Освобождался от налогов и обеспечивался пожизненной пенсией

Обновлено: 17.05.2024

1595. Время проведения реформы 1867 -1868 гг. в Казахстане совпало с отменой крепостного права в России.

1596. Отмена крепостного права в России совпала со временем проведения в Казахстане реформ 1867-1868 гг.

1597. С отменой крепостного права в России совпало время проведения в Казахстане реформ 1867-1868 гг.

1598. И.И.Бутков в 60-ые годы ХIХ века предлагал разделить казахскую степь на две области Западная и Восточная

1599. Генерал-губернатор Оренбургского края с 1865 года Н.А.Крыжановский

1600. Для подготовки проекта управления казахским краем в 1865 г. была образована Степная комиссия.

1603. При подготовке реформ 1867-1868 гг. перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления предлагал Шокан Уалиханов.

1604. Перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления, предложил Шокан Уалиханов в период подготовки реформ 1867-1868 гг.

1605. Шокан Уалиханов, участвуя в разработке реформы управления казахским краем в 60 годы ХIХ века, предлагал перестроить управление Казахстана на началах народного самоуправления

1606. Положение о реформе по управлению Казахстаном (1867-1868гг.) утвердил император России Александр II

1609. Основная цель реформ 1867-1868г.г. в Казахстане заключалась в коренном изменении системы управления Казахстаном.

1610. Основной принцип административного устройства казахской степи по реформе 1867-1868 гг. неразделенность военной и гражданской властей.

1611. По реформе 1867-1868 гг. вся казахская территория делилась на 3 генерал-губернаторства

1612. Вся территория Казахстана делилась на 3 генерал-губернаторства по реформе 1867-1868 гг.

1613. По реформе 1867-1868 годов в Казахстане были учреждены области Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семиреченская, Сырдарьинская, Семипалатинская

1614. Акмолинская область по реформе 1867-1868 гг. подчинялась генерал-губернаторству Западно-Сибирскому

1615. В Туркестанское генерал-губфнаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области Сырдарьинская и Семиреченская

1616. Верненский уезд по реформе 1867-1868 гг. вошел в область Семиреченскую

1617. По реформе 1867-1868 годов в Закаспийскую область вошла территория Мангыстау

1618. В Западно-Сибирское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области Акмолинская, Семипалатинская.

1619. По реформе 1867-1868г.г. Уральская и Тургайская области вошли в состав Оренбургского генерал-губернаторства.

1620. Согласно реформе 1867-1868г.г. Семиреченская и Сырдарьинская области вошли в состав генерал-губернаторства Туркестанского.

1621. В результате реформы 1867-1868 годов территория бывшего Букеевского ханства вошла в Астраханскую губернию.

1622. В Оренбургское генерал-губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области Уральская, Тургайская.

1623. Согласно реформе 1867-1868 гг. Туркестанскому губернатору предоставлялось право проведения дипломатических переговоров со странами Китай, Иран.

1624. По реформе 1867-1868 г.г. право проведения дипломатических переговоров с государствами Китай и Иран предоставлялось Туркестанскому генерал-губернатору

1625. Во главе области по реформе 1867-1868 годов стоял военный губернатор.

1626. По реформе 1867 -1868 гг. военная и гражданская власть в Казахстане сосредотачивалась в руках генерал-губернатора.

1627. По реформе 1867-1868 гг. наказным атаманом казачьих войск расположенных на территории области являлся военный губернатор

1628. По реформе 1867-1868 гг. контроль над деятельностью областного управления осуществлял вице-губернатор.

1629. При областных правлениях по реформе 1867-1868 гг. были созданы отделы хозяйственный, судебный, распорядительный

1630. По реформе 1867-1868 гг. области делились на уезды.

1631. Полиция, воинские части, учреждения уезда и укрепления по реформе 1867-1868 годов подчинялись уездному начальнику

1632. По реформе 1867-1868 гг. уезды делились на волости.

1633. По реформе 1867-1868 гг. на территории Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов.

1634. Согласно реформе 1867-1868 гг. в Казахстане полицейская и распорядительная власть была поручена выборным аксакалам на территории области Сырдарьинской.

1635. По реформе 1867-1868 гг., низшим звеном колониальной судебной системы являлся суд биев и казиев.

1636. По реформе 1867-1868 гг. в Сырдарьийнской области сохранялся суд казиев

1637. По реформе 1867-1868 гг. султаны-чингизиды обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от налогов.

1638. По реформе 1867-1868 гг. от налогов в российскую казну были освобождены чингизиды.

1639. По реформе 1867-1868 гг. обеспечивались пожизненной пенсией султаны.

1640. Казахские земли были объявлены государственной собственностью Российской империи по реформе 1867-1868 гг.




1641. Абай Кунанбай-улы и Ибрай Алтынсары-улы подвергли критике отрицательные последствия для Казахстана реформы 1867-1868 гг.

РЕФОРМЫ 1886-1891 ГГ.

1642. Реформы 1867-1868 годов были введены в виде опыта на два года Фактически этот опыт затянулся на 20 лет

1646. Генерал-губернаторство, образованное согласно Положения 1891 года Степное генерал-губернаторство.

1657. По распоряжению военного губернатора в Казахстане созывались чрезвычайные съезды судей для рассмотрения дел жителей разных уездов и волостей.

Раздел V. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Подготовка реформ. По времени они совпали с отме­ной крепостного права и принятием ряда буржуазных реформ в России. Распространение капиталистических отношений на национальные окраины также берет нача­ло с этого времени. Осуществленные в середине XIX в. судебная, земская и другие реформы не могли не повли­ять на находившиеся в составе Российской империи восточные национальные окраины.

"Устав о сибирских киргизах” 1822 г. и "Устав об оренбургских киргизах” 1824 г. в условиях распростране­ния капиталистических отношений не отвечали целям хозяйственного развития.

Для изменения системы управления Казахстаном в 60-е гг. XIX в. была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И.И.Бутков. Комиссия пред­ложила разделить всю Казахскую Степь на две области — Западную, с центром в Тургайском крае, и Восточную, с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложе­ния комиссии были вручены Оренбургскому генерал- губернатору А.П.Безаку. 29 сентября 1864 г. Безак потребовал от областного правления оренбургских каза­хов сбора необходимых сведений.

В 1865 г. в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым губернатором назначен Н.А.Крыжановский. Со­ображения комиссии И.И.Буткова не были приняты. Подготовка проекта изменения управления казахским краем была возложена на Степную комиссию во главе с членом совета Министерства внутренних дел Ф.К.Гир- сом. В комиссию вошли: от Главного штаба — полков­ник Ф.К.Гейнс, от Оренбургского края — полковник К.К.Гутковский, от Западно-Сибирского генерал-губер­наторства — капитан А.П.Проценко.

В соответствии с рескриптом Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросники по изуче­нию казахской страны. В них были охвачены основные проблемы, связанные с введением новой системы адми­нистративного управления: собственные проблемы, виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др. Но при подготовке рефор­мы не были приняты во внимание интересы народа. Шокан Уалиханов высказался за перестройку управле­ния Казахстаном на началах народного самоуправления. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с узкой группой феодалов и собрала только их данные. В Западно-Сибирском генерал-губер­наторстве комиссия доверяла лишь сведениям, собран­ным у крупных владельцев, среди которых были Муса Шорманулы и султан-правитель Шынгыс Уалиханулы. В Оренбургском крае данные были представлены стар­шим султаном-правителем Сейдалыулы и другими ари­стократами, далеко стоявшими от интересов народа.

Проект реформы по управлению Тургайской, Ураль­ской, Акмолинской, Семипалатинской областями был под­готовлен комиссией Ф.К.Гирса в составе Л.Баллюзека, Л.Мейера, А.П.Проценко. Комиссия, куда вошли В.Д.Дан- девиль, Ф.К.Гейнс и другие, подготовила проект по Се- миреченской и Сырдарьинской областям.

11 июля 1867 г. царь Александр II утвердил "Вре­менное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях”, а 21 октября 1868 г. — "Временное положение об управлении в степных облас­тях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губер­наторства”.

Содержание и значение реформы. Вся казахская тер­ритория делилась на 3 генерал-губернаторства: Туркестан­ское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Военная и граж­данская власть сосредоточивалась в руках генерал-губерна­тора. Каждое генерал- губернаторство делилось на облас­ ти. Уральская и Тургайская области относились к Орен­бургскому, Акмолинская и Семипалатинская — к Западно- Сибирскому, Семиреченская и Сырдаръинская — к Туркес­танскому генерал-губернаторствам. Территория бывше­го Букеевского ханства в 1872 г. была включена в состав Астраханской губернии. Мангыстау (Мангышлак- ское приставство) в 1870 г. отошел под управление Кавказского военного округа, а позже включен в Закас­пийскую область. Деление Казахстана на центры отве­чало целям колониальной политики. Сосредоточение воен­ной и гражданской власти в руках генерал-губернатора составляло одну из узловых задач реформ 1867— 1868 гг. К тому же, туркестанскому генерал-губернато­ру предоставлялось право ведения дипломатических пе­реговоров с такими странами, как Китай и Иран.

Стоявший во главе области военный губернатор одно­временно являлся наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военных губернаторах для ведения дел создавались областные прав­ления, которые имели 3 отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. Контроль над его деятельностью осуществлял вице-губернатор. Он являлся председателем правления, имел при себе специальных советников.

Согласно реформам области делились на уезды, куда входили: в Сырдарьинскую — Казалинский, Перовский, Туркестанский, Шымкентский, Аулие-Атинский, Таш­кентский, Ходжентский и Жизакский; в Уральскую — Уральский, Гурьевский, Калмыковский, Эмбинский (Те- мирский); в Тургайскую — Илецкий (Актюбинский), Николаевский (Кустанайский), Иргизский и Тургайский; в Акмолинскую — Акмолинский, Кокшетауский, Петро­павловский, Омский, а спустя год после принятия ре­формы еще и Атбасарский (Сарысуский); в Семипала­тинскую — Каркаралинский, Баянаульский, Павлодарс­кий, Семипалатинский, Кокпектинский, Зайсанский, поз­же сюда вошел Усть-Каменогорский уезд; в Семиречен- скую — Сергиопольский, Капальский, Верненский, Джар- кентский, Иссык-Кульский и Токмакский уезды. Такое деление с небольшими изменениями сохранялось более полувека.

Один из двух помощников (младший) уездного началь­ника, назначаемый генерал-губернатором, был из предста­ вителей местной правящей верхушки. Уездным началь­никам подчинялись как полиция, так и воинские части, учреждения уезда и укрепления.

Уезды делились по территориальному принципу на волости, а волости — на административные аулы, состояв­шие из 100-200 кибиток. Отбираемые из знати воло­стные и аульные были опорой царского правительства в Казахстане. В своей должности они утверждались выше­стоящим колониальным руководством. Султаны-чингизи­ды обеспечивались государством пожизненной пенсией и освобождались от налогов. В этом заключалось классовое содержание реформ.

В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской обла­сти полицейская и распорядительная власть была пере­дана в руки аксакалов. Последние избирались на сходах выборщиков и утверждались областными военными губернаторами. Им так же, как аульным и волостным старшинам, вручали отлитый из бронзы знак и печать. Выборы аксакалов, как и волостных, проходили в борь­бе, в межродовых спорах.

Уездные и военные суды усилили угнетение народа. Этому служила и усилившаяся налоговая политика.

Реформы 1867—1868 гг. не могли разрешить всех коренных противоречий общества. Однако они положи­тельно повлияли на социально-экономическое развитие Казахстана. Были созданы предпосылки для освоения богатств края. Капиталистические явления, проникая в хозяйственную и социальную жизнь, ослабили ряд рег­рессивных черт старых общественных отношений. Про исходили положительные изменения и в повседневной жизни казахов, занимавшихся кочевым скотоводством. Одновременно усилилось социальное расслоение аульных жителей. Свидетельство тому — формирование жатаче- ства — уход обедневших казахов не только на заработки в прилинейные поселки и города, но и на первые про­мышленные предприятия. Отрицательные последствия реформы подвергались критике со стороны Абая Кунан- байулы, Ыбрая Алтынсарыулы и других передовых мыс­лителей того времени.

0 Вопросы и задания

1. Расскажите об особенностях подготовки реформ 1867— 1868 гг.?

2. Каким образом были подготовлены "Положения”, какую направленность они имели?

3. Поясните последствия реформ 1867—1868 гг. для Казахста­на.

Документы и материалы

Кулембаю (1889 г.)

И вот я стал волостным,

Рассеяв весь скот.

Ни груза у верблюда,

Ни гривы у коня Не осталось - Раздарил толпе.

Сильным мира сего,

Еще не услышав их слов,

Как была подготовлена реформа

. Все работы (по подготовке реформы. - Ж. К.) производи­лись в тиши кабинетов, сначала , в Петербурге, в комиссии статс-секретаря Буткова, без какого-либо участия в этих работах не только уж кого-либо из влиятельных и преданных нам киргизов хотя бы в виде депутата от народа, жизнь которого хотели перестроить на новый лад и о которой не имели в Петербурге почти никакого понятия, но даже из прежних знатоков степи, каковы, например, В.Б.1 ригирьео, Н.В.Ладыженский, жившие в Петербурге, не приглашались к участию в этих работах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок обобщения и закрепления. Проволось как открытый урок на город.

Урок: Реформы 1867-1868гг

Школа: КГУ ОСШ №4 г.Жезказган

Ф.И.О. учителя: Сайрамова А.М.

Цели SMART: закрепить и обобщить знания о причине проведения реформы управления в Казахстана.

Учащиеся должны ответить на тесты, объяснить значение термина. Анализировать систему административного управления областей в Казахстане.

Гать; Кара шыгын; Уезд; волости;

Предыдущее обучение (15 мин)

Тесты: 2 варианта

Начало мозговой штурм 5 мин

1.Описать систему правления в Казахстане в 19 веке.

2. Составить кластер.

3. Заполнить таблицу.

Середина 20 мин

1.деление на группы Область,Уезд, Волость, аул.

3.оценить работу группы.

4. Раскройте историческое значение административного управления областей. Фискальную систему и повинности, Колониальную сущность реформ.

Группы заполняют листы ответа схема: Причины проведения реформы управления в Казахстана, изменение в системе административного управления областей.

Временное положение об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областей. Выборная система.

Фискальная система и повинности. Вопросы землепользования.

Реформы в области здравнохранения. Колониальная сущность реформ.

Учебник, постер, маркер, листы оценивания.

Рефлексия 5 мин.

что было трудно?

что нового открыли , узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания на уроке?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем вас заставил задуматься урок?

История мира, география

Создали позитивный настрой.

Эффективная и доступная информация

1.Знают историю проведения реформы 1867-1868 гг.

2.выполняют уровневые задания

3.МТБ, побуждает заинтересованность.

4. Психологическая готовность учащихся

1 вариант .а) Найдите правильный ответ:

На какое количество генерал – губернаторств были разделены казахские степи по реформе 1867 – 1868гг?

А) одно, Б) два, В) три, Г) четыре.

Какой ученый – казах высказал свою точку зрения по планированию реформы?

А) М.С.Бабажанов, Б) Ш.Уалиханов, В) Ы.Алтынсарин, Г) М.Каратаев.

Назовите генерал – губернаторства, образованные в 1867 –1868гг:

А) Уральское, Сибирское, Семиреченское,

Б) Сырдарьинское, Семипалатинское, Оренбургское,

В) Оренбургское, Западно – Сибирское, Туркестанское,

Г) Семиреченское, Среднеазиатское, Оренбургское.

Какие области вошли в Туркестанское генерал – губернаторство?

А) Семипалатинская, Семиреченская,

Б) Верненская, Пишпекская,

В) Сырдарьинская, Семиреченская,

Г) Среднеазиатская, Семиреченская.

Какие области вошли в Оренбургское генерал – губернаторство?

А) Уральская, Тургайская,

Б) Оренбургская, Актюбинская,

В) Тургайская, Акмолинская,

Г) Акмолинская, Уральская.

Какие области вошли в Западно – Сибирское Генерал – губернаторство?

А) Акмолинская, Тургайская,

Б) Акмолинская, Семипалатинская,

В) Акмолинская, Оренбургская,

Г) Акмолинская, Сырдарьинская.

К какой губернии относились земли Бокеевского ханства?

А) Оренбургской, Б) Западно – Сибирской, В) Туркестанской,

Кто назначался во главе областей согласно реформе 1867 – 1868гг?

А) султаны, Б) бии, В) военные губернаторы, Г) старшины.

Кто возглавил комиссию по составлению проекта реформы?

А) военный министр Милютин,

Б) член Совета Министерства внутренних дел Гирс,

В) генерал – губернатор Безак,

Г) полковник Главного штаба Гейнс.

В каком году Мангыстау отошло под управление Кавказского военного округа?

А) 1867, Б) 1868, В) 1872, Г) 1865.

В чем заключалось классовое содержание реформы:

А) созданы предпосылки для освоения богатств края,

Б) чингизиды обеспечивались государством пенсией и освобождались от

В) усилилось расслоение жителей аула,

Г) ограничивалось влияние шариата на повседневную жизнь.

Уездные и военные суды:

А) усилили угнетение народа,

Б) улучшили правовое положение шаруа,

В) ограничили влияние шариата,

Г) изменили правовое положение женщин.

Отрицательные последствия реформы критиковали:

А) Абай Кунанбай – улы, Б) Шокан Уалиханов,

В) Муса Шорман – улы, Г) Н.А.Крыжановский.

2 вариант.б) Найдите правильный ответ.

Какому генерал – губернаторству было разрешено вести дипломатические переговоры с иностранцами?

А) Оренбургскому, Б) Западно – Сибирскому, В) Степному,

Кто освобождался от налогов по реформе 1867 – 1868гг?

А) бии, Б) баи, В) батыры, Г) чингизиды.

Скольки звенная система управления была введена в Казахстане по реформе?

А) двух, Б) трех, В) четырех, Г) пяти.

В каком регионе Казахстана во второй половине XIX века полицейская и исполнительная власть была передана аксакалам?

А) в Акмолинской области, Б) в Сырдарьинской, В) в Тургайской,

Распространение капиталистических отношений на национальных окраинах берет свое начало:

А) в конце XVIIIвека, Б) в начале XIX, В) в середине XIX, Г) в конце XIX
6. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась:

А) только с шаруа, Б) только с биями и баями, В) лишь с узкой группой

феодалов, Г) только с чингизидами.

7. Шокан Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстана:

А) на началах народной демократии,

Б) на началах народного самоуправления,

В) на основе возвращения к ханской власти.

Г) на основе укрепления колониального аппарата.

Контроль над деятельностью областного правления осуществлял:

А) генерал – губернатор, Б) вице – губернатор, В) военный губернатор, Г)специальный советник.

Из представителей местной правящей верхушки назначался:

А) уездный начальник, Б) старейшина, В) помощник уездного начальника,

Роль какого из судов при решении споров была более весомой:

А) суд биев и казиев, Б) народный суд, В) уездный суд, Г) военно-

Отлитый из бронзы знак и печать, как символ власти, вручался:

А) старшинам, Б) аксакалам, В) волостным управителям, Г) биям.

"Устав" о сибирских казахах и "Устав" об оренбургских казахах были отменены, так как:

А) не могли противостоять сопротивлению коренного населения.

Б) не отвечали целям хозяйственного развития,

В) структура управления Казахстаном устарела.

Г) в состав Российской империи вошли новые территории.

13. Назовите самое тяжелое последствие реформы 1867 – 1868гг для казахов:

А) объявление казахских земель государственной собственностью,

Б) усиление налогов,

В) усиление социального расслоения аула,

Г) ущемление местной знати в правах.

В чем заключалось классовое содержание реформы:

А) созданы предпосылки для освоения богатств края,

Б) чингизиды обеспечивались государством пенсией и освобождались от

В) усилилось расслоение жителей аула,

Г) ограничивалось влияние шариата на повседневную жизнь.

Причины проведения реформы управления в Казахстане.

Власть султанов мешала султанам активной колонизации региона царским правительством.

Административно-территориальное деление, которое было принято согласно уставам, в следствие присоединения новых территории, также не соответствовало изменившимся условиям.

Развивающая промышленность европейской части империи все больше нуждалось в дешевых источниках сырья.

Огромные территории Казахстана требовали введения единых налогов.

Необходимость организованного переселения безземельных крестьян из европейской части Росси в Казахстан.

Временное положение об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областей.

Были образованы три генерал-губернаторства, в каждое из которых входили по две области.

Области состояли из уездов, уезды из волостей, волости из аулов.

Изменения в системе административного управления областей.

Генерал-губернатор соединял в себе военную и гражданскую власть.

Туркестанский генерал-губернатор получил право ведения дипломатических переговоров с соседними государствами- Китаем и Ираном.

Военные губернаторы являлись наказными атаманами казачьих войск.

Уездные начальники назначались военным губернатором из числа российских чиновников.

Аульные и волостные управители избирались исключительно из представителей местного населения.

Султаны были освобождены от налогов и обеспечивались пожизненной пенсией.

Выборная система.

Аульные старшины и волостные управители утверждались по результатам выборов.

Претендент на эти должности должен был иметь возраст не младше 25 лет.

В каждой волости хозяева от 50 кибиток избирали одного выборного. Они утверждались губернатором.

В каждом ауле хозяева 10 кибиток также избирали одного выборного, назначались уездным начальником.

Избранным на должность аульным старшинам и волостным управлениям выдавали нагрудные бронзовые знаки и особые печати.

Реформа в области здравохранения.

Назначался областной доктор, ему подчинялись уездный врач и повивальная бабка.

Меры по распространению среди степняков оспопрививания.

Ежегодно объезжали аулы и оказывали местному населению безвозмездную медицинскую помощь.

Местное население получило возможность пользоваться услугами лечебных заведений военного и гражданского ведомств.

Религиозные предрассудки местного населения не позволяли им полной мере воспользоваться этими льготами.

Вопросы землепользования.

Земли, занимаемые казахами объявлялись государственными, предоставлялись на правах общественного пользования.

Леса также были объявлены казенными.

Каждый переселенец получал от уездных властей бесплатный участок земли для строительства дома, а также лесоматериалы.

Местному населению было разрешено уступать свои земли русским переселенцам за определенную арендную плату.

Башкиры, татары и представители народов Средней Азии не могли пользоваться льготами предоставленными Российской империи.

Колониальная сущность реформ.

Степняки начали массами вытесняться с исконных земель на малоплодородные и солончаковые пространства в пользу переселенческого крестьянства и казачества.

Выборы волостных правителей превратили всю территорию Казахстана в арену ожесточенных межродовых столкновений.

Полное вытеснение султанского сословия из среднего и высшего звена управления краем сделало народ бесправной массой, окончательно ликвидировав остатки казахской государственности.

Путь на должности уездных начальников, военных губернаторов, генерал-губернаторов был для них абсолютно закрыт на законодательной основе.

Царское правительство выкачивало из Казахстана огромные средства.

Были существенно урезаны права суда биев.

Причины проведения реформы управления в Казахстане.

Власть султанов мешала султанам активной колонизации региона царским правительством.

Административно-территориальное деление, которое было принято согласно уставам, в следствие присоединения новых территории, также не соответствовало изменившимся условиям.

Развивающая промышленность европейской части империи все больше нуждалось в дешевых источниках сырья.

Огромные территории Казахстана требовали введения единых налогов.

Необходимость организованного переселения безземельных крестьян из европейской части Росси в Казахстан.

Временное положение об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областей.

Были образованы три генерал-губернаторства, в каждое из которых входили по две области.

Области состояли из уездов, уезды из волостей, волости из аулов.

Изменения в системе административного управления областей.

Генерал-губернатор соединял в себе военную и гражданскую власть.

Туркестанский генерал-губернатор получил право ведения дипломатических переговоров с соседними государствами- Китаем и Ираном.

Военные губернаторы являлись наказными атаманами казачьих войск.

Уездные начальники назначались военным губернатором из числа российских чиновников.

Аульные и волостные управители избирались исключительно из представителей местного населения.

Султаны были освобождены от налогов и обеспечивались пожизненной пенсией.

Выборная система.

Аульные старшины и волостные управители утверждались по результатам выборов.

Претендент на эти должности должен был иметь возраст не младше 25 лет.

В каждой волости хозяева от 50 кибиток избирали одного выборного. Они утверждались губернатором.

В каждом ауле хозяева 10 кибиток также избирали одного выборного, назначались уездным начальником.

Избранным на должность аульным старшинам и волостным управлениям выдавали нагрудные бронзовые знаки и особые печати.

Реформа в области здравохранения.

Назначался областной доктор, ему подчинялись уездный врач и повивальная бабка.

Меры по распространению среди степняков оспопрививания.

Ежегодно объезжали аулы и оказывали местному населению безвозмездную медицинскую помощь.

Местное население получило возможность пользоваться услугами лечебных заведений военного и гражданского ведомств.

Религиозные предрассудки местного населения не позволяли им полной мере воспользоваться этими льготами.

Вопросы землепользования.

Земли, занимаемые казахами объявлялись государственными, предоставлялись на правах общественного пользования.

Леса также были объявлены казенными.

Каждый переселенец получал от уездных властей бесплатный участок земли для строительства дома, а также лесоматериалы.

Местному населению было разрешено уступать свои земли русским переселенцам за определенную арендную плату.

Башкиры, татары и представители народов Средней Азии не могли пользоваться льготами предоставленными Российской империи.

Колониальная сущность реформ.

Степняки начали массами вытесняться с исконных земель на малоплодородные и солончаковые пространства в пользу переселенческого крестьянства и казачества.

Выборы волостных правителей превратили всю территорию Казахстана в арену ожесточенных межродовых столкновений.

Полное вытеснение султанского сословия из среднего и высшего звена управления краем сделало народ бесправной массой, окончательно ликвидировав остатки казахской государственности.

Путь на должности уездных начальников, военных губернаторов, генерал-губернаторов был для них абсолютно закрыт на законодательной основе.

Административные реформы 1867-1868 гг в Казахстаненачались готовиться в начале 60-х годов 19 века.

Вся казахская территория делилась на 3 генерал –губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Военная и гражданская власть находилась руках генерал-губернатора. Каждое генерал-губернаторство состояло из областей: Оренбурское(Уральская и Тургайская), Западно-Сибирское (Акмолинская и Семипалатинская), Туркестанское (Сырдарьинская и Семиреческая), а Мангистау позже вошло в Закаспийскую область. Территория Букеевского ханства в 1872 году включена в Астраханскую губернию.

Деление Казахстана на центры отвечало целям колониальной политики. Сосредоточение военной и гражданской власти в руках генерал-губернатора составляло одну из главных задач реформы. Туркестанскому генерал-губернатору даже было разрешено право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном. Военный губернатор одновременно являлся атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. Согласно реформам, области делились на уезды, куда входили:

1) в Сырдарьинскую – Казалинский, Перовский, туркестанский, Шымкентский, Аулие-Атинский, Ташкентский, Ходжентский, Жизакский

2) в Тургайскую – Илейкий (Актюбинский), Николаевский (Кустанайский, Иргизский и Тургайский)

3) в Уральскую – Уральский, Гурьевский, Калмыковский, Эмбинский

4) в Акмолинскую – Акмолинский, Кокшетауский, Петропавловский, Омский, а спустя год и Атбасарский уезды.

5) в Семипалатинскую – Каркаралинский, Баянаульский, Павлодарский, Семипалатинский, Кокпектинский, Зайсансикй, позже Усть-Каменогорский

6) в Семиреченскую – Сергиопольский, Капальский, Верненский, Джаркентский, Иссык-Кульский, Токмакский уезды.

Уезды делились по территориальному принципу на волости, а волости на административные аулы, состоящие из 100-200 кибиток. Волостные управители, аульные старшины утверждались вышестоящим колониальным руководством, они были опорой царского правительства в Казахстане. Они освобождались от налогов, обеспечивались пожизненной пенсией. В этом заключалось классовое содержание реформ. В осёдлых районах выбирали аульных аксакалов. Им тоже вручали отлитые из бронзы знак и печать. Уездные и волостные суды усилили угнетение народа. Реформы 1867-1868 гг не могли решить всех коренных противоречий общества. Но они положительно повлияли на социально-экономическое развитие Казахстана. Были созданы предпосылки для освоения богатств края.

Переселенческая политика царизма в Казахстанепроводилась в несколько этапов. 1) В 50-60 гг 18 века царизм начал проводить последовательную колониальную политику в земельном вопросе. Переселенческая политика начала проводиться в этот период с целью укрепления колониальных позиций Российской империи в Казахстане. Для этого созданы Уральское, Сибирское, Оренбургское казачьи войска, строились военно-опорные базы на Урале, Ишиме, Иртыше и др. регионах.

Цель правительства: вытеснить местное население с родовых кочевий, заселить освободившиеся регионы казачьими семьями. Лучшие плодородные земли оказывались в руках крупных русских помещиков. Чиновникам царской администрации также отдавались лучшие земли. Для хозяйственного освоения края росло население крепостей и многочисленных селений. Правительство поощряло рост жителей пограничных укреплений

2) В конце 18 века началось аграрное завоевание Казахстана: правительственная и частная крестьянская колонизация северо-восточных, северо-западных районов.

3) Реформа 1861 года по отмене крепостного права в России создавала условия для переселения русских крестьян в восточные районы. Этим правительство стремилось ослабить остроту аграрного вопроса во внутренних губерниях России, а следовательно ослабить и революционные волнения. С другой стороны, переселяя часть крестьян в национальные окраины империи, царское правительство хотело найти в их лице социальную опору. Сначала царизм ограничивался военными казачьими поселениями.

7) В конце 19 века создан переселенческий фонд. С середины 90-х гг начинается интенсивное переселение крестьянства в Казахстан. С 1896 года работает в Казахстане комиссия по изъятию излишков земли. К началу 20 века у казахов было изъято 14 миллионов десятин земли только в 4-х степных областях: Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, а к началу Первой Мировой войны по всему Казахстану было изъято 40 миллионов десятин земли.

Последствия. Изменён этнический состав населения: большое внимание стало уделяться земледелию; изменилось положение в скотоводстве, переход к полуоседлости и осёдлости; сокращены кочевые пути; проникновение в аул капиталистических отношений; развивается обмен опытом; развивается торговля; строятся железные дороги; развивается промышленность; земля становится собственностью; миграция местного населения; его объединение.

Национально-освободительное движение в годы войны. В годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты "Казак." группируется наиболее значительная часть патриотически настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведение в крае прогрессивных реформ демократического толка. Эта группа позже оформилась в партию "Алаш".

Духовенство и клерикально настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входивших в состав Туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии "Шура-ислами" и "Шура-улема". Этой же ориентации в 1914-1916 гг. придерживалась и группа "Yш жуз", лидер которой Кульбай Тогусов издавал в Ташкенте газету "Алаш".

Следующее течение, более слабое, чем два предыдущих, было порождено революционными группировками. Организационно оно оформилось только осенью 1917г. после раскола "Уш жуз" и образования Казахской социалистической партии - "Уш жуз".

Представители различных партий и групп заняли различную позицию во время восстания 1916 г. Редакция журнала "Айкап" выступила против мобилизации казахов. За призывы к сопротивлению журнал был закрыт. Группа "Уш жуз" также призывала к вооруженной борьбе, причем не только антиколониальной, но и антирусской.

Более умеренную позицию заняла редакция газеты "Казак". Хотя Миржакып Дулат и объявил Указ от 25 июня 1916 г. "кровавым", однако Алихан Букейханов и Ахмет Байтурсын, сознавая, что любое сопротивление приведет к огромным человеческим жертвам, были вынуждены 11 августа опубликовать обращение к казахскому народу. В нем говорилось, что только отправка людей на тыловые работы может спасти семьи мобилизованных и их хозяйства от полного разорения и уничтожения карателями.

В то же время Бахытжан Каратай пытался отговорить правительство от мобилизации и отозвать из Казахстана карательные войска. Руководители восстания осуждались, как авантюристы, не понимающие политической обстановки и обрекшие казахов на поражение несвоевременными и неподготовленными выступлениями.

Казахстан в период Февральской революции. Февральская революция была встречена в Казахстане с восторгом. Временное правительство вместо прежних структур власти начало создавать областные и уездные комиссариаты. Комиссаром Торгайской области стал Алихан Букейхан, Семиреченской - Мухамеджан Тыныш-паев. Уральской - Халел Досмухамедулы, Костанайского уезда -Ахмед Биримжанулы. б марта 1917г. всем участникам восстания 1916г. была объявлена амнистия.

Весной 1917 г. во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. Уже в марте группа газеты "Казак" стала оформляться в политическую партию. После длительной подготовки в июле на съезде в Оренбурге было принято решение об образовании партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание, 5 октября партия получила название "Алаш" - имя легендарного прародителя казахов.

Партию Алаш возглавили лидеры национально-освободительного движения - Алихан Букейхан, Ахмет Байтурсун, Мыржакып Дулатулы, Халел и Жаханша Досмухамедулы, Мухамеджан Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жумабай. Программа партии, принятая на съезде в декабре 1917г., включала в себя требования автономии Казахстана, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов.

Региональная конференция в Ташкенте в августе 1917 г. выработала более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету "Бiрлiк туы", редактором которой был Мустафа Шокай.

Установление советской власти на территории Казахстана.

24 окт (6 ноября ) 1917 г в Петрограде началось вооруженное восстание. На др день восставшие раб, солдаты и матросы захватили важнейшие объекты столицы. Утром 7 ноября военно-революц комитеты объявили о том, что временное правительство низложено. Победа октябр вооружённого вост-я в Петорграде установили установление сов власти, также в сопредельных Каз-ном крупных городах Ташкенте, Омске, Оренбурге, Астрахане имели важное значение для перехода всей полноты власти в руки советов в Каз-не. Но установление власти в Каз-не растянулось на 4 месяца с конца 1917 до марта 1918. Этот процесс сложения сложился трудными порожденными соц-экономической и культурной отраслью и отсталостью малочисленностью и слабостью местного раб класса большевицких организаций сложность межнац отношений. Решающую роль в победе советов в сов власти сыграли солдаты местных гарнизонов, объединённый совет солдатских депутатов и бывшие фронтовики, возвратившиеся в Каз-н после февральской революции, максималистски лично заинтересованные во власти старое обещало и мир а крестьянство землю. Ситуация усугублялась упорным сопротивлением так назыв Войсковых правительств Уральского, Семиреченского, Сибирского и Казачьих войск, а также скоплений в различных городах Каз-на (особенно в Уральске) бежавших из центарльных районов, сторонников свергнутого временного правительства. В большинстве в районах сырдарьинской, акмолинской обл, и Букеевской Орды, где возглавляемые большевиками имели решающий перевес и сторонники временного правительства не смогли оказать вооруженное сопротивление, Советская власть победила мирным путем – путем завоевания рабочими и бедными крестьянами прочного большинства в советах. Иначе дело обстояло в Уральске, тургайской и в семипалатинской и частично в семиреченских областях, где сторонники временного правительства имели значительные силы. Во многих районах. В частности в обл. центрах и уездных городах советская власть была установлена силами красногвардейских отрядов про большевистских солдат местных гарнизонов путем вооруженного восстания подавления сопротивления сил местных органов временного правительства и их союзников. С конца октября 1917 года до марта 1918 г совет власть была установлена в больших городах и других крупно населенных пунктах Казахстана. В основной массе аулов и сел Казахстана в процессе установления советской власти продолжался вплоть до гражданской войны. Наиболее активное участие в этом принимали джангельдин. Сейфулин, Сутющев, Асылбеков, Серикбаев, Майкутов. Шугаев, Рыскулов, Бокин, Утепов, Розыбакиев и др. 1нояб 1917 г в результате ожесточенных боев влдасть советов установлена в Ташкенте, 1дек1917г на аулие-атинском уездном съезде советов было вынесено решение о переходе власти к советам. Мирным путем власть в начале ноября была установлена в Чимкенте. Сложное политическое положение в конце 1917 г сложилось в тургайской области. Против центральной советской власти объединились офицерский корпус казачества во главе с атаманом Дутовым. Правительство Алаш-орды (во главе с Букейхановым), эсеры и меньшевики. В свою очередь большевики создали вооруженные силы, которые разгромили Дутовцев. 18янв1918г власть в Оренбурге перешла во власть советов. 8янв1918г власть советов установлена в Актюбинске, 15-16янв кустанайский съезд советов принял решение об установлении советской власти во всем уезде. Опрная битва за власть советов велась в акмолинских степях и в Прииртышье. Например, акмолинский ревком в составе Сейфулина, Мунина, Серикбаева и др. 25дек1917г объявил о свержении местных органов временного правительства и установление Совет власти. В конце дек1917 г вся полнота власти перешла как в городе так и в уезде в руки Кокшетавских совета рабочих и солдатских депутатов. В конце янв 1918 г при поддержке отряда красной гвардии взял власть в руки Павлодарский совет рабочих и солдатских депутатов. 16-17фев1918г совет власть перешла в руки советских рабочих благодаря сформированным отрядам красной армии. В течение марта 1918 г совет влась победила во всей Семиреченской области и т.д. Совет власть принимала меры по преобразованию экономики и культуры. Решался вопрос о земле.

Отвергнув национ-го самоопределения и образования автономного Туркестана и Каз-на,провозглашенная в первые месяцы после Октябрьского переворота, партия большевиков приступила к созданию унитарного гос-ва. Гр.война еще раз показала большевикам, что нельзя не считаться с идеей национальной государственности народ окраин.Началась поэтому подготовка к образованию Казахской автономии на советских началах. 10 июля 1919г. подписан Лениным Декрет о революционном комитете по управлению Казахским краем. В нем говорилось, что Казревком учреждается как высшее гражданское управление краем. Во главе Казревкома был поставлен С.Пестковский. В составе ревкома были В.Лукашев, Б.Каратаев, А.Джангильдин и др. 9 марта 1920г. было принято решение о ликвидации Алаш- Орды.

К лету 1918г.гражд.война приняла широкие масштабы в связи с активизацией империал-х гос-в, которые с целью свержения сов.власти объед.с белогвар.внутри страны. Их гл.силой стал Чехословацкий корпус, созданный из числа чехов и словаков – военнопленных солдат Австро – Венгер. Части корпуса вместе с внутр.контрреволюцией захватили города: Акмолинск, Петропавловск, Атбасар, Кустанай. Летом Уральская, Акмол., Семипалат.области и большая часть Тург.обл.были захвачены белогв-ми, они же вторглись со стороны Семипалат.обл. и в Семиречье. Борьба за восстановление Сов.власти в захваченных белогвард.районах в основе носила партизанский хар-р. В Семиречье большая группа сел крестьян-переселенцев с центром в с.Черкасеком организовала самооборону. Летом 1918г. сов.власть сохранилась лишь в большей части Семиреч.и Сырдарьинской областей, южных районах Тург.обл. и на небольшой тер-ии Букеевской Орды. При помощи Чехосл.корпуса в Самаре было создано эсеро-белогвар.правит-во. Комуч-комитет учредит.собрания, В Омске – временное сибирское белогвар.правит-во, возглавляемое адмиралом Колчаком. Атаман Дутов, изгнанный в янв.1918г.,вновь подним.мятеж. 3 ииля 1918г.захватил Оренбург, отрезав Туркестан от центр.России. В условиях начавшейся широкомасштабной гр.войны в больш-ве районах Каз.Алаш орда заключила союз с Дутовым в Оренбурге, вступила в тесный контакт с Временным сибир.правит-ом в Омске и Комучем в Самаре, укрепила связи с уральским, сибирским и семиреч.казачеством с целью совместной борьбы с Советами. В авг.1918г. в Семс-ке был сформулирован 1-й алашский конный полк. Сформир-е с помощью белогв.и наспех обученные отряды алашских формирований вскоре начали принимать участие в вооруж.борьбе против Кр.армии.

Вооружен.противостояние в Каз.было сост.частью гр.войны в России. Поэтому не только ход боевых действий на главных фронтах гражд.войны оказывал решающее влияние на развитие и ход борьбы на каз.фронтах, но и действия каз.воинских объединений, партиз-е движение и восстания на оккупированных белогвард.территориях Каз-на оказали существенную помощь гл.силам Красной Армии,сражавшимся на Восточн.и Южных фронтах. Особенно наглядно это проявилось в освобождении Оренбурга, Уральска и окончательном разгроме Колчака, изгнании белогвард.и их союзников из северн.и северо-вост.Каз-на и Семиречья. Центр оказывал военную помощь сражающимся на каз.фронтах частям Красн.Армии.

Формирование национ.воинских частей первоначально проходило по принципу добровольности. Декрет ВЦИК от 29.05.1918г.добровольность была заменена обязательной воинской повинностью. Создавались полки и бригады. Осенью 1918г. в Букеевской орде был сформулирован 1й советский образцовый кавалерийский полк.Базой создания национ.частей Красн.Армии на тер-ии Каз.стали Сырдарьин.,Семиреч.обл.,Букеевская Орда, и совет.уезды Тург.области. В 1919г. организован 1й Оренбургский казачий полк; в обороне Уральска апреле-июле 1919г.участвовал каз.эскадрон.

Летом 1918г. гл.силы Колчака на Вост.фронте потерпели поражение. Это создало условия для освобождения Западн.,Сев.,Северо-Вост.Каз-на и Семиречбя. В конце 1919г.основная тер-ия Каз-на была освобождена от белогвард. В марте 1920г. был ликвидирован последний фронт гражд.войны в Каз-не – Северный.

Читайте также: