Налоговый учет затрат на природоохранную деятельность

Обновлено: 16.06.2024

В статье определяется роль системы учета затрат на природоохранную деятельность экономических субъектов, ее влияние на качество элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности. Раскрывается состав расходов на содержание и эксплуатацию объектов, связанных с экологической деятельностью, даются рекомендации по раскрытию информации о затратах на природоохранные мероприятия в годовой отчетности.

The article determines the role of the system of cost accounting for the environmental activities of economic entities, its impact on the quality of the elements of the financial (accounting) statements. Reveals the expenses for the maintenance and operation of facilities related to environmental activities, provides recommendations on the disclosure of information about expenses for environmental activities in annual reports.

Система управления экологической безопасностью и негативным воздействием производственной деятельности на окружающую среду является одной из важных составляющих управления компаниями [1; 5; 6; 7; 11; 13; 14; 15; 16; 17]. Особое значение данная система получает в отраслях нефтегазового комплекса, функционирующих на значительной территории России.

Руководство всех компаний, входящих в топливно-энергетический комплекс, должно осознавать в полной мере потенциальную опасность возможного загрязнения природы. В связи с этим в каждой такой компании должна быть создана успешно функционирующая система информационного обеспечения деятельности службы по охране окружающей природной среды.

ПБУ 24/2011 обязаны применять предприятия-недропользователи для обособления трех видов затрат:

  • поисковые;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • на организацию работ по получению лицензии.

ПБУ 24/2011 в целях совершенствования бухгалтерского учета:

  • устанавливает порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности предприятий-недропользователей информации о поисковых затратах;
  • дает возможность предприятиям-недропользователям признавать поисковые затраты поисковыми активами;
  • в рамках учетной политики предприятия подтверждать коммерческую целесообразность добычи или признавать бесперспективность добычи полезных ископаемых на участке недр.

При раскрытии дополнительной информации (например, динамика затрат на природоохранные мероприятия) приводятся основные проводимые и планируемые организацией мероприятия в области охраны окружающей среды, влияние этих мероприятий на уровень вложений долгосрочного характера и доходности в отчетном году, на характеристику финансовых последствий для будущих периодов, данные о платежах за нарушение природоохранного законодательства, экологических платежах и плате за природные ресурсы, текущих расходов по охране окружающей среды и степени их влияния на финансовые результаты деятельности организации.

Справочно в этой таблице предприятия отражали информацию по состоянию на начало и конец года по двум показателям:

  • сумма расходов по участкам недр, незаконченным поиском и оценкой месторождений, разведкой и (или) гидрогеологическими изысканиями и прочими аналогичными работами;
  • сумма расходов на освоение природных ресурсов, отнесенных в отчетном периоде на внереализационные расходы как безрезультатные.

В настоящее время в российской практике отсутствуют нормативные документы по регулированию учета природозащитных мер и затрат на их реализацию хозяйствующими субъектами-природопользователями.

Бухгалтерский учет как основной источник информации о хозяйственных процессах, происходящих в компаниях, и их результатах должен содержать данные о деятельности по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Такой учет некоторые ученые предлагают именовать экологическим учетом, что представляется нам весьма спорным предложением.

Учетная система едина и неделима, а внутри нее могут формироваться информационные потоки под запросы пользователей и цели управленческой деятельности, осуществляемой менеджментом компаний. Один из таких информационных потоков представляет собой свод показателей, в совокупности характеризующий природозащитную систему хозяйствований в той или иной сфере экономики, прямо или косвенно эксплуатирующей природные ресурсы как сырье для бизнеса.

Специалистами Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России были предприняты некоторые действия по организации учета и контроля в отношении информации о результатах природозащитной (экологической) деятельности компаний. Речь идет о следующих документах:

Изучение нормативных актов по бухгалтерскому учету показало, что экономические субъекты вправе самостоятельно определять принципы бухгалтерского учета затрат и расходов на обеспечение экологической безопасности производства, а также формировать пояснительную информацию экологического свойства в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С целью повышения прозрачности и качества информации о деятельности организаций в сфере рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, особенно существенной для организаций, оказывающих на состояние окружающей среды как положительное, так и отрицательное воздействие, в годовую бухгалтерскую отчетность организации включаются дополнительные показатели и пояснения в отношении экологической деятельности компании. Такие затраты должны проходить аудит, в ходе которого целесообразно устанавливать их достаточность и достоверность [1; 11].

  • на строительные работы и реконструкцию;
  • выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ;
  • прочие капитальные вложения, связанные с экологической деятельностью.
  • о приобретении (создании) объектов, связанных с экологической деятельностью (в пояснениях о движении нематериальных активов, результатов НИОКР, основных средств в течение отчетного года по основным группам);
  • о модернизации основных средств для совершенствования технологии и организации производства, улучшения качества продукции в ходе модернизации производственного (технологического) процесса, внедрения и освоения новых технологий производства, повышающих экологическую безопасность (в пояснениях об изменениях стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции).

В связи с этим построение аналитического учета капитальных вложений должно обеспечивать формирование перечисленной и иной дополнительной информации, определяемой организацией, по объектам, связанным с экологической деятельностью.

Для группировки расходов, связанных с экологической деятельностью, по их видам и месту возникновения организации необходимо устанавливать порядок ведения аналитического учета текущих расходов исходя из Инструкции по применению Плана счетов, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т. д.).

3. Мироненко В.М. Аудит отчетности экономических субъектов топливно-энергетического комплекса // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2015. — № 3. — С. 159-163.

3. Mironenko V.M. The audit of accounts of economic entities of fuel and energy complex. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya), 2015, no. 3, pp. 159-163 (in Russ.).

4. Мироненко В.М., Зеленов В.В. Учет операций с иностранной валютой на валютных счетах // Сибирская финансовая школа. — 2015. — № 3 (110). — С. 79-83.

4. Mironenko V.M., Zelenov V.V. Accounting of foreign currency transactions in foreign currency accounts. Sibirskaya finansovaya shkola, 2015, no. № 3 (110), pp. 79-83 (in Russ.).

5. Никитенко И.В., Рогуленко Т.М., Пономарева С.В. Управление инновационным развитием высокотехнологичных корпораций России : монография. — М. : Русайнс, 2015. — 200 с.

5. Nikitenko I.V., Rogulenko T.M., Ponomareva S.V. Upravlenie innovacionnym razvitiem vysokotehnologichnyh korporatsiy Rossii [Management of innovative development of high-tech corporations in Russia]. Moscow, Rusayns Publ., 2015, 200 p.

6. Пономарева С.В. Концептуальные положения финансовой стратегии развития компаний сферы интеллектуальных бизнес-услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2013. — № 15. — С. 59-68.

6. Ponomareva S.V. Conceptual provisions of the financial strategy of companies in the sphere of intellectual business services. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya), 2013, no. 15, pp. 59-68 (in Russ.).

7. Пономарева С.В. Методика обеспечения целеориентированности, комплексности и прозрачности формируемой информации об оценочных обязательствах // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2012. — № 3. — С. 222-226.

7. Ponomareva S.V. Methods to ensure clearinterval, comprehensiveness and transparency of the generated information on the contingencies. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya), 2012, no. 3, pp. 222-226 (in Russ.).

8. Пономарева С.В. Методология учетно-контрольной системы информационно-аналитического обеспечения целей управления бизнес-процессами компаний сферы услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2012. — № 14-1. — С. 81-87.

8. Ponomareva S.V. Methodology of accounting and control system information and analytical support of management objectives business processes of service providers. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya), 2012, no. 14-1, pp. 81-87 (in Russ.).

9. Пономарева С.В. Принципы, методы и инструменты формирования бухгалтерской отчетности для целей управления сегментами бизнеса // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2013. — № 4. — С. 181-187.

9. Ponomareva S.V. Principles, methods and instruments of formation of the accounting reporting for management purposes, the business segments. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya), 2013, no. 4, pp. 181-187 (in Russ.).

10. Рогуленко Т.М. Международные стандарты аудита /Т.М. Рогуленко, С.В. Пономарева, А.В. Бодяко и др. : учебник и практикум. — 1-е изд. — М. : Юрайт, 2015. — 341 с.

10. Rogulenko T.M., Ponomareva S.V., Bodyako A.V. Mezhdunarodnye standarty audita [International standards on auditing]. The 1st ed. Moscow, Jurayt Publ., 2015, 341 p.

11. Рогуленко Т.М. Методика и технология проведения подтверждающего аудита // Аудиторские ведомости. — 2013. —№ 1. — С. 15-32.

11. Rogulenko T.M. Methodology and technology of confirmatory audit. Auditorskie vedomosti, 2013, no. 1, pp. 15-32 (in Russ.).

12. Рогуленко Т.М. Проблемы перехода российского бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2013. — № 4. — С. 187-191.

12. Rogulenko T.M. Problems of transition of the Russian accounting to international financial reporting standards. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya), 2013, no. 4, pp. 187-191 (in Russ.).

13. Рогуленко Т.М. Роль контроля в реализации функций управления рыночной экономикой // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2013. — № 15. — С. 35-40.

13. Rogulenko T.M. The role of monitoring in implementation of management functions of market economy. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya), 2013, no. 15, pp. 35-40 (in Russ.).

14. Рогуленко Т.М. Экономический контроллинг как инструмент оздоровления организаций в системе управленческого учета // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2002. — № 1. — С. 79-82.

14. Rogulenko T.M. Economic controlling as a tool of improvement of institutions in the system of management accounting. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravlenia), 2002, no. 1, pp. 79-82 (in Russ.).

15. Сенков В.А., Рогуленко Т.М. Совершенствование методики формирования данных и анализа финансового состояния организаций в ходе налоговых проверок с учетом отраслевых особенностей // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2015. — № 5. — С. 159-162.

15. Senkov V.A., Rogulenko T.M. Improving the methods of data generation and analysis of the financial condition of the organizations in tax audits taking into account sectoral characteristics. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya), 2015, no. 5, pp. 159-162 (in Russ.).

16. Чхутиашвили Л.В. Роль экологического аудита в обеспечении экологической безопасности и устойчивого развития российских организаций // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). — 2015. — № 6. — С. 21-27.

16. Chkhutiashvili L.V. Environmental audit as a form of financial control over the ecological and economic activity of enterprises. Vestnik IPB (Vestnik professional’nyh buhgalterov), 2015, no. 6, pp. 21-27 (in Russ.).

17. Чхутиашвили Л.В. Экологический аудит как форма финансового контроля за эколого-хозяйственной деятельностью предприятий // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). — 2015. — № 5. — С. 37-48.

17. Chkhutiashvili L.V. Role of environmental audit in ensuring environmental security and sustainable development of the Russian organizations. Vestnik IPB (Vestnik professional’nyh buhgalterov), 2015, no. 5, pp. 37-48 (in Russ.).

4 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010).

8 Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (ред. от 24.12.2010).

Методические указания по расчету индекса физического объема природоохранных расходов

Настоящие Методические указания содержат описание порядка проведения годовых расчетов объема и индекса физического объема природоохранных расходов по секторам, видам расходов и направлениям природоохранной деятельности.

I. Общие положения

1.1. Основные понятия и определения

Значение всех понятий и определений приведено исключительно в целях использования в настоящих Методических указаниях.

1.1.1. Объем природоохранных расходов включает сумму расходов предприятий (организаций, учреждений), индивидуальных предпринимателей, государства (бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), имеющих целевое природоохранное назначение (сбор, очистка, уменьшение, предотвращение или устранение загрязняющих веществ, загрязнения как такового или любых других видов и элементов деградации окружающей среды, которые, в свою очередь, являются следствием предпринимательской активности), осуществляемых за счет всех источников финансирования.

Приведенное определение соответствует рекомендациям: "Статистика затрат на охрану окружающей среды: отраслевые рекомендации по организации получения данных", Европейская комиссия, Евростат, 2005.

В общий объем природоохранных расходов включаются инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, а также текущие расходы на охрану окружающей среды.

В составе природоохранных расходов не учитываются:

затраты на мероприятия, дающие положительный природоохранный эффект, но реализованные вне рамок и задач охраны окружающей среды, осуществляемые главным образом в целях удешевления используемых видов топлива, сырья, материалов, общего снижения издержек производства или оказания соответствующих услуг, повышения качества выпускаемой продукции, получения попутной продукции, производства экологической продукции, охраны здоровья, улучшения условий труда, повышения техники безопасности;

затраты на использование природных ресурсов (например, водоснабжение);

расчетные финансовые показатели, такие как амортизационные отчисления и стоимость основного капитала;

платежи за негативное воздействие, за использование природных ресурсов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, возмещение ущерба окружающей природной среде, компенсации, полученные от третьих сторон, поскольку они не имеют прямого отношения к природоохранной деятельности.

1.1.2. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов включают инвестиции в основной капитал, направленные на природоохранные мероприятия, осуществляемые за счет всех источников финансирования как в составе вновь строящихся предприятий, так и на действующих предприятиях. К ним относятся затраты на строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, бухгалтерский учет которых осуществляется в порядке, установленном для учета вложений во внеоборотные активы. Инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.

1.1.3. Текущие расходы на охрану окружающей среды включают затраты по содержанию основных фондов природоохранного назначения; на мероприятия по сохранению и восстановлению качества природной среды, нарушенной в результате производственной деятельности; на мероприятия по снижению вредного воздействия производственной деятельности на окружающую среду; по обращению с отходами производства и потребления; на организацию контроля за выбросами (сбросами), отходами производства и потребления в окружающую среду и за качественным состоянием компонентов природной среды; на работы по экологическому образованию кадров; расходы на содержание особо охраняемых природных территорий; работы по охране и воспроизводству животного мира; затраты на НИОКР в части, касающейся природоохранной деятельности; расходы на образование в области охраны окружающей среды; расходы на государственное управление природоохранной деятельностью.

1.1.4. Выручка (поступления) от продажи побочной продукции представляет собой суммарный объем продаж (совокупную стоимость реализации) побочных продуктов, полученных (произведенных) предприятием (организацией), индивидуальным предпринимателем в ходе природоохранных мероприятий. Доходы могут выражаться через суммарное уменьшение издержек (снижение себестоимости производства), если побочная продукция используется на том же предприятии, где она была получена. Энергосбережение или экономия сырьевых ресурсов за счет использования более совершенной технологии, как и другие выгоды при реализации природоохранных мероприятий не включаются в выручку (поступления) от продажи побочной продукции.

1.2. Источники информации

Объем природоохранных расходов устанавливается на основании сведений форм федерального статистического наблюдения, административных данных Федерального агентства лесного хозяйства, отчетности Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Источниками информации для расчета объема и индекса физического объема природоохранных расходов являются:

Читайте также: