Определить рентабельность совокупного капитала по прибыли до налогообложения

Обновлено: 02.07.2024

автор статьи Ольга Виноградова

В предыдущей части мы выяснили, как рассчитывать доходные и балансовые мультипликаторы. Теперь рассмотрим мультипликаторы рентабельности и специфические коэффициенты для разных отраслей. А также расскажем, где искать мультипликаторы, чтобы не считать их самому.

Эти мультипликаторы помогают оценить экономическую эффективность бизнеса и его способность получать прибыль.

ROE или Return on Equity — показатель рентабельности капитала. Он позволяет понять, сколько копеек чистой прибыли сгенерировала компания на каждый вложенный рубль акционерного капитала. Например, если ROE равен 20%, то капитал сгенерировал 20 копеек с одного вложенного рубля.

Формула для расчета показателя рентабельности капитала

Как оценивать : чем больше ROE, тем лучше. Чтобы оценить рентабельность конкретной компании, сравните ROE с показателями конкурентов, средним значением мультипликатора по отрасли и с собственными показателями компании в прошлом. Если ROE увеличивается на протяжении нескольких лет — компания развивается, у ее акций есть потенциал для роста.

В идеале ROE не должен быть ниже средней доходности по депозитам в крупных банках и гособлигациям. Если рентабельность капитала ниже процентных ставок по низкорисковым инструментам, бизнес будет невыгодным для владельцев и инвесторов. В январе 2021 года доходность вкладов в крупнейших банках не превышает 4,5% годовых, доходность гособлигаций — 5,72% годовых.

Пример

Чистая прибыль – 116,2 млрд рублей
Собственный капитал – 2034 млрд рублей
ROE – 5,7%

Чистая прибыль – 5,9 млрд рублей
Собственный капитал – 478,6 млрд рублей
ROE – 1,2%

Показатель рентабельности капитала не учитывает обязательства компании, поэтому его можно искусственно завысить за счет заемных средств. Чем больше обязательств, тем ниже собственный капитал и выше ROE. В такой ситуации мультипликатор может оказаться недостоверно высоким даже при небольшой прибыли.

Коэффициент ROE не подходит для оценки компаний из разных секторов. При этом он удобен для сравнения банков, так как связан с оценкой эффективности использования активов.

ROA или Return On Assets — рентабельность активов. Он показывает, насколько эффективно компания использует активы. В отличие от ROE, рентабельность активов учитывает не только собственный капитал, но и заемные средства.

Формула для расчета рентабельности активов

Как оценивать : чем выше показатель, тем лучше. Низкий показатель рентабельности активов говорит, что компания неэффективно использует активы или у нее много заемных средств. Лучше оценивать ROA в динамике и относительно среднего значения по отрасли. Если мультипликатор со временем снижается, то либо компания теряет прибыльность, либо у нее все больше долгов. Такие инвестиции невыгодны в долгосрочной перспективе.

Единого норматива ROA нет — все зависит от отрасли. Для капиталоемкого бизнеса мультипликатор будет ниже, например, у энергетических или добывающих компаний. У компаний сферы услуг или розничной торговли относительно небольшие капитальные вложения и быстрая оборачиваемость, поэтому ROA выше.

Расчет рентабельности активов имеет смысл при положительной прибыли. ROA лучше оценивать в паре с ROE — чем больше между ними разница, тем больше заемных средств у компании.

Пример

Чистая прибыль – 116,2 млрд рублей
Активы – 4030 млрд рублей
ROA – 2,9%

Чистая прибыль – 5,9 млрд рублей
Активы – 782,9 млрд рублей
ROA – 0,8%

Мультипликаторы рентабельности и мультипликаторы из предыдущей статьи можно применить практически к любой отрасли. Но часто они не учитывают особенности ведения бизнеса и налогообложения, поэтому для некоторых отраслей используют отдельные мультипликаторы.

Банки и финансовые компании . У кредитных организаций особый учет доходов и долговой нагрузки, поэтому коэффициенты P / S, EV / EBITDA и Debt / EBITDA для них неприменимы. Из уже рассмотренных мультипликаторов для оценки подойдут P / BV, ROA и ROE.

Пример

Сбербанк

Чистый процентный доход – 1553 млрд рублей
Чистая процентная маржа – 5,53%
ROE – 22,8%

ВТБ

Чистый процентный доход – 504,3 млрд рублей
Чистая процентная маржа – 3,7%
ROE – 4%

Чистый процентный доход – 24,7 млрд рублей
Чистая процентная маржа – 3,99%
ROE – 12,9%

Еще одним показателем для банков будут чистый процентный доход и Net Interest Margin — чистая процентная маржа. Она отражает эффективность использования активов относительно привлеченных средств. Если коэффициент выше среднего по отрасли — компания эффективно контролирует расходы и предоставляет услуги по цене, превышающей издержки. Это позитивный знак для инвестора. Инвесторы желательно оценивать норму чистой прибыли — она показывает, как хорошо компания преобразует доход в прибыль, которую поделят между собой акционеры.

Кроме этого, банки сравнивают по коэффициенту стоимости риска Cost of Risk. Чем больше показатель, тем выше риск операций и необходимость увеличения резервов. Кредитным организациям важно поддерживать уровень резервов на достаточном уровне, чтобы продолжать работу, если кредитоспособность клиентов ухудшится.

Нефтегазовые компании. Для оценки нефтегазового сектора вместо EV / EBITDA часто используют EV / EBITDAX — стоимость компании по отношению к прибыли до вычета налогов, процентов, амортизации и расходов на разведку. У добывающих компаний может быть разная учетная политика расходов, поэтому мультипликатор EBITDAX необходим, чтобы устранить различия в учете затрат на разведку месторождений.

Еще два стоимостных мультипликатора для нефтегазовых компаний — EV / Production и EV / Capacity. Первый позволяет оценить соотношение стоимости компании к ее ежедневной добычи, а второй — к мощности производства.

Технологические и телекоммуникационные компании. Для IT и медиакомпаний подходят уже известные нам по предыдущей статье P / E и P / S, а также P / Cash Flow, то есть цена акции на денежный поток. Мультипликатор P / Cash Flow позволяет оценить свободные средства компании, которые могут быть направлены на дивиденды. Чем меньше мультипликатор, тем лучше.

Пример

Посчитаем показатели для российских IT-компаний за 2020 год.

Капитализация – 474,2 млн рублей
Чистая прибыль – - 21,2 млрд рублей
Выручка – 100,5 млн рублей
Денежный поток от операционной деятельности – 23 млн рублей
P / S – 4,7
P / Cash Flow – 20,6

Медиакомпании и разработчики приложений считают EV / Subscribers — стоимость компании относительно количества пользователей. Высокие значения показателей говорят о способности компании извлекать прибыль из каждого пользователя. Телекоммуникационные компании зачастую используют мультипликатор ARPU или Average Revenue per User — среднюю выручку на одного пользователя.

Отраслевых мультипликаторов очень много, мы рассмотрели лишь основные. Для качественной оценки лучше рассчитывать базовые и специфические мультипликаторы в динамике и в сравнении с другими компаниями отрасли. Если стоимостные коэффициенты у компании ниже, чем в среднем по отрасли, то она может быть недооценена инвесторами и имеет потенциал для роста.

Рентабельность собственного капитала (Return on Equity, ROE) компании рассчитывается по следующей формуле:

Формула расчета ROE

где:
Net Profit — годовая чистая прибыль
Equity — среднегодовой собственный капитал

ROE демонстрирует рентабельность в форме чистой прибыли на весь собственный капитал компании. Под собственным капиталом здесь подразумевается и капитал, принадлежащий владельцам обыкновенных акций, и доля меньшинства, и привилегированные акции. У показателя есть вариант, в котором рентабельность считается только по отношению к капиталу, относимому на владельцев обыкновенных акций, тогда используют сокращение ROCE — Return On Common Equity.

Интерпретация значений ROE

Рентабельность собственного капитала — это важный показатель результатов работы компании. Он тесно связан с вопросами оценки бизнеса и другими методами анализа эффективности капитала. Требуемая доходность на собственный капитал рассчитывается в этих методах с использованием таких моделей, как CAPM и т.п.

Предположим, что методы оценки ставки дисконтирования дают для компании требуемую доходность собственного капитала, равную 15%. Это и будет нормальным уровнем ROE компании. Работа с рентабельностью ниже этого уровня может говорить о том, что компания теряет стоимость, а значения ROE выше требуемой стоимости капитала могут означать рост цены бизнеса. Однако такие выводы надо делать с осторожностью, так как они не учитывают двух факторов:

  • Показатель ROE рассчитывается на основе балансовой стоимости собственного капитала , в то время как рыночная стоимость акций может быть выше.
  • Требования к доходу на собственный капитал компании, заложенные в оценку бизнеса, касаются долгосрочных прогнозов , то есть итоговой годовой доходности за всю будущую деятельность компании. При этом компания вполне может позволить себе работать год или несколько лет с низкой рентабельностью или убытками, если за это время она развивает бизнес и готовит основу для будущих более высоких доходов.
ROE и финансовый рычаг

Рентабельность собственного капитала тесно связана с долгом компании, и более высокий показатель ROE не всегда означает более привлекательный и эффективный бизнес. Рассмотрим две компании:

Пример ROE

Предположим, что выручка и операционные затраты обеих компаний одинаковы и компании получили следующие результаты:

Пример ROE

Компания 2 выглядит заметно привлекательнее, финансовый рычаг позволил ей нарастить рентабельность собственного капитала более, чем в два раза. Однако и риски в этой компании значительно изменились. Вот, что произойдет с результатами обеих компаний, если их выручка упадет на 10%:

Пример ROE

Рентабельность Компании 1 заметно снизилась, но осталась положительной. В таком состоянии компания сможет продолжать работать и ожидать улучшения ситуации. А вот Компания 2 стала убыточной и ей угрожает банкротство.

Этот пример показывает, что увеличение финансового рычага ведет, с одной стороны, к росту рентабельности в хорошие времена, но, с другой стороны, усиливает и проблемы в период спада доходов. Этот фактор принимают во внимание в методиках определения требуемой нормы доходности на собственный капитал — многие формулы для расчета нормального уровня ROE прямо учитывают финансовый рычаг.

ROE и прогнозируемый устойчивый рост

Понятие устойчивого роста (sustainable growth) используется в оценке бизнеса и других видах долгосрочного анализа. Оно основано на следующей концепции:

  • Компания использует свою чистую прибыль для двух целей. Она может выплатить дивиденды акционерам или оставить деньги в бизнесе, инвестируя их в развитие.
  • Деньги, оставленные в бизнесе, увеличивают собственный капитал компании.
  • Если предположить, что текущие значения ROE компания сможет поддерживать и в будущем, то на дополнительный собственный капитал К она сможет стабильно зарабатывать дополнительную прибыль ROE * К.

В результате мы получаем следующую формулу устойчивого темпа роста прибыли:

g = ROE * (1 – Dividend Payout Ratio)

где:
g — устойчивый темп роста
b — коэффициент удержания, отражающий долю прибыли, которую компания оставляет себе и реинвестирует в развитие
Dividend Payout Ratio — коэффициент выплаты дивидендов, отражающий долю прибыли, направленную на выплату дивидендов.

Пример расчета ROE

Вот как выглядит расчет ROE на примере фрагментов реальной отчетности компании:

расчет ROE на примере фрагментов реальной отчетности компании

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

автор статьи Ольга Виноградова

В предыдущей части мы выяснили, как рассчитывать доходные и балансовые мультипликаторы. Теперь рассмотрим мультипликаторы рентабельности и специфические коэффициенты для разных отраслей. А также расскажем, где искать мультипликаторы, чтобы не считать их самому.

Эти мультипликаторы помогают оценить экономическую эффективность бизнеса и его способность получать прибыль.

ROE или Return on Equity — показатель рентабельности капитала. Он позволяет понять, сколько копеек чистой прибыли сгенерировала компания на каждый вложенный рубль акционерного капитала. Например, если ROE равен 20%, то капитал сгенерировал 20 копеек с одного вложенного рубля.

Формула для расчета показателя рентабельности капитала

Как оценивать : чем больше ROE, тем лучше. Чтобы оценить рентабельность конкретной компании, сравните ROE с показателями конкурентов, средним значением мультипликатора по отрасли и с собственными показателями компании в прошлом. Если ROE увеличивается на протяжении нескольких лет — компания развивается, у ее акций есть потенциал для роста.

В идеале ROE не должен быть ниже средней доходности по депозитам в крупных банках и гособлигациям. Если рентабельность капитала ниже процентных ставок по низкорисковым инструментам, бизнес будет невыгодным для владельцев и инвесторов. В январе 2021 года доходность вкладов в крупнейших банках не превышает 4,5% годовых, доходность гособлигаций — 5,72% годовых.

Пример

Чистая прибыль – 116,2 млрд рублей
Собственный капитал – 2034 млрд рублей
ROE – 5,7%

Чистая прибыль – 5,9 млрд рублей
Собственный капитал – 478,6 млрд рублей
ROE – 1,2%

Показатель рентабельности капитала не учитывает обязательства компании, поэтому его можно искусственно завысить за счет заемных средств. Чем больше обязательств, тем ниже собственный капитал и выше ROE. В такой ситуации мультипликатор может оказаться недостоверно высоким даже при небольшой прибыли.

Коэффициент ROE не подходит для оценки компаний из разных секторов. При этом он удобен для сравнения банков, так как связан с оценкой эффективности использования активов.

ROA или Return On Assets — рентабельность активов. Он показывает, насколько эффективно компания использует активы. В отличие от ROE, рентабельность активов учитывает не только собственный капитал, но и заемные средства.

Формула для расчета рентабельности активов

Как оценивать : чем выше показатель, тем лучше. Низкий показатель рентабельности активов говорит, что компания неэффективно использует активы или у нее много заемных средств. Лучше оценивать ROA в динамике и относительно среднего значения по отрасли. Если мультипликатор со временем снижается, то либо компания теряет прибыльность, либо у нее все больше долгов. Такие инвестиции невыгодны в долгосрочной перспективе.

Единого норматива ROA нет — все зависит от отрасли. Для капиталоемкого бизнеса мультипликатор будет ниже, например, у энергетических или добывающих компаний. У компаний сферы услуг или розничной торговли относительно небольшие капитальные вложения и быстрая оборачиваемость, поэтому ROA выше.

Расчет рентабельности активов имеет смысл при положительной прибыли. ROA лучше оценивать в паре с ROE — чем больше между ними разница, тем больше заемных средств у компании.

Пример

Чистая прибыль – 116,2 млрд рублей
Активы – 4030 млрд рублей
ROA – 2,9%

Чистая прибыль – 5,9 млрд рублей
Активы – 782,9 млрд рублей
ROA – 0,8%

Мультипликаторы рентабельности и мультипликаторы из предыдущей статьи можно применить практически к любой отрасли. Но часто они не учитывают особенности ведения бизнеса и налогообложения, поэтому для некоторых отраслей используют отдельные мультипликаторы.

Банки и финансовые компании . У кредитных организаций особый учет доходов и долговой нагрузки, поэтому коэффициенты P / S, EV / EBITDA и Debt / EBITDA для них неприменимы. Из уже рассмотренных мультипликаторов для оценки подойдут P / BV, ROA и ROE.

Пример

Сбербанк

Чистый процентный доход – 1553 млрд рублей
Чистая процентная маржа – 5,53%
ROE – 22,8%

ВТБ

Чистый процентный доход – 504,3 млрд рублей
Чистая процентная маржа – 3,7%
ROE – 4%

Чистый процентный доход – 24,7 млрд рублей
Чистая процентная маржа – 3,99%
ROE – 12,9%

Еще одним показателем для банков будут чистый процентный доход и Net Interest Margin — чистая процентная маржа. Она отражает эффективность использования активов относительно привлеченных средств. Если коэффициент выше среднего по отрасли — компания эффективно контролирует расходы и предоставляет услуги по цене, превышающей издержки. Это позитивный знак для инвестора. Инвесторы желательно оценивать норму чистой прибыли — она показывает, как хорошо компания преобразует доход в прибыль, которую поделят между собой акционеры.

Кроме этого, банки сравнивают по коэффициенту стоимости риска Cost of Risk. Чем больше показатель, тем выше риск операций и необходимость увеличения резервов. Кредитным организациям важно поддерживать уровень резервов на достаточном уровне, чтобы продолжать работу, если кредитоспособность клиентов ухудшится.

Нефтегазовые компании. Для оценки нефтегазового сектора вместо EV / EBITDA часто используют EV / EBITDAX — стоимость компании по отношению к прибыли до вычета налогов, процентов, амортизации и расходов на разведку. У добывающих компаний может быть разная учетная политика расходов, поэтому мультипликатор EBITDAX необходим, чтобы устранить различия в учете затрат на разведку месторождений.

Еще два стоимостных мультипликатора для нефтегазовых компаний — EV / Production и EV / Capacity. Первый позволяет оценить соотношение стоимости компании к ее ежедневной добычи, а второй — к мощности производства.

Технологические и телекоммуникационные компании. Для IT и медиакомпаний подходят уже известные нам по предыдущей статье P / E и P / S, а также P / Cash Flow, то есть цена акции на денежный поток. Мультипликатор P / Cash Flow позволяет оценить свободные средства компании, которые могут быть направлены на дивиденды. Чем меньше мультипликатор, тем лучше.

Пример

Посчитаем показатели для российских IT-компаний за 2020 год.

Капитализация – 474,2 млн рублей
Чистая прибыль – - 21,2 млрд рублей
Выручка – 100,5 млн рублей
Денежный поток от операционной деятельности – 23 млн рублей
P / S – 4,7
P / Cash Flow – 20,6

Медиакомпании и разработчики приложений считают EV / Subscribers — стоимость компании относительно количества пользователей. Высокие значения показателей говорят о способности компании извлекать прибыль из каждого пользователя. Телекоммуникационные компании зачастую используют мультипликатор ARPU или Average Revenue per User — среднюю выручку на одного пользователя.

Отраслевых мультипликаторов очень много, мы рассмотрели лишь основные. Для качественной оценки лучше рассчитывать базовые и специфические мультипликаторы в динамике и в сравнении с другими компаниями отрасли. Если стоимостные коэффициенты у компании ниже, чем в среднем по отрасли, то она может быть недооценена инвесторами и имеет потенциал для роста.

Рентабельность собственного капитала (Return on Equity, ROE) компании рассчитывается по следующей формуле:

Формула расчета ROE

где:
Net Profit — годовая чистая прибыль
Equity — среднегодовой собственный капитал

ROE демонстрирует рентабельность в форме чистой прибыли на весь собственный капитал компании. Под собственным капиталом здесь подразумевается и капитал, принадлежащий владельцам обыкновенных акций, и доля меньшинства, и привилегированные акции. У показателя есть вариант, в котором рентабельность считается только по отношению к капиталу, относимому на владельцев обыкновенных акций, тогда используют сокращение ROCE — Return On Common Equity.

Интерпретация значений ROE

Рентабельность собственного капитала — это важный показатель результатов работы компании. Он тесно связан с вопросами оценки бизнеса и другими методами анализа эффективности капитала. Требуемая доходность на собственный капитал рассчитывается в этих методах с использованием таких моделей, как CAPM и т.п.

Предположим, что методы оценки ставки дисконтирования дают для компании требуемую доходность собственного капитала, равную 15%. Это и будет нормальным уровнем ROE компании. Работа с рентабельностью ниже этого уровня может говорить о том, что компания теряет стоимость, а значения ROE выше требуемой стоимости капитала могут означать рост цены бизнеса. Однако такие выводы надо делать с осторожностью, так как они не учитывают двух факторов:

  • Показатель ROE рассчитывается на основе балансовой стоимости собственного капитала , в то время как рыночная стоимость акций может быть выше.
  • Требования к доходу на собственный капитал компании, заложенные в оценку бизнеса, касаются долгосрочных прогнозов , то есть итоговой годовой доходности за всю будущую деятельность компании. При этом компания вполне может позволить себе работать год или несколько лет с низкой рентабельностью или убытками, если за это время она развивает бизнес и готовит основу для будущих более высоких доходов.
ROE и финансовый рычаг

Рентабельность собственного капитала тесно связана с долгом компании, и более высокий показатель ROE не всегда означает более привлекательный и эффективный бизнес. Рассмотрим две компании:

Пример ROE

Предположим, что выручка и операционные затраты обеих компаний одинаковы и компании получили следующие результаты:

Пример ROE

Компания 2 выглядит заметно привлекательнее, финансовый рычаг позволил ей нарастить рентабельность собственного капитала более, чем в два раза. Однако и риски в этой компании значительно изменились. Вот, что произойдет с результатами обеих компаний, если их выручка упадет на 10%:

Пример ROE

Рентабельность Компании 1 заметно снизилась, но осталась положительной. В таком состоянии компания сможет продолжать работать и ожидать улучшения ситуации. А вот Компания 2 стала убыточной и ей угрожает банкротство.

Этот пример показывает, что увеличение финансового рычага ведет, с одной стороны, к росту рентабельности в хорошие времена, но, с другой стороны, усиливает и проблемы в период спада доходов. Этот фактор принимают во внимание в методиках определения требуемой нормы доходности на собственный капитал — многие формулы для расчета нормального уровня ROE прямо учитывают финансовый рычаг.

ROE и прогнозируемый устойчивый рост

Понятие устойчивого роста (sustainable growth) используется в оценке бизнеса и других видах долгосрочного анализа. Оно основано на следующей концепции:

  • Компания использует свою чистую прибыль для двух целей. Она может выплатить дивиденды акционерам или оставить деньги в бизнесе, инвестируя их в развитие.
  • Деньги, оставленные в бизнесе, увеличивают собственный капитал компании.
  • Если предположить, что текущие значения ROE компания сможет поддерживать и в будущем, то на дополнительный собственный капитал К она сможет стабильно зарабатывать дополнительную прибыль ROE * К.

В результате мы получаем следующую формулу устойчивого темпа роста прибыли:

g = ROE * (1 – Dividend Payout Ratio)

где:
g — устойчивый темп роста
b — коэффициент удержания, отражающий долю прибыли, которую компания оставляет себе и реинвестирует в развитие
Dividend Payout Ratio — коэффициент выплаты дивидендов, отражающий долю прибыли, направленную на выплату дивидендов.

Пример расчета ROE

Вот как выглядит расчет ROE на примере фрагментов реальной отчетности компании:

расчет ROE на примере фрагментов реальной отчетности компании

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Читайте также: