Пояснения о ценовой политике для налоговой

Обновлено: 02.07.2024

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

Ведущий налоговый юрист, эксперт по сопровождению налоговых проверок и судебному представительству в спорах

Далее в статье для удобства рассматриваемые вызовы в налоговый орган для побуждения налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств названы нами обобщено — комиссиями по НДС.

Хотя на практике они сейчас называются налоговыми органами по-разному:

Как построена работа комиссий по НДС

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган, как правило, составляет протокол комиссии (рабочей группы), где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это срок в пределах двух недель с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Вместе с тем нормы статьи 31 НК РФ дают налоговому органу право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

При этом зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой (в том числе с тематической, когда налоговым органом проверяется лишь один какой-либо налог, как правило НДС, за определенный налоговый период) с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию по НДС

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель по доверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с налоговым юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки и ее исполнения именно спорным контрагентом (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Пояснения по НДС — это ответные разъяснения налогоплательщика по выявленным ФНС расхождениям в отчетности. При возникновении вопросов инспекция обязательно направит требование о представлении разъяснений. Чиновники отметили, что оснований для направления требований стало больше, а формат представления ответа изменен.

Требование от ФНС

Если у налоговой инспекции возникли вопросы в ходе камеральной проверке отчетности по НДС, требование в адрес налогоплательщика не заставит себя ждать. Причины для направления запроса в подотчетные организации разделяют на две группы. Чаще всего ФНС требует разъяснить:

  • информацию по льготируемым операциям, которые были включены в отчетность НДС;
  • выявленные расхождения и ошибки в декларационном отчете (их всего девять).

Пояснять каждую из причин придется по-разному. При получении требования от ФНС компании придется разъяснить контролерам только ту информацию, которая была запрошена. Дополнительных сведений не требуется. Конечно, если сам налогоплательщик не обнаружил другие недочеты в декларации по НДС.

Готовим пояснения по льготам НДС

Если ФНС запрашивает сведения о льготируемых операциях, то пояснения сформируйте в виде реестра документов, подтверждающих право на льготы по НДС. Это следует из Писем ФНС России от 22.02.2018 N СА-17-3/52, от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@.

Сами документы предоставлять не нужно. Достаточно только реестра, по установленной форме. Копии подтверждающей документации ФНС запросит позже. Конкретный перечень запрашиваемых бумаг будет установлен в зависимости от присвоенного уровня налогового риска по сверке СУР "АСК НДС-2" (Письмо ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@).

Бланк реестра рекомендован в Приложении N 1 к Письму от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@.


Расхождения по НДС

В 2020 году оснований для направления требования по отчетности НДС у налоговиков стало больше. Раньше кодов недочетов в декларации было всего четыре. Теперь количество увеличили практически вдвое. Сейчас действует девять кодов помарок в декларации по НДС.

Коды видов ошибок в декларации по налогу на добавленную стоимость:

Готовим разъяснения по ошибкам

Если запрос ФНС содержит конкретный код ошибки, то действия налогоплательщика следующие. В первую очередь, требуется проверить декларацию по НДС:

  • проконтролируйте правильность заполнения и арифметические подсчеты;
  • сверьте данные с документами (журналами учета, счетами-фактурами, книгами покупок/продаж);
  • проверьте суммы начисленного налога по ставкам.

Обратите особое внимание на то, как отражены в декларации сведения, по которым пришел запрос от ФНС (даты, суммы, номера счетов-фактур и прочее).

После проверки у налогоплательщика есть три варианта действия:

Ошибок в декларации нет

Если в отчетности нет ошибок, то придется пояснить ФНС причину выявленных расхождений. В разъяснении следует указать, что:

  • причин для подготовки уточненной декларации нет;
  • ошибки, расхождения и недочеты отсутствуют;
  • есть причины и основания, по которым компания не считает выявленные расхождения ошибкой.

Правила закреплены Письмом ФНС России от 03.12.2018 N ЕД-4-15/23367@.

Имеются недочеты, но налог не занижен

Если недочет в отчете не привел к искажению сумм налоговой базы и занижению НДС, у налогоплательщика есть выбор. Допустимо три варианта:

  1. Подать пояснения, указав верные сведения в письме.
  2. Подготовить корректировочный отчет.
  3. Подать одновременно и уточненку, и разъяснения.

Последний вариант рекомендован ФНС. Но этот способ подачи пояснений — право налогоплательщика, а не обязанность.

Имеются ошибки, налог занижен

Если же ошибки привели к занижению налога в отчетности, то подайте корректировку. А вот пояснения в данном случае предоставлять в ФНС не обязательно.

Не забудьте доплатить часть налога, если в результате исправления ошибки образовалась недоимка перед бюджетом.


Как подать пояснения в ИФНС по новым правилам

Если подаете пояснения по ошибкам и расхождениям, то отчитаться разрешено только в том виде, в котором сдаете декларацию. Если способ нарушен, то компанию или ИП оштрафуют. Электронный формат подачи разъяснений закреплен Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@.

Важное о сроках и штрафах

Получив требование от ИФНС, компания должна поторопиться — у нее есть всего 5 рабочих дней не то, чтобы подготовить ответ. Если налогоплательщик не представит пояснения в установленный срок, то его оштрафуют. Суммы наказаний значительны:

poyasneniya_po_pribyli_nizkaya_nalogovaya_nagruzka_obrazec.jpg

Похожие публикации

Налоговая служба рекомендует предприятиям и ИП осуществлять самостоятельный контроль объема налоговых поступлений в бюджет. Для этой цели ежегодно устанавливаются рекомендательные средние значения налоговой нагрузки по отраслям. Если в ходе камеральной проверки налоговых деклараций инспектор увидит значительные отклонения от среднеотраслевых показателей, налогоплательщику потребуется пояснить сложившуюся ситуацию. В нашей статье рассмотрим, как составить пояснение о низкой налоговой нагрузке по налогу на прибыль организаций.

Низкая налоговая нагрузка по прибыли

Каждой организации перед сдачей налоговой декларации следует сопоставлять уровень исчисленного налога со средними значениями нагрузки по региону и отрасли. Необоснованно низкий ее показатель может стать одним из решающих критериев для назначения выездной налоговой проверки.

Уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль определяется в процентах как отношение суммы налога к величине доходов (от реализации и внереализационных) за соответствующий период, умноженное на 100.

Если налог к уплате сильно занижен относительно полученной выручки, следует скорректировать его значение в сторону увеличения. Однако, как следует поступить, если декларация уже сдана, и налоговый инспектор запрашивает пояснения?

Налог на прибыль: пояснения в ИФНС по низкой налоговой нагрузке

Запрос разъяснения ситуации от ФНС может прийти в виде требования. Компании не следует игнорировать запрос о предоставлении пояснений по налоговой нагрузке по прибыли во избежание назначения налоговой проверки. Несмотря на тот факт, что обязанность разъяснять информацию о причине снижения налоговых платежей не закреплена в законодательстве, на практике инспекторы ФНС запрашивают пояснение не только в период проведения камеральных проверок предоставленных отчетов. Ответ на полученное требование о низкой налоговой нагрузке по прибыли следует предоставить в течение 5 дней (рабочих) со дня получения.

Пояснительную записку требуется подготовить в письменном формате.

Рассмотрим, какие обязательные сведения в отношении налоговой нагрузки по прибыли ответ налоговой должен содержать.

Для пояснительных в ФНС не предусматривается никаких обязательных форм, в связи с чем составить ответ можно в произвольной форме. Структура ответа может быть представлена следующим образом:

Основным фактором, оказывающим влияние на изменение налоговой нагрузки, является удельный вес расходов организации. Главная цель – разъяснить, по каким причинам произошло снижение нагрузки по налогу на прибыль. Если увеличение расходов является причиной низкой налоговой нагрузки по прибыли, ответ инспекции ФНС можно обосновать, к примеру, расширением производства, и, как следствие, значительным ростом материальных затрат. Обосновать снижение нагрузки можно также существенным ростом закупочных цен, повышением заработной платы персонала, увеличением арендной платы и т.п. Эта ситуация в основном может наблюдаться у компаний, ведущих деятельность не первый год. Что касается новых организаций, зачастую вначале они работают с низкой торговой наценкой для привлечения покупателей, неся при этом весьма существенные расходы на закупку оборудования, зарплату персонала и т.д. Этот фактор тоже влияет на величину налоговых поступлений по прибыли.

Можно подкрепить свой ответ соответствующими копиями документов, расчетами и т.п.

Не следует делать прогнозы относительно величины налога в будущих периодах. Этот вопрос также может фигурировать в требовании среди прочих. Каждое предположение величины дохода налоговыми работниками может рассматриваться в качестве реального. Если по каким-либо причинам компания этого дохода не достигнет, и, соответственно, налоги, согласно ожиданиям налоговой службы, не доплатит, со стороны ФНС возникнут дополнительные вопросы, а возможно и проверки.

Образец пояснения по прибыли (низкая налоговая нагрузка) представлен ниже.

Штатный бухгалтер после вызова на комиссию по причине низкой налоговой нагрузки посоветует руководству пойти на уступки ИФНС и исполнить требования инспекторов. В результате даже начинающий бизнес рискует получить большую налоговую нагрузку. При этом реальные требования по налоговой нагрузке так никто и не изучит. А ведь знание этих требований позволяет дать грамотное объяснение низкой налоговой нагрузки, что в большинстве случаев способно решить проблему.

В каких случаях уровень налоговой нагрузки привлечет внимание налоговиков

Низкая налоговая нагрузка, как правило, является поводом для:

  • вызова компании на комиссию по легализации налоговой базы;
  • требования неопровержимых доказательств того, что причины низкой налоговой нагрузки – объективны.

Налоговый разрыв по среднеотраслевой нагрузке – один из наиболее важных критериев при отборе компаний на выездные проверки.

Что значит низкая налоговая нагрузка

Показатель

С чем сравнивать
(зеленый уровень)

Допустимое отклонение
(желтый уровень)

Опасное отклонение
(красный уровень)

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Низкая налоговая нагрузка вполне объяснима, если компания только начала работать, даже если такая налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой. Обычно достаточно предоставить в инспекцию пояснения, чтобы решить проблему.

Сложнее объяснить причины низкой налоговой нагрузки, когда компания работает не первый год. Ведь наиболее пристальное внимание у инспекторов вызывают именно причины снижения налоговой нагрузки.

Низкая налоговая нагрузка

Налоговики не всегда знают, что компания осуществляет деятельность по нескольким ОКВЭД. Для расчета налоговой нагрузки они используют основной ОКВЭД. Однако данные при этом могут быть очень завышены.

В этом случае два варианта:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить налоговикам, что и до этого работали по нему, так как законодательство не запрещает;
  • посчитать налоговую нагрузку по каждому виду своей деятельности.

До сих пор некоторые налоговые инспекции забывают включить в расчет налоговой нагрузки НДФЛ, поэтому всегда имеет смысл пересчитать все самостоятельно.

Если все расчеты верны, то вновь образованная компания может объяснить низкую налоговую нагрузку в свои первые годы тем, что осуществляет:

  • не столько производственную, сколько инвестиционную деятельность;
  • развивает сеть продаж (производство).

Для уже работающей компании такое объяснение подойдет, если она также начала осваивать новый вид деятельности.

Аргументов, объясняющих возникновения убытков, очень много. Например, благодаря развитой в России системе статистики, можно указать налоговикам на упадок в конкретной отрасли и другие параметры, свидетельствующие об объективных причинах ухудшения дел в сфере, на которой специализируется компания или в которой работают ее основные покупатели.

Снижение налоговой нагрузки

Помимо инвестиций, в качестве причин снижения налоговой нагрузки можно указать другие объективные обстоятельства:

  • снижение объемов реализации;
  • повышение закупочных цен на сырье;
  • рост зарплаты, административных расходов и проч.

Образец пояснения о низкой налоговой нагрузке

Составить универсальный образец текста пояснений невозможно. Все же мы постарались добавить в стандартный шаблон рекомендацию по формированию убедительного текста.

Необходимо понимать, что, какие бы ни были уважительные причины, налоговики будут гнуть свою линию и требовать повысить налоговую нагрузку. Именно поэтому наши специалисты зачастую по вновь принятым на обслуживание клиентам берут огонь на себя и ходят на комиссии в налоговую по доверенности.

В случае объективного снижения – готовим убедительные пояснения для ИФНС. Благодаря нашей заботе о клиентах, они могут спокойно развивать бизнес, без постоянного страха перед проверяющими с их обязательными многомиллионными доначислениями.

Письмо направлено на выработку единообразных подходов применительно к расходам на оплату услуг иностранных взаимозависимых организаций. Это не препятствует применению тех же подходов к аналогичным операциям по оказанию услуг внутрироссийских холдингов, как и к услугам российских налогоплательщиков в адрес иностранных компаний группы.

ФНС подтвердила текущий алгоритм проверки, при котором последовательно проверяются:

(1) реальность услуг, то есть действительно ли такие услуги существовали и предоставлялись;
(2) отсутствие дублирования расходов на приобретение идентичных благ;
(3) экономическая/коммерческая ценность услуг (через оценку готовности независимых лиц приобретать такие услуги или осуществлять соответствующую деятельность собственными силами). Здесь также проверяется, чьим интересам служит услуга: дочернего общества (заказчика) или акционеров.

Полезными для налогоплательщика могут оказаться следующие положения:

1) запрет формального подхода к оценке документов, подтверждающих факт оказания услуг и их экономическую обоснованность, а также отсутствие каких-либо ограничений в отношении перечня таких документов. Перечень открытый и не ограничивается приведёнными ФНС примерами. Сами же примеры включают электронную корреспонденцию, детализацию телефонных звонков, служебные записки и справки, распечатки из внутренних электронных систем налогоплательщика, распечатки электронного календаря, снимки экрана компьютера;

2) требование к разумному соотношению объема запрашиваемых документов с объемом оказанных услуг, исходя из принципов целесообразности, разумности и обоснованности, обусловленных целями и задачами проводимого налогового контроля. Такой подход соответствует международным стандартам: администрирование операций не должно быть настолько обременительным, чтобы стать препятствием на пути осуществления транзакций. Теперь какой-то значимый для целей налогообложения аспект допускается оставить недоказанным, если, например, усилия (затраты) на сбор соответствующих доказательств не сопоставимы с объёмом оказываемых услуг;

3) необходимость запрашивать и учитывать пояснения налогоплательщика по тем аспектам, которые вызывают вопросы у налогового органа. Если недостающая в документах налогоплательщика информация восполнена пояснениями, то отказать в вычете расходов нельзя;

4) прямое указание на то, что оказание услуг может включать непривычные для налогового органа действия и формы их осуществления:
a) признается допустимой текущая поддержка по административным вопросам и оказание услуг по внутреннему контролю. Значит, эти факты не могут означать, что услуга навязана в интересах акционера;
b) оказание услуг в форме доступа к услугам за заранее установленную плату также в сфере дозволенного. Налогоплательщик может представить документы, подтверждающие, что услуга была ожидаема к получению;
c) услуги, суть которых заключается в предоставлении отсутствующих у заказчика ресурсов, также возможны. По таким услугам формализованные запросы на оказание конкретной услуги не нужны;

6) необходимость оценивать экономическую обоснованность расходов на приобретение внутригрупповых услуг, исходя из намерений получить положительный экономический эффект от такого приобретения, даже если по факту был получен отрицательный финансовый результат или же результат полученных услуг не был использован в силу объективных обстоятельств хозяйственной деятельности налогоплательщика;

7) запрет проверять размер цены в контролируемых сделках по оказанию внутригрупповых услуг на соответствие рыночным ценам в рамках выездных и камеральных налоговых проверок;

8) недопустимость отказа в признании расходов исключительно в связи с установлением цены услуг, исходя из суммы затрат исполнителя и обычной для данной сферы наценки. Более того, ФНС прямо указывает, что такой механизм ценообразования является обычной практикой делового оборота, и сам факт применения такой модели ценообразования не должен рассматриваться как перераспределение доходов и убытков между компаниями МГК. Это существенно сокращает риск предъявления претензий, основанных на том, что такое ценообразование прикрывало соглашение о распределении расходов;

9) прямое указание на то, что оказание услуг акционером (участником) налогоплательщика не может автоматически означать, что они служат интересам акционера, а не дочернего общества (заказчика).

К неоднозначным положениям письма, которые могут получить различную трактовку территориальными налоговыми органами, по нашему мнению, относятся следующие:


Остались незатронутыми даже те вопросы, которые сегодня вызывают наибольшие проблемы у налогоплательщиков, в том числе, вопрос применения ключей аллокации при определении размера затрат исполнителя, относящихся к оказанию услуг российскому налогоплательщику. Никаких прямых разъяснений по ним нет. Однако отсутствие запрета на их применение в Письме наряду с использованием в качестве примера ссылки на затратный метод ценообразования внушает определенный оптимизм.


В целом данные ФНС разъяснения можно оценить, как положительные для налогоплательщиков, так как они учитывают реальную практику оказания внутригрупповых услуг в рамках международных групп компаний и позволяют снять ряд наиболее распространенных претензий территориальных налоговых органов, предъявляемых к данной категории расходов при проведении выездных налоговых проверок.

О чём подумать, что сделать

Письмо требует ревизии договоров, первичных документов и сохранённой рабочей документации (deliverables и т. п.), собранных в защитные файлы (defense files). Ранее эти пакеты подстраивались под положительные и отрицательные прецеденты, под опыт предыдущей проверки, под опыт проверок других налогоплательщиков. Положения же письма выходят за пределы этого арсенала.

Направленные в налоговый орган пояснения по незавершённым контрольным процедурам, поданные возражения, направленные в вышестоящий налоговый орган жалобы и поданные в суд заявления могут быть усилены дополнениями к ним, основанными на новых разъяснениях ФНС.

Помощь консультанта

Читайте также: