Почему налоговая взыскивает страховые взносы

Обновлено: 14.05.2024

Выплачивая страховые взносы, работодатель должен соблюдать общий порядок их расчета, учитывать изменения законодательства. Значительных изменений в части уплаты страховых взносов в 2021 г. нет, однако ряд послаблений получили индивидуальные предприниматели и представители среднего и малого бизнеса.

В статье расскажем о нюансах расчета страховых взносов в 2021 г. на примере конкретной организации.

КТО ОБЯЗАН УПЛАЧИВАТЬ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

Начисление и уплату страховых взносов регламентирует Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

Под страховыми взносами понимают обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (ст. 8 НК РФ).

Плательщиками страховых взносов являются (п. 1 ст. 419 НК РФ):

• лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

– физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

  • индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным выше, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ ОБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию:

  • в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
  • по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
  • по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
  • издательским лицензионным договорам;
  • лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности и др.

Не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

База для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

Для плательщиков устанавливают предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года исходя из роста средней заработной платы в Российской Федерации.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (в 2021 г. — 2,3).

Размер соответствующей предельной величины базы для исчисления страховых взносов ежегодно устанавливает Правительство РФ.

НУЖНО ЛИ ВКЛЮЧАТЬ В БАЗУ ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ СУММЫ ЗАРПЛАТЫ ПО ПРЕДЫДУЩЕМУ МЕСТУ РАБОТЫ

В соответствии с письмом Минтруда России от 12.11.2015 № 17-4/ООГ-1569 организация — плательщик страховых взносов при определении базы для начисления страховых взносов учитывает только те выплаты, которые производятся в пользу физического лица в рамках трудовых отношений между этой организацией и ее работником.

Если в течение года физическое лицо сменило организацию-работодателя, новая организация-работодатель, являясь самостоятельным плательщиком страховых взносов, определяет базу для начисления страховых взносов в отношении выплат своему работнику без учета выплат в его пользу предыдущей организацией-работодателем.

КАКИЕ СУММЫ НЕ ПОДЛЕЖАТ ОБЛОЖЕНИЮ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

Согласно ст. 422 НК РФ страховыми взносами не облагаются:

1) государственные пособия, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

2) все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

  • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
  • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;
  • увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка;
  • возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
  • выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность;
  • трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников, реорганизацией или ликвидацией организации, и др.;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками:

  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
  • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), установления опеки, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;

5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам на оказаниемедицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, и др.;

7) стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа;

8) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, и др.;

9) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;

10) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников;

11) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период;

12) суммы платы за обучение работников по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам;

13) суммы, выплачиваемые плательщиками своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;

14) суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и т. д.;

15) суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, за исключением сумм выплат и иных вознаграждений в пользу таких лиц, признаваемых застрахованными лицами в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

16) суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, а также оплата плательщиком таких расходов.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов.

Тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

  • на обязательное пенсионное страхование (ОПС):

– в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 %;

– свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 %;

  • на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9 %;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в России (за исключением высококвалифицированных специалистов), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования — 1,8 %;
  • на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1 %.

Тарифы страховых взносов, действующие в 2021 г., представлены в табл. 1.

Таблица 1. Действующие тарифы страховых взносов

База для исчисления страховых взносов

Тарифы страховых взносов

на ОПС

на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

на ОМС

в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ

в отношении остальных выплат

В пределах установленной предельной величины

Свыше установленной предельной величины

* В целях исчисления страховых взносов на обязательное медицинское образование предельная величина базы не устанавливается, поэтому указанный тариф взимается с полной суммы выплат, подлежащих обложению страховыми взносами.

Для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов. Порядок и условия применения пониженных тарифов страховых взносов установлены в ст. 427 НК РФ.

После вступления в силу Федерального закона № 303-ФЗ ст. 426 НК РФ утратила силу, а совокупный тариф в 30 % стал постоянным.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ БАЗ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2021 ГОДУ?

Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяют:

  • на 2020 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407;
  • на 2021 г. — в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935.

В таблице 2 представлены предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

Таблица 2. Предельные величины баз для исчисления страховых взносов на 2020 и 2021 гг.

Вид взносов

Предельная величина облагаемой базы, руб.

2020 г.

2021 г.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Страховые взносы на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС)

Нет предельной величины

ПРИМЕР

Таблица 3. Расчет страховых взносов в 2021 г. для Сидорова С. С., руб.

Месяц

База для начисления страховых взносов

База для начисления страховых взносов нарастающим итогом

Елена Мехоношина

У налоговой есть понятие безнадёжной задолженности, которую она прощает и убирает из личного кабинета налогоплательщика. Мы разобрались, когда у ИП есть шанс не платить долги перед налоговой и пенсионкой за лохматые годы.

Когда налоговая признаёт долги безнадёжными

Предприниматели платят налоги и страховые взносы в сроки, прописанные в Налоговом кодексе. К примеру, налог по УСН за 2020 год надо заплатить до 30 апреля 2021 года.

Если ИП не платит в срок, у него появляется долг с процентами и штрафом, а у налоговой — право принудительно получить своё.

В идеальном для налоговиков мире у ИП есть деньги на банковских картах или автомобили в гараже, которые можно отобрать в счёт долга. Обычно налоговая так и делает, как минимум пытается.

Но есть ряд случаев, когда у налоговой пропадает право принудительно забирать свои деньги. Тогда она обязана признать долг, пени и штраф безнадёжными, списать их и убрать из личного кабинета налогоплательщика.

Налоговая обязана признать долги безнадёжными в случаях из ст. 59 НК РФ:

— Предприниматель обанкротился. Как ИП или как физлицо — неважно. Главное, что денег на полное погашениё долга по налогам не хватило.

— Предприниматель умер. Долги по страховым взносам, УСН, ЕНВД и патентам спишутся автоматом. Земельный налог, НДФЛ и торговый сбор спишутся, если их больше, чем стоит всё наследство предпринимателя.

— Налоговая инспекция пропустила сроки для блокировки счёта или получения исполнительного листа — а они довольно короткие. Опоздание подтвердил суд. Что может сделать предприниматель, чтобы ускорить списание, расскажем ниже.

— Приставы больше пяти лет искали ликвидное имущество предпринимателя, но не нашли. Долг перед налоговой меньше 300 000 ₽, и обанкротить ИП с такой суммой нельзя.

— Предприниматель пробовал банкротиться. Но арбитражный суд закрыл дело, потому что у предпринимателя нет денег заплатить конкурсному управляющему.

— Банк списал долг с его счёта, но не успел перевести налоговой, потому что ликвидировался. Хоть налоговая и не получила деньги, с предпринимателя обязанность снимается.

❗ Просто старый долг, который висит на предпринимателе несколько лет, налоговая не обязана признавать безнадёжным и прощать. Выжидать мифические три года бесполезно. У долга, который налоговая взыскала без нарушений, нет срока давности.

Однако иногда государство устраивает налоговые амнистии — списывает долги разом. Обычно под амнистию попадают налоги, с которыми стало ясно, что они оказались не по карману простому человеку. Поэтому государство списывает их как безнадёжные. Для ИП такое было — подробнее скажем ниже.

С каждым должником налоговая разбирается по порядку из Приказа ФНС № ММВ-7-8/164@.

Первым делом должник приносит в налоговую по месту жительства документ, который подтверждает его право на списание долга:

— копию определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства или о реализации имущества гражданина — для банкротов;

— копии свидетельства о смерти, паспортов наследников, свидетельства о наследстве и оценки стоимости наследства — если с долгами разбираются наследники;

— копию решения суда, где написано, что налоговая утратила право на взыскание недоимки из-за пропуска сроков;

— копию постановления об окончании исполнительного производства — если приставы не нашли имущество;

— копию определения суда о возвращении заявления о банкротстве — если ИП не нашёл деньги на процедуру;

— выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации банка.

В следующие пять дней налоговая составляет справку о невозможности взыскания. А на следующий рабочий день выносит решение о признании долга безнадёжным.

Долг можно признать безнадёжным, только пока он не погашен. Если налоговая успела снять деньги со счёта, а потом выяснились основания для списания, вернуть деньги нельзя. Так сказал Высший Арбитражный Суд в п. 9 Постановления № 57.

Как ИП добиваются списания через суд, если налоговая опоздала

С банкротством и смертью ИП всё ясно. Надо принести нужные бумаги и дождаться решения налоговой.

Если налоговая сама пошла судиться с ИП, надо заявить встречное требование — о признании задолженности безнадёжной. Если ИП выиграет, решение суда тоже подойдёт для списания долга — п. 9 Постановления ВАС № 57.

Сроки взыскания считают так.

Если ИП не платит налоги в срок, налоговая шлёт требование об уплате. Заплатить надо в течение 8 дней, если больший срок не указан в самом требовании. Через 8 дней налоговая действует по ст. 46, 47 НК РФ:

⬇ В течение двух месяцев выносит решение о взыскании долга за счёт денежных средств — этим решением блокируется счёт.

⬇ Если налоговая не успела заблокировать счёт, она идёт в суд за исполнительным листом в течение шести месяцев.

⬇ Если у ИП нет денег на счетах, руководитель инспекции в течение одного года выносит решении о взыскании за счёт имущества ИП.

⬇ Если руководитель опоздал с решением, налоговики в течение двух лет идут в суд и получают исполнительный лист о взыскании за счёт имущества ИП.

Обычно инспекторы укладываются в сроки — это важная часть их работы. Но бывает, что долги теряются и решения выносят позже. К примеру, в 2017 году Пенсионный фонд передавал налоговой дела по сбору страховых взносов. По техническим причинам у некоторых налогоплательщиков задолженность не отобразилась на лицевом счёте. Потом ошибки исправили, но сроки для решений уже прошли.

Предпринимателям стоит проверять сроки для решений. Если налоговая опоздала даже на день, можно идти судиться, заручившись поддержкой юриста.

Долги ИП по налогам до 2015 года списали по амнистии

В 2018 году со всех ИП списали долги по налогам, пеням и штрафам, которые числились на 1 января 2015 года.

Под амнистию попали долги по УСН, НДФЛ, ЕНВД и патентам. Их признали безнадёжными. Не попали — долги по акцизам, налогу на полезные ископаемые и таможенные пошлины. Так сказано в ст. 12 Закона № 436-ФЗ.

Долги списывали скопом, без разбирательств и судов с каждым предпринимателем. С закрытых ИП долги списали тоже. Если ваш долг всё ещё висит в личном кабинете, обратитесь в налоговую по месту жительства.

Обратной силы у амнистии нет. Уплаченные вовремя налоги вернуть нельзя

❗ Долги по налогам, которые налоговая нашла после 1 января 2015 года не признают безнадёжными и не списывают. Может случиться, что налоговая приезжала с проверкой в 2015, 2016 и 2017 годах, пересчитала доходы и нашла недоимку за 2012, 2013 и 2014 годы. Доначисления за эти годы под амнистию не попали, их надо платить — п. 65 Обзора № 3 за 2019 год.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Долги по страховым взносам ИП до 2017 года тоже списали по амнистии

Ещё в 2018 году государство признало безнадёжными долги ИП без дохода по страховым взносам за периоды до 1 января 2017 года.

По старым правилам если ИП не сдавал декларации, ему насчитывали штрафные взносы в восьмикратном размере МРОТ. Именно они попали под амнистию. Даже если налоговая нашла недоимку на проверках в 2017 или 2018 году, но не успела снять деньги по инкассовым поручениям. Основание — ст. 11 Закона № 436-ФЗ.

Закрывшиеся ИП под амнистию тоже попали.

Если предприниматель не знал про амнистию и гасил долг, деньги не вернут. Но если случилось наоборот — амнистия прошла, а долги до сих пор светятся в личном кабинете и в банке висят аресты, придётся разбираться с налоговой.

Статья актуальна на 24.03.2021


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

Налоговая служба пришла к выводу, что период начала и окончания деятельности адвокатов, а также период приостановления статуса следует исчислять с момента вынесения соответствующего решения Советом адвокатской палаты субъекта


В письме указывается, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 430 НК РФ адвокаты уплачивают страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за себя. Уплата страховых взносов осуществляется с момента присвоения статуса адвоката и до момента его прекращения.

При этом отмечается, что в соответствии с п. 7 ст. 430 НК РФ адвокаты не исчисляют и не уплачивают страховые взносы за периоды, указанные в п. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6–8 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях; кроме того, за периоды, в которых статус адвоката был приостановлен и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления адвокатами в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона об адвокатской деятельности, сообщается в письме ФНС, квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении такого статуса. Решение Комиссии о присвоении статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.

Пунктом 2 ст. 13 Закона об адвокатуре определено, что со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты субъекта РФ. Квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия присяги уведомляет об этом и о присвоении претенденту статуса адвоката территориальный орган юстиции, который в течение месяца вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.

В 2021 г. предлагается отказаться от индексации фиксированных страховых выплат для ряда плательщиков, включая и адвокатов

Исходя из этого и ст. 430 НК РФ, в целях корректного формирования налоговыми органами обязательств по страховым взносам период начала (окончания) деятельности адвокатов, а также период приостановления (возобновления) статуса адвоката необходимо исчислять с момента вынесения соответствующего решения Советом адвокатской палаты субъекта РФ, делает вывод налоговая служба.

Советник ФПА РФ Игорь Пастухов отметил, что разъяснение ФНС нельзя считать полностью соответствующим положениям российского законодательства. По его словам, оно правильно определяет моменты прекращения уплаты адвокатами страховых взносов в связи с прекращением, приостановлением статуса и момент начала такой деятельности при возобновлении статуса. Однако абсолютно неверно исчисляет начало периода при приобретении статуса адвоката.

Так, в соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 430 НК РФ календарным месяцем начала деятельности для адвоката признается календарный месяц, в котором адвокат поставлен на учет в налоговом органе. Согласно абз. 3 п. 13 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц-граждан РФ, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 5 ноября 2009 г. № 114н, датой постановки адвоката на учет в налоговом органе является дата приобретения им статуса, которая содержится в сведениях, представленных адвокатской палатой субъекта РФ в соответствии с положениями п. 2 ст. 85 НК РФ.

Игорь Пастухов напомнил, что в соответствии с положениями ст. 12 Закона об адвокатуре Совет адвокатской палаты региона вообще не участвует в процедуре присвоения претенденту статуса адвоката, поэтому, естественно, не может выносить какого-либо решения об этом, в том числе и решений о направлении сведений в налоговую службу. Претендент приобретает статус адвоката с момента вступления в силу решения квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ о присвоении такого статуса, который определяется датой принесения адвокатом присяги (п. 1 ст. 13 Закона об адвокатуре).

Таким образом, при отражении органами адвокатского самоуправления в форме А даты вступления в силу решения квалификационной комиссии налоговые органы имеют возможность правильно определить момент начала периода осуществления новым адвокатом облагаемой налогами деятельности. Это, безусловно, не исключает необходимости внесения изменений в письмо ФНС России № БС-4-11/14026@ от 1 сентября 2020 г., считает Игорь Пастухов.

Как отметил Константин Сасов относительно позиции по вопросу начала исполнения налоговых обязанностей адвокатом, из всех перечисленных в письме дат – даты решения о присвоении статуса адвоката, даты принесения присяги и даты уведомления Минюста о присвоении статуса адвоката – ФНС России предпочла наиболее раннюю, что говорит о произвольном и пробюджетном подходе налогового ведомства.

По мнению эксперта, с таким разъяснением нельзя согласиться, поскольку оно противоречит НК РФ. Константин Сасов заметил, что, исходя из положений ст. 430 НК РФ, обязанность плательщиков страховых взносов непосредственно связана только с одним обстоятельством: осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности ее плательщиком. Согласно подп. 2 п. 4 ст. 430 НК РФ календарным месяцем начала деятельности признается для адвоката календарный месяц, в котором адвокат поставлен на учет в налоговом органе. В том случае, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, напомнил эксперт, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором адвокат снят с учета в налоговых органах (п. 5 ст. 430 НК РФ).

Таким образом, делает вывод адвокат, толкование ФНС России положений НК РФ существенно расходится с текстом самого Кодекса: дата начала исполнения налоговых обязанностей адвокатом согласно письму ФНС России от 1 сентября 2020 г. № БС-4-11/14026@ (момент присвоения статуса адвоката), очевидно, наступает ранее даты, установленной в подп. 2 п. 4 ст. 430 НК РФ (постановка на учет в налоговом органе). Следовательно, в нарушение положений ст. 1, 4 и 6 НК РФ налоговое ведомство ограничило права адвокатов-налогоплательщиков, определенные в Кодексе.

Эксперт также предложил не руководствоваться этим письмом. Следует помнить, что согласно подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам, добавил он.


С 01.01.2017 вступают в силу изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации и в законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). В соответствии со вступающими в силу изменениями, с 01.01.2017 функции администратора страховых взносов в части контроля за исчислением и уплатой, взысканием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) переходят к Федеральной налоговой службе России.

В связи с вышеизложенным разработан порядок передачи данных из ПФР в налоговые органы и приняты федеральные законы, изменяющие действующий порядок администрирования и уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС:

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым рекомендует всем плательщикам страховых взносов сверить с Пенсионным фондом в течение ноября месяца свои расчеты по страховым взносам на ОПС и ОМС по результатам представления отчетности за 9 месяцев 2016 года и, при необходимости, по итогам сверки не позднее 01.12.2016 подать в территориальный орган ПФР по месту регистрации заявление:

- об уточнении основания, типа и принадлежности платежа;

- о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

- о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (при наличии переплаты с учетом обязательств 2016 года).

Напоминаем, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

Обращаем внимание плательщиков, что с 01.01.2017 изменяются коды бюджетной классификации по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС, в т.ч. задолженности, за периоды до 2017 года.

Следовательно, в целях завершения расчетов с Пенсионным фондом и избежание ошибок при уплате страховых взносов рекомендуем всем страхователям (предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям и др.) заплатить текущие платежи 2016 года и недоимку не позднее 25 декабря 2016 года.

Вместе с тем, расчет по форме РСВ-1 за 2016 год должен быть представлен в территориальный орган ПФР на бумажном носителе до 15.02.2017 включительно, в форме электронного документа - до 20.02.2017 включительно, РСВ-2 – до 01.03.2017.

С учетом внесенных изменений и дополнений с 01.01.2017 за Пенсионным фондом сохранены следующие полномочия:

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в ПФР и ФФОМС, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г. (выездные и камеральные проверки), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 2017 года;

- прием Расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 г., в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действующим до 2017 года;

- принятие Решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за периоды до 1 января 2017 г., в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 2017 года.

Кроме того в территориальные органы ПФР необходимо будет представлять отчетность по стажу:

- Отчет по форме СЗВ-М. С 2017 года эта форма отчетности будет предоставляться до 15-го числа месяца, следующего за отчетным;

- Сведения о страховом стаже сотрудников, где указываются только сведения о стаже, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. Отчет представляется один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Читайте также: