Обращение в налоговую по пеням

Обновлено: 17.05.2024

Насколько я понял из заявления, пени и штрафы начислены за неуплаченный налог на доходы, которые я получал, когда работал ИП. Но за какой период — непонятно.

Заявление датировано 5 октября 2020 года. Из приложения Почты России видно, что письмо отправили в конце февраля 2021 года, получил я его 6 марта 2021 года. Никаких документов, кроме заявления на выдачу судебного приказа, в письме не было.

До этого письма с заявлением я никаких других документов от налоговой не получал.

Я дважды приезжал в ИФНС, и каждый раз после того, как объяснял суть обращения, у сотрудника налоговой зависала программа — мне говорили приехать в другой раз.

Я знаю, что срок исковой давности — три года, и для взыскания самого налога он уже истек. Но налоговая хочет взыскать пени и штрафы. Это законно? Что делать в такой ситуации, можно ли оспорить решение налоговой?

Скорее всего, беспокоиться не нужно: налоговая хочет признать начисленные пени и штрафы безнадежными к взысканию и списать их. Но простить долг просто так она не может — должно быть основание. Налоговой нужно получить решение, в котором будет сказано, что истек срок обращения в суд, поэтому взыскать долг невозможно. Это позволит официально списать задолженность.

Но я не рекомендую отпускать ситуацию и спокойно ждать, когда все само собой разрешится. Судя по тому, как действует налоговая, списание долга может затянуться. Кроме того, есть небольшая вероятность, что суд все же выдаст приказ, и вам придется выплатить долг. Расскажу, что нужно сделать.

Проверьте, не получила ли налоговая судебный приказ

Поскольку заявление датировано октябрем 2020 года, а документы пришли в марте 2021 года, есть вероятность, что мировой судья уже выдал судебный приказ. Это можно проверить так:

Если вы знаете номер своего судебного участка, то найти его сайт можно через поисковую систему. Дальше смотрите в базе судебных решений, нет ли среди них дела с вашим участием.

Выносили ли судебный приказ, можно также узнать в канцелярии суда — по письменному запросу.

Что делать дальше, зависит от того, был ли суд, и если да, то какое решение он вынес.

Как победить выгорание

Если налоговая в суд не обратилась

Допустим, вы убедились, что суда не было. Тогда отправьте в налоговую инспекцию заявление с просьбой разъяснить:

  1. Когда и за что были начислены пени.
  2. Когда и за что наложили штраф.
  3. Каковы реквизиты требования об уплате налога и пеней.
  4. Когда и как отправляли требование.

В заявлении можно указать, что требований вы не получали, и просить дать пояснения по этому поводу.

Ответ должны дать в течение 30 дней, но обычно реагируют раньше.

Если суд вынес приказ на взыскание пеней и штрафов

Вы можете отменить его или оспорить.

Если судебный приказ вынесен и с даты его отправки по вашему адресу прошло меньше 20 дней, отмените его. Для этого нужно подать на имя судьи заявление об отмене приказа. Мотивировать можно как угодно: например, укажите, что не согласны с размером взысканной суммы.

Если этот срок вы пропустили, но на то есть уважительные причины, вместе с возражениями направьте мировому судье заявление о восстановлении срока для отмены приказа. К заявлению нужно приложить документы, которые подтверждают, что у вас действительно были уважительные причины пропуска срока.

Если вы отмените судебный приказ, у налоговой будет выбор: обращаться в суд с исковым заявлением или ничего не делать. При рассмотрении иска вы сможете указать на истечение срока взыскания. Тогда суд откажет налоговой, и пени со штрафом с вас взыскивать не будут.

Если срок на отмену судебного приказа не восстановят, приказ можно обжаловать в кассационном суде общей юрисдикции.

Срок обжалования — шесть месяцев со дня вступления приказа в силу. Подать жалобу можно через мирового судью, который вынес приказ.

В жалобе можно сослаться на два факта:

  1. Вы не получали требований от налоговой. К копии заявления на выдачу судебного приказа, которое пришло вам в марте, требование или его копию налоговая также не приложила.
  2. Срок давности для взыскания пеней и штрафа истек.

Для подачи жалобы нужно уплатить госпошлину, рассчитать ее сумму можно в калькуляторе на сайте Верховного суда.

Если срок на подачу кассационной жалобы истек, вам остается только погасить долг.

Что делать, если долг завис

Долг может зависнуть — числиться на лицевом счете ИП в базе данных налоговой инспекции. Такое возможно, если:

  1. ИФНС не обратилась в суд с заявлением о выдаче приказа;
  2. ИФНС не подала исковое заявление после отмены судебного приказа.

В этом случае можно:

  1. Написать в налоговую заявление о признании задолженности безнадежной и списании. В заявлении следует сослаться на пропуск срока взыскания.
  2. Обратиться в суд, если налоговая не ответила на заявление или отказалась списывать долг.

Подавать иск о признании сумм безнадежными к взысканию и обязанности их уплатить прекращенной действительно можно — это подтвердил Верховный суд. Принятое судом положительное решение станет основанием списать долг ИП.

п. 3 обзора судебной практики ВС от 20.12.2016, стр. 112—113PDF, 1,23 МБ




Сталкивался с очень похожей ситуацией. Закрыл ИП ещё в июле 2016 года, рассчитался всё до рубля. На будущий год даже была камеральная проверка, вызвали из-за нулевой декларации, объяснил, что деятельность более не веду, поэтому и закрыл ИП. Всех всё устроило и никаких вопросов больше не было.

А 1 января 2019 года мне приходит новогодний подарок на госуслугах — "у вас долг перед налоговой что-то около 6 тысяч рублей пени". Благо у меня по сей день хранятся все чеки оплаты взносов. Написал заявление в налоговую и начал выяснять, высчитывать, умножать, делить. Начал перепроверять все ОКАТО и ОКТМО в платежках, сравнивать с теми что должны были быть, а они менялись за те 2.5 года что было открыто ИП, нужно было рыскать в истории изменений всех кодов. В итоге всё перепроверил, но никак, ни при каких вариантах я не мог заработать такой долг, чтобы на них начислилась такая сумма пени. Даже если не прошла бы какая-то из платежек за предыдущие годы. Потом примерно прикидывал, что мой долг должен был быть даже больше всех взносов за всю мою деятельность.

Через месяц (привет быстрой налоговой) пришел ответ, что долг в 72 тысячи рублей уже списан как безнадежный к взысканию, а пени с этого долга спишутся только через какой-то срок. Ответ меня не устроил, так как было задето моё самолюбие. Я приложил все чеки, всё было просчитано до копейки. Написал повторное заявление. Вся ирония в том, что за 2.5 года деятельности ИП я заплатил (и должен был заплатить) меньше взносов, чем образовался долг перед пенсионным фондом. Еще чуть меньше чем через месяц позвонили из налоговой. Сказали, что пени уже скоро спишут (в конце квартала), что сами они ничего не знают, они в то время меняли ответственное лицо с пенсионного фонда на налоговую инспекцию, и что они понятия не имеют откуда этот долг: что им прислали из пенсионного, за то они и спрашивают. И лишь спросили можно ли не писать новый ответ, так как вопрос тот же.

С одной стороны конфликт был исчерпан, но я так и не понял, что произошло. Я вёл официальную трудовую деятельность все эти годы, если бы кто-то пытался взыскать долг, у них бы это прекрасно получилось. Да и сам долг я так и не понял как образовался, особенно в размере, большем, чем размер обязательных взносов за все годы деятельности.

У меня возникли предположения, что пенсионный фонд при передаче дел решил прикрыть свою недостачу и задним числом раскидали долги по закрытым ИП. Даже появилось желание написать заявление в прокуратуру, чтобы они разобрались в этом беспределе.

Но к тому времени как у меня появилось время и я съездил в отпуск, все долги действительно были списаны, и мне уже перехотелось связываться со всей этой коррумпированной гнилой системой. Так что, доказать я этого не могу, но почти уверен, что пенсионный фонд в регионах беспощадно ворует деньги с наших счетов и в отчетах списывает долги задним числом.

Елена Тарасова

С 1 января 2022 года меняются правила возврата и зачета переплаты по налогам и взносам. Теперь переплату по налогам можно будет зачесть в счет страховых взносов и наоборот. Расскажем, как вернуть деньги, излишне уплаченные в бюджет.

Как узнать о переплате

Чаще всего причиной переплаты становятся ошибки в платежном поручении или декларации, двойное списание налога по требованию ФНС, ранее уплаченные авансовые платежи, превышающие итоговую сумму налога за год.

Узнать о переплате можно после сверки с налоговой инспекцией или из справки по форме КНД 1160081. Если ФНС обнаружит переплату первой, она обязана уведомить налогоплательщика о том, что на его лицевом счету есть излишне уплаченная сумма по налогу, в 10-дневный срок с момента ее выявления (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Как можно распорядиться деньгами

Распорядиться переплатой можно тремя способами (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ):

  • вернуть на свой расчетный счет;
  • зачесть в счет будущих платежей;
  • погасить задолженность по другим платежам, уплатить пени или штрафы.

Раньше переплату по налогу можно было зачесть только в счет налога одного уровня. Это правило отменили еще в 2020 году, а с 1 января 2022 года появится еще больше возможностей для использования переплаты. Зачесть ее можно будет по следующим направлениям:

  • предстоящие платежи по налогам, сборам, страховым взносам;
  • погашение недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам;
  • задолженность по пеням по налогам, сборам, страховым взносам;
  • задолженность по штрафам за налоговые правонарушения.

Имеющаяся задолженность по налогам, сборам и страховым взносам не позволит вернуть переплату. По новым правилам инспекторы должны будут сначала зачесть излишне уплаченную сумму в счет погашения не только недоимок, пеней и штрафов по налогам, но и аналогичных платежей по страховым взносам и сборам (п. 6 ст. 78 НК РФ). Оставшуюся после зачета сумму можно будет вернуть на свой счет или зачесть в счет будущих платежей.

Сроки для подачи заявления о возврате или зачёте

Подать заявление о возврате или зачете денег нужно не позднее 3 лет с момента образования переплаты, который определяется по дате перечисления средств в бюджет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Из этого правила есть исключения.

Если переплата образовалась из-за превышения авансовых платежей, например по налогу на прибыль, к сумме налога, рассчитанного по итогам года, то срок начинает отсчитываться со дня подачи годовой налоговой декларации (постановление президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10 ).

Сейчас, когда ФНС обязана уведомлять об обнаружении переплаты, срок для подачи иска о возврате денег необходимо отсчитывать с момента получения налогового уведомления или сверки с бюджетом.

Механизм возврата или зачета переплаты

Налоговая не возвращает излишне уплаченные суммы автоматически. Это происходит только по заявлению налогоплательщика. Для вашего удобства мы подготовили подробную схему проведения зачёта по налогам или возврата переплаты.

Этап 1. Проведите сверку с налоговой инспекцией

Этап 2. Подготовьте заявление о проведении зачета или возврате переплаты

Направьте заявление о проведении зачета или возврате денег в налоговую инспекцию по месту регистрации или по месту нахождения налогоплательщика. Заявление можно подать в произвольной форме или на бланке, рекомендованном в приложении 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. К заявлению приложите платёжные поручения и документы, подтверждающие переплату. Если переплата возникла из-за ошибок в налоговой декларации — сдайте уточненный расчет.

Этап 3. Дождитесь решения налоговой инспекции

В течение 10 рабочих дней, но не ранее дня окончания камеральной проверки по уточненной декларации, инспектор примет решение о проведении зачета по налогам или возврате денег.

Срок для возврата переплаты — 1 месяц со дня подачи заявления или со дня окончания камеральной проверки по уточненной декларации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если в возврате денежных средств отказано, в течение одного года можно обжаловать отказ в вышестоящий налоговый орг ан (ст. 137 , 138 НК РФ) . Когда обжалование не помогло, верните переплату через суд. Срок исковой давности для подачи заявления — 3 года.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

НК РФ Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 379-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Утратил силу с 1 января 2022 года. - Федеральный закон от 29.11.2021 N 379-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 52 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи, в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи, в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ, от 04.11.2014 N 347-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, если иное не установлено настоящим пунктом.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

Возврат суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, особенности исчисления и уплаты которого установлены статьей 310.1 настоящего Кодекса, может осуществляться на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога, либо на указанный в этом заявлении налогоплательщика, открытый в банке счет иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и (или) лица, которому открыт счет депозитарных программ, в случае, если через таких лиц осуществлялась выплата дохода налогоплательщику.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

П. 6.1 ст. 78 признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 31.10.2019 N 32-П). О правовом регулировании до внесения изменений см. п. 4 Постановления.

6.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату, если, по информации территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, указанная сумма в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

(п. 6.1 в ред. Федерального закона от 01.10.2020 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.06.2014 N 166-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

8. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8.1. В случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 настоящего Кодекса.

В случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

(абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

(абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 379-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Проценты, начисленные налоговым органом в соответствии с настоящим пунктом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного налога, подлежат уплате налогоплательщику на основании такого решения без заявления налогоплательщика об уплате процентов.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

В иных случаях проценты, начисленные налоговым органом в соответствии с настоящим пунктом, подлежат уплате налогоплательщику по заявлению налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

13.1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не подлежат.

(п. 13.1 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

(в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.

(п. 15 введен Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ)

16. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, подлежащих возврату или зачету иностранным организациям - налогоплательщикам (налоговым агентам), указанным в пункте 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Возврат суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость таким организациям осуществляется на счет, открытый в банке.

(п. 16 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

17. Правила о возврате сумм излишне уплаченных налогов, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата сумм ранее удержанного налога на прибыль организаций, подлежащих возврату иностранной организации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 312 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Решение о возврате суммы ранее удержанного налога на прибыль организаций принимается налоговым органом в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате ранее удержанного налога и иных документов, указанных в пункте 2 статьи 312 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сумма ранее удержанного налога на прибыль организаций подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате суммы ранее удержанного налога.

Какие ошибки встречаются

Все недочеты по платежкам делят на три категории:

  • критические помарки, при которых скорректировать недочет нельзя;
  • некритические, при которых достаточно обратиться в ФНС для уточнения транша;
  • несущественные недочеты, которые вовсе не требуют исправления.

Налоговики предусмотрели отдельные правила и порядок уточнения бюджетных перечислений. Не все помарки подлежат исправлению.

Если в платежном поручении найден критический недочет, то обращаться в ИФНС бессмысленно. Деньги придется разыскивать через банк, затем подавать заявление на возврат. Нет никакой гарантии, что средства вернутся на счет. Учтите, что возвратная процедура занимает длительный период времени.

Какие ошибки считают критичными:

  1. Деньги не поступили в бюджетную систему РФ. Ситуация возможна, если налогоплательщик указал неверный счет Федерального казначейства в платежке. Если денег в бюджете нет, то и уточнить их нельзя. Обратитесь в банковскую организацию за розыском невыясненного платежа.
  2. Неверно указан банк получателя. Суть аналогична первому пункту. Если неверно указаны реквизиты и наименование банка получателя, то деньги не зачислят в бюджет. Они останутся в невыясненных траншах либо затеряются в платежной системе банка. Обратитесь в банк за розыском ошибочного перечисления.

Помимо ошибок в платежках, есть еще одна ситуация, когда транш нельзя уточнить. Это касается взносов ОПС, которые уже учтены на счете застрахованного лица в Пенсионной системе. До зачета взносов ОПС в персональном учете уточнение перечислений допускается.

Срок давности перечисления не истек. То есть с момента свершения ошибочного транша прошло не более трех лет.

Корректировка не приведет к образованию недоимки по фискальным платежам. Это значит, что если при исправлении за налогоплательщиком возникнет задолженность по налогам, сборам, взносам, в корректировке откажут.

Деньги поступили в бюджетную систему РФ, несмотря на допущенный недочет.

Какие ошибки можно не исправлять

Проверьте, не искажает ли ошибка суть платежа. Например, если в назначении неверно указан отчетный или налоговый период, допущена опечатка в регистрационном номере страхователя и т. д. Аналогичные недочеты придется корректировать в ФНС.

Для исправления недочетов необходимо обратиться в ИФНС для уточнения платежа. Корректировку производят исключительно в заявительном порядке. Это значит, что от плательщика потребуется составить специальное заявление.

Так как ошибок довольно много, унифицированный пример письма в налоговую об уточнении платежа не предусмотрен. Составьте его в произвольном виде. Заявление заверяет руководитель. Подпись главного бухгалтера не обязательна, но желательна.

Подготовьте письмо в налоговую об уточнении платежа сразу в двух экземплярах, если подаете документы лично. Одна копия заявления останется в ФНС, а на второй принимающий инспектор поставит отметку о приемке. Допускается подать бумаги по почте, через доверенного представителя или в электронном виде (по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).

Срок рассмотрения заявления об уточнении ИФНС — 10 рабочих дней. О принятом решении инспектура уведомит заявителя отдельно. Срок направления уведомления о принятом решении — 5 рабочих дней.

Как составить заявление

При составлении письма об уточнении платежа учитываем важные рекомендации ФНС:

Требования к оформлению

Подготовьте письмо об уточнении на фирменном бланке организации. Либо в шапке бланка укажите все реквизиты компании заявителя (наименование, ИНН, КПП и адрес). Эти сведения необходимы для идентификации заявителя в базе данных ФНС.

Требования к структуре

Указываем наименование должности начальника и самой ИФНС, в которую подаем заявление. Ниже прописываем адрес места нахождения инспекции.

Раскрываем сведения о заявителе. Обязательно указываем наименование, ИНН, КПП и адрес. Вписываем контактные данные для связи.

Указываем дату составления и номер регистрации в журнале исходящей документации.

Заявление об уточнении платежа

Указываем в обязательном порядке:

  • сведения о платежном поручении, в котором обнаружена ошибка;
  • информацию о самой ошибке;
  • правильные реквизиты платежа;
  • основания для внесения исправлений (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Причины, по которым допущен недочет, указывать не обязательно.

Отдельным списком оформите перечень приложений к письму. Здесь обязательно впишите реквизиты платежки с ошибкой. Допускается приложить иные документы, подтверждающие обстоятельства. Например, выписка из банка, копия квитанции и прочее.

К заявлению приложите копии подтверждающих документов.

Что делать, если ошибся банк

Если фискальный транш не поступил в ФНС по вине банковского работника, об этом плательщик узнает только от ФНС. Инспектура пришлет требование уплатить недоимку и начисленные пени. Порядок действий для плательщика такой:

  1. Проверьте платежку и банковскую выписку. Удостоверьтесь, что в бумагах нет ошибок.
  2. Обратитесь в банк за уточнением платежа. Возьмите с собой копии платежки и выписок.
  3. Решив проблему с банковской ошибкой, обратитесь в ФНС. Подготовьте ходатайство в произвольном виде с просьбой отменить начисление пеней. Укажите, что недочет допущен работниками банка. Приложите документы об исправлении банковской ошибки к ходатайству. Например, это объяснительная банка и квитанция о зачислении денег в бюджет.

ФНС рассмотрит ходатайство. Если плательщик не виноват, то начисление пеней отменят.

Образец обращения в ФНС

Используйте в работе актуальный образец письма в налоговую об уточнении платежа. Пример подойдет для ситуации, когда ошибка допущена в КБК.

Инспекции ФНС России № 27 по г. Москве

Адрес: ул. Новочеремушкинская, д. 58, корп. 1,

Адрес: ул. Примерная, д. 12, корп. 9,

Исх. № 144 от 12.09.2019

об уточнении платежа

В платежном поручении от 20.07.2019 № 505 на перечисление НДС за 2 квартал 2020 г. в поле 104 в качестве КБК ошибочно указан код 18210301000012100110.

Правильное значение поля 104 — 18210301000011000110.

Просим уточнить ошибочный платеж на основании п. 7 ст. 45 НК РФ.

Копия платежного поручения от 20.07.2019 № 505.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Читайте также: