и зарубежных стран [4, 5] (Vylkova, 2020). Реформированию налоговой политики в целом посвящена также статья Малёнковой с соавторами [20] (Malenkova, Ivashina, Belyakova, 2020).

Остальные 11 публикаций исследуют либо конкретные налоги, либо отрасли экономики, виды экономической деятельности.

В-третьих, возможно сгруппировать вышеуказанные 11 публикаций следующим образом:

– наибольшее количество публикаций посвящено поддержке малого бизнеса в условиях современного кризиса. Это статьи О.Г. Кирсановой [16] (Kirsanova, 2020); К.С Павловой и О.В. Одинцовой [21] (Pavlova, Odintsova, 2020) и Юньсюе Ли [28] (Yunsyue Li, 2020);

– две работы исследуют специфику налогообложения доходов физических лиц в условиях пандемии. Это публикации В.Н. Гонина и И.П. Монича [9] (Gonin, Monich, 2020) и М.А. Филиппенко [27] (Filippenko, 2020);

– еще две публикации посвящены проблематике конкретных налогов. А.И. Погорлецкий пишет про косвенное налогообложение [22] (Pogorletskiy, 2020). Есть еще публикация по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, имеющая очень узкую направленность и лишь фрагментарно затрагивающая ситуацию с COVID-19 [24] (Rudneva, Rudenok 2020);

– оставшиеся публикации рассматривают налоговые льготы [10] (Gracheva, 2020), налоговый потенциал страхования [19] (Mazur, Kryukova, 2020), взаимосвязь налоговой нагрузки с инвестиционными решениями [25] (Samoev, Musalaeva, 2020) в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19;

– отдельно хочется отметить статью Т.В. Деевой [11] (Deeva, 2020), рассматривающую тенденции развития удаленного налогового контролинга в условиях цифровой экономики.

Выводы и заключение

Анализ публикационной активности по тематике налогообложения и налогового администрирования в условиях коронавирусного кризиса показал, что подобных публикаций не так уж много. Недостаточно публикаций, носящих комплексный характер. В большинстве из 15 публикаций при рассмотрении тенденций по тому или иному конкретному налогу отмечается его специфика в условиях коронавирусной ситуации.

Крайне востребованными являются публикации по развитию цифровизации налогового администрирования и налогообложению цифровых операций в современных условиях с учетом вызовов медико-экономического кризиса. В этом вопросе необходимо использовать научный задел, содержащийся в работах Е.Н. Евстигнеева, Н.Г. Викторовой [12, 13] (Evstigneev, Viktorova, 2018; Evstigneev, Viktorova, 2014), Е.А. Ермаковой [14] (Ermakova, 2007), М.Н. Конягиной [18] (Konyagina, 2019), Джиренгера [30] (Geringer, 2020) и других. Цифровизация создает основы, чтобы после кризиса была возможность достижения большего баланса интересов участников налоговых отношений и готовность к непредвиденным обстоятельствам и кризисным явлениям.

Необходимо также чаще осуществлять перманентный системный анализ опыта зарубежных стран в решении вопросов борьбы налоговыми способами и методами с вызовами пандемии COVID-19.

Новые предложения о повышении налоговой нагрузки с 2021 года противоречат ранее озвученным принципам налоговой стабильности и делают налоговую политику еще более непредсказуемой. Реализация таких предложений на фоне текущей нестабильной обстановки станет еще одним негативным фактором, сдерживающим восстановление экономики, считает аналитик Института комплексных стратегических исследований кандидат экономических наук Вера Кононова

Насколько возрастет при этом налоговая нагрузка на экономику? Пока что официального ответа на этот вопрос нет — известны лишь отдельные данные о дополнительных поступлениях, которые обеспечит повышение того или иного налога. В последние годы уровень налоговой нагрузки на экономику (оценивается как отношение поступлений налогов и аналогичных им платежей, включая таможенные пошлины и страховые взносы, к ВВП) уже имел четкую тенденцию к росту. По данным Минфина, если в 2016 году налоговая нагрузка в России оценивалась на уровне 28,6% ВВП, то в 2019 году — уже 32,6% ВВП. Рост налоговой нагрузки по отношению к ВВП с высокой вероятностью продолжится и в 2020-2021 годах, ведь современные средства контроля над налогоплательщиками обеспечивают высокую собираемость налогов даже на фоне падения деловой активности.

Отказ от стабильности и предсказуемости

Однако непредсказуемость налоговой политики, угнетающая деловую активность, сама становится одним из факторов, препятствующих восстановлению экономики. Ведь каждое новое неожиданное предложение по повышению налоговой нагрузки разрушает доверие между обществом и властью и лишь усугубляет негативные ожидания относительно ухудшения условий ведения бизнеса.

Препятствие для восстановления экономики

Вызывает опасение и то, что совсем недавно эти риски получили реальное подтверждение. Недавний пример с повышением НДПИ продемонстрировал, что действующие механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые должны обеспечивать инвесторам защиту от неблагоприятных изменений законодательства, на самом деле обеспечивают ее лишь в ограниченных пределах. И хотя после негативной реакции бизнеса была введена отдельная норма, исключающая повышение нагрузки по НДПИ для проектов, реализуемых в рамках СЗПК, сам факт возникновения такой коллизии говорит о высокой уязвимости инвестиционных проектов к изменениям в налоговой политике.

В целом текущий подход к налоговой политике, который в значительной степени опирается на поиск возможностей по увеличению налоговых доходов бюджета, не учитывает, что в условиях экономического спада увеличение изъятий из одних отраслей экономики приведет к ограничениям в работе других. А это, в свою очередь, отразится на возможностях восстановления экономики, а значит, в том числе на доходах бюджета.

Необходимые изменения

Налоговая политика, допускающая спонтанные изменения в налоговой системе и ориентированная преимущественно на рост поступлений в бюджет, в текущей ситуации не просто принципиально неверна, но и крайне опасна для экономики. Ориентация на сиюминутное получение средств может окончательно лишить экономику возможностей восстановления, а также создания основы для роста в долгосрочном периоде. В сложившейся ситуации, характеризующейся экономическим спадом и высокой неопределенностью будущего развития, стабильность и предсказуемость налоговых условий становится еще важнее для участников экономики, чем в периоды экономического роста. В этой связи в ближайшие годы налоговую политику целесообразно ориентировать на создание бизнес-среды, максимально стабильной и комфортной для долгосрочных инвестиций (прежде всего в перерабатывающих отраслях и сфере услуг). При этом отдельное внимание следует уделить предсказуемости налоговой политики как для бизнеса, так и для населения — прежде всего путем заблаговременного публичного обсуждения налоговых мер.

Необходимо также пересмотреть сложившееся в фискальных органах отношение к дефициту бюджета. Нужно учитывать, что дефицит федерального бюджета — это временное явление, устранение которого напрямую зависит от восстановления деловой активности в стране. При этом сейчас у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита, не прибегая к ужесточению фискальной политики. Уровень государственного долга России по итогам 2019 года был одним из самых низких в мире (12,3% ВВП). Даже при двукратном росте в ближайшие годы (что вряд ли потребуется, учитывая имеющиеся резервы) он останется на довольно низком по мировым меркам уровне. Это дает правительству широкие возможности по стимулированию экономики за счет наращивания долговой нагрузки без ущерба для устойчивости бюджетной системы.


Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика России

  1. Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
  2. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Совершенствуется система налогового администрирования.
  4. Критерии проверок стали доступными.
  5. Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Налоговая политика государства на 2022-2024 годы

В проекте этого документа декларируется:

Основные направления налоговой политики на 2022 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2022 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Новый налоговый режим. Подробности см. здесь.
  3. Создания кодекса неналоговых платежей.
  4. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  5. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
  6. Предельную стоимость рекламных материалов для освобождения от НДС предлагают увеличить со 100 до 300 руб.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2022-2024 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 01.10.2021. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Налоги
Налоги

МОСКВА, 11 фев — ПРАЙМ, Надежда Афанасьева. Снижение страховых взносов в РФ станет логичным продолжением налогового маневра, который начался с повышения ставки НДС в 2019 году. Это может положительно повлиять на стоимость отечественной продукции, но сумма выпадающих доходов будет больше, чем доходы от "обеления" труда, считают эксперты, опрошенные агентством "Прайм".

Кабмин РФ снова заговорил о снижении страховых взносов, сообщают "Ведомости" со ссылкой на федеральных чиновников. Рассматриваются разные варианты снижения с 30% до 23-25%. Пониженная ставка для относительно высоких зарплат может быть отменена. Ставка в 23% сократит налоговую нагрузку на все отрасли экономики, а обсуждаемое понижение в целом может обойтись казне в 1,2-1,75 трлн рублей.

В 2017 году частично компенсировать потери планировалось за счет повышения НДС и введения налога с продаж. Сейчас такие варианты не рассматриваются.

В ЧЕМ СЛОЖНОСТИ

В 2015-2016 годах правительство рассматривало налоговый маневр "22/22" по снижению совокупной ставки страховых взносов с 30% до 22% с одновременным увеличением основной ставки НДС с 18% до 22%. В итоге НДС повысили только до 20%, совокупная ставка по страховым взносам осталась прежней. По словам доцента кафедры бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г.В. Плеханова Равиля Ахмадеева, причинами такого решения стало выполнение масштабных проектов и продолжающееся снижение темпов экономического развития страны с 2015 года.

"В основе незаконченного ненефтегазового маневра может лежать ожидание того, что нефтегазовые доходы федерального бюджета снизятся на величину 1,5-3 процентных пункта ВВП за ближайшие 10 лет. Об этом говорится, например, в бюджетном прогнозе Минфина до 2036 года", — объясняет заместитель директора группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.

"Соответственно, при условии сохранения бюджетного правила, по которому присутствие государства в экономике сжималось не быстро, потребуется частичный перенос нагрузки на ненефтегазовые налоги, что и происходит, в частности, с ростом ставки НДС", — отмечает эксперт.

"Это очень непростая задача, — добавляет главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА" Антон Табах. — Страховые взносы — это целевые поступления и, если их снизить, возникнет дыра в бюджетах ПФР и медстрахования. Повышать одной рукой пенсионный возраст, а другой снижать взносы и раздувать дефицит было бы странно". Кроме того, это поставит крест на государственном гарантированном плане (ГГП) и других идеях стимулирования пенсионных накоплений – у бюджета не хватит на это ресурсов.

Табах считает, есть три решения, благодаря которым налоговый маневр можно довести до конца: повышать взносы за высокооплачиваемых работников, но это стимулирует их и работодателей переходить на льготные налоговые режимы, мимикрируя под малый бизнес и ИП; компенсировать из федерального бюджета, что бессмысленно и нарушает принципы солидарной пенсионной системы; переносить налоговую нагрузку на работников, что "вряд ли является хорошей идей в нынешней обстановке". Итоговым может стать комбинация всех трех вариантов.

БУДЕТ ЛИ ЭФФЕКТ

Основной способ увеличить доходы бюджета по-прежнему заключается в повышении собираемости ненефтегазовых налогов, считает Куликов. Несмотря на то что маневр сделает менее привлекательными практики теневой экономики, потенциал дополнительных доходов от "обеления" труда в этом случае будет несколько меньше, чем сумма соответствующих выпадающих доходов (порядка 1,5% ВВП), убежден эксперт.

"Как показывает уже и российская практика, технические новшества в администрировании налогов могут дать возможно больше, чем одно изменение стимулов", — делает вывод он.

Снижение ставки страховых взносов также повлияет на сокращение величины издержек предприятия, поскольку взносы начисляются на величину фонда оплаты труда (ФОТ) компании, добавляет Ахмадеев. "Это, несомненно, позволит снизить конечную стоимость выпускаемой продукции как на отечественном сегменте рынка, в рамках политики импортозамещения, так и реализуемой на экспорт", — делает вывод эксперт.

"В целом любое снижение налогов – это хорошо, особенно после не слишком нужного повышения НДС. Страховые взносы в России сильно выше средних в странах конкурентах, но конкретное ускорение темпов экономического роста зависит от формата решения", — сказал Табах.


В данной статье авторами рассмотрены проблемы влияния пандемии на налоговую систему Российской федерации.

Ключевые слова: пандемия, налоги, государственная поддержка, налоговый учет.

Распространение коронавирусной инфекции COVID-19 внесло изменения почти во все сферы жизнедеятельности нашей страны, что не могло не оказать влияния на сферу налогообложения. За период пандемии государственными органами были подготовлены значительные поправки в налоговое законодательство Российской Федерации, некоторые из них мы рассмотрим ниже. Российские власти сдержали экономический спад в стране, а также приняли меры, позволяющие помочь населению и бизнесу. Так налоговые послабления для компаний и предпринимателей стали одной из главных инициатив правительства. В тоже время резко увеличившиеся расходы государства привели к образованию дефицита бюджета. [4]

Для того, чтобы пополнить казну было предложено пересмотреть льготы в нефтегазовом секторе, повысить НДПИ и индексировать ставки акцизов на табачную продукцию. Кроме этого, обновление соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран и повышение ставки НДФЛ до 15 % для граждан, которые зарабатывают более 5 млн рублей в год должны были принести дополнительные доходы бюджету. [1]

На фоне пандемии коронавируса власти стран принимают различные меры по сдерживанию распространения болезни. Наряду с самоизоляцией и карантином, одной из самых распространенных мер, стали запрет и ограничения на въезд и выезд из страны. Безусловно, это может серьезно повлиять на собственников бизнеса, которые управляют налоговым резидентством и проводят большую часть года за пределами домашней юрисдикции. Такое резкое ограничение международной мобильности может привести к незапланированному изменению налогового резидентства, поскольку во многих странах именно длительность фактического нахождения напрямую влияет на налоговый статус. В результате фискальные обязательства физических лиц могут существенно увеличиться. [2,с.5]

Для того, чтобы минимизировать негативное влияние мер безопасности на налоговые обязательства, нужно проработать следующие вопросы:

– — В какой стране вы можете безопасно проживать и стать налоговым резидентом или провести значительное количество времени, не устанавливая налогового резидентства?

– Ввела ли страна вашего пребывания какие-либо временные ограничения, позволяющие не признавать вас налоговым резидентом или снять с вас обязательства по представлению налоговой отчетности?

– Если вы находитесь в стране, где обычно не проживаете и не признаетесь налоговым резидентом, какие налоговые последствия возникнут у вас, если в ближайшее время из страны не получится выехать?

– Есть ли смысл корректировать планы на получение существенных доходов или проведение сделок купли-продажи, реструктуризацию активов?

– Стоит ли рассмотреть возможность получения второго гражданства или вида на жительство, которое обеспечивает бóльшую свободу проживания и перемещения за рубежом при возникновении чрезвычайной ситуации? Команда КПМГ оперативно отслеживает влияние пандемии на налогообложение физических лиц и готова оперативно решать вопросы клиентов, которые связаны с налоговым резидентством.

С 1 января в Госдуму внесен законопроект о повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 3,5 раза, что в 2021-м принесет бюджету 56 млрд рублей.

Для выработанных месторождений с 2021-го планируется отменить льготы по НДПИ. Это принесет дополнительные 260 млрд рублей. Система налогообложения нефтяной отрасли наполовину состоит из льгот. [1]

Также ниже представленные категории налогоплательщиков были освобождены от уплаты авансовых платежей и имущественных налогов по ним за II квартал 2020 года:

– ИП и организации, которые включены на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов МСП, работающих в пострадавших отраслях российской экономики. Перечень таких отраслей утверждается Правительством РФ;

– Лица, которые включены в реестр социально-ориентированных некоммерческих организаций, являющихся с 2017 года получателями грантов Президента РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;

– Компании, которые включены в реестр некоммерческих организаций, и пострадали в наибольшей степени из-за распространения новой коронавирусной инфекции, который ведет Минэкономразвития России;

– Религиозные централизованные организации, религиозные организации, которые входят в их структуру, также социально-ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых они являются. [3, с. 15]

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый резидент, млрд рублей, налоговая отчетность, Российская Федерация.

Читайте также: