Сверка 100 и 200 форм в налоговой расчет таблица

Обновлено: 04.07.2024

Контрольные соотношения расчета по страховым взносам в 2021 году — это формулы и выкладки, по которым специалисты будут проверять правильность отчетных форм. Чтобы снизить количество ошибок в новых бланках, ФНС в очередной раз обновила значения.

Что за соотношения

После сдачи отчетности проводится проверка ИФНС расчетов по страховым взносам, это обязательная процедура. Специалисты ФНС используют контрольные соотношения — математическую сверку внесенных данных. Такой способ помогает проверить правильность и корректность путем сопоставления определенных групп показателей.

В 2021 году действует новая форма РСВ из Приказа ФНС России №ММВ-7-11/470@ от 18.09.2019 в редакции приказа №ЕД-7-11/751@ от 15.10.2020. Специалистами Федеральной налоговой службы разработана новая программа проверки расчета по страховым взносам в 2021 году. Она утверждена в Письме №БС-4-11/2124@ от 19.02.2021.

Сдавать расчет по страховым взносам следует не позднее 30 календарных дней с момента окончания расчетного периода. Например, за 1-й квартал — до 30 апреля. Если это выходной, крайний срок продлевают на первый рабочий день.

РСВ в 2021 году

При помощи специальных формул у налоговиков и плательщиков есть возможность проверить отчет на контрольные соотношения и правильность его заполнения. Практически всегда способы математической проверки представлены в виде таблиц, в которых содержатся:

  • формулы расчетов с указанием полей, строк, ячеек и листов;
  • ссылки на нормы действующего законодательства, которые нарушены в расчетах по взносам;
  • комментарий к допущенному нарушению фискального законодательства;
  • действия представителя налоговой инспекции при выявлении нарушения.

В новой таблице контрольных соотношений представлены не только методы проверки данных внутри отчета, но и контрольное соотношение 6-НДФЛ и РСВ в 2021 году. Действует обязательное условие: экономический субъект, предоставивший отчет по форме 6-НДФЛ, обязан отчитаться по форме РСВ. Если расчет по взносам не предоставлен вовремя, налоговики направят требование о предоставлении отчета по унифицированной форме.

Для проверки расхождений 6-НДФЛ и РСВ используют не только контрольные соотношения для РСВ, но и формулы, разработанные для 6-НДФЛ. Они утверждены в Письме ФНС №БС-4-11/3759@ от 23.03.2021.

Как применяют контрольные соотношения для РСВ

Существует два варианта, как проверить расчет по страховым взносам:

  • внутриформенный контроль — это проверка показателей внутри самого расчета. То есть правильно ли бухгалтер выполнил арифметические подсчеты;
  • междокументарный контроль — это форма контроля, которая предусматривает сравнение показателей разных отчетных формуляров.

Для каждой категории контроля предусмотрены специальные контрольные соотношения. Предлагаем инструкцию, как проверить отчет РСВ:

  1. Контроль внутри отчета:
    • если заполняете отчетности при помощи специализированных бухгалтерских программ, то этот вид контроля проводится автоматически;
    • при заполнении формы вручную проверьте правильность исчисления облагаемой базы — это сумма всех начислений за минусом необлагаемых сумм;
    • проконтролируйте правильность исчисления взносов по утвержденным тарифам страхового обеспечения (база, умноженная на тариф);
    • при заполнении третьего раздела контролируйте арифметические действия (сумма начисленного заработка за отчетные три месяца);
    • суммы вносите в рублях и копейках;
    • совокупная сумма третьего раздела по всем работникам организации должна соответствовать сумме начислений второго раздела.
  2. Сверяем показатели с другими формами. Контрольные соотношения с 6-НДФЛ применяются так: сумма строк 112 и 113 больше или равна строке 050 Приложения 1 к разделу 1 РСВ. Если равенство не выполняется, то плательщик занизил сумму налоговой базы.

Еще одно контрольное соотношение с 6-НДФЛ: Стр. 110 р. 2 6-НДФЛ – стр. 111 р. 2 6-НДФЛ больше или равна стр. 050 гр. 1 подр. 1.1 р. 1 РСВ. Это соотношение применяется с отчета за 1-й квартал 2021 года и только для плательщиков без обособленных подразделений. Формула не распространяется на индивидуальных предпринимателей, которые применяют ПСН.

Соотношение 6-НДФЛ и общей суммы выплат по РСВ выполняется не всегда. Исключением являются полностью необлагаемые выплаты: суточные в пределах норматива и детские пособия в 6-НДФЛ не указывают, а в РСВ в общую сумму выплат включают. В этом случае ИФНС затребует пояснения.

Онлайн-сервисы и проверочные программы

На практике проверить контрольные соотношения для страховых взносов вручную довольно сложно. Представители ФНС рекомендуют составлять форму в электронном виде, а не на бумажном носителе. Напомним, что отчитываются в контролирующие органы (ФНС, ФСС и ПРФ) на бумаге только те страхователи, у которых среднесписочная численность сотрудников не превышает 10 человек. Страхователи, списочная численность штата которых равна 11 работникам или более, обязаны отчитываться электронно.

Для подготовки отчетности используйте специализированные бухгалтерские программы, которые необходимо установить на рабочий компьютер, или онлайн-сервисы. Во всех программах уже установлена действующая проверка контрольных соотношений РСВ онлайн, что в разы облегчает работу бухгалтера.

Как работать с онлайн-ресурсами

Алгоритм проверки отчета зависит от выбранного типа программного обеспечения. В целом бесплатно проверить РСВ онлайн в 2021 году получится следующим образом:

  1. Подготовьте отчет в электронном виде. Например, используйте специализированные бухгалтерские программы либо приложения с официального сайта ФНС.
  2. Готовый отчет проверьте по внутриформенному контролю. Такие действия предусматривают стандартные настройки программ для ведения бухгалтерии.
  3. Если программа не поддерживает внутриформенный контроль, то проверьте РСВ так:
    • выгрузите отчет в формате XML—- это специальный формат отчетности;
    • файл отчета загрузите в приложение для проверки;
    • либо подкачайте отчетность на интернет-сайт;
    • выполните рекомендуемые действия программного обеспечения;
    • исправьте ошибки, выявленные проверкой;
    • подайте отчетность в ИФНС.

Используя новый интернет-сервис для сверки отчетности по страховым взносам, будьте бдительны. Некоторые сайты предлагают бесплатный тест — однократную выверку отчетности. Дальнейший контроль формуляров платный.

Например, если сайт требует ввести номер телефона или карты, то со счетов спишут деньги. А вот услуги по контролю отчетности предоставляют не всегда. Мошенники придумали ряд уловок. К примеру, при онлайн-проверке сайт выдает новую ошибку, с которой ранее бухгалтер не встречался. Но вот пояснений по недочетам сервис не дает, а требует внести плату. Будьте бдительны!

Рекомендуем работать с официальными сервисами и приложениями. Например, скачайте программное обеспечение для отчетности по страховым взносам на сайте ФНС.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

СВЕРКА РАСЧЕТОВ С НАЛОГОВОЙ: НОВЫЙ ПОРЯДОК

ФНС в целях актуализации и оптимизации процедуры проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам разработала Временный порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (далее - Временный порядок) и направила его в территориальные налоговые органы (Письмо ФНС России от 16.04.2020 N АБ-4-19/6371@). Разберемся в деталях.

Случаи проведения сверки расчетов

Временный порядок предполагает следующие случаи проведения сверки расчетов:

- обязательная ежеквартальная сверка с крупнейшими налогоплательщиками;

- по инициативе налогоплательщика при представлении заявления о предоставлении акта сверки расчетов;

- в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах, в том числе по инициативе налогового органа.

Проведение сверки расчетов по инициативе налогоплательщика

Сверка расчетов с бюджетом может осуществляться по инициативе налогоплательщика. Как минимум такая сверка необходима перед составлением годовой отчетности, а также в других случаях (п. 27, 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ).

В соответствии с пп. 1 и 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию, в частности о наличии (об отсутствии) у налогоплательщика недоимки, а также имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и на получение акта совместной сверки расчетов, который составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@.

С указанными правами налогоплательщиков корреспондируют обязанности налоговых органов, установленные пп. 4 и 11 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Кроме того, согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщикам по их запросам справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налоговых органов.

При этом налогоплательщик вправе обращаться в налоговые органы лично или через своих представителей (гл. 4 НК РФ) непосредственно в устной форме, а также в письменной форме по почте и в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через официальный сайт ФНС, в том числе с использованием личного кабинета налогоплательщика (ст. 11.2 НК РФ).

Административные процедуры по предоставлению заявителем истребуемой информации регулируются Административным регламентом (Письмо Минфина России от 23.06.2017 N 03-02-08/39433).

Отметим, что налогооблагаемый доход (учтенный налогоплательщиком и налоговым органом) как основание для начисления налога в целом и квартальных авансовых платежей в разрезе конкретного налогового (отчетного) периода не является предметом сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

В акте сверки отражаются начисленные налоговые платежи (в том числе авансовые) с привязкой к конкретным датам, как и произведенные налогоплательщиком налоговые платежи с привязкой к конкретному налоговому (отчетному) периоду (Письмо ФНС России от 25.12.2018 N ГД-3-19/10036).

Платежные документы отражаются в информационных ресурсах налоговых органов в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов налогоплательщиков, прилагаемых к выписке из лицевого счета, полученной из органов Федерального казначейства.

Заявление на проведение сверки расчетов. Согласно Временному порядку сверка расчетов с бюджетом по инициативе налогоплательщика проводится на основании заявления налогоплательщика. Налогоплательщик вправе:

- представить заявление лично в налоговый орган;

- представить заявление в электронной форме по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи;

Форма заявления не установлена, поэтому его можно составить в произвольном виде, указав необходимые данные, в том числе:

- период проведения сверки;

- платежи и КБК, по которым проводится сверка;

- способ получения акта.

Полученные заявления регистрируются в информационном ресурсе налогового органа не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления, должностным лицом структурного подразделения, ответственного за сверку расчетов. Заявления, представленные в электронной форме, регистрируются автоматически.

Период проведения сверки расчетов. Максимальный период осуществления сверки расчетов составляет три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения сверки расчетов.

В заявлении налогоплательщик вправе указать период, за который он хочет провести сверку. В случае отсутствия в заявлении периода проведения сверки расчетов сверка расчетов проводится за период с 1 января текущего года по состоянию на дату получения заявления.

Если в заявлении дата окончания периода проведения сверки расчетов превышает дату представления заявления в налоговый орган, то датой окончания периода проведения сверки расчетов будет считаться дата подачи заявления в налоговый орган.

Код бюджетной классификации, по которому проводится сверка. Если в заявлении налогоплательщика не проставлен нужный код бюджетной классификации (КБК), то сверка расчетов проводится по всем КБК, по которым у налогоплательщика имеется обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов в налоговом органе, отраженном в заявлении.

В случае отсутствия у налогоплательщика обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по всем указанным в запросе КБК за запрашиваемый период формируется уведомление о невозможности проведения сверки расчетов по причине отсутствия обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

Срок формирования акта сверки. Акт сверки расчетов формируется не позднее пяти рабочих дней с даты регистрации заявления. Сформированный акт сверки расчетов подписывается должностным лицом структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов.

Получение акта сверки. Акт сверки расчетов может быть получен налогоплательщиком непосредственно при предъявлении документа, удостоверяющего личность (подтверждающего полномочие уполномоченного представителя налогоплательщика на получение акта сверки расчетов). При личном получении акта на втором экземпляре этого акта сверки расчетов налогоплательщик проставляет отметку в получении оригинала акта сверки расчетов и подпись, указывает свои фамилию и инициалы, дату получения. Также на акте сверки расчетов проставляется подпись должностного лица структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов.

В случае если налогоплательщиком не предъявлен удостоверяющий документ, названный акт сверки расчетов направляется по почте по имеющемуся у налогового органа адресу налогоплательщика.

Если налогоплательщик, указавший в письменном запросе о представлении акта сверки расчетов на его личное получение, не обратился за получением этого акта сверки расчетов в течение пяти рабочих дней со дня истечения установленного срока для его представления, то не позднее следующего рабочего дня акт сверки расчетов передается для направления его налогоплательщику по почте. Акт будет отправлен по почте заказным письмом не позднее следующего рабочего дня за днем его получения.

Основания для отказа в проведении сверки

Налоговый орган вправе отказать в проведении сверки расчетов:

- при обращении налогоплательщика не по месту учета;

- при отсутствии в заявлении наименования организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), ИНН (КПП организации), подписи руководителя организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем);

- в случае представления заявления представителем налогоплательщика без приложения копии документа, подтверждающего полномочия представителя, в соответствии со ст. 29 НК РФ - доверенности.

При наличии хотя бы одного из приведенных оснований налоговики в течение пяти дней со дня поступления заявления в налоговый орган направят налогоплательщику информационное письмо об отказе в проведении сверки расчетов с указанием причины отказа.

При личном обращении налогоплательщика должностное лицо, ответственное за прием заявления, проверит представленное заявление на наличие оснований для отказа и при наличии хотя бы одного из указанных оснований не примет заявление, вернув его налогоплательщику, а также проинформирует о причинах отказа, предложив их устранить.

Проведение сверки расчетов по инициативе налогового органа

В случае осуществления сверки расчетов по инициативе налоговиков соответствующее должностное лицо территориального налогового органа направляет налогоплательщику акт сверки расчетов:

- если налогоплательщик взаимодействует с налоговым органом в электронной форме, то акт подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью и направляется налогоплательщику в электронной форме по ТКС;

- если налогоплательщик не является участником электронного документооборота, то акт сверки расчетов направляется по почте заказным письмом.

Урегулирование разногласий по акту сверки

Если данные акта сверки полностью соответствуют данным учета налогоплательщика, то акт сверки подписывается налогоплательщиком без разногласий и второй экземпляр направляется в налоговый орган.

При выявлении разногласий они должны быть урегулированы. Для этого в графе 4 разд. 1 акта сверки указываются данные налогоплательщика, в поле "согласовано" прописывается "с разногласиями" и один экземпляр акта передается в налоговый орган.

При выявлении разногласий налоговики осуществляют сверку расчетов по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения разногласий. Должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, при необходимости направит служебную записку в заинтересованное структурное подразделение для устранения разногласий. Для выявления и фиксирования разногласий оформляется разд. 2 акта сверки расчетов.

После получения разд. 2 акта нужно проверить все данные и сравнить их с имеющимися. Если расхождения имеют место, то они должны быть урегулированы. Для этого налогоплательщик указывает свои данные в разд. 2 акта сверки в графе "Данные заинтересованного лица", подписывает акт с расхождениями и направляет его в налоговый орган. Целесообразно приложить копии документов, подтверждающих данные налогоплательщика.

При получении от налогоплательщика разд. 1 акта сверки расчетов с разногласиями после завершения процедуры сверки должностное лицо структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, рассматривает акт сверки расчетов с разногласиями и приложенные к нему документы (при наличии) с привлечением соответствующих структурных подразделений инспекции и направляет налогоплательщику ответ о результатах рассмотрения разногласий в течение 30 календарных дней с даты регистрации возвращенного акта сверки расчетов с разногласиями.

Завершение сверки расчетов

Сверка расчетов завершается в следующих случаях:

- отсутствие разногласий после подписания налогоплательщиком разд. 1 акта сверки расчетов;

- невозвращение налогоплательщиком в инспекцию ФНС разд. 1 акта сверки расчетов в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления;

- подписание налогоплательщиком и должностным лицом структурного подразделения, ответственного за проведение сверки расчетов, разд. 2 акта сверки расчетов;

- невозвращение налогоплательщиком в инспекцию ФНС разд. 2 акта сверки расчетов с подписью налогоплательщика в течение 15 рабочих дней с даты регистрации заявления.

Срок проведения сверки расчетов

Срок осуществления сверки расчетов при отсутствии разногласий не должен превышать 10 рабочих дней с даты регистрации заявления.

При выявлении разногласий срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов не должен превышать 15 рабочих дней с даты регистрации заявления.

Особенности проведения сверки расчетов

с крупнейшими налогоплательщиками

Сверка расчетов с крупнейшими налогоплательщиками в обязательном порядке ежеквартально проводится межрегиональными инспекциями ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, межрайонными инспекциями ФНС по крупнейшим налогоплательщикам и территориальными налоговыми органами по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика.

Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляется график проведения ежеквартальной сверки расчетов, который утверждается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Налогоплательщикам направляются уведомления в электронном виде по ТКС о планируемой дате проведения сверки (форма уведомления приведена в Приложении 1 Временного порядка).

Согласно утвержденному графику проведения ежеквартальной сверки расчетов должностное лицо структурного подразделения, ответственного за осуществление сверки расчетов, формирует акты сверки расчетов по каждому крупнейшему налогоплательщику и направляет их по ТКС.

ФНС разработала Временный порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам.

Сверка расчетов может осуществляться как по инициативе налогоплательщика, так и по инициативе налогового органа. Отдельный порядок проведения сверки расчетов предусмотрен для крупнейших налогоплательщиков.

Для осуществления сверки расчетов по инициативе налогоплательщика он должен представить в налоговый орган по месту учета соответствующее заявление.

Срок проведения сверки расчетов при отсутствии разногласий не должен превышать 10 рабочих дней, а при наличии разногласий - 15 рабочих дней с даты регистрации заявления.

Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Утвержден Приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@ "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)".

Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.

1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);

2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.

К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.

Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.

Так выглядит Раздел 2 (более менее "адекватная" часть)

Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.

Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.

Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).

Самое главное: полностью проигнорирована кардинальная объективная разница в учетной политике сторон .

Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.

Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата .

Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.

Проектом вообще не предусмотрена сверка в разрезе налоговых периодов .

Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).

Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:

Начисленные налоговые платежи (в том числе авансовые) с привязкой к конкретным датам, как и произведенные налогоплательщиком налоговые платежи с привязкой к конкретному налогового/отчетному периоду — отражаются в акте сверки .

При получении Акта с явно некорректными данными, письменно предложить провести детализированную сверку расчётов, приложив к возражениям свой расчет (с перечнем начислений и их оплаты) и платежные документы. Ссылаясь при этом на указанное выше письмо ФНС России (прикреплено к статье).

" — Привет Ринат! Ты же увлекаешься программированием! Я тут устроилась на новую работу, в ТОО-шку. За прошлый год тут сменилось несколько бухгалтеров по налогам. А мне нужно сдать годовой отчет. Я продление уже запросила, и у меня есть месяц чтобы разобраться в цифрах. Я то конечно разберусь, за недельку, но не факт что все будет правильно. Помоги. Нужно немного автоматизировать проверку уже сданных деклараций."

Я не долго думая решил помочь, девушка то не плохая, а иногда и полезная, в прикладном смысле.

И вот тут меня ждала засада…
Ремарка к статье: Всего будет 3 статьи, 200 форма, 300 форма и учет счет фактур.

Системы автоматизации бухгалтерского учёта такие как 1С: Предприятие, показывают ситуацию в целом никак не связывая ее со сданными налоговыми декларациями. Они могут создать файл для импорта в действующие онлайн сервисы, но проверить правильно ли сдана отчетность не могут.

problem solution:

Пришлось изучить азы бух учета.

У нас в Казахстане с 2009 года налоговые декларации можно сдать в онлайн режиме. Есть два варианта:

Для ТОО имеются несколько режимов налогообложения:

  • Общеустановленный порядок налогообложения;
  • На основе упрощенной декларации;
  • Специальный налоговый режим для юридических лиц.

При этом режиме сдаются три основных вида деклараций, в большинстве своем, также как и в моем случае:

100.00 Декларация по корпоративному подоходному налогу
200.00 Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу, по гражданам Республики Казахстан
300.00 Декларация по налогу на добавленную стоимость

100 форма сдается раз в год.
200 и 300 формы сдаются раз в квартал.

Мне нужно было дать сводную по 200 и 300 формам.

Первым делом я начал искать API для доступа к онлайн сервисам. К сожалению в обслуживающей портал компании ни какого API никогда не существовало. Замкнутая система. Можно запросить публичные данные о налогоплательщике, но декларации к сожалению не получится.

Так как я не ищу легких путей, решил хватит открытого поиска.





В итоге получил 5 деклараций за 2016 год. 4 очередных и 1 дополнительную. Декларации выгрузились в xml формате.





Основной элемент в этом xml это fno.


Тут нужно выделить два свойства:

Далее уточнив у знакомой(далее заказчик), какую именно информацию ей нужно из 200 форм я приступил к написанию кода. Кстати, заказчик изменил начальное тех задание, и вместо одной ТОО-шки попросил написать код для учета нескольких ТОО-шек.

Регистрационный номер налогоплательщика (РНН)
Индивидуальный Идентификационный Номер (ИИН)
бизнес-идентификационный номер(БИН) полный аналог ИИН для бизнеса.
Индивидуальный подоходный налог (ИПН)
Обязательные пенсионные взносы(ОПВ)
Обязательные профессиональные пенсионные взносы(ОППВ)
Социальный налог(СН)
Социальные отчисления(СО)

Я решил сделать фильтрацию по ИИН/БИН и РНН. Они заложены внутри xml:


Тех задание по полям по которым требуется сводная:

ИИН
РНН
Квартал
Год сдачи (да, да Заказчик решил если все получится и по прошедшим периодам пройтись чтобы все привести в порядок)
Дата сдачи отчетности.
ИПН(сумма по декларации)
ОПВ(сумма по декларации)
ОППВ(сумма по декларации)
СН(сумма по декларации)
СО(сумма по декларации)
Вид декларации.

Для начала создаю элементы:


Изучив структуру подачи требуемых для сводной данных по версиям 26 и 25, понял что именно в подаче этих данных разницы нет.

Данные name поля
ИИН iin
РНН rnn
Квартал period_quarter
Год сдачи period_year
Дата сдачи отчетности. submit_date
ИПН(сумма по декларации) field_200_00_001_4
ОПВ(сумма по декларации) field_200_00_002_4 +
field_200_00_004_4
ОППВ(сумма по декларации) field_200_00_003_4
СО(сумма по декларации) field_200_00_005_4 +
field_200_00_006_4 +
field_200_00_007_4
Вид декларации. field_200_00_008_4 +
field_200_00_009_4

В итоге у меня получилась функция которая возвращает объект со всеми требуемыми данными.


Далее с этим объектом можно делать все что угодно. Кому как нравиться а я сделал маленькую систему учета сданных деклараций по 200 форме.

При проведении внешней проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения одним из объектов проверки являются показатели годовых форм бюджетной отчетности. Отчетность должна содержать достоверные сведения о деятельности учреждения. За искажение (предоставление недостоверных) сведений предусмотрена административная ответственность. Каковы этапы проверки? Какие виды нарушений выявляются в ходе проверки?

Цели и задачи проверки

Цель внешней проверки – установление достоверности годовой отчетности, подтверждение соблюдения единого порядка составления и представления бюджетной отчетности, соответствия состава бюджетной отчетности и содержания форм отчетности нормам Инструкции № 191н.

Основными задачами проведения внешней проверки являются:

проверка соблюдения требований к порядку составления в части полноты и достоверности годовой отчетности;

выборочная проверка соблюдения требований законодательства по организации и ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

Методы, используемые при проверке

В ходе контрольного мероприятия используется сплошной или выборочный метод проверки. В рамках выездной проверки, как правило, применяется выборочный метод проверки. Сплошной метод проверки используется в рамках проведения выездного контрольного мероприятия в отношении отдельных операций (например, при проверке остатков по отдельным счетам бюджетного учета).

Информационная основа для проведения проверки

Информационной основой для проведения внешней проверки являются материалы (документы, информация), представляемые объектом контроля, а также полученные по запросам из внешних источников, а именно:

годовая бухгалтерская отчетность проверяемого учреждения;

акт о проведении инвентаризации, которая проводилась перед составлением годовых отчетных форм;

регистры бухгалтерского (бюджетного) учета, сформированных за проверяемый период (главная книга и (или) другие регистры бюджетного учета);

реестр государственных (муниципальных) контрактов;

реестр закупок, осуществленных без заключения государственных (муниципальных) контрактов;

реестр расходных обязательств;

информация о проведенных внешних контрольных мероприятиях, суммах выявленных нарушений и недостатков и принятых мерах по их устранению;

уведомления по расчетам между бюджетами;

иная информация, необходимая для проведения контрольного мероприятия.

Этапы документальной проверки показателей отчетных форм

Контрольные процедуры, проводимые в отношении проверки годовой бюджетной отчетности, условно можно разделить на несколько этапов:

1. Проверка соответствия заполненных форм годовой бюджетной отчетности нормативным актам, регулирующим порядок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (по полноте и форме).

Цель проведения процедуры – подтверждение соблюдения единого порядка составления и представления бюджетной отчетности, соответствия состава бюджетной отчетности и содержания форм отчетности установленным требованиям.

Ниже в форме таблицы отобразим возможные нарушения в отношении состава отчетности:

Вопрос проверки

Возможные нарушения

Ссылка на пункты Инструкции № 191н

Состав и формы отчетности

1. Состав бюджетной отчетности по наличию форм не соответствует установленным требованиям Инструкции № 191н.

2. Не представлены пакеты отчетности.

3. Отсутствуют заполненные форм отчетности, несмотря на наличие числовых данных, необходимых для их заполнения.

4. Отчетные формы заполнены без проведения инвентаризации.

5. Отсутствуют подписи руководителя и (или) главного бухгалтера в отчетных формах.

6. Формы отчетности, составленные на бумажном носителе, не сброшюрованы, не пронумерованы, отсутствует оглавление

Пункты 4, 6, 7, 11

2. Проверка соответствия показателей форм отчетности остаткам и оборотам по счетам, отраженным в главной книге. Цель этого этапа контрольной процедуры – проверка достоверности показателей бюджетной отчетности путем сопоставления показателей отчетности с данными главной книги.

В ходе проверки осуществляются:

сопоставление показателей форм бюджетной отчетности и данных главной книги;

суммирование оборотов по КОСГУ на основании главной книги.

При проведении контрольных мероприятий устанавливаются факты искажения показателей деятельности учреждения. Напомним, что искажение (ошибка) в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности означает неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

К преднамеренным искажениям в ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности можно отнести:

манипуляцию учетными записями – использование неправильных бухгалтерских проводок или сторнировочных записей в целях искажения данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

фальсификацию бухгалтерских документов и записей – оформление заведомо ложных неправильных или фальшивых документов и записей на счетах бухгалтерского учета, искажающих показатели бухгалтерской отчетности;

уничтожение результатов хозяйственных операций – составление сторнировочных записей, аналогичных по содержанию и суммам основным бухгалтерским проводкам;

неадекватные записи в учете – отражение финансовой информации в системе счетов в неполном объеме;

необычные операции – разовые сделки и хозяйственные операции регулирующего или вынужденного характера, платежи за работы и услуги, которые представляются излишними или чрезмерными.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, и вина должностного лица работника учреждения в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, которые были оценены должностным лицом и судьей городского суда в соответствии с правилами, установленными ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований сомневаться в правильности произведенной оценки доказательств не имеется.

Должностные лица проверяемого учреждения несут ответственность:

за возникновение непреднамеренных и преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности;

за непринятие мер по предупреждению возникновения подобных искажений;

за неустранение или несвоевременное устранение последствий искажений.

Ниже в форме таблицы приведем примеры искажения показателей отчетности при построчном сравнении данных, указанных в отчетных формах, и показателей главной книги:

Вопросы проверки

Возможные нарушения

Ссылки на пункты инструкций, Указаний № 65н*

Несоответствие остатков по счетам учета 101 12 000, 101 13 000 главной книги остаткам, указанным на начало и конец года в балансе ф. 0503130

Несоответствие остатков по счетам учета 101 33 000, 101 34 000, 101 35 000, 101 36 000, 101 38 000 в главной книге остаткам, отраженным на начало и конец года в балансе (ф. 0503130)

Пункт 16 Инструкции № 191н, п. 37, 38, 53 Инструкции № 157н, п. 4 – 5 Инструкции № 162н**

Несоответствие остатков по счетам учета 104 12 000, 104 13 000 в главной книге остаткам, указанным на начало и конец года в балансе (ф. 0503130)

Пункт 16 Инструкции № 191н, п. 89, 92 Инструкции № 157н, п. 18 Инструкции № 162н

1. Несоответствие суммы остатков по счетам аналитического учета счета учета расчетов по выданным авансам отраженным в главной книге остаткам, указанным на начало и конец года в балансе (ф. 0503130), в том числе в разрезе показателей по видам деятельности.

2. Наличие кредитового сальдо по счетам аналитического учета счета 206 00 000 в главной книге

Пункт 17 Инструкции № 191н, п. 202, 204 Инструкции № 157н, п. 79 Инструкции № 162н

1. Несоответствие остатков по соответствующим аналитическим счетам учета расчетов по платежам в бюджеты в главной книге остаткам, указанным на начало и конец года в форме отчетности, в том числе в разрезе показателей по видам деятельности.

2. Наличие дебиторской задолженности по страховым взносам во внебюджетные фонды и налогов в бюджет в связи с ошибочным перечислением и перерасчетами сумм взносов и налогов, что подтверждает неэффективное использование средств бюджета за отчетный период

Пункт 18 Инструкции № 191н, п. 259, 263 Инструкции № 157н, п. 103 Инструкции № 162н

Построчное сопоставление данных отчета (ф. 0503121) с показателями главной книги

Отсутствие в главной книге оборотов по соответствующему счету, отраженных в отчете (ф. 0503121)

Пункты 92 – 97 Инструкции № 191н, п. 263, 295, 298 Инструкции № 157н, п. 103, 119 Инструкции № 162н, разд. V Указаний № 65н

1. Неверный арифметический расчет сумм оборотов КОСГУ 310 по данным главной книги.

2. Отсутствие исключения оборотов по КОСГУ 310 по внутреннему перемещению ОС по данным главной книги.

3. Отсутствует исключение оборотов по счетам 106 11 000, 106 31 000 в части принятия объектов ОС на учет в стоимости произведенных вложений, в том числе оборотов по централизованным поставкам.

4. Наличие дебетового оборота по счетам 101 00 000 с КОСГУ 410.

5. Наличие кредитового оборота по счетам 106 11 000, 106 31 000 в части принятия объектов ОС на учет в стоимости произведенных вложений с КОСГУ 410

Пункт 96 Инструкции № 191н, п. 37, 53, 127, 149 Инструкции № 157н, п. 4, 5, 7, 10, 30 – 34, 35, 37 Инструкции № 162н, разд. V Указаний № 65н

1. Неправильный арифметический расчет сумм оборотов КОСГУ 410 по данным главной книги.

2. Отсутствие исключения оборотов по дебету счета 104 00 по поступившим в рамках централизованных поставок объектам нефинансовых активов, переданных безвозмездно

* Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

** Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

При выявлении отклонений между показателями главной книги и формами отчетности для установления причины отклонения изучаются операции, отраженные в журнале операций.

3. Проверка соблюдения контрольных соотношений между показателями форм отчетности. Цель проведения – установление достоверности бюджетной отчетности путем сверки соотношений между показателями форм отчетности.

анализ показателей между формами бюджетной отчетности;

анализ показателей внутри отчетной формы;

арифметический подсчет соотношения показателей по установленным проверочным формулам.

Ниже в форме таблицы приведем примеры несоблюдения контрольных соотношений отчетных форм:

Вопросы проверки

Возможные нарушения

Ссылки на Инструкцию № 191н и др.

Проверка соблюдения контрольного соотношения между показателями отчета (ф. 0503121) и справки (ф. 0503110)

1. Несоответствие начисленных сумм доходов по каждому КОСГУ в справке (ф. 0503110) доходам по соответствующим кодам КОСГУ в отчете (ф. 0503121).

2. Неинформативность справки (ф. 0503110) в части отражения показателей доходов без аналитики по КОСГУ

1. Несоответствие начисленных сумм расходов по каждому коду КОСГУ в справке (ф. 0503110) начисленным расходам по соответствующим кодам КОСГУ в отчете (ф. 0503121).

2. Неинформативность справки (ф. 0503110) в части отражения показателей расходов без аналитики по КОСГУ

Пункты 92 – 96, 100, 118 Инструкции № 191н, контрольные соотношения

Проверка соблюдения контрольного соотношения между показателями отчета (ф. 0503121) и сведений (ф. 0503168) по отчетным показателям

Чистое поступление основных средств по форме 0503121 не соответствует идентичному показателю формы 0503168, что является недопустимым

Читайте также: