Особенности уплаты государственной пошлины по спорам вытекающим из пенсионных правоотношений

Обновлено: 18.05.2024

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" устанавливает полномочия территориальных органов пенсионного фонда РФ по обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций в судебном порядке.

Как установлено Кодексом административного судопроизводства РФ, взыскание недоимки и пеней осуществляется на основании заявления о вынесении судебного приказа в рамках главы 11.1. КАС РФ, Согласно п. 5 ст. 123.3 КАС РФ к заявлению о вынесении судебного приказа прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если ее уплата предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Территориальные органы ПФР полагая, что они выполняют государственные функции, обращаясь в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, заявляют ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

У суда сформированы две диаметрально противоположные точки зрения по данному вопросу:

1. Суд считает, что государственная пошлина должна быть уплачена территориальным органом Пенсионного фонда на общих основаниях. Возможность применения пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ отсутствует.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 17.03.2016 по делу N 33а-270/2016:

"В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 339.19 Налогового кодекса РФ при подаче исковых заявлений имущественного характера, подлежащих оценке, государственная пошлина уплачивается исходя из цены иска.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в п. 5 постановления от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением (ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации") и не относится к государственным органам, которые в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины. Исковые заявления пенсионного органа подлежат оплате государственной пошлиной на общих основаниях в размере и в порядке, установленных ст. 333.19 и 333.20 Налогового кодекса РФ.
Как усматривается из административного искового заявления ГУ - УПФР РФ в Городовиковском районе РК, последним заявлены требования имущественного характера, подлежащие оценке. При подаче указанного административного иска в суд пенсионный орган не приложил документ, подтверждающий оплату государственной пошлины исходя из цены иска."

Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 28.01.2016 по делу N 33а-1715/2016:

Как следует из представленного материала, УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда обратилось в суд с административным исковым заявлением к П. о взыскании недоимки по страховым взносам в размере .
Согласно разъяснениям, данным в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 11 декабря 2012 года N 30, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в связи с чем он не относится к государственным органам, которые в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины. Исковые заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (например, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии) подлежат уплате государственной пошлиной на общих основаниях в размере и в порядке, установленных статьями 333.19 и 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
Пунктом 3 ст. 333.18 НК РФ предусмотрено, что государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Вместе с тем, к административному исковому заявлению не приложены уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. Кроме того, не приложен подлинный документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере, установленном ст. 333.19 НК РФ, исходя из цены иска .
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о несоответствии поданного заявления требованиям, содержащимся в ст. ст. 125, 126, КАС РФ и правомерно оставил его без движения, предоставив срок для исправления недостатков.

Апелляционное определение Томского областного суда от 18.03.2016 по делу N 33а-1031/2016:

Из представленных материалов следует, что при обращении с административным иском Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, не представило.
При таких обстоятельствах судья правомерно оставил заявление без движения.
Довод частной жалобы о том, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпунктов 7 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть принят во внимание судебной коллегии, поскольку основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Так, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются организации и физические лица - при подаче в суд административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными на то органами.
Из содержания данной нормы права следует, что от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица и организации при подаче в суд административных исковых заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
Однако Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области обратилось в суд с административным иском о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, в связи с чем от уплаты государственной пошлины по данному основанию оно не освобождено.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Между тем установленное подпунктом 19 пунктом 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации правило не распространяется на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации не является государственным органом, а является государственным учреждением в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в связи с чем административные исковые заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат уплате государственной пошлиной на общих основаниях в размере и в порядке, установленных статьями 333.19 и 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что довод жалобы основан на неправильном толковании закона и не опровергает выводов суда, он не может служить основанием для отмены законного и обоснованного судебного определения.

2. Суд подтверждает, что территориальные органы Пенсионного фонда подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, поскольку при обращении в суд с заявлением о взыскании денежных средств органы Пенсионного фонда выполняют государственную функцию и выступают в качестве государственного органа.

Апелляционное определение Московского областного суда от 06.06.2016 по делу N 33а-15270/2016:

В соответствии со статьей 104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, выступающие в качестве административных истцов или административных ответчиков.
Пенсионный орган, наделенный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" функциями контроля за уплатой обязательных платежей, относится к числу административных истцов, наделенных государственными полномочиями, которым в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлена льгота по уплате государственной пошлины.
Учитывая, что пенсионные органы в судебном процессе о взыскании обязательных платежей выступают в защиту государственных интересов, то они освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, когда обращаются с таким административным иском.
Следовательно, у судьи не имелось правовых оснований для оставления без движения административного искового заявления ГУ - УПФ РФ N 32 по г. Москве и Московской области о взыскании с В. недоимки на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени за несвоевременную уплату этих платежей.

Апелляционное определение Брянского областного суда от 19.04.2016 N 33-1921/2016:

Таким образом, требование о приложении к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей, поданному пенсионным органом, доказательств уплаты госпошлины законом не предусмотрено.
Такое требование содержится в пункте 2 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ссылки на который статья 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не содержит.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 3, ст. 29 Федерального закона 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ГУ - УПФ РФ в Суражском муниципальном районе Брянской области является территориальным органом, осуществляющим государственный контроль за уплатой страховых взносов их плательщиками, при обращении в суд выполняет государственную функцию и выступает в качестве государственного органа, так как возникшие правоотношения носят публично-правовой (властно-подчиненный) характер.
Следовательно, территориальные управления Пенсионного фонда по делам о взыскании страховых взносов (недоимки, пени, штрафов) освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.05.2016 по делу N 33а-3881/2016:

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются органами, осуществляющими государственный контроль за уплатой страховых взносов их плательщиками. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам (ч. 2 ст. 18).
Согласно ст. 29 указанного Федерального закона Пенсионный фонд РФ как орган контроля за уплатой страховых взносов наделен публичными, властными полномочиями в отношении неопределенного круга лиц в сфере обязательного пенсионного страхования, в том числе правом предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски.
Таким образом, обращаясь в суд с требованиями о взыскании страховых взносов (недоимки, пени, штрафов), территориальные органы Пенсионного фонда РФ выполняют государственную функцию и выступают в качестве государственных органов, в связи с чем освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Данный вопрос в арбитражных судах решен Высшим Арбитражным судом РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" :
32. Судам нужно учитывать, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.

Таким образом, хотелось бы услышать Ваше мнение по данному вопросу. Как в ваших регионах применяется данная норма НК РФ?

Государственная пошлина относится к числу федеральных налогов и сборов. Удельный вес государственной пошлины в доходах федерального бюджета в 2006 г. составляет 0,5 %. В отличие от налогов, пошлина представляет собой возмездный платеж, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами юридически значимых действий, включая выдачу документов. В отличие от налогов взимание пошлин всегда связано со специальной целью – покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они взимаются. Размер пошлины определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

  • определить назначение государственной пошлины;
  • назвать состав налогоплательщиков государственной пошлины;
  • знать размеры государственной пошлины за совершение различных действий;
  • применять льготы по уплате государственной пошлины.

Оглавление

7.2.1. Плательщики, порядок
и сроки уплаты государственной пошлины

В соответствии с Налоговым кодексом РФ государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

При этом выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ;

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ.

Государственная пошлина, как правило, уплачивается до совершения в отношении плательщика юридически значимых действий или выдачи документов (см. табл. 7.2).

В том случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно или несколько лиц освобождены от уплаты государственной пошлины, ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от уплаты пошлины. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от уплаты.

Сроки уплаты государственной пошлины

Вид юридически значимого действия

Срок уплаты пошлины

При обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям

До подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной)

Если плательщики выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины

В 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда

При обращении за совершением нотариальных действий

До совершения нотариальных действий

При обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов)

До выдачи документов (их копий, дубликатов)

При обращении за проставлением апостиля

До проставления апостиля

При обращении за совершением иных юридически значимых действий

До подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата.

По ходатайству заинтересованного лица ему может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины на срок до шести месяцев. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются.

7.2.2. Размеры государственной пошлины
за совершение различных действий

Размеры государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, включая выдачу документов, установлены гл. 25.3 НК РФ. Они являются едиными на всей территории РФ. Ставки государственной пошлины зависят от характера совершаемых государственными органами действий и установлены либо в твердой сумме, выраженной в рублях, либо в процентах к соответствующей сумме (например, при вывозе культурных ценностей ставки – в процентах к их стоимости). В некоторых случаях установлены комбинированные ставки пошлины с использованием регрессивной шкалы (например, при подаче в суд общей юрисдикции или арбитражный суд искового заявления имущественного характера). Примеры размеров государственной пошлины за совершение различных действий приведены в табл. 7.3.

Следует отметить, что с вступлением в действие гл. 25.3 НК РФ в 2005 г. перечень видов действий, за которые взимается государственная пошлина, был существенно расширен. Так, например, были установлены размеры государственной пошлины:

  • за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
  • за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;
  • за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг;
  • за совершение регистрационных действий, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг;
  • за государственную регистрацию в Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре;
  • за государственную регистрацию воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации;
  • за получение ресурса нумерации оператором связи и др.

Размеры государственной пошлины за совершение различных действий

Размер государственной
пошлины

1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

  • при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

4 % цены иска, но не менее 200 руб.

от 10 001 до 50 000 руб.

400 руб. плюс 3 % суммы, превышающей 10 000 руб.

от 50 001 до 100 000 руб.

1600 руб. плюс 2 % суммы, превышающей 50 000 руб.

от 100 001 до 500 000 руб.

2600 руб. плюс 1 % суммы, превышающей 100 000 руб.

свыше 500 000 руб.

6600 руб. плюс 0,5 % суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20 000 руб.

2. За совершение нотариальных действий

за удостоверение доверенностей, требующих нотариальной формы в соответствии с законодательством РФ

за удостоверение брачного договора

за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:

  • детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам;
  • другим физическим лицам

3. За государственную регистрацию актов гражданского состояния

за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства

за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств:

  • при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей
  • при расторжении брака в судебном порядке
  • при расторжении брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет

200 руб. с каждого из супругов

4. За совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации

за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию

5. за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий

за открытие филиала банка

за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

за выдачу и обмен паспорта гражданина Российской Федерации

за право вывоза:

  • культурных ценностей, созданных более 50 лет назад
  • культурных ценностей, созданных 50 лет назад и менее
  • предметов коллекционирования по палеонтологии
  • предметов коллекционирования по минералогии

10 % стоимости ценностей

5 % стоимости ценностей

10 % стоимости ценностей

5 % стоимости ценностей

за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка

0,1 % заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 40 000 руб.

за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы

7.2.3. Льготы по уплате государственной пошлины

По уплате государственной пошлины Налоговым Кодексом РФ установлен широкий перечень льгот, которые предоставляются определенным категориям граждан и организаций в следующих формах:

1. Полное освобождение от уплаты государственной пошлины.

Например, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном суде РФ, при обращении в органы или к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, от уплаты государственной пошлины освобождены:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;
  • участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Например, за совершение нотариальных действий от уплаты государственной пошлины освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом; общественные организации инвалидов; физические лица – за удостоверение завещаний имущества в пользу государства.

Кроме того, государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:

1) за выдачу приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства в целях его обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

2) за продление срока действия разрешения на временное пребывание в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в целях осуществления благотворительной деятельности или доставки гуманитарной помощи либо по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника;

3) за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику;

4) за государственную регистрацию прав РФ, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну;

5) за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества;

6) за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона;

7) за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2. Освобождение от обложения государственной пошлиной отдельных операций.

Например, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам:

  • о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;
  • о взыскании пособий;
  • о взыскании алиментов;
  • о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
  • о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
  • при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
  • по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов, и др.

По делам, рассматриваемым в арбитражных судах , от уплаты государственной пошлины освобождаются:

1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины физические лица за государственную регистрацию актов гражданского состояния в следующих случаях:

  • за выдачу свидетельств при исправлении или изменении записей актов о рождении в связи с усыновлением (удочерением);
  • за внесение исправлений и или изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств в связи с ошибками, допущенными при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
  • за выдачу справок о регистрации актов гражданского состояния для представления в уполномоченные органы по вопросам назначения либо перерасчета пенсий или пособий;
  • за выдачу свидетельств о смерти при исправлении и изменении записей актов о смерти необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий, а также за выдачу повторных свидетельств о смерти лиц указанной категории;
  • за выдачу извещений об отсутствии записей актов гражданского состояния для восстановления утраченных записей актов гражданского состояния в установленном порядке.

3. Установление необлагаемой суммы.

Например, от уплаты государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений имущественного характера или исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. освобождаются:

  • общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
  • истцы – инвалиды I и II групп;
  • ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
  • истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
  • истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, – по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

4. Понижение ставки государственной пошлины.

Например, инвалиды I и II групп уплачивают государственную пошлину в размере 50 % по всем видам нотариальных действий.

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Комментарий к ст. 393 TК РФ

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ дополнил положения настоящей статьи указанием на то, что работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе и по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер.

Судебная практика по статье 393 TК РФ

Предусмотрев обязанность по уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, законодатель в статье 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации установил перечень случаев, когда лица освобождаются от ее уплаты. В частности, в целях обеспечения права работников на судебную защиту и предоставления им равного с работодателем доступа к правосудию в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель освободил их от уплаты государственной пошлины по трудовым спорам (аналогичная норма закреплена в статье 393 Трудового кодекса Российской Федерации). Исходя из целевого назначения данной нормы, работники освобождаются от уплаты государственной пошлины как за подачу искового заявления, так и при обжаловании состоявшихся судебных постановлений.

Предусмотрев обязанность по уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, законодатель в статье 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации установил перечень случаев, когда лица освобождаются от ее уплаты. В частности, в целях обеспечения права работников на судебную защиту и предоставления им равного с работодателем доступа к правосудию в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель освободил их от уплаты государственной пошлины по трудовым спорам (аналогичная норма закреплена в статье 393 Трудового кодекса Российской Федерации). Исходя из целевого назначения данной нормы, работники освобождаются от уплаты государственной пошлины как за подачу искового заявления, так и при обжаловании состоявшихся судебных постановлений в судах вышестоящих инстанций.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 393 Трудового кодекса РФ, которая является специальной нормой, при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Согласно требованиям статьи 393 Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

При этом законодатель учитывает не только экономическую (материальную), но и организационную зависимость работника от работодателя (в распоряжении которого находится основной массив доказательств по делу), в силу чего устанавливает процессуальные гарантии защиты трудовых прав работников при рассмотрении трудовых споров в суде, к числу которых относится и освобождение работника от судебных расходов (статья 393 Трудового кодекса Российской Федерации).

При этом законодатель учитывает не только экономическую (материальную), но и организационную зависимость работника от работодателя (в распоряжении которого находится основной массив доказательств по делу), в силу чего устанавливает процессуальные гарантии защиты трудовых прав работников при рассмотрении трудовых споров в суде, к числу которых относится и освобождение работника от судебных расходов (статья 393 Трудового кодекса Российской Федерации).

Между тем суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о взыскании с Кругликова Н.В. в пользу ЗАО "Сибирский Антрацит" понесенных расходов на производство экспертизы. Руководствуясь положениями ст. 393 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности решения суда первой инстанции в части взыскания с Кругликова Н.В. в пользу ЗАО "Сибирский Антрацит" расходов на проведение экспертизы и об отмене в этой части решения суда.

Суд апелляционной инстанции не согласился также с выводом суда первой инстанции о взыскании с Савкина А.П. в пользу ЗАО "Сибирский Антрацит" понесенных расходов на производство экспертизы. Руководствуясь положениями ст. 393 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности решения суда первой инстанции в части взыскания с Савкина А.П. в пользу ЗАО "Сибирский Антрацит" расходов на проведение экспертизы и об отмене в этой части решения суда, поскольку требования Савкина А.П. о компенсации морального вреда, причиненного профессиональным заболеванием на производстве, вытекают из трудовых отношений.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно сославшись на то, что статья 393 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов, не подлежит применению к спорным отношениям, поскольку решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 12 марта 2018 г. факт наличия трудовых отношений между Побежимовым С.С. и ООО "Стоун Групп" не установлен.

1. ООО "Сенеж-Дистрибуция", ООО "Сенеж-Препараты" оспаривают конституционность статьи 393 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

статьи 393 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов;

В предыдущем номере журнала вниманию читателей был представлен материал о размерах и сроках уплаты государственной пошлины учреждениями физической культуры и спорта при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям и в арбитражные суды. Кроме того, мы рассмотрели перечень льгот, применяемых в отношении уплаты государственной пошлины.

В этой части статьи предлагаем рассмотреть порядок уплаты государственной пошлины, условия ее возврата и вопросы отсрочки уплаты государственной пошлины.

Порядок уплаты государственной пошлины

По каждому из обращений в государственные или муниципальные органы за совершением юридически значимых действий определены соответствующий порядок и размер уплаты госпошлины, который зависит от обстоятельств обращения в указанные органы.

Выделим особенности, касающиеся уплаты государственной пошлины при обращении бюджетных учреждений в суды общей юрисдикции, к мировым судьям.

Цена иска определяется истцом, в отдельных случаях - судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством РФ.

Перечень условий определения цены иска представлен в ст. 91 ГПК РФ. В частности, применительно к бюджетным учреждениям цена иска определяется:

  • по искам о взыскании денежных средств - исходя из взыскиваемой денежной суммы;
  • по искам об истребовании имущества - исходя из стоимости истребуемого имущества;
  • по искам об уменьшении или увеличении платежей и выдач - исходя из суммы, на которую уменьшаются или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год;
  • по искам о прекращении платежей и выдач - исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год;
  • по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, - исходя из каждого требования в отдельности.

Отдельные случаи уплаты государственной пошлины

Право третьих лиц на предъявление самостоятельных требований относительно предмета спора представлено в ст. 42 ГПК РФ. Указанные лица могут принять участие в деле до принятия судебного постановления судом первой инстанции. Они обладают всеми правами и исполняют все обязанности истца. В отношении лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судья выносит определение о признании их третьими лицами в рассматриваемом деле или об отказе в признании их третьими лицами, на которое может быть подана частная жалоба. При вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, рассмотрение дела производится с самого начала. Соответственно, для такого участника гражданского процесса законодатель установил, что он уплачивает государственную пошлину в том же размере, что и истец при обращении в суд.

При замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной.

Такое право вытекает из ст. 44 ГПК РФ.

При затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Особенность уплаты государственной пошлины

Далее перейдем к особенностям уплаты государственной пошлины при обращении бюджетных учреждений в арбитражные суды.

Как определено пп. 1 п. 1 ст. 333.22 НК РФ, при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Рассмотрим данный порядок уплаты на примере.

Пример 1. Учреждение физической культуры и спорта обратилось в арбитражный суд с иском к вневедомственной охране о досрочном расторжении договора на оказание услуг охраны по причине неисполнения его условий и взыскании денежных средств за досрочное расторжение в сумме 110 000 руб.

В этом случае у учреждения физической культуры и спорта в исковом заявлении присутствуют требования как имущественного, так и неимущественного характера. К имущественному относится требование о взыскании денежных средств, к неимущественному - о признании договора недействительным. С учетом данных обстоятельств государственная пошлина будет уплачиваться в следующем порядке:

  • в части требований имущественного характера - в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ размер госпошлины составляет 4000 руб. плюс 3% от суммы, превышающей 100 000 руб., соответственно, по данному требованию государственная пошлина составит 4300 руб. (4000 руб. + (110 000 - 100 000) руб. x 3%);
  • в части требований неимущественного характера - в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче искового заявления по спорам, возникающим, в частности, при расторжении договоров, госпошлина уплачивается в сумме 4000 руб.

Следовательно, учреждение физической культуры и спорта уплатит государственную пошлину в размере 8300 руб. (4300 + 4000).

Истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Такое право предоставлено ему п. 1 ст. 49 АПК РФ.

Например, в ходе судебных разбирательств выявятся новые обстоятельства, о которых истец не был осведомлен, вследствие чего он решил увеличить ранее заявленные исковые требования. Данная особенность учтена в пп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ, а именно при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма пошлины доплачивается в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда.

При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ.

Пример 2. Учреждением физической культуры и спорта в качестве истца в арбитражном суде заявлено имущественное требование к ответчику в сумме 150 000 руб. В процессе рассмотрения дела выявлены новые обстоятельства невыполнения ответчиком договорных обязательств, в результате чего учреждение увеличило исковые требования до 250 000 руб. Данные требования были полностью удовлетворены арбитражным судом.

Указанный спор имеет имущественный характер, поэтому расчет государственной пошлины будет производиться в соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.

Изначально при подаче искового заявления учреждение физической культуры и спорта уплатило государственную пошлину в размере 5500 руб. (4000 руб. + (150 000 - 100 000) руб. x 3%). С учетом того, что исковые требования увеличены до суммы свыше 200 000 руб., расчет государственной пошлины составит 7000 руб. плюс 2% суммы, превышающей 200 000 руб., а именно 8000 руб. (7000 руб. + (250 000 руб. - 200 000 руб.) x 2%). Учитывая ранее уплаченную госпошлину, учреждение физической культуры и спорта доплатит в бюджет 2500 руб. (8000 - 5500).

Если учреждение физической культуры и спорта, являясь истцом, освобождено от уплаты государственной пошлины по основаниям, изложенным в ст. ст. 333.35, 333.37 НК РФ, то на основании пп. 4 п. 1 ст. 333.22 НК РФ ее уплата возлагается на ответчика (если он также не освобожден от уплаты государственной пошлины) в размерах, пропорциональных удовлетворенным арбитражным судом требованиям истца.

Как определено пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов. Может возникнуть вопрос о правомерности уплаты бюджетным учреждением, в том числе учреждением физической культуры и спорта, госпошлины по налоговым вопросам, так как на основании положений пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ уплата налогов в бюджет напрямую затрагивает государственные интересы, и, следовательно, такие учреждения должны освобождаться от уплаты налога по указанным основаниям.

По мнению автора, решение о правомерности взыскания государственной пошлины с учреждений физической культуры и спорта заключается в следующем. Несмотря на то что указанные учреждения не перечислены напрямую среди истцов, освобождаемых согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, к ним могут применяться данные льготы только в случае, если эти учреждения являются администраторами поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, созданы органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляют в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Подтверждением также может служить Информационное письмо Президиума ВАС РФ N 117 , согласно п. 4 которого государственные или муниципальные учреждения могут быть льготниками по уплате государственной пошлины, если они выполняют одновременно и функции государственного органа (органа местного самоуправления).

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".

Пример 3. К учреждению культуры и искусства предъявлено исковое требование в сумме 130 000 руб. Истец освобожден от уплаты государственной пошлины. В ходе судебного разбирательства исковое заявление удовлетворено в пользу истца в сумме 50 000 руб.

В случае полного удовлетворения требований истца размер государственной пошлины составил бы 4900 руб. (4000 руб. + (130 000 - 100 000) руб. x 3%). Однако, учитывая, что требования уменьшены, ответчик уплатит госпошлину пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 38% (50 000 руб. x 100% / 130 000 руб.), а именно в сумме 1862 руб. (4900 руб. x 38%).

В бухгалтерском учете уплата государственной пошлины будет отражена следующими проводками:

Как известно, при рассмотрении заявления о пересмотре судебных актов арбитражных судов в порядке надзора государственная пошлина не уплачивается. Подпунктом 6 п. 1 ст. 333.22 НК РФ установлено, что при подаче таких заявлений государственная пошлина уплачивается, если судебные акты не были обжалованы в суд кассационной инстанции.

Возврат государственной пошлины

Основания возврата госпошлины определены в ст. 333.40 НК РФ и применительно к делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями и арбитражными судами, включают случаи:

  • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК РФ;
  • возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  • прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом. При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;
  • отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

Возврат излишне уплаченной государственной пошлины осуществляется по заявлению плательщика. При этом подача заявления зависит от оснований уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Так, заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный (уполномоченному) совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. При этом, если государственная пошлина подлежит возврату в полном объеме, к заявлению прикладываются подлинники платежных документов, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Подлежит ли возврату налогоплательщику государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных п. 1 ст. 333.33 НК РФ, в результате неверного указания в платежном поручении кода бюджетной классификации? Ответ на этот вопрос представлен в Письме Минфина России от 10.11.2009 N 03-05-04-03/28. Отмечено, что неверно указанный код бюджетной классификации в платежном поручении не является препятствием в возврате излишне уплаченной государственной пошлины, если плательщик может представить в орган, совершающий юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина, подтверждение из органа Федерального казначейства о поступлении данного сбора в бюджетную систему РФ.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, КС РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Пунктом 6 ст. 333.40 НК РФ установлено, что плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Он производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган, в который плательщик обращался за совершением юридически значимого действия. Срок подачи заявления о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины - не более трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению также прилагаются решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Аналогичного мнения придерживаются и судебные органы.

Так, в Определении ФАС ЗСО от 03.03.2009 N Ф04-888/2009(2875-А45-46) указано, что зачет излишне уплаченной государственной пошлины производится арбитражным судом по заявлению плательщика государственной пошлины при представлении последним решения, определения и справки суда, свидетельствующих об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежных поручений или квитанций, подтверждающих уплату государственной пошлины. Доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является только оригинал платежного поручения с отметкой банка о его исполнении.

При этом возможность представления в суд светокопии платежного документа Налоговым кодексом не предусмотрена.

Отсрочка (рассрочка) уплаты госпошлины

Как определено п. 1 ст. 333.41 НК РФ, отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 НК РФ.

Обратите внимание! Отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины представляет собой изменение срока ее уплаты при наличии оснований, предусмотренных гл. 9 НК РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (п. 1 ст. 64 НК РФ).

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако в силу п. 1 ст. 64, п. 1 ст. 333.41 НК РФ общий срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года (п. 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 117).

На сумму государственной пошлины, по которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока предоставления отсрочки или рассрочки.

Заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате государственной пошлины либо уменьшении или освобождении от ее уплаты подается в суд в письменном виде. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со ст. 63 НК РФ в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: