Объемы смр всего с ндс где посмотреть

Обновлено: 29.04.2024

Выполнение строительно-монтажных работ (далее по тексту - СМР) для собственного потребления является объектом налогообложения НДС (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Налоговая база по этим операциям определяется на последнее число каждого налогового периода (п.10 ст.167 НК РФ). Начисленную сумму НДС со стоимости СМР, налогоплательщик вправе принять к вычету (абз.2 п.5 ст.172 НК РФ).

Перечень СМР приведен в п.3.1 Методических положений по системе статистических показателей, разрабатываемых в системе строительства и инвестиций в основной капитал, утв. Приказом Росстата РФ от 11.03.2009 г. №37. К ним относятся, в частности, строительные работы по возведению, реконструкции, расширению, техническому перевооружению постоянных и временных зданий и сооружений и связанные с ними работы по монтажу железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций.

-монтаж в зданиях и других строительных объектах;

-электропроводов, электроарматуры и электроприборов;

-систем электрического отопления;

-радио- и телевизионных антенн;

-систем пожарной сигнализации;

-систем противовзломной (охранной) сигнализации;

-лифтов и эскалаторов;

-молниеотводов и т.п.

-монтаж систем освещения и сигнализации для автомобильных дорог, железных дорог, аэродромов и портов, производство прочих электромонтажных работ, не включенных в другие группировки;

-монтаж в зданиях и других строительных объектах арматуры и оборудования, не включенных в другие группировки.

Налогоплательщику приходится доказывать в судебном порядке, что те или иные работы не являются СМР для собственного потребления:

Реквизиты решения суда

Работы по устройству кабинета главного инженера и по устройству крыши.

В том случае, когда строительные или монтажные работы не носят капитальный характер (не связаны с созданием новых основных средств и не изменяют первоначальную стоимость имеющихся основных средств), объект налогообложения по НДС не возникает. Работы в здании административно-бытового комбината не являются работами капитального характера, влекущими изменение первоначальной стоимости объекта основных средств.

Расходы на приобретение оборудования, в том числе расходы, связанные с его приобретением, являются самостоятельными затратами и не включаются в расходы, предусмотренные на строительные работы. Соответственно, они не признаются расходами на выполнение СМР для собственного потребления и не подлежат включению в налоговую базу по ст.159 НК РФ.

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 г. №А51-21000/2013.

Восстановительные работы, связанные с повреждением кабеля.

Проведение восстановительных работ поврежденного кабеля не повлекло за собой создания нового объекта основных средств, равно как и увеличения первоначальной стоимости ранее существующего объекта, в связи с чем оснований для начисления НДС на стоимость работ не имелось.

Решение арбитражного суда Алтайского края от 20.01.2014 г. №А03-10206/2013.

Восстановительные работы по устранению повреждений водопроводной сети.

НДС не может начисляться на сумму ущерба в силу того, что работы по устранению повреждений водопроводной сети направлены на восстановление их нормального функционирования, а не являются строительно-монтажными работами для собственного потребления.

Решение арбитражного суда Самарской области от 17.01.2014 г. №А55-16332/2013.

Работы по облицовке лестничного марша на входе в бар, изготовление и монтаж металлоконструкций шахты грузопассажирского лифта.

Выполненные работы относятся к капитальному ремонту. Оснований для начисления НДС на стоимость выполненных работ нет.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.12.2013 г. №А66-11903/2012.

Работы по перепланировке помещения библиотеки в здании (разборка облицовки стен, плинтусов, подставок и пр.).

В результате произведенных работ не создан новый объект основных средств, не изменена первоначальная стоимость основного средства, находящегося в эксплуатации. Суды пришли к верному выводу об отсутствии у налоговой инспекции оснований для включения стоимости спорных работ в состав налоговой базы по НДС.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2013 г. №А19-3291/2013.

Как отмечено в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 г. №А51-21000/2013, СМР для собственного потребления предполагает возведение объектов исключительно для использования в деятельности предприятия, а не с целью их дальнейшей продажи, а потому при их выполненииналогоплательщик (застройщик) выступает в роли производителя работ и в роли их конечного потребителя, то есть по окончании выполнения СМР собственными силами для собственного потребления объект, завершенный капитальным строительством, используется организацией (предпринимателем), осуществлявшей СМР.

Таким образом, чтобы СМР считались выполненными для собственного потребления, должны быть в совокупности соблюдены следующие требования:

- выполнение работ связано с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы (Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утв. Письмом Минфина РФ от 30.12.1993 №160, Письмо Минфина РФ от 05.11.2003 г. №04-03-11/91);

- работы выполняются для нужд организации (предпринимателя);

Например, при строительстве объектов с целью их последующей продажи, такие строительные работы не могут быть квалифицированы как выполняемые для собственного потребления (Письмо ФНС от 08.07.2014 г. №ГД-4-3/13220@, Определение ВАС РФ от 22.02.2012 г. №ВАС-816/12, Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 г. №3309/10).

- работы осуществляются собственными силами организации (предпринимателя);

- для работ привлекаются рабочие основной деятельности, то есть заключившие с данной организацией (предпринимателем) трудовые договоры;

- указанным выше работникам организации (предпринимателя) выплачивается заработная плата по нарядам строительства.

Как показывает практика аудиторских проверок, при осуществлении монтажа (сборки) оборудования, изготовлении хозяйственного инвентаря, налогоплательщики исчисляют со стоимости выполненных работ собственными силами НДС, полагая, что речь идет о выполнении СМР для собственного потребления. В немалой степени тому способствует и разъяснение Минфина РФ (Письмо от 29.05.2007 г. №03-07-11/142), касающееся необходимости начисления НДС по операциям, связанным с монтажом оборудования, выполняемым собственными силами организации.

ПРИМЕР №1

Содержание хозяйственной операции

Приняты к учету строительные материалы, приобретенные для изготовления стеллажей.

Учтен НДС со стоимости строительных материалов.

Принят НДС к вычету.

Учтена стоимость списанных строительных материалов.

Учтены расходы подразделения, связанные с изготовлением стеллажей.

Отражены в составе капитальных вложений расходы, связанные с изготовлением стеллажей.

Расчет: 100 000 руб. + 25 000 руб. = 125 000 руб.

В данном случае не возникает объект обложения НДС в виде стоимости выполненных СМР для собственного потребления, если основные средства изготавливаются не в рамках СМР.

Таким образом, в данной ситуации (несмотря на формирование в бухгалтерском учете капитальных вложений) со стоимости СМР, выполненных собственными силами, НДС не начисляется.

ПРИМЕР №2

В состав расходов подразделения, смонтировавшего зубодробильный станок, входят следующие элементы затрат:

-заработная плата рабочих;

-отчисления с ФОТ;

-прочие накладные расходы цеха.

Вышеперечисленные расходы в бухгалтерском учете увеличивают первоначальную стоимость станка.

Таким образом, как и в примере №1, у организации отсутствует обязанность исчисления НДС со стоимости расходов по монтажу станка.

Одним из критериев отнесения выполненных работ к СМР для собственного потребления является выполнение работ силами самой организации, т.е. работниками, состоящими в трудовых отношениях.

ПРИМЕР №3

Организацией были выполнены СМР с привлечением физических лиц на основании договоров гражданско-правового характера. Работы по ремонту помещения, по монтажу садковой линии, по ремонту судна выполнялись физическими лицами по договорам гражданско-правового характера, которые не были заняты в основной деятельности налогоплательщика, с ними не были заключены трудовые договоры.

При проведении выездной проверки налоговый орган, расценил данные работы как СМР для собственного потребления с соответствующим начислением НДС.

Однако, как отметили судьи (Решение арбитражного суда Республики Карелия от 31.07.2014 г. №А26-1492/2014) для того, чтобы СМР считались выполненными собственными силами - хозяйственным способом, должны быть в совокупности соблюдены все требования Госкомстата: работы, выполняются для нужд организации; работы выполняются собственными силами нестроительных организаций; для работ организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности, то есть заключивших с данной организацией трудовые договоры; указанным выше работникам организации выплачивается заработанная плата по нарядам строительства.

Нельзя приравнивать физических лиц, выполнявших работы по заключенным договорам гражданского-правового характера к собственным работникам, а работы, выполненные ими, - к работам, выполненным организацией собственными силами, являющимися объектом налогообложения по НДС.

Таким образом, в данной ситуации, у налоговой инспекции не имелось законных оснований для отнесения указанных затрат в стоимость СМР для собственного потребления в качестве объекта обложения НДС.

Cостав расходов СМР, включаемых в налоговую базу НДС

При выполнении СМР для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п.2 ст.159 НК РФ).

Что включается в состав фактических расходов налогоплательщика? В налоговой базе учитываются только расходы, осуществленные самим налогоплательщиком, в т.ч. и расходы на разработку проектно-сметной документации (Письмо Минфина РФ от 22.03.2011 г. №03-07-10/07).

Однако в ряде случаев, даже при отсутствии фактических затрат на выполнение СМР, налоговые органы пытаются доначислить НДС, используя расчетный метод определения стоимости выполненных СМР.

ПРИМЕР №4

Налогоплательщиком были выполнены собственными силами для собственных нужд СМР по возведению объекта капитального строительства - здания магазина.

Работы выполнялись силами семьи налогоплательщика без привлечения работников и без выплаты им заработной платы. Исходя из этого, у налогоплательщика отсутствовали фактические расходы на выполнение СМР и, соответственно, налоговая база для исчисления и уплаты НДС с операций по выполнению данных работ не возникла.

То есть при расчете стоимости СМР, выполненных хозяйственным способом, налоговый орган рассчитал сметную стоимость объекта капитального строительства, включив в нее как затраты на проведение работ, так затраты на приобретение материалов.

Вместе с тем, как отмечено в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 г. №А51-21000/2013 стоимость объекта основных средств не тождественна понятию стоимости строительно-монтажных работ, в связи с чем установленная инспекцией налоговая база по НДС не соответствует ни по размеру, ни по праву обязанности налогоплательщика по уплате НДС.

Напомним, что начиная с 1 января 2009 г. внесены изменения в п.5 ст.172 НК РФ в части применения вычетов по СМР

- построенный объект предназначается для использования в деятельности, облагаемой НДС;

- стоимость объекта погашается через амортизационные отчисления, учитываемые в расходах при исчислении налога на прибыль (п.6 ст.171 НК РФ)

НДС по операциям СМР равен нулю и бюджет ничего не получает.

вопросы

Бухгалтерский баланс содержит исчерпывающую информацию о финансовом состоянии организации в конкретный период времени. В этом документе отражен весь комплекс информации об имуществе, активах и долгах компании, которая выражена в денежном эквиваленте.

Составляется по форме бухгалтерской отчетности №1 в виде таблицы и включает полный комплекс информации о стоимости имущества и обязательствах организации. По способу отражения данных может быть сальдовым (формируется на определенную дату) или оборотным (составляется по результатам оборота средств за конкретный период времени). Составляется с использованием кодов и требует расшифровки.

В статье рассмотрим структуру этого документа и приведем его подробную расшифровку.

Структура бухгалтерского баланса

С точки зрения структуры документ включает две основные части, представляющие активы и пассивы организации.

Активы — стоимость имущественных и неимущественных активов и сумма дебиторской задолженности, то есть средств, которые должны прийти к компании от контрагентов или клиентов. Это первые два раздела бухгалтерского документа:

  • Внеоборотные активы. Это нематериальные активы, основные средства компании, вложения в материальные ценности.
  • Оборотные активы. В их числе сырье и материалы для производства, дебиторская задолженность, денежные средства и выручка на расчетных и валютных счетах, НДС по приобретенным ценностям.

Пассивы — это размеры собственного капитала компании и кредиторская задолженность перед контрагентами, поставщиками, по займам и кредитам (в виде краткосрочных и долгосрочных обязательств). Следующие три раздела формы:

Итоги по двум составным частям — активу и пассиву — должны в итоге быть равны друг другу.

Все строки бухгалтерского документа в подробной расшифровке и унификации приведены в приказе Министерства финансов №66н. В 2019 году в него были внесены изменения приказом №61н.

Составление бухгалтерского баланса — это запись остатков по счетам в нужные строки. Поэтому для корректного составления документа необходимо знать об отражении в конкретных графах таблицы данных определенных счетов.

Рассмотрим основные составляющие бухгалтерского отчета и приведем расшифровку всех его строк с детализаций по счетам.

Коды баланса и их расшифровка

С 2014 года коды строк должны быть в соотношении с кодами, которые указаны в приложении №4 к приказу Минфина №66н. Более ранние коды из приказа №67н после этой даты не применяются.

Отличие устаревших бухгалтерских кодов от современных — в количестве цифр. В старых кодах их было 3, а новые коды являются 4-значными.

Четырехзначный код заключает в себе определенную информацию. Расшифровка следует таким образом:

  • первая цифра указывает принадлежность строки бухгалтерскому балансу, а не другому финансовому отчету;
  • вторая цифра указывает, к какому разделу актива относится строка (от 1 до 5 по пяти разделам документа);
  • третья цифра обозначает положение актива в порядке возрастания его ликвидности;
  • четвертая цифра (0) необходима для построчной детализации данных и введена в соответствии с требованием п. 11 ПБУ 4/99.

В случае с пассивом третья цифра кода показывает порядок возрастания срочности при погашении задолженности.

Помимо этого, в структуру входят коды 1600 и 1700 для расшифровки баланса по активам и пассивам соответственно.

Перечислим коды строк, которые относятся к активам и пассивам нового и прежнего бухгалтерского баланса с их расшифровкой.

Активы нового баланса

Здесь отражают имущество компании материального и нематериального характера. Расположение статей данной части баланса подчиняется правилу возрастающей ликвидности, то есть в верхних строках находятся данные об имуществе, которое на протяжении своего существования находится в первоначальном виде.

Код по приказу №66н Актив (расшифровка)
1100 Нематериальные активы
1150 Долгосрочные финансовые вложения
1160 Отложенные налоговые активы
1170 Иные внеоборотные активы
1180 Отложенные налоговые активы
1190 Иные внеоборотные активы
1200 Оборотные активы
1210 Запасы
1220 НДС по приобретенным ценностям
1230 Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в срок 1 года после отчетной даты
1240 Краткосрочные финансовые вложения
1250 Денежные средства
1260 Иные оборотные активы
1600 БАЛАНС

Пассивы нового баланса

В данной части бухгалтерского баланса отражаются источники, из которых в компанию поступает финансирование. Данный раздел формирует картину собственного и заемного капитала, показывает объемы привлеченных заемных средств с уточнением их долгосрочности или краткосрочности. То есть здесь сконцентрирована информация о поступлении средств и объемах задолженности компании.

Код по приказу №66н Пассив (расшифровка)
1300 Капитал и резервы
1360 Резервный капитал
1370 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
1410 Кредиты, займы (долгосрочные обязательства)
1420 Отложенные налоговые обязательства
1500 Краткосрочные обязательства
1510 Кредиты, займы (краткосрочные обязательства)
1520 Кредиторская задолженность
1530 Доходы будущих периодов
1540 Оценочные обязательства
1550 Иные краткосрочные обязательства
1700 БАЛАНС

Активы и пассивы старого баланса

Строки актива и пассива в бухгалтерском балансе, составленном по приказу №67н, не имеют существенных отличий от соответствующих строк нового документа. Разница заключается в новом кодировании и степени детализации данных внутри каждой.

Приведем расшифровку кодов строк активов и пассивов старого бухгалтерского баланса:

Последние изменения в правилах составления бухгалтерского баланса

При расчете не учитывают расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Также вносится остаток со счета 08 относительно трат, которые принимаются в виде нематериальных активов (при отражении вложений в них в строке 1110).

Выводы

Бухгалтерский баланс представляет собой собрание финансовой информации о компании, представленной в цифровом выражении. Для его полноценной расшифровки можно использовать справочные материалы, а кодирование применяется для автоматизированной обработки сведений из документа в органах статистики.

Бухгалтерский баланс имеет четкую структуру, утвержденную приказом Министерства финансов. В 2021 году следует использовать бланк, утвержденный приказом №61н от 19 апреля 2019 года.

УТВЕРЖДЕНО
Государственным комитетом РСФСР
по делам строительства
26 сентября 1990 года N 65

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
о порядке пересчета остатков сметной
стоимости строительно-монтажных работ по
локальным и объектным сметам в отрасли
народного хозяйства "Жилищное строительство"

Госстрой РСФСР устанавливает следующий порядок пересчета по индексам сметной стоимости строительно-монтажных работ по локальным и объектным сметам на объекты жилищного строительства и определения индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ в связи с переходом с 1 января 1991 года на новые сметные нормы и цены в строительстве.

1. Порядок пересчета по индексам сметной стоимости строительно-монтажных работ по локальным и объектным сметам на строительство объектов жилищного строительства.

1.1. Пересчету подлежат локальные и объектные сметы, составленные на основе рабочей документации по вновь начинаемым и переходящим строительством объектам на 1991 год и последующие годы, по которым на 1 января 1991 года объем выполненных строительно-монтажных работ составляет менее 90% сметной стоимости строительно-монтажных работ по объекту.

1.2. Не подлежат пересчету объектные сметы по переходящим на 1991 год строительством жилым домам, ввод в действие которых предусмотрен в 1991 году, а объем выполненных на 1 января 1991 года строительно-монтажных работ (с добавлением ожидаемого выполнения строительно-монтажных работ в 1990 году) составит 90% и более.

Оплата выполненных в 1991 году строительно-монтажных работ по таким жилым домам будет производиться на основании объектных смет, пересчитанных в составе сводных сметных расчетов строек по соответствующим индексам изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, разработанным для групп и подгрупп жилых домов в соответствии с Методическими указаниями Госстроя СССР от 16 февраля 1990 года N 4-Д.

1.3. Новая сметная стоимость строительно-монтажных работ по вновь начинаемым в 1991 году строительством жилым домам определяется путем пересчета по индексам на строительные и монтажные работы, накладные расходы и плановые накопления разделов локальных смет, составленных в сметных нормах и ценах 1984 года.

1.4. По переходящим на 1991 год строительством жилым домам пересчет локальных смет производится в следующем порядке:

а) разделы локальной сметы, по которым все строительно-монтажные работы до 1 января 1991 года будут выполнены, не пересчитываются;

б) остальные разделы локальной сметы пересчитываются по соответствующим индексам, исходя из полного проектного объема работ, независимо от того, какие работы и в каком объеме будут выполнены до 1 января 1991 года;

в) новая сметная стоимость строительно-монтажных работ, оставшихся к выполнению на 1 января 1991 года, определяется на основании данных пересчета всех работ соответствующего раздела локальной сметы и удельного веса (в процентах) работ, оставшихся к выполнению.

1.5. Для получения полной стоимости строительно-монтажных работ по соответствующему разделу новой локальной сметы к полученным данным добавляется стоимость выполненных на 1 января 1991 года строительно-монтажных работ как оплаченных, так и ожидаемых выполнением или фактически выполненных в 1990 году.

Расчет выполняется по форме N 2. Приложение 2.

Полная сметная стоимость по разделу "Наружные стены" локальной сметы 5-этажного кирпичного жилого дома в сметных нормах и ценах 1984 года составила 42473 рубля.

Стоимость выполненных работ этого раздела на 1 января 1991 года в указанных нормах и ценах составила 17839 рублей или 42%. Следовательно, остаток работ на 1 января 1991 года, подлежащий пересчету по индексу, определится в размере 58% от общего объема работ по данному разделу.

Согласно выполненному пересчету по индексу полная новая сметная стоимость раздела "Наружные стены" составила 67957 рублей. При указанных данных новая сметная стоимость работ, оставшихся к выполнению на 1 января 1991 года, будет 67957 рублей х 0,58 = 39415 рублей, а полная сметная стоимость работ по разделу локальной сметы составит:

17839 + 39415 = 57254 (см. пример расчета в приложении N 2).

В таком же порядке определяется полная сметная стоимость строительно-монтажных работ по другим разделам объектной сметы.

1.6. Сметная стоимость строительно-монтажных работ, выполненных на 1 января 1991 года и оплаченных заказчиком, определяется на основании актов приемки выполненных строительно-монтажных работ за соответствующий отчетный период в денежном выражении суммарно по отдельным разделам локальной сметы (земляные работы, фундаменты, стены, перекрытия и т.д.), подтвержденных справками о стоимости выполненных работ (форма N 3), представляемыми финансирующему банку за отчетный период, и журналами учета выполненных работ по объекту.

Сметная стоимость строительно-монтажных работ, ожидаемых выполнением в 1990 году, определяется путем распределения по отдельным разделам локальной сметы (суммарно) планового объема капитальных вложений по строительно-монтажным работам, предусмотренного внутрипостроечным титульным списком на 1990 год.

Данные, указанные в настоящем пункте методических указаний, оформляются совместными подписями заказчика и подрядчика и передаются заказчиком проектной организации в виде справки по форме N 1 согласно приложению N 1.

1.7. Проектная организация выполняет пересчет разделов локальной сметы и сводит его в ведомость, пример заполнения которой приведен в приложении N 2.

1.8. На основании пересчитанных локальных смет по индексам уточняются объектная смета и договорная цена.

1.9. Пересчет локальных, объектных смет и договорных цен выполняется по заданию заказчика, как правило, теми же проектными организациями, которыми разрабатывалась сметная документация.

1.10. Сметная стоимость жилищного строительства, пересчитанная в соответствии с настоящими Методическими указаниями, утверждается руководителями объединений, предприятий, организаций заказчика по согласованию с подрядными строительными организациями.

1.11. Министерства и ведомства, исполкомы местных Советов народных депутатов, Госстрой РСФСР, госстрои союзных республик, финансирующие банки осуществляют контроль за правильностью пересчета сметной стоимости по стройкам.

2. Порядок определения индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, необходимых для пересчета разделов локальных смет по отрасли "Жилищное строительство".

2.1. Разработка индексов производится на основе проектно-сметной документации по отобранным и утвержденным объектам-представителям в соответствии с пунктом 1.2.3 Методических указаний Госстроя СССР от 16 февраля 1990 года N 4-Д.

2.2. Индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ разрабатываются для каждого раздела локальной сметы или вида работ для направлений, групп и подгрупп жилых домов, приведенных в п. 1.2.1 Методических указаний Госстроя СССР от 16 февраля 1990 года N 4-Д.

2.3. На основе проектно-сметной документации по объектам представителям определяются следующие показатели для каждого раздела локальной сметы, вида работ.

Размер затрат в рублях и процентах (в ценах 1984 года) на:

- основную заработную плату рабочих;

- эксплуатацию строительных машин;

- плановые накопления по форме N 3, приведенной в приложении N 3.

2.4. По каждому разделу локальной сметы объекта - представителя производится выборка материалов, изделий и конструкций в натуральных показателях (куб.м, кв.м, п/м и т.д.).

На основании этих данных выполняются расчеты проектов индексов изменения сметной стоимости материалов по разделам локальных смет объектов - представителей по форме N 4, приложение N 4.

При этом применяются средние сметные цены на местные материалы, изделия и конструкции в уровне 1984 года и в уровне 1991 года, определенные в соответствии с п.1.2.6 Методических указаний, утвержденных Госстроем СССР 16 февраля 1990 года N 4-Д.

Индексы изменения уровня сметной стоимости привозных материалов, изделий и конструкций приведены в приложении N 5.

2.5. Расчет проектов индексов изменения сметной стоимости строительных работ по разделам локальных смет объектов представителей производится по форме N 5, приложение N 6.

При этом применяются следующие уровни увеличения элементов сметной стоимости строительных работ в % % на:

- основную заработную плату рабочих - 25;

- эксплуатацию строительных машин - 70;

- прочие материалы и конструкции (не вошедшие в основную номенклатуру местных и привозных материалов) - 55;

- накладные расходы - 34;

- плановые накопления - 65.

2.6. Расчеты проектов индексов изменения сметной стоимости строительных работ выполняются по разделам локальных смет объектов представителей, а затем в целом по подгруппе жилых домов с учетом удельного веса объектов - представителей в подгруппе.

Расчеты выполняются по форме N 6, приложение N 7.

Размер изменения сметной стоимости монтажных работ с учетом накладных расходов и плановых накоплений принимается 47%.

Разработка проектов индексов осуществляется проектными институтами-разработчиками сборников сметных цен на местные строительные материалы, изделия и конструкции.

Проектные институты - разработчики проектов индексов согласовывают их с ведущими строительными организациями и основными организациями-заказчиками и представляют на утверждение междуведомственным комиссиям при Советах Министров автономных республик, крайисполкомах, облисполкомах, Московском и Ленинградском горисполкомах.

Утвержденные указанными междуведомственными комиссиями индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ являются обязательными при пересчете остатков сметной стоимости по локальным, объектным сметам и договорных цен для всех подрядных строительных организаций независимо от их ведомственной подчиненности.

Приложение N 1
Форма N 1

__________________________
(наименование стройки)

СПРАВКА
о сметной стоимости строительно-монтажных работ,
выполненных и ожидаемых выполнением по состоянию на
1 января 1991 года в сметных нормах и ценах 1984 года
на строительство __________________________
(наименование объекта)
+------------------------------------------------------------------+
¦NN ¦Наименование разделов¦Сметная ¦Сметная ¦ % полной ¦
¦п/п¦локальной сметы ¦стоимость ¦стоимость ¦ стоимости ¦
¦ ¦ ¦строительно- ¦выполненных¦ СМР ¦
¦ ¦ ¦монтажных ¦и ожидаемых¦ ¦
¦ ¦ ¦работ разделов ¦выполнением¦ ¦
¦ ¦ ¦локальной ¦строитель- ¦ ¦
¦ ¦ ¦сметы в сметных¦но-монтаж- ¦ ¦
¦ ¦ ¦нормах и ценах ¦ных работ ¦ ¦
¦ ¦ ¦1984 года, ¦на 01.01.91, ¦
+---¦---------------------¦---------------¦-----------¦------------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+------------------------------------------------------------------+

1. Наружные стены 42473 17839 42

2. Внутренние стены 15579 2337 15

3. Перекрытия 23629 2363 10

4. Лестницы 2995 599 20

5. Лоджии 4972 1989 40

6. Перегородки 7094 709 10

7. Перегородки санузлов 3375 336 10

11. Мусоропровод 954 - -

12. Вентшахта 632 - -

13. Разные работы 1183 - -

Итого 11032 26172 23,57
Место печати Заказчик ___________________
(должность, подпись)

Место печати Подрядчик ___________________
(должность, подпись)

Приложение N 2
Форма N 2

__________________________
(наименование стройки)

ВЕДОМОСТЬ
результатов пересчета по индексам
локальной сметы на строительство
_______________________________
(наименование объекта)
+-------------------------------------------------------------------------------------+
¦NN ¦Наимено- ¦Сметная ¦Сметная ¦% к ¦Остаток¦ Индекс ¦Сметная стоимость¦Перес- ¦
¦п/п¦вание ¦стои- ¦стои- ¦полной ¦строи- ¦ измене-¦строительно- ¦читан- ¦
¦ ¦разделов ¦мость ¦мость ¦сметной ¦тельно-¦ ния ¦монтажных работ в¦ная ¦
¦ ¦локальной¦разделов ¦выпол- ¦стои- ¦монтаж-¦ сметной¦сметных нормах и ¦смет- ¦
¦ ¦сметы ¦локальной¦ненных ¦мости ¦ных ¦ стои- ¦ценах 1991 года ¦ная ¦
¦ ¦ ¦сметы ¦и ожидае-¦ ¦работ, ¦ мости ¦ ¦стои- ¦
¦ ¦ ¦(строи- ¦мых к ¦гр.4х100¦перехо-¦ строи- ¦ ¦мость ¦
¦ ¦ ¦тельно- ¦выпол- ¦________¦дящих ¦ тельно-¦ ¦строи- ¦
¦ ¦ ¦монтажные¦нению ¦гр.3 ¦на ¦ монтаж-¦ ¦тельно-¦
¦ ¦ ¦работы) ¦строи- ¦ ¦1991год¦ ных ¦ ¦монтаж-¦
¦ ¦ ¦в сметных¦тельно- ¦ ¦в % % к¦ работ ¦ ¦ных ¦
¦ ¦ ¦нормах и ¦монтажных¦ ¦полной ¦ раздела¦ ¦работ ¦
¦ ¦ ¦ценах ¦работ на ¦ ¦стои- ¦ ¦ ¦гр.4+ ¦
¦ ¦ ¦1984 года¦01.01.91 ¦ ¦мости ¦ ¦ ¦гр.6+ ¦
¦ ¦ ¦руб. ¦руб. ¦ ¦СМР ¦ ¦ ¦гр.9 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦100-гр.¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5 ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------¦-----------------¦-------¦
¦ ¦полная ¦перехо- ¦ ¦
¦ ¦стои- ¦дящих ¦ ¦
¦ ¦мость ¦на 1991 ¦ ¦
¦ ¦раздела¦год,гр.8х¦ ¦
¦ ¦гр.3х ¦гр.6 ¦ ¦
¦ ¦гр.7, ¦____ ¦ ¦
¦ ¦руб. ¦ 100 ¦ ¦
+-----------------------------------------------------------+-------¦---------+-------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦
+-------------------------------------------------------------------------------------+

Учёт договоров строительного подряда - практика применения

Кто должен применять ПБУ 2/2008?

Применяют ПБУ 2/2008 только подрядчики по договорам, связанным со строительством, восстановлением (ремонт, модернизация, реконструкция) или ликвидацией объектов недвижимости (зданий, сооружений, судов).

Субъекты малого предпринимательства могут не применять указанное ПБУ, если сделают соответствующую запись об этом в бухгалтерской учетной политике.

ПБУ 2/2008 применяется в отношении договоров, отвечающих следующим признакам:

1) по виду договора:

  • договор строительного подряда;
  • договор на оказание услуг (подряда) в области архитектуры, проектирования, инженерных изысканий и т.п.;

2) по срокам договора:

  • долгосрочный договор (более 1 года);
  • сроки начала и окончания договора приходятся на разные годы.

Учетная единица для бухгалтерского учета

Объектом аналитического учета (учетной единицей) на балансовых счетах 20 и 90 является договор. При этом п.п.4-6 ПБУ 2/2008 установлены следующие случаи, выделения, объединения и разделения исполняемых договоров для целей формирования учетной единицы (объекта бухгалтерского учета):

1) один договор на комплекс объектов разделяется по объектам - каждый объект считается договором (для бухгалтерского учета) при одновременном выполнении следующих условий:

а) техническая документация имеется на каждый объект

б) доходы и расходы достоверно определяются по каждому объекту

2) два и более договоров (с одним или несколькими заказчиками) объединяются в один договор (для бухгалтерского учета) при одновременном выполнении условий:

а) имеется один проект (с нормой прибыли по проекту в целом)

б) договоры исполняются одновременно или последовательно

3) дополнительный объект строительства (дополнительные работы) выделяется в отдельный договор при выполнении одного из условий:

а) существенное отличие по конструкционным, технологическим или функциональным характеристикам

б) (или) цена определена на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Доходы по договору

Порядок определения выручки от реализации можно представить в виде формулы:

ВД = ЦД + О + П + ПП, где

ВД – выручка от реализации по договору; ЦД - цена по договору; О – отклонения; П - претензии; ПП - поощрительные платежи.

Отклонения – это согласованные сторонами изменения стоимости работ, которые могут возникать в результате:

а) замены материалов (на более дешевые или дорогие);

б) выполнения дополнительных работ, не предусмотренных в технической документации;

в) выполнения более сложных работ, чем предусмотрено технической документацией;

г) исключение (невыполнение) части работ, ранее включенных в объем работ по договору.

Претензии – это требования, которые подрядчик предъявляет заказчику или иным лицам, указанным в договоре:

а) о возмещении затрат, которые подрядчик понес из-за действия (бездействия) заказчика или третьих лиц;

б) о возмещении разумных расходов, которые подрядчик понес из-за дефектов в технической документации;

в) о возмещении затрат, которые подрядчик понес в результате невыполнения заказчиком функций, предусмотренных договором (обеспечение точек подключения, энергоснабжения строительной площадки, титульными временными зданиями и сооружениями и др.).

Поощрительные платежи – это суммы, которые выплачиваются подрядчику дополнительно сверх сметы при выполнении определенных условий, указанных в договоре (например, за сокращение сроков строительства и т.д.).

Обратите внимание! Корректировки включаются в выручку при условии, что они предусмотрены договором.

Претензии и поощрительные платежи отражаются при одновременном выполнении двух условий:

  1. существует уверенность, что суммы будут признаны заказчиком;
  2. их сумма может быть достоверно определена.

Если на отчетную дату есть сомнения в поступлении отклонений, претензий и поощрительных платежей, которые раньше были включены в выручку от реализации, то они признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода. Выручка, признанная в прошлых отчетных периодах, не корректируется!

Расходы по договору

Признаются расходами по обычным видам деятельности в соответствии с ПБУ 10/99 (балансовые счета 20, 25, 26).

Состав расходов по договору определяется следующей формулой:

РД = ПР + КР + П, где

РД – расходы по договору, ПР – прямые расходы по договору, КР – косвенные расходы по договору, П – прочие расходы по договору.

Обратите вним ание! В состав прямых расходов по договору включают предвиденные расходы.

Предвиденные расходы – это ожидаемые неизбежные расходы. Их включают в состав прямых расходов в порядке, закрепленном в бухгалтерской учетной политике:

  1. по мере их возникновения;
  2. (или) в виде резервов на покрытие предвиденных расходов.

Обратите внимание! Предвиденные расходы признаются прямыми расходами при условии, что их возмещение заказчиком прямо предусмотрено договором, а именно:

  • виды предвиденных расходов, которые заказчик готов возместить;
  • порядок и условия возмещения;
  • точная сумма, подлежащая возмещению.

ПБУ 2/2008 называет следующие виды предвиденных расходов:

  • устранение недоделок в проектах или строительно-монтажных работах (например, недоделки в СМР могут быть оставлены предыдущими подрядчиками или субподрядчиками);
  • разборка оборудования из-за дефектов антикоррозийной защиты;
  • расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание построенного объекта (резервирование таких расходов должно быть предусмотрено сметой в виде процента к сметной стоимости СМР, либо включено в договорную цену).

Прочие расходы по договору – те общехозяйственные расходы, которые по условиям договора возмещаются заказчиком (отражаются на балансовом счете 26 и списываются в дебет счета 20 только по статьям и в размерах, предусмотренных конкретным договором). К прочим расходам относят отдельные расходы на управление строительной организацией, на проведение НИОКР и др.

Обратите внимание! Возмещение заказчиком прочих расходов должно быть специально предусмотрено в договоре.

Изложенный в ПБУ 2/2008 порядок списания прочих расходов по договору (Дебет 20 Кредит 26) не препятствует строительной организации установить в бухгалтерской учетной политике способ включения общехозяйственных расходов по окончании каждого месяца полностью в себестоимость продаж (Дебет 90-2 Кредит 26). В ПБУ 2/2008 речь идет только о конкретных видах расходов, которые возмещает заказчик по конкретному договору и, следовательно, эти расходы непосредственно связаны с получением доходов по такому договору.

В отдельную группу выделяются расходы, понесенные до подписания договора (разработка ТЭО, подготовка договора страхования рисков строительных работ и т.п.). Такие расходы отражаются в составе расходов будущих периодов (по дебету балансового счета 97) и списываются в следующем порядке:

  1. в расходы по договору (Дт 20 Кт 97) – если договор подписан в том же отчетном периоде, в котором понесены расходы;
  2. в состав прочих расходов (Дт 91-2 Кт 97) – если договор в отчетном периоде не подписан.

Доходы, полученные при исполнении не строительных договоров

К таким доходам относятся:

  1. доходы от сдачи в аренду строительных машин и механизмов, оборудования, опалубки, строительных бытовок и т.п.;
  2. доходы от реализации излишних строительных материалов, деталей и конструкций;
  3. иные подобные доходы.

В бухгалтерской учетной политике организация должна выбрать способ отражения таких доходов:

  1. учитывать как прочие доходы на субсчете 91-1 (Дебет 62, 76 Кредит 91-1);
  2. (или) уменьшать на сумму полученных доходов прямые расходы по договору (Дебет 62, 76 Кредит 20).

Определение финансового результата по договору

Способ определения степени завершенности работ по договору устанавливается в бухгалтерской учетной политике. ПБУ 2/2008 предлагает на выбор 2 способа:

  1. по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору;
  2. по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору, при этом за основу для определения доли можно взять как натуральные, так и стоимостные показатели. Следовательно, в учетной политике следует не только выбрать способ определения степени завершенности работ, но и прописать алгоритм применения выбранного способа.

Крайне важно: финансовый результат отчетного периода определяется с учетом выручки и расходов по договору, признанных в предыдущие отчетные периоды по данному договору.

Пример применение способов определения степени завершенности работ в стоимостном выражении.

Ожидаемая выручка по договору – 3 200 000 руб.

Выполнено на отчетную дату – 2 000 000 руб., в том числе:

  • в предыдущих отчетных периодах (признана выручка) – 1 200 000 руб.,
  • в текущем отчетном периоде – 800 000 руб.

Фактические расходы на отчетную дату – 1 500 000 руб., в том числе:

  • в предыдущих отчетных периодах – 950 000 руб.,
  • в текущем отчетном периоде – 550 000 руб.

Расходы по смете, всего – 2 700 000, в том числе:

  • по выполненным работам – 1 700 000 руб.,
  • по оставшимся работам – 1 000 000 руб.

Порядок определения степени завершенности работ для разных вариантов представлен в таблице 1, алгоритм расчета финансового результата – в таблице 2.

Читайте также: