Неисполненную обязанность по уплате налогов дали неверно

Обновлено: 04.07.2024

Налогоплательщик ошибся в платежном поручении. Налог не отражен на лицевом счете. Он должен совершить следующие действия: уточнить налоговый платеж и подать заявление.

Ошибка в платежном поручении на уплату налогов. Что делать ?

Ниже приведены типовые ошибки в платежных поручениях, которые приводят к нежелательным последствиями, а также способами их устранения.

В статье 45 Налогового кодекса РФ сказано, что налог может считаться уплаченным с того времени, как в банк будет предъявлено поручение на перечисление в пользу бюджета денег со счета налогоплательщика.

Но это не достаточное условие для проведения платежки по уплате налога, что мы и покажем ниже. Объясняется это тем, что, заполняя платежные поручения, налогоплательщики довольно часто опускают ошибки. И, как следствие, факт исполнения обязательств по уплате налога можно решить только через суд. В связи с этим в Налоговый кодекс РФ были внесены некоторые изменения, которые регулируют данную ситуацию.

  1. Ошибки, приводящие к неуплате налога в бюджет. В таких ситуациях будут начисляться пени за недоимку. А сумму всё-равно нужно заплатить;
  2. Ошибки, не приводящие к неуплате налога в бюджет. Можно просто уточнить платеж (письмо Минфина России от 29.03.2012 № 03-02-08/31).
Арест и блокировка банковского счета, как разблокировать расчетный

Действия организации зависят от причины, по которым инспекция заморозила счет. Например, если счета заблокировали из-за неподачи налоговой декларации, то ее нужно представить или подтвердить, что ее подали ранее.

Новый порядок работы налоговиков с невыясненными платежами

Если платежное поручение на уплату налогов заполнить с ошибками, ФНС может отнести поступившую сумму к невыясненным платежам. То же самое может случиться и при уплате страховых взносов.

Если ФНС не может идентифицировать платеж, возможны два варианта развития событий:

  1. ФНС сообщит компании о зависшем платеже.
  2. ФНС не станет уведомлять о зависшем платеже. Чаще всего налогоплательщики узнают об ошибках в платежном поручении, когда получают требование об уплате недоимки по налогу и пеней.

Самой распространенной ошибкой, ведущей к уточнению платежа, можно считать неверный КБК. Иногда контролирующие органы уточняют платежи самостоятельно и уже по факту уведомляют налогоплательщика.

С 01.12.2017 в силу вступил Приказ ФНС РФ от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, который подробно описывает порядок уточнения платежей. Согласно этому приказу, ФНС информирует плательщика о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа. Для уведомления разработана специальная форма. Налоговый орган укажет причину, по которой платеж не прошел. В приказе приведен перечень возможных ошибок. Всего их 16.

Коды ошибок о неуплате налога и их расшифровка:

  • 01 — КБК не указан или указан с ошибкой
  • 03 — ОКТМО не указан или указан с ошибкой
  • 05 — ИНН налогоплательщика отсутствует или указан с ошибкой
  • 06 — указанный ИНН принадлежит другой компании
  • 07 — КПП налогоплательщика отсутствует или указан с ошибкой
  • 08 — ИНН получателя отсутствует или указан с ошибкой
  • 09 — КПП получателя отсутствует или указан с ошибкой
  • 10 — налогоплательщик не состоит на учете в ИФНС
  • 11 — перечислен налог за третьих лиц
  • 12 — в поле 106 платежного поручения основание платежа отсутствует или указано неверно
  • 13 — присутствуют ошибки в наименовании получателя и в номере расчетного счета
  • 14 — в ФНС не открыта карточка расчета с бюджетом
  • 15 — в поле 101 платежного поручения указан неверный статус плательщика или поле пустое
  • 16 — в поле 107 платежного поручения налоговый период не указан или указан с ошибкой

Зная коды ошибок, налогоплательщик сможет оперативно найти допущенную ошибку и написать письмо об уточнении платежа. Письмо составляется в произвольной форме.

Чтобы избежать пеней из-за невыясненных налоговых платежей, рекомендуем периодически проводить сверку расчетов с контролирующими органами. А лучше получить ЭЦП и открыть личный кабинет юридического лица или ИП. Там всё видно!

Уточнение страховых взносов

Так, чтобы уточнить реквизиты платежных поручений на перечисление взносов, деньги по которым поступили в ПФР до 01.01.2017 года , заявление об уточнении нужно подать в Фонд. В течение 5 рабочих дней Фонд рассматривает полученное заявление, выносит решение об уточнении платежа и направляет это решение налоговикам. Одновременно с решением ПФР отправит в инспекцию уточненную сумму пени, пересчитанную по состоянию на 01.01.2017.

Ошибки, приводящие к неуплате налога в бюджет

В эту первую группу ошибок включены 2 пункта.

Первый пункт гласит о том, что налог будет считаться не уплаченным в случае допущения ошибки в номере счета Федерального Казначейства.

Второй ошибкой считается неверное написание наименования банка-получателя .

Третьей ошибкой считается неверное указание ОКТМО .

С 2019 года НДФЛ посчитают неуплаченным, если в платежке будет неверный ОКТМО. Поправки к подпункту 4 пункта 4 статьи 45 и статье 123 НК уже находятся в Госдуме (законопроект № 445467-7). Если из-за ошибки в ОКТМО инспекция не засчитает платеж, оштрафуют налогового агента (ст. 123 НК).

Если допустили такие ошибки, то платеж вообще не будет проведен банком или же средства поступят на другой счет Казначейства России. В любом случае сумму придется заплатить заново.

В соответствии с этим, если вышеназванные ошибки не будут замечены и исправлены вовремя, то они повлекут за собой возникновение недоимки. И, как следствие, на плечи налогоплательщика лягут еще и штрафы, блокировка счета и необходимость в повторной уплате налога.

В случае обнаружения таких ошибок после того, как поручение будет исполнено банком, исправление их возможно только одним способом — повторным перечислением денег по верным реквизитам. А первоначально уплаченную сумму придется возвращать как уплаченную излишне.

  • в банк – если платеж не исполнен;
  • в налоговую инспекцию по месту учета организации – если средства списаны с расчетного счета организации, но на счет Казначейства России не попали.

В налоговую инспекцию по месту учета подайте заявление. В течение 10 рабочих дней с момента получения этого заявления инспекторы письменно обратятся в УФНС России по месту зачисления платежа. К обращению они приложат копию заявления организации о возврате платежа в электронном виде (скан-образ). Получив эти документы, не позднее следующего рабочего дня УФНС России перешлет их в региональное управление казначейства для возврата ошибочно поступившей суммы. После этого региональное управление казначейства перечислит организации ошибочный платеж и в течение трех рабочих дней известит об этом представителей налоговой службы.

✉ Письма Минфина России от 2 ноября 2011 г. № 02-04-10/4819, от 10 августа 2011 г. № 02-04-09/3641 и ФНС России от 6 сентября 2013 г. № ЗН-3-1/3228.

Ошибки, не приводящие к неуплате налога в бюджет

По замыслу законодателя все остальные ошибки, которые может допустить бухгалтер, заполняя платежное поручение, не могут привести к возникновению недоимки и не должны требовать уплаты налога в повторном порядке. Иными словами, если в процессе заполнения был неверно указан КПП, КБК, ИНН, назначение платежа, наименование плательщика, код в поле 101, то в данном случае налог будет считаться уплаченным вовремя.

Получается, что эти ошибки не влекут за собой серьезных проблем. Однако на практике все обстоит несколько иначе. Довольно часто инспекциями начисляются штрафы и пени налогоплательщикам, которые допустили такие ошибки в процессе заполнения нового платежного поручения. И чтобы добиться справедливости приходится решать данный вопрос уже в судебном порядке.

В Налоговом кодексе обязательства по уплате налогов считаются исполненными даже не смотря на содержащие ошибки в платежном поручении. Ведь сумма со стороны плательщика была предназначена для перечисления в бюджет. И поэтому подача заявления об уточнении платежа, согласно п.7 ст.45 НК РФ считается правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Но в то же время обязанность налоговиков в виде распределения сумм, которые поступили по платежным поручениям с ошибками в Налоговом кодексе не зафиксированы. И в итоге до момента, пока казначейство и инспекция разберутся со статусом платежа по ошибочной платежке, на лицевом счете будет числиться недоимка и пени на ее сумму.

Именно поэтому, как только вы обнаружили ошибку, не стоит дожидаться результатов деятельности инспекции и казначейства, а следует срочно заняться подачей заявления на уточнение платежа в ИФНС.

Согласно указанию Минфина, инспекция должна провести вышеназванные действия в течение 10 дней с момента получения заявления налогоплательщика или же с момента подписания акта сверки.

Заявление на ЗАЧЕТ и ВОЗВРАТ СТРАХОВЫХ Взносов ФСС, новые формы

Бухгалтер может столкнуться с зачетом или возвратом страховых взносов. С 14 мая 2014 года нужно использовать обновленные формы заявлений, утверждены приказом Минтруда России от 04.12.13 № 712н и являются обязательными для применения.

Что делать, если в налоговой платежке ошибочно указали КБК ?

Неверный КБК в налоговой платежке

дело поправимое, потому что КБК не относится к реквизитам, неверное указание которых в платежном поручении на перечисление налогов приравнивается к неисполнению налогоплательщиком обязанностей перед бюджетом.

А вот серьезной ошибкой , из-за которой обязанность по уплате налога будет считаться неисполненной, считается указание в платежном поручении 1) неверного номера счета Федерального казначейства и 2) наименования банка получателя . В этом случае налог придется уплатить заново, а платеж, перечисленный с ошибками, можно будет потом вернуть. При этом за несвоевременную уплату налога плательщику начисляются пени за период просрочки.

В случае неверного КБК подайте в инспекцию (или в фонд) заявление об уточнении реквизитов платежа. Дело в том, что из-за неверного КБК деньги могут попасть не в тот бюджет или в невыясненные поступления. Тогда обязанность по уплате налога или страховых взносов будет считаться неисполненной. Уточнив же реквизиты платежа, вы избежите пеней и претензий от контролеров. Получив заявление, проверяющие проведут при необходимости сверку и примут уточнение на день фактической уплаты.

В этом случае уточнить платеж нельзя. Уточнить нельзя неправильно указанные номера счета Казначейства России и наименования банка получателя средств (п. 4 ст. 45 НК РФ).

Если допустили такие ошибки, то платеж вообще не будет проведен банком или же средства поступят на другой счет Казначейства России . В любом случае сумму придется заплатить заново.

Кроме того, нельзя уточнить платеж по пенсионным взносам, если перечисленная сумма учтена на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (абз. 2 п. 9 ст. 45 НК РФ).

Если перечисляете платеж повторно, за возвратом первоначально уплаченной суммы обращайтесь:

  • в банк – если платеж не исполнен;
  • в налоговую инспекцию по месту учета организации – если средства списаны с расчетного счета организации, но на счет Казначейства России не попали.

В налоговую инспекцию по месту учета подайте заявление. В течение 10 рабочих дней с момента получения этого заявления инспекторы письменно обратятся в УФНС России по месту зачисления платежа. К обращению они приложат копию заявления организации о возврате платежа в электронном виде (скан-образ). Получив эти документы, не позднее следующего рабочего дня УФНС России перешлет их в региональное управление казначейства для возврата ошибочно поступившей суммы. После этого региональное управление казначейства перечислит организации ошибочный платеж и в течение трех рабочих дней известит об этом представителей налоговой службы.

Бывает, что к моменту подачи заявления в налоговой инспекции еще нет сведений о том, зачислен ли платеж на счет Казначейства России. Тогда в течение двух рабочих дней с момента поступления заявления инспекция направит в региональное УФНС России соответствующий запрос. Ответить на этот запрос (подтвердить зачисление платежа) региональное УФНС России должно в течение двух рабочих дней с момента его получения. После этого возврат ошибочно зачисленной суммы произведут в том же порядке.

✉ Письма Минфина России от 2 ноября 2011 г. № 02-04-10/4819, от 10 августа 2011 г. № 02-04-09/3641 и ФНС России от 6 сентября 2013 г. № ЗН-3-1/3228.

Ошибка или не указан УИН

По номеру УИН происходит автоматический учет уплаченных страховых взносов и иных платежей в бюджет. Сведения о платежах в бюджет передаются в ГИС ГМП. Это Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах.

Если в платежке указать неверный УИН , ГИС ГМП платеж не идентифицирует. Обязанность по уплате страховых взносов и других платежей в бюджет будет считаться неисполненной.

УИН устанавливает ФСС или ПФР. Если вы получили требование об уплате налогов или сборов, УИН возьмите из требования.

При уплате штрафов в ГИБДД за автомобиль компании УИН возьмите из постановления. Иначе штраф будет считаться неуплаченным.

Когда ошибка при указании КБК в платежке на уплату страховых взносов не влечет начисление пеней

При неправильном указании КБК в платежке обязанность по уплате страховых взносов может быть признана неисполненной только в том случае, если это повлекло неперечисление необходимой суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства. Если, несмотря на неверное указание КБК в платежном документе, денежные средства поступили на единый счет пенсионного фонда, который выполняет функции единого администратора поступлений и если в платежке верно отражены назначение платежа, счет администратора и его наименование, то сам по себе факт неправильного указания разряда КБК, обозначающего администратора поступлений, не свидетельствует о непоступлении платежа единому администратору. Платеж в любом случае поступил управлению фонда, которое в силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса могло не только определить назначение платежа, но и самостоятельно распределить поступившую сумму между бюджетами соответствующих внебюджетных фондов.

Сам факт неправильного указания кода бюджетной классификации не является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной, сделал вывод АС Северо-Западного округа в постановлении от 13.07.2016 N Ф07-4923/2016 по делу N А56-82352/2015.

Когда налог считается уплаченным?

Минфин России в письме от 19.01.17 № 03-02-07/1/2145 напоминают, что налог считается уплаченным, как только плательщик предъявляет в банк платежное поручение на перечисление денежных средств со своего счета (если нужная сумма на нем есть) в бюджет на счет казначейства.

Нарушение срока оплаты налога или страховых взносов по вине банка

Платежное поручение по взносам и госпошлине за ноябрь 2016 организация представила в банк 10 декабря 2016 года. Но в бюджет ФНС деньги поступили лишь 20 декабря 2016 года. В итоге с 16 по 20 декабря организации начислили пени.

1. Потребуйте от банка письменное объяснение, по какой причине был задержан платеж. Ведь банковские сотрудники обязаны исполнить поручение за один операционный день.

2. Напишите в отделение ФНС заявление с просьбой пересчитать сумму начисленных пеней по взносам в связи с тем, что деньги поступили в бюджет не вовремя по вине банка.

  • то самое письменное объяснение банка;
  • платежное поручение на уплату взносов с отметкой банка;
  • договор с банком на обслуживание;
  • выписку по расчетному счету, чтобы было видно, когда вы подали поручение, и что деньги на счете вашей компании действительно были.

Пишите в обосновании платежа подробно страховой номер, за что и за какой период идет уплата страховых взносов.

Итак мы рассмотрели важный вопрос

В платежном поручении на уплату налогов есть ошибка. Что делать ?

Дабы не допускать проблем подобного рода и не создавать себе дополнительные трудности, лучше несколько раз проверить правильность заполнения платежного поручения, а затем уже совершать по нему оплату.

Как уточнить платеж

С 1 января 2019 года изменили условия, при которых можно уточнить налоговый платеж, если:

  • со дня уплаты прошло не более трех лет;
  • уточнение не приводит к образованию недоимки;
  • деньги поступили в бюджет, несмотря на ошибку.

Если платеж не поступил в бюджет, то уточнить его нельзя. Придется оформить новое платежное поручение и обратиться в ИФНС за возвратом денег по старой платежке.

Уточнить можно не только основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика, но и номер счета Федерального казначейства. П. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ

Если налогоплательщик перечислил деньги в бюджет вовремя, но по неверным реквизитам, а позднее подал заявление об уточнении платежа, то датой уплаты налога будет считаться дата перечисления некорректного платежа, а значит пеней быть не должно. Но, так просто избежать денежных санкций можно не всегда.

Будут ли пени при Уточнение налогового платежа и зачет переплаты в счет недоимки

Есть две ситуации, когда уточнение реквизитов платежа от пеней за просрочку не спасет.

2. Если ошибочный платеж изначально был перечислен с опозданием. В этом случае, налоговики сторнируют начисленные пени только за период со дня фактического перечисления денег до даты принятия решения об уточнении. Соответственно, за первоначальное опоздание пени все равно придется уплатить.

Зачет имеющейся переплаты в счет недоимки

Автор: Александр Трудоношин, налоговый консультант, специалист по информационным технологиям, директор ООО "ЦЭАиЭ". Команда портала

Признается ли обязанность по уплате налога неисполненной, если в платежном поручении допущена ошибка в КБК? Как поступить налогоплательщику?

Вопрос: Налогоплательщик — физическое лицо представил в банк платежное поручение на уплату налога с ошибкой в КБК. Может ли неправильное указание КБК в платежном поручении являться основанием для признания обязанности лица по уплате налога неисполненной? Что должен предпринять налогоплательщик в рассматриваемой ситуации?

Ответ: В случае указания в платежном поручении неверного КБК обязанность налогоплательщика по уплате налога не может считаться неисполненной, ему необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа.

Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
На основании пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
При заполнении поручения необходимо руководствоваться Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России 19.06.2012 N 383-П.
В силу абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
Согласно п. 1 ст. 18 Бюджетного кодекса РФ бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Рассмотрим позицию судов по данному вопросу.
Так, например, в Апелляционном определении Волгоградского областного суда от 17.08.2016 N 33-11096/2016 разъясняется, что правильное указание кода бюджетной классификации необходимо лишь для правильного распределения средств как между бюджетами, так и внутри данного бюджета. Налоговое законодательство не относит указание кода бюджетной классификации к обязательным реквизитам, свидетельствующим об уплате или неуплате того или иного налога, неправильное указание КБК в платежном поручении не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной.
Сходный вывод содержится в Апелляционных определениях Новосибирского областного суда от 30.08.2016 N 33а-8641/2016 и Санкт-Петербургского городского суда от 29.04.2015 N 33-6554/2015.
Таким образом, неправильное указание КБК в платежном поручении, направленном на исполнение физическим лицом своей обязанности по уплате налога, не может являться основанием для признания такой обязанности неисполненной. В случае обнаружения подобной ошибки в платежном документе налогоплательщик с соответствующим заявлением обращается в налоговый орган с целью уточнения ошибочной информации.
Разделяют эту позицию и контролирующие органы. Так, в Письме ФНС России от 10.10.2016 N СА-4-7/19125@ уточняется, что код бюджетной классификации и статус плательщика относятся к группам реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа и статус плательщика. Соответственно, на основании положений п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в указании КБК и (или) статуса плательщика в поручении на перечисление налога он вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации обязанность налогоплательщика не может считаться неисполненной, ему необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа.

А.А.Болдырь
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
30.11.2016

Что можно предпринять налогоплательщику в ситуации, когда задолженности перед бюджетом у него нет, но налоговая инспекция отказывается это признать и выдать подтверждающую справку? Вправе ли налогоплательщик оспаривать суммы налоговых санкций, которые им реально уплачены не были, но срок для взыскания которых истек?

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В случае несогласия с теми или иными суммами, предъявленными к уплате налоговой инспекцией, налогоплательщик вправе использовать механизм судебной защиты, гарантированный ст. 46 Конституции РФ.

На практике нередки случаи, когда у налогоплательщика фактически задолженности перед бюджетом нет, но налоговая инспекция с этим не согласна и отражает ее на лицевом счете (к примеру, инспекцией утрачена возможность взыскания налоговой санкции в связи с пропуском срока). Для налогоплательщика такое положение вещей является неприемлемым, поскольку информация о наличии задолженности перед бюджетом создает для него препятствия при осуществлении предпринимательской деятельности: без справки об отсутствии задолженности по платежам в бюджет его не допустят к участию в торгах, не дадут лицензию на осуществление реализации алкогольной продукции и т.д.

В настоящее время в судебной практике для разрешения данной проблемы выработан определенный подход, согласно которому добросовестный налогоплательщик вправе подать иск в суд по общим правилам искового производства о признании обязанности по уплате налога, сбора или налоговой санкции исполненной.

Требование о признании обязанности по уплате налога и сбора исполненной хотя и вытекает из публичных правоотношений, однако носит имущественный характер и не подпадает под категорию дел, рассматриваемых по правилам гл. 24 АПК РФ, в том числе с применением ст. 198 АПК РФ. Данное требование с учетом положений ст. 189 АПК РФ подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений гл. 22 АПК РФ. Такой иск представляет собой возражения налогоплательщика как обязанного лица против вменяемой ему налоговой инспекцией неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов.

В предмет доказывания по данной категории дел входит выяснение вопроса о наличии или отсутствии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом. Следует иметь в виду, что в силу пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

При рассмотрении иска суд учитывает, предпринимались ли или нет налоговой инспекцией меры по взысканию сумм налогов, сборов, налоговых санкций в порядке и в сроки, установленные налоговым законодательством, в случае если инспекция не признает обязанность по уплате спорных сумм налогов исполненной. Налоговая инспекция должна представить доказательства, свидетельствующие о принятии мер по взысканию спорной задолженности.

Следует знать, что, когда налогоплательщик заявляет о своем несогласии с представленными налоговой инспекцией сведениями, справка, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки, при отсутствии иных документов (в частности, налоговых деклараций, актов налоговых проверок, в которых содержатся данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки) не является достаточным доказательством по делу (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.01.2013 N 9880/12).

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 59 НК РФ суммы налогов, списанные со счетов налогоплательщиков в банках, но не перечисленные в бюджетную систему, признаются безнадежными к взысканию и списываются, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

Пункт 4 ст. 59 НК РФ в новой редакции в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ применяется также к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ.

Следует учитывать, что для решения вопроса о возможности применения п. 4 ст. 59 НК РФ сам факт ликвидации банка правового значения не имеет (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 7034/12).

Таким образом, задолженность налогоплательщика перед бюджетом отсутствует при доказанности ее погашения в установленном порядке или истечения предусмотренного законом срока на взыскание.

Согласно пп. 1 п. 2 и п. 8 ст. 45 НК РФ взыскание налогов, пеней и штрафов с организаций, которым открыты лицевые счета, производится исключительно в судебном порядке за счет денежных средств в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафа, а в отношении иного имущества - в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора в силу пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ прекращается в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней и штрафов в связи с истечением срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе в мотивировочной части акта. Такой судебный акт после вступления его в законную силу является основанием для исключения налоговым органом соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, на основе данных которого производится сверка расчетов с бюджетом.

Инициировать судебное разбирательство, о котором упоминается в пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, вправе не только налоговый орган, обращающийся в арбитражный суд в порядке гл. 26 АПК РФ с исковым заявлением о взыскании обязательных налоговых платежей, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Налоговые споры являются одними из самых частым, которые приходится рассматривать арбитражным судам всех инстанций. В свежем судебном обзоре мы собрали выводы судей, сделанные по вопросам перечисления налогов.

1. Оплата налогов через проблемный банк - схема уклонения

Если плательщик налогов направил платежку на уплату налога в банк, в котором возникли проблемы с ликвидностью и активами, тем более, до истечения срока уплаты этого налога, такой платеж вряд ли получится зачесть. Скорее всего, такому налогоплательщику придется не только еще раз оплачивать недоимку и выручать "застрявшие" деньги, но и заплатить пени и штраф. Именно такое решение принял по подобному спору Арбитражный суд Московского округа.

Суть спора

Налогоплательщик направил в банк, где у него был открыт расчетный счет, платежное поручение на уплату налога по УСН. Банк успел списать соответствующую сумму с расчетного счета организации, однако в бюджет эти деньги так и не попали. На корреспондентском счете кредитной организации просто не оказалось достаточно средств. Позже у этого банка была отозвана лицензия на право осуществления банковской деятельности Центробанком РФ. Так как деньги на уплату налога не поступили, налоговая служба выставила ИП требование об уплате недоимки. Однако налогоплательщик ответил налоговикам письмом, в котором попросил признать его обязанность по уплате единого налога по УСН исполненной. В ответ специалисты ФНС признали действия организации недобросовестными и назначили штраф. Организация обратилась в суд.

Решение суда

Суды трех инстанций позицию ФНС поддержали. Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 25.05.17 № Ф05-6488/2017 согласился с позицией проверяющих о том, что такие действия налогоплательщика являются схемой по уходу от оплаты налога. В ходе рассмотрения спора судьи выяснили, что налогоплательщик предъявил в банк платежное поручение на уплату налога по УСН 16 января. При этом саму декларацияю по УСН с суммой налога к уплате организация подала в налоговую инспекцию намного позже - 31 марта. Таким образом, оплаты была произведена до того, как у организации появилась обязанность по уплате налога.

За некоторое время до направления платежного поручения в банк в интернете была опубликована информация о финансовой нестабильности банка. Кроме того, у налогоплательщика существовал расчетный счет, открытый в другом банке, через который он также мог произвести оплату. Учитывая перечисление суммы налога до наступления фактического срока его уплаты, а также возможную осведомленность налогоплательщика о проблемах у кредитной организации, арбитры признали его поведение недобросовестным. Обязанность по уплате налога на УСН была признана судом неисполненной, а штрафы и пени, начисленные ФНС, оставлены в силе.

2. Заплатить налоги от продажи недвижимости придется даже бывшему ИП

Если индивидуальный предприниматель продал недвижимое имущество в коммерческих целях уже после закрытия ИП, то, по мнению налоговых органов, это является предпринимательской деятельностью, с которой нужно заплатить налоги. Поэтому, налоговики могут доначислить в таком случае НДС, НДФЛ, налог по УСН, пени и штрафы. А суд признает это обоснованным, как это сделал Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Суть спора

Решение суда

Суды разошлись во мнениях: если суд первой инстанции отказал в ИП в удовлетворении иска и поддержал налоговиков, то апелляционный суд несколько раз отправлял дело на новое рассмотрение. Так оно дошло до кассации и Арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 12.05.17 № А70-1228/2016 предпринимателю отказал. Судьи отметили, что основным видом деятельности ИП были как раз сделки с недвижимостью, в том числе ее покупка и продажа. До продажи ИП не использовал спорное жилье в личных целях, это доказывается тем, что в квартирах была только черновая отделка, и они просто не были пригодны для проживания. Более того, после продажи квартир ИП возобновил свой статус и снова занялся аналогичной предпринимательской деятельностью.

Кроме того, в силу норм статьи 44 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в определении от 25.01.2007 N 95-О-О , налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается с ликвидацией организации, а в случае с физическим лицом - со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим.

3.Ликвидировать можно даже организацию с долгом по налогу на прибыль

Юридическое лицо может быть ликвидировано даже если оно не выполнило обязательств по возврату займов и уплате налога на прибыль организаций. Но только при условии, что налоговая служба не предъявляла требований о выполнении этих обязательствах до ликвидации организации. Так решил Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Суть спора

Гражданин обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании незаконным решения территориального органа ФНС о государственной регистрации ликвидации закрытого акционерного общества. Заявитель указал, что он осуществил заем своих денежных средств ликвидированному обществу, а кроме того, общество не оплатило за этот

Решение суда

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований гражданина. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 14 августа 2016 г. по делу N А55-24949/2014 оставил решение в силе. Арбитры сочли, что представление заемных денежных средств хозяйственному обществу может быть подтверждено только письменными доказательствами. В спорной ситуации суд не смог истребовать какие-либо документы у ликвидационной комиссии, в связи с ликвидацией общества и внесением соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

В спорной ситуации общество представило в территориальный орган ФНС уведомление по установленной форме, о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением протокола внеочередного собрания акционеров общества. При этом ФНС приняла от общества ликвидационный баланс, а проверки в отношении налогов и сборов не проводила. Таким образом, задолженность по налогу на прибыль и займу истцу ничем не подтверждена.

В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. После этого никакие финансовые и имущественные претензии к ликвидированному юридическому лицу не допускаются. Кроме того, суд определил, что неточное указание в промежуточном и окончательном ликвидационных балансе размера уставного капитала и размера активов не нарушает права и законные интересы гражданина-истца.

4. Презумпция невиновности распространяются на всех налогоплательщиков

Гражданин или организация не могут быть привлечены к налоговой ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ, а также к административной ответственности за совершение им налогового правонарушения, если ФНС не сможет доказать, наличие намеренных действий и злого умысла с его стороны. Так решил Арбитражный суд Поволжского округа.

Суть спора

Орган ФНС направил налогоплательщику требование о представлении необходимых информации и документов. Данные сведения должны были быть предоставлены в ФНС в течении 5 рабочих дней с даты получения требования. Но организация предоставила истребованные документы в налоговую службу с опозданием. Поэтому ФНС составила акт и вынесла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ и по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа. Налогоплательщик не согласился с выводами ФНС и обратился в арбитражный суд.

Решение суда

Суды всех трех инстанций поддержали налогоплательщика. Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 10.07.2016 N Ф06-24975/2015 по делу N А12-37147/2014 отметил, что по нормам статьи 93.1 Налогового кодекса РФ налоговый орган, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента проверяемой организации или у других лиц, располагающих документами, касающимися деятельности налогоплательщика, эти документы или информацию. При этом, орган ФНС, осуществляющий налоговую проверку или прочие мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов или информации в налоговый орган по месту учета организации или лица, у которых должны быть истребованы указанные документы и информация. Порядок направления таких требований определен статьей 93 Налогового кодекса РФ, а также приказом Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.

Как установлено судом, налоговой службой были направлены 2 требования о представлении организацией документов и информации по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Однако, квитанция о приеме или уведомление об отказе в приеме, подписанные ЭЦП налогоплательщика, в налоговый орган так и не поступили. В связи с чем судебная коллегия сделала вывод о непредставлении ФНС достаточных доказательств, подтверждающих направление и получение организацией требований по телекоммуникационным каналам связи. Кроме того, как в электронных, так и в бумажных требованиях, которые также не дошли до адресата, ФНС указывала наименование организации с ошибкой. По требованию статьи 109 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения.

Читайте также: