Неналоговые проверки налоговых органов

Обновлено: 30.06.2024

К проверкам и необходимости постоянно представлять в государственные органы ту или иную отчетность бухгалтеру, конечно, не привыкать. Однако даже привычные ко всему бухгалтеры могут оказаться безоружными во взаимоотношениях с многочисленными инспекциями — пожарными, санитарными, трудовыми и прочими. Поэтому важно знать, что для всех подобных проверок, которые называют неналоговыми или административными, существуют четкие и, главное, одинаковые правила.

Поэтому узнав, что за госорган и по какой причине пожаловал к вам с проверкой, первым делом следует обратиться к положениям статьи 1 закона № 294-ФЗ, где приведен список исключений, и попытаться найти в ней упоминание о пришедших к вам проверяющих и основаниях проверки. Если поиск увенчался успехом, значит, закон можно отложить в сторону — при данной проверке его положения не применяются. Если же поиск дал отрицательный результат, можно применять положения закона и защищать свои права с его помощью. О том, как это сделать, мы сейчас и поговорим подробнее.

Проверки — через прокуратуру

Пожалуй, главное новшество, которое привнес в жизнь различных контролеров закон 294-ФЗ, это необходимость практически все свои действия согласовывать с прокуратурой. Так, с ней положено согласовать как график плановых проверок, так и любую внеплановую. Понятно, что необходимость уведомлять надзорное ведомство о предстоящей проверке, да еще и документально подтверждать обоснованность данной проверки существенно снижает вероятность необоснованных ревизий, а также уменьшает коррупционную составляющую при назначении контрольных мероприятий.

Но перейдем собственно к правилам проверок. И начнем наш рассказ с плановых проверок, потому что для их проведения закон № 294-ФЗ установил, пожалуй, самые прозрачные правила.

Контроль по плану

Пренебрегать такой возможностью вряд ли стоит. Ведь, как говорится, кто предупрежден — тот вооружен. Поэтому любой организации или ИП не помешает каждый год узнавать, ожидают ли их какие-то административные проверки в текущем году или нет.

Но на этом прозрачность плановых проверок не заканчивается. Так, не менее чем за три рабочих дня до проверки, контролирующий орган обязан предупредить предпринимателя или организацию о предстоящей проверке (п. 12 ст. 9 закона № 294-ФЗ). Уведомление направляется на адрес организации письмом с уведомлением о вручении. Таким образом, законодатели сделали все возможное, чтобы дать проверяемым возможность качественно подготовиться к проведению ревизии.

Наконец, в законе № 294-ФЗ содержится четкий перечень оснований при наличии которых организация может быть включена в план проверок. Этими основаниями является истечение трех лет:
- либо со дня государственной регистрации организации или предпринимателя;
- либо с момента направления уведомления о начале деятельности того вида, начинать которую можно в уведомительном порядке (это, например, оказание бытовых и гостиничных услуг, производство одежды и обуви, перевозки пассажиров и т.п.);
- либо с момента окончания последней плановой проверки.

Ограничения для внеплановых проверок

Понятно, что раз в законе есть понятие проверок плановых, то существуют и внеплановые. Однако и такие ревизии закон № 294-ФЗ делает довольно В законе достаточно детально зафиксированы поводы к проведению внезапных проверок. Таких поводов, согласно статье 10 закона 294-ФЗ всего три. Во-первых, это жалоба от граждан или юрлиц. Во-вторых, истечение срока ранее выданного организации предписания об устранении выявленных нарушений. И в-третьих, получение проверяющим органом поручения президента, Правительства или предписания прокурора о проведении проверки.

Отдельно нужно остановиться на жалобах граждан и юрлиц. В законе сказано, что поводом к внеплановой проверке может быть не любая жалоба, а лишь такая, в которой содержится информация о нарушении прав потребителей, либо о возникновении угрозы или причинении вреда жизни, здоровью людей, животным, растениям и т.п. Понятно, что жалоба должна быть официальной и не анонимной (п. 2 и 3 ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Наконец, внеплановые проверки тоже подчиняются некоторым правилам. Так, в большинстве случаев проверяющие должны уведомить организацию или предпринимателя о своем визите не менее чем за 24 часа. Исключение составляют только случаи, когда проверка инициирована жалобами граждан или юрлиц — тут проверяющие вправе нагрянуть в организацию без предупреждения.

Документация по проверке

Также закон № 294-ФЗ установил строгий порядок оформления тех документов, которые проверяющие должны предъявить представителям организации при ее начале. Например, согласно статье 14 закона, проверяющие обязаны вручить руководителю проверяемой организации или иному уполномоченному лицу заверенную печатью копию приказа или распоряжения о проведении проверки. Причем, вручается данный документ под роспись в самом начале контрольных мероприятий. Одновременно проверяющие обязаны предъявить свои служебные удостоверения (п. 3 ст. 14 закона № 294-ФЗ).

Пренебрегать своим правом получить приказ не стоит. Ведь из него можно узнать кто, что, и в течение какого срока будет проверять. Также в приказе будет указано, какие документы нужно подготовить проверяемой организации и какой нормативной базой руководствуются проверяющие в своей деятельности.

По окончании проверки составляется специальный акт, где указываются все сведения о проверке и ее результатах (ст. 16 закона № 294-ФЗ). К акту могут прилагаться различные доказательства — протоколы, объяснения и т.п. В этом же акте проверяемый имеет право заявить о своем несогласии с выводами проверяющих и, при необходимости, приложить подтверждающие документы. Так же, как и приказ о начале проверки, акт вручается руководителю проверяемой организации или другому уполномоченному лицу под подпись. Этот документ является основанием для принятия дальнейших мер по итогам проверки, в том числе, и для обжалования порядка ее проведения и результатов.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Обладая широким спектром прав и полномочий, налоговые органы нередко злоупотребляют своей властью. Случаи повторного начисления и взыскания долгов, неправильного расчета штрафов и пеней, несанкционированного изъятия документов и даже откровенного вымогательства давно стали повседневной российской практикой. Чтобы избежать подобных нарушений, налогоплательщики должны хорошо знать, какими полномочиями обладают налоговые инспекторы, и не позволять им злоупотреблять властью. О том, как это сделать, и пойдет речь дальше.

Основные полномочия налоговых органов

Права налоговых органов РФ закреплены в 31-й статье Налогового кодекса. Сейчас эта статья действует в редакции Федерального закона №137 от 27 июля 2006 года. Первая часть статьи закрепляет 15 основных полномочий налоговых органов:

  1. Собирать с налогоплательщиков документы для расчета и уплаты сборов.
  2. Проверять деятельность фирм и компаний в части начисления и уплаты налогов (в частности, контролировать банковские организации).
  3. Изымать документы налогоплательщика в ходе проверок, если есть подозрения в фальсификации бумаг или других махинациях.
  4. Вызывать плательщиков в налоговую инспекцию для дачи пояснений по уплаченным налогам.
  5. Арестовывать имущество и счета, приостанавливать операции по ним.
  6. Осматривать любое имущество налогоплательщика, которое помогает ему извлекать выгоду.
  7. Самостоятельно рассчитывать суммы налогов к уплате.
  8. Требовать устранения любых нарушений в уплате.
  9. Штрафовать, взыскивать недоимки и пени.
  10. Требовать в банках документы об уплате налогов любыми плательщиками.
  11. Привлекать к своей работе сторонних экспертов, специалистов и переводчиков.
  12. Вызывать любых свидетелей, чьи показания могут помочь с начислением и уплатой налогов.
  13. Ходатайствовать об отзыве и аннулировании лицензий должников на право хоздеятельности.
  14. Подавать иски в суды различных инстанций на взыскание с должников пеней, штрафов, компенсации ущерба государству, расторжение инвестиционных кредитных договоров и пр.
  15. Повторно требовать уплаты штрафов, пеней и недоимок, которые ранее были признаны безнадежными, т.е. не подлежащими взысканию.

В Кодексе отдельно оговаривается, что налоговые органы имеют право производить любые другие действия, если они не противоречат тексту документа. Кроме того, указанные полномочия осуществляются в отношении плательщиков не только налогов, но и страховых взносов.

Виды налогового контроля

В соответствии с российским законодательством, налоговые органы имеют право контролировать налогоплательщиков на всех этапах их деятельности. В зависимости от времени и оснований проведения выделяется три вида контроля:

  • предварительный (направлен на предупреждение налоговых нарушений);
  • оперативный (призван пресечь нарушения на этапе текущей хозяйственной деятельности предприятия);
  • последующий (помогает выявлять нарушения пост-фактум на основе итоговых отчетов).

На каждом этапе контроля налоговые органы могут проводить комплексные и тематические мероприятия, сплошные и выборочные выемки документов, камеральные и выездные проверки, плановые и внезапные осмотры с привлечением сторонних экспертов, инвентаризацию имущества и прочие мероприятия, описанные в Налоговом кодексе.

Типы налоговых проверок

Безусловно, налоговые проверки являются самым распространенным видом деятельности налоговых инспекторов. Именно на выездных и камеральных мероприятиях зиждется их работа. В чем же отличие этих типов проверок?

Камеральные налоговые проверки

Это обычная для текущего контроля форма налоговых проверок. Последовательность действий при камеральных проверках регулируется статьей 88 НК РФ. В рамках таких мероприятий налоговики могут выполнять следующие действия:

  • проверять декларации, отчеты и другие документы, поданные налогоплательщиком, на предмет ошибок и нестыковок;
  • устанавливать, насколько сведения из этих документов соответствуют информации, имеющейся у самого налогового органа;
  • контролировать правильность исчисления налоговой базы и других арифметических подсчетов;
  • разрешать или запрещать запрашиваемые налоговые вычеты и льготы.

То есть основная задача камеральной проверки – проконтролировать текущую деятельность налогоплательщика на основе представленных им документов. Такой тип контроля не подразумевает выезд на место налоговых инспекторов, осмотр помещений, инвентаризацию имущества и т.д.

Выездные налоговые проверки

Это более сложная и эффективная форма налогового контроля над деятельностью предприятий-налогоплательщиков и налоговых агентов. Порядок выездных проверок регламентируется статьей 89 Налогового кодекса. В рамках такого контроля налоговые инспекторы могут осуществлять следующие действия:

  • выезжать на основное место деятельности налогоплательщика;
  • осматривать помещения и имущество, с помощью которого предприниматель извлекает выгоду;
  • проводить инвентаризацию этого имущества;
  • проверять любую документацию, связанную сразу с несколькими видами налогов и сборов;
  • назначать экспертизы, привлекать переводчиков.

Соответственно, выездная проверка проводится на месте деятельности налогоплательщика. В исключительных случаях ее могут перенести в здание налогового органа.

К сведению! Выездная проверка может длиться от двух месяцев до полугода. Однако инспекторы могут приостанавливать ее ход на время истребования документов от налогоплательщика и других органов, проведения экспертиз и перевода документов с иностранных языков.

Другие действия для налогового контроля

Помимо камеральных и выездных проверок, которые по сути являются комплексом действий, налоговые органы могут проводить отдельные мероприятия для контроля налогоплательщиков. К таким действиям относятся:

  • осмотры помещений и территорий, а также имущества и документов налогоплательщика;
  • инвентаризация имущества;
  • истребование и выемка бумаг и предметов;
  • вызов налогоплательщика в инспекцию для дачи объяснений;
  • допрос свидетелей;
  • привлечение экспертов.

Все эти действия могут производиться как по отдельности, так и в составе камеральных и выездных налоговых проверок.

Налоговые проверки: как и когда они проводятся

Что проверяют налоговики при использовании онлайн-кассы. Как проводится выездная проверка. Когда она инициируется. Узнайте, как подготовиться к налоговой проверке и свести неприятности с ФНС к минимуму в 2020 году.

Незнание закона не освобождает от ответственности. Будьте готовы к проверкам налогов со стороны ФНС, а мы расскажем об их видах, порядке процедуры и санкциях, которые могут последовать при несоблюдении налогового законодательства.

Выездные и камеральные налоговые проверки: как они проходят, и чего стоит бояться

Глобально налоговые проверки ФНС делятся на два вида: выездные и камеральные. Камеральные проводятся в самом здании налогового органа и занимают около 3 месяцев. Отсчет начинается с момента подачи декларации о доходах налогоплательщиком.

Выездные проверки проводятся только с разрешения руководителя налогового органа. К ним прибегают при реорганизации/ликвидации юрлица или после подачи уточняющей декларации (но только в том случае, если сумма налога в ней меньше ранее заявленной).

Обратите внимание! На время эпидемии коронавируса федеральная налоговая служба отказалась от организации выездных проверок. Полгода — критический срок, на который налоговая согласна отложить инспекцию, но уже идущие проверки планируется завершить.

При проведении выездной налоговой проверки вы обязаны предоставить помещение, в котором сотрудники службы будут изучать документацию. Они также могут провести инвентаризацию офиса/производства, опросить сотрудников вашего предприятия. При проведении инвентаризации рядом с налоговиками должно присутствовать двое понятых минимум.

Если во время изучения сотрудники налоговой наткнутся на документы, которые нарушают законодательство РФ, они вправе изъять их для более детального изучения или в качестве доказательства правонарушения. Вся эта процедура может длиться до полугода, но, как правило, налоговикам хватает 2 месяцев.

Какие документы изучает налоговая?

  • комплексный/сплошной. Затрагивает абсолютно все документы организации без каких-либо ограничений. Первичные документы, чеки, трудовые договоры, договоры с контрагентами и т. д.;
  • выборочный. При выборочной проверке ФНС изучаются только те документы, которые относятся к исчислению тех или иных видов налогов. Например, налог на прибыль организации или налог на добычу полезных ископаемых.

Существуют также целевые проверки, они проводятся тогда, когда есть подозрения на нарушения в определенном виде финансово-хозяйственной деятельности. В качестве самостоятельной инспекции целевые проверки используются редко. Как правило, они входят в состав выборочных.

Что может послужить причиной для налоговой проверки в 2020 году?

Налоговые проверки носят нерегулярный характер и могут применяться к любым предприятиям независимо от их возраста. То, что налоговая не трогает предприятия младше 3 лет, — всего лишь миф. Всего существует 4 причины внимания федеральной налоговой службы к вашей компании (остальные исходят из них):

  • несоответствие данных статистике. Сотрудники изучают сумму налогов, уплачиваемую компаниями аналогичной отрасли в аналогичном районе. Если вы значительно отличаетесь от конкурентов в меньшую сторону, ФНС может инициировать проверку;
  • затянувшаяся убыточность/нулевая рентабельность. Фирма, которая не получает прибыли, не отчисляет государству налоги. Подозрения возникнут, если компания работает в убыток аномально долго — несколько отчетных периодов;
  • низкая зарплата сотрудников. Работники налоговой понимают, что человек не может прожить на МРОТ. Если сотрудники работают полный рабочий день, имеют МРОТ (или ниже), но не увольняются — они получают зарплату в конвертах. К вам нагрянут с проверкой;
  • сомнительные контрагенты. Ненужные сделки с сомнительными контрагентами указывают на то, что вы специально завышаете расходы, чтобы уменьшить кол-во отчисляемых налогов в декларации. Сотрудники ФНС заметят это, особенно если в отношении данного контрагента уже были подозрения.

Вы не можете предсказать, когда налоговики инициируют проверку. Если вы работаете прозрачно, этого может никогда не случиться. Ниже мы расскажем, как сделать свой бизнес максимально прозрачным для ФНС и избежать неприятностей.

image_pdf
image_print

Налоговая нагрузка является очень важным показателем — чем она больше, тем большую часть своего дохода бизнесмен отдает в виде налогов. Рассчитывается налоговая нагрузка по формуле:

Сумма налогов / Выручка * 100%

Обратите внимание! НДФЛ, который работодатель оплачивает за работников, включается в расчет суммы налогов, а страховые взносы — нет.

Для каждой отрасли рассчитывается собственный уровень налоговой нагрузки. Если у бизнесмена этот уровень ниже среднего по отрасли, то его шансы попасть в план проверок увеличиваются.

Например, в сфере общепита уровень налоговой нагрузки — 9,5%. Допустим, бизнесмен заработал на своем кафе в год 10 млн рублей и из них уплатил в виде налогов 600 тыс. рублей. Уровень налоговой нагрузки составит 600 000 / 10 000 000 * 100% = 6%, что ниже, чем в среднем по отрасли. Это не значит, что бизнесмен автоматически попадет в план проверок, но вероятность такого развития событий возрастет.

Убытки

Постоянные убытки в течение двух и более лет подряд могут вызвать у налоговых инспекторов подозрение. Не создаются ли они искусственно с целью не платить налоги? Это может стать дополнительным камушком на весах в пользу налоговой проверки.

Росстат ведет статистику среднего уровня заработной платы по видам экономической деятельности в каждом регионе. Если бизнесмен платит своим сотрудникам меньше, в налоговой могут посчитать:

  • что зарплата платится в конверте;
  • что сотрудники работают без оформления.

Нарушения налицо. Во-первых, ущемляются права трудящихся в компании лиц. Во-вторых, не полностью уплачивается НДФЛ и страховые взносы.

Отсутствие реакции на запросы

Когда налоговый орган направляет компании или предпринимателю требование представить пояснения, на ответ отводится 5 дней. Если это требование проигнорировать или пояснить ситуацию не полностью, не предоставить необходимые документы, не объяснить несостыковки и так далее, можно стать кандидатом на налоговую проверку.

Мигрирующая компания

В данном случае под миграцией понимается переход из одной ИФНС в другую связи со сменой адреса. В целом в этом нет ничего страшного — это может быть обусловлено вполне объективными причинами. Однако если бизнес мигрирует периодически, то это может заставить налоговиков задуматься — не пытается ли он таким образом уйти из поля зрения старой ИФНС.

Аффилированные посредники

Само по себе ведение бизнеса с привлечением посредников не является нарушением. Но если их слишком много и/или они взаимозависимы, это может вызвать подозрение инспекторов. Такая же реакция будет и на крупные сделки со вновь организованными фирмами. ФНС всеми силами старается бороться с однодневками, которые используются в налоговых схемах и при обналичивании денежных средств.

Взаимодействие с ненадежными контрагентами

В список кандидатов на выездную проверку можно угодить не только за собственные прегрешения, но и за то, что бизнесмен оказался в плохой компании. Ведь выбирая контрагентов, он должен проявлять осмотрительность. Если среди партнеров фигурируют однодневки, ФНС может заподозрить фирму в желании получить необоснованную налоговую выгоду. Либо обвинить как минимум в том, что руководство не предприняло должных мер безопасности и не провело проверку контрагента.

Такая проверка подразумевает запрос учредительных документов, подтверждение полномочий и личности директора, проверку информации о компании в открытых источниках, а также получение данных из Реестра юридических лиц или ИП. Рекомендуем прочитать подробную статью о том, как оценить надежность партнера и отвести от себя подозрения налоговиков.

Контрагенты-однодневки опасны тем, что могут не уплатить НДС, который вы заявляете к вычету. Если есть подозрение, что кто-то из контрагентов мог поступить столь недобросовестно, рекомендуется исключить предъявленные ему суммы НДС из вычетов. А если такие вычеты уже заявлены, восстановить налог и подать уточненную декларацию.

Пограничные показатели у спецрежимников

Для применения специальных налоговых режимов в Налоговом кодексе установлены определенные предельные показатели. Как только они будут превышены, применять налоговый режим будет запрещено.

Например, для УСН установлены такие значения:

  • объем годового дохода должен быть не более 150 млн рублей;
  • остаточная стоимость основных средств — также не более 150 млн рублей;
  • доля организаций в Уставном капитале — не более ¼;
  • количество работников — не более 150 человек.

Превышена безопасная доля вычета НДС

Если субъект бизнеса применяет общий режим налогообложенияи вычитает НДС, ему нужно следить за безопасной дол ей вычета . Есть федеральный пороговый размер этот значения — на сегоднящний день он составляет 89%. Также этот показатель рассчитывается ежеквартально по каждому региону — инспекция будет ориентироваться именно на него.

Низкий уровень рентабельности

Рентабельность — это показатель эффективности использования ресурсов. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

Прибыль от реализации / Себестоимость * 100%

Рентабельность активов рассчитывается так:

Прибыль / Активы * 100%

Для примера рассчитаем рентабельность продаж. Пусть владелец кафе получил по итогам года прибыль в размере 600 тыс. рублей, а себестоимость его продукции составила 7 млн рублей. Рентабельность продаж составит:

600 000 / 7 000 000 * 100% = 8,57%

По окончании каждого года ФНС рассчитывает рентабельность каждой сферы деятельности. В общепите она составляет 7%. Получается, что бизнесмен из примера по рентабельности продаж выше эталонного уровня. Это значит, что по этому показателю он находится вне зоны риска.

Рост расходов превышает рост доходов

Расходами считаются затраты бизнеса, которые уменьшают налоговую базу. Если они растут быстрее, чем доходы, то это повод для подозрений. Может быть, дело в конъюнктуре рынка, которая сложилась на данный момент, или в не очень эффективном управлении. Но не исключено, что бизнесмен завышает свои расходы или же скрывает доходы, чтобы платить меньше налогов.

Расходы предпринимателя приближаются к его доходам

ИП на основном налоговом режиме уплачивает НДФЛ с собственных доходов, уменьшенных на размер налоговых вычетов — подтвержденных документально расходов. Если расходы приближаются к доходам, то и налог платить не с чего. Поэтому при очень больших расходах может возникнуть подозрение в том, что они завышаются искусственно.

Считается, что безопасная доля вычетов ИП составляет 83%. Если в течение двух лет расходы предпринимателя составляют более 83% от доходов, то это может стать поводом для подозрений и назначения ВНП.

Важное заключение

Отбор кандидатов на выездную проверку — сложный многоступенчатый процесс, осуществляемый с применением специальных аналитических систем. Если по какому-то критерию вы попали в поле зрения ИФНС, это не значит, что завтра к вам постучат инспекторы. Решение о включении в план ВНП принимается с учетом суммы налогового нарушения, наличия доказательств, а также возможности взыскать недоимку.

Указанные выше критерии даны в большей степени для самоконтроля. Компаниям и предпринимателям рекомендуется периодически проверять свои показатели и своевременно устранять риски.

Читайте также: