Незаконные способы оптимизации налогообложения

Обновлено: 04.07.2024

Также, прежде чем начать налоговую минимизацию, нужно провести анализ финансового положения компании в целом, определиться с краткосрочными и долгосрочными планам. Для получения максимального результата вам нужна четкая картина целей и задач бизнеса. После этого можно приступать и к выбору методов оптимизации налогообложения.

Как минимизировать налоги законными способами

Методы минимизации налогов делятся на три группы: внешние, внутренние и особые.

Методы внешней минимизации налогообложения:

Смена организационно-правовой формы деятельности предприятия на более благоприятную. Например, распространена практика, когда малые компании создают общества инвалидов или отводят штатные места для них.

Изменение вида деятельности на более выгодное по налогам. Это может быть переход на смежное или новое направление деятельности.

Методы внутренней минимизации налогообложения

Преференции по налогам – один из наиболее распространенных государственных инструментов для стимулирования отдельных отраслей экономики. Среди таких льгот налоговые скидки и кредиты, освобождение от уплаты по группе лиц и т.п.

Организация имеет право сама выбрать систему налогообложения. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Например, те, кто выбрал УСН Доходы или ЕНВД, вправе уменьшать рассчитанный налог в два раза за счет уплаты страховых взносов. ИП на УСН и ПСН имеют возможность два года после регистрации работать с нулевым налогом.

Ускоренная амортизация, переоценка основных средств (приведение стоимости активов бизнеса к уровню рыночных цен) - методы, позволяющие уменьшить выплаты по налогу на прибыль. Переоценку основных средств можно проводить не чаще двух раз в год.

Особые методы минимизации налогообложения

Предприятие в ряде утвержденных ФНС случаев может воспользоваться отсрочкой налогового платежа сроком до одного года.

Замена объектов налогообложения или сокращение их размеров с целью снижения или отмены начисления налогов.


  • Проверка добросовестности контрагентов.
  • Проверка полномочий лиц, подписывающих договоры.
  • Подготовка и архивация первичных документов, подтверждающих факт осуществления хозяйственной операции.
  • Правильная учётная политика.
  • Соблюдение сроков сдачи отчетов, деклараций и уплаты налогов.
  • Минимизация критериев риска налоговой проверки.


Спорные способы оптимизации налогообложения

Эксперты отмечают, что в последнее время увеличилось количество налоговых выездных проверок, а также повысилась их результативность. Спорить с налоговой чаще без пользы. По данным, озвученным в федеральной прессе, за последние два года при рассмотрении налоговых споров с юридическими лицами налоговая служба выиграла более 80% дел, в спорах с ИП - более 60% дел.

  • Завышение цен на продукцию и стоимость работ.

Старая схема получения налоговых вычетов, которая показывает свою неэффективность – предоставление ложных сведений о стоимости выполненных работ. В суде без особого труда доказывается факт незаконного обогащения. Статья 252 НК РФ обязывает плательщика доказывать не только реальность, но и экономическую обоснованность ценообразования и расходов.

Слишком большое количество гражданско-правовых договоров, а не трудовых, вызывает риск налоговой проверки. Судебная практика же показывает, что налоговой не составляет труда переквалифицировать сделку.

  • Самостоятельная торговля под видом комиссионной.

Номинальная продажа продукции по договору комиссии, но фактически самостоятельное ведение торговли. При такой схеме осуществляется уплата НДС и налога на прибыль не со всей стоимости реализованной продукции, а только с комиссионного вознаграждения.

  • Серая зарплата для сотрудников под видом оплаты работ.

Перевод однодневке денег якобы за оказанную услугу, по факту работы выполняют сотрудники компании. Контрагент перечисляет деньги на зарплатные карточки сотрудников компании. Налоговики схему вычислили, компании завернули вычет НДС, а также пересчитали НДФЛ и взносы.


Не попасть впросак с налоговой оптимизацией поможет сервис аналитического блока тарифа Расширенный СБИС , который позволит вам объективно оценить финансовое положение компании, провести анализ налоговой нагрузки, сравнить ее со среднеотраслевой, рассчитать оптимальный для организации вариант налогообложения.

Обо всех особенностях налогообложения вам расскажут наши специалисты. Решайте свои задачи с помощью современных удобных программных решений и платите налоги с умом!

Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.

Применение льготных систем налогообложения — не единственный законный способ налоговой оптимизации. Организации, при грамотном соблюдении нюансов, могут прибегать к таким схемам, как дробление бизнеса, внедрение услуг индивидуальных предпринимателей, использование налоговых льгот.

Рассмотрим наиболее распространенные способы налоговой оптимизации подробнее.

Использование налоговых режимов

Этот способ является самым популярным среди всех возможных. Он эффективен тогда, когда у компании есть покупатели, которым не нужен НДС — физлица либо организации или ИП, использующие УСН.

Как в данном случае можно оптимизировать налоги? Распределить потоки реализации: либо создать компанию, которая будет применять УСН или ЕНВД, либо воспользоваться услугами индивидуального предпринимателя с патентом. Тогда все договоры с покупателями, которым не нужен НДС, будут переводиться на другое юрлицо или ИП, а на основном юрлице останутся контракты с крупными оптовиками или покупателями, которым НДС нужен. В результате можно минимизировать как НДС, выплачиваемый с наценки, так и налог на прибыль.

Стоит учитывать, что субъекты РФ ежегодно принимают законы, в соответствии с которыми предоставляют пониженные ставки для определенных видов деятельности организациям и ИП на УСН.

Подробнее на эту тему читайте статьи:

Использование давальческой схемы (толлинг)

Этот вариант предполагает использование давальческих материалов. Давальческие материалы — это те материалы, которые принимаются организацией-переработчиком от заказчика-давальца для их дальнейшей переработки или изготовления продукции, но без оплаты стоимости материалов и с обязательством полного возвращения переработанных материалов или готовой продукции.

Региональное законодательство устанавливает для определенных видов деятельности, в частности, для производства, пониженную ставку налога, взимаемого в связи с применением УСН. Например, Тульская область предоставляет организациям, которые занимаются производством, ставку налога 3 % вместо 6 %. При этом право уменьшить налог на 50 % за счет уплаченных страховых взносов сохраняется. Получается, что эффективная ставка налогообложения в этом регионе составляет всего 1,5 %.

Как можно воспользоваться этим методом? Например, следующим образом: все производственные акты перевести на организацию, применяющую УСН. Сделать это можно путем выделения, разделения организации или, если выручка позволяет, просто написать заявление в налоговую инспекцию и начать применять УСН.

Сдавайте отчетность через интернет во все контролирующие органы без проблем. В строенная проверка обеспечит сдачу отчета с первого раза.

Как быть с покупателями, которым нужен НДС? В данном случае создается еще одна организация, которая будет находится на ОСН. Эта организация будет закупать сырье с НДС. На нее переводятся транспортные расходы с НДС и другие затраты, которые поставщики представляют с НДС. После того как эта организация приобретает сырье, она отдает его в производственную организацию на переработку. Затем организация, находящаяся на ОСН, получает с производства готовую продукцию, которую в дальнейшем реализует своим покупателям. Получается, что весь НДС, который сопровождается с производственной деятельностью (сырье, транспорт, аренда, маркетинг и т.д.), находится на компании, применяющей ОСН.

Также производство, находящееся на УСН, может часть готовой продукции реализовывать покупателям, которым НДС не нужен. Но для этого придется четко проработать договор на переработку, который нужно заключать с упрощенцем, так как образец договора из справочных систем в этом случае не подойдет.

Дробление бизнеса: риски и нюансы

Рассмотренные выше варианты — это схемы дробления бизнеса, разделения компании, применяющей ОСН, на несколько более мелких хозяйствующих субъектов. Можно отдельно выделять производство, опт, розницу и другие бизнес-направления. Сейчас очень распространен аутсорсинг, на который переводят бухгалтерию, кадровую службу, маркетинг и др.

  • реорганизоваться путем разделения (когда вместо одного юрлица появляются новые два) или выделения (когда из одного юрлица выделяется одно новое);
  • создать новые организации;
  • зарегистрировать в качестве предпринимателей доверенных лиц (на практике часто это учредитель или директор компании либо их родственники и друзья).

Есть несколько нюансов, на которые следует обратить внимание при дроблении бизнеса, чтобы избежать претензий налоговиков. Ведь по ряду критериев суды могут признать налоговую выгоду необоснованной. Например, если есть единая производственная база, но отсутствуют собственные производственные мощности у подконтрольного лица, работают одни и те же сотрудники, наблюдается согласованность действий и исключительность отношений, при которых созданные юрлица продолжают осуществлять те же операции, что и до преобразования, и не имеют внешних заказчиков (Письмо ФНС от 19.01.2016 № СА-4-7/465@).

Самое главное доказательство обоснованности дробления — это наличие деловой цели, которая четко отвечает на вопросы: что конкретно поменялось после реорганизации и почему бизнес не мог продолжать существовать в прежнем состоянии?

Ответы в данном случае могут быть разными: повышение эффективности работы компании, улучшение бизнес-процессов, сокращение затрат, расширение сети сбыта, предотвращение банкротства, минимизация рисков.

Грамотное дробление бизнеса подразумевает, что:

  • вновь созданные плательщики не являются взаимозависимыми, а адреса создаваемых в результате дробления организаций различаются;
  • счета плательщиков не открыты в одном банке;
  • каждый налогоплательщик располагает отдельной материальной базой и своими трудовыми ресурсами;
  • вновь созданные организации финансово самостоятельны;
  • ценовую политику можно обосновать; ведется правильно.

Оптимизация зарплатных налогов

Чтобы минимизировать финансовую нагрузку на бизнес, некоторые организации используют схемы оптимизации НДФЛ и страховых взносов.

Одна из таких схем подразумевает использование льгот, налоговых послаблений, действующих в конкретном регионе.

В ст. 427 НК РФ приводится перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно применять пониженную ставку страховых взносов. Однако налоговый орган имеет право требовать у организации документы, которые подтверждают ее право на использование пониженной ставки (ст. 88 НК РФ).

Другая схема налоговой оптимизации, которая широко распространена, — заключение вместо трудового договора гражданско-правового договора с ИП. Но эта схема может быть признана законной, если ИП получает деньги за услуги не только от вашей организации, и у вас, помимо ИП, есть штатные сотрудники.

Наконец, третья схема — ИП-управляющий. В данном случае важно, чтобы размер вознаграждения был обоснован, факт реального оказания услуг четко прослеживался (поездки в командировки, участие в совещаниях и др.) и не было признаков трудового договора.

Чтобы при проверке налоговиков отношения не были признаны трудовыми, нельзя включать в тексты гражданско-правовых договоров с ИП ряд условий. В частности, место работы, должность в соответствии со штатным расписанием, режим рабочего времени и времени отдыха, зарплату, дисциплинарную ответственность, отпуск, пособия и др.

При заключении договора оказания услуг с ИП-сотрудниками нужно предусмотреть ряд моментов. А именно не совершать одномоментного увольнения всех сотрудников с последующим заключением договоров на оказание услуг. Налоговики это сразу заметят и будут использовать в качестве довода о применении схемы оптимизации страховых взносов и НДФЛ.

Кроме того, важно оплату труда производить только за заранее обусловленный и конкретизированный объем работ. Также вознаграждение должно оплачиваться нерегулярно — например, раз в квартал. При этом объем выполняемых ИП работ должен варьироваться во времени и, соответственно, должен меняться доход ИП.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: