Постановка на учет в налоговый орган осуществляется на основании заявления договора

Обновлено: 18.05.2024

С этого года действует новый порядок постановки на учет организаций в налоговых органах. Его главное отличие заключается в том, что заявление о постановке на учет необходимо подать в налоговый орган только при постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленных подразделений. В остальных случаях постановка на учет организации осуществляется без ее участия.

Постановка на учет…

Статьей 84 НК РФ установлено, что юридические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения, по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

…по месту нахождения организации

По новому порядку постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Это значит, что организациям больше не нужно представлять в налоговую инспекцию два заявления: для регистрации юрлица и постановки организации на налоговый учет. Государственная регистрация организации и ее постановка на учет в налоговом органе осуществляются одновременно в течение пяти рабочих дней со дня подачи документов для государственной регистрации юридического лица.

При создании фирмы достаточно подать документы, необходимые для государственной регистрации юрлица (см. таблицу на с. 68—69), и уже на шестой рабочий день после подачи документов организация сможет начать работать: открыть счет в банке, заключать договоры и т. д.

Получив документы для государственной регистрации, налоговая инспекция обязана в течение пяти рабочих дней поставить организацию на учет, присвоив ей идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), и внести сведения о ней в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).

Банкам, общественным объединениям и другим организациям, государственная регистрация которых осуществляется в специальном порядке, свидетельство о постановке на учет выдается или направляется по почте не позднее пяти дней со дня внесения записи в ЕГРЮЛ.

Таблица. Какие документы и когда представляются в налоговый орган

— решение о создании организации в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

— учредительные документы — устав или учредительный договор (подлинники или засвидетельствованные нотариально копии);

— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или равное по юридической силе доказательство статуса иностранного юридического лица — учредителя организации;

— квитанция об оплате государственной пошлины (2000 руб.)

— решение о внесении изменений в учредительные документы в связи с изменением адреса;

— изменения, вносимые в учредительные документы;

— заявление по форме № 09-1-1**;

— заверенная в установленном порядке копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации;

— заверенная в установленном порядке копия документа, подтверждающего создание обособленного подразделения (приказ, распоряжение руководителя организации о создании обособленного подразделения, положение об обособленном подразделении), — при наличии;

— учредительные документы каждой вновь создаваемой организации (подлинники или заверенные нотариально копии);

— решение о реорганизации;

— договор о слиянии в случаях, установленных законом;

— передаточный акт или разделительный баланс;

— квитанция об уплате госпошлины

— заявление о государственной регистрации юрлица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001*;

…по месту нахождения обособленных подразделений

Организация, которая имеет обособленные подразделения, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Для этого организация должна подать заявление по форме № 09-1-1 в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения в течение одного месяца после его создания.

Хотелось бы отметить, что если обособленное подразделение находится на территории налогового органа, в котором организация стоит на учете по месту своего нахождения, то организация также обязана подать заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения. За неисполнение указанной обязанности должностные лица организации могут быть привлечены к ответственности по статье 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Штраф может составить от 500 до 3000 руб.

Одновременно с заявлением представляются в одном экземпляре копии свидетельства о постановке на учет, а также документы, подтверждающие создание обособленного подразделения. Такими документами могут быть учредительный договор, в котором указаны сведения об обособленном подразделении, выписка из ЕГРЮЛ, положение об обособленном подразделении либо распоряжение (приказ) о его создании.

Если организация наделила обособленное подразделение правом платить налоги по месту его нахождения, то в инспекцию нужно представить документ, подтверждающий это полномочие. Такое полномочие обособленного подразделения может быть отражено в положении об обособленном подразделении, в распоряжении (приказе) о его создании. Кроме того, наделить обособленное подразделение полномочием платить налоги можно отдельным приказом.

Одновременно хотелось бы отметить, что организация в течение трех дней с момента принятия решения о создании или прекращении деятельности обособленного подразделения (именно принятия решения, а не подачи заявления о постановке на учет или снятии с учета) обязана сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. За неподачу сведений в трехдневный срок должностные лица организации могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной статьей 14.25 КоАП РФ (штраф в размере 5000 руб.).

…по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств

Порядок постановки на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств также изменился.

Во-первых, с этого года организация должна встать на учет по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей не только на праве собственности, но и на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Во-вторых, сама процедура постановки на учет осуществляется без участия налогоплательщика на основании сведений, сообщаемых соответственно территориальными органами Минюста России по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и территориальными органами ГИБДД.

Таким образом, с этого года у налогоплательщиков нет обязанности подавать в налоговые органы заявление о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. Поэтому налогоплательщики, не представившие указанное заявление до 1 января 2004 года, в этом году уже не могут быть привлечены к ответственности за неподачу такого заявления.

Изменения в сведениях об организации

При изменении сведений об организации (наименования, организационно-правовой формы, адреса, состава учредителей, сведений о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени организации, и др.), которые содержатся в ЕГРЮЛ и ЕГРН, организация обязана в трехдневный срок с момента изменения указанных сведений представить в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту своего нахождения) документы, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ. На основании этих документов инспекция вносит изменения в ЕГРЮЛ, а затем в ЕГРН. Если организация не сообщит об указанных изменениях, ее должностные лица будут привлечены к административной ответственности согласно статье 14.25 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 5000 руб.

Непосредственно с постановкой на учет организации в налоговых органах связано только изменение адреса (места нахождения) организации, так как оно чаще всего влечет за собой необходимость постановки организации на учет в другом налоговом органе.

Сведения об адресе в соответствии с Гражданским кодексом должны содержаться в учредительных документах юридического лица. Изменив место нахождения, организация обязана в течение трех дней с момента изменения представить в налоговую инспекцию по прежнему месту нахождения, то есть в инспекцию, где она состоит на учете, документы, необходимые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (см. таблицу на с. 68—69).

Налоговый орган по прежнему месту нахождения организации не позднее пяти рабочих дней со дня представления необходимых для государственной регистрации документов вносит изменения в ЕГРЮЛ. Не позднее следующего рабочего дня (после внесения изменений в ЕГРЮЛ) инспекция снимает организацию с учета и направляет соответствующие сведения в налоговый орган по ее новому месту нахождения и в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным основаниям (по месту нахождения обособленного подразделения, недвижимого имущества или транспортного средства и др.). Организации направляется уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица по форме № 09-1-5. При этом ранее выданное свидетельство о постановке на учет признается недействительным, возвращать его в инспекцию не нужно.

Документы организации направляются в налоговый орган по новому месту нахождения в течение трех рабочих дней со дня снятия ее с учета.

Налоговый орган по новому месту нахождения организации на основании полученных сведений обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующей информации, поставить организацию на учет и выдать ей новое свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Изменения иных сведений об организации вносятся в ЕГРН налоговым органом по месту нахождения организации также на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. При этом хотелось бы отметить, что в соответствии с Законом № 129-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Непредставление или несвоевременное представление измененных сведений в налоговый орган повлечет за собой не только административную ответственность должностных лиц организации, но и ряд негативных правовых последствий для самой организации. Например, налоговый орган будет считать непредставленной декларацию, подписанную должностным лицом, сведения о котором отсутствуют в ЕГРЮЛ и ЕГРН.

Учет организаций при реорганизации и ликвидации

Процедура снятия с учета при прекращении деятельности в результате реорганизации или при ликвидации организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В соответствии с Законом № 129-ФЗ если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одной или нескольких организаций, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о прекращении их деятельности после государственной регистрации вновь создаваемых в результате реорганизации юридических лиц. Исключение составляют случаи реорганизации в форме присоединения, когда сначала в ЕГРЮЛ вносятся записи о прекращении деятельности присоединенных юридических лиц.

В любом случае при реорганизации в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения реорганизуемой организации[2] (если их несколько — по месту нахождения одной из них) вновь создаваемая организация подает заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма № Р12001), и другие документы предусмотренные статьей 14 Закона № 129-ФЗ (см. таблицу на с. 68—69).

После получения уведомления о принятии решения о ликвидации регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что организация находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается госрегистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемой организации, а также госрегистрация организаций, учредителем которых выступает указанная организация, или организаций, которые возникают в результате реорганизации.

Лишь после завершения всего процесса ликвидации организации в налоговую инспекцию представляется заявление о ликвидации (форма № 16001) и другие документы, предусмотренные статьей 21 Закона № 129-ФЗ (см. таблицу).

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ внес многочисленные поправки в первую и вторую части Налогового кодекса РФ. Рассказываем об изменениях, касающихся налогового администрирования и взаимодействия с ИФНС.

Выездные налоговые проверки могут проводить специализированные инспекции

По общему правилу решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения (месту жительства).

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа, в котором такое обособленное подразделение состоит на учете по месту своего нахождения. Это следует из пункта 2 статьи 89 НК РФ.

С 29.09.2019 проводить указанные проверки на территории конкретного субъекта РФ может налоговый орган, специально уполномоченный на это ФНС России. Такие инспекции вправе проверять налогоплательщиков (а также филиалы и представительства организаций), которые находятся (проживают) на территории этого региона (п. 31 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

ИФНС обязана уведомить ПФР о регистрации физлица в качестве самозанятого

При этом физлица (в т. ч. ИП), изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика НПД. Снятие с налогового учета по этому основанию осуществляется в случае отказа от применения спецрежима, а также в случаях, когда гражданин не соответствует необходимым требованиям (ч.ч. 1, 12 ст. 5 Закона № 422-ФЗ). Причем налоговые инспекции обязаны теперь уведомлять территориальные органы ПФР о постановке граждан на учет (снятии с учета) в качестве плательщиков НПД (в течение 3 рабочих дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений). Такая обязанность действует с 29.10.2019 (п. 8 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Когда не удержанный налоговым агентом налог считается уплаченным в бюджет

Конкретные события, с которыми связывается исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, перечислены в пункте 3 статьи 45 НК РФ. Так, если исчислить и удержать налог из дохода налогоплательщика должен налоговый агент, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Комментируемый закон исправил этот пробел. Если факт неудержания (неполного удержания) налога налоговым агентом выявит налоговая проверка, налог будет считаться уплаченным со дня предъявления налоговым агентом в банк соответствующего платежного поручения (при наличии на расчетном счете налогового агента достаточного денежного остатка на день платежа). Дополнение действует с 01.01.2020 (п. 9 ст. 1, п. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Определение даты начала и окончания налогового периода для плательщиков УСН и ЕСХН

Налоговым периодом по ЕСХН и УСН признается календарный год, т. е. период с 1 января по 31 декабря года (ст.ст. 346.7, 346.19 НК РФ). Однако организация может быть создана, ликвидирована или реорганизована (госрегистрация физлица в качестве ИП осуществлена или прекращена) в течение календарного года. В таких случаях для налогов, у которых налоговый период составляет календарный год, нормы пунктов 2, 3 статьи 55 НК РФ устанавливают особые правила определения даты начала и окончания налогового периода. По этим правилам налоговый период уже не равен календарному году.

Если организация прекращает деятельность путем ликвидации или реорганизации (гражданин прекращает деятельность в качестве ИП), то согласно пункту 3 статьи 55 НК РФ последним налоговым периодом в такой ситуации будет период с 1 января календарного года, в котором прекращена деятельность организации (утратила силу госрегистрация ИП), до дня госрегистрации прекращения деятельности организации (утраты силы госрегистрации ИП).

В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 4 статьи 55 НК РФ (п. 13 ст. 1 Закона № 325-ФЗ), указанные правила определения налогового периода не применяются в отношении налогов, уплачиваемых при применении ЕСХН и УСН. Раньше особые правила определения даты начала и окончания налогового периода не распространялись только на плательщиков ПСН и ЕНВД.

На практике указанные нововведения означают, что для плательщиков, применяющих УСН или ЕСХН, налоговый период в любом случае составляет календарный год (период с 1 января по 31 декабря года), и налоговые декларации по его итогам нужно представлять не ранее 1 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом указанные поправки вступили в силу 29.09.2019 и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 (п. 1, 10 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

ФНС России в письме от 27.12.2019 № СД-4-3/27082@, которое направлено инспекциям для использования в работе вместе с письмом Минфина России от 20.12.2019 № 03-11-09/100305, отмечает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно статьям 346.10, 346.23 НК РФ срок представления деклараций за 2019 год: для организаций и ИП на ЕСХН, организаций на УСН - не позднее 31.03.2020, для ИП на УСН - не позднее 30.04.2020.

Если налогоплательщик на УСН зарегистрировался в декабре 2018 года и сумма доходов за 2019 год с доходами декабря 2018 года превысила лимит для применения спецрежима, а доходы только за 2019 год не превысили лимит в 150 млн, то целесообразно представить две декларации - за 2018 год и за 2019 год, чтобы сохранить право применения УСН.

Кроме того, если по итогам декабря 2018 года у плательщика есть налог к уплате, то на эту же сумму возникает переплата по авансовому платежу за I квартал 2019 года. В этой связи декларации за 2018 и 2019 год рекомендуется представить одновременно, а также вместе с ними подать заявление на зачет переплаты за 2019 год в счет уплаты налога за 2018 год.

Физлица могут подавать документы в налоговую инспекцию через МФЦ

В соответствии с Законом № 325-ФЗ физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) могут взаимодействовать с ИФНС через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Такое будет возможно, если:

  • случаи представления налогоплательщиками-физлицами в инспекцию и получения от нее документов (сведений) через МФЦ предусмотрены НК РФ;
  • в конкретном МФЦ организована возможность представления и получения указанных документов.

Днем представления физлицом указанных документов (сведений) будет считаться дата их приема специалистом МФЦ, что подтвердит соответствующая расписка или иной документ. Датой получения документа физлицом считается день, следующий за днем его получения МФЦ от налоговой инспекции.

Данные правила действуют с 29.10.2019 (п.п. 2, 7 ст. 1, п. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Новые правила взыскания с организаций и ИП небольших сумм задолженности

Рассмотрим изменения, которые касаются принудительного взыскания налоговиками задолженности по налогам (сборам, страховым взносам, пеням, штрафам) за счет (ст. 46 НК РФ):

  • денежных средств и драгоценных металлов на счетах должника (организации или ИП) в банках;
  • электронных денежных средств должника.

По действующим правилам решение о взыскании такого долга должно быть принято налоговой инспекцией не позднее 2 месяцев после истечения срока, отведенного должнику в требовании о его самостоятельной уплате. Если инспекция не уложится в этот срок, взыскать задолженность она сможет только в судебном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).

С 01.04.2020 двухмесячный срок для принятия ИФНС решения о взыскании будет отсчитываться от разных дат в зависимости от суммы задолженности:

1. Сумма долга по одному требованию превышает 3 000 руб. - от даты истечения срока исполнения этого требования (т. е. в прежнем порядке).

2. Сумма задолженности (по одному или суммарно по нескольким требованиям) не превышает 3 000 руб.:

  • от даты, когда сумма задолженности по нескольким требованиям превысит 3 000 руб. в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования;
  • от даты истечения указанного трехлетнего срока, если общая задолженность за это время так и не превысит 3 000 руб.

Такой порядок следует из пункта 11 статьи 1 Закона № 325-ФЗ.

Какие-либо переходные положения для рассмотренных нововведений Законом № 325-ФЗ не предусмотрены. Не вполне ясно, применяются новые правила к недоимке, выявленной до 01.04.2020, или нет. Следовательно, встает вопрос, в какие предельные сроки следует направлять требование об уплате и принимать решение о взыскании сумм задолженности, не превышающей 3 000 руб., если она обнаружена до 01.04.2020 (например, в январе 2020 года), а требование об уплате до этой даты не направлялось (либо требование направлялось, но решение о взыскании не принималось).

ФНС будет публиковать информацию об обременениях имущества в пользу налоговиков

В силу пункта 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) может обеспечиваться:

  • залогом имущества;
  • наложением ареста на имущество;
  • поручительством;
  • пеней;
  • приостановлением операций по счетам в банке;
  • банковской гарантией.

Кроме того, для обеспечения возможности исполнения решения по результатам налоговой проверки ИФНС может (еще до вступления решения по проверке в силу) запретить налогоплательщику отчуждать или передавать в залог (без согласия инспекции) определенное имущество (пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ).

С 01.04.2020 сведения о залоге, аресте, а также о запрете отчуждения (передачи в залог) имущества налогоплательщика (залогодателя) должны отражаться на официальном сайте ФНС России . Такие сведения не признаются налоговой тайной.

Состав сведений и порядок их размещения на указанном сайте утвердит сама налоговая служба (п.п. 18, 36 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Новый случай залога имущества в пользу налоговой службы

По действующим правилам передать имущество в залог налоговому органу можно только на основании договора. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо (п. 2 ст. 73 НК РФ).

Если имущество налогоплательщика уже в залоге у третьих лиц, то у налогового органа возникает последующий залог (кроме ситуаций, когда передача такого имущества в последующий залог не допускается).

При этом преимущественное право удовлетворения требования ИФНС за счет залога не распространяется на денежные средства на счетах, вкладах (депозитах), предназначенных для удовлетворения требований, которые в соответствии со статьей 855 ГК РФ предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов. Залог в пользу налоговиков подлежит государственной регистрации и учету по правилам статьи 339.1 ГК РФ.

Новые способы отмены ареста имущества

В настоящий момент организация, у которой долги перед бюджетом, вправе попросить инспекцию заменить арест, наложенный на ее имущество, залогом имущества на основании договора. При этом такая замена является правом налоговиков (п. 12.1 ст. 77 НК РФ).

С 01.04.2020 организации смогут претендовать на отмену ареста имущества при предоставлении инспекции (п. 21 ст. 1 Закона № 325-ФЗ):

  • банковской гарантии, отвечающей требованиям статьи 74.1 НК РФ, на сумму, указанную в решении ИФНС о взыскании налога (пеней, штрафов);
  • поручительства третьего лица, оформленного по правилам статьи 74 НК РФ.

Обязанности налогового агента в связи с постановкой на учет работника-иностранца

Если в справках 2-НДФЛ и расчетах 6-НДФЛ, представленных после 01.01.2020, инспекция обнаружит сведения об иностранных гражданах (лицах без гражданства), не состоящих в РФ на налоговом учете, она обязана поставить их на учет (с 01.04.2020) в ИФНС по месту нахождения (жительства) того налогового агента (организации или ИП), который первым представил по ним указанную налоговую отчетность. Речь идет об иностранцах, которые не имеют на территории РФ места жительства (пребывания), собственного недвижимого имущества и транспортных средств. Постановка на учет производится в течение 15 рабочих дней с момента представления 2-НДФЛ и (или) 6-НДФЛ.

Уведомление о постановке иностранца на учет инспекция направит указанному налоговому агенту, который обязан в течение 5 рабочих дней с момента получения уведомления передать его физлицу и представить в инспекцию документ, подтверждающий такую передачу.

Новые полномочия налоговых органов при взыскании крупной недоимки

По действующим правилам ИФНС вправе проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика (плательщика сборов, взносов, налогового агента), если (п.п. 1, 2 ст. 92 НК РФ):

  • проводится выездная налоговая проверка;
  • проводится камеральная налоговая проверка декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • проводится камеральная налоговая проверка декларации по НДС, в ходе которой выявлены противоречия и несоответствия, указанные в пункте 8.1 ст. 88 НК РФ;
  • документы и предметы получены в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля, либо владелец этих предметов согласен на проведение их осмотра.

С 01.04.2020 в дополнение к вышеуказанным случаям должностные лица налоговых органов смогут проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов организации при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в соответствии со статьей 46 НК РФ принято решение о взыскании недоимки за счет денежных средств и драгоценных металлов на счетах организации-должника в банках и ее электронных денежных средств;
  • размер недоимки превышает 1 млн руб.;
  • решение о взыскании не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия;
  • организация согласна на проведение такого осмотра.

Провести осмотр можно не более 1 раза по одному решению о взыскании недоимки (п. 32 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Кроме того, в такой ситуации наряду с осмотром налоговики вправе истребовать у налогоплательщика документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах (по перечню, который должна утвердить ФНС России).

Следует помнить: в отличие от осмотра (он возможен только в отношении организации), истребовать указанные документы (информацию) можно и у предпринимателей, в отношении которых принято аналогичное решение о взыскании недоимки, превышающей 1 млн руб., и оно не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия.

Если налогоплательщик не представит документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах в течение 10 дней, ИФНС вправе истребовать их у иных лиц (п. 33 ст. 1 Закона № 325-ФЗ). Также нарушители могут быть привлечены к налоговой ответственности (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Уточнения порядка зачета переплаты по налогам

Как известно, в соответствии с Налоговым кодексом сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет (п. 1 ст. 78 НК РФ):

  • предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам;
  • погашения недоимки по иным налогам;
  • погашения задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.

При этом на текущий момент зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ). Например, это означает, что переплату по транспортному (региональному) налогу нельзя зачесть в счет недоимки по земельному (местному) налогу*.

Примечание:
* О том, какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным, см. статьи 12-15 НК РФ.

Аналогичные правила зачета (по соответствующим видам налогов и сборов) применяются также в отношении зачета сумм излишне уплаченных авансовых платежей, пеней и штрафов по налогам, сборам (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Переходные положения для данной ситуации Закон № 325-ФЗ не устанавливает. Поэтому полагаем, что момент возникновения переплаты и (или) недоимки (до 01.10.2020 или после) значения не имеет. Главное, чтобы сам зачет (по заявлению налогоплательщика или по инициативе налогового органа) состоялся после этой даты.

Также следует учитывать, что указанные правила зачета сумм налогов и сборов (пеней и штрафов по ним) не распространяются на страховые взносы. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда (ПФР, ФСС, ФОМС), в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, а также в счет задолженности по соответствующим пеням и штрафам (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

1С:ИТС

Чтобы получить ИНН, оформить налоговый вычет или льготу по имущественным налогам, нужно подать правильно составленное заявление.

Заявление в Федеральную налоговую службу (ФНС) является видом официального обращения граждан. В отличие от жалобы, в заявлении не говорится о нарушениях, а содержится запрос на реализацию прав.

Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других.

Документация фискальных органов отличается формализмом, поэтому большинство заявлений в ФНС подаются на специальных бланках и заполняются по инструкции.

Общие требования к заявлениям в налоговую

Рассмотрим особенности написания наиболее популярных заявлений.

Заявление о получении ИНН

Любой гражданин, будущий или действующий налогоплательщик, должен состоять на учёте в Федеральной налоговой службе. Постановка на учёт осуществляется в течение пяти дней после подачи заявления.

На сайте ФНС существует удобный сервис, позволяющий встать на учёт в налоговом органе не выходя из дома.

Но если вам по каким-то причинам удобнее работать с бумажными документами, для получения ИНН (в том числе повторного) необходимо заполнить форму № 2-2-Учёт, утверждённую приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

Заявление о налоговом вычете

Налоговый вычет — это сумма, уменьшающая расчётную базу при исчислении налога на доходы физических лиц. Существуют стандартные, социальные, имущественные, профессиональные и инвестиционные вычеты.

О налоговых вычетах и процедуре возврата 13% на Лайфхакере есть отдельная статья. Также пошаговые инструкции по оформлению всех видов вычетов есть на сайте ФНС.

К социальным вычетам относятся такие виды затрат, как плата за обучение (своё или детей) или лечение, а также благотворительность. Имущественный налоговый вычет предоставляется при покупке недвижимости или земли.

С 31 марта 2017 года возврат излишне уплаченного НДФЛ, а также возврат переплат по имущественным налогам осуществляется по заявлению, утверждённому приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (приложение № 8).

Заявление о выдаче справки об отсутствии задолженностей

Если вы хотите узнать об отсутствии (или наличии) долгов перед госбюджетом, запросите в территориальном налоговом органе соответствующую справку. Этот документ может понадобиться, например, при оформлении ипотеки.

Унифицированной формы для этого заявления нет. Но лучше придерживаться примерно следующей структуры и содержания.

Заявление о возврате или зачёте суммы излишне уплаченного налога

К переплате налогов могут привести различные обстоятельства. Чаще всего — банальные ошибки в документах. Но бывают и такие ситуации, когда, к примеру, дедушка из года в год платит транспортный налог в полном объёме и не знает, что ему как пенсионеру положена льгота.

Если вы столкнулись с путаницей и переплатили, напишите заявление на возврат или зачёт суммы излишне взысканного налога. При зачёте деньги перекинут на другой вид налога или на другой объект налогообложения.

Эти заявления могут быть поданы в течение трёх лет со дня переплаты налога. Деньги возвращаются в течение месяца после получения налоговым органом заявки.

Для оплаты налогов и их возврата необязательно посещать налоговую. Эти операции можно легко и быстро произвести через личный кабинет на сайте ФНС.

Заявление об отсрочке или рассрочке уплаты налогов

Каждую осень налогоплательщики получают письма с напоминанием о том, что пора оплатить земельный, имущественный и транспортный налоги. Однако, если человек стал жертвой стихии или по иным причинам оказался в бедственном материальном положении, ФНС может отсрочить или рассрочить уплату налогов.

Отсрочка или рассрочка предоставляется на сумму, не превышающую стоимости имущества должника. Кроме имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание (например, единственное жильё).

Чтобы воспользоваться отсрочкой или рассрочкой нужно написать заявление по форме, рекомендованной в приложении № 1 к порядку изменения срока уплаты налогов (приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@).

В нём указывается форма изменения срока уплаты и продолжительность, название налога, сумма, основания для предоставления отсрочки или рассрочки.

За пользование отсрочкой начисляются проценты.

Заявление о предоставлении льготы

Согласно налоговому законодательству, некоторые налогоплательщики имеют право на снижение или полную отмену земельного, транспортного и имущественного налога. К льготникам относятся военнослужащие, инвалиды I и II группы, пенсионеры, герои России. В отношении местных налогов регионы могут вводить дополнительные льготные категории, предоставляя налоговые послабления, например, многодетным семьям.

Также на сайте ФНС вы можете записаться на приём, на котором инспектор должен предоставить бланк любого нужного вам документа и проконсультировать по его заполнению.


Постановка на миграционный учет иностранных граждан претерпела определенные корректировки в 2021 году. В чем заключается новый регламент? Какой нормативный акт его устанавливает? Рассмотрим алгоритм учета иностранцев в нашем обзоре.

Какие граждане подлежат миграционному учету в РФ

Правовое регулирование учета граждан зарубежных стран основывается на нескольких нормативных актах. В них же установлены правила осуществления миграционного учета иностранных граждан.



ВАЖНО! Временно пребывающий — прибыл по визе и получил миграционную карту. Временно проживающий — иностранец, получивший разрешение на временное проживание в РФ. Постоянно проживающий — иностранец, получивший вид на жительство в РФ.

О пенсионных взносах временно пребывающих в России мы писали здесь. А о ДМС временно пребывающих в России читайте в статье.

Как видим, различают два вида миграционного учета иностранных граждан в РФ в 2021 году:


Причины для постановки на миграционный учет:

  • въезд жителя иного государства в РФ;
  • оформление рождения в России иностранца, если гражданство не предоставлено автоматически;
  • утрата гражданства РФ человеком, находящимся в Российской Федерации.

Далее рассмотрим оба вида постановки на миграционный учет иностранных граждан в 2021 году подробнее.

Оформление по месту проживания

Постоянно или временно проживающие в России лица иных государств, которые обладают правом на пользование жилым помещением, обязаны оформиться по месту жительства. Сделать это можно:

На схеме ниже представлено, какие документы нужны для миграционного учета по месту жительства:


За подачу заявления необходимо уплатить пошлину (до его подачи либо после, если заявление подано в электронном виде).


Сроки постановки на миграционный учет по месту жительства — 7 рабочих дней.


Как оформиться по месту пребывания

Временно пребывающие иностранцы или временно проживающие иностранцы, которые находятся в месте пребывания, отличном от места жительства, должны оформиться по месту пребывания.


Для регистрации необходимо подать уведомление в территориальный орган МВД в течение 7 дней с момента приезда (или истечения допустимого срока пребывания без регистрации).

Уведомление заполняют на определенном бланке по форме, которую можно скачать в начале статьи.

Обязанность по подаче уведомления лежит на принимающей стороне. В исключительных случаях подать его может сам иностранный гражданин.

Принимающая сторона — это гражданин РФ, постоянно проживающий в РФ иностранец, юридическое лицо, государственный орган либо международная организация, предоставившие иностранцу для фактического проживания жилое или иное помещение.

Как оформить иностранца на работу? Ответ — здесь.

Когда сам иностранец может подать уведомление:


Посмотрите, какие бумаги следует предоставить для регистрации по месту пребывания помимо уведомления:


Регистрационные сведения вносят в базу миграционного учета в течение трех дней.

Итоги

Граждане иных стран, приехавшие в Россию, подлежат миграционному учету. Есть два вида учета: по месту пребывания или по месту жительства. Закон дает на регистрацию 7 дней. Заявление подает или сам иностранец (при оформлении по месту жительства), или тот, кто принимает иностранца на своей территории (при оформлении по месту пребывания).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Российское законодательство обязывает иностранные компании в ряде случаев вставать на налоговый учет и нести соответствующие обязательства, за неисполнение которых предусмотрены штрафные санкции.

Иностранные компании в России

Кому следует становиться на налоговый учет

Базовым нормативным актом, регламентирующим постановку на учет иностранных организаций в РФ, является приказ Минфина №293н от 28.12.2018, который вступил в силу 15.03.2019. Он устанавливает правила для регистрации определенных зарубежных юрлиц в налоговой:

  • обособленных подразделений заграничных юрлиц;
  • аккредитованных и неаккредитованных филиалов и представительств иностранных организаций;
  • религиозных организаций;
  • международных организаций;
  • дипломатических представительств;
  • заграничных организаций, работающих через подразделения-налоговые резиденты РФ;
  • заграничных компаний, оказывающих услуги в электронной форме;
  • компаний ведущих некоммерческую деятельность.


Хотите узнать, как правильно организовать бизнес-модель с учетом новых требований по КИК, обращайтесь к нам за юридическими консультациями о контролируемых иностранных компаниях.

Особенности налогового учета зарубежных юрлиц-аккредитованных филиалов/представительств

Подобные организации встают на учет в налоговых органах РФ на основании данных указанных в Госреестре аккредитованных филиалов. Дата постановки на учет соответствует дате внесения записи в реестр.

Особенности налогового учета зарубежных компаний-обособленных подразделений

Иностранные организации, работающие в РФ через отделение, бюро, контору, агентство либо используя другую форму, которая не является аккредитованной, встают на налоговый учет на основании следующих документов:

  • заявление;
  • учредительные документы иностранной компании;
  • выписка с Реестра юрлиц или другого аналогичного по смыслу документа;
  • документа, выданного компетентным органом иностранного государства подтверждающего статус налогоплательщика с указанием налогового кода. Если код налогоплательщика указывается в выписке с Реестра юрлиц, тогда указанный документ предоставлять не нужно;
  • разрешение уполномоченного органа юрлица на создание обособленного подразделения в РФ;
  • положение об подразделении;
  • договора с контрагентами;
  • доверенность на руководителя.

Заявление и другие документы следует подать в фискальный орган в течение 30 дней с дня начала ведения деятельности в РФ.

Налоговый учет некоммерческих неправительственных организаций

Постановка на налоговый учет иностранных религиозных организаций

Зарубежные религиозные организации, ведущие деятельность на территории РФ через представительство, регистрируются в налоговой на основании сведений, которые содержатся в соответствующем реестре религиозных организаций. Дата постановки на учет – внесение сведений об организации в указанный реестр.

Постановка на налоговый учет дипломатических и других подобных организаций

Стать на учет в ФНС дипломатические представительства могут на основании следующих документов:

  • заявления;
  • документов, подтверждающих статус дипломатического представительства или других документов, дающих основание для ведения деятельности в РФ.

Как встают на налоговый учет иностранные компании, получившие статус резидента РФ

Иностранная компания, работающая в РФ через обособленное подразделение, встает на налоговый учет в России на основании заявления о признании себя налоговым резидентом. Заявление предоставляется по месту расположения любого из подразделений.

Дата постановки на учет – 1 января года, в котором было подано заявление о признании резидентом РФ или же дата подачи заявления в орган ФНС.


Внимание. Признание себя налоговым резидентом автоматически лишает иностранную фирму статуса КИК.

Налоговый учет зарубежных компаний, оказывающих электронные услуги

Зарубежные юрлица, предоставляющие услуги через интернет или используя любые другие средства телекоммуникации обязаны платить НДС и сдавать декларации. Для выполнения указанных задач им следует стать на налоговый учет, причем независимо от того, кто пользуется их услугами: компании или граждане.

Закон обязывает стать на учет в ФНС иностранные компании, которые одновременно соответствуют следующим критериям:

  • оказывают электронных услуг. Перечень последних описан в ст. 174.2 НК РФ. Они касаются практически любой деятельности, связанной с интернетом, хранением и обработкой информации, администрированием, консультационными услугами в интернете и т.д.;
  • ведение деятельности без обособленных подразделений;
  • оказание услуг напрямую, без посредников.

Если зарубежная фирма оказывает услуги через российского или заграничного посредника, тогда ей вставать на учет не нужно. В подобных ситуациях функции налогового агента ложатся прямо на посредника. Именно он рассчитывает и платит налог.

В свою очередь иностранная компания, выступающая посредником по предоставлению электронных услуг, обязана встать на налоговый учет при условии одновременном выполнении следующих условий:

  • выполняет обязанности посредника по договору с иностранной фирмой исполнителем электронных услуг;
  • осуществляет расчеты непосредственно с заказчиком;
  • не работает через обособленное подразделение в РФ.

Для постановки на налоговый учет иностранной фирме, оказывающей электронные услуги необходимо в течение 30 дней с момента выхода на рынок РФ представить:

  • заявление;
  • выписку из реестра юрлиц или аналогичного за содержанием документа.

Постановка на учет в ФНС иностранных компаний по причине открытия счета в российском банке

Зарубежные фирмы обязаны вставать на налоговый учет в России даже по причине открытия любого счета (депозитного, текущего, расчетного, карточного и т.д.) в банке РФ.

Процедура осуществляется по месту регистрации банковского учреждения на основании следующих документов:

  • заявления;
  • выписки из реестра юрлиц или аналогичного по смыслу документа;
  • документа, подтверждающего получение налогового кода (если код отсутствует в выписке из реестра).

Дата постановки на учет – дата внесения информации в ЕГРН.

В дальнейшем иностранной компании, открывая счета в том же или других банках уже не нужно повторно проходить процедуру регистрации в налоговой.

Порядок учета иностранных компаний в ФНС

Иностранная организация становится на налоговый учет независимо от наличия обязательств по уплате налогов в течение 5 рабочих дней после обращения в ФНС.

Документы на регистрацию разрешается подать:

  • отправив в письме с уведомлением по почте;
  • воспользовавшись интернет-сервисом;
  • лично посетив налоговую инспекцию.

После завершения всех процедур иностранная компания в зависимости от своих индивидуальных особенностей получает свидетельство о постановке на учет либо в электронной форме или же по почте.

Почему следует обратиться к нам

Процедура регистрации иностранной компании в российских налоговых органах достаточно трудоемкий и бюрократический процесс, требующий знаний иностранного и местного законодательства. Обратившись к нам за услугой, вы:

  • получите качественное исполнение поставленных задач, профессиональное юридическое и бухгалтерское сопровождение;
  • сэкономите время и ресурсы;
  • обеспечите профессиональную защиту своих интересов.

Наши услуги предусматривают:

  • консультацию по вопросам постановки на учет иностранных компаний;
  • экспертизу учредительных документов;
  • подготовку пакета документов для постановки на учет;
  • непосредственную коммуникацию с компетентными службами.

Наши юристы обладают колоссальным опытом работы с иностранными и российскими компаниями. Мы не только возьмем на себя организацию всей процедуры постановки зарубежной фирмы на учет, но и оградим вас от контактов с фискальными органами. Обращайтесь к нам в онлайн-чат, и мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

Причины признания свидетельства о постановке на учет в ФНС недействительным?

Свидетельство о постановке на налоговый учет иностранных компаний признается недействительным: 1) в случае выдачи нового свидетельства; 2) снятия с учета компании в случае прекращения деятельности на территории РФ (кроме случаев постановки на учет по причине открытия счета); 3) признания недействительным идентификационного номера налогоплательщика.

Документы для постановки на учет в ФНС при открытии счета?

Чтобы стать на налоговый учет при открытии счета в российском банке иностранной компании необходимо представить: заявление по форме 11БС-учет, выписку из реестра юрлиц, справку о присвоении налогового номера (если он не указан в выписке из реестра).

Как стать на учет в ФНС иностранной фирме, оказывающей электронные услуги?

Подобным юрлицам следует в течение 30 дней с даты ведения деятельности на территории РФ подать через портал налоговой или по почте: заявление и выписку из реестра юрлиц. Рекомендуется воспользоваться порталом, так как это проще и быстрее. Достаточно прикрепить скан-копии всех документов. Заверять переводы и ставить апостиль не требуется.

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

Владение российской недвижимостью через иностранную компанию – распространенная практика. Таким образом можно снизить риски потери дорогостоящего имущества из-за рейдерских атак и недружественных действий конкурентов. Иностранные…

С 2015 года в России действует законодательство о контролируемых иностранных компаниях(КИК). Подобная практика не уникальна. Практически каждая развитая страна имеет свое законодательство о КИК. Меры…

Оффшоры, иностранные компании, зарубежные счета, трасты, фонды, карты – инструменты предпринимателя. Они важны, очень интересны, но для чего существуют? В большинстве случаев речь идёт о…

Сегодня, наличие оффшорной компании с корпоративным банковским счетом, является эффективным инструментом, позволяющий выстроить долгосрочную и надежную структуру по защите капитала и развитию международного бизнеса. Благодаря…

Финляндия радует стабильным экономическим ростом. Неудивительно, что она привлекает многих иностранных резидентов. Благоприятный инвестиционный климат, приемлемое налоговое обложение, отличная законодательная база для ведения бизнеса –…

Сотрудничество с иностранными компаниями не ограничивается только торговыми сделками и доступными кредитами. Нередко заключаются соглашения, где в качестве кредитора выступает российское юрлицо. Подобные операции часто…

Какое применение иностранной компании считается правильным и обеспечивающим соблюдение законодательства наших стран? Как можно использовать оффшорные фирмы, и какие налоговые особенности присутствуют? Какая должна быть…

На территории материкового Китая иностранные компании могут осуществлять деятельность через представительства и филиалы. Первый вид деятельности создается для представления интересов компании, второй – для ведения…

Читайте также: