Проблемы исчисления налога на добычу полезных ископаемых в нефтегазовом комплексе

Обновлено: 20.05.2024

НДПИ — это прямой налог на добычу полезных ископаемых, взимаемый в федеральный бюджет с недропользователей. По специфике он очень похож на сбор. Главное отличие последнего в том, что он является возмездным: уплачивается за оказание государственными органами конкретных услуг организациям и гражданам и служит компенсацией затрат государства.

НДПИ облагаются не только нефть и природный газ, но и золото, уголь, песок, железо и иное природное сырье. Если предприятие занимается комплексными добывающими работами, не ограничивающимися одним полезным ископаемым, расчет налога усложняется, поскольку для каждого вида сырья предусмотрены свои процентные ставки и коэффициенты.

Полезные ископаемые в России (за исключением общераспространенных, таких как песок, отдельные виды глины, мел) являются собственностью государства, и для их добычи необходимо встать на учет в качестве плательщика НДПИ и получить специальное разрешение.

Постановка налогоплательщика на учет производится в течение 30 календарных дней со дня выдачи лицензии на пользование недрами. Административная процедура осуществляется по месту нахождения земельного участка. Если недра находятся за пределами РФ, постановка на налоговый учет производится по местонахождению организации-пользователя.

НДПИ уплачивается недропользователем напрямую в федеральный бюджет в зависимости от количества или стоимости добытых полезных ископаемых.

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НДПИ

Налоговый период для НДПИ — календарный месяц. Налог рассчитывается отдельно по каждому добытому полезному ископаемому по итогам каждого налогового периода. Сумма НДПИ, подлежащая уплате, определяется как общая стоимость или количество добытых полезных ископаемых, умноженные на ставку, установленную статьей 342 НК РФ.

Налоговая база определяется как:

  • количество добытых полезных ископаемых — при извлечении из недр природного газа, нефти, газового конденсата (кроме добычи на новых морских месторождениях), угля, комплексных многокомпонентных руд (на территории Красноярского края);
  • стоимость добытых полезных ископаемых — при извлечении из недр иных полезных ископаемых, а также углеводородного сырья, включая нефть, природный газ и газовый конденсат, на новых морских месторождениях.

Размер налоговой базы налогоплательщик определяет самостоятельно по каждому добытому полезному ископаемому в отдельности.

Способы определения стоимости добытых ресурсов:

Последний способ применяется при отсутствии реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде. Расчетная стоимость добытых ресурсов определяется самостоятельно налогоплательщиком на основании сведений налогового учета. При этом используется порядок признания доходов и расходов, как при расчете налога на прибыль организаций.

Для определения расчетной стоимости учитываются расходы, понесенные плательщиком при добыче полезных ископаемых:

  • прямые — затраты на оплату труда, материальные расходы, амортизация основных средств, участвующих в разработке недр, суммы страховых взносов;
  • косвенные — затраты на ремонт и обслуживание основных средств, разработку месторождений полезных ископаемых, утилизацию спецтехники, консервацию и расконсервацию участков недр.

Расчетная стоимость отдельного ресурса определяется путем выделения части расходов, понесенных на его добычу, из общей суммы расходов в общем количестве добытых полезных ископаемых. Последнее определяется в единицах объема или массы следующими методами:

Декларация по НДПИ подается в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика отдельно за каждый период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.

СТАВКИ НДПИ В 2021 ГОДУ В РФ

Статьей 342 НК РФ установлены налоговые ставки по НДПИ двух видов:

  • адвалорные (в процентах) — применяются к налоговой базе, выраженной в стоимости добытого полезного ископаемого;
  • специфические (в рублях за тонну) — используются в отношении налоговой базы, выраженной в виде количества добытого полезного ископаемого.

Ставки НДПИ в 2021 году варьируются от 0 (0 рублей) до 8 %, умноженных на рентный коэффициент КРЕНТА, который определяется статьей 342.8 НК РФ.

Льготная налоговая ставка в размере 0 % (0 рублей) применяется при добыче:

  • полезных ископаемых в части нормативных потерь;
  • попутного газа;
  • природных ресурсов из остаточных запасов или ранее списанных мест разработки;
  • подземных вод, содержащих полезные ископаемые, которые добываются как сопутствующие при разработке других видов ресурсов, а также извлекаемых из недр при строительстве подземных сооружений;
  • минеральных вод для курортных или лечебных целей (кроме непосредственной реализации);
  • подземных вод для сельскохозяйственных целей;
  • полезных ископаемых из отходов горнодобывающего и перерабатывающих производств, из вмещающих и вскрышных (разубоживающих) горных пород (в пределах проекта нормативов).

ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ НДПИ

Плательщиками НДПИ признаются индивидуальные предприниматели и организации, добывающие полезные ископаемые на основании специального разрешения на право пользования недрами.

Объектом обложения НДПИ являются природные ресурсы:

Перечень полезных ископаемых, облагаемых НДПИ, установлен статьей 337 НК РФ.

Объектом налогообложения не признаются:

  • подземные воды и общераспространенные в РФ полезные ископаемые, которые не числятся на балансе государства в качестве запасов природных ресурсов, извлеченные из недр индивидуальным предпринимателем для личного потребления;
  • полезные ископаемые, которые изъяты из недр при создании, ремонте, реконструкции и использовании особо охраняемых геологических объектов, имеющих культурное, научное, санитарно-оздоровительное, эстетическое или иное общественное значение;
  • полезные ископаемые, добытые из отходов или отвалов собственных горных разработок, если добыча облагалась налогом в общеустановленном порядке.

НДПИ НА РАЗНЫЕ РЕСУРСЫ В 2021 ГОДУ

Объектом обложения НДПИ является лигатурное (самородное) золото и содержащие его полупродукты, получаемые при добыче драгоценных металлов. Ставка налога при добыче полупродуктов и концентратов, содержащих золото, составляет 6 %, умноженных на рентный коэффициент КРЕНТА.

Объектом обложения НДПИ среди прочих является нефть обессоленная, обезвоженная и стабилизированная. Ставка налога — специфическая в рублях за 1 тонну. При расчете НДПИ на нефть необходимо ставку умножить на коэффициент, отражающий динамику мировых цен (Кц). Полученное значение уменьшается на показатель Дм, определяющий особенности добычи. Размер Дм устанавливает статья 342.5 НК РФ. При добыче нефти с 1 января 2017 года применяется ставка 919 рублей за 1 тонну. Кроме того, подпункты 9, 20 и 21 пункта 1 статьи 342 НК РФ содержат основания для применения ставки 0 рублей.

Согласно классификации НК РФ песок как объект обложения НДПИ является:

Для указанных типов сырья применяется ставка 5,5 % (подп. 4 п. 2 ст. 342 НК РФ). Если полезное ископаемое относится к категории общераспространенных и добывается индивидуальным предпринимателем для собственных нужд, то НДПИ не подлежит уплате (подп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ). На практике последнее условие относится к большинству типов песка.

Если возникли сложности с исчислением НДПИ, нужна консультация налогового специалиста или помощь в заполнении деклараций, обращайтесь в консалтинговая компания RUSTAX. Мы оказываем профессиональную налоговую поддержку среднему и крупному бизнесу.

СУТЬ УСЛУГИ

Услуга компании RUSTAX нацелена на защиту интересов тех, кто платит НДПИ:

  • Проанализируем деятельность организации и подскажем, какие природные ресурсы можно вывести из числа объектов налогообложения или применить к ним льготную ставку 0 %.
  • Проконсультируем при определении объектов, налоговой базы и порядка исчисления НДПИ.
  • Проверим правильность исчисления налога на добычу полезных ископаемых и оценим риски предъявления требования ИФНС о его доплате, возможном начислении штрафов и пеней.
  • Расскажем о возможностях избежать увеличения НДПИ, оптимизируем деятельность предприятия с точки зрения менеджмента и финансовой дисциплины, сократим налоговую нагрузку.
  • Поможем с оформлением документов и деклараций, возвратом (зачетом) излишне уплаченных сумм налога.

В рамках проверки наши специалисты представят экспертное заключение о применяемом порядке исчисления налога на добычу полезных ископаемых. Мы рассчитаем правильную сумму платежа в бюджет, применяя предусмотренные гл. 26 НК РФ преференции и льготы для бизнеса. Также клиенты получат консультацию, как избежать рисков при исчислении и уплате налога.

Оптимизация налоговых платежей проводится путем подбора подходящего метода для определения количества добытого сырья. Для одних организаций выгоднее использовать прямой метод, когда полезные ископаемые взвешиваются. Для других предприятий предпочтительнее косвенный метод, где вычисляется доля полезных ископаемых в общем объеме добытых ресурсов.

Также компания RUSTAX проанализирует, какие технологические процессы используются при добыче сырья, виды потерь ресурсов при проведении работ.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Использование правильного порядка расчета налога и применение предусмотренных законом льгот помогут сэкономить на платежах в бюджет и добиться увеличения прибыли бизнеса. После аудита, проведенного нашими экспертами, все, кто платит налог, смогут:

  • учитывать все расходы на добычу полезных ископаемых, чтобы снизить размер платежа в бюджет;
  • обосновать цены на добытое сырье и избежать дополнительных запросов со стороны ФНС РФ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Плательщики налога смогут увеличить прибыль и сократить финансовые издержки. Если у организации есть дочерние фирмы, тоже уплачивающие налог на добычу сырья, оптимизация методов расчета позволит сократить расходы и повысить рентабельность зависимых производств. Мы гарантируем результат за счет специализации исключительно на налоговом праве, а также большого опыта специалистов в администрировании объектов нефтегазовой и металлургической отраслей.

Зачем нужен НДД

Идея перехода на налогообложение финансового результата для нефтяной отрасли не нова и активно обсуждалась на протяжении последних двадцати лет. Основной предпосылкой для разработки налога на дополнительный доход стало несовершенство российского налогового законодательства, основанного на изъятии значительной части выручки от добычи углеводородов через налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортную пошлину (ЭП).

Эти платежи были введены взамен акциза на нефть, платы за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на фоне резкого повышения цен на нефть в начале и низкой собираемости налогов с нефтяной отрасли. Вместе с тем такой подход к налогообложению в условиях ухудшения структуры запасов и роста затрат на подъем нефти не отвечал вызовам по обеспечению системных мер поддержки разработки углеводородного сырья, в свете чего быстро превратился в лоскутное одеяло налоговых льгот для различных категорий проектов.

На первоначальном этапе с нефтяными компаниями обсуждалось введение НДД только в отношении новых и действующих месторождений, ограниченных территорией Западной Сибири, расположенных в ЯНАО (южнее 65º с.ш.), ХМАО, Коми, Тюменской области (см. и группы проектов на инфографике на стр. 53). Критерием для выбора проектов группы явилось ограничение по величине годовой добычи (15 млн т суммарно по всем пилотам), для группы — величина запасов (суммарно 150 млн т). Итоговый перечень пилотных проектов и групп формировался нефтяными компаниями самостоятельно и на сегодня включает 65 лицензионных участков.

Переход на НДД месторождений новых регионов нефтедобычи (север ЯНАО, НАО, Красноярский край, Республика Саха, Иркутская область, шельф Каспийского моря) был инициирован в рамках проработки идеи завершения так называемого налогового маневра, предполагающего обнуление экспортной пошлины на нефть и соответствующий рост НДПИ. Поскольку при завершении налогового маневра нефтяные компании потеряли бы существующую льготу по ЭП на нефть, которая предоставлялась до достижения IRR проекта 16,3%, экономика месторождений в новых регионах существенно бы ухудшилась. В периметр НДД были добавлены и группы участков с возможностью добровольного перехода на новый режим.

Если говорить о преимуществах НДД перед НДПИ, то в первую очередь он хорош тем, что взимается с финансового результата, а не с выручки и выплачивается только в том случае, если разработка месторождения оказалась прибыльной. Кроме того, новый налог способствует более справедливому распределению эффективности между государством и недропользователями: обеспечивает прогрессивное изъятие ренты для высокомаржинальных проектов и стимулирует на первоначальном этапе высокозатратные проекты, которые принесут доходы в бюджет позднее. Для таких проектов в начале разработки действуют льготные условия по НДПИ и ЭП, а сам НДД не взимается вплоть до выхода проекта на окупаемость.

Также НДД учитывает изменения экономических и геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения. По мере истощения месторождения снижается доход и, соответственно, размер налога. А высвобождение средств на первоначальном этапе разработки стимулирует инвестиции в новые эффективные технологии нефтедобычи и геологоразведку, что в конечном итоге приведет к увеличению среднего проектного коэффициента извлечения нефти и восполнению минерально-сырьевой базы.

Адаптационный период

Безусловно, анализ одного года применения НДД не может показать объективную картину и однозначно подтвердить эффективность нового режима ни для недропользователей, ни для государства. Однако первые результаты от изменения налогового законодательства уже видны.

Согласившись на участие в налоговом эксперименте, нефтяные компании приступили к адаптации корпоративных бизнес-процессов к введению нового налога. Ранее формирование финансового результата в разрезе лицензионных участков не требовалось для целей налоговых расчетов. Поэтому организация раздельного учета доходов и расходов по участкам, перешедшим на НДД, стала серьезным вызовом, связанным со значительной донастройкой учетных систем и документооборота для корректного расчета налога.

Помимо учетных операций перед бизнесом встал вопрос по оптимизации имеющейся схемы разработки пилотных проектов: компаниям необходимо было понять, действительно ли новый фискальный режим повышает эффективность разработки запасов, а также продемонстрировать обеспечение бюджетной эффективности для государства.

Установление льготного периода по уплате НДПИ, ЭП и НДД для гринфилдов позволило ускорить сроки запуска таких месторождений в эксплуатацию. Для браунфилдов потребовалось пересмотреть производственную программу, чтобы повысить интенсивность эксплуатационного бурения и максимально быстро получить дополнительную добычу за счет вовлечения в разработку новых запасов, ранее нерентабельных в общем налоговом режиме. Кроме того, введение НДД стимулирует инвестиции в инновации, а значит, зрелые месторождения могут стать площадками для апробирования новых технологий и методов повышения нефтеотдачи в целях поддержания базовой добычи и повышения коэффициента извлечения нефти. Подготовка таких площадок уже началась.

Для нефтяных месторождений с запасами газа потребовалась оптимизация порядка разработки данных запасов ввиду принятой методологии расчета НДД. Она не позволяет так же эффективно разрабатывать газ в этом режиме, как в действующей системе. Это связано с тем, что фактические расходы на освоение запасов газа не учитываются при расчете минимального НДД. Следовательно, налог по своей сути уплачивается с полученной выручки по газу, а не с прибыли. При этом снижение ставки НДПИ на газ в режиме НДД не предусмотрено.

Первые результаты

Если перейти к результатам 2019 года в цифрах, то суммарно дополнительные инвестиции компаний в освоение пилотных месторождений составили свыше 100 млрд рублей. Большая часть этой суммы относится к активизации разработки гринфилдов в новых регионах добычи, работа которых ранее стимулировалась за счет льгот по экспортной пошлине.

Налоговая нагрузка оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности компаний нефтяной отрасли. А значит, от уровня ее сбалансированности, стабильности и дифференциации для различных категорий проектов зависят дальнейшие перспективы развития отрасли. Режим НДД, по нашему мнению, может рассматриваться в качестве целевого образа налоговой системы нефтяной отрасли, основанного на налогообложении прибыли. Мы надеемся, что в рамках доработки налогового режима и его дальнейшего тиражирования отрасль и правительство придут к компромиссному решению, которое окажется эффективным как для бизнеса, так и для бюджета.

Таким образом, приведенные результаты прошедшего года демонстрируют первые позитивные итоги применения НДД. Новые налоговые условия послужили толчком для наращивания инвестиционной активности на проектах и обеспечили прирост добычи нефти на них относительно 2018 года. То есть дополнительная ценность от изменения налогового законодательства как для бизнеса, так и для государства приобретает вполне ощутимые финансовые перспективы.



Итоги мониторинга

Результаты первого года применения НДД оценили не только сами нефтяные компании, но и ключевые министерства. Минэнерго России посчитало итоги работы отрасли в новом режиме положительными. По оценкам ведомства, в 2019 году общий объем добычи нефти на пилотных участках увеличился примерно на 2,9 млн т. На ряде месторождений Западной Сибири добыча нефти увеличилась более чем на 10%. Оценки Минфина России касались подсчета бюджетного эффекта от изменений законодательства. Результат оценен в 213 млрд руб. выпадающих доходов, большая часть которых относится к пилотам и групп. Сама методика оценки основана на сравнении разницы в ключевых налоговых поступлениях (НДПИ, НДД, ЭП) без учета роста добычи до и после введения режима НДД, что, безусловно, вызывает вопросы у бизнеса и экспертов.

Стоит понимать, что итоги одного года не могут служить достоверной оценкой и не отражают действительного эффекта от перехода на НДД. Для более корректной оценки эффективности налога с позиции его влияния на бюджет и развитие нефтяной и смежных отраслей экономики требуется гораздо больше времени, учитывая длительность инвестиционного цикла в нефтедобыче. На стадии разработки концепции НДД обсуждался вопрос мониторинга его эффективности по истечении пятилетнего эксперимента и при условии стабильности параметров налогового режима. Этот же срок наиболее приемлем и для оценки бюджетной эффективности НДД.

В процессе тестирования нового налогового режима важно выработать совместно с бизнес-сообществом критерии бюджетной оценки эксперимента. Во-первых, определиться с базисом для сравнения налоговых поступлений. Сравнение должно осуществляться на основании фактической добычи нефти за периоды до введения НДД или с учетом прогнозных данных развития проектов в общей налоговой системе. То есть важно понимать, будут ли учтены фискальные поступления от дополнительно добытой нефти в связи с переводом месторождения на НДД. Во-вторых, необходимо определить источники доходов бюджета. Должны учитываться только нефтегазовые доходы (НДПИ и ЭП) или все федеральные и региональные налоги и платежи (НДПИ, ЭП, НДД, налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ, страховые взносы), а также возврат доходности через дивиденды государственных компаний. В-третьих, оценка выпадающих доходов бюджета должна учитывать эффект от ранее действовавших льгот, которые были заменены НДД. Главным образом речь идет о применении льготы по ЭП на нефть, которая бы действовала для проектов и групп в общем налоговом режиме.

По мнению нефтяных компаний, при сохранении действующих параметров НДД и комплексной оценке бюджетного эффекта дополнительные фискальные поступления составят порядка 180 млрд руб. в первые пять лет функционирования нового налогового режима. Данный эффект может быть также увеличен, если расширить периметр применения для проектов и групп.

Первые шаги в направлении расширения периметра НДД уже сделаны в начале 2020 года. В рамках стимулирования освоения месторождений Арктической зоны РФ была добавлена группа — участки севера Красноярского края, ЧАО и Республики Саха. Видятся целесообразными продолжение налогового эксперимента и планомерное расширение сферы применения НДД на новые категории запасов и регионы нефтедобычи.

Сейчас ведется активный диалог бизнеса и профильных министерств касательно пересмотра периметра и методологии НДД. Так, с 2021 года запланировано дальнейшее расширение перечня пилотных проектов и групп за счет включения выработанных месторождений и месторождений Северного Кавказа, Оренбургской, Самарской и Сахалинской областей. Дополнительно Минфином России предложена корректировка механизма расчета НДД. В частности, уточнен порядок использования убытков и коэффициент его индексации, понижен уровень предельных учитываемых расходов (с 9520 до 7140 руб./т на года и 8600 руб./т с 2024 года). Кроме того, анонсировано повышение ставки НДПИ на нефть для ряда проектов группы.

Хочется надеяться, что НДД оправдает возложенные на него ожидания по обеспечению стабильных налоговых условий для устойчивого функционирования отрасли, а также дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме того, нефтяные компании ожидают, что результаты мониторинга налогового эксперимента подтвердят необходимость закрепления НДД основным целевым налоговым инструментом для отрасли и дальнейшего его тиражирования. Это возможно только при взаимном учете интересов государства и бизнеса и объединении усилий в направлении совершенствования налогового законодательства.

Механизм расчета НДД


НДД взимается по ставке 50% с операционного денежного потока от добычи углеводородов на участке недр — с дохода за вычетом экспортной пошлины, расходов на транспортировку, фактических капитальных и операционных расходов.

С целью недопущения раздувания затрат предусмотрен расчет минимального НДД исходя из лимита фактических расходов (за исключением налогов): 7140 руб./т до 2020 года и 9520 руб./т с 2021 года. В бюджет уплачивается максимальная из величин — расчетного или минимального налога. В режиме НДД сохранен НДПИ, но в пониженном размере: в среднем на 60% ниже общеустановленных значений.

Для гринфилдов дополнительно предусмотрены льготы по НДПИ (коэффициент Кг) и ЭП (нулевая ставка), а также отсутствие минимального НДД, то есть отсутствие лимитирования фактических расходов в течение льготного периода.

Читайте также: