Признание выручки в налоговом учете осно

Обновлено: 25.04.2024

Нередко можно наблюдать, что развитие правоприменения в той или иной сфере происходит по спирали: вот только некий казус проявился и взбудоражил умы, а спустя некоторое время (иногда, правда, спустя значительное время) практика находит подходы к нему, варианты решений. И может казаться, что если не все, то многое уже сказано, прояснено и принято профессиональным сообществом.

Но вдруг жизнь делает очередной виток, и мы снова оказываемся перед тем же вопросом, только теперь обогащенным новыми деталями, для которых прошлые подходы теряют актуальность и меркнут перед запросом требовательного настоящего.

Интересно, что подобные смысловые виражи свойственны даже основополагающим принципам права.

Так, недавно нам довелось столкнуться с крайне любопытным налоговым спором, краеугольным камнем которого стало разное понимание правоприменителями принципа недопущения двойного налогообложения одного и того же экономического объекта.

Казалось бы, двух мнений по данному вопросу быть не может. И Налоговый кодекс вслед за Конституцией закрепляет, что налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными (ст. 57 Конституции РФ, п. 3 ст. 3 НК РФ). И Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что двойное налогообложение одного и того же экономического объекта нарушает принципы равного, справедливого и соразмерного налогообложения[1].

Однако же, спор возник, а дело было так.

Налоговой инспекцией одновременно проведены выездные налоговые проверки в отношении 6 организаций, имеющих общего бенефициара – нижегородского предпринимателя Е.И.Лазарева. Все компании являлись собственниками коммерческих помещений в двух торговых центрах, сдавали свое имущество в аренду и применяли специальный налоговый режим - упрощенную систему налогообложения.

Налоговая инспекция установила, что в проверяемом периоде общая сумма доходов организаций превысила предельный размер дохода, при котором возможно применение УСН, и обязала 2 основные компании консолидированных групп исчислить и уплатить налоги по общей системе налогообложения.

Важно отметить, что ни в одном из решений по результатам ВНП, ни в требованиях об уплате налогов по ОСН, не содержалось каких-либо упоминаний о судьбе ранее уплаченного компаниями УСН.

Решения по Основным компаниям оспаривались налогоплательщиками, однако выводы налоговых органов были поддержаны арбитражными судами всех инстанций (историю рассмотрения споров можно отследить по номерам дел: №А43-34833/2018, №А43-34835/2018, подробный их анализ оставим за скобками, так как для нашего обзора он большого значения не имеет).

И вот тут начинается самое интересное! Налоговая инспекция отказывает всем налогоплательщикам в возврате излишне уплаченного налога по УСН, сославшись… на отсутствие соответствующих записей в карточке расчетов с бюджетом (КРСБ).

Отказ в возврате налога послужил поводом для обращения за судебной защитой.

Позиция налогоплательщиков была вполне справедлива: коль скоро Основные компании уплатили налоги по общей системе налогообложения, а у дробных компаний, по мнению налоговой инспекции, отсутствует реальная хозяйственная деятельность (и значит, налогооблагаемая база по УСН), то ранее уплаченный всеми компаниями УСН подлежит возврату. Иное прочтение означало бы двойное налогообложение одного и того же экономического объекта за один и тот же налоговый период, что прямо запрещено законом.

Следует отметить, что похожие дела о недопустимости двойного налогообложения в случаях признания инспекцией необоснованным применения специальных налоговых режимов имели место в практике арбитражных судов. Неоднократно суды принимали позицию налогоплательщиков и удовлетворяли требования о возврате излишне уплаченных налогов[2].

Примечательно, что признаков двойного налогообложения при одновременной уплате налогов по УСН и ОСН суды не усмотрели. Более того, даже не коснулись вопроса о том, а является ли в таком случае ранее уплаченный налог по УСН переплатой. Налоговая инспекция, что примечательно, не оспаривая факты 1) уплаты УСН всеми шестью компаниями за спорный период и 2) оплату недоимки с общего дохода двумя основными компаниями по ОСН, с упорством, достойным восхищения, утверждала, что переплаты нет.

Суды не стали вдаваться в детали и тонкости, а выбрали самый простой путь: отказывая налогоплательщикам в удовлетворении требований суды посчитали пропущенным срок на обращение с заявлением о возврате налога.

На первый взгляд, ничего экстраординарного: истцом пропущен срок исковой давности, следовательно, субъективное право на защиту материального права не может быть реализовано.

И все же пристального внимания требуют причины, по которым суды сочли срок пропущенным. Для более детального разбора правого казуса позволим себе небольшое отступление в теорию.

Взыскание излишне уплаченного налога как способ защиты прав налогоплательщика

Требование о взыскании излишне уплаченных сумм налогов применяется, как правило, в тех случаях, когда возможность обращения с неимущественным требованием об оспаривании решения инспекции утрачена в виду истечения трёхмесячного срока на обращение в суд (часть 4 статьи 198 АПК РФ) либо при невозможности соблюдения досудебной процедуры в виду истечения годичного срока на подачу жалобы (пункт 2 статьи 139 НК РФ).

Такие требования, представляя собой требование из неосновательного обогащения, могут быть предъявлены в течение общего трёхлетнего срока исковой давности, установленного ГК РФ[3].

Таким образом, по требованиям о возврате излишне уплаченных сумм налогов применяется общегражданский срок исковой давности, если налогоплательщиком пропущен установленный пунктом 7 статьи 78 НК РФ трёхлетний срок на возврат налога в административной процедуре, который исчисляется с момента уплаты.

Момент, когда налогоплательщик узнал о переплате

Признается, что по иску о возврате излишне уплаченных сумм налогов срок исчисляется с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права на уплату налога в должном размере. Это имеет место, если верное исчисление было невозможным в силу объективных и уважительных причин, не зависящих от налогоплательщика[4].

В делах №А43-5792/2020, №А43-3914/2020 налогоплательщики указывали, что узнали о некорректности применения УСН в результате проведения в отношении них выездных налоговых проверок. До ВНП деклараций по УСН принимались налоговыми органами без нареканий в течение нескольких лет, в связи с чем не было оснований сомневаться в правильности исполнения своих налоговых обязанностей. Начало течения трехгодичного срока налогоплательщики отчитывали с даты вступления в силу решений по результатам ВНП.

Здесь уместно было бы вспомнить о позиции Конституционного суда РФ, который неоднократно отмечал: применение ранее установленных условий реализации прав и свобод должно осуществляться на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (определения от 03.03.2015 № 417-О, от 02.04.2015 № 583-О).

Налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов (определение КС РФ от 12.07.2006 № 267-О).

Однако, в спорах нижегородского предпринимателя Е.И. Лазарева суды доводы налогоплательщика не поддержали, указав, что срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных налогов должен исчисляться с даты уплаты налога. В качестве причины такого исчисления срока суды указали, что, действуя в рамках схемы дробления бизнеса, все участники схемы действовали умышленно, а, следовательно, знали о неправомерном применении специального налогового режима уже в момент оплаты УСН, а не после вступления в силу решения по результатам ВНП.

Представляется, что подход судов в делах №А43-5792/2020, №А43-3914/2020 не выдерживает критики.

Сам по себе факт привлечения налогоплательщика к ответственности за получение необоснованной налоговой выгоды не лишает его иных налоговых прав (в данном случае право на возврат излишне уплаченных налогов). Иначе кроме законно установленных штрафов за совершение налоговых правонарушений, имели бы место скрытые формы ответственности.

Об этом же говорит нам и пункт 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 где установлено, что признание налоговой выгоды необоснованной не должно затрагивать иные права налогоплательщика, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Указанная правовая позиция последовательно применяется Верховным Судом РФ и арбитражными судами[5].

Примечательно и то, что в анализируемых нижегородских делах, единственным доводом налоговой инспекции о правомерности своего отказа в возврате излишне уплаченного налога, является отсутствие данных о переплате в КРСБ. И это при том, что были поданы уточненные декларации, которые должны были бы быть учтены самой налоговой в карточке налогоплательщика.

Кроме того, налоговое законодательство, в частности ст. 54, 54.1, ст. 78 НК РФ, в принципе не ставит возникновение права налогоплательщика на зачет/возврат излишне уплаченного налога в зависимость от отражения/неотражения соответствующих данных в карточках расчетов с бюджетом.

Очевидно, что причина возникшей проблемы – недобросовестное налоговое администрирование, а вовсе не пропуск сроков или злоупотребления налогоплательщика, допущенные в ином налоговом правоотношении. Представляется, что, опираясь на формальные условия и процедуры, налоговый орган пытается избежать ответственности за собственную безалаберность.

Верховный Суд РФ неоднократно указывал, что налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания формальных условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону[6]. Однако, Арбитражный суд Нижегородской области, к сожалению, дважды не нашел причины обратиться к указанной позиции высшей судебной инстанции.

Как и в какой момент возможно уменьшить действительные налоговые обязательства на сумму ранее уплаченных налогов?

По этому вопросу судебной практикой определена следующая правовая позиция: уменьшение обязанности по уплате недоимки должно решаться инспекцией самостоятельно на этапе исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки[7].

В Постановлении от 16.04.2013 № 15638/12 Президиум ВАС РФ указал, что для проведения зачета необходимо зафиксировать соответствующие суммы в решении инспекции.

Таким образом, инспекция должна, (1) отразить соответствующие суммы УСН в решении; (2) в случае выявления недоимки самостоятельно произвести зачет единого налога, уплаченного в связи с применением УСН, в счет недоимки по налогу на прибыль, зачисляемой в бюджет субъекта РФ, или/и в счет налога на имущество организаций, а затем (3) скорректировать суммы налогов, подлежащих уплате при выставлении требования об уплате начисленных налоговых платежей.

Представляется, что неотражение налоговой инспекцией в решении по результатам ВНП (даже в случае принятия решения об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности) сумм единого налога, уплаченного в связи с применением УСН, является поводом для обжалования бездействия налогового органа в административном порядке.

Отсутствие же соответствующей корректировки в требовании об уплате начисленных налоговых платежей дает налогоплательщику право оспорить такое требование в порядке главы 24 АПК РФ (после соблюдения обязательной досудебной процедуры урегулирования спора).

Вечные вопросы: кто виноват? и что делать?

С учетом уже вынесенных судебных актов невелика надежда на иную правовую позицию судов по еще не рассмотренным делам. По заявлениям самого предпринимателя, он решительно настроен отстаивать свои права до самых высших судебных инстанций.

Инициатива введения в России специальных налоговых режимом принадлежала Правительству и была направлена на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса. Важно отметить также, что такие налоговые поступления полностью зачисляются в региональные бюджеты, в отличие от общей системы налогообложения, где налоговые поступления распределяются между регионами и федеральным бюджетом. Таким образом, применение специальных налоговых режимом решает еще одну задачу – финансирование регионального развития.

И хотя в настоящий момент у малого бизнеса очень скромная доля участия в экономике страны, представляется крайне нежелательным совершенно уничтожать ее неоправданно консервативным регулированием. Именно поэтому трудно переоценить важность формирования адекватной практики правоприменения специальных налоговых режимов.

[1] Данный постулат следует из статей 19, 55 (ч. 3) и 57 Конституции Российской Федерации (см. Постановление Конституционного суда РФ от 03.06.2014 № 17-П; определения от 14.12.2004 № 451-О, от 01.10.2009 № 1269-О-О, от 05.03.2014 № 590-О и др.)

[2] Определения СКЭС Верховного суда РФ об отмене актов арбитражных судов с направлением дел на новое рассмотрение от 06.03.2018 № 304-КГ17-8961 и от 30.09.2019 № 307-ЭС19-8085; постановления АС Восточно-Сибирского округа от 26.03.2018 по делу № А33-29597/2016 и от 21.01.2019 по делу № А33-29597/2016, АС Северо-Кавказского округа от 12.03.2020 по делу № А32-7813/2019.

[5] Так, со ссылкой на указанное положение Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, Верховным Судом РФ вынесены Определения об отмене актов арбитражных судов с направлением дел на новое рассмотрение от 06.03.2018 № 304-КГ17-8961 и от 30.09.2019 № 307-ЭС19-8085.

[8] За последние 3 года только Верховным судом вынесено около 100 актов по конкретным делам, связанным с дроблением бизнеса.

Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль

По кредиту счета 68.04.1 отражается начисление налога на прибыль. По дебету счета 68.04.1 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет (включая авансовые платежи по налогу).

Аналитический учет на счете 68.04.1 ведется:

  • по видам платежей (субконто Виды платежей в бюджет (фонды)). Для отражения операций по начислению и уплате налога (авансовых платежей) используется вид платежа Налог (взносы): начислено / уплачено (другие возможные виды платежей по налогу на прибыль рассмотрим далее);
  • по бюджетам, в которые подлежит уплате налог (субконто Уровни бюджетов). Для налога на прибыль это Федеральный бюджет и Региональный бюджет.

Проводки по начислению налога на прибыль в программе формируются автоматически при выполнении ежемесячной регламентной операции Расчет налога на прибыль, входящей в обработку Закрытие месяца.

Суммы проводок по начислению налога на прибыль рассчитываются следующим образом:

Таким образом, сумма исчисленного налога, указанная в строке 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@) за отчетный (налоговый) период, должна совпадать с кредитовым оборотом счета 68.04.1 по виду платежа Налог (взносы): начислено / уплачено за соответствующий период.

Бухгалтерские проводки при начислении налога на прибыль

Если организация применяет ПБУ 18/02

Если в программе установлен затратный метод, то регламентная операция Расчет налога на прибыль выполняет сразу две функции: и начисление налога для уплаты в бюджет (по данным налогового учета), и расчеты по ПБУ 18/02 (по данным бухгалтерского учета).

Если же организация применяет балансовый метод, то в состав обработки Закрытие месяца включаются две отдельные регламентные операции:

  • Расчет налога на прибыль - выполняет только начисление налога по данным налогового учета для уплаты в бюджет;
  • Расчет отложенного налога по ПБУ 18/02 - выполняет только расчеты по ПБУ 18/02 по данным бухгалтерского учета (по новому алгоритму, то есть балансовым методом) для финансовой отчетности.

В любом случае рассчитанные суммы налога на прибыль начисляются проводкой:

Дебет 68.04.2 Кредит 68.04.1.

Одновременно суммы налога распределяются по бюджетам различных уровней.

Уменьшение сумм, причитающихся к уплате в бюджет, отражается сторнировочной записью с одновременным распределением по бюджетам:

СТОРНО Дебет 68.04.2 Кредит 68.04.1.

Расчеты по ПБУ 18/02 включают в себя следующие операции:

Проводки, относящиеся к расчетам по ПБУ 18/02 балансовым методом, представлены в таблице.

020-tabl.jpg

Дебет 99.09 Кредит 68.04.2 или
Дебет 68.04.2 Кредит 99.09.

Таким образом, после выполнения регламентных операций Расчет налога на прибыль и Расчет отложенного налога по ПБУ 18/02 счет 68.04.2 всегда закрывается.

Пример 1

В январе 2019 года в бухгалтерском учете организации отражены следующие финансовые показатели:

  • выручка от реализации - 1 000 000 руб. (без учета НДС);
  • управленческие расходы - 230 000 руб.;
  • прямые расходы производства - 72 000 руб.;
  • прочие доходы - 8 000 руб.

В регистрах налогового учета отражены следующие показатели:

  • доходы от реализации - 1 000 000 руб.;
  • прямые расходы на производство и реализацию - 72 000 руб.;
  • косвенные расходы на производство - 228 000 руб.
  • 112 000 руб. - на 01.01.2019;
  • 104 000 руб. - на 01.02.2019.
  • 118 000 руб. - на 01.01.2019;
  • 116 000 руб. - на 01.02.2019.

Рассчитаем налог на прибыль за январь 2019 года по данным налогового учета:

  1. 700 000 руб. - налоговая база (1 000 000 руб. - (72 000 руб. + 228 000 руб.)).
  2. 140 000 руб. - налог на прибыль (700 000 руб. х 20%), в т. ч. 21 000 руб. - в Федеральный бюджет (700 000 руб. х 3%); 119 000 руб. - в региональный бюджет (700 000 руб. х 17%).

При выполнении регламентной операции Расчет налога на прибыль автоматически сформируются проводки (см. рис. 1).

021.jpg

Рис. 1. Начисление налога на прибыль в корреспонденции со счетом 68.04.2

Выполним расчеты по ПБУ 18/02 за январь 2019 года по данным бухгалтерского учета:

  1. 1 600 руб. - погашение ОНА ((112 000 руб. - 104 000 руб.) х 20%).
  2. 400 руб. - погашение ОНО ((118 000 руб. - 116 000 руб.) х 20%).
  3. 706 000 руб. - прибыль по данным бухгалтерского учета ((1 000 000 руб. + 8 000 руб.) - (230 000 руб. + 72 000 руб.)).
  4. 141 200 руб. - условный расход по налогу на прибыль (706 000 х 20%).

При выполнении регламентной операции Расчет отложенного налога по ПБУ 18/02 автоматически сформируются следующие проводки (см. рис. 2).

022-01.jpg

Рис. 2. Расчеты с применением ПБУ 18/02

На рисунках 3 и 4 представлены Анализы счетов 68.04.1 и 68.04.2.

022-02.jpg

Рис. 3. Анализ счета 68.04.1

022-03.jpg

Рис. 4. Анализ счета 68.04.2

Если организация не применяет ПБУ 18/02

Дебет 99.01.1 Кредит 68.04.1.

Соответственно, уменьшение сумм, причитающихся к уплате, отражается записью с распределением по бюджетам:

СТОРНО Дебет 99.01.1 Кредит 68.04.1.

Пример 2

В данной ситуации при выполнении регламентной операции Расчет налога на прибыль автоматически сформируются проводки (см. рис. 5).

023.jpg

Рис. 5. Начисление налога на прибыль в корреспонденции со счетом 99.01.1

Независимо от порядка применения положений ПБУ 18/02 кредитовый оборот счета 68.04.1 по виду платежа Налог (взносы): начислено / уплачено за отчетный (налоговый) период совпадает:

  • с суммой исчисленного налога на прибыль, указанной в строке 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль;
  • с суммой текущего налога на прибыль, указанной в отчете о финансовых результатах (форма утверждена приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н).

Если организация исполняет обязанности налогового агента

Организация, которая начисляет дивиденды участнику общества (акционеру) - юридическому лицу, должна исполнить обязанности налогового агента и удержать налог на прибыль при выплате дивидендов.

Для обществ с ограниченной ответственностью начисление дивидендов и удержание налога при выплате доходов от участия можно зарегистрировать в программе автоматически с помощью документа Начисление дивидендов (раздел Операции).

Для акционерных обществ начисление дивидендов по акциям и удержание налога следует отражать документом Операция (раздел Операции - Операции, введенные вручную).

В любом случае удержание налога на прибыль при исполнении обязанностей налогового агента при выплате дивидендов должно отражаться проводкой:

Дебет 75.02 Кредит 68.34.

1С:ИТС

Аналитический учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

Теперь рассмотрим подробнее виды платежей, которые могут использоваться для аналитического учета расчетов с бюджетом. Вид платежа выбирается из предопределенного программой списка и для налога на прибыль может принимать значение:

  • Налог (взносы): начислено / уплачено;
  • Налог (взносы): доначислено / уплачено (самостоятельно);
  • Налог (взносы): доначислено / уплачено (по акту проверки);
  • Штраф: начислено / уплачено;
  • Пени: доначислено / уплачено (самостоятельно);
  • Пени: начислено / уплачено (по акту проверки).

Вид платежа Налог (взносы): начислено / уплачено используется для отражения операций по начислению и уплате налога (авансовых платежей), причем проводки в программе формируются автоматически при выполнении ежемесячной регламентной операции Расчет налога на прибыль, входящей в обработку Закрытие месяца. Несмотря на это, некоторые пользователи пытаются вручную начислять ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в следующем квартале, чтобы оперативно контролировать состояние расчетов с бюджетом. Делать этого не следует - можно нарушить учет. К тому же такие действия бессмысленны: при выполнении регламентной операции Расчет налога на прибыль налог рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, в том числе с учетом ручных проводок и корректировок налоговой базы текущего периода.

Иное дело, если организация обнаруживает ошибку в декларации прошлого налогового периода, которая привела к недоплате налога. В этом случае требуется не только скорректировать сальдо расчетов с бюджетом по налогу на прибыль (то есть самостоятельно доначислить и доплатить налог за прошлые годы), но и обособленно отразить в учете и отчетности налог, не относящийся к текущему налоговому периоду. Напоминаем, что в отчете о финансовых результатах (форма утверждена приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н) сумма доначисленного налога на прибыль в связи с обнаружением ошибок прошлых лет, не влияющая на текущий налог на прибыль отчетного периода, отражается по отдельной статье отчета после статьи текущего налога на прибыль (п. 22 ПБУ 18/02). Для выполнения указанных требований следует использовать отдельный вид платежа - Налог (взносы): доначислено / уплачено (самостоятельно).

В периоде обнаружения ошибки нужно ввести бухгалтерские записи, распределив налог к уплате по уровням бюджета:

Дебет 99.01.1 Кредит 68.04.1
- с видом платежа Налог (взносы): доначислено / уплачено (самостоятельно), рис. 6.

024.jpg

Рис. 6. Доначисление налога на прибыль из-за ошибки прошлых лет

Если причитающиеся суммы налогов уплачиваются в сроки, более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, то организация должна самостоятельно исчислить и уплатить пени (п. 1 ст. 75 НК РФ). Для целей налогообложения прибыли расходы в виде пеней за просрочку уплаты налогов не учитываются (п. 2 ст. 270 НК РФ).

По поводу начисления пеней в бухгалтерском учете существует две точки зрения:

Руководствуясь профессиональным суждением, организация самостоятельно определяет порядок начисления пеней и утверждает его в своей учетной политике.

Для самостоятельного начисления и уплаты пеней в программе также следует использовать документ Операция и самостоятельный вид платежа Пени: доначислено / уплачено (самостоятельно).

Если организация начисляет в программе пени по дебету счета 99.01.1, то в качестве аналитики необходимо выбрать значение Причитающиеся налоговые санкции (рис. 7).

025-01.jpg

Рис. 7. Начисление пеней

В этом случае пени не занизят налогооблагаемую базу, и программа рассчитает налог в соответствии с правилами главы 258 НК РФ. Отражать постоянную разницу в ресурсе Сумма Дт ПР: 99.01.1 не требуется.

1С:ИТС

Начислять налог на прибыль, а также штрафные санкции и пени по акту выездной или камеральной проверки следует вручную, используя соответствующие виды платежа:

  • Налог (взносы): доначислено / уплачено (по акту проверки);
  • Штраф: начислено / уплачено;
  • Пени: начислено / уплачено (по акту проверки).

Таким образом, в оборотах счета 68.04.1 может отражаться не только начисление и уплата налога на прибыль текущего налогового периода, но и сумма налогов, относящихся к прошлым годам, а также штрафные санкции и пени по налогу. Однако благодаря аналитическому учету, который поддерживается в программе, указанные виды платежей учитываются обособленно (рис. 8).

025-02.jpg

Рис. 8. Аналитический учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

ИП на ОСНО получает авансы от покупателей, но реализация происходит в следующем году. Как в программе должны отражаться авансы в книге доходов и расходов?

Нормативное регулирование

Вопрос об определении момента получения дохода ИП на ОСНО является проблемным:

В связи с этим есть две точки зрения на порядок включения в доходы по НДФЛ авансов ИП на ОСНО:

  • в доход включаются все предоплаты в периоде поступления;
  • поступления могут включаться в доходы в момент реализации.

Какого подхода придерживаться в этом вопросе, предприниматель решает самостоятельно. Однако во втором случае неизбежны споры с налоговой, а судебная практика по этому вопросу неоднозначна.

Учет в 1С

В 1С учет авансов ИП на ОСНО зависит от настроек программы: раздел Главное — Налоги и отчеты — вкладка НДФЛ (ИП) .


Установите переключатель в разделе Учет доходов :

  • Авансы включаются в доходы в периоде получения :
    • В момент реализации, независимо от периода получения — доход отражается в налоговом учете только при выполнении двух условий: денежные средства поступили и отгрузка совершена;
    • Всегда в периоде получения — доход отражается в налоговом учете в периоде поступления денежных средств, независимо от момента отгрузки.

    30 сентября ИП на ОСНО получил предоплату от покупателя за подрядные работы в размере 60 000 руб. (в т. ч. НДС 20%).

    20 января следующего года подписан акт выполненных работ на сумму 120 000 руб. (в т. ч. НДС 20%).

    Рассмотрим оба варианта отражения аванса по нашему примеру в программе.

    Всегда в периоде получения


    Шаг 1. Отразите поступление аванса документом Поступление на расчетный счет в разделе Банк и касса — Банк — Банковские выписки — кнопка Поступление .


    Проводки по документу


    Документ формирует проводку:

    • Дт 51 Кт 62.02 — поступление предоплаты от покупателя.

    Шаг 2. По кнопке Создать на основании в документе Поступление на расчетный счет создайте авансовый счет-фактуру.


    Данные счет-фактуры заполнятся автоматически на основании документа Поступление на расчетный счет .

    Обратите внимание на заполнение полей:

    • Счет-фактура № — номер счета-фактуры, выставленного покупателю. Устанавливается автоматически в хронологическом порядке.
    • от — дата счета-фактуры, выставленного покупателю. По умолчанию указывается дата выдачи аванса, при необходимости можно изменить вручную.
    • Платежный документ № и от — номер и дата платежного поручения покупателя. Заполняется автоматически по данным полей По документу № от документа-основания, при необходимости можно откорректировать или указать вручную.

    В разделе Расшифровка суммы по ставкам НДС укажите:

    Проводки по документу


    Документ формирует проводку:

    • Дт 76.АВ Кт 68.02 — исчисление НДС с аванса, перечисленного покупателем.

    Шаг 3. Включение аванса в доход, если реализация до конца налогового периода не произошла, осуществляется регламентной операцией Включение авансов в прочие доходы для ИП в процедуре Закрытие месяца за декабрь: раздел Операции — Закрытие периода — Закрытие месяца .

    Регламентная операция делает движение по регистру ИП Прочие доходы :

    • регистрационную запись на сумму аванса без НДС.

    В момент реализации, независимо от периода получения


    При выборе этой настройки доход отражается в КУДиР предпринимателя при одновременном выполнении условий:

    • оплата получена;
    • реализация отражена.

    Выполните Шаг 1 и Шаг 2 как в первом варианте. Никаких записей признания дохода предпринимателя при проведении процедуры Закрытие месяца по окончании налогового периода не будет.

    Шаг 3. Отразите реализацию документом Реализация (акт, накладная) вид операции Услуги (Акт) в разделе Продажи — Продажи — Реализация (акты, накладные) .


    В табличной части укажите:

    Проводки по документу


    Документ формирует проводки:

    • Дт 62.02 Кт 62.01 — зачтет аванса покупателя;
    • Дт 62.01 Кт 90.01.1 — выручка от реализации работ;
    • Дт 90.03 Кт 68.02 — начисление НДС.


    Документ формирует движения по регистру ИП Доходы :

    • регистрационную запись по отражению доходов на сумму выручки, оплаченной покупателем.

    Выставите счет-фактуру покупателю по кнопке Выписать счет-фактуру внизу документа Реализация (акт, накладная) .


    Данные счета-фактуры автоматически заполняются на основании документа Реализация (акт, накладная) :

    НДС, уплаченный с аванса, примите к вычету с помощью документа Формирование записей книги покупок (раздел Операции — Закрытие периода — Регламентные операции НДС ).

    Сумма предоплаты, полученная в прошлом году, отражается в Книге доходов и расходов предпринимателя ( Отчеты — Отчеты для ИП — Книга доходов и расходов ИП ):

    См. также:

    Помогла статья?

    Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

    Похожие публикации

      У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.Физлицу-резиденту 08.­02.2021 выплатили дивиденды от долевого участия в российской организации..У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.

    Карточка публикации

    Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
    Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
    Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

    Вы можете задать еще вопросов

    Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

    Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
    регламентом БухЭксперт8.ру >>

    Как не попасть в ловушку, работая с контрагентами из ЕАЭС

    Изменения в 2021-2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

    Практический переход на ФСБУ 6 и ФСБУ 26 в 1С

    Первоочередные дела по годовой отчетности 2021 в 1С:Бухгалтерия

    Изменения в 2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

    Читайте также: