Подушный налог в халифате

Обновлено: 28.04.2024

Азербайджан в составе арабского халифата

В 633 году арабские войска вторглись на территорию государства Сасанидов. Правитель Албании Вараз Григор послал на помощь Сасанидам дружину во главе со своим сыном Джаванширом. В 636 году в бою у Кадисии Джаваншир проявил героизм, за что был награжден шахом Иездигердом III золотым поясом с жемчугами и мечом с золотой рукояткой. Когда в 638 году арабы окружили столицу Сасанидов город Ктесифон, Джаваншир во главе трехтысячного отряда участвовал в обороне города. Но арабы захватили столицу.

В 60-е годы VII века хазары напали на Албанию. В 662 году на берегах Куры Джаваншир победил их и выдворил из страны. В 665 году хазары вновь напали на Албанию и на этот раз победили. Чтобы избавить страну от разорения, Джаваншир встретился с хазарским каганом И заключил С ним мир, ПО Албанский полководец Джаваншир которому Албания должна была ежегодно платить дань, а хазары обязались вернуть всех пленных и угнанные стада.

В 661 году к власти в Арабском халифате пришли Омейяды. Джаваншир должен был учесть изменение ситуации. Ослабление Византии, сложности борьбы с хазарами и иранскими феодалами вынудили Джавашира в конце 60-х годов VII века дважды встретиться с халифом Муавией I в Дамаске и заключить с ним мир, по условиям которого:

  • халиф не затрагивал внутренней самостоятельности Албании;
  • налог с населения Албании уменьшался на одну треть.

Причиной уступок со стороны халифа были богатые природные ресурсы Албании, ее выгодное стратегическое и географическое положение, а также личный авторитет Джаваншира. Халиф одарил его богатыми дарами и передал в управление Сюникское княжество. Сравнительное спокойствие внутри страны стимулировало развитие хозяйства и строительные работы.

При первых набегах арабов южная часть Азербайджана была полностью захвачена и управлялась арабским наместником. Но на севере Азербайджана — в Албании Джаванширу удалось сохранить внутреннюю самостоятельность страны. Однако сторонники сближения с Византией были недовольны его политикой и в 681 году, организовав покушение, убили Джаваншира. Поэт Давдаг в касыде, посвященной Джаванширу, назвал этот акт общенародным горем. К власти в Албании пришел Вараз Трдат. Под предлогом мести за убийство Джаваншира в Албанию ворвались хазары, затем арабы. Заключив мир с Вараз Трдатом, хазары отступили. А арабы захватили Барду и в 705 году казнили последнего наследника Джаваншира в городе Шам. В результате в 705 году династии Мехранидов и внутренней независимости Албании был положен конец. Страной стал управлять арабский наместник — эмир.

Включение Азербайджана в состав Арабского халифата

В 642 году в битвах при Хамадане и Нахавенде Сасаниды в очередной раз потерпели поражение, а управляющий южно­азербайджанскими землями Исфендияр в битве близ Ардебиля был побежден и пленен. Исфендияр был вынужден заключить мир с арабами. По условиям мира:

  1. Население Азербайджана должно было платить арабам подушный налог — джизья.
  2. Женщины, дети и неимущие слои не платили джизья.
  3. Арабы обязались не преследовать религию, традиции и быт местного населения.
  4. Не желавшие подчиняться арабам были вольны покинуть страну.
  5. Добровольно вступившие в арабскую армию, освобождались от налогов.

Захватив Мугань, арабское войско по берегу Каспия двинулось в сторону Дербенда. Правитель Ширвана Шахрияр заключил мир с арабами. К северу от Дербенда, в местечке Баланджар, в 40-х годах VII века хазары разбили арабов, а их полководец Абдуррахман’был убит. Немного спустя в Азербайджан была послана еще одна арабская армия под руководством Салмана. Он захватил Нахчыван, Шеки, Герус, а Бейляган и Барда обязались платить дань и подписали мир. Разорив Кабалу, Шамкир, Ширван, Шабрань арабы вошли в Дербенд. В 653 году близ Баланджара арабы вновь в бою уступили хазарам, а полководец Салман был убит.

После ликвидации династии Мехранидов в Албании и падения самого государства Албания началась арабо-хазарская война за Азербайджан, которая с перерывами длилась 100 лет.

Распространение ислама в Азербайджане

По указанию Пророка Мухаммеда и четырех халифов (Абу Бекр, Омар, Осман, Али) арабы разными методами склоняли население к принятию ислама (добродушие, уступки, заключение мира и др.). Налоговая политика первых лет тоже давала свои плоды. По сравнению с Сасанидами арабы брали меньше налогов. С другой стороны, единая религия и единое государство создавали благоприятную, сравнительно безопасную обстановку для населения. Ислам был более гуманистической и справедливой религией, вселяющей надежду, и это привлекало людей.

Исламская религия легко привилась и на севере, и на юге Азербайджана. Только в предгорных и горных районах, где расселились христиане, исламу оказали сопротивление. Впрочем, арабы учитывали, что и христиане исповедовали единобожие, что у них есть священная книга, посланная свыше, а потому не преследовали христиан. Христианам было позволено жить на территориях, подвластных арабам, но они должны были платить подушный налог (джизья). Первыми ислам приняли бедняки и идолопоклонники. Принятие более прогрессивной и гуманистической религии способствовало культурному развитию народа.

Система административного управления в Арабском халифате

Арабы для управления государством использовали систему эмиратов схожую, с марзбанством Сасанидов. Вначале эмиров было пять, затем, при Аббасидах, — 14. Азербайджанские земли сначала входили в четвертый, затем — в третий эмират. Эмираты делились на магалы, каждый магал — на 12 участков, в каждый из которых входили 12 деревень. Во главе эмирата стоял эмир, обладавший всей полнотой военной и гражданской власти. Амил занимался гражданскими делами и присматривал за сбором налогов. Под началом кади было судебное ведомство, он также занимался делами вакуфа. Система почтовой связи у арабов называлась “беридь”. В этой службе использовались обученные голуби. Сначала в аппарате чиновников работала местная знать, принявшая ислам. Но позже арабы отстранили местную знать от административного аппарата. Арабы уточнили и границы Азербайджана: северной границей был определен Дербенд, южной — город Хамадан. Главной опорой халифата в Азербайджане являлись армия и чиновничий аппарат. Чтобы держать в подчинении обширную территорию, арабы собрали громадное войско. Армия состояла из арабов, из мовля (добровольно принявших ислам местных жителей) и зиммии (христиан, добровольно служивших в армии арабов).

В городах находились специальные гарнизоны, которые использовались для подавления восстаний, охраны общественного порядка, а на границе с Византией и с хазарами — для предотвращения набегов врагов.

С целью создания себе более надежной опоры, арабы переселили в Азербайджан десятки тысяч арабских семей, чтобы арабизировать местное население. Переселенцев наделяли лучшими землями. Однако со временем эти арабы сами ассимилировались и смешались с местным населением.

Налоговая политика арабов. Формы земельной собственности

В отличие от Сасанидов арабы первоначально не вмешивались в процесс взимания подушных налогов. Их интересовал сбор налога в целом по стране. Существовали два основных вида налогов:

  • харадж — поземельный налог;
  • джизья — подушный налог с немусульман.

С мусульманского населения собирали хумс (одна пятая часть дохода) и закят. Закят шел на поддержку духовенства и бедняков. Налогом обложили нефтяные месторождения и соленые озера.

Церковь помогала держать христианское население в подчинении, и за это была освобождена от налогов, а халифат ей покровительствовал.

Халиф Али (656-661 гг.), считавшийся опорой ислама, провел реформу налоговой системы. Основные усилия он направил не на сбор хараджа, а на рациональное использование земли.

В период правления Омейядов (661-750 гг.) в 725 году была проведена перепись населения, скота и земель. В результате роста налогов не только крестьяне, но и средние и крупные феодалы разорились.

Во времена Арабского халифата существовало 5 форм земельной собственности:

  • государственные земли (земли халифа). Эти земли были в прямой государственной зависимости;
  • земли икта. Это было условное землевладение, предоставляемое отдельным лицам за службу государству. Икта имела две формы: икта пожалованная (передавался в полное владение и переходил по наследству) и икта арендованная (давался воинам и по наследству не переходил);
  • мюльк — наследственные земли местных феодалов. Эти земли можно было дарить, продать или передать по наследству;
  • вакуф. Это земли духовных учреждений, мечетей и медресе. Вакуфные земли нельзя было продать или подарить;
  • общинные земли — обрабатываемые крестьянами. Основная тяжесть налогов и повинностей приходилась на эти земли.

Первые выступления против халифата

Грабительская налоговая политика халифата, произвол чиновников усиливали недовольство населения. Не только бедняки, но и лишенные должностей и привилегий, прав на землю феодалы были недовольны. В середине VIII века в самом центре халифата против Омейядов восстали сторонники религиозной секты хариджидов. Они требовали, чтобы халиф избирался всенародным голосованием.

Формирование азербайджанского народа

Как и другие народы мира, азербайджанский народ формировался в соответствии с четырьмя главными условиями:

  • единство территории;
  • единство языка;
  • единство культуры;
  • наличие территориально-экономических связей.

Естественно, для созревания этих условий нужны века. Азербайджанский народ с древнейших времен формировался на обширной территории. Границы этой территории доходили на юге реки Гызылузен, на севере до Кавказских гор, включая Дербенд. До XIX века древняя земля огузов — Иреван (нынешняя Армения) находилась в составе Азербайджана.

Язык азербайджанского народа входит в огузскую группу алтайской ветви тюркской языковой семьи. На территории Азербайджана проживали и этносы, говорившие на других языках. Эти этносы связывал друг с другом ряд общих черт. Одной из них было единство идеологии — объединение вокруг одной религии. Другим объединяющим фактором стала необходимость концентрации сил для отпора общему врагу. Ислам сыграл неоценимую роль в объединении тюркского и нетюркского этносов и формировании единого народа, а также в объединении вокруг единых морально-культурных ценностей.

В VII-VIII веках налицо были все условия, необходимые для формирования азербайджанского этноса как народа. В этот период азербайджанский народ и его родной язык — тюркский язык уже сложились.

Читайте также: