Пилотный проект в налоговой

Обновлено: 25.06.2024

от 27 октября 2016 года N ММВ-7-17/585@

О проведении пилотного проекта по апробации интерактивного сервиса "QR-анкетирование"

С целью выполнения в полном объеме работ по проверке функционирования в реальных условиях программного обеспечения, реализующего получение обратной связи от налогоплательщиков о качестве услуг, предоставляемых Федеральной налоговой службой, а также реализующего оперативный контроль и совершенствование информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками с использованием сети Интернет,

1. Провести на базе Управления стандартов и международного сотрудничества, территориальных налоговых органов, ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России пилотный проект по апробации интерактивного сервиса "QR-анкетирование", реализующего функцию онлайн оценки налогоплательщиками качества обслуживания при непосредственном обращении в налоговый орган.

2. Установить период проведения пилотного проекта с даты издания настоящего приказа до 30.04.2017.

План мероприятий проведения пилотного проекта по апробации интерактивного сервиса "QR-анкетирование" согласно приложению N 1 к настоящему приказу (далее - План мероприятий);

Временный порядок работы с интерактивным сервисом "QR-анкетирование" согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

4. Управлению стандартов и международного сотрудничества (Д.В.Вольвач), Управлению информационных технологий (Т.В.Матвеева), ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (Р.В.Филимошин), руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить проведение пилотного проекта и выполнение Плана мероприятий.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по осуществлению мониторинга качества государственных услуг.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.Мишустин

УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной налоговой службы
от 27 октября 2016 года N ММВ-7-17/585@)

План мероприятий проведения пилотного проекта по апробации интерактивного сервиса "QR-анкетирование"

Назначение ответственного структурного подразделения территориального налогового органа (УФНС/ИФНС) и ответственных в Федеральном казенном учреждении "Налог-Сервис" ФНС России (далее - ФКУ "Налог-Сервис") за проведение мероприятий пилотного проекта по апробации интерактивного сервиса "QR-анкетирование" (далее - Сервис).

В течение 5 рабочих дней со дня издания приказа

В течение 7 рабочих дней со дня издания приказа

Создание при помощи Сервиса QR-кода, в котором зашифрована ссылка на анкету для оценки налогоплательщиками качества обслуживания в налоговом органе, формирование информационного плаката с предложением оценки качества обслуживания и размещение информационных плакатов в помещении налогового органа в соответствии с приложением N 2 к настоящему приказу.

Не позднее 7 рабочих дней со дня издания приказа

Создание соответствующего раздела на сайте технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис" для подачи заявок участниками пилотного проекта.

Не позднее 7 рабочих дней со дня издания приказа

Апробация программного обеспечения Сервиса.

При выявлении ошибок в работе Сервиса, направление заявок с описанием возникших проблем в службу технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис".

Направление предложений по улучшению Сервиса и вопросов методологического характера в Управление стандартов и международного сотрудничества.

В течение всего периода проведения пилотного проекта

Доработка исполнителем Государственного контракта на оказание услуг по сопровождению информационного обеспечения, прикладных и общесистемных ИТ-сервисов автоматизированной информационной системы ФНС России (далее - Исполнитель ГК) Сервиса по замечаниям, полученным от участников пилотного проекта, после согласования с Управлением стандартов и международного сотрудничества.

В течение 5 рабочих дней с момента согласования доработок

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Проведение информационной работы с налогоплательщиками по использованию Сервиса и о возможностях оценки качества обслуживания в налоговых органах, в том числе при проведении дней открытых дверей, проведении семинаров с налогоплательщиками, организации выездных консультационных пунктов.

В течение всего периода проведения пилотного проекта

Подготовка и представление в Управление стандартов и международного сотрудничества отчета по итогам апробации программного обеспечения Сервиса.

Обобщение результатов и представление заключения заместителю руководителя ФНС России, координирующего работу по осуществлению мониторинга качества государственных услуг, о возможности использования Сервиса в Федеральной налоговой службе.

Управление стандартов и международного сотрудничества

В двухнедельный срок с даты завершения пилотного проекта

УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной налоговой службы
от 27 октября 2016 года N ММВ-7-17/585@)

Временный порядок работы с интерактивным сервисом "QR-анкетирование"

Перечень понятий и применяемых сокращений

Должностные лица группы по качеству

Исполнитель Государственного контракта на оказание услуг по сопровождению информационного обеспечения, прикладных и общесистемных ИТ-сервисов автоматизированной информационной системы ФНС России.

Инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, территориально обособленное рабочее место инспекции Федеральной налоговой службы.

Сотрудник налогового органа

Сотрудник налогового органа, ответственный за работу с интерактивным сервисом "QR-анкетирование".

Временный порядок работы с интерактивным сервисом "QR-анкетирование".

Руководитель/начальник налогового органа, исполняющий обязанности руководителя/начальника налогового органа.

Интерактивный сервис "QR-анкетирование".

Справочник кодов обозначений налоговых органов для целей учета налогоплательщиков.

Программно-аппаратный комплекс автоматизации обслуживания граждан и организаций в территориальных налоговых органах (система управления очередью).

Территориальные налоговые органы (УФНС/ИФНС).

Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации; Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, выполняющее функции Инспекции ФНС России.

Федеральное казенное учреждение "Налог-Сервис" ФНС России.

Центральный аппарат Федеральной налоговой службы.

Двумерный матричный штрихкод, в котором зашифрована уникальная ссылка на анкету для оценки заявителями качества обслуживания в налоговом органе.

1. Общие положения

1.1. Документ содержит порядок работы с интерактивным сервисом "QR-анкетирование".

1.2. Назначение Сервиса состоит в оптимизации взаимодействия налогоплательщиков с подразделениями ФНС России путем предоставления налогоплательщикам возможности онлайн-оценки качества обслуживания при непосредственном обращении в налоговый орган. Это позволит оперативно получать обратную связь от налогоплательщиков и своевременно, с учетом мнения граждан, принимать решения по совершенствованию и оптимизации обслуживания в налоговых органах.

1.3. Целями Сервиса являются:

- оптимизация и совершенствование обслуживания налогоплательщиков Федеральной налоговой службой;

- расширение возможностей для более простого, быстрого и комфортного информационного взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами.

1.4. Сервис доступен для налогоплательщиков на официальном сайте ФНС России при переходе по ссылке, указанной в QR-коде.

1.5. Администрирование Сервиса сотрудниками налоговых органов осуществляется в административной зоне официального сайта ФНС России в сети Интернет или в Интранет-сети.

1.6. Функционал Сервиса может изменяться и дополняться.

2. Определение ответственных за работу с Сервисом в территориальных налоговых органах

2.1. Структурное подразделение ТНО, которое определено ответственным за контроль качества предоставления государственных услуг в соответствии с приказом ФНС России от 03.02.2015 N ММВ-7-17/51@, определяется ответственным за проведение мероприятий пилотного проекта по апробации Сервиса.

2.2. Информация об ответственных ТНО и ФКУ "Налог-Сервис" направляется в Управление стандартов и международного сотрудничества в следующем виде:

Фамилия, Имя, Отчество

Реквизиты телефонной связи (код/Номер ВТС/N телефона)

Адрес электронной почты

3. Порядок настройки доступа сотрудников налоговых органов к Сервису и организация работы с Сервисом

3.2. Логин и пароль для входа в Сервис аналогичен логину и паролю к сервису "Онлайн-запись на прием в инспекцию".

3.3. Информация Сервиса сотрудникам налоговых органов предоставляется с учетом разграничения доступа в зависимости от федерального, регионального и местного уровней налоговых органов в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей (выполняемых функций):

- ЦА ФНС предоставляется доступ к сведениям всех налоговых органов;

- УФНС предоставляется доступ к сведениям УФНС и подведомственных налоговых органов;

- ИФНС предоставляется доступ к сведениям соответствующей ИФНС.

3.4. В соответствующее поле ввода формы Сервиса сотрудником налогового органа вносятся e-mail-адреса с целью получения в режиме реального времени результатов QR-анкетирования.

3.6. В соответствующее поле ввода e-mail можно вводить неограниченное количество e-mail-адресов через запятую. Список ранее введенных e-mail-адресов должностных лиц отображается в том же поле. Список ранее введенных e-mail-адресов должностных лиц в любое время доступен для внесения изменений, то есть в любой момент можно удалить введенный e-mail или добавить новый.

3.7. Обязательным является включение e-mail-адресов следующих должностных лиц:

- заместитель руководителя налогового органа, курирующий мониторинг качества предоставления государственных услуг,

- начальник (исполняющий обязанности начальника) структурного подразделения, ответственного за контроль качества предоставления государственных услуг.

3.8. Посредством соответствующей кнопки, размещенной в форме Сервиса, сотруднику налогового органа необходимо создать QR-код, в котором зашифрована ссылка на анкету для оценки налогоплательщиками качества обслуживания в налоговом органе.

3.9. Изображение созданного QR-кода вносится в специально отведенное место шаблона информационного плаката с предложением оценки качества обслуживания в налоговом органе (приложение 1 к Порядку).

3.10. В шаблон информационного плаката с предложением оценки качества обслуживания, сотрудником налогового органа вместо ссылки https://order.nalog.ru/qr/ХХХХ/ вводится, размещенная в Сервисе "ссылка на инспекцию", где вместо символов "ХХХХ" в тексте ссылки указан уникальный номер налогового органа.

3.11. Не менее двух информационных плакатов с предложением оценки качества обслуживания размещается в помещениях территориальных налоговых органов для приема и обслуживания налогоплательщиков в доступных для налогоплательщиков местах. В частности, для ИФНС - на информационном стенде N 1 "Организационно-распорядительная информация", в ИФНС, в которых внедрена СУО - рядом с СУО. Недопустимо размещение информационных плакатов в перекидной системе информационных стендов. Допускается размещение в плоских карманах информационного стенда, предполагающих размещение одного листа документа формата А4.

4. Механизм формирования входной информации

4.1. Для формирования входной информации (оценок и отзывов налогоплательщиков) в помещениях для приема и обслуживания налогоплательщиков территориальных налоговых органов в доступных для налогоплательщиков местах размещаются информационные плакаты с предложением оценки качества обслуживания и изображением QR-кода, в котором зашифрована уникальная ссылка на анкету для оценки заявителями качества обслуживания в налоговом органе, расположенную на web-сайте ФНС России.

Приказы Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.11.2017 N 578 "Об утверждении форм документов, применяемых для выплаты в 2012 - 2019 годах страхового обеспечения и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, предусматривающего назначение и выплату застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных выплат и расходов территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации" и от 24.11.2017 N 579 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения" (вместе с "Порядком заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности", "Порядком заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка", "Порядком заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком") признаны утратившими силу.

О реализации на территории Российской Федерации выплат пособий органами Фонда социального страхования Российской Федерации

С 01.01.2021 на территории Российской Федерации назначение и выплата страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам осуществляются непосредственно территориальными органами Фонда.

В соответствии с пунктом 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.

Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) (пункт 3 Положения).

Пунктами 4 и 5 Положения установлено, что страхователи в зависимости от численности работников представляют в сроки, установленные пунктом 3 Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации реестр сведений в электронной форме либо документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

Пунктом 9 Положения установлено, что в случае представления в территориальный орган Фонда не в полном объеме документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет (вручает) страхователю извещение о представлении недостающих документов (сведений) (далее - извещение), по форме утверждаемой Фондом.

Недостающие документы (сведения), сведения о застрахованном лице представляются страхователем в территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения извещения.

Страхователю, представившему в территориальный орган Фонда реестр сведений в электронной форме не в полном объеме, страховщик в течение 5 рабочих дней со дня его получения направляет извещение о представлении недостающих сведений в электронной форме.

Согласно пункту 10 Положения после получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия.

Согласно пункту 11 Положения выплата пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда способом, указанным в сведениях о застрахованном лице либо в реестре сведений (путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию), в течение 10 календарных дней со дня получения документов (сведений) либо реестра сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

Первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в течении 10 календарных дней со дня получения документов (сведений) либо реестра сведений, которые необходимы для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Последующая выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие.

Информация о карте МИР

Каждый год в России все больше регионов, где социальные пособия сотрудникам начисляет и выплачивает не работодатель, а ФСС России. Порядок выплаты для таких случаев прописан в постановлении Правительства РФ от 21 апреля 2011 № 294.

C 1 июля 2017 года участниками пилотного проекта станут еще 13 регионов: республики Адыгея (Адыгея), Алтай, Бурятия, Калмыкия, Алтайский и Приморский края, Амурская, Вологодская, Омская, Орловская, Магаданская, Томская области и Еврейская автономная область.

Если ваш регион тоже среди участников пилотного проекта, то оформлять документы для выплаты и отчитываться в фонд нужно по-особому.

Что такое пилотный проект

Проверьте, нет ли вашего региона среди участников пилотного проекта, с помощью таблицы.

При подготовке к переходу на прямые выплаты ничего делать не нужно. Просто работодатель больше не начисляет и не выплачивает пособия. Взамен этого надо подавать специальные документы в отделение ФСС России. Исключение – пособие на погребение, его все равно начисляет и выплачивает работодатель.

Подробно о том, зачем введен пилотный проект, и ответы на частые вопросы о нем читайте на сайте ФСС России.

Если не знали о пилотном проекте и начисляли пособие сами, фонд откажет в выплатах.

Какие документы передавать в фонд

Если регион участвует в пилотном проекте, страхователь передает в подразделения ФСС России специальные документы в зависимости от вида пособия и иных выплат:

Чтобы человек смог получить полагающееся ему больничное пособие, все необходимые документы он подает своему работодателю. Если нетрудоспособность сотрудника не связана с несчастным случаем на производстве, в организацию он представляет: заявление о выплате пособия по форме, утвержденной приказом ФСС России от 17 сентября 2012 № 335; листок нетрудоспособности; справки о заработке с предыдущих мест работы за расчетный период, если они не были представлены ранее. Полученные от сотрудника документы передайте в течение пяти календарных дней в отделение ФСС России по месту своего учета. К ним приложите опись передаваемых документов по форме из приказа ФСС России от 17 сентября 2012 № 335. Способ передачи комплекта документов зависит от среднесписочной численности сотрудников организации. Так, если она не превышает 25 человек, документы представляйте на бумажных носителях. Когда среднесписочная численность 26 человек и более, используйте электронные каналы связи. В этом случае сведения для начисления пособий подавайте в виде электронного реестра. Форма реестра и порядок его заполнения утверждены приказом ФСС России от 15 июня 2012 № 223. Получив документы, отделение ФСС России рассматривает их в течение 10 календарных дней и выносит решение о выплате пособия либо об отказе в нем. При положительном решении деньги перечисляют человеку на банковский счет по тем реквизитам, которые он указал в своем заявлении. Это предусмотрено пунктами 2, 3, 4, 8, 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 № 294. Обратите внимание: пособие по болезни фонд оплачивает в обычном порядке. То есть в случае заболевания самого работника по причинам, не связанным с несчастным случаем на производстве, фонд начисляет пособие начиная с четвертого дня болезни. Первые три дня нетрудоспособности работодатель оплачивает за счет собственных средств. Об этом сказано в пункте 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 № 294. Если болезнь сотрудника связана с несчастным случаем на производстве либо обусловлена профзаболеванием, действует аналогичный порядок оформления документов для ФСС России. Расширен лишь их перечень. Дополнительно в фонд передайте акт о несчастном случае на производстве либо акт о профзаболевании и копии материалов расследования. Это установлено пунктом 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 № 294. Отделение ФСС России, получив документы, в течение 10 календарных дней проводит экспертизу страхового случая, назначает и выплачивает пособие. Если по результатам экспертизы признано, что болезнь связана с несчастным случаем либо обусловлена профзаболеванием, пособие назначают по правилам из Закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ. Сумма больничного пособия облагается НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ). С той части суммы пособия, которую выплачивают за счет средств работодателя, организация как налоговый агент удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ в обычном порядке. В отношении НДФЛ с суммы больничного пособия за счет средств ФСС России работодатель – участник пилотного проекта налоговым агентом не признается, так как он не является источником выплаты дохода. Поскольку эту часть пособия выплачивает отделение ФСС России, оно и удерживает НДФЛ с соответствующей суммы. Такие выводы следуют из пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Ситуация: что делать, если в больничном листе неправильно указали стаж. В регионе действует пилотный проект по выплате пособий напрямую из ФСС России

пособие по беременности и родам;

Чтобы женщина смогла получить полагающееся ей пособие, все необходимые документы она подает своему работодателю. Перечень документов стандартный. Исключением является заявление о выплате пособия – его сотрудница составляет по форме, утвержденной приказом ФСС России от 17 сентября 2012 № 335. Полученные от сотрудницы документы передайте в течение пяти календарных дней в отделение ФСС России по месту своего учета. К ним приложите опись передаваемых документов. Форма описи утверждена приказом ФСС России от 17 сентября 2012 № 335. Когда среднесписочная численность 26 человек и более, используйте электронные каналы связи. В этом случае сведения, необходимые для начисления пособий, подаются в виде электронного реестра. Форма реестра и порядок его заполнения утверждены приказом ФСС России от 15 июня 2012 № 223. Получив документы, отделение ФСС России рассматривает их в течение 10 календарных дней и выносит решение о выплате пособия либо об отказе в нем. При положительном решении деньги перечисляют человеку по реквизитам, которые он указал в своем заявлении. Так установлено пунктами 2, 3, 4, 8, 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 № 294.

единовременное пособие при рождении ребенка;

Чтобы человек смог получить полагающееся ему пособие, все необходимые документы он подает своему работодателю. Перечень документов стандартный. Исключением является лишь заявление о выплате пособия – его сотрудник составляет по форме, утвержденной приказом ФСС России от 17 сентября 2012 № 335. Полученные от сотрудника документы передайте в течение пяти календарных дней в отделение ФСС России по месту своего учета. К ним приложите опись передаваемых документов. Форма описи утверждена приказом ФСС России от 17 сентября 2012 № 335. Способ передачи комплекта документов зависит от среднесписочной численности сотрудников организации. Так, если она не превышает 25 человек, документы представляются на бумажных носителях. Когда среднесписочная численность 26 человек и более, используют электронные каналы связи. В этом случае сведения, необходимые для начисления пособий, подаются в виде электронного реестра. Форма реестра и порядок его заполнения утверждены приказом ФСС России от 15 июня 2012 № 223. Получив документы, отделение ФСС России рассматривает их в течение 10 календарных дней и выносит решение о выплате пособия либо об отказе в нем. При положительном решении деньги перечисляются работнику по тем реквизитам, которые он указал в своем заявлении. Если от организации получен неполный комплект документов, ФСС России сообщает об этом специальным извещением по форме, утвержденной приказом ФСС России от 17 сентября 2012 № 335. Недостающие документы нужно представить в течение пяти рабочих дней со дня получения извещения. Так установлено пунктами 2, 3, 4, 7, 8, 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 № 294.

ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;

Чтобы сотрудник смог получить полагающееся ему пособие, все необходимые документы он подает своему работодателю. Перечень документов стандартный. Исключением является лишь заявление о выплате пособия – его сотрудник составляет по форме, утвержденной приказом ФСС России от 17 сентября 2012 № 335. Полученные от сотрудника документы передайте в течение пяти календарных дней в отделение ФСС России по месту своего учета. К ним приложите опись передаваемых документов по форме, утвержденной приказом ФСС России от 17 сентября 2012 № 335. Способ передачи комплекта документов зависит от среднесписочной численности сотрудников организации. Так, если она не превышает 25 человек, документы представляйте на бумажных носителях. Когда среднесписочная численность – 26 человек и более, необходимо использовать электронные каналы связи. В этом случае сведения, необходимые для начисления пособий, подаются в виде электронного реестра. Форма реестра и порядок его заполнения утверждены приказом ФСС России от 15 июня 2012 № 223. Получив документы, отделение ФСС России рассматривает их в течение 10 календарных дней и выносит решение о выплате пособия либо об отказе в нем. При положительном решении деньги перечисляются сотруднику по тем реквизитам, которые он указал в своем заявлении. Если от организации получен неполный комплект документов, ФСС России сообщает об этом специальным извещением по форме, утвержденной приказом ФСС России от 17 сентября 2012 № 335. Недостающие документы нужно представить в течение пяти рабочих дней с момента получения извещения. Также страхователь обязан в трехдневный срок уведомлять ФСС России о том, что у сотрудника больше нет права получать пособие. Например, человек уволился или стал работать полный день. Форму такого уведомления должен утвердить ФСС России. Это предусмотрено пунктами 2, 3–4 (2), 7–9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 № 294.

пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

Чтобы сотрудница смогла получить полагающееся ей пособие, все необходимые документы она подает своему работодателю. Перечень документов стандартный. Исключением является лишь заявление о выплате пособия – его сотрудница составляет по форме, утвержденной приказом ФСС России от 17 сентября 2012 № 335. Полученные от сотрудницы документы передайте в течение пяти календарных дней в отделение ФСС России по месту своего учета. К ним приложите опись передаваемых документов. Форма описи утверждена приказом ФСС России от 17 сентября 2012 № 335. Способ передачи комплекта документов зависит от среднесписочной численности сотрудников организации. Так, если она не превышает 25 человек, документы представляйте на бумаге. Когда среднесписочная численность – 26 человек и более, используйте электронные каналы связи. В этом случае сведения, необходимые для начисления пособий, подавайте в виде электронного реестра. Форма реестра и порядок его заполнения утверждены приказом ФСС России от 15 июня 2012 № 223. Получив документы, отделение ФСС России рассматривает их в течение 10 календарных дней и выносит решение о выплате пособия либо об отказе в нем. При положительном решении деньги перечисляются сотруднице по тем реквизитам, которые она указала в своем заявлении. Если от организации получен неполный комплект документов, ФСС России сообщает об этом специальным извещением по форме, утвержденной приказом ФСС России от 17 сентября 2012 № 335. Недостающие документы нужно представить в течение пяти рабочих дней с даты получения извещения. Такой порядок установлен пунктами 2, 3–4 (1), 7–9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 № 294.

оплата дней по уходу за ребенком-инвалидом;

В регионах с пилотным проектом работодатель оплачивает дополнительные выходные и начисляет страховые взносы, а затем передает в отделение ФСС России документы: заявление о возмещении расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами; заверенную копию приказа о предоставлении дополнительных выходных дней. Затем специалисты ФСС России в течение 10 рабочих дней примут решение – возместить ли страхователю расходы. И не позднее двух рабочих дней с даты решения фонд перечислит средства на расчетный счет страхователя. Так предусмотрено пунктом 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 № 294.

пособие на погребение.

Как заполнить отчетность по взносам

Если в регионе действует пилотный проект, расчет по взносам в ИФНС заполняйте по общим правилам, только в поле 001 приложения 2 к разделу 1 указывайте признак 1. Подробнее см. Как составить и сдать расчет по страховым взносам в ИФНС.

В форме 4-ФСС строку 15 таблицы 2 и таблицу 3 не заполняйте. Это следует из совокупности норм приказов ФСС России от 26 сентября 2016 № 381 и от 23 июня 2015 № 267.

Как финансировать предупредительные меры по сокращению травматизма

Пилотный проект предусматривает, что организации финансируют мероприятия по профилактике травматизма за счет собственных средств. В дальнейшем понесенные ими расходы ФСС России возмещает в пределах сумм, согласованных с территориальными отделениями фонда. Об этом сказано в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 № 294.

Чтобы возместить расходы, организация должна обратиться в территориальное отделение ФСС России с заявлением. Форма заявления утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 11 июля 2011 № 709н. К заявлению приложите документы, которые подтверждают понесенные расходы. Документы вместе с заявлением направьте в фонд не позднее 15 декабря отчетного года. В течение пяти рабочих дней со дня приема заявления и документов территориальное отделение фонда решит, возмещать расходы или нет. Если решение положительное, ФСС России перечислит деньги на расчетный (лицевой) счет организации. Так предусмотрено пунктом 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 № 294.

Отказ в выплате средств

Если в переданных в ФСС России документах будет что-то не так или же их вовсе не представить, то перечисленные сотрудникам пособия признают излишне выплаченными. А работодателя обяжут возместить фонду расходы. Таковы правила пункта 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 № 294. Как учесть такое возмещение?

В бухучете затраты на возмещение фонду переплаты учтите в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Сделайте такие проводки:

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль расходы в виде штрафов и других санкций, перечисляемые в государственные внебюджетные фонды, не учитывают (п. 2 ст. 270 НК РФ). А возмещение фонду излишне выплаченных сумм пособий – это как раз санкция за нарушение законодательства (п. 16 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 № 294). Поэтому сумму возмещения переплаты нельзя учесть в составе расходов (убытков), уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

НДФЛ и страховые взносы

НДФЛ с суммы возмещения не удерживайте и страховые взносы не начисляйте. Ведь это не выплата (не доход) в пользу гражданина, а возмещение расходов фонду. Данный вывод следует из положений статей 209, 420 Налогового кодекса РФ и статьи 20.1 Закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ.

Пилотный проект ФСС: информация для новых участников

В 2019 – 2020 годах к пилотному проекту ФСС присоединятся новые участники – соответствующие поправки предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2018 № 1459. Какие документы и в какие сроки необходимо подать в ФСС? Должен ли ФСС выплатить пособие, если страхователь не представил оригинал больничного листа? Возможно или нет возмещение учреждению – участнику пилотного проекта ошибочно выплаченного пособия?

Дополнение перечня регионов, участвующих в реализации пилотного проекта.

1 января 2019 года

Ингушетия, Марий Эл, Хакасия, Чечня, Чувашия, Камчатский край, Владимирская, Псковская и Смоленская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа

1 июля 2019 года

Забайкальский край, Архангельская, Воронежская, Ивановская, Мурманская, Пензенская, Рязанская, Сахалинская и Тульская области

1 января 2020 года

Удмуртия, Коми, Саха (Якутия), Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская, Тверская области и Ямало-Ненецкий автономный округ

1 июля 2020 года

Башкортостан, Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Иркутская, Ленинградская, Тюменская и Ярославская области

В соответствии с Положением о назначении и выплате пособий при реализации пилотного проекта [1] при прямой выплате фондом пособий:

расчет и выплата работникам пособий производятся не работодателем, а ФСС. За свой счет работодатель оплачивает дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом, расходы на принятие мер
по предупреждению травматизма, а также выплачивает пособие на погребение. Эти суммы в дальнейшем возмещает территориальный орган ФСС. Вместе с этим, как и в общем случае, больничный лист за первые три дня нетрудоспособности оплачивается за счет работодателя;

уплата страховых взносов производится в полной сумме, в которой они начислены, без уменьшения на сумму расходов на выплату пособий. Данные о пособиях в форму 4‑ФСС и расчет по страховым взносам не включаются.

Документы, применяемые участниками пилотного проекта.

Вначале работодателю надо получить от работников заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, и передать сведения в ФСС.

Формы документов, применяемых для выплаты страхового обеспечения в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, утверждены Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 578. В частности, этим приказом утверждены:

  • заявление о выплате (перерасчете) пособия (оплате отпуска);
  • опись заявлений и документов, необходимых для назначения и выплаты застрахованным лицам соответствующих видов пособий;
  • заявление о возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности;
  • извещение о представлении недостающих документов или сведений;
  • решение об отказе в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности;
  • заявление о возмещении расходов на выплату социального пособия на погребение;
  • заявление о возмещении расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами;
  • заявление о возмещении стоимости гарантированного перечня услуг по погребению;
  • решение об отказе в рассмотрении документов (сведений);
  • справка-расчет о размере оплаты отпуска.

Перечень документов (их копий), которые нужно подать для получения работником пособия и иных выплат, зависит от вида пособия (выплаты):

Документы (их копии)

Пособие по беременности и родам и по временной нетрудоспособности (ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 255‑ФЗ *)

  1. Заявление.
  2. Листок нетрудоспособности**.
  3. Справки о заработке с предыдущих мест работы за расчетный период (если в течение расчетного периода работник трудился у других работодателей и такие справки не были ранее представлены)

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (п. 22 Порядка***)

  1. Заявление.
  2. Справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности
  1. Заявление.
  2. Справка о рождении ребенка, выданная органами загс, если ребенок рожден на территории РФ.
  3. Копия свидетельства (другого документа), которое подтверждает факт рождения ребенка за рубежом. Документ должен быть построчно переведен и заверен апостилем, а также легализован.
  4. Справка с места работы (службы, учебы) другого родителя о том, что он не получает пособие.

Если родители разведены, то родитель, с которым проживает ребенок, дополнительно представляет:

– свидетельство о расторжении брака;

– справку, подтверждающую совместное проживание с ребенком

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (ч. 6, 7 ст. 13 Федерального закона № 255‑ФЗ )

  1. Заявление.
  2. Свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка.
  3. Справка с места работы другого родителя о том, что он не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает соответствующее пособие.
  4. Справки о заработке с предыдущих мест работы за расчетный период, если они не были представлены ранее.
  1. Справка с другого места работы о том, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком не выплачивается другим работодателем (представляется, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей)

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием (п. 3 Положения о выплатах по страхованию от несчастных случаев****)

  1. Заявление.
  2. Листок нетрудоспособности.
  3. Справки о заработке с предыдущих мест работы за расчетный период (если не были представлены ранее).
  4. Акт о несчастном случае на производстве, или акт о случае профессионального заболевания, или копии материалов расследования (если оно еще продолжается)

Оплата дополнительного отпуска на лечение и проезда к месту лечения и обратно

  1. Заявление работника об оплате отпуска.
  2. Приказ о предоставлении работнику отпуска.
  3. Справка-расчет о размере оплаты отпуска (форма утверждена Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 578 ).

Документы должны быть представлены в территориальный орган ФСС не позднее чем за две недели до начала отпуска (п. 11 Положения о выплатах по страхованию от несчастных случаев)

** Листок нетрудоспособности может быть оформлен как на бумажном носителе, так и в электронной форме (ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 255‑ФЗ , Информация ФСС РФ от 01.08.2018).

*** Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н .

**** Утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 .

Работодателям тех регионов, которые присоединяются к пилотному проекту в 2019 году, следует заранее информировать своих сотрудников о новшествах. В первую очередь это касается лиц, которые получают пособие по уходу за ребенком. Для своевременного получения пособия за январь заявления должны были быть представлены в ФСС в середине января. Тем, кто подключится к пилотному проекту с 1 июля 2019 года, разъяснительную работу с персоналом следует провести в июне.

Для возмещения своих расходов из ФСС нужно подать в территориальный орган документы в зависимости от вида расходов:

Оплата дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом (п. 11 Положения о назначении и выплате пособий при реализации пилотного проекта)

  1. Заявление.
  2. Заверенная копия приказа о предоставлении дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами

Пособие на погребение (п. 10 Положения о назначении и выплате пособий при реализации пилотного проекта)

Получатель пособия представляет документ работодателю, у которого трудился умерший

Расходы на предупредительные меры по сокращению травматизма (п. 4 Положения о возмещении расходов на предупредительные меры*, п. 3, 4 Правил финансового обеспечения предупредительных мер (утверждены Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н ))

  1. Заявление (форма утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.07.2011 № 709н ).
  2. Документы, подтверждающие произведенные расходы.

К сведению: виды расходов, которые могут быть возмещены из бюджета ФСС, перечислены в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер

* Утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 .

В течение пяти календарных дней работодателю необходимо передать в фонд собранный пакет документов. Сведения, необходимые для назначения пособий по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, нужно представить в виде электронного реестра.

Формы реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующих видов пособий, а также порядок их заполнения утверждены Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 579.

Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, сдают электронный реестр сведений. Если штат компании меньше, можно сдать комплект документов на бумаге (опись, заявление, документы, на основании которых выплачивается пособие).

Если работодатель в реестре представит не все сведения или сдаст не все документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, ФСС направит ему извещение. В течение пяти рабочих дней со дня его получения работодатель должен представить недостающие документы (п. 7 Положения о назначении и выплате пособий при реализации пилотного проекта, п. 6 Положения о выплатах по страхованию от несчастных случаев).

Обратите внимание:

Если работодатель не представит в срок пакет документов для пособий или сдаст такой пакет документов с ошибками, территориальный орган ФСС потребует возместить расходы на неправомерно выплаченные пособия. Кроме того, должностному лицу организации грозит штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ).

Срок оплаты органом ФСС больничного листа и выплаты других социальных пособий – десять календарных дней со дня получения документов от работодателя.

Деньги перечисляются на банковский счет работника или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию по заявлению работника (п. 9 Положения о назначении и выплате пособий при реализации пилотного проекта).

К сведению:

Законодательством не предусмотрена обязанность территориального органа ФСС сообщать работодателю или получателю пособия о размере назначенного пособия по временной нетрудоспособности до его фактической выплаты.

Если работодатель представил в ФСС все необходимые документы для назначения пособия, а работник пособие не получил, то работодателю следует проверить правильность сведений, указанных в заявлении (например, Ф. И. О., банковские реквизиты), а также сам факт передачи в ФСС сведений для назначения пособия. Кроме того, для уточнения сроков выплаты работодатель вправе обратиться письменно в территориальный орган ФСС, указав Ф. И. О. работника, его СНИЛС, дату передачи документов в территориальный орган ФСС, номер листка нетрудоспособности.

К сведению:

Должен ли ФСС выплатить пособие, если страхователь не представил оригинал больничного листа? В Постановлении от 27.08.2018 № А43-30419/2017 АС ВВО разбирался в ситуации, когда работодатель не представил оригинал больничного, и ФСС попытался взыскать с него выплаченное пособие.

Арбитры фонд не поддержали: по их мнению, ФСС должен выплатить женщине пособие по беременности и родам, а также едино­временное пособие при рождении ребенка даже в том случае, если страхователь не предъявил больничный лист.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, арбитры сделали вывод, что факт наступления страховых случаев и право застрахованного лица на получение пособия по беременности и родам и единовременного пособия при рождении ребенка подтверждены (работодатель предъявил обменную карту, индивидуальную карту беременной и родильницы с указанием на выдачу листка нетрудоспособности на определенный период, заявление о назначении единовременного пособия при рождении ребенка, справку о рождении ребенка, справку с места работы другого родителя о том, что единовременное пособие при рождении ребенка не назначалось).

Участник пилотного проекта ошибочно выплатил пособие: что делать?

Чаще всего на практике с ошибочной выплатой пособий работникам сталкиваются учреждения, которые недавно присоединились к пилотному проекту.

Что делать в данной ситуации?

Если обратиться за возмещением пособия в ФСС, то учреждение ждет отказ. По мнению фонда, зачетный принцип, когда выплату производит работодатель, а потом обращается в ФСС за возмещением, на территории проведения пилотного проекта не действует. В случае самостоятельной (ошибочной) выплаты организацией пособия по месту работы территориальный орган ФСС не вправе возместить расходы на пособие и перечислить их на расчетный счет учреждения.

Можно попытаться оспорить действия территориального отделения в вышестоящем органе или в суде (п. 3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 255‑ФЗ). Основанием для обращения в суд будет тот факт, что источником выплаты пособия должны являться средства ФСС (ч. 1 – 3 ст. 3 Федерального закона № 255‑ФЗ).

Однако нет гарантии, что суд поддержит учреждение.

Другой способ – договориться с работником и попросить его вернуть полученную в счет пособия сумму. Возможны два варианта:

  • работник возвращает деньги, затем учреждение обращается в ФСС с пакетом документов, а фонд, в свою очередь, перечисляет пособие на счет работника;
  • учреждение направляет пакет документов в ФСС, а после назначения и выплаты фондом пособия работнику просит его вернуть ранее полученную сумму.

Недостаток первого варианта: заявление от работника на выплату пособия и другие документы в ФСС будут переданы позже установленного срока (позднее пяти календарных дней со дня представления работником листка нетрудоспособности), и пособие работник получит не в установленный законом срок (в течение десяти календарных дней со дня получения ФСС от работодателя заявления и документов). Следовательно, учреждению надо будет заплатить работнику компенсацию (проценты за задержку). Минимальный размер компенсации – не ниже 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый день задержки выплаты пособия (ст. 236 ТК РФ).

Недостаток второго варианта: сотрудник может отказаться возвращать полученные ранее в счет пособия деньги. Что делать, если это произошло? В любом случае учреждение должно передать в фонд пакет документов, необходимых для начисления и выплаты пособия. Затем можно попытаться взыскать с работника выплаченную ему учреждением сумму через суд. В обоснование своих требований можно указать, что выплаченная работнику сумма является неосновательным обогащением (ст. 1102 ГК РФ). Аргументом для суда может быть то, что выплата не является ни пособием, так как пособие работнику напрямую выплачивает ФСС, ни оплатой труда. Однако чью сторону (работника или учреждения) займет суд – предсказать нельзя.

Должен ли ФСС возместить пособие, выплаченное работодателем – участником пилотного проекта по решению суда? Итак, позиция ФСС: фонд не должен ничего компенсировать, так как страхователь участвует в пилотном проекте, и у него отсутствует обязанность по выплате пособий застрахованному лицу.

Однако в Постановлении от 12.09.2018 № А72-17070/2017 АС ПО пришел к другому выводу. Суд разбирался в следующей ситуации: работодатель по решению суда выплатил своей сотруднице пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком. После этого он обратился в ФСС, чтобы тот возместил расходы. Фонд отказал в возмещении.

В целях назначения и выплаты пособий учреждения – участники пилотного проекта должны получить от своих работников соответствующее заявление и необходимые документы, а затем в течение пяти дней представить в ФСС пакет документов. Срок оплаты фондом больничных листов и выплаты других социальных пособий – десять календарных дней со дня получения документов от работодателя. Деньги перечисляются работнику по реквизитам, указанным в его заявлении. При подключении к пилотному проекту учреждению следует проинформировать своих сотрудников об изменении порядка назначения и выплаты пособий. Новым участникам пилотного проекта надо помнить, что в случае выплаты пособий за свой счет возместить в дальнейшем расходы за счет ФСС будет проблематично.

[1] Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 – 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 (с 01.01.2019 действует в ред. от 01.10.2018).

Читайте также: