Освобождение от налогов в казахстане с 2020 года в связи с карантином

Обновлено: 19.05.2024

за апрель, май, июнь 2020 года

за II квартал 2020 года

ВОПРОСЫ

1. Я могу получить меру поддержки в виде освобождения от исполнения обязанности уплатить налоги (сборы), страховые взносы за отчетные (налоговые) периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 года?

Мера поддержки в виде освобождения от исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборам и страховым взносам за отчетные (налоговые) периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 года, распространяется на следующие категории налогоплательщиков:

  • индивидуальные предприниматели, занятые в наиболее пострадавших отраслях экономики;
  • организации, которые включены на основании налоговой отчетности за 2018 год в реестр МСП, занятые в наиболее пострадавших отраслях экономики;
  • организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента РФ, субсидий и грантов в рамках специальных программ;
  • централизованные религиозные организации, учрежденные ими социально ориентированные некоммерческие организации, а также религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций;
  • некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших из-за распространения новой коронавирусной инфекции.

Федеральный закон от 08.06.2020 №172-ФЗ


2. По каким налогам предоставляется мера поддержки в виде освобождения от исполнения обязанности уплатить налоги (сборы), страховые взносы за отчетные (налоговые) периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 года?

Мера поддержки распространяется на следующие налоги:

  1. налог на прибыль организаций;
  2. акцизы;
  3. водный налог;
  4. налог на добычу полезных ископаемых;
  5. единый сельскохозяйственный налог;
  6. налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
  7. единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  8. транспортный налог;
  9. налог на имущество организаций;
  10. земельный налог;
  11. налог на имущество физических лиц;
  12. налог на доходы физических лиц, исчисляемый и уплачиваемый в соответствии с пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации;
  13. торговый сбор;
  14. налог, уплачиваемый в связи с применением патентной системы налогообложения.

В отношении выплат, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 0% на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование.

Федеральный закон от 08.06.2020 №172-ФЗ


3. Необходимо представлять декларацию (расчёт) за отчетные (налоговые) периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 года, в случае включения лица в перечень лиц, освобожденных от исполнения обязанности уплатить налоги, сборы и страховые взносы?

Налогоплательщик, включенный в перечень лиц, освобожденных от исполнения обязанности уплатить налоги (сборы), не освобожден от представления налоговых деклараций с исчисленными суммами налогов, за исключением случаев, когда на налогоплательщика в соответствии с НК РФ не возложена обязанность по представлению налоговых деклараций за указанный период (например, индивидуальные предприниматели при налогообложении у них имущества всех видов).

Федеральный закон от 08.06.2020 №172-ФЗ


4. Если я включен в перечень лиц, освобожденных от исполнения обязанности, как мне узнать сумму уменьшения ранее исчисленного патента?

Для налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения предусмотрено, что налоговым органом самостоятельно при исчислении суммы налога, подлежащего уплате, из количества дней срока, на который выдается патент, исключаются календарные дни, приходящиеся на апрель, май и июнь 2020 года.

Федеральный закон от 08.06.2020 №172-ФЗ


5. Если я включен в перечень лиц, освобожденных от исполнения обязанности уплатить налоги (сборы), необходимо ли мне уплачивать имущественные налоги?

Освобождение от уплаты имущественных налогов предусмотрено по налогам и авансовым платежам за период владения объектами налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года по:

  • налогу на имущество организаций – для всех объектов;
  • транспортному и земельному налогам – для транспортных средств и земельных участков, которые используются или предназначены для использования в предпринимательской и (или) уставной деятельности;
  • налогу на имущество физических лиц – для недвижимости, используемой или предназначенной для использования в предпринимательской деятельности.

В части транспортного и земельного налога освобождение налогоплательщиков-организаций за период владения объектами налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года осуществляется налоговым органом самостоятельно.

Для налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц освобождение от уплаты осуществляется налоговым органом самостоятельно по средствам применения соответствующей льготы, информация о которой будет отражена в налоговых уведомлениях. При этом, в случае отсутствия у налогового органа информации об использовании налогооблагаемого земельного участка и(или) иного объекта недвижимости в предпринимательской деятельности (например, садовый или огородный земельный участок, жилое помещение, гараж и т.п.), налоговая льгота за II квартал 2020 г. будет предоставляться на основании заявления налогоплательщика, оформленного в соответствии с приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@ и представленного в любой налоговый орган, а также документов, подтверждающих использование таких объектов (предназначение для использования) в предпринимательской деятельности.

Федеральный закон от 08.06.2020 №172-ФЗ


6. Если я включен в перечень лиц, освобожденных от исполнения обязанности уплатить налоги (сборы), необходимо ли мне уплачивать страховые взносы?

Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования и свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования установлены следующие пониженные тарифы страховых взносов:

  1. на обязательное пенсионное страхование - в размере 0,0 процента;
  2. на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0,0 процента;
  3. на обязательное медицинское страхование - в размере 0,0 процента.

Плательщики, представившие расчет по страховым взносам за отчетный период полугодие 2020 года без применения пониженных тарифов страховых взносов вправе представить уточненный расчет за указанный отчетный период, применив пониженный тариф в размере 0% в отношении сумм страховых взносов, исчисленных за последние три месяца отчетного периода.

Пострадавшим индивидуальным предпринимателям фиксированный платеж за 2020 год будет снижен на 12 130,00 руб. (размер одного МРОТ) и составит 20 318,00 рублей.


В Послании народу президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости освободить на три года микро- и малый бизнес от налога на доход. Нужные законодательные поправки должны вступить в силу с 2020 года и стать поддержкой для предпринимателей.

Форма, в которой Правительство исполнит поручение главы государства, и возможные эффекты – позитивные или отрицательные, пока неизвестны. Проблема лежит в его формулировке: в Казахстане не существует налога на доход в чистом виде, из-за чего у кабмина есть большое поле для интерпретации. Однако уже понятно, что бюджет потеряет часть налоговых поступлений, которые нужно будет чем-то компенсировать.

Informburo.kz разбирался, в чём суть инициативы из Послания и как она может отразиться на предпринимательстве в Казахстане.

Конкретного механизма ещё нет – Правительство думает

"В нашей стране достаточно успешных примеров развития предпринимательства. Мы всем обществом должны поддержать малый бизнес. Поручаю Правительству разработать законодательную основу освобождения компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года", – сказал Касым-Жомарт Токаев в Послании народу 2 сентября.

Малый бизнес – индивидуальные предприниматели и юрлица – сейчас могут работать не только по общеустановленному режиму налогообложения, но и по специальным – патенту, упрощённой декларации или с использованием фиксированного вычета.

Из них налог с дохода самого предприятия фигурирует только в общеустановленном режиме (КПН) и при использовании фиксированного вычета (налогообложение с дохода – разница между доходами и отдельными видами расходов). В остальных случаях речь идёт об индивидуальном подоходном налоге. Другими словами, уже сейчас часть ИП и компаний микро- и малого бизнеса не платит корпоративный подоходный налог.

Необходимые для освобождения бизнеса от налога на доход поправки, согласно поручению президента, должны вступить в силу в 2020 году. В какой форме поручение это будет исполнено, в Комитете государственных доходов Минфина и Министерстве нацэкономики Informburo.kz не ответили, сообщив, что вопрос ещё обсуждается.

Затруднились сделать предположения и опрошенные депутаты Мажилиса Парламента. Члены комитета по финансам и бюджету нижней палаты Аманжан Жамалов и Екатерина Никитинская отметили, что до объявления кабмином конкретного механизма обсуждать меру преждевременно.

"В какой форме облегчение налогового бремени к нам идёт, хотелось бы поговорить позже, когда мы увидим поправки в Налоговый кодекс. Надо смотреть, какие сегменты бизнеса и какие сферы деятельности попадут под эту норму. Это очень важно", – подчеркнула Екатерина Никитинская.

Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Рустам Журсунов также заметил, что прозвучавшая в послании формулировка даёт "большой люфт для интерпретаций". НПП участвует в обсуждении формата того, как бизнес освободят от налога на доход. Но последнее слово всё же останется за кабмином.

"Мы сейчас находимся в диалоге (с Правительством. – Авт.)", – сказал Рустам Журсунов.

Вполне возможно, что это может быть как отмена на три года части налогов для некоторых категорий бизнеса, так и в целом модель освобождения от налогов компаний микро- и малого предпринимательства в первые три года их работы.

Завесу тайны над работой кабмина по освобождению бизнеса от налогов приоткрыл первый заместитель премьер-министра – министр финансов Алихан Смаилов. 10 сентября в кулуарах Правительства он сообщил, что речь идёт об отмене индивидуального и корпоративного подоходных налогов. Сейчас в Казахстане их платят 700 тысяч ИП и 200 тысяч юрлиц, относящихся к малому бизнесу.

Кого теоретически могут освободить от налога на три года?

900 тысяч субъектов микро- и малого бизнеса сейчас платят ИПН и КПН в казну. И именно их должна напрямую коснуться инициатива Касым-Жомарта Токаева, если она будет реализована в том виде, о котором рассказал Алихан Смаилов.

Согласно Предпринимательскому кодексу, под определение микро- и малого бизнеса подходят:

  • малый бизнес: индивидуальные предприниматели и юрлица со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не выше 300 тысяч МРП (757,5 млн тенге);
  • микробизнес: малый бизнес, но с численностью работников не более 15 человек и доходом не выше 30 тысяч МРП (75,75 млн тенге).

Очевидно, что освобождать от налогов не будут всех без исключения, и об этом уже заявил глава Минфина. По его словам, ведомство работает над критериями для организаций, которые попадут под налоговую меру. В их числе точно не окажутся компании, которые работают с подакцизной продукцией, недропользователи, квазигосударственный и государственный секторы, а также игорный бизнес.

В Предпринимательском кодексе обозначены несколько видов бизнеса, которые не подпадают под определение малого бизнеса, даже если они соответствуют по численности работников и доходам. В их числе:

  • деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • производство и/или оптовая реализация подакцизной продукции;
  • деятельность по хранению зерна на хлебоприёмных пунктах;
  • проведение лотереи;
  • игорный бизнес;
  • оборот радиоактивных материалов;
  • банковская деятельность или отдельные виды банковских операций и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  • аудиторская деятельность;
  • профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
  • кредитные бюро;
  • охранная деятельность;
  • оборот гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Такие предприниматели сразу попадают в категории среднего или крупного бизнеса.

Кто в итоге заплатит за налоговые послабления?

Если налоги кому-то отменяют или снижают, это означает прямой убыток для бюджета. По предварительным расчётам, которые привёл министр финансов Алихан Смаилов, при освобождении от подоходного налога микро- и малого бизнес казна может недополучить более 200 млрд тенге.

"По прошлому году от микро- и малого бизнеса в бюджет было уплачено такого налога порядка 190 млрд тенге. На 2020 год, если мы будем освобождать такие компании и индивидуальных предпринимателей, потери бюджета будут составлять более 200 млрд тенге", – рассказал глава Минфина.

Возникшие потери Минфин планирует компенсировать за счёт улучшения налогового и таможенного администрирования. По словам Алихана Смаилова, благодаря этому за 2019 год поступления в бюджет выросли на более чем 1,1 трлн тенге. Из них более 850 млрд пришлись именно на улучшения в таможенном администрировании.

Между тем общие поступления от микро- и малого бизнеса в республиканский бюджет должны были и так снизиться. С 2020 года, напомним, корпоративный подоходный налог от МСБ должны передать акиматам регионов.

Такая мера, по мнению чиновников из Миннацэкономики, должна положительно сказаться на развитии малого и среднего бизнеса на местах, увеличить количество предприятий и расширить производства. Мотивация акиматов будет очевидна: чем лучше себя чувствует предпринимательство, тем больше денег поступит в бюджет. А это позволит выделять больше денег на нужды населения.

По имеющимся данным, при передаче КПН от МСБ в регионы должно было перетечь более 403 млрд тенге. В разрезе областей и городов республиканского значения величина таких поступлений будет, очевидно, разной. Примерные пропорции можно увидеть по числу действующих индивидуальных предпринимателей и юрлиц.

С новой инициативой Президента в течение следующих трёх лет часть КПН из поступлений исчезнет. Примерная сумма, как уже говорилось выше, будет более 200 млрд тенге.

Как это будет компенсироваться акиматам, работу которых теперь будут оценивать и по развитию бизнеса через призму налоговых поступлений, пока неизвестно. Возможно, это будет учтено в трансфертах из республиканского бюджета в бюджеты дотационных регионов.

Что дальше? Бизнес будет развиваться?

Главный мотив предложения освободить бизнес от налога на доход – простимулировать его развитие. По мнению депутата Мажилиса Екатерины Никитинской, облегчение налогового бремени должно позитивно сказаться на предпринимательстве в виде появления новых компаний.

"Когда дают такие льготы, рассчитывают, что появится больше действующих предприятий, то есть расширится налогооблагаемая база", – отметила парламентарий в разговоре с Informburo.kz.

Но действительно ли получится дать толчок развитию бизнеса – опять же, зависит от модели, которую предложит Правительство.

"Есть много условий. Если, допустим, будут встречные обязательства (предпринимателей. – Авт.) по учёту расходов и доходов, и после трёхлетнего периода они будут видны, тогда да, рост будет. А если будет точно такое же налогообложение с оборота, который часто занижают, то тогда нужно смотреть скептичнее", – считает заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Рустам Журсунов.

По его мнению, кабмин может выставить бизнесу встречные обязательства. В их числе могут быть, например, выход из "тени" и применение онлайн-кассовых аппаратов.

"Если три года большая часть предприятий Казахстана не будет платить налоги и проверяться, то через три года налоговики просто не соберут налогооблагаемую базу, которая есть сейчас. Это очень большие государственные риски", – добавил Рустам Журсунов.

Такой рост – порядка 45% по налогам – произошёл без каких-либо мораториев, а благодаря улучшению собираемости налогов и широкой поддержке массового предпринимательства.


Палата предпринимателей Восточно-Казахстанской области напоминает бизнес-сообществу о вступивших в силу законодательных нововведениях, которые касаются освобождения от уплаты налогов, моратория на проверки и отмены переоформления лицензии в случае переименования улиц.

Об освобождении от уплаты налогов

В целях стимулирования малого и микропредпринимательства также принят Закон об освобождении от уплаты налога на доходы с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лиц, применяющих специальные налоговые режимы и признаваемых субъектами малого и микропредпринимательства, в том числе плательщиков единого земельного налога.

Так вышеуказанные лица имеют право уменьшить на 100 процентов подлежащую уплате:

1) сумму корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты);

2) сумму социального налога (только для плательщиков, применяющих СНР на основе упрощенной декларации);

3) сумму единого земельного налога.

При этом вышеуказанные лица не освобождаются от исчисления налога с дохода и сдачи налоговой отчетности в органы государственных доходов.

Все остальные налоги и платежи будут уплачиваться при возникновении обязательств (в том числе по представлению налоговой отчетности, по уплате индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, социальных платежей (обязательные пенсионные взносы, социальные отчисления, а также взносы/отчисления в системы обязательного социального медицинского страхования)).

Не освобождаются от уплаты налога субъекты, осуществляющие:

1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;

3) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;

4) проведение лотереи;

5) деятельность в сфере игорного бизнеса;

6) деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;

7) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);

8) аудиторскую деятельность;

9) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

10) деятельность кредитных бюро;

11) охранную деятельность;

12) деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;

13) деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей;

14) реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти;

15) розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута;

16) внешнеэкономическую деятельность.

О моратории на проведение проверок

26 декабря 2019 года Президентом Республики Казахстан К-Ж. К. Токаевым подписан Указ о введении моратория на проведение проверок субъектов малого и микропредпринимательства.

Микропредприниматели - это субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30 000-кратного месячного расчетного показателя, установленного Законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300 000-кратного месячного расчетного показателя, установленного Законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, т. е. не превышающий 795 млн тенге.

Вместе с тем, в случае если со стороны предпринимателей будут иметь место нарушения, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку, прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также в целях выявления причин нарушения требований законодательства, если по конкретному факту в отношении конкретного субъекта предпринимательства одной внеплановой проверки будет недостаточно, то проверки будут проводиться по решению первого руководителя центрального государственного и местного исполнительного органа.

При этом субъекты малого и микропредпринимательства с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года проверяться по другим основаниям не будут. Данные меры приняты в целях улучшения условий для развития малого и микропредпринимательства.

О переименовании улиц

В этой связи официальные документы граждан и юридических лиц, в которых указано прежнее наименование столицы, улиц, не утрачивают свою юридическую силу. Изменение наименования не возлагает обязанность на граждан и представителей юридических лиц по замене актовых записей, учредительных документов и правоустанавливающих документов на недвижимое имущество.

Смена документов будет осуществляться строго по истечению их срока действия либо в случае их утраты.

При обращении граждан или юридических лиц за получением государственных услуг не допускается истребование справок и иных документов, подтверждающих изменение наименования столицы, улиц.

Таким образом, переоформлять лицензию при переименовании улицы или населенного пункта предпринимателям больше не требуется.

Фото: TsibaevAlex/shutterstock.com

Подходит к концу 2021 год, на пороге — 2022-й со своими планами и сюрпризами. Нововедения ждут и собственников недвижимости. Например, семьи с детьми смогут не платить налог с продажи жилья.

Продавцов недорогой недвижимости освободят от налога

С 1 января 2022 года меняется порядок предоставления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недвижимого имущества. С этого момента в декларации 3-НДФЛ можно не указывать доходы от продажи недорогой недвижимости или иного имущества (за исключением ценных бумаг) до истечения трех или пяти лет владения.

Данные доходы можно не отражать, если налогоплательщик в отношении недвижимого имущества (имущества) имеет право на имущественные налоговые вычеты в следующих размерах:

  • 1 млн руб. за налоговый период (календарный год) — для жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовые дома или земельные участки (доли в указанном имуществе);
  • 250 тыс. руб. — для иного недвижимого имущества (например, гараж).


— С января 2022 года физические лица, продавшие недорогую недвижимость, которая находилась у них в собственности менее трех или пяти лет, освобождаются от обязательного декларирования полученного дохода и представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, если имущественный вычет полностью перекрывает полученный доход. То есть если доход от проданной недвижимости не превышает 1 млн руб. и для иного имущества (гаражи, автомобили и иные) — 250 тыс. руб., то декларация не подается. Это касается как одного проданного объекта, так и нескольких недорогих объектов. Главное, чтобы не был превышен лимит по вычету. Если же доход от продажи превысит указанные лимиты, то обязанность декларировать доход остается, как и прежде.

Налоговый вычет по упрощенке

С 2022 года получить имущественный вычет станет проще. Чтобы получить выплату, физлицам не придется сдавать декларацию 3-НДФЛ. Теперь заявить право на вычет можно через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Фото:Marina Zezelina / Shutterstock.com


Сам вычет может переноситься на следующий год, поскольку не у всех доходы позволяют получить сумму разово. Например, если взять оклад 40 тыс. руб. в месяц, то в год доход составляет 480 тыс. руб., где вычет составит 13%, или 62,4 тыс. руб. С учетом того, что сумма вычета предоставляется с суммы в размере 2 (или 3) млн руб., вычет дополнительно можно будет подать в следующем году, пока весь лимит не исчерпается. Если доход у физлица высокий, то он может получить вычет единоразово.

Семьи с детьми освобождаются от налога при продаже жилья

С 1 января 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Сегодня собственник при продаже квартиры должен заплатить налог в размере 13% с дохода от продажи имущества. Благодаря нововведению семьи с детьми не будут платить налог, но лишь при соблюдении ряда условий, пояснили в ФНС:

  • возраст детей до 18 лет (или до 24 лет в случае обучения ребенка по очной форме). Возраст детей определяется на дату перехода от налогоплательщика к покупателю права собственности на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение;
  • в год продажи объекта или до 30 апреля года, следующего за годом продажи, следует купить новое жилье или большее по площади, или с более высокой кадастровой стоимостью;
  • кадастровая стоимость проданного объекта недвижимости не должна превышать 50 млн руб.;
  • у членов семьи физлица — получателя дохода не должно быть в собственности иного объекта недвижимости, площадь которого больше 50% от той, что в новом жилье.

С 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности

Кадастровая стоимость вырастет

С 2022 года будут применяться новые результаты государственной кадастровой оценки (ГКО), вступившие в силу с 2021 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Для расчета налога за налоговый период 2021 года во всех регионах станет применяться кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога будут использоваться понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

  • 0,2 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
  • 0,4 (в 2021 году был 0,2) — для десяти регионов (Республика Алтай, Республика Крым, Алтайский край, Приморский край, Волгоградская, Иркутская, Курганская, Свердловская, Томская области, Чукотский автономный округ), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
  • 0,6 (в 2021 году был 0.4) — для четырех регионов (республики Дагестан и Северная Осетия — Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
  • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для 77 регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
  • 0,6 в отношении объекта налогообложения, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения), исходя из кадастровой стоимости, применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта налогообложения.


— В ряде субъектов, включая Москву, в 2021 году была проведена очередная государственная кадастровая оценка (ГКО) объектов недвижимости. Ее результаты будут применены для расчета налога на имущество и земельного налога физических лиц в 2022 году. Так, например, в Москве новая кадастровая стоимость квартир в среднем выросла на 21% относительно предыдущей оценки 2018 года. Кадастровая стоимость жилья служит налоговой базой по имущественному налогу. Соответственно, налоговое бремя может вырасти пропорционально увеличению кадастровой стоимости. Однако, согласно законодательству, сама сумма налога за год не может увеличиться более чем на 10% по сравнению с прошлым годом. Поэтому годовой прирост будет не выше этого значения.

В течение 2022 года также произойдет окончательный переход к новому алгоритму оспаривания кадастровой стоимости — с обязательной досудебной стадией рассмотрения заявления налогоплательщика и приложенного к нему отчета независимого оценщика в ГБУ по кадастровой оценке. В случае отрицательного решения налогоплательщик будет вправе оспорить его в судебном порядке, одновременно заявив исковые требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

Повышенный налог для нарушителей

В 2022 году в силу вступят новые правила применения повышенной налоговой ставки — до 1,5% в случае выдачи органами госземнадзора предписаний об устранении нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений:

Фото:Alexey Smyshlyaev / Shutterstock.com

Степан Хантимиров, юрист адвокатского бюро Asterisk:


— Подобная практика применялась и раньше: налоговая выявляла нарушение и в судебном порядке доначисляла налог по повышенной ставке. Теперь закон позволяет делать это напрямую. Речь идет о нецелевом использовании участков для ведения сельскохозяйственного производства, личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества и ИЖС.

По закону земля должна использоваться в соответствии со своим назначением. Если собственник не соблюдает это условие, то он должен платить земельный налог по повышенной ставке — 1,5%. Сейчас ставка для указанных земель составляет 0,3% (максимальный порог, саму ставку устанавливают муниципалитета). Например, если у человека сельхозземля, а он не выращивает на ней культуры и построил дом для круглогодичного проживания. В таком случае ставка земельного налога для него будет 1,5% вместо 0,3%.


— По повышенной ставке нарушители будут платить в 2023 году, поскольку начисление земельного налога происходит в следующем году по окончании налогового периода. Земельный налог для указанных категорий земель рассчитывается по ставке 0,3%. Допустим, кадастровая стоимость участка 6 млн руб., налог составит 18 тыс. руб. Если условия использования нарушены, то нужно будет заплатить по ставке 1,5%, или 90 тыс. руб. Получается на 72 тыс. руб. больше. Уменьшат налог только в случае, если собственник приведет участок в первоначальный вид, но сделать это практически невозможно.

Фото: TsibaevAlex/shutterstock.com

Подходит к концу 2021 год, на пороге — 2022-й со своими планами и сюрпризами. Нововедения ждут и собственников недвижимости. Например, семьи с детьми смогут не платить налог с продажи жилья.

Продавцов недорогой недвижимости освободят от налога

С 1 января 2022 года меняется порядок предоставления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недвижимого имущества. С этого момента в декларации 3-НДФЛ можно не указывать доходы от продажи недорогой недвижимости или иного имущества (за исключением ценных бумаг) до истечения трех или пяти лет владения.

Данные доходы можно не отражать, если налогоплательщик в отношении недвижимого имущества (имущества) имеет право на имущественные налоговые вычеты в следующих размерах:

  • 1 млн руб. за налоговый период (календарный год) — для жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовые дома или земельные участки (доли в указанном имуществе);
  • 250 тыс. руб. — для иного недвижимого имущества (например, гараж).


— С января 2022 года физические лица, продавшие недорогую недвижимость, которая находилась у них в собственности менее трех или пяти лет, освобождаются от обязательного декларирования полученного дохода и представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, если имущественный вычет полностью перекрывает полученный доход. То есть если доход от проданной недвижимости не превышает 1 млн руб. и для иного имущества (гаражи, автомобили и иные) — 250 тыс. руб., то декларация не подается. Это касается как одного проданного объекта, так и нескольких недорогих объектов. Главное, чтобы не был превышен лимит по вычету. Если же доход от продажи превысит указанные лимиты, то обязанность декларировать доход остается, как и прежде.

Налоговый вычет по упрощенке

С 2022 года получить имущественный вычет станет проще. Чтобы получить выплату, физлицам не придется сдавать декларацию 3-НДФЛ. Теперь заявить право на вычет можно через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Фото:Marina Zezelina / Shutterstock.com


Сам вычет может переноситься на следующий год, поскольку не у всех доходы позволяют получить сумму разово. Например, если взять оклад 40 тыс. руб. в месяц, то в год доход составляет 480 тыс. руб., где вычет составит 13%, или 62,4 тыс. руб. С учетом того, что сумма вычета предоставляется с суммы в размере 2 (или 3) млн руб., вычет дополнительно можно будет подать в следующем году, пока весь лимит не исчерпается. Если доход у физлица высокий, то он может получить вычет единоразово.

Семьи с детьми освобождаются от налога при продаже жилья

С 1 января 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Сегодня собственник при продаже квартиры должен заплатить налог в размере 13% с дохода от продажи имущества. Благодаря нововведению семьи с детьми не будут платить налог, но лишь при соблюдении ряда условий, пояснили в ФНС:

  • возраст детей до 18 лет (или до 24 лет в случае обучения ребенка по очной форме). Возраст детей определяется на дату перехода от налогоплательщика к покупателю права собственности на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение;
  • в год продажи объекта или до 30 апреля года, следующего за годом продажи, следует купить новое жилье или большее по площади, или с более высокой кадастровой стоимостью;
  • кадастровая стоимость проданного объекта недвижимости не должна превышать 50 млн руб.;
  • у членов семьи физлица — получателя дохода не должно быть в собственности иного объекта недвижимости, площадь которого больше 50% от той, что в новом жилье.

С 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности

Кадастровая стоимость вырастет

С 2022 года будут применяться новые результаты государственной кадастровой оценки (ГКО), вступившие в силу с 2021 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Для расчета налога за налоговый период 2021 года во всех регионах станет применяться кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога будут использоваться понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

  • 0,2 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
  • 0,4 (в 2021 году был 0,2) — для десяти регионов (Республика Алтай, Республика Крым, Алтайский край, Приморский край, Волгоградская, Иркутская, Курганская, Свердловская, Томская области, Чукотский автономный округ), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
  • 0,6 (в 2021 году был 0.4) — для четырех регионов (республики Дагестан и Северная Осетия — Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
  • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для 77 регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
  • 0,6 в отношении объекта налогообложения, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения), исходя из кадастровой стоимости, применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта налогообложения.


— В ряде субъектов, включая Москву, в 2021 году была проведена очередная государственная кадастровая оценка (ГКО) объектов недвижимости. Ее результаты будут применены для расчета налога на имущество и земельного налога физических лиц в 2022 году. Так, например, в Москве новая кадастровая стоимость квартир в среднем выросла на 21% относительно предыдущей оценки 2018 года. Кадастровая стоимость жилья служит налоговой базой по имущественному налогу. Соответственно, налоговое бремя может вырасти пропорционально увеличению кадастровой стоимости. Однако, согласно законодательству, сама сумма налога за год не может увеличиться более чем на 10% по сравнению с прошлым годом. Поэтому годовой прирост будет не выше этого значения.

В течение 2022 года также произойдет окончательный переход к новому алгоритму оспаривания кадастровой стоимости — с обязательной досудебной стадией рассмотрения заявления налогоплательщика и приложенного к нему отчета независимого оценщика в ГБУ по кадастровой оценке. В случае отрицательного решения налогоплательщик будет вправе оспорить его в судебном порядке, одновременно заявив исковые требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

Повышенный налог для нарушителей

В 2022 году в силу вступят новые правила применения повышенной налоговой ставки — до 1,5% в случае выдачи органами госземнадзора предписаний об устранении нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений:

Фото:Alexey Smyshlyaev / Shutterstock.com

Степан Хантимиров, юрист адвокатского бюро Asterisk:


— Подобная практика применялась и раньше: налоговая выявляла нарушение и в судебном порядке доначисляла налог по повышенной ставке. Теперь закон позволяет делать это напрямую. Речь идет о нецелевом использовании участков для ведения сельскохозяйственного производства, личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества и ИЖС.

По закону земля должна использоваться в соответствии со своим назначением. Если собственник не соблюдает это условие, то он должен платить земельный налог по повышенной ставке — 1,5%. Сейчас ставка для указанных земель составляет 0,3% (максимальный порог, саму ставку устанавливают муниципалитета). Например, если у человека сельхозземля, а он не выращивает на ней культуры и построил дом для круглогодичного проживания. В таком случае ставка земельного налога для него будет 1,5% вместо 0,3%.


— По повышенной ставке нарушители будут платить в 2023 году, поскольку начисление земельного налога происходит в следующем году по окончании налогового периода. Земельный налог для указанных категорий земель рассчитывается по ставке 0,3%. Допустим, кадастровая стоимость участка 6 млн руб., налог составит 18 тыс. руб. Если условия использования нарушены, то нужно будет заплатить по ставке 1,5%, или 90 тыс. руб. Получается на 72 тыс. руб. больше. Уменьшат налог только в случае, если собственник приведет участок в первоначальный вид, но сделать это практически невозможно.

Читайте также: