Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятии по основным налогам

Обновлено: 29.04.2024

Пример организации бухгалтерского учета на предприятии

Учётная политика в целях бухгалтерского учёта в течение отчётного года изменению не подлежит, кроме случаев реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) Общества, изменения законодательства РФ или изменения условий деятельности, которые утверждаются приказом руководителя.

Изменения в учётной политике влияющие на финансовый результат, раскрываются в бухгалтерской отчётности.

Изменение учётной политики для целей налогообложения допускается в случае изменения налогового законодательства или применяемых методов учёта. Соответствующие изменения в порядок учёта отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения вносятся приказом директора.

В отношении однозначно определённых нормативными актами способов ведения бухгалтерского и налогового учёта и отчётности следует руководствоваться действующим законодательством РФ.

Бухгалтерский учет организуется по централизованной форме и ведется бухгалтерской службой, являющейся структурным подразделением Общества. Возглавляет её главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю Общества.

Работники отделов бухгалтерской службы несут ответственность за состояние вверенного им участка бухгалтерского учета и за достоверность контролируемых ими показателей бухгалтерской отчетности.

Договоры о полной индивидуальной материальной ответственности или о коллективной (бригадной) материальной ответственности заключаются со всеми материально-ответственными лицами в соответствии с действующим законодательством. Договоры о материальной ответственности регистрируются в хронологическом порядке в Книге регистрации договоров о материальной ответственности. Хранятся в кассе, в сейфе.

При ведении бухгалтерского учета применяются локальные акты учреждения, утверждённые отдельными приказами руководителя:

— эксплуатационные нормы расхода топлива на транспортные средства;

— лимит остатка наличных денежных средств в кассе;

— перечень должностей работников, имеющих право на получение доверенностей;

— перечень должностей работников с разъездным характером работы;

— перечень должностей работников, имеющих право подписи первичных учетных документов, счетов-фактур, денежных и расчетных документов, финансовых обязательств.

На предприятии учет ведется частично на компьютере с полной обработкой всех первичных документов и выдачей на печать, и часть операций ведется ручным способом обработки (акты приемки транспортных средств на ремонт и т.п.) Учет ведется как с использованием машинных носителей информации, так и бумажных носителей.

Основными направлениями учета активов и обязательств на предприятии являются (рисунок 1).


Рассмотрим указанные направления более подробно.

1) Учет нематериальных активов.

2) Учёт основных средств.

В данном направлении предприятие определило, согласно ст. 259 НК РФ, что метод исчисления амортизации основных средств — линейный. Так же для целей налогового учета амортизация начисляется лишь по основным средствам, которые стоят более 100000 руб. (на основании ст. 256 НК РФ), изменения внесены Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ.

3) Учет материально-производственных запасов.

4) Учет заемных средств.

Как установлено в ст.269 НК РФ, проценты по кредиту, начисленные в отчетном периоде, в целях налогового учета относятся на расходы.

— учет расходов. Согласно п. 2 ПБУ 10/99, расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в итоге выбытия денег или другого имущества и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

90.1.1 — Выручка, не облагаемая налогом на прибыль;

90.1.2 — Выручка, облагаемая налогом на прибыль.

Пример организации налогового учета на предприятии

Предприятие является малым, и, хотя, согласно законодательству, имеет право учитывать выручку и расходы кассовым методом, на предприятии приняла учетная политика по отгрузке (метод начисления).

Учетная политика предприятия для ведения бухучета и налогового учета совпадают, это значительно упрощает работу главного бухгалтера, тем более что в штате малых предприятий не предусмотрена штатная единица специалиста по налогообложению и данные функции возложены на главного бухгалтера.

В учетной политике все расходы, на основании гл. 25 НК РФ, классифицируются:

— принимаемые для целей обложения налогом на прибыль;

— расходы, которые не принимаются для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Стоит отметить, что для налогового учета расходы, которые получены предприятием в результате основной деятельности подразделяются на:

— прямые (от производства и реализации);

На основании ст. 271 НК РФ, в целях налогового учета, доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были получены и это не зависит от вида средств (денежные средства, имущество или имущественных прав и пр.) и данный метод называется – метод начисления. И важна классификация доходов, на основании статей гл. 25 НК РФ.

А так же необходимо отметить, что предприятие уплачивает взносы во внебюджетные фонды:

— Пенсионный фонд РФ;

— Фонд социального страхования;

— Федеральный фонд медицинского страхования.

Согласно требованиям ПБУ 18/02, необходимо проведение корректировок бухгалтерской прибыли, либо убытка и отразить отложенные налоговые активы и обязательства.

Рассмотрим особенности плана счетов для налогового учета анализируемого предприятия:

— все счета — забалансовые, это означает, что в налоговом учете могут быть проводки без корреспонденции счетов, но чаще корреспонденция используется;

— отсутствуют счета учета объектов, которые в любом случае не влияют на налог на прибыль (например, счет учета уставного капитала, нераспределенной прибыли и т.п.), или предполагается, что соответствующие активы или обязательства имеют ту же оценку, что и в бухгалтерском учете (например, денежные средства);

— почти все счета затрат на производство имеют по 3 субсчета, используемые для расходов учета прямых и косвенных;

— натуральные (если это возможно) и денежные измерители операции;

— наименование объектов учета или хозяйственных операций;

— подпись ответственного за составление регистра лица и ее расшифровку.

Регистры налогового учета разрабатываются самой компанией, а их форма утверждается в качестве приложения к налоговой учетной политике. Они могут быть составлены в электронном виде или на бумаге — это значения не имеет. Главное — наличие в них обязательных реквизитов, установленных НК РФ. К информации, отражаемой в регистрах, предъявляется основное требование: все записи должны быть обоснованы и достоверны, а из содержания регистра должно быть понятно, как сформирована налогооблагаемая база.

Проблемы и пути совершенствования бухгалтерского и налогового учета на предприятии

— в компании не применяются методы оптимизации налогов;

— действующая система субсчетов к сч. 90, является не целесообразной и требует изменений.

Как показывает практика и определяет законодательство, оптимизация налогообложения может легально производится в двух основных направлениях:

Первое направление: прямая минимизация налогов (это означает выбор таких способов учета, которые бы обеспечили минимизацию налогооблагаемую базу);

Второе направление: откладывание выплаты налога (это означает нахождение таких способов, которые позволили бы признать базу налогообложения в самый крайний из существующих моментов времени).

— размер полученного дохода превышает установленный лимит в 150 000 000 руб. (п. 2 ст. 346.12, п. 4.1 ст. 346.13НК РФ) в компании по итогам 2018 года он составлял – 538 220 000 руб.;

— средняя численность сотрудников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);

— остаточная стоимость основных средств не превышает 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Другим мероприятием для оптимизации налогообложения является регистрация предприятия с оффшорной зоне, другими словами, замена налоговой юрисдикции. Смысл заключается в том, чтобы зарегистрировать предприятие на местности, предоставляющие льготное налогообложение. Выбор места регистрации (местности и юрисдикции) важен при условии неоднородности местности. Каждый регион страны наделен возможностями по формированию местного законодательства, и на этом поле субъекты владеют некоторой свободой, любая территория использует эту свободу по-своему. Стоит упомянуть, что отсюда и различия в размере налоговых отчислений.

— налог на прибыль — 13%;

— налог на добавленную стоимость – 15%.

Остальные налоги платятся в обычном режиме общей системы налогообложения, принятой в регионе.

— создание резерва под дорогостоящий ремонт основных средств;

— применение амортизационной премии;

— создание резерва сомнительных долгов.

Таким образом, суть оптимизации налогообложения состоит в улучшении темпов налогов и сборов и темпов развития основных показателей хозяйственной деятельности, оценке соотношения прямых и косвенных налогов, исполнения обязательств перед бюджетом, оценке стабильности финансового состояния с точки зрения налогообложения.

Комплекс мер по налоговой оптимизации должен быть направлен на максимальное увеличение доходов, остающихся в распоряжении предприятия, а не на поиск способов уклонения от налоговых обязательств. Современные методы налоговой оптимизации основаны на сочетании специальных налоговых режимов с общим режимом налогообложения. Эти методы обладают одним неоспоримым преимуществом – они законны.

В результате, можно сделать вывод, что существуют различные законные методы оптимизации налогов, все зависит от компетентности, знании законодательства и желании осуществлять законную предпринимательскую деятельность. Налоговый орган в лице государства, это постоянно развивающийся, совершенствующийся механизм работы. Который направлен на своевременное выявление и предотвращение нарушений связанных с выплатой налога в бюджет государства.

90.11 – выручка от реализации автотранспортных средств

90.12 – выручка от реализации запасных частей

90.13 – выручка от оказания прочих видов работ, услуг

Данное мероприятие будет способствовать рационализации системы бухгалтерского учета финансовых результатов на заводе. Формирование финансового учета продукции в разрезе субсчетов по ее основным видам позволит в текущем режиме отслеживать более рентабельные направления деятельности и менее рентабельные.

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Налоговый учет — это сбор информации, а также ее обобщение с целью определения налоговой базы. Попросту говоря, налоговый учет нужен, чтобы правильно платить налоги.

Главная цель налогового учета — формирование исчерпывающей и правдивой информации о том, как учтена для целей налогообложения каждая совершенная хозяйственная операция.

Принципы налогового учета

Принцип денежного измерения заключается в том, что информация о расходах и доходах представляется в денежном выражении. Принцип имущественной обособленности заключается в том, что имущество, которое является собственностью предприятия, учитывается отдельно от имущества других физических или юридических лиц, находящихся в данной организации. Принцип последовательности означает, что нормы и правила налогового учета применяются в хронологическом порядке, от одного налогового периода к другому. Принцип постоянства деятельности означает, что учет проводится без остановки с момента регистрации организации до ее ликвидации или реорганизации.

Налоговый кодекс РФ дает свободу выбора и предполагает, что вы сами решите, как вести налоговый учет в своей организации, и выберете подходящую систему налогообложения.

Как вести налоговый учет ИП


Налогообложение и отчетность зависят от того, какую систему обложения вы выбрали при регистрации ИП. Чаще всего выбирают УСН (упрощенная система налогообложения). Но помните, что некоторые виды деятельности не дают возможность применять УСН (банковская деятельность; страховая деятельность; ломбарды; игорный бизнес). Также популярна у ИП Патентная система.

Важно! Если при регистрации вы не указали систему налогообложения, то ИП будет поставлен на учет по ОСНО. Перейти на упрощенную систему вы сможете только в начале следующего года.

Как вести налоговый учет ООО

Чаще всего ведение учета поручается специалисту, так как в ООО по сравнению с ИП много различной документации и налогов.

Так же как и ИП, директору ООО нужно выбрать систему налогообложения из основных популярных систем: ОСНО, УСН, ЕСХН. Налоговый учет заключается в правильном оформлении и подаче отчетности в ФНС и своевременной уплате налогов.

Компании на основной системе платят налоги и сдают отчеты по следующим направлениям:

  • НДС — 20% и ежеквартальный отчет по НДС;
  • налог на прибыль организаций — 20% и отчеты по налогу на прибыль, периодичность уплаты авансов по налогу и сдачи отчетов может быть ежемесячной и ежеквартальной;
  • налог на имущество организаций — тариф устанавливается местными властями, но не больше 2,2%, ежеквартальный расчет по авансовому платежу и декларацию по налогу на имущество раз в год;
  • налог с зарплаты сотрудников — 13%, 15% или 30% (удерживается из зарплаты) и 6-НДФЛ ежеквартально, а по итогам года дополнительно к нему справку о доходах и суммах налога;
  • страховые взносы по сотрудникам — до 30% на обязательное социальное страхование и до 8,5% на случай травматизма и профессиональных заболеваний (платится поверх зарплаты) и Расчет по страховым взносам в налоговую ежеквартально и форму 4-ФСС в Соцстрах тоже ежеквартально;
  • транспортный налог, земельный налог — при наличии у организации транспорта и земельных участков, декларации с 2021 года не сдаем.

ООО на УСН освобождается от уплаты НДС и налога на прибыль. Такая организация уплачивает:

  • единый налог по УСН 6% с доходов или 15% с разницы между доходами и расходами (авансовые платежи ежеквартально) и декларацию по УСН раз в год;
  • налог на имущество организаций — тариф устанавливается местными властями, но не больше 2,2%, декларацию по налогу на имущество (за 2022 год декларацию упрощенцы сдавать не будут, так как отменят декларирование объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости);
  • налог с зарплаты сотрудников — 13%, 15% или 30% (удерживается из зарплаты) и 6-НДФЛ ежеквартально, а по итогам года дополнительно к нему справку о доходах и суммах налога ;
  • страховые взносы по сотрудникам — до 30% на обязательное социальное страхование и до 8,5% на случай травматизма и профессиональных заболеваний (платится поверх зарплаты) и Расчет по страховым взносам в налоговую ежеквартально и форму 4-ФСС в Соцстрах тоже ежеквартально;
  • транспортный налог, земельный налог — при наличии у организации транспорта и земельных участков, декларации с 2021 года не сдаем ;

Постановка на налоговый учет

Вставать на учет нужно в налоговой инспекции по месту жительства или по месту нахождения организации. Постановка на учет занимает 5 дней, независимо от того, кто является налогоплательщиком — физическое или юридическое лицо. Мы подробно рассказывали, что нужно сделать для регистрации ИП и ООО. Сразу после того, как в ЕГРЮЛ или ЕГРИП произошла запись о создании компании или ИП, налоговая в течение 5 дней ставит ее на учет.

Если у компании есть филиалы, нужно подать заявление в налоговую по месту нахождения филиала. Также вам понадобятся: свидетельство о постановке на учет компании; выписка из ЕГРЮЛ; документы подтверждающие создание филиала.

Автор статьи: Александра Аверьянова

Недавно открыли ООО или только планируете это сделать? Бухгалтерский сервис для малого бизнеса дарит подарок новым ООО — 3 месяца бесплатной работы в нашем сервисе. Ведите налоговый и бухгалтерский учет, начисляйте зарплату, платите налоги и сдавайте налоговые декларации и отчеты через интернет. Для ИП и организаций старше 3 месяцев — первые 14 дней работы бесплатно!

Налоговый учет — это сбор информации, а также ее обобщение с целью определения налоговой базы. Попросту говоря, налоговый учет нужен, чтобы правильно платить налоги.

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные

У вас эффективный бизнес, и вы хотите расширяться за счет продажи франшизы. С чего начать и что ждет новичка на этом пути? Расскажем в статье.

Многие предприниматели начинают с покупки франшизы — это хороший способ избежать массы рисков, с которыми связан любой стартап. И для начала стоит разобраться в понятиях: франчайзи, франшиза, франчайзер, франчайзинг. В статье разложим по полочкам термины и поясним, каким законам подчиняется франшиза и все, что с нею связано.

Если вы хотите начать бизнес “с гарантией”, то покупка франшизы — хороший вариант. Тогда главные вопросы — как выбирать франшизу, сравнивать предложения и снижать риски? Расскажем в статье о рейтингах франшиз и приведем чек-лист проверки проекта.

Читайте также: