Почему на референдум запрещается выносить вопросы о введении изменении и отмене федеральных налогов

Обновлено: 17.05.2024

Зачем менять Конституцию и объявлять для этого всенародное голосование? Для чего будет нужен Госсовет и как это все связано с Белоруссией? Мы попробовали ответить на эти вопросы.

Что меняется в Конституции

Все началось с ежегодного послания президента Федеральному собранию. Владимир Путин, кроме других пунктов, рассказал о своем видении поправок к Конституции России (заверив при этом, что запас прочности имеющегося документа все еще не исчерпан).

Поправки касаются следующих вопросов:

Кроме того, становится более четкой зависимость силового блока от президента – и в его структуру включается прокуратура.

Не референдум, а опрос?

В российском законодательстве нет требования объявлять референдум по изменениям к Конституции, которые не затрагивают ее фундаментальных основ. Однако буквально сразу после их анонсирования стало известно, что власти планируют учесть мнение россиян.

Это само по себе выглядит, как минимум, странно: поправки фактически уже подготовлены, они успешно прошли голосование в первом чтении, и к тому моменту, когда будет проведено голосование среди населения, они успеют пройти почти все стадии принятия законопроекта. Так, рассмотрение поправок во втором чтении состоится уже 23 февраля 2020 года.

Самое главное, что уже известно о голосовании – это будет не референдум, о чем практически сразу заявила председатель ЦИК Элла Памфилова.

Вероятно, от референдума отказались из-за сложности процедуры подготовки и определенных юридических вопросов. Так, согласно законодательству России, референдум подготовить сложно:

  • его нельзя назначить одновременно с выборами или менее чем за год до окончания полномочий президента или Госдумы (а в 2021 году пройдут парламентские выборы);
  • есть ограничения по выносимым вопросам: в том числе касательно выборов и сроков полномочий президента и Госдумы;
  • для начала нужно создать инициативную группу из 100 или более жителей одного региона, которая утверждает выносимые на референдум вопросы и подает документы в ЦИК;
  • в течение 2 месяцев нужно создать такие же группы минимум в половине субъектов РФ (то есть, не менее, чем в 43 регионах страны);
  • группа должна собрать не менее 2 миллионов подписей избирателей за 45 дней, причем на каждый регион не может приходиться более 50 тысяч подписей;
  • референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие не менее половины избирателей;
  • результаты референдума имеют юридическую силу и не нуждаются в создании каких-то отдельных нормативных актов.

Всего в истории России было 3 референдума: в 1991 году о введении поста президента России, 25 апреля 1993 года – о доверии президенту, 12 декабря 1993 года – о принятии Конституции.

Что говорят эксперты

Поправки к Конституции были приняты Госдумой в первом чтении в рекордно сжатые сроки: с момента анонсирования их президентом до голосования в парламенте прошло всего 8 дней. Для сравнения, законопроекты по социальным вопросам (в том числе по материнскому капиталу и новым пособиям) до сих пор не подготовлены, и будут готовиться еще долго.

При этом в Кремле всячески отрицают спешку с этим вопросом – из официальных заявлений следует, что все идет в штатном режиме.

Большинство экспертов называют предложенные президентом поправки не иначе, как способом транзита власти: сроки президентских полномочий Путина истекают в 2024 году, и усиление Государственного совета параллельно с ослаблением правительства – способ создать новый центр влияния под конкретного человека. Другие говорят, что Путин намеренно усилил полномочия Госдумы, чтобы в конечном счете занять пост председателя парламента.

Еще в контексте транзита власти вспоминают Союзное государство России и Белоруссии. Как известно, переговоры между странами о дальнейшей интеграции постепенно заходят в тупик, но в будущем именно Государственный Совет может стать тем наднациональным органом, который будет определять политику единого государства.

При этом изменения в Конституции уже вызвали отставку и переформатирование правительства – многие уверены, что Михаил Мишустин стал лишь переходным премьер-министром.

Почему при внесении поправок в Конституцию РФ не требуется референдум?

15 января 2020 года Президент РФ Владимир Путин предложил внести ряд поправок в Конституцию РФ. Они затронут вопросы социальной защищенности граждан, усилят роль парламента, обеспечат верховенство российского права и установят новые требования к чиновникам и кандидатам в президенты.

После такого заявления Путина в обществе сразу же заговорили о возможности проведения референдума, и это неудивительно: в памяти у граждан сохранились события 1993 года, когда такая форма голосования была использована при принятии проекта Конституции РФ.

Однако не стоит забывать, что принятие Конституции "с нуля" и внесение поправок в уже устоявшийся закон – разные вещи. В нынешней ситуации проведение референдума просто не требуется, да и вообще может стать процедурой, заведомо лишенной легитимности. Этому есть несколько объяснений:











  1. С юридической точки зрения, проведение референдума требуется при изменении 1, 2 и 9 глав Конституции, а предложенные Путиным поправки их не касаются.

"Относительно внесения поправок в Конституцию, то совершенно точно могу сказать, что референдум и Конституционное собрание проводятся, когда изменениям подвергаются 1, 2 и 9 главы Конституции. В данном случае Конституция может быть изменена без проведения этих процедур. Референдум юридически здесь не требуется, но провести его можно, если власти захотят это сделать", — пояснил РАПСИ адвокат Дмитрий Аграновский.

Поправки будут внесены в 3-8 главы Конституции. Несмотря на их инновационный и прорывной характер, они не затронут фундаментальных основ документа, в частности – государственного строя страны или прав и свобод граждан.

2. Согласно закону "О референдуме РФ", на референдум не могут выноситься вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Речь идет о таких вопросах, как пересмотр федерального бюджета, введение или отмена федеральных налогов и сборов, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства и других.

Обязательная индексация пенсий и норма, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, которые предложил закрепить в Конституции Путин, как раз-таки относятся к вопросу изменения финансовых обязательств государства.

Именно поэтому проведение референдума – это юридически "неправильный" путь.

3. Подготовка и проведение референдума – это длительный процесс. В общей сложности, выполнение всех необходимых процедур занимает от 11 месяцев до года.

В подготовке референдума задействованы избирательные комиссии субъектов РФ, ЦИК РФ, Президент РФ и Конституционный суд. Каждый из "участников" должен выполнить ряд процедур, максимальное время исполнения каждой из них прописано в законе. В среднем все это занимает около 11-12 месяцев.

При условии, что на подготовку референдума понадобится год, возможность его провести появится в лучшем случае в январе 2021 года.

Однако важно помнить, что закон "О референдуме РФ" запрещает проводить референдум в последний год полномочий президента или Госдумы. А в сентябре 2021 года как раз-таки истекает срок полномочий нынешнего VII созыва Госдумы.

Поэтому проведение референдума в нынешних реалиях невозможно.

4. Закон позволяет Владимиру Путину внести поправки в Конституцию через Госдуму и Совет Федерации. Однако президент лично инициировал общественную дискуссию по данному вопросу, предложив вынести пакет поправок на общероссийское голосование.

Это нужно для того, чтобы свериться с точкой зрения граждан, понять общественный запрос и получить общественное согласие на внесение поправок.

"Сильную, благополучную, современную Россию мы сможем построить только на основе безусловного уважения к мнению людей, к мнению народа", – пояснил свое решение глава государства.

Глава ЦИК Элла Памфилова уже заявила, что механизм проведения общероссийского голосования будет понятен, прост, доступен и максимально прозрачен. Кроме того, для граждан будет разработано специальное мобильное приложение, с помощью которого они смогут ознакомиться с сутью предлагаемых поправок.

"Можно сформулировать на основе традиционных процедур тот механизм [общероссийского голосования], который понятен, прост, создает максимальную доступность для наших граждан, максимально прозрачен, чтобы не было никаких вопросов о том, что прошедшее голосование и его итоги отражают абсолютно достоверную картину. Оно должно обязательно обеспечивать право на тайное голосование, на свободу волеизъявления", — сообщила РАПСИ Памфилова.

Поправки будут внесены в 3-8 главы Конституции. Несмотря на их инновационный и прорывной характер, они не затронут фундаментальных основ документа, в частности – государственного строя страны или прав и свобод граждан.

Согласно закону "О референдуме РФ", на референдум не могут выноситься вопросы, решение которых относится к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Речь идет о таких вопросах, как пересмотр федерального бюджета, введение или отмена федеральных налогов и сборов, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства и других.

Обязательная индексация пенсий и норма, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, которые предложил закрепить в Конституции Путин, как раз-таки относятся к вопросу изменения финансовых обязательств государства.

Именно поэтому проведение референдума – это юридически "неправильный" путь.

Подготовка и проведение референдума – это длительный процесс. В общей сложности, выполнение всех необходимых процедур занимает от 11 месяцев до года.

В подготовке референдума задействованы избирательные комиссии субъектов РФ, ЦИК РФ, Президент РФ и Конституционный суд. Каждый из "участников" должен выполнить ряд процедур, максимальное время исполнения каждой из них прописано в законе. В среднем все это занимает около 11-12 месяцев.

При условии, что на подготовку референдума понадобится год, возможность его провести появится в лучшем случае в январе 2021 года.

Однако важно помнить, что закон "О референдуме РФ" запрещает проводить референдум в последний год полномочий президента или Госдумы. А в сентябре 2021 года как раз-таки истекает срок полномочий нынешнего VII созыва Госдумы.

Поэтому проведение референдума в нынешних реалиях невозможно.

Закон позволяет Владимиру Путину внести поправки в Конституцию через Госдуму и Совет Федерации. Однако президент лично инициировал общественную дискуссию по данному вопросу, предложив вынести пакет поправок на общероссийское голосование.

Это нужно для того, чтобы свериться с точкой зрения граждан, понять общественный запрос и получить общественное согласие на внесение поправок.

"Сильную, благополучную, современную Россию мы сможем построить только на основе безусловного уважения к мнению людей, к мнению народа", – пояснил свое решение глава государства.

Глава ЦИК Элла Памфилова уже заявила, что механизм проведения общероссийского голосования будет понятен, прост, доступен и максимально прозрачен. Кроме того, для граждан будет разработано специальное мобильное приложение, с помощью которого они смогут ознакомиться с сутью предлагаемых поправок.

"Можно сформулировать на основе традиционных процедур тот механизм [общероссийского голосования], который понятен, прост, создает максимальную доступность для наших граждан, максимально прозрачен, чтобы не было никаких вопросов о том, что прошедшее голосование и его итоги отражают абсолютно достоверную картину. Оно должно обязательно обеспечивать право на тайное голосование, на свободу волеизъявления", — сообщила РАПСИ Памфилова.

Читайте также: