Обращение в государственные органы уплата налогов

Обновлено: 25.06.2024

  1. Налогоплательщик имеет право зачесть переплату в счет будущих платежей или вернуть денежные средства себе на счет.
  2. В заявлении о зачете/возврате не обязательно указывать всю сумму переплаты. Вы можете разделить сумму на части — часть вернуть, а часть зачесть в счет будущих платежей.
  3. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
  4. Налоговый орган обязан сообщать вам о каждом факте излишней уплаты налога и указать сумму переплаты в течение 10 дней со дня обнаружения.
  5. Давность возникновения переплаты: если вы обратились с заявлением о возврате или зачете налога после истечения трех лет со дня уплаты данного налога, то инспекция имеет полное право отказать в просьбе (пункт 5 статьи 78 НК РФ).
  6. По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

1. Проведите сверку с ИФНС по налогам.
Для этого в налоговую подается заявление о желании провести сверку. Подать заявление можно как на бумажном носителе (лично или по почте ценным письмом с описью), так и в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
Важно: при подаче заявления в электронном виде необходимо подписать документ усиленной квалифицированной электронной подписью.

2. Получите акт сверки.
Налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика сверку. Результаты совместной сверки оформляются актом. Акт совместной сверки вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика. Срок — в течение следующего дня после дня составления акта (пп.11. п.2 ст. 32 НК РФ).

3. Подайте заявление на зачет или возврат излишне уплаченного налога или сбора в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
Подать заявление можно как на бумажном носителе (лично или по почте ценным письмом с описью), так и в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

  • статья 78 НК РФ — для зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора, страховых взносов, пеней, штрафа;
  • статья 79 НК РФ — для возврата излишне взысканных сумм;
  • статья 176 НК РФ — для возмещения НДС;
  • статья 203 НК РФ — для возврата переплаты по акцизу;
  • статья 333.40 НК РФ — для возврата или зачета государственной пошлины.

Итого: в какую налоговую заплатили, с той налоговой необходимо свериться и ей же подать заявление о зачете/возврате.

4. Ждем решения.
На решение о зачете у ИФНС есть 10 дней (пункт 4 статьи 78 НК РФ). Решение о возврате налоговая инспекция обязана принять в течение одного месяца со дня получения заявления (пункт 6 статьи 78 НК РФ).

Такой длительный срок инспекции необходим для проведения камеральной проверки. Решение налоговая пришлет таким же образом, каким организация подала заявление — по почте на адрес налогоплательщика или посредством телекоммуникационных каналов связи.

Важно: если у компании есть недоимки по иным налогам, задолженности, штрафы, то возврат суммы излишне уплаченного налога ФНС произведет только после зачета этой суммы в счет погашения существующей недоимки (задолженности).

5. Возвращаем переплату.
После окончания камеральной проверки и установления факта переплаты налога ФНС должна вернуть или зачесть сумму переплаты, указанную в вашем заявлении.

Срок возврата — один месяц. Срок начинает исчисляться со дня подачи налогоплательщиком заявления, но не ранее момента завершения камеральной проверки по соответствующему налоговому периоду, либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ. (Данная позиция подтверждена пунктом 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 года № 98, письмом Минфина России от 11 июля 2014 года № 03-04-05/34120).

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

1.Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании основ государственного устройства РФ?

Страта ; доход ; республика ; демократия ; прокуратура .

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2.Какие характеристики российского государства закреплены в статье 1 Конституции РФ? 1. Демократическое 2. Общенародное 3. Федеративное 4. Союзное 5. Правовое 6. С республиканской формой правления

3.Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: 1. Генеральный прокурор РФ 2. Президент РФ 3. Центральный банк РФ 4. Федеральное Собрание 5. Правительство РФ 6. Суды РФ 7. Партия Единая Россия

4.Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Выберите из списка. 1. Право на тайну переписки, телефонных переговоров 2. Право на личную и семейную тайну 3. Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни 4. Право участвовать в отправлении правосудия 5. Право быть избранным в органы государственной власти

5.Какое право относится к группе социально-экономических прав? 1. На охрану здоровья и медицинскую помощь 2. На неприкосновенность частной жизни 3. На доступ к культурным ценностям 4. На равенство перед законом и судом

6.Президентом России может быть избран гражданин РФ не моложе: 1. 25 лет 2. 30 лет 3. 35 лет 4. 45 лет

7. Установите соответствие. Полномочия Субъекты государственной власти А. Объявление амнистии 1.Президент РФ Б. Осуществление помилования 2.Государственная Дума В. Обеспечение исполнения федерального бюджета 3.Правительство РФ Г. Принятие федеральных законов . Д. Управление федеральной собственностью.

обеспечение прав и свобод человека

отсутствие права применять властные полномочия к лицам, допустившим нарушение закона

представление интересов обвиняемого

деятельность на основании закона и в соответствии с ним

9. Конституционной обязанностью гражданина РФ является:

1. Владение имуществом 2. Уплата налогов 3. Обращение в государственные органы 4. Участие в выборах Президента

10. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Один из видов муниципальных образований, в пределах которого осуществляется местное самоуправление - сельское поселение.

Б. Одна из функций местного самоуправления в РФ – обеспечение участия граждан населения в решении местных дел.

1.верно только А 3.верны оба суждения

2.верно только Б 4.оба суждения неверны

11.Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. В РФ закреплено равноправие всех форм собственности.

Б. РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

1.верно только А 3.верны оба суждения

2.верно только Б 4.оба суждения неверны

12.Установите соответствие между правами человека и группами прав, к которым они относятся.

Примеры Группы прав человека

А. Право участвовать в управлении делами государства. 1.Личные

Б. Право на свободный выбор профессии 2.Политические

В. Право на жизнь 3. Социально-экономические

Г. Право на частную собственность и ее охрану

Д. Право на мирные собрания граждан РФ,

митинги и демонстрации, шествия и пикетирования

13. Что относится к полномочиям Президента РФ?

1. Управление федеральной собственностью 2. Определение основных направлений политики государства

3. Разработка и принятие государственного бюджета 4. Утверждение изменения границ между субъектами РФ

14.Установите соответствие.

Вопросы Субъекты государственной власти

А. Внешнеэкономические отношения РФ 1. только федеральный центр

Б. Вопросы владения, пользования и распоряжения 2. совместно федеральный центр и

землей, недрами, водными и другими природными субъекты РФ

В. Осуществление мер по борьбе с катастрофами

Г. Метеорологическая служба

Д. Почетные звания РФ

15. Заполните пропуск в таблице.

Разработка и исполнение

Федеральное Собрание РФ

Разработка и принятие законов РФ

Часть 2. Текст.

Конституция в системе законодательных актов.

Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер. .. Она закрепляет основы общественно-экономического строя государства, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, основы организации и системы государственной власти и управления. Поэтому положения Конституции имеют основополагающий характер для деятельности государства и общественных организаций.

Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер. Принципы и нормы Конституции определяют всю систему текущего законодательства, которое развивает его положения. Конституция устанавливает процесс правотворчества: юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством. Верховенство Конституции утверждает подчинение деятельности всех государственных, общественных организаций, граждан принципам и нормам Конституции. Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризуется стабильностью. Это свойство Конституции определяется тем, что она закрепляет основы общественного и государственного строя.

… Итак, Конституция – это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. В соответствии с Конституцией могут издаваться иные конституционные законы, также закрепляющие основы государства и общества.

Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 1997. С.63-65

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Назовите три характеристики, приведенные в тексте, которые придают Конституции основополагающий характер.

3. Существуют разные мнения по вопросу о том, как часто следует пересматривать конституцию страны. Некоторые считают, что ее следует периодически пересматривать. Другие считают. Что пересматривать ее можно только в исключительных случаях. С какой из приведенных позиций вы согласны? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.

1.Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании основ государственного устройства РФ?

дееспособность ; государственный суверенитет ; семья ; демократия ; адвокатура .

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

2.Что (кто) является высшей ценностью в России по Конституции?

1. Промышленный потенциал 2. Государство 3. Собственность 4. Человек, его права и свободы

3.Что составляет содержание раздела Конституции РФ об основах конституционного строя?

1. Общие идеологические декларации

2. Главные принципы, на которых базируется жизнь страны, общества, государства, отдельных людей

3. Оглавление Конституции

4. Права и свободы граждан

4.Какие права гражданина являются политическим?

1. На защиту чести и достоинства 2. На неприкосновенность жилища 3. На тайну переписки

4. На свободу объединений 5. На участие в выборах и референдумах

5.Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Выберите из списка. 1. Защита Отечества 2. Участие в управлении делами государства 3. Выбор рода деятельности и профессии 4. Сохранение исторического и культурного наследия 5. Уплата законно установленных налогов и сборов

6. В приведенном списке указаны черты сходства и различия прокуратуры и полиции. Выберите и запишите в таблицу порядковые номера черт сходства и черт различия.

обеспечение прав и свобод человека

патрулирование населенных пунктов и общественных мест

участие в судебном процессе от имени государства, поддерживая государственное обвинение

деятельность на основании закона и в соответствии с ним

7. Конституция РФ провозглашает РФ социальным государством. Это означает, что 1. Власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви 2. Народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права 3. Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью 4. Политика государства направлена на создание условий для достойной жизни человека

8.Установите соответствие.

Вопросы Субъекты государственной власти

А. управление федеральной государственной собств. 1. только федеральный центр

Б. внешняя политика, международные и 2. совместно федеральный центр

внешнеэкономические отношения РФ и субъекты РФ

В. природопользование, охрана окружающей среды

Г. социальная защита, включая социальное обеспечение

Д. охрана памятников истории и культуры

9.Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ?

А. В исключительном ведении федерального центра находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей.

Б. Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык.

1.верно только А 3.верны оба суждения

2.верно только Б 4.оба суждения неверны

10. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся.

Права (свободы) человека Группы прав (свобод)

А. право на охрану здоровья и медицинскую помощь 1.гражданские (личные)

Б. защита от произвольного вмешательства в частную жизнь 2.политические

В. право на защиту чести и достоинства 3.социальные

Г. право на свободу мирных собраний и ассоциаций

Д. право на жизнь

11. Верны ли следующие о местном самоуправлении?

А. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Б. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

1.верно только А 3.верны оба суждения

2.верно только Б 4.оба суждения неверны

12.Установите соответствие.

Полномочия Субъекты государственной власти

А. Решение вопросов предоставления политического 1. Президент РФ

убежища 2. Правительство РФ

Б. осуществление мер по обеспечению обороны

В. Осуществление управления федеральной собственностью

Г. Разработка и предоставление Государственной Думе

Д. осуществление помилования

13. Верны ли следующие суждения о Конституции РФ?

А. Конституция РФ обладает высшей юридической силой, ей должны соответствовать все законы и подзаконные акты.

Б. Конституция РФ была принята в 1993 г. большинством голосов Федерального Собрания РФ.

1.верно только А 3.верны оба суждения

2.верно только Б 4.оба суждения неверны

14.Какие самостоятельные государственные единицы являются, по Конституции РФ, субъектами федерации?

1. Республики 2. Города 3. Края 4. Области 5. Поселки городского типа

15. Заполните пропуск в таблице.

Обеспечивает проведение в России единой финансовой,

кредитной и денежной политики.

Федеральное Собрание РФ

Разработка и принятие законов РФ

Часть 2. Текст.

Конституция в системе законодательных актов.

Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер. .. Она закрепляет основы общественно-экономического строя государства, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, основы организации и системы государственной власти и управления. Поэтому положения Конституции имеют основополагающий характер для деятельности государства и общественных организаций.

Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер. Принципы и нормы Конституции определяют всю систему текущего законодательства, которое развивает его положения. Конституция устанавливает процесс правотворчества: юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством. Верховенство Конституции утверждает подчинение деятельности всех государственных, общественных организаций, граждан принципам и нормам Конституции. Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризуется стабильностью. Это свойство Конституции определяется тем, что она закрепляет основы общественного и государственного строя.

… Итак, Конституция – это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. В соответствии с Конституцией могут издаваться иные конституционные законы, также закрепляющие основы государства и общества.

Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М., 1997. С.63-65

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Назовите три характеристики, приведенные в тексте, которые придают Конституции основополагающий характер.

3. Существуют разные мнения по вопросу о том, как часто следует пересматривать конституцию страны. Некоторые считают, что ее следует периодически пересматривать. Другие считают. Что пересматривать ее можно только в исключительных случаях. С какой из приведенных позиций вы согласны? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.

Ответы: 1 вариант.

1.Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании основ государственного устройства РФ?

Страта ; доход ; республика ; демократия ; прокуратура .

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) понятия: республика, демократия;

2) смысл понятия, например: республика- форма правления, при которой высшие органы власти избираются народом / демократия

– политический режим, при котором источником власти является

Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или

объяснение смысла понятия

Правильно в ыписаны два верных понятия, и раскрыт смысл любого

Наряду с верными понятиями выписано(ы) одно или более

ИЛИ Правильно выписаны только два верных понятия.

ИЛИ Правильно выписано только одно верное понятие, раскрыт

Наряду с верными понятиями выписано(ы) одно или более

ИЛИ Наряду с верными понятиями выписано(ы) одно или более

ИЛИ Выписано только одно верное понятие.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

За каждый правильный ответ в заданиях № 5,6, 8,9, 10,11,13,15 по 1 баллу.

Задания №2, 3,4, 7,12,14 оцениваются по принципу: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две и более ошибок

Ответы: 2 вариант.

1. 1.Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании основ государственного устройства РФ?

дееспособность ; государственный суверенитет ; семья ; демократия ; адвокатура .

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) понятия: государственный суверенитет, демократия;

2) смысл понятия, например: государственный суверенитет – это высшая власть внутри страны и независимость в отношениях с другими государствами/ демократия– политический режим, при котором источником власти является

Обжалование по желанию компании в административном порядке решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с 2009 года стала обязательной процедурой досудебного урегулирования споров (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Обращение компании в суд за защитой своих прав без соблюдения такого порядка служит основанием для оставления заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а в случае, если это обстоятельство будет установлено после принятия заявления к производству - для оставления его без рассмотрения (ч. 2 ст. 148 АПК РФ).

В настоящей статье мы разберем основные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ.

Досудебное обжалование обязательно не для всех решений

Обязательному досудебному порядку обжалования подлежат не все ненормативные акты налоговых органов. Такой порядок распространяется только на два вида решений, а именно – решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Специалисты сходятся во мнении, что досудебной процедуре обжалования подлежат только такие решения, в которых отражены нарушения, установленные статьями 120, 122, 123 НК РФ[1].

Поскольку выявление предусмотренных указанными статьями нарушений возможно в ходе налоговых проверок, то можно заключить, что рассматриваемый порядок применятся только к решениям о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, выносимым по результатам проверок. О правомерность данного вывода также свидетельствуют взаимосвязь положений п.9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ об апелляционном порядке обжалования актов налоговых органов.

Следует отметить, что нарушения налогового законодательства могут быть выявлены налоговым органом и зафиксированы в соответствующем решении также вне рамок проверок. Такие нарушения не связаны с правильностью исчисления налоговой базы и уплаты налогов, но препятствуют осуществлению налогового контроля. Например, нарушение установленных сроков для представления сведений об открытии и закрытии банковского счета или неподача декларации (ст. 118, 119 НК РФ соответственно). По решениям о таких нарушениях апелляционный порядок обжалования не установлен и применяется иной специальный порядок производства (ст. 101.4 НК РФ)

Таким образом, по-прежнему без предварительного административного обжалования компания может обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных следующими ненормативными актами налоговых органов:

  • решением о привлечении к ответственности по ст.ст. 116-119, 124-129, 129.1, 129.2 НК РФ;
  • решением об отказе в возмещении НДС;
  • решением об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
  • решением о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
  • решением о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет имущества налогоплательщика;
  • решением о приостановлении операций по банковским счетам.

Варианты обжалования решений

Существует две возможности административного обжалования решений: в порядке апелляционного производства или в общем порядке. Применение того или иного варианта зависит от того, вступило решение в законную силу или нет. При этом будут различаться процедура и последствия обжалования.

Решение, принятое по результатам проверки вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения компании (п. 9 ст. 101, п.6 ст. 6.1 НК РФ). В течение указанного периода времени решение считается невступившим в силу и может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Преимущества обжалования невступивших в силу решений (апелляционное обжалование)

При подаче апелляционной жалобы вступление в силу обжалованного решения откладывается до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2 НК РФ). По общему правилу такое решение принимается в течение месяца со дня подачи жалобы, но указный срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ). Такая отсрочка вступления решения в силу означает отсрочку возможного принудительного взыскания доначисленых сумм.

Таким образом, можно сказать, что апелляционное обжалование переносит момент необходимости уплаты денежных средств или их возможного списания с банковского счета компании как минимум на месяц. К тому же у компании появляется достаточно времени для подготовки качественного заявления в суд.

Процедура обжалования

В отличие от процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки, налоговым законодательством не предусмотрено участие представителей компании при рассмотрении доводов жалобы. В связи с таким процедурным отстранением компании можно сказать, что рассмотрение жалобы носит формальный заочный характер. Об итогах рассмотрения жалобы компанию письменно уведомят (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Итоги апелляционного обжалования

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (1) оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, (2) отменить или изменить решение полностью или в части и принять по делу новое решение, (3) отменить решение и прекратить производство по делу (п. 2 ст. 140 НК РФ). Принятие любого из указанных вариантов решения свидетельствует о завершении процедуры административного обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Иначе говоря, принятие по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом нового решения, не является обстоятельством, препятствующим обращению компании в суд. Это связано с тем, что такое решение выносится не по результатам налоговой проверки, а в связи с рассмотрением жалобы на решение, вынесенное нижестоящим налоговым органом. Конечно, при желании компания может обжаловать это новое решение в следующий вышестоящий налоговый орган, однако такое обжалование уже не является условием для обращения в суд.

Исчисление срока для обращения в суд

Процессуальный трехмесячный срок на подачу заявления в суд, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, исчисляется с учетом положений п. 5 ст. 101.2 НК РФ[2], то есть срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

При апелляционном обжаловании решение вступает в силу в день принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. При этом такое решение по общему правилу должно быть вынесено в течение месяца (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2, п. 3 ст. 140 НК РФ).

В случае, если в нарушение ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган не даст письменный ответ на жалобу в течение месяца, то трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

Учитывая правовое толкование норм высшим судебным органом, представляется, что в случае нарушения вышестоящим налоговым органом установленного месячного срока на вынесение решения у компании возникают объективные риски, связанные с пропуском срока на судебное обжалование.

С другой стороны, если компания посчитает целесообразным все-таки дождаться решения по жалобе и пропустит срок на подачу заявления в суд[3], то она сможет обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа (ст. 117 АПК РФ). Суды, признавая принятие мер для урегулирования спора в административном порядке уважительной причиной пропуска срока, такие ходатайства удовлетворяют[4]. Учитывая практику федеральных арбитражных судов, а также правовую позицию, выраженную высшим судебным органом, в настоящее время нет оснований полагать, что в случае обращения в суд при пропуске срока компании будет отказано в судебной защите.

Обжалование вступивших в силу решений

Вступившее в силу решение может быть обжаловано в течение года с момента его вынесения путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 101.2, п.2 ст. 139 НК РФ).

В случае обжалования вступившего в силу решения процедура взыскания автоматически приостанавливаться не будет, но положения п. 4 ст. 101.2 НК РФ предусматривают право вышестоящего налогового органа удовлетворить ходатайство компании о приостановлении обжалуемого решения. В настоящее время отсутствует практика обращения компаний с подобными ходатайствами, не налажено взаимодействие налогоплательщика и налогового органа, повышающее вероятность положительного для компании разрешения вопроса, в связи с чем риск принудительного списания спорных средств с банковских счетов налогоплательщика является высоким.

Исчисление срока для обращения в суд

В случае распространения логики исчисления сроков на судебное обращение, примененной в случае апелляционного обжалования, на случай обжалования решения в общем порядке, получалось бы, что трехмесячный срок на подачу заявления в суд начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи жалобы, которая в свою очередь может быть подана в течение одного года с даты вынесения обжалуемого решения.

Однако, данный приём противоречит положениям Налогового кодекса РФ. В связи с чем компании необходимо внимательно отнестись к правилам исчисления сроков для обращения в суд при обжаловании решения в общем порядке, чтобы, в случае необходимости, не лишиться права на судебную защиту.

Как было отмечено выше, процессуальный срок на обращение в суд применяется с учетом положений налогового законодательства, а именно п. 5 ст. 101.2 НК РФ, предусматривающих, что в случае обжалования решений в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Если решение не было обжаловано в апелляционном порядке в вышестоящий орган, то оно вступает в силу на следующий день после истечения десятидневного срока на подачу апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101 НК РФ). Следовательно, для сохранения права на судебную защиту и одновременного соблюдения обязательной досудебной процедуры обжалования решения, установленного п. 5 ст. 101.2 НК РФ, компании следует подать жалобу в вышестоящий налоговый орган не позднее полутора месяцев со дня вступления решения в силу.

Таким образом, если налогоплательщик ожидает отрицательного результата по рассмотрению жалобы и планирует защищать свои права в суде, то реальный срок на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган существенно сокращается.

Коллизия порядка исчисления сроков на судебное обращение, по нашему мнению, будет преодолеваться путем обращения компаний в арбитражные суды с просьбой о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа по уважительной причине.

Обозначенные в настоящей статье спорные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ[5] в настоящее время стали дискуссионными, в связи с чем, можно полагать, в ближайшее время они найдут свое разрешение в виде разъяснений компетентных органов.

Куда подавать жалобу

Согласно п. 1 ст.139 НК РФ жалобу на решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности нужно подавать в вышестоящий налоговый орган.

Структура налоговых органов разделена на три уровня: территориальные инспекции, управления ФНС РФ по субъектам Российской Федерации и центральный аппарат ФНС РФ (приложение № 1 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

К территориальным инспекциям относятся инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, а также межрайонные инспекции. Их решения нужно обжаловать в управление ФНС РФ соответствующего субъекта Российской Федерации (области, края, республики, города Москвы или Санкт-Петербурга).

Если решение принято управлением ФНС РФ по субъекту Российской Федерации, то жалобу надо подавать непосредственно в ФНС РФ.

Крупнейшие налогоплательщики состоят на учете в специальных межрегиональных инспекциях. Их решения нужно обжаловать сразу в ФНС РФ (приложение № 2 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Повторные проверки проводят также межрегиональные инспекции по федеральным округам. Их решения нужно обжаловать в ФНС РФ (приложение № 4 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Что может предпринять инспекция в связи с решением, не вступившим в законную силу

До вступления в силу решения, принятого по результатам проверки, налоговая инспекция, в качестве обеспечительных мер может вынести постановление о запрете компании распоряжаться определенным имуществом стоимостью не меньше недоимки, пени и штрафа. Если совокупная стоимость имущества компании по данным бухгалтерского учета меньше доначисленных согласно решению сумм, то на сумму разницы инспекция вправе также арестовать банковский счет налогоплательщика (п. 10 ст. 101 НК РФ).

Решение об аресте счета, как и о запрете распоряжаться имуществом, можно сразу же оспорить в суде. У налоговиков есть право на такие обеспечительные меры только при достаточных основаниях полагать, что без них будет трудно или вообще невозможно исполнить обжалуемое решение, принятое по результатам проверки, и (или) взыскать указанные в нем недоимку, пени и штрафы. Налоговики обычно игнорируют эту оговорку и не могут доказать, что у них были основания для подобных предположений. В таких случаях суды отменяют обеспечительные меры (определение ВАС РФ от 26.09.08 № 12266/08, Постановление ФАС ВСО от 20.05.08 № А33-13063/07-Ф02-1987/08, Постановление ДО от 20.01.09 Ф03-6280/2008)

В чем смысл обжалования решения об отказе в привлечении к ответственности?

В какой форме составляется жалоба в вышестоящий налоговый орган?

Форма жалобы в вышестоящий налоговый орган законодательно не установлена. В связи с чем она может быть составлена в произвольной форме.

При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган надо уплачивать госпошлину?

Нет, плата за административное обжалование решений налогового органа не взимается.

[2] Заявление об оспаривании ненормативного акта налогового органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда компании стало известно о нарушении её прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Обязательность обжалования решений налоговых органов в административном порядке как условие возможности обращения за судебной защитой установлена в п. 5 ст. 101.2 НК РФ. Указанной нормой права прямо предусмотрено, что в случае обжалования решений налогового органа в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

[3] Трехмесячный срок на подачу искового заявления начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи апелляционной жалобы. При превышении указанного срока срок на подачу заявления в суд будет считаться пропущенным.

Налоговое уведомление физических лиц - 2019. ЧТО ТАКОЕ НАЛОГОВОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ И КАК ЕГО ИСПОЛНИТЬ?

Обязанность по исчислению для налогоплательщиков-физических лиц суммы налога на доходы физических лиц (в отношении ряда доходов, по которым налоговый агент не удержал сумму НДФЛ), транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц возложена на налоговые органы (ст. 52 Налогового кодекса РФ).

В связи с этим налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа по налогам направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России от 07.09.2016 № ММВ-7-11/477@ (в редакции приказов ФНС России от 15.01.2018 № ММВ-7-21/8@, от 18.12.2018 № ММВ-7-21/814@)

С 2019 года в форме налогового уведомления указываются реквизиты для перечисления налогов в бюджетную систему Российской Федерации. При этом отдельный платежный документ (квитанция) не направляется.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Как получить налоговое уведомление?

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления.

С 2019 года перерасчет сумм ранее исчисленных земельного налога и налога на имущество физических лиц не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Налоговое уведомление за налоговый период 2018 года направляется в 2019 году и должно быть исполнено (с уплатой указанных в нём налогов в бюджетную систему)

не позднее 2 декабря 2019 года.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
С 2019 ГОДА

По транспортному налогу

· на сайте Минпромторга России для применения за налоговый период 2018 года опубликован Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 362) налог на автомобили, вошедшие в Перечень, рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов (от 1,1 до 3);

· начиная с налогового периода 2018 года транспортные средства, находящиеся в розыске в связи с их угоном или кражей, не облагаются налогом до месяца их возврата законному владельцу, а не до даты прекращения розыска в связи с истечением срока его проведения, как было ранее (пп. 7 п. 1 ст. 358 НК РФ);

По земельному налогу

· с налогового периода 2018 года введен коэффициент, ограничивающий ежегодный рост налога не более чем на 10 процентов по сравнению с предшествующим годом, за исключением земельных участков для жилищного строительства, при расчете налога за которые применен повышающий коэффициент в связи с их несвоевременной застройкой (пп. 15 – 17 ст. 396 НК РФ);

· с налогового периода 2018 года изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения его вида разрешенного использования, категории земель и (или) площади учитывается со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости (п. 1 ст. 391 НК РФ);

· с налогового периода 2018 года лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, предоставлен налоговый вычет, уменьшающий величину налога на кадастровую стоимость 600 кв.м площади одного земельного участка (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ);

· с налогового периода 2018 года для относящихся ко льготным категориям налогоплательщиков (пенсионеры, инвалиды, многодетные) установлен беззаявительный порядок предоставления налоговых вычетов. Если у налоговых органов уже имеются сведения о таких лицах (например, инвалидом была заявлена льгота по транспортному налогу, пенсионер воспользовался льготой, освобождающей от уплаты налога на квартиру), тогда с заявлением о предоставлении налоговых вычетов обращаться не потребуется, налоговый вычет будет применен автоматически (п. 10 ст. 396 НК РФ);

· с 2019 года действует запрет на перерасчет налога, если такой перерасчет влечет увеличение ранее уплаченного налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ);

· в ряде регионов вступили в силу новые результаты государственной кадастровой оценки земель, применяющие за налоговый период 2018 года. Подробную информацию об изменении кадастровой стоимости можно получить в органах Росреестра и МФЦ;

По налогу на имущество физических лиц

· при расчете налога за налоговый период 2018 года применя t тся коэффициент (пп. 8, 8.1 ст. 408 НК РФ):

· 0.6 (в 2018 году был 0.4)
для 21 региона (включая г. Санкт-Петербург, Ставропольский край, Воронежскую, Тульскую, Челябинскую области), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;

· 10-ти процентного ограничения роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом
для 49 регионов (включая Москву, Московскую область, Республики Башкортостан, Татарстан), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);

· коэффициент-дефлятор 1.481 к инвентаризационной стоимости объекта (в 2018 году был 1.425)
в регионах, которые с 2018 года не перешли на расчет налога исходя из кадастровой стоимости;

· с налогового периода 2018 года лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, предоставлены дополнительные налоговые вычеты, уменьшающие размер налога на кадастровую стоимость 5 кв.м общей площади квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв.м общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка (п. 6.1 ст. 403 НК РФ);

· с налогового периода 2018 года для относящихся ко льготным категориям налогоплательщиков (пенсионеры, инвалиды, многодетные, владельцы хозпостроек площадью не более 50 кв.м, указанных в пп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ) установлен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот (в т.ч. налоговых вычетов). Если у налоговых органов уже имеются сведения о таких лицах (например, инвалидом была заявлена льгота по транспортному налогу, пенсионер воспользовался льготой, освобождающей от уплаты земельного налога), тогда с заявлением о предоставлении налоговых льгот обращаться не потребуется, налоговая льгота будет применена автоматически (п. 6 ст. 407 НК РФ);

· с текущего года налог не начисляется в отношении полностью разрушенного или уничтоженного объекта капитального строительства с 1-ого числа месяца гибели или уничтожения такого объекта, независимо от даты регистрации прекращения права на него в Едином государственном реестре недвижимости (п. 2.1 ст. 408 НК РФ);

· с 2019 года действует запрет на перерасчет налога, если такой перерасчет влечет увеличение ранее уплаченного налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ);

· в ряде регионов вступили в силу новые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, применяющие за налоговый период 2018 года. Подробную информацию об изменении кадастровой стоимости можно получить в органах Росреестра и МФЦ;

ПОЧЕМУ В 2019 ГОДУ ВОЗРОСЛИ НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО?

По транспортному налогу

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

2. применение повышающих коэффициентов при расчете налога за легковые автомашины средней стоимостью от 3 млн. руб. согласно размещённому на сайте Минпромторга России Перечню легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2018 года;

3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

По земельному налогу

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

2. изменение кадастровой стоимости земельного участка, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или переводом земельного участка из одной категории земель в другую, изменением вида разрешенного использования, уточнения площади. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;

3. наличие иных оснований (например, в результате перерасчета налога, утраты права на применение льготы, поступления уточненных сведений от регистрирующих органов и т.п.).

По налогу на имущество физических лиц

Рост налога может обуславливаться следующими причинами:

1. рост коэффициента к налоговому периоду. Согласно ст. 408 Налогового кодекса РФ, в субъектах РФ, в которых в 2019 г. применяется порядок расчета налога исходя из кадастровой стоимости, для объектов, не являющихся административно-деловой и торговой недвижимостью, предусмотренной ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, расчет налога проводится с учетом коэффициента: 0,2 – в первый период применения кадастровой стоимости (7 регионов); 0,4 – во второй период применения кадастровой стоимости (14 регионов, ранее в 2018 году применялся коэффициент 0,2); 0,6 – в третий период применения кадастровой стоимости (21 регион, ранее в 2018 году применялся коэффициент 0,4);

2. рост коэффициента-дефлятора. Согласно ст. 404 Налогового кодекса РФ, в субъектах РФ, в которых не применяется порядок расчета налога исходя из кадастровой стоимости, в качестве налоговой базы используется инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании данных, представленных до 1 марта 2013 года. Значения коэффициента-дефлятора определяются Минэкономразвития России: на 2017 год – 1,425, на 2018 год – 1,481;

3. изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости, например, в связи со вступлением в силу новых результатов кадастровой оценки, или изменением вида разрешенного использования, назначения объекта. Информацию о кадастровой стоимости можно получить на сайте Росреестра;

КАК УЗНАТЬ О НАЛОГОВЫХ СТАВКАХ И ЛЬГОТАХ, УКАЗАННЫХ В НАЛОГОВОМ УВЕДОМЛЕНИИ?

Налоговые ставки и льготы (включая налоговые вычеты из налоговой базы) устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:

- по транспортному налогу: главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;

- по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) по месту нахождения объектов недвижимости.

КАК ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТОЙ: ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Шаг 1

Шаг 2
Если в налоговом уведомлении льготы не указаны, необходимо выяснить относится ли налогоплательщик к категориям лиц, имеющим право на льготы по объектам в налоговом уведомлении


- по транспортному налогу

На региональном уровне – законами субъектов Российской Федерации также для других льготных категорий налогоплательщиков (инвалиды, ветераны, многодетные и т.п.).

- по земельному налогу

Действует федеральная льгота, которая уменьшает налоговую базу на кадастровую стоимость 600 квадратных метров одного земельного участка. Льготой могут воспользоваться владельцы земельных участков, относящиеся к следующим категориям: пенсионеры; инвалиды I и II групп; инвалиды с детства; ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий; Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, и другие категории граждан, указанные в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ.

Дополнительные льготы установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по месту нахождения земельных участков.

- по налогу на имущество физических лиц

На федеральном уровне льготы предусмотрены для 15-категорий налогоплательщиков (пенсионеры, инвалиды, ветераны, военнослужащие, владельцы хозстроений до 50 кв.м и т.п.). В соответствии со ст. 407 Налогового кодекса РФ льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении объекта, не используемого в предпринимательской деятельности.

Льгота предоставляется по выбору налогоплательщика в отношении одного объекта каждого вида:

1. квартира или комната;

3. помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;

4. хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;

5. гараж или машино-место.

С налогового периода 2018 года лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, предоставлены дополнительные налоговые вычеты, уменьшающие размер налога на кадастровую стоимость 5 кв.м общей площади квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв.м общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по месту нахождения налогооблагаемого имущества.


Убедившись, что налогоплательщик относится к категориям лиц, имеющим право на налоговую льготу, но льгота не учтена в налоговом уведомлении, необходимо подать заявление по установленной форме (приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@) о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.

Если заявление о предоставлении налоговой льготы направлялось в налоговый орган и в нём не указывалось на то, что льгота будет использована в ограниченный период, заново представлять заявление не требуется.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В НАЛОГОВОМ УВЕДОМЛЕНИИ НЕКОРРЕКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ?

Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце (включая характеристики имущества, налоговую базу, правообладателя, период владения) в налоговые органы представляют органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органы опеки и попечительства, органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность указанных сведений, используемых в целях налогообложения имущества, несут вышеперечисленные регистрирующие органы. Указанные органы представляют информацию в налоговую службу на основании имеющихся в их информационных ресурсах (реестрах, кадастрах, регистрах и т.п.) сведений.

Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:

По общему правилу, налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов и изменения налогового уведомления (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не позднее 30 дней (в исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней):

- сформирует уточненное налоговое уведомление и разместит его в Личном кабинете налогоплательщика;

- в случае если Вы не являетесь пользователем Личного кабинета налогоплательщика, направит Вам уточненное новое налоговое уведомление в установленном порядке;

- направит Вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете налогоплательщика), в т.ч. в случае отсутствия основания для перерасчета налога (налогов).

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАЛОГОВОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ НЕ ПОЛУЧЕНО?

Налоговые уведомления владельцам налогооблагаемых объектов направляются налоговыми органами (размещаются в личном кабинете налогоплательщика) не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налогов: не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, за который уплачиваются налоги.

Таким образом, налоговые уведомления за налоговый период 2018 года направляются не позднее 1 ноября 2019 г. при наличии установленных ст. 52 Налогового кодекса РФ оснований для их направления. При этом налоговые уведомления не направляются в следующих случаях:

· наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога;

· если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления;

· налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика и при этом не направил в налоговый орган уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.

Читайте также: