Налоговый инспектор агент неформального контроля

Обновлено: 09.05.2024

В отличие от самоконтроля, о котором говорилось выше,внешний контроль это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный (внутригрупповой) и формальный (институциональный).

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, методы разрешения спора и конфликта, способы ухаживания, выбор имени новорожденного и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например, бракосочетания, рождения ребенка, достижения зрелости, обручения, урожая), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.

В компактных первичных группах для обуздания реальных и потенциальных девиантов постоянно действуют чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля — такие, как убеждение, насмешка, сплетни и презрение. Насмешка и сплетня являются мощными инструментами социального контроля во всех типах первичных групп. В отличие от методов формального контроля, например выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.

Не только бизнес-организации, но университеты и церкви с успехом используют экономические санкции, чтобы удержать свой персонал от девиантного поведения, т. е. такого поведения, которое расценивается как выходящее за рамки допустимого.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называютнадзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в специализированный общественный институт. Он разрастается в огромную систему, покрывающую всю страну. В такую систему входят сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, тюремные надзиратели и конвойные войска, суды, цензура.

Неформальный контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомые. Их называютагентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о ней как о важнейшеминституте социального контроля.

Формальный контроль исторически возник позже неформального — в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй.

Хотя, несомненно, его предвестников мы без труда обнаружим и в более ранний период — в так называемыхвождествах, где четко обозначился круг формальных санкций, официально применяемых к нарушителям, например, смертная казнь, изгнание из племени, отстранение от должности, а также всевозможные виды вознаграждений.

Однако всовременном обществе значение формального контроля сильно возросло. Почему? Оказывается всложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому его называютлокальным (местным). Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Онглобален.

Его осуществляют специальные люди —агенты формального контроля. Это лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они — носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви т. д.

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных правилах, то в современном его основой выступают писанные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрелинституциональную поддержку.

Формальный контроль осуществляют такиеинституты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство — системе налогообложения и социальной помощи населению, государство — полиции, секретной службе, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.

Методы контроля в зависимости от применяемых санкцийподразделяются на:

· жесткие;

· мягкие;

· прямые;

· косвенные.


Их название отличается от того, что вы узнали о типах санкций (вспомните их), но содержание тех и других во многом сходное. Четыре метода контроля могут пересекаться.

· средства массовой информации относятся к инструментамкосвенного мягкого контроля;

· политические репрессии, рэкет, организованная преступность — к инструментампрямого жесткого контроля;

· действие конституции и уголовного кодекса — к инструментампрямого мягкого контроля;

· экономические санкции международного сообщества — к инструментамкосвенного жесткого контроля.

Сделаемвыводы: внешний контроль подразделяется на неформальный (он основан на неписаных правилах) и формальный (основан на писаных нормах-законах). Второй возник позже первого и используется главным образом в современном обществе. У того и другого есть агенты и институты контроля. Методы контроля могут быть мягкими и жесткими.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, методы разрешения спора и конфликта, способы ухаживания, выбор имени новорож­денного и многое другое. Никаких писаных норм не существо­вало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В еди­ную систему социального контроля органично вплеталась ре­лигия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например, брако­сочетание, рождение ребенка, достижение зрелости, обруче­ние, урожай), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.

Неформальный контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомые. Их называют агентами нефор­мального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о важнейшем институте социаль­ного контроля.

Нетрудно заметить сходство двух процессов в обществе - со­циализации и контроля. Так оно и есть. Субъектами воздействия в том и другом случае выступают агенты и институты.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Формальный контроль исторически возник позже нефор­мального - в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй.

Хотя, несомненно, его предвестников мы без труда обнару­жим и в более ранний период - в так называемых вождествах, где четко обозначился круг формальных санкций, официально применяемых к нарушителям, например, смертная казнь, из­гнание из племени, отстранение от должности, а также всевоз­можные виды вознаграждений.

Однако в современном обществе значение формального контроля сильно возросло. Почему? Оказывается, в сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффек­тивен. Поэтому его называют локальным (местным). Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Он глобален.

Его осуществляют специальные люди - агенты формального контроля. Это лица, специально обученные и получающие зарп­лату за выполнение контрольных функций. Они - носители со­циальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейс­ких, врачей-психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви т.д.

Если в традиционном обществе социальный контроль дер­жался на неписаных правилах, то в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную под­держку.

Формальный контроль осуществляют такие институты со­временного общества, как суды, образование, армия, производ­ство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменацион­ным оценкам, правительство - системе налогообложения и со­циальной помощи населению, государство - полиции, секрет­ной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати.

Сделаем выводы:внешний контроль подразделяется на не­формальный (он основан на неписаных правилах) и формаль­ный (основан на писаных нормах-законах). Второй возник позже первого и используется главным образом в современном обще­стве. У того и другого есть агенты и институты контроля.

Методы контроля в зависимости от применяемых санкций подразделяются на:

· жесткие,

· мягкие,

· прямые,

· косвенные.

Их название отличается от того, что вы узнали о типах санк­ций (вспомните их), но содержание тех и других во многом сход­ное. Четыре метода контроля могут пересекаться.

Пример

1. Средства массовой информации относятся к инструментам
косвенного мягкого контроля.

2. Политические репрессии, рэкет, организованная преступ­
ность - к инструментам прямого жесткого контроля.

3. Действие конституции и уголовного кодекса - к инструмен­
там прямого мягкого контроля.

4. Экономические санкции международного сообщества -
к инструментам косвенного жесткого контроля.

Кроме того, в организациях (учреждениях и на предприяти­ях) существуют:

· общий контроль,

· детальный контроль.

Пример

1. Если менеджер дает подчиненному задание и не контроли­
рует ход его выполнения, то он прибегает к общему контролю.

2. Если менеджер вмешивается в каждое действие, поправля­
ет, одергивает и т.п., он использует детальный контроль.

Последний называют еще надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъек­том становится государство, и он превращается в неосновной социальный институт. Надзор разрастается до размеров круп­номасштабной социальной системы, покрывающей всю стра­ну. В такую систему входят:

сыскные бюро,

детективные агентства,

полицейские участки,

служба осведомителей,

тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура.

Другой разновидностью социального контроля является об­щественное мнение, о чем мы поговорим позже.

Сделаем выводы:типология методов контроля включает в одном случае мягкие и жесткие, прямые и косвенные методы, в другом - общий и детальный контроль. Частным случаем последнего выступает надзор, который в тоталитарном обще­стве разрастается до крупномасштабной системы.

Социализация личности протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, выступая, таким образом, агентами социального контроля.

Социальный контроль — суть особого механизма социальной регуляции поведения.

Выделяется два типа социального контроля:

— внутренний контроль или самоконтроль;

— внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм.

Внешний контроль существует в неформальной (внутригрупповой) и формальной (институциональный) разновидностях.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении общественного мнения, которое выражается через традиции, обычаи, либо средства массовой информации. Неформальный контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомые. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует учитывать ее функцию института социального контроля. Агенты неформального контроля — семья, род, религия — важные социальные институты. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах — законах, указах, инструкциях, постановлениях. Осуществляют его образование, государство, партии, средства массовой информации. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа осуществляет контроль с помощью экзаменов, правительство с помощью системы налогообложения и социальной помощи населению, государство с помощью полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.

Формальный контроль исторически возник позже неформального - в период зарождения сложных обществ и государств.

Агенты формального контроля - носители социальных статусов и ролей (судьи, полицейские, врачи-психиатры, социальные работники и другие специальные должностные лица).

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современном обществе его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

7. Законы социологии

Обратим внимание на то, что социология относительно молодая наука. Система законов и категорий социологии еще только активно формируется. Для любой науки - это основной вопрос ее утверждения, статуса, так как именно в категориях (понятиях) концентрируется, накапливается выработанное знание.

Ядро всякой науки составляют ее законы. Закон, как известно, есть отражение существенных, устойчивых и необходимых связей как внутри какого-то процесса, системы, или явления, так и между ними. Законы выражаются, как правило, в категориях. Так возникает у каждой науки собственный язык. Когда специалисты говорят на своем языке, то человек непосвященный, непрофессионал вряд ли их поймет. Видимо, отсюда родилась шутка, что наука - это когда о понятных вещах, явлениях говорят непонятным языком.

Важно уточнить, что социология имеет дело с социальными законами. Социальный закон - это выражение существенной, все общей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего, связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Социальные законы действуют во всех сферах человеческой деятельности и различаются по форме своего влияния, распространения. К примеру, одни охватывают только малую группу, класс, поселенческую общность, а другие - общество в целом.

Как и все научные законы, социальные законы характеризуются следующими основными признаками:

· во-первых, закон действует только при наличии определенных условий;

· во-вторых, при этих условиях закон проявляется всегда без каких-либо исключений;

· в-третьих, условия, при которых действует социальный закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.

Социальные законы можно разделить на две основные группы: законы функционирования, или организации, и законы развития.

Специфика функционирования большинства законов определяется рамками конкретной общественной формации, ибо любое социальное явление зависит от уровня развития общества, способа производства материальных и духовных благ. Первобытнообщинный строй, а также рабовладельческий, феодальный, капиталистический, имея общесоциологические законы, различаются спецификой их функционирования. Так, экономический или политический кризис развивается в обществе вне зависимости от позиций политических лидеров, партий и даже воли большинства населения. Типичный пример: развал СССР вопреки позиции большинства населения. Общесоциологические законы действуют почти так же, как физические, их можно использовать в своих интересах, но отменить нельзя. Следовательно, ими нельзя пренебрегать.

Конечно, есть еще законы трудового коллектива, семьи, личности той или иной социальной группы. Именно они образуют каркас специальных социологических теорий.

В социологии выделяют пять категорий социальных законов:

1. Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве населения.

1. Законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил требует изменения отношений производства.

2. Законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования.

3. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.

4. Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.

Любой социальный закон или тенденция проявляется на практике не вообще, а в конкретной форме - в деятельности отдельного человека. Человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества. Социология исследует отношения социальных общностей, слоев, личностей, что позволяет не только выявить формы проявления социональных тенденций в различных сферах общества, дисфункциональные элементы в социальном механизме, но и устранять.

Социология - это интересная наука.

13. Кравченко А. И. Социология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.— Екатеринбург Деловая книга, 1998

[1] Макросоциологическая ориентация - социология, исследующая крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы, тенденции развития общества в целом.

Раздел: Социология
Количество знаков с пробелами: 45810
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Наверное, почти все сознательные граждане, независимо от своего желания, рано или поздно встречаются с человеком, который носит звание налогового инспектора. Представители данной профессии имеют важное значение в государстве, так как их деятельность способствует пополнению его казны и функционированию государственных институтов, а последние, в свою очередь, позволяют своим гражданам жить достойно и в безопасности. Рассмотрим основные обязанности налогового инспектора.

О профессии

старший налоговый инспектор обязанности

У налогового инспектора всегда есть работа, потому что он сопровождает своих клиентов всю жизнь. Однако немногие знают тонкости, трудности и круг обязанностей этой профессии. А ведь в реальности деятельность её представителей не ограничивается сидением в кабинете и перекладыванием с места на место бумаг, как полагают некоторые люди. Должностные обязанности налогового инспектора очень обширные.

Налоговый инспектор – это сотрудник налоговой инспекции, государственный служащий, который осуществляет контроль над полнотой и своевременностью поступлений разного рода в бюджет государства с налогоплательщиков всех категорий.

Обязанности инспектора по налогам

Перечень обязанностей налогового инспектора определяется содержанием его деятельности и включает в себя следующие задачи:

  • контролировать повсеместное соблюдение налогового законодательства и привлекать к ответственности налогоплательщиков в случае необходимости;
  • тщательно изучать все документы разного рода организаций на предмет налоговых выплат или их сокрытия;
  • проводить выборочные и выездные проверки, в результате которых могут быть наложены или сняты штрафные санкции;
  • вести отчётность по налогам, собирать, анализировать, изучать масштабные объёмы информации преимущественно финансового рода;
  • консультировать граждан, обратившихся за помощью в вопросах налогообложения.

государственный налоговый инспектор обязанности

Это не все обязанности государственного налогового инспектора.

Рост нагрузок

Для его работы характерен качественный и количественный рост нагрузок, имеющий перманентный характер. Количественный рост обосновывается всё время возрастающим числом налогоплательщиков в сравнении с повышением численности работников налоговой инспекции. Качественный же вызывается появлением совершенно новых участков работы в последнее время, к которым относятся: контроль за проведением налоговых платежей с помощью банков, оборотом алкогольной продукции, денежным обращением, составление отчётности о деятельности инспекции и т.п.

Некоторые участки изменились и стали требовать гораздо большей траты ресурсов, например, при взыскании недоимок, наложении разного рода санкций, предоставлении доказательств при проверке. И хотя сбор налогов обеспечивается коллективной работой сотрудников, всё же на каждом работнике лежит личная ответственность за своевременное исполнение обязанностей налогового инспектора.

Определение способов контроля

государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок обязанности

В первую очередь, налоговый инспектор должен определить категорию налогоплательщиков и способы контроля, приносящие наибольшую выгоду государственному бюджету, и особенно усиленно работать в этих направлениях. Инспектор обязан знать, как обстоят дела у самых значимых налогоплательщиков на его участке, решать возникающие у них вопросы в сфере налогообложения, а также видеть перспективы роста доходов, пополняющих бюджет. Опираться при этом нужно не только на декларации и отчёты, предоставляемые в инспекцию, но и на итоги бесед с должностными лицами, анализ вопросов плательщиков.

Также инспектор обязан думать не только о вверенном ему участке, но и о соседних. Если он владеет информацией, которая может быть полезной другому отделу или инспекции, то он должен рассказать об этом своему начальнику, чтобы были приняты нужные меры.

Контроль сроков выполнения

Кроме того, в обязанности государственного налогового инспектора входит непрерывный контроль сроков выполнения тех или иных работ на вверенном ему участке и способствование их соблюдению. Обычно такие сроки достаточно жесткие.

старший государственный налоговый инспектор обязанности

Некоторые из них определяются налоговым законодательством, некоторые – соответствующими распоряжениями вышестоящих органов или самими руководителями. Несоблюдение предписанных сроков часто служит причиной потерь государства. Что еще входит в обязанности налогового инспектора?

Верное оформление документации

Большое значение имеет также и верное оформление документации. Если нарушаются действующие правила ее составления, то ущемляются государственные интересы, перечёркиваются результаты работы нескольких сотрудников налоговой инспекции. Так, например, невыполнение какого-либо требования по оформлению документов во время выездной проверки может свести на нет всю её доказательную базу.

Приведем еще некоторые обязанности налогового инспектора камеральных проверок.

Ответственность за превышение полномочий

Также работник налоговой службы может быть привлечён к ответственности за превышение своих полномочий, поскольку его обязанностью является точное знание порядка составления служебных документов, их регистрации, передачи плательщикам. Объём работы с документами последних, в принципе, очень большой, их сроки и формы разнятся. Однако инспектор должен своевременно обрабатывать и тщательно хранить всю информацию, поскольку на нём лежит личная ответственность за сохранность и конфиденциальность содержащихся в документации сведений.

Документы должны содержаться в таком порядке, чтобы был запрещён открытый доступ к ним посторонних людей. Обязанности старшего государственного налогового инспектора несколько разнятся.

Передача информации

права и обязанности налогового инспектора

Специалист по налогам также должен постоянно передавать руководству и смежным подразделениям различную информацию. Он отвечает за её достоверность и должен включать в документы только такие данные, в истинности которых он стопроцентно уверен и может доказать их расчётами, цифрами, нормативными актами. Поэтому нужно постоянно перепроверять сведения, не надеясь на свою память.

В настоящее время деятельность налогового инспектора сопряжена с применением различной вычислительной техники. Это способствует повышению производительности, сокращает оборот бумаг, улучшает качество аналитического труда. В то же время не компетентное владение программными средствами снижает эффективность их применения. Налоговый инспектор обязан тщательно их изучить и использовать технические возможности по максимуму. Работая с вычислительным оборудованием, нужно тщательно защитить информацию в базе данных налоговой инспекции от хакерских атак и компьютерных вирусов.

Обязанности старшего налогового инспектора указаны в должностном регламенте.

Обязательные качества налогового инспектора

Человек, желающий связать свою судьбу с работой в налоговой инспекции, должен иметь особые характеристики. Специфика профессии заключается в том, что она сочетает в себе требование работы со знаковыми системами и умение успешно контактировать с людьми. Именно поэтому каждый налоговый инспектор должен иметь следующие личностные качества:

  • аналитические навыки;
  • внимательность;
  • кропотливость, усидчивость;
  • дотошность и педантичность;
  • коммуникабельность;
  • наблюдательность.

Трудности в работе

Так как налоговый инспектор постоянно контактирует с людьми, одни из которых честно выплачивают налоги, осознавая ответственность перед страной, а другие – всячески пытаются обмануть государство, специалист обязан разбираться в психологических нюансах, и в зависимости от полученных характеристик, выбирать тактику общения с каждым налогоплательщиком. Обязанности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок многим кажутся простыми.

Специалист в налоговой сфере должен иметь высокий уровень неконфликтности. Подобно дипломату, он должен использовать не военные методы, а мирные переговоры, понимая при этом, что согласия не всегда удается достичь без оскорблений и обид.

налоговый инспектор обязанности

Нужно отметить, что налоговая инспекция даёт возможность повышения уровня профессионализма своих сотрудников. В её отделах не реже одного раза в две недели проходят занятия непрерывно работающего семинара, где анализируются новые нормативные акты, даются ответы на накопившиеся между семинарами вопросы.

Где можно работать?

Самой первой ступенькой в карьерной лестнице является должность специалиста-делопроизводителя, который выполняет преимущественно канцелярскую работу, фиксирует в журнале оборот документов и т. п. Для её исполнения могут взять даже человека с неоконченным высшим образованием в экономической области или сфере налогообложения. Поэтому такая работа может стать хорошим началом карьеры студента. Через пару-тройку лет появляется возможность занять должность специалиста отдела, инспектора, затем – старшего инспектора, руководителя отдела, заместителя начальника налоговой инспекции.

Стоит учесть, что любое повышение производится на конкурсной основе. Кропотливая работа в данной сфере учит своего сотрудника главному – способности работать с большими объёмами информации, многозадачности, организации своей деятельности и порядку. Также можно завязать нужные знакомства и связи, которые могут пригодиться и принести пользу.

Налоговые инспекторы, обладающие должным опытом, часто работают в сфере консалтинга, довольно успешно занимаясь консультированием по налоговым вопросам или оказывая юридическое содействие. Обязанности налогового инспектора отдела камеральных проверок мы рассмотрели. В чем плюсы такой работы?

Преимущества должности налогового инспектора

Главным достоинством профессии налогового инспектора можно назвать то, что представители её считаются государственными служащими. Это значит, что они никогда не утратят свой престиж и значимость, всегда будут защищаться и охраняться государством. Кроме того, это одна из самых востребованных на рынке труда профессий: налоговый инспектор вряд ли останется без работы. Человек, осуществляющий сбор налогов, помогает не только своим клиентам, но и самому себе.

Обладание знаниями в области финансов и права помогает в повседневной жизни любому гражданину, а знание всех тонкостей налогообложения совершенствует специалиста, поскольку он должен всё время развивать свой интеллект.

должностные обязанности налогового инспектора

Несомненным преимуществом профессии является также и приличный размер заработной платы, который, к слову сказать, один из самых высоких в ряде бюджетных профессий. Помимо основной оплаты труда, начисляются различные надбавки, ежемесячные премии, предусматриваются компенсации и льготы.

Недостатки профессии

На самом деле, недостатков в профессии налогового инспектора не очень много. Один из них может стать и несомненным достоинством, а именно требование всегда быть в курсе изменений законодательства в своей сфере, что заставляет работника всё время учиться.

Кроме того, значимой проблемой выступает также то обстоятельство, что налогового инспектора априори не любят, могут неласково встретить, так как он приходит изымать заработанное, пусть даже только его часть. Поэтому нужно всегда быть готовым к подобным случаям, а это значит, что психологического напряжения не избежать.

Кроме того, профессия довольно однообразна, монотонна. Обязанности инспектора выездных налоговых проверок не всем по силам.

Где можно учиться на налогового инспектора?

Правда, выбирая данную профессию и стремясь добиться высот в карьерной лестнице, нужно учитывать при поступлении существование сильной научной школы в высшем учебном заведении, его историю, практические связи с налоговыми органами.

Внешний контроль — это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на неформальный и формальный виды контроля.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации. Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, методы разрешения споров и конфликтов, способы ухаживания, выбор имени новорожденного и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, выражаемое, как правило, старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (бракосочетанием, рождением ребенка, достижением зрелости, обручением, уборкой урожая), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости. Неформальный контроль могут осуществлять также семья, круг родственников, друзей и знакомых. Их называют агентами неформального контроля. Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Исторически этот тип контроля возник позже неформального — в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй. Вместе с тем, его предвестников мы без труда обнаруживаем и в более ранний период, в 328 эпоху так называемых вождеств, где четко обозначил- ся круг формальных санкций, официально применяемых к нарушителям, например, смертная казнь, изгна- 'ние из племени, отстранение от должности, а также всевозможные виды вознаграждений. В современном обществе значение формального контроля сильно возросло.

Оказывается, в сложном социуме, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность неформальными способами. И это понятно, ведь неформальный контроль ограничен небольшой группой людей, в большой группе он неэффективен, поэтому его называют локальным (местным). Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны, он глобален. Его осуществляют агенты формального контроля — специально обученные и получающие заработную плату за выполнение контрольных функций лица. Они — носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви и т. д. Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современном его основой выступают зафиксированные в документах нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобретает институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует нас через экзаменационные оценки, правительство — посредством системы налогообложения и социальной помощи населению, государство — через полицию, секретную службу, государственные каналы радио, телевидения и органы печати. В зависимости от применяемых санкций методы контроля подразделяются на: же'сткие, мягкие, прямые и косвенные. Их содержание во многом сходно с самими санкциями. Методы контроля могут пересекаться. Жесткие Мягкие Прямые ' Косвенные пж пм кж км Рис. 6.5. Типология методов формального контроля Примеры: 1. Средства массовой информации относятся к инструментам косвенного мягкого контроля. 2. Политические репрессии, рэкет, организованная преступность — к инструментам прямого жесткого контроля. 3. Действие конституции и уголовного кодекса — к инструментам прямого мягкого контроля. 4. Экономические санкции международного сообщества — к инструментам косвенного жесткого контроля. Кроме того, в организациях (учреждениях и на предприятиях) существуют: общий и детальный контроль. Примеры: 1. Если менеджер дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения, то он прибегает к общему контролю. 2. Если менеджер вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., он использует детальный контроль. Детальный контроль называют также надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. В последнем случае его субъектом становится государство, а сам он превращается в неосновной социальный институт. Постепенно надзор разрастается до размеров крупномасштабной социальной системы, покрывающей всю страну. В такую систему входят: • сыскные бюро, • детективные агентства, • полицейские участки, • служба осведомителей, • тюремные надзиратели, • конвойные войска, • суды, • цензура.

Читайте также: