Определенная сумма которая взыскивается в случае задержки уплаты налога это

Обновлено: 04.07.2024

В соответствии с п. 4 ст. 59 НК РФ, безнадёжными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам (далее – недоимка), числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами (далее – налогоплательщик), уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании такой недоимки.

  • как налогоплательщику (налоговому агенту) – организации, индивидуальному предпринимателю, получить данный судебный акт?
  • какие действия предпринять, чтобы налоговым органом впоследствии такая недоимка была списана с лицевого счёта?

Основания выявления и сроки взыскания недоимки

Инспекция может выявить недоимку либо по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, либо вне налоговой проверки.

С момента выявления налоговой задолженности начинает течь срок на взыскание долга.

Если недоимка была установлена налоговыми органами в результате проведения налоговой проверки (камеральной, выездной), моментом выявления и началом отсчёта сроков её взыскания будет день вступления в силу решения по результатам такой проверки.

Общий срок, в течение которого возможно взыскание недоимки, состоит из совокупности сроков:

а) Срок направления требования об уплате налога, пени, штрафа (п. п. 2, 6 ст. 6.1, ст. 70 НК РФ): три месяца со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Если сумма недоимки менее 500 рублей, срок направления требования - не позднее одного года со дня выявления недоимки.

б) Срок добровольного исполнения требования налогоплательщиком (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ) - Восемь дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в требовании.

в) Срок обращения инспекции в суд зависит от вида взыскания (п. п. 2, 3, 5 ст. 6.1, п. 3 ст. 46, абз. 3 п. 1 ст. 47, абз. 2 п. 1 ст. 115 НК РФ).

До обращения в суд инспекция выносит решение о взыскании недоимки (внесудебное/бесспорное взыскание)[2].

1. Если налоговый орган выносит решение о взыскании задолженности за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика, то такое решение выносится не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика недоимки в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

2. Если налоговый орган выносит решение о взыскании недоимки за счёт иного имущества[3] налогоплательщика, то такое решение выносится в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счёт иного имущества налогоплательщика, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика недоимки в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

3. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ:

  • если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей,
  • в целях взыскания недоимки, возникшей по итогам проведённой налоговой проверки, числящейся более трёх месяцев, за организации, являющиеся зависимыми и т.п.,
  • если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершённой таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика,

налоговый орган должен обратиться в суд с заявлением о взыскании налога/пени/штрафа с налогоплательщика в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Считаем поэтапно:

Иногда самостоятельно определить/выявить наличие задолженности по налогам/пеням/штрафам налогоплательщику не так просто.

Поэтому для начала следует запросить у налогового органа акт совместной сверки расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (Приложение к приказу ФНС России от 16.12.2016 г. N ММВ-7-17/685@).

На основании акта сверки определяем, имеется ли задолженность перед налоговым органом в принципе и определяем период (дату) возникновения такой задолженности.

Для более детальной расшифровки даты возникновения задолженности необходимо запросить выписку операций по расчётам с бюджетом.

Далее, к дате возникновения задолженности (периоду) прибавляем:

  • 3 месяца – срок для направления требования;
  • 8 рабочих дней - на добровольное исполнение;
  • 6 месяцев (если принято решение о взыскании за счёт денежных средств, а также в случаях обязательного судебного взыскания) и 2 года (если принято решение о взыскании за счёт иного имущества) - на обращение в суд.

Итого общие сроки для взыскания недоимки:

1. 9 месяцев, 8 рабочих дней – если принято решение о взыскании за счёт денежных средств (иного решения не принималось),

2. 2 года, 3 месяца, 8 рабочих дней – если принято также решение о взыскании за счёт иного имущества.

Таким образом, в случае, если указанные выше сроки прошли, то недоимка, задолженность по пеням и штрафам должна быть признана безнадёжной к взысканию.

Вправе ли сам налогоплательщик обратиться в суд с заявлением о признании задолженности безнадёжной к взысканию?

Данное право не ограничено каким-либо сроком, в том числе сроком исковой давности (Постановление АС ДВО от 21.09.2016 N Ф03-4261/2016 по делу N А59-684/2016).

Более того, вывод о том, что налоговый орган не вправе взыскивать налоговые платежи, поскольку истекли предельные сроки их взыскания, может содержаться не только в резолютивной, но и в мотивировочной части любого судебного акта по налоговому спору (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, пп. "а" п. 4 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@).

Таким актом может быть:

  • решение суда по существу спора, например, об отказе налоговому органу во взыскании с налогоплательщика платежей в бюджет в связи с истечением срока взыскания (ч. 1 ст. 167 АПК РФ);
  • определение суда об отказе налоговому органу в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки, пеней, штрафов (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ);
  • иной судебный акт по любому налоговому спору, где будет содержаться вывод об утрате инспекцией права взыскания с налогоплательщика платежей в бюджет в связи с истечением срока их взыскания.

Порядок подачи заявления в суд

Заявление подаётся в арбитражный суд по общим правилам подсудности и рассматривается по общим правилам искового производства в соответствии с главой 13 АПК РФ.

К заявлению прикладываются письменные доказательства истечения срока для взыскания недоимки/пени/штрафа: акт сверки с бюджетом, выписка операций по расчётам с бюджетом, налоговые декларации, решение по проверкам, требования об уплате налога, решения об исполнении обязанности об уплате налогов, иные документы.

Такое заявление облагается государственной пошлиной в размере 6 000 рублей.

При этом по рассматриваемой категории дел (дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) налоговый орган не лишён права на предъявление встречного иска о взыскании спорной задолженности с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на её взыскание (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 N 306-КГ17-13794).

При наличии уважительной причины суд может восстановить пропущенный инспекцией срок судебного взыскания недоимки.

Дальнейшие действия налогоплательщика

После получения одного из указанных выше решений/определений, согласно которому налоговый орган не вправе взыскивать налоговые платежи, налогоплательщику необходимо подать в инспекцию заявление о признании недоимки безнадёжной к взысканию и её списании.

К данному заявлению необходимо приложить копию вступившего в силу судебного решения (определения), заверенного гербовой печатью соответствующего суда.

В течение шести рабочих дней со дня получения этих документов налоговый орган должен вынести решение о признании задолженности безнадёжной к взысканию и её списании (п. п. 4, 5 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадёжными к взысканию, утвержденного Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@).

Информировать налогоплательщика о вынесении данного решения налоговый орган не обязан, поэтому налогоплательщику сразу необходимо запросить в инспекции копию решения о признании задолженности безнадёжной к взысканию и её списании.

Кроме того, налоговый орган обязан отозвать частично или полностью не исполненные поручения на списание и перечисление денежных средств со счётов (на перевод электронных денежных средств) налогоплательщика, выставленные при взыскании задолженности, которая признана безнадёжной.

Согласно абз. 4 п. 9 Постановления от 30.07.2013 N 57: после вступления в силу любого из перечисленных судебных актов налоговый орган должен немедленно исключить запись о задолженности из лицевого счёта налогоплательщика.

[1] Указанные сроки взыскания недоимки применяются и в отношении страховых взносов (п. 10 ст. 46, п. 9 ст. 47 НК РФ). Недоимку по страховым взносам, которая образовалась на 1 января 2017 г., а также страховые взносы, начисленные по результатам проверок за периоды до этой даты, взыскивают налоговые органы в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
[2] Взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика поручения на списание денежных средств. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после вынесения указанного решения.
[3] При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика инспекция вправе произвести взыскание за счет иного имущества налогоплательщика.


Экономическая суть недоимки (добавим — и начисляемых на неё пени) — это количественный показатель причинённого государству налогоплательщиком материального ущерба в результате просрочки исполнения налоговой обязанности. Закреплённый в Налоговом кодексе РФ публично-правовой метод регулирования налоговых правоотношений возлагает на государство бремя доказывания факта причинения материального ущерба при обязательном соблюдении установленной законодательством о налогах и сборах процедур. Поэтому описанная в вопросе ситуация невозможно в принципе. Оговоримся: при условии надлежащего исполнения налоговыми органами положений законодательства о налогах и сборах. Именно такую доктрину закрепил законодатель в Налоговом кодексе России. Подтвердим это конкретными правовыми нормами, опираясь на авторитетное мнение уполномоченного государственного органа.

В ответе на вопрос о правовой природе недоимки Минфин России в письме от 28.11.2018 № 03-02-08/86043 (файл письма присоединён к статье) изложило абсолютно правильные выводы. Но, к сожалению, не сопроводив их правовым обоснованием. Попытаемся нивелировать этот недостаток, не исказив позицию финансового органа.

Вся суть содержится в 3-х абзацах. Приведу их дословно (выделения автора):

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ (Кодекс) недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Неуплата налога в установленный срок является нарушением законодательства о налогах и сборах.
В случае, если недоимка выявлена вне проведения налоговой проверки, требование об уплате налога направляется налоговым органом в соответствие с п. 1 ст. 70 Кодекса. Факт наличия недоимки отражается в документе, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@
.

Применив к процитированному фрагменту рассматриваемого письма Минфина России правила логики неминуемо придём к следующим двум выводам.

2-й способ – выявление недоимки в ходе проведения налоговой проверки.

1. В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации (налогового отчёта) в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка.

И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, не составление акта по окончании камеральной налоговой проверки означает отсутствие нарушений законодательства о налогах и сборах (а не только налоговых правонарушений). Напомним, что недоимка согласно официальному разъяснению финансового органа как раз и является нарушением законодательства о налогах и сборах.

3. Материалы налоговой проверки (основным из которых является Акт проверки) в порядке, установленном ст. 101 НК РФ, рассматриваются руководителем (его заместителем) территориального налогового органа, который может вынести два вида Решений:

  • при установлении факта налогового правонарушения – о привлечении к налоговой ответственности;
  • при отсутствии факта или состава налогового правонарушения – об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

А далее весьма важная деталь: при любом исходе дела, если установлен факт недоимки (в том числе уже погашенной налогоплательщиком), в Решении в обязательном порядке указывается конкретная сумма этой недоимки и (или) начисленные пени (абз. 1 и 2 п. 8 ст. 101 НК РФ).

Решение в соответствие с п. 9 ст. 101 НК РФ вступает в силу через месяц после вручения налогоплательщику (а в случае обжалования – сразу после рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом).

Таким образом, только после вступления в силу Решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки считается установленным факт наличия недоимки. И соответственно, налоговый орган получает право начать процедуру её истребования.

Представленная здесь точка зрения подтверждается позицией Минфина, изложенной в письме от 11.06.2019 № 03-15-05/42607 (письмо присоединено к статье). Хотя основная тема письма – отдельные вопросы нормативного регулирования контроля за уплатой страховых взносов (в том числе переходные положения в связи с передачей администрирования от ПФР в ФНС России с 01.01.2017), предпоследние три абзаца письма посвящены порядку направления требования об уплате налога по результатам налоговых проверок. Приведу их полностью (выделения автора):

Предметом налогового контроля является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов, определенных статьей 8 Кодекса.

Порядок проведения налоговых проверок, рассмотрение материалов по результатам их проведения, вынесение налоговыми органами решений по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок регулируются статьями 88, 89, 100, 101 Кодекса.

Требование об уплате налогов , сборов, страховых взносов, пеней, штрафов по результатам налоговой проверки направляется в соответствии со статьями 69, 70 и пунктом 3 статьи 101.3 Кодекса .

В соответствие с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата налога в надлежащий срок является налоговым правонарушением (ст. 106 НК РФ), за которое полагается финансовая санкция. Недоимка в данном случае является одним из элементов состава налогового правонарушения. Если же полный состав налогового правонарушения не будет подтверждён, то обнаруженная в ходе налоговой проверки недоимка квалифицируется как нарушение законодательства о налогах и сборах. В обоих случаях процедура истребования недоимки инициируется в порядке, установленном п. 3 ст. 101.3 НК РФ (в первом случае вместе с наложенной финансовой санкцией — штрафом). Таким образом, налоговое правонарушение — это частный случай более широкого понятия — нарушение законодательства о налогах и сборах.

Нельзя не упомянуть, что факт недоимки может быть подтверждён и Актом взаимной сверки расчётов. В этом случае налогоплательщик добровольно признаёт факт наличия недоимки, освобождая налоговый орган от необходимости выполнять установленные законодательством о налогах и сборах процедуры.

Вернемся к случаю установления факта наличия недоимки вне проведения налоговой проверки.

Надеюсь, приведённые аргументы помогут налогоплательщикам при защите своих прав и законных интересов.

Законодательством предусмотрен справедливый механизм взыскания недоимок по налогам: неуплаченные налоги могут быть взысканы инспекторами в принудительном внесудебном порядке путем списания денежных средств со счета должника. Такой же справедливый механизм предусмотрен для защиты интересов должников: если налоговый орган пропустил установленный срок для взыскания, для обращения в суд, должника могут освободить от ответственности за нарушение НК РФ.

Фабула дела:

Общество обжаловало решение МИФНС в досудебном порядке, затем в суде потребовало установить запрет на действия по автоматическому взысканию доначисленных налогов и пени. После судебных разбирательств и снятия обеспечительной меры общество оплатило недоимку, но сообщило МИФНС о том, что пени рассчитаны некорректно. МИФНС проигнорировало данное заявление налогоплательщика и обратилось в суд за взысканием.

Арбитражный суд признал общество правым, МИФНС было отказано в удовлетворении требований, встречный иск был удовлетворен.

Судебный акт: Решение АС Липецкой области от 24.02.2020 по делу № А36-11143/2019

Выводы суда:

1. Суды не обязаны спрашивать мнения ответчика, дожидаться его заявления, но обязаны проверить, не истекли ли сроки обращения МИФНС в суд. МИФНС вправе ходатайствовать о восстановлении срока при наличии уважительных причин.

2. Задолженность по налогам общество оплатило полностью. Пени должны быть уплачены одновременно с уплатой суммы налога или после.

3. Сумма пени, указанная в требовании МИФНС и взыскиваемая в рамках судебного разбирательства, не соответствует реальным налоговым обязательствам общества.

4. После отмены обеспечительных мер налоговые инспекторы не предоставили обществу возможность без принуждения оплатить пени, рассчитанные в соответствии с законом и соответствующие размеру просроченной задолженности. Обращаясь в суд, МИФНС не произвела перерасчет пени. Требование, направляемое налогоплательщику, должно содержать достоверные сведения о размере задолженности и штрафных санкций.

5. Если налогоплательщик не уплачивает задолженность самостоятельно, обязанность исполняется в принудительном порядке. Взыскание осуществляется по решению налогового органа. Возможностью принудительного досудебного взыскания МИФНС не воспользовалась. Таким образом, налоговый орган нарушил порядок взыскания пени.

6. На момент рассмотрения спора в суде срок для судебного взыскания пени по НДС истек. Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность, уплата которых невозможна. В результате признания задолженности безнадежной налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки.

Комментарии:

1) Вынесение судебного решения о признании недоимки безнадежной – одно из оснований для списания задолженности. К числу прочих оснований относится смерть налогоплательщика, его ликвидация, признание банкротом. Судебный акт может быть вынесен в случае, если налоговый орган просрочил момент взыскания и восстановление срока не представляется возможным.

2) Взыскание налогов в судебном порядке возможно, если инспекторы пропустили возможность списания денежных средств со счета должника в принудительном порядке. Срок на обращение в суд за взысканием составляет 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате налога.

3) Налоговая инспекция может ходатайствовать о пропуске срока на взыскание. Каждый случай пропуска срока отдельно оценивается судом. Например, основанием для восстановления срока может быть нехватка кадров, большой объем работы налоговой инспекции. Такая практика не распространена, но однозначной позиции судов по данному вопросу нет.

4) Также основанием может быть спор, рассматриваемый судом, о законности привлечения налогоплательщика к ответственности. Логично, что до тех пор, пока не вынесен судебный акт и не решен вопрос о возможности взыскания с налогоплательщика каких-либо санкций, списывать с его счета налоги, обращаться в суд за принудительным взысканием этих налогов нецелесообразно. Однако есть и противоположная позиция судов: срок на взыскание не может быть восстановлен, если был спор о законности решения о привлечения к ответственности.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Недавние поправки в первую часть НК РФ: новые правила взыскания недоимки, зачет переплаты и другие изменения

Федеральный закон от 29.09.19 № 325-ФЗ внес большой пакет изменений в Налоговый кодекс. Сегодня мы расскажем о поправках, которые внесены в первую часть НК РФ. Речь пойдет о скорректированных правилах взыскания задолженности с банковских счетов, о возможности зачесть переплату в счет недоимки по налогу другого вида, о новой обязанности организаций-плательщиков транспортного и земельного налогов и других изменениях.

Новые правила взыскания задолженности

По действующему правилу на принятие решения о взыскании задолженности инспекторам отводится два месяца после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога (взноса, сбора, пени, штрафа). Причем срок, отведенный на вынесение такого решения, не зависит от суммы задолженности и давности ее возникновения.

После вступления в силу комментируемых поправок для небольших сумм задолженности будет действовать особый порядок взыскания.

Налоговики не станут взыскивать долги до тех пор, пока их общая сумма не превысит 3 000 руб. Когда это случится, ИФНС сможет принять решение о взыскании в течение двух месяцев с даты превышения. Если налоговики пропустят этот срок, решение будет считаться недействительным.

Из данного правила есть исключение. Как только пройдут три года с момента окончания срока, указанного в самом раннем из невыполненных требований об уплате, инспекторы получат право на взыскание, даже если общая сумма долга не превысила 3 000 руб. В этом случае на принятие решения о взыскании у налоговиков есть два месяца с момента истечения указанного трехлетнего срока (новая редакция п. 3 ст. 46 НК РФ).

Соответствующие изменения начнут действовать с 1 апреля 2020 года.

Зачет переплаты в счет налога другого вида

В действующей редакции пункта 1 статьи 78 НК РФ сказано, что зачесть переплату по налогу можно только в счет налога того же вида. Другими словами, федеральные налоги засчитываются в счет недоимки (предстоящих платежей) по федеральным налогам, региональные — по региональным, местные — по местным.

Подать заявление о зачете или возврате налогов (взносов) через интернет Подать бесплатно

Также есть норма, в которой говорится, как можно вернуть излишне уплаченные налоги, если у налогоплательщика есть недоимка по другим налогам. Сначала налоговики зачтут переплату в счет недоимки по налогам того же вида, а также по соответствующим пеням и штрафам. И только после этого вернут оставшуюся часть излишне уплаченного налога (п. 6 ст. 78 НК РФ). Что касается излишне взысканной налоговой суммы, то ее возврат возможен только при отсутствии недоимки по налогам того же вида (п. 1 ст. 79 НК РФ).

Начиная с 1 октября 2020 года, указанные правила перестанут действовать. Переплату разрешат зачесть в счет любой недоимки и предстоящих платежей независимо от вида налога. Например, излишне перечисленный федеральный налог можно будет зачесть в счет недоимки по местному налогу и наоборот. Изменится и порядок возврата. Как и сейчас, налоговики сначала зачтут переплату в счет недоимки, и только оставшуюся часть излишне уплаченных сумм вернут налогоплательщику. Но при зачете инспекторы спишут переплату в счет недоимки не только по налогам того же вида, но и по любым другим налогам, а также по соответствующим пеням и штрафам. Возврат излишне взысканной суммы будет запрещен при наличии любой налоговой задолженности, даже если она возникла по налогу иного вида.

Новая обязанность для организаций — плательщиков транспортного и земельного налогов

Как известно, начиная с отчетности за 2020 год, организации не будут сдавать декларации по транспортному и земельному налогам.

Тем, кто вопреки новым правилам не уведомит налоговиков о наличии транспортного средства или земельного участка, грозит штраф по статье 129.1 НК РФ. Размер санкции составляет 20% от суммы неуплаченного налога.

Постановка на учет иностранцев и лиц без гражданства

Законодатели добавили в первую часть НК РФ положения, посвященные иностранцам и лицам без гражданства, у которых нет ни статуса ИП, ни места жительства или места пребывания в России, ни транспорта или недвижимости в нашей стране. Если такое лицо до сих пор не состоит на российском налоговом учете, но получает доходы в РФ, его необходимо поставить на учет в ИФНС. Это сделает инспекция по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя, от которых иностранец (лицо без гражданства) получает доходы.

Поставить указанное лицо на учет должны сами налоговики. Основанием послужат сведения по форме 2-НДФЛ, представленные на иностранца его работодателем (новый п. 7.4 ст. 83 НК РФ).

Иностранец будет состоять на налоговом учете до тех пор, пока работодатель представляет в ИФНС информацию о доходах этого гражданина. Когда сведения перестанут поступать, налоговики подождут три года с момента последней подачи формы 2-НДФЛ. Если за этот период иностранец не задекларирует свои доходы самостоятельно, его снимут с российского налогового учета. Никаких уведомлений об этом инспекторы рассылать не станут (новый п. 5.7 ст. 84 НК РФ).

Указанный порядок впервые применят к сведениям о доходах, представленным после 1 января 2020 года.

Обмен налоговыми документами через МФЦ

В Налоговом кодексе появились нормы, регулирующие порядок передачи и получения некоторых налоговых документов через многофункциональные центры представления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Так, через МФЦ можно будет сдать:

  • заявление о постановке на налоговый учет или о снятии с учета (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление о выборе обособленного подразделения для постановки организации на налоговый учет (если несколько ОП находятся в одном муниципальном образовании, городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам) (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • уведомление об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 января 2020 года);
  • документ, подтверждающий, что налоговый агент направил иностранному гражданину или лицу без гражданства уведомление о постановке этого лица на налоговый учет (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • документ о предоставлении льготы по транспортному налогу (новая редакция п. 3 ст. 361.1 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет (новая редакция п. 6.1 ст. 391 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • уведомление о выбранных объектах налогообложения налогом на доходы физлиц, в отношении которых предоставляется налоговая льгота (новая редакция п. 7 ст. 407 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Датой представления того или иного документа будет считаться день, когда человек принес документ в МФЦ. Этот день зафиксируют в расписке или другой бумаге, подтверждающей факт представления (новый п. 1.1 ст. 21 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Через МФЦ можно будет получить:

  • налоговые уведомления, если налогоплательщик написал соответствующее заявление (новая редакция п. 4 ст. 52 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • свидетельство о постановке на налоговый учет физического лица (новая редакция п. 5.1 ст. 84 НК РФ; вступает в силу с 1 апреля 2020 года);
  • документ о рассмотрении налоговиками сведений (кроме деклараций), представленных физическими лицами в ИФНС через многофункциональный центр. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное заявление физлица (новая редакция п. 8 ст. 31 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года);
  • документ, содержащий сведения о физическом лице, которые составляют налоговую тайну. Для получения в МФЦ такого документа необходимо письменное согласие физлица (новая редакция п. 8 ст. 31 НК РФ; вступает в силу 29 октября 2019 года).

Датой получения любого из перечисленных документов в МФЦ будет считаться день, следующий за днем, когда этот документ поступил из налоговой инспекции в многофункциональный центр (новая редакция п. 4 ст. 31 НК РФ; вступает в силу с 29 октября 2019 года).

Другие новшества, внесенные в первую часть НК РФ комментируемым законом

Новшество

Соответствующая норма НК РФ

Дата вступления в силу

Плательщики взносов будут обязаны сообщать в ИФНС о наделении полномочиями (о снятии полномочий) по начислению выплат физлицам только тех обособленных подразделений, у которых открыт счет в банке.

Новая редакция подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ

1 января 2020 года

Новый п. 7 ст. 31 НК РФ

1 апреля 2020 года

В состав единого налогового платежа физлиц будут включать, в том числе средства, добровольно перечисленные в бюджет на уплату НДФЛ, который не был удержан налоговым агентом.

Зачесть единый налоговый платеж в счет уплаты конкретного налога должны не позднее 10 дней с более поздней из двух дат: даты направления уведомления или даты поступления единого платежа в бюджет (прежде зачет производили в сроки, установленные для уплаты налога). При этом уточняется, что зачет производится не позднее срока уплаты налога.

Новые редакции п. 1 и п. 5 ст. 45.1 НК РФ

1 января 2020 года

Инспекторов обязали учитывать переплату физлица по НДФЛ, по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам при расчете суммы, подлежащей уплате в бюджет на основании налогового уведомления. Указанные суммы не учитываются, если до даты составления уведомления получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) переплаты.

Новая редакция п. 2 ст. 52 НК РФ

1 января 2021 года

Подать заявление о зачете или возврате налогов (взносов) через интернет Подать бесплатно

Новая редакция п. 4 ст. 55 НК РФ

29 сентября 2019 года (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года)

Установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня выявления недоимки, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам составляет: для физлиц — менее 500 руб., для компаний и ИП — менее 3 000 руб. (сейчас 500 руб. для всех).

Новая редакция п. 1 ст. 70 НК РФ

1 апреля 2020 года

Налогоплательщики смогут просить заменить арест имущества банковской гарантией, залогом имущества или поручительством третьего лица (сейчас арест можно заменить только залогом).

Новая редакция п. 12.1 ст. 77 НК РФ

1 апреля 2020 года

Новый п. 8.1 ст. 78 НК РФ

29 октября 2019 года

Пенсионный фонд будет сообщать в ИФНС о лицах, которым назначена пенсия или прекращена выплата пенсии, о лицах, соответствующих условиям для назначения пенсии в соответствии с законодательством, которое действовало до 2019 года, а также о лицах, внесенных в федеральный реестр инвалидов.

Новая редакция п. 9.4 ст. 85 НК РФ

1 января 2020 года

Новый п. 1.2 ст. 88 НК РФ

1 января 2021 года

Налоговикам дали право при взыскании недоимки на сумму свыше 1 млн. руб. один раз провести осмотр территорий, документов, предметов и помещений организации при ее согласии, а также истребовать документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах должника (организации и ИП). Указанные меры применяются, если должник не погасил недоимку в течение 10 дней с даты принятия решения о взыскании.

Новая редакция п. 1 ст. 92 НК РФ, новый п. 2.1 ст. 93.1 НК РФ

1 апреля 2020 года

Сведения о принятии обеспечительных мер по уплате налогов перестанут быть налоговой тайной.

Решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущество (о снятии запрета) будут публиковаться на сайте ФНС.

Новый п. 4 ст. 72 НК РФ, новый подп. 14 п. 1 ст. 102 НК РФ

1 апреля 2020 года

Дополнено, что определение рыночной цены методом распределения прибыли применяется, в числе прочего, если стороны сделки контролируют НМА, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности.

Новая редакция подп. 2 п. 4 ст. 105.13 НК РФ

1 января 2020 года (применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2020 года независимо от даты заключения договора).

Читайте также: