Налоговый учет основных средств 2011

Обновлено: 30.06.2024

раскрыть нормативное регулирование бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов в страховой организации.

Задача:

раскрыть документальное оформление операций по учету основных средств и нематериальных активов, особенности формирования их стоимости, организацию учета движения, начисления амортизации и выбытия.

Оглавление

2.1. Понятие, оценка и классификация основных средств

При принятии актива в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

  1. использование актива в производстве продукции, работ, услуг либо для управленческих нужд организации;
  2. использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяце;
  3. организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
  4. способность приносить организации экономические выгоды в будущем.

В текущем учете и отчетности основные средства отражаются по первоначальной (восстановительной) стоимости. В зависимости от источников поступления основных средств первоначальная стоимость определяется по-разному.

Для объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал предприятия, первоначальная стоимость определяется по соглашению сторон.

Для объектов основных средств, приобретенных за плату, первоначальная стоимость слагается из суммы фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление, которые включают в себя:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;
  • суммы, уплачиваемые по договору строительства;
  • суммы, уплачиваемые за информационные, консультационные и посреднические услуги;
  • таможенные пошлины;
  • суммовые разницы;
  • затраты по доставке, установке и монтажу и приведение их в состояние, пригодное для использования;
  • проценты по данным средствам, уплаченные за постановку на учет.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договору дарения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче.

Различают восстановительную и остаточную стоимость основных средств.

Восстановительная стоимость — это затраты предприятия по воспроизводству объекта основных средств в данный конкретный момент. По восстановительной стоимости основные средства оцениваются в результате их переоценки.

Страховая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Под остаточной стоимостью основных средств понимается разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью основных средств и суммой начисленной амортизации. По остаточной стоимости основные средства отражаются в первом разделе актива баланса.

В состав основных средств включаются: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, инструменты и хозяйственный инвентарь, взрослый рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, библиотечные фонды и другие объекты.

В составе основных средств учитываются также земельные участки, недра, лесные, водные угодья, являющиеся собственностью страховой компании, и капитальные вложения в их улучшение и приспособление к условиям производства.

Аналитический учет основных средств по местам эксплуатации и использования организуется по инвентарным объектам, под которым понимается законченное устройство со всеми к нему приспособлениями и принадлежностями. Каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер, который сохраняется за объектом в течение всего срока службы. Аналитический учет основных средств организуется на инвентарных карточках или в книгах, основными реквизитами которых являются: наименование объекта и его инвентарный номер, техническая характеристика, дата ввода в эксплуатацию, норма амортизации на полное восстановление и сумма начисленного износа, место нахождения (эксплуатации).

2.2. Учет поступления основных средств

ОС — это часть активов организации, которые участвуют в производственном процессе организации и при оказании услуг. Подробно ОС описаны в ПБУ 6/01, утвержденном Приказом Минфина 30.03.2001 N 26н.

Основное средство по определению — недвижимость, транспорт, разнообразное производственное оборудование, расходные материалы и т п. Готовая продукция к основным средствам не относится.

Налоговый учет ОС отличается для компаний на ОСНО и УСН. В этой статье мы рассмотрим компанию на ОСНО, а об учете основных средств для УСН читайте здесь.

Как определить стоимость основных средств (ОС)?


Определение первоначальной стоимости основного средства необходимо, чтобы корректно принять его к учету. По сути, это затраты компании на приобретение этого имущества.

Что входит в первоначальные затраты?

  • Деньги, которые выплачены поставщику ОС по договору купли-продажи;
  • Затраты на доставку ОС до места и монтаж (при необходимости);
  • Затраты на строительство (при необходимости);
  • Оплата работы посредника при приобретении имущества;
  • Таможенные и государственные пошлины и сборы;

Если ОС было получено в дар, то стоимость определяется согласно среднерыночной цене на тот день, когда средство было принято к учету.

Важно помнить: компании на ОСНО не включают в первоначальную стоимость основных средств НДС.

Как принять к учету основное средство?

Запись:
Д01 — К08 — на сумму первоначальной стоимости объекта.

Обязательно внесите в бухгалтерский актив акт о приеме-передаче объекта основных средств. Он составляется в произвольной форме, либо унифицированным № ОС-1.

Важно при постановке на учет выбрать срок полезного использования ОС согласно классификатору №1, утвержденным постановлением Правительства РВ 1 января 2002 года.

Начисление амортизации на стоимость основного средства

Стоимость объекта ОС списывается в расходы постепенно. Компании списывают стоимость равными частями, пока идет срок полезного использования ОС и его стоимость не станет равным нулю (пока оно не самортизируется).

Теперь поговорим об амортизации ОС.

Начисление начинается со следующего месяца после ввода ОС в эксплуатацию. То есть, имущество начинает постепенно дешеветь, если его потребительские свойства ухудшаются со временем. В балансе компании стоимость основных средств отражается за вычетом амортизации, по остаточной стоимости.

Если, как, к примеру, в случае с земельными участками имущество не меняется со временем, то его амортизировать не нужно.

Пример: компания на ОСНО приобрела оборудование для зубного кабинета стоимостью 59 000 рублей (в т.ч. НДС- 9000 рублей).

Д08 — К60 — стоимость оборудование для зубного кабинета 50 000 рублей;
Д19 — К60 — величина НДС по полученной от поставщика счет-фактуре 9000 рублей;
Д08 — К60 — оплата услуг по доставке и подключению оборудования 10 000 рублей (без НДС);
Д01 — К08 — вводим станок в эксплуатацию 60000 рублей.

Срок полезного использования — 5 лет — все это время будем списываться амортизация и снижаться стоимость. Согласно ПБУ 06/1, для расчета величины ежемесячной амортизации вводится норма амортизации, исчисленной согласно сроку полезного использования ОС.

Сумма амортизации = годовая норма амортизации * Первоначальная стоимость.
ГНА = (1/n)*100%, где n — количество лет полезного использования. В этом случае она равна, соответственно 1/5 = 20%.

60000*20% = 12000 рублей — на эту сумму за год самортизирует оборудование. Соответственно в месяц эта сумма равна 12000/12 = 1000 рублей, а ежемесячная норма амортизации — 1.667%. Дата ввода в эксплуатацию оборудования — 1 июля 2015 года. То есть 31 августа 2015 вам нужно сделать следующую запись:Д20 — К02 — начислена амортизация в размере 1000 рублей.

Подробнее об амортизации ОС читайте в этой статье.

Как отразить выбытие основного средства?

Выбытие происходит по двум причинам — ОС перестало не приносить экономическую пользу (но принадлежит компании) или право собственности на объект передали другому лицу.

Оценочная комиссия должна осмотреть объект и принять решение об его выбытии, подписать соответствующий акт (либо формы №ОС-4, либо разработать собственный бланк).

Д01.в - К01 — списываем первоначальную стоимость объекта
Д02 — К01.в – списываем накопленную амортизацию
Д91 — К01.в – списываем остаточную стоимость
Д91 — К60 — списываем стоимость ликвидации объекта.

2. Переход права собственности

Д01.в - К01 — списываем первоначальную стоимость объекта
Д02 — К01.в – списываем накопленную амортизацию
Д91 — К01.в – списываем остаточную стоимость
Д62 — К91 — получаем выручку от продажи ОС
Д91 — К68 — начисляется НДС с реализации ОС (для компаний на ОСНО)

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

Читайте также: