Отказ от налогового агента

Обновлено: 03.12.2022

Налоговый агент по НДФЛ обязан исчислить налог, удержать его у налогоплательщика и перечислить в бюджет. При этом агент несет ответственность за неисполнение возложенных на него обязанностей. Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Елена Орлова рассказывает, какие риски подстерегают налоговых агентов и как они отвечают за свои промахи.

Статус налогового агента по НДФЛ

Налогоплательщиками по НДФЛ (п.п. 1, 2 ст. 207, ст. 209 НК РФ) являются физлица – налоговые резиденты РФ, получающие доход от источников в РФ и за ее пределами; и физлица – нерезиденты РФ, получающие доходы от источников в РФ. НДФЛ они платят за свой счет.

Налоговый агент по НДФЛ – лицо, являющееся источником выплаты доходов налогоплательщику. Он обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить налог в бюджет (п. 1 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК РФ). Налоговыми агентами по НДФЛ являются, в частности, российские организации и ИП.

Права и обязанности налогового агента по НДФЛ

Свои обязанности налоговые агенты должны исполнять безвозмездно: взимание за это с налогоплательщиков вознаграждения не предусмотрено НК РФ (письмо Минфина от 01.02.2011 № 03-02-07/1-31).

Уплата НДФЛ за счет средств налогового агента

Может ли работодатель заплатить НДФЛ за своего работника из собственных средств?

До 1 января 2020 года в Налоговом кодексе был прямой запрет на перечисление НДФЛ за счет средств организаций и ИП, которые производили выплаты физическим лицам. С 1 января 2020 года уплата НДФЛ за счет средств налогового агента разрешена в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом (п. 9 ст. 226 НК РФ). Указанная норма может применяться в т.ч. и в рамках ст. 226.1 НК РФ.

При этом норма п. 9 ст. 226 НК РФ обратной силы не имеет (п. 2 ст. 5 НК РФ). Поэтому у налоговых органов нет оснований для взыскания с налогового агента сумм доначисляемого НДФЛ, обязанность по удержанию, исчислению и перечислению которого возникла до 1 января 2020 года.

Выплата зарплаты ниже среднеотраслевой

Не все компании могут платить своим работникам высокие зарплаты. Но при выплате среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ возможно включение организации в план выездных налоговых проверок (п. 5 разд. 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Сам факт выплаты зарплаты ниже средней по региону не обязательно приведет к назначению выездной налоговой проверки. Но если налоговый агент соответствует еще каким-то критериям отбора для проведения такой проверки или у налоговой инспекции есть информация и о других его нарушениях, то вероятность проверки высока.

Также налоговые органы могут вызвать компанию-налогового агента по НДФЛ для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Штрафов или обязанности поддерживать зарплату, равную среднеотраслевой или превышающую ее, закон не устанавливает. Административная ответственность установлена только за выплату зарплаты ниже МРОТ или МЗП в регионе (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ).

И вызов на межведомственную комиссию по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам налоговому агенту теперь не грозит. Письмом ФНС России от 07.07.2020 № БС-4-11/10881@ отменены письма ФНС России от 26.07.2017 № ЕД-4-15/14670@ и от 19.06.2019 № БС-4-11/11785@, в которых давались разъяснения о работе комиссий. Ранее налогоплательщиков вызывали для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими НДФЛ и страховых взносов (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, письмо ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, утратившее силу). Предметом рассмотрения комиссий являлись вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) НДФЛ и страховых взносов. При этом отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежали налогоплательщики – налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особое внимание обращалось на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

С отменой указанных писем ФНС России в налоговых органах эти комиссии упразднены. Они могут остаться или продолжать формироваться органами местного самоуправления субъектов РФ, поскольку находятся не под руководством налоговых органов.

Ответственность налогового агента по НДФЛ

За невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязанностей налогового агента по НДФЛ может наступить налоговая, административная и уголовная ответственность.

Налоговая ответственность

Штраф является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (налоговой санкцией). Размер штрафа зависит от вида нарушения.

Налогового агента могут оштрафовать за неуплату (неудержание, неполное удержание, неполную и (или) несвоевременную уплату) НДФЛ. Размер штрафа – 20% от суммы налога, подлежащей удержанию и (или) перечислению (п. 1 ст. 123 НК РФ). По решению налогового органа и (или) суда размер штрафа может быть уменьшен как минимум в 2 раза, но не до нуля (п. п. 1, 4 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ).

Налоговый агент может быть освобожден от ответственности при одновременном соблюдении следующих условий (п. 2 ст. 123 НК РФ, письмо ФНС России от 02.08.2021 № ЕА-4-15/10852@):

  • расчет 6-НДФЛ представлен в налоговый орган в установленный срок;
  • в расчете 6-НДФЛ правильно отражена сумма НДФЛ, которая должна быть удержана и перечислена в бюджет, без занижения;
  • налоговый агент перечислил недоимку по налогу и пени до того, как узнал, что налоговый орган обнаружил задолженность или назначил выездную проверку по НДФЛ за тот же период.

Также налоговый агент освобождается от ответственности в следующих случаях:

  • при самостоятельном выявлении ошибки и представлении уточненных документов до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений (п. 2 ст. 126.1 НК РФ);
  • при самостоятельном выявлении несвоевременной уплаты (неполной уплаты) НДФЛ и перечислении задолженности и пеней до завершения камеральной проверки, а также до составления акта по ее результатам (письмо ФНС России от 02.08.2021 № ЕА-4-15/10852@).

Налогового агента оштрафуют, если недоимка по НДФЛ возникла из-за грубого нарушения правил учета доходов и/или объектов налогообложения. Штраф составит 20% от суммы недоимки, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ). Привлечь налогового агента к ответственности могут:

  • за грубое нарушение правил учета, которое привело к занижению налоговой базы и возникновению недоимки по НДФЛ (п. 3 ст. 120 НК РФ);
  • за неуплату (неполную уплату) налога (п. 1 ст. 123 НК РФ).

Оштрафовать налогового агента одновременно по указанным нормам нельзя. В противном случае налоговый агент будет наказан дважды за одно и то же неправомерное деяние, т.к. основным квалифицирующим признаком правонарушения обе нормы называют занижение налогооблагаемой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату НДФЛ. Аналогичная позиция дана в Определении КС РФ от 18.01.2001 № 6-О при сопоставлении норм п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ.

Помимо штрафа за неперечисление (несвоевременное перечисление) в бюджет удержанного у налогоплательщика НДФЛ налоговому агенту будут начислены пени (ст. 75 НК РФ, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты налога начиная со следующего за установленным законом дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Размер пеней за неуплату НДФЛ рассчитывается исходя из суммы недоимки, количества дней просрочки и ставки для расчета пени. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер самой недоимки.

Административная ответственность

За совершение административных правонарушений предусмотрены, в частности, такие виды наказания, как предупреждение, административный штраф, дисквалификация.

За грубое нарушение правил бухучета, которое привело к занижению суммы НДФЛ не менее чем на 10%, должностное лицо налогового агента может быть привлечено к ответственности в виде (ч. 1, 2 ст. 15.11 КоАП РФ):

  • при первичном нарушении – штрафа от 5 000 до 10 000 руб.;
  • при повторном нарушении – штрафа от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификации на срок от 1 года до 2 лет.

Также должностное лицо налогового агента могут привлечь к административной ответственности за непредставление в установленный срок (отказ от представления в налоговые органы, представление в неполном объеме/искаженном виде) документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (например, расчета 6-НДФЛ, регистров налогового учета для расчета НДФЛ). Размер штрафа – от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

При этом НК РФ не установлена ответственность налогового агента за невыдачу справки о доходах и суммах налога физлицам, получившим от налогового агента доход, если они обратились с заявлением о ее выдаче (п. 3 ст. 230 НК РФ, письмо Минфина России от 21.06.2016 № 03-04-05/36096). Выдача такой справки работнику как документа, связанного с работой, в течение 3 дней со дня получения от него заявления является обязанностью работодателя (ч. 1 ст. 62 ТК РФ, письмо Минфина от 21.06.2016 № 03-04-05/36096). Невыдача работодателем справки работнику может быть расценена инспектором ГИТ как нарушение трудового законодательства, ответственность за которое установлена ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ:

  • при первичном нарушении – предупреждение или штраф на должностное лицо от 1 000 до 5 000 руб.; на ИП – от 1 000 до 5 000 руб.; на организацию – от 30 000 до 50 000 руб.;
  • при повторном нарушении – штраф на должностное лицо от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; на ИП – от 10 000 до 20 000 руб.; на организацию – от 50 000 до 70 000 руб.

Уголовная ответственность

Налогового агента по НДФЛ могут привлечь к уголовной ответственности, если он в личных интересах не начислял, не удерживал или не перечислял в бюджет НДФЛ в крупном или особо крупном размере.

Субъект преступления – руководитель организации (ее уполномоченный представитель) либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя организации, ИП, иное лицо (в частности, главный/старший бухгалтер), на которое в силу закона либо на основании доверенности возложены обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению НДФЛ (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48, подразд. 4 разд. II Методических рекомендаций по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики и против порядка управления, совершенных сторонами исполнительного производства, утв. ФССП России 15.04.2013 № 04-4, далее – Методические рекомендации).

Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении виновного лица извлечь выгоду имущественного или неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, получение взаимной услуги и т.п. (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48, подразд. 4 разд. II Методических рекомендаций).

Крупным размером признается сумма НДФЛ, превышающая 15 млн руб. за 3 финансовых года подряд, а особо крупным размером – сумма НДФЛ, превышающая 45 млн руб. за 3 финансовых года подряд (п. 1 примечаний к ст. 199.1 УК РФ). Этот размер одинаков для налоговых агентов – организаций и для налоговых агентов-ИП. В расчет принимаются только те налоги, которые подлежат перечислению в бюджет самим налоговым агентом (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48).

За неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению НДФЛ в крупном размере судом может быть назначено следующее наказание (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ):

  • штраф от 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от 1 года до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 2 лет, в том числе с лишением на срок до 3 лет права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 2 лет, в том числе с лишением на срок до 3 лет права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

За неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению НДФЛ в особо крупном размере суд может назначить такое наказание (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ):

  • штраф от 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты (иного дохода осужденного) за период от 2 до 5 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет, в том числе с лишением на срок до 3 лет права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • лишение свободы на срок до 6 лет, в том числе с лишением на срок до 3 лет права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Налоговый агент может избежать уголовной ответственности в следующих случаях:

  • НДФЛ уплачен в полном объеме не позднее 2 месяцев со дня, когда истек срок его уплаты по требованию налогового органа по итогам проверки (п. 3 ст. 32 НК РФ);
  • при уплате НДФЛ позднее указанного срока освобождение от ответственности возможно, лицо совершило это преступление впервые и недоимка по НДФЛ, пени и штраф согласно НК РФ полностью уплачены (ч. 1 ст. 76.1, п. 2 примечаний к ст. 199.1 УК РФ, ч. 1, 2 ст. 28.1 УПК РФ).

Если налоговый агент пропустил срок уплаты НДФЛ и пропуск не связан с его личными интересами, то уголовной ответственности не будет.

Покупателям недвижимости и владельцам индивидуальных инвестиционных счетов не придется направлять в налоговые органы декларации и подтверждающие документы для получения вычетов. Остается позаботиться о том, чтобы в их предоставлении не отказали

21 мая 2021 г. вступили в силу изменения законодательства, предусматривающие возможность получения налогоплательщиками вычетов по НДФЛ за предыдущий налоговый период в сокращенные сроки без направления в налоговые органы декларации 3-НДФЛ и подтверждающих документов.

Что такое налоговый вычет и какие вычеты предусмотрены российским законодательством?

Налоговый вычет – это сумма, которая уменьшает налогооблагаемую базу. Вычет позволяет либо платить меньший налог, либо вернуть ранее уплаченный налог. Таким образом, на вычет вправе претендовать только те лица, которые платят НДФЛ. Налоговый вычет подразумевает возврат 13% от суммы доходов, предусмотренной законом.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены пять налоговых вычетов: стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные.

3. С 2015 г. в России можно открыть индивидуальный инвестиционный счет (ИИС). По сути, это брокерский счет с налоговыми вычетами и некоторыми ограничениями (такие счета используются для совершения операций купли-продажи акций, облигаций, валюты и др.).

Правом на инвестиционные налоговые вычеты обладают налогоплательщики, которые:

  • осуществляют операции с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в результате чего получили доход;
  • внесли личные денежные средства на свой ИИС (вычет типа А);
  • получили доход по операциям, учитываемым на ИИС (вычет типа Б).

Вычет типа А (вычет на взносы) позволяет ежегодно возвращать ранее уплаченный НДФЛ. Вернуть можно 13% от внесенной на ИИС за календарный год суммы, но не более 52 тыс. руб. Важно, чтобы у вас был уплаченный НДФЛ за этот же год: налоговая не даст вернуть больше налога, чем вы заплатили.

Вычет типа Б (вычет на доход) позволяет не платить НДФЛ с прибыли от операций на ИИС. Такой вычет можно применить только при закрытии ИИС.

Использовать можно только один тип вычета.

4. Имущественный налоговый вычет предоставляется физическому лицу в случае:

  • продажи имущества;
  • покупки жилья (дома, квартиры, комнаты и т.п.);
  • строительства жилья или приобретения земельного участка для этих целей;
  • выкупа у налогоплательщика имущества для государственных или муниципальных нужд.

5. Профессиональный налоговый вычет позволяет уменьшить налоговую базу по НДФЛ налогоплательщикам, которые выделяются по профессиональному признаку. Перечень доходов, в отношении которых можно получить вычеты, включает:

  • доходы, полученные индивидуальными предпринимателями (на общей системе налогообложения);
  • доходы, полученные адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, нотариусами и другими лицами, занимающимися частной практикой;
  • доходы, полученные от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера;
  • авторские вознаграждения и вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, полученные налогоплательщиками.

Какие налоговые вычеты можно получить в упрощенном порядке?

В упрощенном порядке можно получить:

  • инвестиционный налоговый вычет (подп. 2 и 3 п. 1 ст. 219.1 НК РФ) в сумме внесенных на ИИС средств (тип А) – без декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих право на вычет документов; а для получения инвестиционного вычета типа Б у налогового агента теперь не потребуется посещать налоговый орган;
  • имущественные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных расходов на приобретение объектов недвижимого имущества и по уплате процентов по ипотеке (подп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ).

В упрощенном порядке можно получить те налоговые вычеты, право на которые у налогоплательщика возникло с 1 января 2020 г.

Как получить вычет в упрощенном порядке?

Обязаны ли банки и брокеры направлять в налоговые органы сведения, подтверждающие права налогоплательщиков на вычеты?

Сведения о приобретении недвижимого имущества и об операциях на индивидуальных инвестиционных счетах, необходимые для предоставления вычетов, будут направляться только теми банками и брокерами, имеющими лицензии на осуществление банковских операций, брокерской деятельности или деятельности по управлению ценными бумагами, которые участвуют в обмене информацией с ФНС в соответствии с Правилами обмена информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке. Такое взаимодействие с налоговыми органами налоговые агенты осуществляют добровольно.

Для уточнения возможности получения налогового вычета в упрощенном порядке следует обратиться в банк или к брокеру, с которым заключен договор.

В какие сроки должны вернуть налог?

Когда в предоставлении инвестиционного налогового вычета откажут?

В предоставлении вычета в сумме средств, внесенных на ИИС, могут отказать, если в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета налогоплательщик имел другие аналогичные договоры (за исключением случая прекращения договора с переводом активов, учитываемых на ИИС, на другой ИИС, открытый тому же физлицу).

В предоставлении вычета в сумме дохода по операциям, учитываемым на ИИС, могут отказать:

  • в случае прекращения договора о ведении индивидуального инвестиционного счета до истечения 3 лет с даты его заключения;
  • если в период действия договора о ведении индивидуального инвестиционного счета налогоплательщик хотя бы раз воспользовался правом на получение инвестиционного налогового вычета в сумме средств, внесенных на ИИС.

Почему могут отказать в предоставлении имущественного вычета?

Отказать в предоставлении вычета налоговый орган вправе, если:

  • не представлены необходимые документы (напомним, что в упрощенном порядке можно получить лишь вычеты в сумме произведенных расходов на покупку недвижимости и по уплате процентов по ипотеке);
  • истек трехлетний период с года, в котором были произведены соответствующие расходы или получен доход от продажи недвижимого имущества;
  • отсутствуют основания для предоставления вычета или нет права на его получение:
    • вычет уже получен;
    • оплата жилья произведена за счет работодателя, иных лиц, средств материнского капитала или бюджетных средств;
    • сделка купли-продажи заключена между взаимозависимыми лицами.

    Что делать, если в предоставлении вычета отказали?

    Если вы считаете, что налоговый орган отказал в предоставлении вычета неправомерно, можно попробовать:

    Галичевская Е. Н.

    Может получиться так, что ваша организация при выплате физлицу дохода удержала НДФЛ в большей, чем нужно, сумме. Как только ошибка обнаружена, вы, как налоговый агент, обязаны вернуть излишне удержанную сумму налога. В статье рассмотрим 10 ситуаций по возврату НДФЛ физическому лицу.

    Как налоговому агенту вернуть переплату НДФЛ физическому лицу?

    По общему правилу налоговый агент, излишне удержавший из дохода физического лица НДФЛ, обязан произвести возврат самостоятельно (п. 14 ст. 78, п. 1 ст. 231 НК РФ; п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Правда, в отдельных случаях за возвратом излишне удержанного НДФЛ необходимо обращаться в налоговый орган (п. 1.1 ст. 231, ст. 231.1 НК РФ).

    НДФЛ может быть удержан в излишней сумме из-за ошибки. Например, если работодатель предоставил сотруднику налоговый вычет не с начала года или исчислял налог по более высокой ставке, не учитывая приобретение статуса физическим лицом налогового резидента РФ.

    Пошагово возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы НДФЛ выглядит следующим образом:

    Шаг 1: Для возврата излишне удержанного НДФЛ письменно сообщите работнику о том, что излишне удержали налог из его доходов. Сделайте это в течение 10 рабочих дней со дня, когда вы обнаружили ошибку (п. 1 ст. 231 НК РФ, Письмо Минфина от 16.05.2011 № 03-04-06/6-112 (п. 1)).

    Шаг 2. Попросите от физического лица заявление в произвольной форме на возврат суммы НДФЛ. В заявлении обязательно должен быть указан банковский счет для перечисления денежных средств физическому лицу. Возврат переплаты производится работодателем только в безналичной форме (п. 1 ст. 231 НК РФ). Срок подачи заявления — три года с даты, когда работодатель перечислил в бюджет излишне удержанную сумму (п. 7 ст. 78 НК РФ).

    Даже если сотрудник уже уволился, то бывший работодатель — налоговый агент все равно обязан вернуть переплату налога (Письма Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-04-05/6-1460 и от 24.12.2012 № 03-04-05/6-1430).

    Шаг 3. Перечислите излишне удержанную сумму НДФЛ на указанный в заявлении счет физического лица

    Вернуть налог необходимо в течение 3 месяцев со дня получения заявления (Письмо Минфина РФ от 6.07.2016 № 03-04-10/39533). При нарушении данного срока работодателю-налоговому агенту придется выплатить проценты за каждый календарный день просрочки в размере ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни такой просрочки (абз. 3, 5 п. 1 ст. 231 НК РФ).

    По каждому физлицу, которому возвращен налог, излишне удержанный в прошлые годы, представьте в ИФНС корректирующую справку 2-НДФЛ (Разд. I Порядка заполнения справки 2-НДФЛ, Письма ФНС от 14.11.2016 № БС-4-11/21536@, от 26.10.2016 № БС-4-11/20366@).

    Может ли налоговый агент вернуть налогоплательщику НДФЛ излишне удержанный другим налоговым агентом?

    Налоговый кодекс не предусматривает такой возможности. Поэтому налоговый агент не вправе вернуть налогоплательщику НДФЛ, излишне удержанный другим налоговым агентом (Письмо Минфина России от 06.07.2016 № 03-04-10/39533). При смене места работы физическое лицо должно подать заявление о возврате излишне удержанного НДФЛ своему предыдущему работодателю.

    При увольнении работник возвращает работодателю выплаченные отпускные за неотработанные дни. Что делать работодателю с уже удержанным и перечисленным НДФЛ?

    При выплате работнику отпускных сумм организация исчисляет, удерживает и перечисляет НДФЛ с указанных сумм (ст. 209 и 226 НК РФ). То есть, суммы отпускных, выплаченные работнику, представляют собой его доход, с которого налоговым агентом должен удерживаться налог на доходы физических лиц ((Письмо от 30.10.2015 № 03-04-07/62635 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС РФ от 11.11.2015 № БС-4-11/19749@)). Минфин указал: если работник возвращает работодателю фактически выплаченные ему ранее суммы отпускных, такие суммы не будут признаваться его доходом.

    Удержанные и перечисленные в бюджет с начисленных работнику с указанных сумм отпускных суммы налога являются излишне уплаченными налоговым агентом. Соответственно, суммы налоговых обязательств работника по налогу на доходы физических лиц за налоговый период необходимо скорректировать. При этом у налогового агента — работодателя образуется переплата налога на доходы физических лиц.

    Налоговый агент при выплате физическому лицу аванса по ГП договору удержал с него НДФЛ и перечислил налог в бюджет. Впоследствии договор был расторгнут. Как вернуть налог?

    Возврат НДФЛ будет зависеть от того, какую сумму аванса возвращает физическое лицо. Вариантов всего два.

    1 вариант: Если физическое лицо возвращает заказчику фактически полученную сумму аванса (т.е. аванс за вычетом НДФЛ, который удержал налоговый агент), то налоговый агент вправе обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о возврате НДФЛ, перечисленного с указанного аванса, или о зачете суммы налога в счет предстоящих платежей по НДФЛ или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения (Письмо Минфина РФ от 17.10.2012 № 03-04-05/10-1198).

    2 вариант: Налогоплательщик возвращает налоговому агенту сумму аванса без уменьшения ее на НДФЛ. В случае расторжения договора гражданско-правового характера сумма излишне удержанного и перечисленного в бюджет налога с выплаченного по такому договору аванса подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 231 Кодекса (см. вопрос 1) (Письмо Минфина РФ от 26.05.2014 № 03-04-06/24982).

    Налогоплательщик приобрёл статус налогового резидента РФ в течение года. Налоговый агент вследствие ошибки продолжал удерживать НДФЛ по ставке 30%. Как вернуть НДФЛ налогоплательщику?

    В этом случае НДФЛ с доходов, полученных таким физическим лицом с начала налогового периода, необходимо пересчитать по ставке 13%. Пересчет производится по итогам года, в котором получен статус резидента (п. 1.1 ст. 231 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 15.02.2016 № 03-04-06/7958). Поскольку до приобретения плательщиком данного статуса НДФЛ удерживался по ставке 30%, возникла переплата по налогу.

    За возвратом излишне удержанного НДФЛ физическому лицу нужно обратиться по окончании года не к налоговому агенту, а в налоговую инспекцию, в которой он состоит на учете по месту жительства (месту пребывания). При этом нужно представить налоговую декларацию и документы, подтверждающие статус резидента (п. 1.1 ст. 231 НК РФ, Письмо Минфина от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083). Минфин пояснил, что у работодателя нет обязанности в такой ситуации переоформить и представить в инспекцию новую справку о полученных физическими лицами доходах с учетом перерасчета налога (Письмо Минфина РФ от 29.11.2012 № 03-04-06/6-335).

    Резидент иностранного государства представил налоговому агенту подтверждение своего статуса после даты выплаты дохода, освобождаемого от налогообложения. Необходимо ли вернуть уже удержанный НДФЛ?

    В качестве доказательства статуса налогового резидента иностранного государства физическое лицо вправе представить налоговому агенту подтверждающий документ (удостоверение личности или официальное подтверждение статуса иностранца). Если подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства представлено физическим лицом налоговому агенту — источнику выплаты дохода после даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения на основании международного договора, и удержания налога с такого дохода, этот налоговый агент осуществляет возврат налога (Письмо Минфина России от 15.08.2016 № 03-04-06/47795).

    Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

    Налоговому агенту по НДФЛ не нужно уведомлять налоговый орган о возврате излишне удержанного налога у сотрудника (Письмо ФНС РФ от 18.07.2016 № БС-4-11/12881@). ИФНС узнает об этом самостоятельно — из представленной компанией отчетности — в форме 6-НДФЛ (утв. Приказом ФНС от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@). В строке 090 раздела 1 формы 6-НДФЛ отражается общая сумма налога, возвращенная налоговым агентом налогоплательщикам в соответствии со статьей 231 Налогового кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода.

    Суммы НДФЛ, подлежащей перечислению в бюджет, недостаточно для возврата физическому лицу в трехмесячный срок после получения от него заявления. Что в этом случае делать налоговому агенту?

    Такая ситуация может возникнуть в том случае, если уменьшился штат работников и величина рассчитанного налога невелика.

    Налоговый агент должен обратиться в налоговый орган по месту учета с заявлением о возврате переплаты. Его форма утверждена Приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Помимо заявления необходимо представить (абз. 8 п. 1 ст. 231 НК РФ):

    • выписку из регистра налогового учета по НДФЛ за соответствующий налоговый период;
    • документы, подтверждающие переплату (в частности, копии платежных поручений).

    Указанные документы необходимо представить в инспекцию в течение 10 дней с момента получения заявления от физического лица (абз. 6, 8 п. 1 ст. 231 НК РФ).

    После получения от организации заявления, инспекция может предложить провести совместную сверку расчетов по налогам (пеням, штрафам) (п. 3 ст. 78 НК РФ). Лучше не спорить и сделать это, так как в этом случае ИФНС зачтет или вернет вам переплату только после подписания акта сверки (п. п. 3 — 6 ст. 78 НК РФ).

    Кстати, налоговый агент вправе вернуть физическому лицу переплату по налогу из собственных средств, не дожидаясь ее возврата из бюджета (абз. 9 п. 1 ст. 231 НК РФ).

    Может ли быть зачтена налоговому агенту в счет погашения недоимки по НДФЛ переплата, образовавшаяся у него как у налогоплательщика по другому федеральному налогу?

    В Письме Минфина от 25.03.2016 № 03-02-07/1/19163 чиновники сделали вывод, что абз. 2 п. 1 ст. 78 Кодекса предусмотрена возможность зачета сумм излишне уплаченных федеральных налогов — по федеральным налогам, а также по пеням, начисленным по федеральным налогам. То есть, в Минфине признали, что сумма излишне уплаченного организацией налога на прибыль может быть зачтена в счет погашения недоимки по НДФЛ в соответствии со ст. 78 Кодекса. Кроме того, финансисты пришли к выводу, что правила, предусмотренные данной нормой, применяются в отношении налогоплательщиков и налоговых агентов.

    В письме ФНС РФ от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@ инспекция указала на возможность зачета переплаты по федеральному налогу в счет погашения задолженности по НДФЛ налогового агента.

    Несколько лет назад Минфин в Письме от 19.02.2010 № 03-02-07/1-69 делал совершенно противоположный вывод о том, что сумма излишне уплаченного организацией налога на прибыль не может быть зачтена налоговому агенту в счет погашения недоимки по НДФЛ.

    Как мы видим, в связи с отсутствием четкой формулировки в законодательстве мнение контролирующих органов время от времени меняется. Поэтому можно дать совет налоговому агенту уточнить в своей инспекции, можно ли зачесть переплату по федеральному налогу в счет недоимки по НДФЛ.

    В какой срок можно вернуть (зачесть) переплату по НДФЛ?

    Зачесть либо вернуть переплату по НДФЛ можно не позднее трех лет со дня перечисления налога в бюджет (п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ). Порядок действий организации — налогового агента зависит от причины, по которой образовалась переплата. Как вернуть (зачесть) НДФЛ, излишне удержанный у физлица и перечисленный в бюджет мы рассмотрели в вопросе 1.

    Переплату по НДФЛ, возникшую по другим причинам, например из-за ошибки в платежном поручении, можно вернуть на расчетный счет в порядке, описанном в вопросе 8 (п. п. 1, 5, 14 ст. 78 НК РФ, Письма Минфина РФ от 16.09.2014 № 03-04-06/46268, ФНС РФ от 29.09.2014 № БС-4-11/19714@).

    Прежде чем вести речь о допускаемых налоговыми агентами нарушениях, следует сказать об обязанностях, возложенных на них российским законодательством.

    Обязанности налогового агента

    Обязанности налоговых агентов, определенные п. 3 ст. 24 НК РФ, таковы.

    1. Правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства. Заметим, что правильно и своевременно исчислить сумму налога налоговый агент обязан при выплате налогоплательщику дохода в любой форме.

    А вот обязанность удержать и перечислить сумму налога в бюджет возникает у налогового агента лишь в том случае, если доход выплачивается налогоплательщику в денежной форме. Если имеет место иная форма выплаты дохода, то понятно, что налоговый агент не имеет возможности удержать сумму налога.

    2. Письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.

    Как сказано в Письме ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, невозможность удержать налог возникает, например, в случае выплаты дохода в натуральной форме или возникновения дохода в виде материальной выгоды.

    В такой ситуации налоговый агент обязан письменно уведомить налоговиков по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика.

    Причем на такие действия закон отводит налоговому агенту всего лишь месяц со дня, когда ему стало известно о том, что сумма налога не может быть удержана.

    Налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), принимая во внимание приоритет действия специальных норм над общими, должны руководствоваться в общем случае п. 5 ст. 226 НК РФ, в котором сказано, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

    Также надо иметь в виду, что если до окончания налогового периода налоговым агентом выплачиваются налогоплательщику какие-либо денежные средства, то он обязан произвести из них удержание налога с учетом ранее не удержанных сумм.

    Официальная форма уведомления налоговиков о невозможности удержания налога у налогоплательщика сегодня утверждена лишь для налоговых агентов по НДФЛ.

    3. Вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов.

    Учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить получение информации по каждому налогоплательщику (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2003 по делу № А33-20070/02-С3-Ф02-2713/03-С1).

    Например, если организация является налоговым агентом по налогу на прибыль организаций, она согласно
    п. 4 ст. 310 НК РФ по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов ст. 289 НК РФ, представляет информацию о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения.

    Форма налогового расчета о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, Порядок ее заполнения, а также формат представления налогового расчета в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@.

    5. В течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

    6. Исполнять другие обязанности, предусмотренные НК РФ. Например, налоговые агенты по НДФЛ обязаны сообщать налогоплательщикам о фактах излишнего удержания налога и суммах излишне удержанного НДФЛ (п. 1 ст. 231 НК РФ). Причем на такие действия закон отводит налоговому агенту по НДФЛ всего десять дней со дня обнаружения такого факта.

    Ответственность налогового агента

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 24 НК РФ).

    Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение предусмотрены главами 16 и 18 части первой НК РФ.

    При этом в главе 16 определены непосредственно виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, а в главе 18 — виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.

    Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие), в частности, налогового агента, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

    Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

    Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК РФ).

    Кроме того, при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение необходимо учитывать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, предусмотренные положениями ст. 112 НК РФ.

    Пунктом 1 ст. 111 НК РФ предусмотрен перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, однако данный перечень не является исчерпывающим.

    В этой связи вопрос о привлечении к налоговой ответственности должен рассматриваться с учетом установленных фактических обстоятельств, в том числе обстоятельств, смягчающих ответственность, исключающих привлечение лица к ответственности и исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, предусмотренных положениями главы 15 НК РФ в установленном НК РФ порядке.

    Одна из основных обязанностей налогового агента — правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.

    Например, налоговый агент по НДФЛ в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ обязан удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

    Перечислить сумму исчисленного и удержанного налога налоговый агент обязан не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

    При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговый агент обязан перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты (п. 6 ст. 226 НК РФ).

    За неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок суммы НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в ст. 123 НК РФ установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

    При этом НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ, на что указано в письмах Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755, от 13.10.2016 № 03-02-08/59771.

    В п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 указано, что правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать и перечислить соответствующую сумму, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.

    При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ), о чем напомнили специалисты Минфина России в Письме от 16.02.2015 № 03-02-07/1/6889.

    За просрочку исполнения обязанности по уплате налога начисляются пени.

    Напомним, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).

    С 01.01.2019 пеня начисляется, если иное не предусмотрено ст. 75 НК РФ и главами 25 и 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

    Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

    Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков).

    В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

    В Письме Минфина России от 29.04.2013 № 03-02-08/30 со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П отмечено, что неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога.

    Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

    Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (п. 4 ст. 75 НК РФ). Процентная ставка пени принимается равной для организаций:
    • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
    • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

    Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

    Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 — 48 НК РФ (п. 6 ст. 75 НК РФ).

    Заметим, что в указанном случае пени могут взыскиваться, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога, о чем сказано в п. 57 Постановления Пленума ВАС РФ № 57.

    В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

    Вышеуказанные правила на основании п. 7 ст. 75 НК РФ распространяются в том числе на налоговых агентов.

    В случае уплаты налоговым агентом по НДФЛ причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, пени начисляются налоговому агенту в целом по организации с учетом даты получения дохода каждого физического лица и сроков удержания НДФЛ по каждому физическому лицу, на что указано в Письме ФНС от 29.12.2012 № АС-4-2/22690.

    Еще одной обязанностью налогового агента является, как мы говорили, ведение учета начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов по каждому налогоплательщику.

    Например, по НДФЛ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему РФ, реквизиты соответствующего платежного документа (п. 1 ст. 230 НК РФ).

    Отсутствие регистров налогового учета является основанием для привлечения налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ.

    Читайте также: