Проблемы налогообложения малого бизнеса

Обновлено: 20.05.2024

Правительство РФ приняло ряд законодательных актов, которые вступили в силу 1 января 2021 года. Они повлияют на налоговую нагрузку бизнеса.

Отмена ЕНВД

С 1 января 2021 года перестал действовать единый налог на вменённый доход. ИП, которые до этого применяли вменёнку, могли перейти на другой спецрежим или на общий режим налогообложения. Для тех, кто применял ЕНВД в последнем квартале 2020 года и хочет перейти на УСН, продлён срок перехода. Заявление можно подать до 31 марта 2021 года.

НДФЛ 15%

Вводится прогрессивная шкала НДФЛ. Те, чьи доходы превышают 5 млн рублей в год, будут платить НДФЛ по ставке 15%. Для тех, чьи доходы ниже этой суммы, сохраняется ставка 13%.

Повышенный МРОТ и страховые взносы

С 1 января 2021 года федеральный и региональный МРОТ составляет 12 792 рубля. Зарплаты работникам должны быть повышены в соответствии с новой суммой, а значит, вырастет налоговая нагрузка на работодателя.

Также с начала года увеличилась предельная база для расчёта по страховым взносам:

в ПФР — 1 465 000 рублей — с суммы превышения нужно платить взносы по ставке 10%;

в ФСС — 966 000 рублей — с суммы превышения взносы не уплачиваются.

Лимит для расчёта взносов на обязательное медицинское страхование не установлен.

Повышенные лимиты для УСН

Стандартные ограничения на применение упрощёнки — доход до 150 млн рублей и до 100 работников в штате. Налоговая ставка может отличаться в регионах, но её средний размер составляет:

по доходам — от 4 до 6 %;

по доходам за вычетом расходов — от 7 до 15 %.

Если налогоплательщик на упрощёнке выходит за пределы этих ограничений, его переводят на ОСНО.

Но с 2021 года вводится переходный период для упрощенцев с новыми ограничениями:

доход — до 200 миллионов рублей;

число сотрудников — до 130.

8 % — для доходов;

20 % — для доходов за вычетом расходов.

Новые ставки действуют весь квартал, в котором произошло превышение.

на ОПС — 32448 руб;

на ОМС — 8426 руб;

дополнительный взнос в ПФР — 1% от суммы, превышающей 300 000 рублей годового дохода.

Рост акцизов

Ставки акцизов на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты выросли на 20% по сравнению с 2020 годом. Ставка акциза на папиросы и сигареты в 2021 году составляет 2359 рублей за 1 тысячу штук, на вейпы и электронные сигареты — 60 рублей за штуку.

Также не следует забывать о ежегодной индексации ставок акцизов на другую продукцию. План повышения ставок до 2023 года содержится в статье 193 НК РФ.

Налоговые каникулы

Налоговые каникулы для ИП на УСН и ПСН продлены до конца 2021 года. Предприниматели могут рассчитывать на нулевую ставку налога, если соблюдены следующие условия:

в регионе регистрации ИП принят соответствующий закон;

ИП работает в производственной, научной, социальной сфере, оказывает бытовые услуги населению или сдаёт жильё в аренду;

доходы от этой деятельности составляют не менее 70% от общего дохода ИП.

Помимо налоговых каникул, введены новые льготы для ИП на ПСН.

Расширен перечень видов деятельности, при котором можно применять ПСН. Теперь в него входят преподаватели, фотографы, повара и фермеры. Последние смогут получить единый патент на животноводство и растениеводство.

ИП на ПСН смогут уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов. Если у предпринимателя нет работников, то можно вычесть из стоимости всю сумму взносов, а если работники есть — только половину.

Также увеличена до 150 м² площадь торгового зала, при которой можно применять ПСН в сфере торговли и общепита.

Отмена декларации по земельному и транспортному налогу

Начиная с налогового периода 2020 года, налогоплательщики больше не сдают декларации по земельному и транспортному налогам. Теперь ФНС сама рассчитывает сумму налогов и высылает квитанции. Уплатить эти налоги нужно до 1 марта 2021 года.

Освобождение от аудита

С 2021 года от обязательных аудиторских проверок освобождены субъекты малого предпринимательства, которые отвечают следующим условиям:

доход за предыдущий год не превышает 800 млн рублей;

сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец прошлого года не превышает 400 млн рублей.

Также не будут проверять НКО, соответствующие хотя бы одному из условий:

доход от предпринимательской деятельности за прошлый год до 800 млн, активы до 400 млн;

является фондом, поступление имущества (в том числе денег) в который за предыдущий год не превышает 3 млн рублей;

является организацией потребительской кооперации.

С 1 января 2021 года эти налогоплательщики могут применять упрощённые способы ведения бухучёта и составлять упрощённую бухотчётность начиная с отчётности за 2021 год.

Льготы для IT-сферы

Для разработчиков программного обеспечения снижены налоги и страховые взносы. Налог на прибыль касается только налогоплательщиков на ОСНО. Его ставка теперь составляет 3% вместо 20%, как было раньше.

Пониженные страховые взносы действуют для налогоплательщиков на любой системе налогообложения. Общая ставка снижена с 14 до 7,6%, а по отдельным видам взносов проценты распределены так:

пенсионное страхование — до 6 %;

социальное страхование по материнству или болезни, включая иностранных граждан — до 1,5 %;

медицинское страхование — до 0,1 %.

Право на льготы по налогам и страховым взносам имеют компании, которые включены в реестр аккредитованных организаций в IT-области. Кроме того, в штате должно быть не менее 7 человек.

Также изменились правила применения льготы по освобождению реализации от НДС. Теперь для того, чтобы воспользоваться льготой, разработчикам необходимо включать своё ПО в реестр российских программ для ЭВМ.

Мнения экспертов разные: одни говорят, что бизнес развивается и у нас всё хорошо; другие — что хорошо не будет, а скоро малого бизнеса не станет совсем. Скорее читайте нашу статью и пишите в комментариях, что думаете вы.

Николай Кульбака

Елена Теленова

Илья Болтунов

Рассказывает Николай Кульбака, доцент института общественных наук РАНХиГС, кандидат экономических наук

Если посмотреть на развитые страны, там малый и средний бизнес занимает 60—70% всей экономики. В России в 2017 году было 22%, через год — уже 20%. Дальше долю бизнеса не измеряли, поэтому говорить можно только приблизительно, но, думаю, сейчас это где-то 15%.

Такая маленькая доля малого и среднего бизнеса — это результат политики государства, препятствующей развитию.

Государство не заинтересовано, чтобы малый бизнес развивался: его сложно контролировать, а денег он приносит меньше, чем крупный бизнес. Конечно, государству важно получить как можно больше налогов, но еще важнее контролировать бизнес, что лучше получается с крупным.

Также важно то, как государство вообще относится к бизнесу. В России предпринимателей зачастую воспринимают как преступников и воров, даже президент Владимир Путин говорит, что предприниматели — это жулики:

Люди, которые сегодня управляют страной, получили советское образование и воспитание. А еще эти люди прошли 90-е, сами занимались тогда бизнесом и сравнивают сегодняшний бизнес с теми временами, потому что другого и не знают.

Но с малым бизнесом связаны 10—15% населения России, а это электорат на выборах, с которым государству не нужны проблемы. Поэтому приходится поддерживать картинку внешнего благополучия бизнеса.

Если государство будет ужесточать меры, бизнес совсем уйдет в тень, а это никому не нужно. Но и помогать бизнесу государство не хочет, потому что на это нужно тратить ресурсы. Остается изображать видимость помощи.

Помогать бизнесу государство не хочет, потому что на это нужно тратить ресурсы. Остается изображать видимость помощи

В ближайшие год-два это, возможно, изменится: сегодня нефть и газ перестают приносить деньги, Россия окажется в стагнации или будет вынуждена искать другие пути развития.

А российскому бизнесу есть куда развиваться: люди сейчас намного экономически образованнее, чем были в 90-е. Она учатся, путешествуют, смотрят на бизнес в других странах. У нас есть предпосылки для развития бизнеса: как только государство перестанет мешать, движение будет хорошим.

Бизнесу в России сложно, но особенно сложно стало в последние годы. Прежде всего всё больше судебных решений выносится против бизнеса, стало сложно защищать позиции бизнеса в суде, уголовные преследования стали чаще.

В налоговой системе появилась установка: если платишь налоги, отдавай всё, что есть. Например, предприниматель открыл компанию, работает, всё нормально. У него специальный налоговой режим, компания развивается, предприниматель открывает вторую фирму. До 2018 года это было нормально, нигде не написано, что один человек не может открыть две фирмы.

А после 2018 года налоговая подумала, что может получить больше налогов, объявила это дроблением бизнеса, объединила доходы двух фирм в одну сумму и доначислила налог по общей системе налогообложения.

Также переписали закон о банкротстве, появилась субсидиарная ответственность директора — это значит, что если фирма обанкротится, то руководитель заплатит из личных денег. К субсидиарной ответственности теперь можно привлекать наемных сотрудников: бухгалтера, юриста.

Из судебной практики

Руководитель компании работал с несколькими партнерами, а главный бухгалтер отражал сделки в учете. Через два года налоговая обнаружила, что эти партнеры были сомнительными, и доначислила недоимку на 124 млн руб.

У компании такой суммы не было, поэтому ее объявили банкротом. Ответственными за сомнительные сделки стали руководитель и бухгалтер. Бухгалтер в компании уже давно не работал, но его всё равно привлекли, потому что он вносил в отчетность недостоверные сведения. С руководителя и бухгалтера суд взыскал 97 млн рублей.

Затем ввели маркировку, которая увеличивает себестоимость продукции, а еще затраты компании — ведь нужно наладить процессы, нанять человека, который будет этим заниматься. Получается, государство делает всё, чтобы вытащить бизнес из тени и установить контроль, но не думает, какой ценой.

Государство делает всё, чтобы вытащить бизнес из тени и установить контроль, но не думает, какой ценой

О малом бизнесе можно сказать, что это работа ради работы. Что-то зарабатывают, рабочие места дают, но ни о каких больших деньгах речи не идет.

Предприниматель в России должен отстаивать свое право быть предпринимателем. Не пошел работать наемным сотрудником, решил, что самый умный, — вот тебе своеобразная расплата. В налоговой сломалась программа, заблокировали расчетный счет — иди и отстаивай свое право работать дальше.

В целом бизнес в России развивается, но в сторону укрупнения: у нас хорошо среднему и крупному бизнесу, но не малому. Думаю, выживут очень крупные и очень мелкие предприниматели без сотрудников, но не те, что посередине. Если всё будет так продолжаться, малого бизнеса просто не станет.

Чтобы говорить, развивается в России бизнес или нет, нужно понимать, о каком бизнесе мы говорим: всё зависит от отрасли и региона.

Мы работаем в сфере юридических услуг, и у нас всегда есть работа, а во время пандемии ее стало даже больше.

Не могу говорить за бизнес в целом, но нам несложно работать: несложно было открыть фирму, найти клиентов, сотрудников. Есть текущие проблемы, например, с поиском квалифицированных кадров, но это решаемо.

Думаю, что бизнес в России развивается, но всё зависит от конкретных людей. Например, я знаю предпринимателей, которые получили помощь от государства как пострадавшая от коронавируса отрасль. И они говорили, что государство их кинуло, им не помогают, налоги не списывают. А есть предприниматели, которые помощь не получили, но не жаловались, а быстро переквалифицировались, в итоге заработали деньги и репутацию.

Моя мысль такая: при всех минусах государства и общества всё упирается в конкретного человека.

Если я предприниматель, то должен быть готов ко всему, к любым печальным событиям. Что бы ни случилось, предприниматель должен уметь адаптироваться и подстроиться. И, конечно, не нужно ничего ждать от государства: нужно вариться самому, а любые преференции воспринимать как бонус. Дали льготы — хорошо, увеличили НДС — плохо, но работаем дальше.

Не нужно ничего ждать от государства: нужно вариться самому, а любые преференции воспринимать как бонус

Люди, которые говорят, что государство душит бизнес, просто не умеют работать, выстраивать процессы и перестраиваться под реалии. Кто-то делает их работу быстрее, он и преуспевает.

Например, пока одни кафе и рестораны во время коронавируса жаловались, что им не помогают, другие быстро перестроились на новое меню, доставки, какие-то мобильные приложения запустили, потом быстренько летние кафе поставили — нашли, как развиваться.

Сейчас лучшее время, чтобы начать бизнес, потому что любой кризис, когда с рынка уходят более слабые предприниматели, отлично подходит для старта.

Рассказывает Илья Болтунов, владелец похоронной компании и франшизы Guravli

Скоро в России бизнеса не будет. Я говорю о нормальной бизнес-модели, которая есть в других странах: когда бизнес может работать открыто и развиваться. Любые попытки создания нормальной бизнес-модели в России уничтожаются государством, поэтому у нас есть своя российская бизнес-модель: работай в черную и не высовывайся, а если высунулся, найди, с кем поделиться.

У нас есть своя российская бизнес-модель: работай в черную и не высовывайся, а если высунулся, найди, с кем поделиться

В России даже масштабируемый бизнес работает по этим правилам, но под красивой оберткой. Крупные международные франшизы в наших регионах договариваются с местной властью: мы вам, вы нам.

Государству малый бизнес не нужен, а деньги приносит крупный бизнес, который находится под контролем или создан кем-то из власти. У нас в стране всё, что делает власть, бьет по малому бизнесу, не по среднему или крупному.

Во время пандемии всё стало еще хуже: реальных мер поддержки как не было, так и нет. Я работаю в похоронном бизнесе, так государственные крематории подняли цены в два раза: хотите пользоваться, платите. Никакого повышенного спроса нет, просто решили воспользоваться ситуацией, вот и поддержка от государства.

Из-за отношений с государством бизнес вынужден работать в черную, он не может быть цивилизованным. И даже если пытается работать в открытую, приходит государство. Например, не дают строить частный крематорий, но говорят, что если дадите денег тому-то, мы разрешим. А где взять деньги, чтобы дать чиновникам во власти? Работать в черную.

Известно, что в кризис малые предприятия страдают сильнее, чем средний и крупный бизнес. Именно поэтому актуальными в настоящее время становятся положения законодательных и нормативных актов, предоставляющие субъектам малого предпринимательства (СМП) разного рода льготы и помощь. В данной статье рассматриваются две формы поддержки – преимущественное право приобретения арендуемых объектов недвижимости и субсидии из средств бюджетов различного уровня. В частности, мы докажем, что СМП нередко удается выкупить арендуемый объект по более низкой цене по сравнению с той, которая заявлена органом власти (местного самоуправления), и избежать возврата субсидии по требованию администрации.

Важные документы

Основополагающим в рамках рассматриваемой темы является, конечно, Федеральный закон № 209‑ФЗ [1] . Он определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливает виды и формы поддержки таких субъектов и регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами и органами государственной власти и местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Второй важный документ – Федеральный закон № 159‑ФЗ [2] , предоставляющий СМП преимущественное право приобретения арендуемых объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности.

Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 209‑ФЗ органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе оказывать иные формы поддержки за счет средств своих бюджетов. Поэтому существует множество документов, принятых на региональном и местном уровне с целью предоставления СМП мер поддержки, например постановления:

Однако СМП важно не только знать, в каких целях и в каком порядке можно получить бюджетные деньги или воспользоваться тем или иным преимуществом, но и уметь решать проблемы, неизбежно возникающие при применении законодательных и нормативных актов. Одним из актуальнейших вопросов последнего времени (о чем свидетельствуют многочисленные судебные акты) является выкуп арендованного имущества из государственной и муниципальной собственности.

Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества

СМП пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемого ими имущества по цене, равной его рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком (ст. 3 Федерального закона № 159‑ФЗ). Согласно ч. 4 ст. 4 данного закона договор купли-продажи должен быть заключен в течение 30 дней со дня получения СМП предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества. Если указанный срок истек, а договор не был заключен, считается, что СМП утратил преимущественное право на приобретение арендуемого имущества (п. 2 ч. 9 ст. 4). Течение установленного 30-дневного срока приостанавливается только в случае оспаривания в судебном порядке достоверности величины рыночной стоимости объекта, используемой для определения цены выкупаемого имущества (до дня вступления в законную силу решения суда) (ч. 4.1 ст. 4).

На практике нередко уполномоченный орган (продавец), сославшись на отчет оценщика, заявляет одну цену, а у покупателя есть подтвержденная другим оценщиком более низкая цена. Соответственно, получив от продавца проект договора купли-продажи, СМП предлагает заключить договор по более низкой цене, для чего направляет продавцу (например, департаменту городского имущества) протокол разногласий либо проект договора в измененной редакции. В ответ уполномоченный орган извещает о своем несогласии на уменьшение цены, а затем, сославшись на неполучение в 30-дневный срок подписанного первоначального договора, признает СМП утратившим право на преимущественное приобретение арендуемого объекта.

Такие действия продавца являются незаконными. Согласно правовой позиции Верховного суда направление в 30-дневный срок продавцу протокола разногласий или новой редакции договора не свидетельствует об отказе от использования преимущественного права на выкуп арендованного имущества. Следовательно, СМП при наличии сомнений в достоверности рыночной оценки имущества, предусмотренной в проекте договора, вправе предложить продавцу изменить один или несколько пунктов проекта договора. В случае несогласия продавца на снижение цены СМП вправе обратиться в суд (определения ВС РФ от 02.10.2015 № 305-ЭС15‑8832 по делу № А40-34226/2014, от 02.10.2015 № 305-ЭС15‑8151 по делу № А40-48277/2014, от 30.09.2015 № 305-ЭС15‑8832 по делу № А40-34226/2014 и др.).

Причем суды нередко идут навстречу СМП и обязывают продавцов заключить договор на условиях покупателей. Также распространены ситуации, когда окончательная цена объекта определяется на основании судебной экспертизы по оценке рыночной стоимости. В подобных случаях весьма вероятно, что установленная судом цена:

  • будет являться каким-то средним значением между ценами, предложенными сторонами. В частности, из Постановления АС МО от 24.02.2016 № Ф05-489/2016 по делу № А40-4969/2015 следует, что департамент заявил цену в размере почти 31 млн руб., ООО настаивало на цене 17 млн руб., арбитры пришли к выводу о том, что договор купли-продажи надлежит заключить по цене 22 млн руб.;
  • окажется близкой к размеру, предложенному СМП. Например, в Постановлении АС МО от 15.02.2016 № Ф05-161/2016 по делу № А40-184694/2014 цена администрации составляла 15,8 млн руб., покупатель был согласен на 7,3 млн руб., суд определил цену в размере 7,5 млн руб. Другой пример – Постановление АС ЗСО от 30.12.2015 № Ф04-27197/2015 по делу № А67-5347/2014. Уполномоченный орган предложил цену 2,3 млн руб., предприниматель – 1,1 млн руб., судьи признали обоснованной цену 1,3 млн руб. Таким образом, обращение СМП в суд в большинстве случаев позволяет добиться снижения выкупной цены арендуемого объекта.

Также напомним о том, что в силу п. 3 ч. 9 ст. 4 Федерального закона № 159‑ФЗ СМП утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого объекта в случае расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий данным субъектом. Иными словами, повторное обращение о реализации преимущественного права на выкуп недопустимо, что и подтверждает судебная практика. В качестве примера рассмотрим ситуацию, изложенную в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2016 по делу № А52-3554/2015. Являясь арендатором нежилого помещения на протяжении более семи лет, предприниматель обратился в уполномоченный орган с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Договор купли-продажи объекта был подписан, а через год расторгнут по инициативе предпринимателя. Однако спустя два года он снова обратился с заявлением о выкупе помещения по правилам Федерального закона № 159‑ФЗ. На этот раз уполномоченный орган отказал предпринимателю, сославшись на утрату им преимущественного права выкупа арендуемого имущества и отметив, что повторное обращение о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества недопустимо. Попытка предпринимателя доказать незаконность отказа не увенчалась успехом.

Предоставление субсидий

В условиях кризиса резко возрастает роль бюджетного финансирования. Причем важно не только получить субсидию, но и не допустить нарушения условий ее предоставления, поскольку это даст органу власти (местного самоуправления) право требовать возврата ранее выделенной суммы денежных средств. Практика свидетельствует, что спорные ситуации возникают как на этапе получения субсидии, так и в период ее использования. Часто СМП приходится в судебном порядке доказывать незаконность действий уполномоченных органов.

Обращение в суд, конечно, требует материальных и временных затрат, однако позволяет добиться восстановления нарушенных прав – например, при получении отказа в предоставлении субсидии. Один из таких случаев описан в Постановлении АС УО от 03.06.2015 № Ф09-3531/15 по делу № А47-1328/2014. Уполномоченный орган отказал предпринимателю в выделении гранта на создание и развитие бизнеса, признав не подтвержденными вложения собственных средств в размере не менее 15% суммы, необходимой для осуществления бизнес-проекта. Суд установил, что:

  • предприниматель приложил к заявлению все необходимые документы;
  • на момент обращения с заявлением о выдаче гранта ИП осуществил расходы в размере более 50% испрашиваемой суммы;
  • приобретенное на собственные средства оборудование используется ИП в предпринимательской деятельности, что подтверждено актом обследования места реализации бизнес-проекта.

Судебная практика свидетельствует, что весьма успешно СМП отстаивают свои права в спорах о возврате средств субсидий. В подтверждение сказанного приведем несколько примеров.

Начнем с ситуации, которую анализировали арбитры в Постановлении АС УО от 16.09.2015 № Ф09-6213/15 по делу № А07-25536/2014. Орган местного самоуправления обратился в суд с требованием о расторжении договора о субсидировании СМП и взыскании задолженности. В обоснование иска администрация ссылалась на непредоставление предпринимателем ежеквартальных отчетов о целевом использовании денежных средств и достижении плановых показателей деятельности. Кроме того, в ходе проверки было установлено отсутствие у предпринимателя оборудования, на приобретение которого предоставлялась субсидия.

Арбитры исходили из следующего. Предприниматель представил в материалы дела документы, подтверждающие целевое использование денежных средств (договоры купли-продажи автофургона и коптильной установки, акты, паспорт транспортного средства, квитанции к приходным кассовым ордерам). Данные документы не оспорены, не опровергнуты, о фальсификации не заявлено.

Предприниматель обязался не допускать в течение двух лет с момента выделения субсидии приостановления деятельности, проведения реорганизации, ликвидации и введения процедур банкротства. Проверка, в ходе которой установлено отсутствие коптильной установки, проведена за три месяца до истечения указанного двухлетнего срока.

Согласно договору о выделении субсидии полученные денежные средства подлежат возврату в случае нецелевого использования и неисполнения условий предоставления субсидии. Материалами дела подтверждено приобретение предпринимателем оборудования, предоставленные денежные средства использованы на цели, указанные в договоре и смете. Следовательно, нет законных оснований для расторжения договора и возврата денежных средств.

Таким образом, предпринимателя спасло фактическое ведение деятельности и наличие документов, подтверждающих приобретение тех объектов, на которые была выделена субсидия.

Эти же обстоятельства стали решающими в другом случае. Как следует из Постановления АС ДВО от 30.04.2015 № Ф03-1413/2015 по делу № А80-161/2014, условием получения ООО субсидии в размере 5,5 млн руб. было производство молочных продуктов в селах района в течение года. Спустя девять месяцев с момента получения денег организация направила администрации письмо, в котором указала на то, что в ходе хозяйственной деятельности выявлена нерентабельность проекта, обусловленная высокими коммунальными тарифами, большой энергоемкостью производства, низкой населенностью и труднодоступностью сел, дороговизной доставки материалов. В связи с этим ООО просило расторгнуть договоры аренды и пересмотреть соглашение о предоставлении субсидии.

В ответ администрация потребовала возврата денег, указав, что договором предусмотрен возврат субсидии в полном объеме.

Арбитры обязали организацию вернуть 745 тыс. руб., поскольку организация не представила подтверждающие документы на эту сумму. Судьи не нашли оснований для взыскания с ООО денег, израсходованных по целевому назначению. В постановлении отмечено: организация осуществляет деятельность по производству молочной продукции, факт ее убыточности при доказанности соблюдения целей предоставления субсидии не может являться правовым основанием для взыскания субсидии в полном объеме.

Добиться пересмотра дела администрации не удалось (Определение ВС РФ от 10.08.2015 № 303-КГ15-10438).

Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 13.10.2015 по делу № 33-16902/2015 свидетельствует о том, что даже прекращение деятельности в качестве ИП не всегда является основанием для возврата средств субсидии. В данном случае уполномоченный орган требовал возврата денег, ссылаясь на то, что предприниматель прекратил деятельность, чем нарушил условия договора, согласно которым он должен осуществлять предпринимательскую деятельность не менее трех лет в целях реализации бизнес-плана.

Вместе с тем имеются случаи, когда суды встают на сторону уполномоченных органов. Например, если в результате реализации бизнес-плана не достигнуты показатели, установленные договором о предоставлении субсидии, такие как создание определенного количества рабочих мест при условии выплаты заработной платы не ниже обусловленного уровня и перечисление налоговых платежей в бюджет в размере полученной субсидии (Постановление АС МО от 27.11.2015 № Ф05-16075/2015 по делу № А41-66980/14, Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 30.06.2015 по делу № 33-2667/2015). Причем не имеет решающего значения то, что договоры купли-продажи, акты, накладные и платежные поручения подтверждают использование денег по назначению. Определяющим является именно тот факт, что СМП не обеспечил достижение конкретных показателей, предусмотренных при выделении субсидии.

Подведем итог

Субъектам малого предпринимательства крайне важно знать о формах и мерах оказываемой им за счет бюджетных средств поддержки. Отслеживать эту информацию необходимо самостоятельно [3] , поскольку наряду с федеральными и региональными программами существуют программы поддержки на муниципальном уровне.

Одной из значимых форм поддержки является предоставление СМП преимущественного права на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества по рыночной стоимости. При наличии обоснованных сомнений в том, что уполномоченный орган заявил обычную, не завышенную цену продажи объекта, СМП целесообразно оспаривать ее в судебном порядке. Практика свидетельствует, что обращение СМП в суд в большинстве случаев позволяет добиться снижения выкупной цены арендуемого объекта.

Другая актуальная форма поддержки – предоставление СМП субсидий на создание и развитие бизнеса. Однако и эти взаимоотношения часто приходится урегулировать в судебном порядке. Представленные в статье примеры подтверждают, что СМП весьма успешно отстаивают свои права в спорах о возврате средств субсидий. Так, если СМП осуществляет деятельность, то отдельные недостатки в оформлении документов, подтверждающих целевое использование средств субсидии, непредставление уполномоченному органу отчетов, наличие убытков не считаются основаниями для возврата полученных денежных средств в бюджет.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Алексей Шевердяков фото

В сентябре этого года ФНС разработала новый налоговый режим для малого бизнеса. Он позволит сделать бизнес более открытым для инспекций и банков. Возможные плюсы и минусы для предпринимателей разберем в статье.

Новый налоговый режим, по данным “Ведомостей”, фактически освобождает предпринимателей от бухгалтерского и налогового учета, а также от подачи отчетности по НДФЛ и страховым взносам. Это удобно, но для бизнеса, возможно, будут не только плюсы. Но обо всем по порядку.

Концепция нового режима налогообложения

Новым налоговым режимом, как ожидается, смогут воспользоваться представители малого бизнеса на УСН. Скорее всего, это будет довольно узкая категория предпринимателей – с численностью до пяти работников и выручкой до 60 млн руб. в год. В исходном законопроекте пока нет ограничений по видам деятельности.

Предпринимателей на новом налоговом режиме фактически освободят от необходимости ведения бухгалтерии и сдачи отчетности. Инспекция будет самостоятельно рассчитывать налог, используя информацию об оборотах компании напрямую от банков и контрольно-кассовой техники (ККТ). Таким образом, расходами будут считать только операции по расчетным счетам или зафиксированные ККТ.

Зарплаты сотрудникам больше не смогут выдавать наличными – нужно рассчитываться только через банк. Исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ за сотрудников будет банк без участия предпринимателя.

Пока в ФНС не определились с длительностью налогового периода (до этого обсуждалась возможность его сокращения до одного месяца). Напомним, что сейчас налог на УСН уплачивают один раз в 3 месяца, а отчетность подают один раз в год.

Зачем это ФНС

Сейчас наблюдается устойчивый тренд на сокращение оборота наличных денег и доминирование безналичных платежей. Уже и в небольших городах в большинстве магазинов оплата с помощью смартфона никого не удивляет, а наличными пользуются все меньше. При этом, чем больше компания проводит безналичных платежей, тем прозрачнее ее доходы для инспекции.

Зачем это бизнесу

Сейчас от бухгалтерского и налогового учета освобождены только компании, которые работают на ПСН (патентной системе налогообложения), а также самозанятые. Новый налоговый режим даст эту возможность малому бизнесу на УСН. Расчетом налога может заниматься сама инспекция. В таком случае компаниям не нужно самостоятельно вести учет и сдавать отчётность.

Так можно значительно упростить бухгалтерию и снять с себя дополнительные расходы на ее обеспечение. Сейчас даже микропредприятиям нужно иметь бухгалтера и заполнять до 17 видов отчетов. За несдачу отчетности вовремя или сдачу ее в неправильной форме можно получить штраф.

Потенциальные минусы для предпринимателей

Однако не все так просто. Помимо плюсов, новый налоговый режим потенциально может принести и сложности, которые будут особенно актуальны для микробизнеса.

В первую очередь, отмена страховых взносов за счет увеличения налоговой нагрузки может подойти не всем. Например, это будет менее выгодно компаниям с небольшим штатом или не имеющим сотрудников (нет сотрудников – нет и страховых взносов за них).

А перевод всех платежей в онлайн (через расчетный счет или с использованием ККТ) может сделать невозможным учет в расходах наличных операций. Здесь могут вырасти и расходы на банкинг. Уже сейчас малый бизнес перечисляет банкам около 2% от каждого безналичного платежа. Часть экспертов прогнозирует, что активное задействование банков в расчетах и выполнение ими функций налогового агента при новом налоговом режиме могут повлиять на стоимость банковских услуг для бизнеса.

Сейчас все выглядит так, что новый налоговый режим, скорее всего, подойдет предпринимателям, которые работают только “в белую”, а наиболее выгодным экономически он будет для компаний с большим штатом сотрудников. При этом любой бизнес при переходе на него может стать практически прозрачным для инспекций и банков. Поэтому если новый налоговый режим введут в тех же базовых формулировках, что и сейчас, то он может, напротив, оказаться маловостребованным.

Не исключено, что по этой причине ФНС может пересмотреть условия для бизнеса уже при прохождении законопроекта о новом налоговом режиме в Госдуме. Но это покажет время.

Читайте также: