Транспортный налог в петербурге

Обновлено: 16.05.2024

До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки. В статье рассказываем о транспортном налоге для физлиц, включая ИП.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам, если это разные люди.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для человека с инвалидностью. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Дальше мы будем говорить об автомобилях, но правила универсальные для всех транспортных средств.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. За тот год, когда продали машину, налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам автомобилей не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

При исчислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Расчет транспортного налога для Тойоты с двигателем мощностью 249 лошадиных сил, если собственник живет в Хабаровске и владел машиной весь 2020 год

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, сколько его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но регионы могут их менять, например уменьшить или увеличить, но не более чем в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Хабаровске — 30 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .


Сумма транспортного налога в различных регионах России может отличаться в разы. Местные власти самостоятельно устанавливают базовую ставку для расчета налога, опираясь на доходы населения и запросы бюджета. Это приводит к тому, что ежегодные платежи за одни и те же машины в разных уголках страны могут отличаться в несколько раз. Кроме того, налог зависит от возраста автомобиля.

Нынешняя методика расчета транспортного налога принципиально не менялась с 2003 года, но местные ставки постоянно корректируют. Законом устанавливаются базовые ставки налога в зависимости от мощности двигателя (от 2,5 до 15 руб. за лошадиную силу), которые регионы вправе увеличивать самостоятельно, но не более чем в 10 раз.

Статьи 20 марта 2020 Транспортный налог — 2020. Кто и почему может не платить

Сумма пошлины исчисляется как произведение региональной ставки, соответствующей мощности двигателя, и паспортного количества лошадиных сил. Также регионы могут вводить собственные градации. Например, если в Москве ставка для машин мощностью от 100 до 125 л. с. составляет 25 руб., а от 125 до 150 л. с. — 35 руб., то владелец Hyundai Solaris 1,6 со 123-сильным мотором будет ежегодно платить 3075 руб., а обладатель Kia Ceed 1,6 мощностью 128 л. с. — 4480 рублей.

Кроме того, автомобили стоимостью более 3 млн руб. облагаются налогом на роскошь, то есть имеют повышающий коэффициент в зависимости от стоимости и года выпуска. Поэтому реальный ежегодный платеж за такие автомобили будет больше указанного в таблице, в которой мы учитывали только чистый налоговый платеж. Если речь идет о новых автомобилях, то рассчитанный платеж за Audi A6 45 TFSI надо умножать на 1,1, а за Mercedes-Benz G63 AMG — на 3. В итоге в Ингушетии за эту машину придется заплатить 70 200 руб., а в Москве — 263 250 рублей.


Самые низкие ставки действуют в Ингушетии: от 5 до 40 руб. за лошадиную силу. Столь же дешево маломощный автомобиль обходится в Крыму и Севастополе, а также Ханты-Мансийском автономном округе (Югра), где ставка на машины до 100 л. с. составляет 5 руб., а до 150 л. с. — 7 руб., но более мощные там обходятся уже заметно дороже, чем в Ингушетии. В Свердловской области автомобилисты платят за маломощные машины базовые 2,5 руб., но дальше ставки увеличиваются до средних по стране.

Сюда же можно отнести Магаданскую область и Забайкальский край, где ставки на машины до 100 и 150 л. с. составляют соответственно 7 и 10 руб., но не так сильно увеличиваются с ростом мощности. Владелец автомобиля мощностью более 250 л. с. в Магадане заплатит по 45 руб. за силу, а в Забайкалье — по 65 руб., и это самые низкие ставки для мощных после Ингушетии. Похожие условия (45 руб.) действуют в Приморье, но только для автомобилей старше 10 лет.


В группу регионов со сравнительно небольшим налогом можно отнести несколько кавказских и сибирских областей. Ставки на маломощные машины в Чечне, Дагестане, Северной Осетии, Томской области, Хакасии, Тыве, Якутии и Кемерово не превышают 8 руб., а на машины до 150 л. с. составляют не более 15 руб. за силу, причем в Дагестане, Чечне и Тыве — всего 10 и 11 рублей.


Ставки, близкие к максимально возможным, действуют в Москве, Санкт-Петербурге и их областях, причем налоги на машины начального сегмента в Москве даже ниже. Если машины до 100 л. с. в Москве и области считаются по 12 и 10 руб. за силу соответственно, то в Санкт-Петербурге и области берут 24 и 18 рублей. Ставки для более мощных автомобилей везде почти одинаковы, за исключением символической разницы в 1 руб. для прописанных в Подмосковье. Принципиальное отличие Москвы заключается в том, что в ней есть отдельные ставки для машин мощностью от 100 до 125 л. с., от 150 до 175 л. с. и от 200 до 225 сил.

Символически дороже Санкт-Петербурга только четыре региона: Башкирия, Республика Марий Эл, Вологодская и Курская области, где даже ставка для маломощных составляет максимальные 25 рублей. В этом же ряду мог бы оказаться и Татарстан, но в его налоговом кодексе есть послабление: начальная ставка 25 руб. действует для юрлиц, а физлица платят по 10 руб. за машины мощностью менее 100 лошадиных сил.


Целый ряд регионов использует более мелкую сетку градаций по мощности. Помимо Москвы дополнительные ставки ввели Самарская, Калужская области, Еврейская автономная область и другие. Чаще всего регионы дают более лояльные условия автомобилям мощностью менее 70 или 80 л. с., но есть и более странные градации. Так, в Кировской области младшая категория делится на машины мощностью до 45, 85 и 110 л. с. (от 15 до 20 руб. за силу), в Коми налог отдельно считают для 70, 85 и 100 л. с. (от 10 до 20 руб. за силу).

Восемь регионов меняют налог в зависимости от возраста машин — чем старше, тем дешевле для владельца. Например, в Новосибирской области налог в категории от 150 до 200 л. с. варьируется от 30 руб. для машин возрастом до 5 лет и до 15 руб. для 10-летних и старше. А в Приморском крае ставки во всех категориях меняются, если машине до 3 лет, от 3 до 10 лет и больше 10 лет. Например, новый 150-сильный автомобиль посчитают по ставке 19 руб., а 10-летний — по ставке 15,7 рубля. В Саратове к той же машине применят ставку 32 руб. либо 30 руб., если ей больше трех лет.


Единственный регион с нулевой ставкой налога — Оренбургская область, где владельцы автомобиля мощностью менее 100 л. с. не платят ничего. Льгота действует только на один автомобиль владельца, а остальные рассчитают по лояльной ставке 5 рублей. Ставки в остальных налоговых категориях региона находятся на среднем уровне.

От транспортного налога освобождены легковые автомобили мощностью не более 100 л. с., которые выданы инвалидам через органы соцзащиты. В ряде регионов аналогичная норма распространяется и на личные машины инвалидов. Налог не платят герои Советского Союза, инвалиды боевых действий и ВОВ, ветераны труда, пострадавшие от разных аварий. Не платят владельцы угнанных машин. Региональные власти вводят льготы для пенсионеров, многодетных семей или матерей-одиночек.

В некоторых регионах от налога освобождают владельцев электрокаров. Такие льготы есть в Москве и области, а в Калужской, Кемеровской, Липецкой, Амурской, Иркутской областях, Кабардино-Балкарской Республике, Санкт-Петербурге, Калининградской и Тюменской областях — только при условии, что их мощность менее 150 л. с. (или 200 л. с. в Курской области). В Ростовской области не платят налог владельцы газовых автомобилей, а в ряде других областей он просто снижен.

Транспортный налог для пенсионеров — это региональный фискальный платеж, который обязателен для всех автовладельцев, в том числе пожилого возраста. Предусмотрены льготы и освобождение от уплаты.

Как рассчитывают транспортный налог для пенсионеров

Все граждане, которые владеют транспортом любого вида, включая лиц пенсионного возраста, в силу норм статьи 35 Налогового кодекса РФ признаются плательщиками транспортного налога. Считают транспортный налог для пенсионеров в 2021 году органы Федеральной налоговой службы России (ФНС). Они направляют плательщикам уведомления с суммой к уплате, которую они обязаны заплатить в бюджет до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог является региональным — все собранные средства поступают в местные бюджеты и распределяются на ремонт и содержание дорог и транспортной инфраструктуры. Правила и ставки устанавливают региональные власти.

  • легковые и грузовые автомобили, за исключением специально оборудованных для использования инвалидами или приобретенных через органы социальной защиты населения, с мощностью двигателя до 100 л. с. (пп. 2 п. 2 статьи 358 НК РФ );
  • автобусы;
  • мотоциклы, мотороллеры;
  • прочие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, за исключением тракторов и сельскохозяйственной техники (пп. 5 п. 2 статьи 358 НК РФ);
  • самолеты, вертолеты и другие воздушные ТС;
  • теплоходы и яхты (за некоторым исключением).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как физлица считают и платят транспортный налог. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие льготы предусмотрены для пенсионеров

На федеральном уровне льгот по транспортному налогу не предусмотрено. Но региональные власти вправе самостоятельно устанавливать льготы, поэтому пенсионеры не платят транспортный налог за 2020 год во многих российских регионах, особенно если относятся к другим льготным категориям. Условия получения преференций в них отличаются. Где-то от уплаты освобождают полностью, с минимальными условиями, а где-то требуется соответствие установленным рамкам. Льгота носит заявительный характер, автоматически налоговые органы ее не предоставляют. Пенсионеру-льготнику требуется подтверждать право на преференции, если они есть, документально.

Ситуация в регионах РФ: Москва, Санкт-Петербург и Подмосковье

Региональное законодательство в разных субъектах РФ отличается. В связи с этим транспортный налог по регионам за 2020 год для пенсионеров устанавливается по разным нормативно-правовым актам, изданным на основе Налогового кодекса РФ. В Москве нет отдельных льгот для граждан пенсионного возраста по транспортному налогу. В статье 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33 указано, что от уплаты транспортного налога освобождены владельцы одного ТС с мощностью двигателя до 200 л. с. (до 147,1 кВт), если они являются:

В связи с этим транспортный налог в 2021 г. в Москве для пенсионеров исчисляется на общих основаниях, если они не подпадают ни под одну из этих категорий. Даже для ветеранов труда льгот не предусмотрено.

В Подмосковье льготы регулируют сразу несколько НПА:

  • статья 3 Закона МО № 129/2002-ОЗ;
  • статьи 25, 26.8, 26.19, 26.31 и 26.32 Закона МО № 151/2004-ОЗ;
  • статьи 1, 2 Закона МО от 24.12.2020 № 295/2020-ОЗ.

Но для обычных пенсионеров преференций нет. На освобождение от уплаты полностью на один легковой автомобиль с мощностью двигателя до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно или мотоцикл (мотороллер) с мощностью двигателя до 50 л. с. (до 36,8 кВт) есть право у участников и инвалидов ВОВ, Героев СССР и России, инвалидов с детства I-II групп, граждан, подвергшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС. 50% платят инвалиды III группы и ветераны боевых действий. По закону, транспортный налог пенсионерам в Московской области в 2021 г. начисляется в полном размере, если они не относятся к льготным категориям.

В Санкт-Петербурге преференции регулирует Закон СПб от 04.11.2002 № 487–53. В городе действуют более комфортные условия для пожилых автовладельцев. Кроме льготных категорий, перечисленных выше (для Москвы и Московской области), от уплаты за одно транспортное средство освобождены мужчины и женщины, достигшие возраста 60 и 55 лет соответственно и пенсионеры всех категорий. Органы ФНС не начисляют транспортный налог за 2020 г. в СПб для пенсионеров, которые подтвердили свое желание получать освобождение от уплаты по конкретному автомобилю заявлением и документами.

Льготы по транспортному налогу для пенсионеров в СПб

Как получить льготы

Заявление для получения льгот налогоплательщики направляют в территориальный налоговый орган по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897. К заявлению требуется приложить документы:

  • на ТС, подтверждающие принадлежность легкового автомобиля к автомобилям отечественного производства;
  • подтверждающие принадлежность к льготной категории.

При продаже автомобиля, на который ранее заявлялась льгота, и регистрации другого транспортного средства или изменения выбора налогоплательщика в налоговые органы направляется новое заявление. При отсутствии изменений в объекте не требуется ежегодное подтверждение льготы на уплату налога.


Транспортный налог — это ежегодный региональный сбор с физических и юридических лиц, являющихся собственниками разных транспортных средств и, прежде всего, автомобилей. За редким исключением его должно большинство отечественных владельцев, но на практике есть куча нюансов.

За что не любят транспортный налог

Налоговое обременение — это сфера, которая в принципе не пользуется симпатией у народа, но в случае с транспортным налогом нелюбовь граждан проявляется особенно ярко. Его называют несправедливым, так как полученные с него средства вовсе не обязательно идут по адресу — в дорожное строительство и ремонт. Субъекты РФ сами решают, на что его потратить.

Кроме того, автомобилистов возмущает, что выплаты никак не привязаны к пробегу и, соответственно, пагубному воздействию на состояние дорог: бывает, что машина ездит лишь в теплое время года, но за нее надлежит выплачивать полную годовую сумму. Включение транспортного налога в стоимость топлива видится многим гражданам более социально справедливым и разумным принципом: сколько ездишь — столько и платишь. Увы, пока подобные инициативы существуют лишь в мечтах автомобилистов.

Сколько платить

Транспортный налог отличается от региона к региону, причем весьма существенно. Согласно Налоговому кодексу, базовая ставка для машин с двигателями мощностью до 100 л. с. составляет 2,5 руб. за каждую лошадиную силу. Транспортные средства, развивающие 100–150 л. с. и 150–200 л. с. проходят по тарифу 3,5 руб. и 5 руб. соответственно, который увеличивается до 7,5 руб., если автомобиль развивает 200–250 л. с.

Наиболее затратным является владение машинами мощностью свыше 250 л. с.: на них установлена ставка в размере 15 руб. за одну лошадиную силу. И, повторим, это лишь базовые значения: субъектам РФ позволено уменьшать или увеличивать их, но не более чем в десять раз.

Наиболее затратным является владение машинами мощностью свыше 250 л. с.: на них установлена ставка в размере 15 руб. за одну лошадиную силу. И, повторим, это лишь базовые значения: субъектам РФ позволено уменьшать или увеличивать их, но не более чем в десять раз.

Популярное

Что такое налог на роскошь

Тяжелее всего в России приходится владельцам дорогих машин стоимостью свыше 3 млн руб.: для них действует так называемый налог на роскошь или сбор с повышающим коэффициентом. Полный список моделей, попадающих под увеличенный платеж формируется Минпромторгом, обновляется примерно раз в полгода и публикуется на сайте ведомства.

В настоящее время действуют следующие повышающие коэффициенты:

3 — для авто стоимостью 10–15 млн руб. и не старше 10 лет, а также дороже 15 млн руб. и не старше 20 лет.

  • 1,1 — для автомобилей за 3–5 млн руб. и не старше 3 лет;
  • 2 — для машин ценой 5–10 млн руб. и не старше 5 лет
  • 3 — для авто стоимостью 10–15 млн руб. и не старше 10 лет, а также дороже 15 млн руб. и не старше 20 лет.

Bentley Bentayga

Таким образом, московский владелец 550-сильного Bentley Bentayga начальной стоимостью около 15 млн руб. ежегодно должен платить за машину не 82 500 руб., а втрое больше — 247 500 руб.

Как оплатить транспортный налог

Старый проверенный способ отдать долг государству — дойти с налоговым уведомлением и необходимой суммой денег до ближайшего банка. Но, поскольку мы живем в XXI веке, оплатить транспортный налог можно онлайн.

Что делать, если не пришло уведомление

Не прислали квитанцию об оплате транспортного налога? Вынуждены расстроить — налоговая служба о вас, скорее всего, не забыла и от побора не освободила.

Вероятно, платежное поручение, которое приходит к собственнику транспортного средства не позднее чем за 30 дней до даты оплаты, просто затерялось и вам все равно придется отдать необходимую сумму.


Можно обратиться в ФНС для получения дубликата квитанции, хотя гораздо быстрее и проще будет получить информацию в личном кабинете на сайте налоговой.

Кому можно не платить

Федеральное законодательство освободило от налога собственников легковых автомобилей, которые были специально переоборудованы для граждан с инвалидностью, а также транспортных средств с мощностью менее 100 л. с., приобретенных с помощью органов соцзащиты.

Кроме федерального регулирования есть также и региональное: каждый субъект Российской Федерации устанавливает свои категории льготников. В столице, например, об уплате могут забыть владельцы машин мощностью не более 70 л. с. и многодетные семьи.

От обременения на транспортное средство мощностью не более 200 л. с. освобождены Герои Советского Союза и Российской Федерации; граждане, которые были награждены орденом Славы трех степеней; инвалиды и ветераны ВОВ; узники концлагерей во время ВОВ; инвалиды и ветераны боевых действий; инвалиды I, II групп; опекуны недееспособных инвалидов с детства и родители детей-инвалидов.


В Санкт-Петербурге действуют свои правила. Например, от уплаты транспортного налога здесь освобождены владельцы советских машин, выпущенных до 1990 года и с двигателями мощностью не более 80 л. с.

Санкции за неуплату транспортного налога

Затягивание или вообще отказ от выплаты грозит штрафом (пенями), который начинает начисляться с первого дня просрочки. Федеральная налоговая служба в течение трех месяцев напомнит собственнику о его обязанности соответствующим уведомлением, отводящим гражданину на уплату задолженности восемь дней.

Оплата все равно не проведена? Тогда налог и штраф взыскиваются в судебном порядке и обычно списываются с банковской карточки должника. Несвоевременная выплата сбора грозит такими проблемами, как запрет выезда за границу и наложение ограничений на регистрационные действия с транспортным средством.

Вам также понравится:



Условия — удаленно, сдельно, гонорары и занятость обсуждаются с успешным кандидатом. Задание: сделать делать яркую статичную картинку для обложки без текста (jpg) и гифку (gif) для любой из этих статей. Вдохновение здесь. Тестовое задание не будет оплачено, креатив не будет использован. По результатам мы будем принимать решение о возможном сотрудничестве.

Условия — удаленно, сдельно, гонорары и занятость обсуждаются с успешным кандидатом. Тестовое задание и подробное описание задач — здесь. Тестовое задание не будет оплачено. По результатам мы будем принимать решение о возможном сотрудничестве.

Чтобы стать автором нашего блога, нужно классно писать, а также разбираться в автомобилях на экспертном уровне. И то, и другое можно нам продемонстрировать, выполнив тестовое задание.

Задание: Написать предварительный обзор авто, которое выйдет на российский рынок в ближайшие несколько месяцев. Модель можно выбрать из календаря автоновинок. Свой выбор нужно согласовать с нами. Для этого напишите в форму ниже и сообщите, о какой машине хотите написать (лучше предложить сразу несколько), а мы примем решение и вышлем вам ТЗ на обзор.

Важно: если у вас есть возможность самостоятельно брать авто на тест-драйв — обязательно напишите об этом!

Если ваш обзор нам понравится, мы опубликуем его в блоге, заплатим вам гонорар (2000 р.) и начнём постоянное сотрудничество. Если текст понравится, но по каким-то причинам мы не будем его опубликовать, мы также начнём с вами сотрудничество, но без гонорара за тестовое задание. В случае, если обзор в принципе не будет принят редакцией, тестовое также не будет оплачено.

Условия — удаленно, сдельно, гонорары и занятость обсуждаются с успешным кандидатом после тестового.

Читайте также: