Не позднее 30 марта года следующего за истекшим налоговым периодом

Обновлено: 19.05.2024

1. Налогоплательщики обязаны по истечении налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 1.1 настоящей статьи, налоговую декларацию по налогу.

В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговая декларация по налогу представляется в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

1.1. Налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта Российской Федерации, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту Российской Федерации.

Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный настоящим пунктом порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.

Форма уведомления о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Положения настоящего пункта не применяются в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

2. Утратил силу с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

3. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица), имеющая недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, одновременно с представлением налоговой декларации представляет сведения об участниках этой иностранной организации (учредителях иностранной структуры без образования юридического лица) по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов.

4. В случае непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации в сроки, установленные настоящей статьей, налоговый орган определяет на основании имеющейся информации без проведения в отношении указанного налогоплательщика мероприятий налогового контроля не исчисленную налогоплательщиком сумму налога, подлежащую уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

При превышении суммы налога, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, над суммой налога, фактически уплаченной иностранной организацией, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по налогу.

5. Налогоплательщики - организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", представляют налоговую декларацию по налогу по месту своего нахождения до получения уведомления о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.

Комментарий к Ст. 386 Налогового кодекса

По общему правилу место уплаты налога на имущество организаций и место представления отчетности по данному налогу совпадают. Налог в отношении имущества, находящегося в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации, необходимо уплачивать по месту нахождения организации.

Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций и Порядок заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций утверждены Приказом ФНС РФ от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895.

С 1 января 2015 г. статья 386 НК РФ была дополнена Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" пунктами 4, 5, также в пункт 3 был введен новый абзац. Согласно изменениям иностранные организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно статье 374 НК РФ, в определенном случае одновременно с представлением налоговой декларации подают сведения о своих участниках, актуальные по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая данные о порядке косвенного участия (при его наличии) физических лиц или публичных компаний. Аналогичным образом направляют сведения об учредителях иностранные структуры без образования юридического лица.

ФНС России в письме от 23.01.2015 N БС-4-11/835 указала, что первым налоговым периодом исполнения предусмотренной пунктом 3 статьи 386 НК РФ обязанности иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), имеющей имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса, по представлению одновременно с налоговой декларацией сведений об участниках этой иностранной организации (учредителях иностранной структуры без образования юридического лица) будет налоговый период 2015 года.

ФНС России пришла к выводу, что указанные сведения впервые должны быть представлены иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) при представлении в срок не позднее 30.03.2016 налоговой декларации за 2015 год по состоянию на 31 декабря налогового периода 2015 года.

Дополнительно сообщила, что разработка формы сведений, представление которых предусмотрено пунктом 3 статьи 386 НК РФ, относится к компетенции ФНС России.

ФНС России рассмотрела в письме от 11.11.2014 N БС-4-11/23216@ вопрос корректного отражения КПП в налоговых декларациях по налогу на имущество организаций.

Налоговая служба, основываясь на статье 386 НК РФ, указала, что в соответствии с пунктом 3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (утв. Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895) (далее - Порядок) в титульном листе (лист 01) при заполнении титульного листа указываются КПП, которые присвоены организации тем налоговым органом, в который представляется декларация.

Таким образом, в налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговом расчете по авансовому платежу), представляемой по месту нахождения организации, необходимо указать КПП, который присвоен организации в налоговом органе по месту нахождения организации, т.е. КПП, указанный в Свидетельстве о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.

КПП, присвоенный организации по месту нахождения обособленного подразделения, должен указываться в налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговом расчете по авансовому платежу), представляемой по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения организации.

КПП по месту нахождения недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации, - на основании соответствующего уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества на территории Российской Федерации.

Письмом от 29.04.2014 N БС-4-11/8482@ ФНС России разъяснила порядок применения отдельных положений статьи 386 НК РФ в части представления налоговых деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) и Порядков заполнения налоговой декларации по налогу и налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, утвержденных Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895, в случае наличия у организации подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Так, с 1 января 2014 г. налогоплательщики, имеющие на балансе указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объекты, должны облагать указанные объекты недвижимого имущества по кадастровой стоимости в случае вступления в силу в субъекте Российской Федерации применительно к налоговому периоду 2014 г. соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В случае представления налогоплательщиками налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу за первый квартал 2014 года без учета указанных разъяснений ФНС России, налоговым органам следует уведомить таких налогоплательщиков о необходимости представления уточненных налоговых расчетов по авансовым платежам за первый квартал 2014 года.

Если указанными налогоплательщиками первичные налоговые расчеты по авансовым платежам за первый квартал 2014 года в отношении указанных объектов недвижимого имущества:

- были представлены в налоговые органы не по местонахождению указанных объектов недвижимого имущества (представлены в порядке, установленном статьей 386 Кодекса, с учетом разъяснений Управления ФНС России по г. Москве от 08.07.2011 N 16-15/066539@) или представлены крупнейшими налогоплательщиками в порядке, установленном статьей 386 НК РФ, с реквизитами (КПП и код налогового органа), отличными от реквизитов по местонахождению указанных объектов;

- в установленный статьей 386 НК РФ срок;

- суммы авансовых платежей уплачены без нарушения сроков, установленных законами субъектов Российской Федерации, то начисленные пени подлежат сторнированию в КРСБ и с учетом положений пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ к организации не применяются предусмотренные меры по взысканию пеней и штрафов за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ.

При этом течение предусмотренного пунктом 2 статьи 88 НК РФ трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки по представленным в отношении указанных объектов недвижимого имущества уточненным налоговым расчетам по авансовым платежам начинает исчисляться со дня представления налогоплательщиком указанных уточненных расчетов (письмо ФНС России от 02.06.2014 N БС-4-11/10451).

Как разъяснено в письме ФНС России от 08.04.2014 N СА-4-14/6539, в соответствии со статьями 386, 398 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы, в том числе по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации и ее обособленных подразделений, налоговую декларацию по налогам (налоговые расчеты по авансовым платежам).

При этом на основании статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (авансового расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме.

Согласно Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций и Порядку заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (Приказы ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895, от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@) при представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником декларации за последний налоговый период и уточненных деклараций за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое) в титульном листе (листе 01 в верхней его части) указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) организации-правопреемника. В реквизите "налогоплательщик" указывается наименование реорганизованной организации.

ФНС России полагает возможным на основании пункта 10 статьи 83 НК РФ осуществить учет сведений об организации-правопреемнике в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, в том числе земельных участков, принадлежавших организации-правопредшественнику на праве собственности и полученных правопреемником при реорганизации в форме присоединения, при представлении в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества, в том числе земельных участков, с присвоением КПП "39" (код документа - 2702, справочник СДУНО) на основании заявления организации в произвольной форме с обязательным указанием наименования, ОГРН и ИНН как организации-правопреемника, так и организации-правопредшественника, с приложением перечня объектов недвижимого имущества, в том числе земельных участков, расположенных на территории, подведомственной данному налоговому органу, с указанием наименования объекта недвижимого имущества, кадастрового (условного) номера и адреса места нахождения объекта.

При поступлении в последующем сведений от Росреестра о государственной регистрации прав на указанное выше недвижимое имущество постановка на учет по данному основанию должна быть осуществлена в установленном порядке.

При этом обращается внимание, что согласно пункту 5 статьи 84 НК РФ в случае прекращения деятельности российской организации в результате реорганизации снятие ее с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным Кодексом, осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

ФНС России в письме от 20.03.2014 N БС-4-11/5132 указала, что в случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, одна декларация может заполняться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации. В этом случае при заполнении декларации указывается код по ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления декларации.

При этом согласованный налоговыми органами порядок представления одной налоговой декларации по налогу на имущество организаций в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, требует ежегодного подтверждения.

ФНС России в письме от 28.02.2013 N БС-4-11/3314 отметила, что российская организация, поставленная на учет в налоговом органе по местонахождению нескольких объектов недвижимости, расположенных в пределах одного муниципального образования, должна представить налоговую декларацию по налогу на имущество организаций с заполнением одного раздела 2 в отношении всех указанных объектов недвижимости.

Представление уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций (налоговых расчетов по авансовым платежам) за периоды, предшествующие периоду перехода на представление одной налоговой декларации (налоговых расчетов по авансовым платежам) в отношении суммы налога (авансовых платежей по налогу), подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, должно производиться налогоплательщиком по новому месту учета налогоплательщика с указанием ОКАТО по старому месту учета.

Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ с изменениями в НК РФ ввёл с 1 января 2022 года (2021) упрощённое получение социальных, имущественных и инвестиционного налоговых вычетов по НДФЛ. Это новая ст. 221.1 Налогового кодекса и другие нормы. В данной статье даём инструкцию, как получить вычеты по новым правилам.

Общий подход

С подачи Минфина России законодатели упростили и ускорили порядок получения вычетов по НДФЛ. Это Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ с изменениями в НК РФ. Для некоторых их них не нужны подтверждающие документы и визит в налоговую.

Например, действующий до мая 2021 года механизм получения вычетов требует подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ с подтверждающими право на вычеты документами. Только после этого человек может вернуть 13% подоходного налога от суммы ипотечного кредита и уплаченных процентов.

Упрощённый порядок подразумевает бесконтактное общение с налоговыми органами через личный кабинет на сайте ФНС. Право на получение вычета в таком формате налоговики будут проверять сами с помощью автоматизированной информационной системы.

Налоговый вычет при покупке недвижимости: если гражданин покупает имущество с использованием банков, налоговая берёт данные от кредитных организаций, предрассчитывает вычет и выкладывает его в личный кабинет. Останется только выбрать, на какой счет перевести средства. Это касается и вычетов на покупку, и на проценты по кредитам, и инвествычета с ИИС.

Работодатели станут получать подтверждение социального/имущественного вычета напрямую от налоговой, а не от сотрудника.

Новый подход сокращает сроки оформления и получения вычетов с 4-х до полутора месяцев.

Указанный Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ начинает действовать с 1 января 2022 года, но многие ключевые нормы уже с мая 2021 года.

На какие виды вычетов распространяется новый порядок

Это несколько видов налоговых вычетов по НДФЛ:

ВИД ВЫЧЕТА

НОРМА НК РФ

  • по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо покупку жилья;
  • по кредитам (займам), полученным от банков либо организаций на рефинансирование кредитов на новое строительство либо покупку жилья.

Упрощённое получение имущественных и инвествычета

Чем руководствоваться

Упрощенный порядок получения инвестиционного и имущественных налоговых вычетов (на покупку жилья, уплату процентов по ипотеке и в сумме внесенных на ИИС денежных средств) с 20 (21) мая 2021 года регулирует новая ст. 221.1 НК РФ. Что касается социальных вычетов за обучение, лечение и добровольное страхование, то нормы о них просто уточнены.

Новый порядок распространяется на вычеты, право на которые возникло у физлица с 1 января 2020 года. То есть, нормы ст. 221.1 НК РФ имеют обратную силу (Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ).

Заявление

Для получения вычетов в упрощённом порядке нужно подать заявление.

Срок подачи – по окончании налогового периода (календарного года), не более чем за 3 года, предшествующие году подачи заявления.

Условие предоставления вычетов в упрощённом порядке – наличие в налоговом органе сведений о доходах физлица и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных налоговым агентом в бюджет. Это расчеты по форме 6-НДФЛ и справки о доходах и налоге, представленные работодателем(-ями) за соответствующие периоды.

Для вычета за внесение денег на ИИС нужно наличие в налоговом органе сведений, подтверждающих факт зачисления плательщиком средств на этот счет. Их сообщает налоговый агент.

В заявлении для возврата денежных средств нужно указать реквизиты открытого физлицом счета в банке (не путать с номером на банковской карте).

Заявление заполняют и отправляют через личный кабинет налогоплательщика по формату, который утверждает ФНС России.

О самой возможности получения вычета в упрощенном порядке укажет автоматически предзаполненное заявление на вычет в личном кабинете на сайте ФНС, сформированное по итогам 20-дневной проверки полученных от банка сведений. Там же можно отследить процесс получения вычета – с момента подписания предзаполненного заявления до возврата НДФЛ.

Таким образом, до появления предзаполненного заявления в личном кабинете от налогоплательщика не требуется никаких действий.

Отметим, что с 2021 года действует новый подход: право на имущественный вычет возникает с момента госрегистрации права собственности, а не с момента получения документа (свидетельства) на объект.

Другие документы для получения имущественных и инвествычета упрощённо по общему правилу не нужны. Необходимые и актуальные сведения налоговая в рамках обмена информацией получает от налоговых агентов, банков, Росреестра. Перечень банков – участников будет актуализироваться в специальном разделе на сайте ФНС.

Сроки рассмотрения заявления

  • не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, – в отношении сведений, представленных налоговым агентом или банком до 1 марта;
  • в течение 20 рабочих дней после дня представления сведений – в отношении представленных налоговым агентом или банком сведений после 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Камеральная проверка заявления – это анализ налоговиками соблюдения требований ст. 221.1 НК РФ и иных условий получения налоговых вычетов. По общему правилу она длится 30 календарных дней со дня подачи заявления.

Срок проверки заявления на вычеты могут продлить до 3-х месяцев, если до её окончания налоговый орган установит признаки, указывающие на возможное нарушение налогового законодательства. Такое решение будет отражено в личном кабинете в течение 3-х дней с даты принятия.

При одновременной подаче заявления (нескольких заявлений) и декларации 3-НДФЛ за один налоговый период – камеральная проверка в отношении каждого документа начинается с даты регистрации согласно очередности их направления в налоговый орган.

Решение по заявлению

ЕСЛИ НЕТ НАРУШЕНИЙ

ЕСТЬ НАРУШЕНИЯ

  • о привлечении к налоговой ответственности;
  • об отказе в привлечении к ней;
  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

А также одно из решений:

  • о предоставлении вычета полностью;
  • об отказе в предоставлении вычета полностью;
  • о предоставлении вычета частично;
  • об отказе в предоставлении вычета частично.

Закон не предусматривает возможности дать пояснения или внести соответствующие исправления в заявление на вычет.

Возврат вычета

При наличии недоимки по НДФЛ, иным налогам, задолженности по пеням и/или штрафам налоговый орган самостоятельно делает зачет суммы налога, подлежащей возврату в связи с предоставлением налогового вычета. Срок принятия такого решения – 2 дня после дня принятия решения о предоставлении вычета полностью или частично.

Если есть что возвращать, налоговый орган в течение 10 дней со дня принятия решения направляет его в территориальный орган Федерального казначейства. Тот, в свою очередь, в течение 5 дней делает возврат.

При нарушении срока возврата вычета с 16-го дня после принятия решения о его предоставлении начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ, актуальной в дни нарушения срока возврата.

Отмена решения о вычете

Налоговый агент или банк могут представить уточненные сведения, приводящие к уменьшению суммы налога, возвращенной физлицу в связи с предоставлением вычета. Тогда ИФНС в течение 5 дней принимает решение об отмене полностью или частично решения о предоставлении вычета полностью или частично.

В течение 3-х дней такое решение с суммой подлежащих возврату физлицом налога и/или процентов размещают в личном кабинете.

Возместить бюджету излишне полученное в рамках вычета нужно в течение 30 календарных дней со дня направления указанного решения через личный кабинет.

На суммы, которые физлицо должно вернуть, начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ в период пользования бюджетными средствами. Это происходит с даты поступления денег на счет или даты решения о зачете до даты принятия решения об отмене вычета.

В случае неуплаты или неполной уплаты в течение 30 календарных дней подлежащих возврату сумм налога в личный кабинет в течение 20 дней направят требование об уплате налога и/или процентов. Если его проигнорировать, налоговая запустит процедуру взыскания по ст. 48 НК РФ.

При прекращении доступа налогоплательщика к личному кабинету документы ИФНС направляет по почте заказным письмом.

Особенности упрощенного получения социальных вычетов

С вычетами за обучение, лечение и по взносам на добровольное страхование жизни порядок несколько иной. Согласно новой редакции ст. 219 НК РФ, для их получения нужно не только заявление в налоговую, но и подтверждающие документы.

Заявление и документы можно подать 3 способами:

  • в письменной форме;
  • в электронной по ТКС;
  • через личный кабинет на сайт ФНС.

Срок рассмотрения заявления – 30 календарных дней со дня подачи. В этом же срок налоговая сообщает через ЛК о результатах рассмотрения, а также сама предоставляет налоговому агенту (а не плательщику, как сейчас) подтверждение права физлица (работника) на получение соцвычетов. Естественно, возможен и отрицательный исход, когда выявлено отсутствие права на такой вычет.

Выводы

Упрощённый порядок получения имущественных и инвестиционного вычета по НДФЛ не отменяет действие общего порядка их предоставления – посредством подачи декларации 3-НДФЛ. Эти нормы тоже были соответственно уточнены.

Основное изменение в том, что при обращении физлица с письменным заявлением к работодателю (налоговый агент) подтверждение права на получение имущественных и социальных вычетов приходит сразу налоговому агенту, а не сначала работнику. Так, конечно, более логично.

Для уточнения возможности получения налоговых вычетов в упрощенном порядке можно обратиться к налоговому агенту (банку), с которым заключен договор на ведение ИИС или договор по приобретению имущества.

Налогоплательщики, имеющие личный кабинет на сайте ФНС, могут получить вычеты на покупку жилья, уплату процентов по ипотеке и в сумме внесенных на ИИС денежных средств в 2 раза быстрее и без необходимости направления декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих право на вычет документов.

Для социальных вычетов на обучение и лечение даже при упрощённом порядке их получения помимо документов нужны подтверждающие документы. По имущественным и инвествычету налоговая должна собрать все сведения сама – от налоговых агентов, банков, Росреестра.

Не исключение, что порядок получения социальных вычетов на обучение и лечение будет упрощён ещё более. ФНС пока ищет механизмы, чтобы гражданам не собирать договоры и чеки.

В 2021 году коммерческие организации должны уплачивать транспортный и земельный налоги по новым правилам. Давайте разберёмся, как изменились сроки и порядок уплаты этих налогов, тут есть несколько важных нюансов.

Biz360

С 2021 года для коммерческих организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды компании уже не сдают.

Налоговые органы продолжат приём налоговых деклараций только в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/22311@):

при подаче уточнённых налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;

при подаче уточнённых налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

Кроме того, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо подать в тех случаях, когда компания хочет заявить о налоговых льготах за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае ликвидации или реорганизации компании (п. 3 ст. 55 Налогового кодекса РФ).

Если компания подаст заявление о налоговых льготах за предшествующие 2020 году периоды, то ИФНС его не примет, а налогоплательщику будет предложено представить соответствующую налоговую декларацию (письмо ФНС от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).

Во всех вышеперечисленных случаях компании должны сдавать налоговые декларации по транспортному налогу - по форме, утверждённой приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@, а по земельному налогу – по форме, утверждённой приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.

С 1 января 2021 года для коммерческих организаций вводятся новые сроки уплаты транспортного и земельного налогов, а также авансовых платежей по этим налогам (п.п. 68 и 77 ст. 2 федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Напомним, ранее сроки уплаты налогов устанавливались правовыми актами субъектов РФ (для транспортного налога) и муниципальных образований (для земельного налога). Причём срок уплаты не мог быть установлен ранее срока предоставления налоговых деклараций, а сами декларации представлялись не позднее 1 февраля очередного года.

По новым правилам для всех коммерческих организаций устанавливаются единые сроки уплаты налогов и авансовых платежей по ним. Теперь транспортный и земельный налоги подлежат уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь авансовые платежи по налогам подлежат уплате в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом – кварталом (п. 1 ст. 363 и п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, в 2021 году устанавливаются следующие крайние сроки уплаты налогов и авансовых платежей:

1 марта – уплата налогов за 2020 год;

30 апреля – уплата авансовых платежей по налогам за I квартал 2021 года;

2 августа - уплата авансовых платежей по налогам за II квартал 2021 года (крайний срок уплаты авансов переносится, поскольку 31 июля выпадает на субботу – выходной день);

1 ноября - уплата авансовых платежей по налогам за III квартал 2021 года (крайний срок уплаты авансовых платежей переносится, так как 31 октября выпадает на воскресенье – выходной день).

Напомним, если нормативным правовым актом представительного органа субъекта РФ или муниципального образования авансовые платежи по налогам отменены, то организации в течение года их не уплачивают, а платят налоги только по итогам года (п. 2 ст. 363 и п. 2 ст. 397 Налогового кодекса РФ).

В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.

В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причём заявление допускает одновременное указание в нём разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/1599@ от 03.02.2020).

Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.

Непредставление заявления само по себе не лишает компанию права на ту или иную налоговую льготу. Если у налоговиков будет информация о том, что компании полагаются льготы, то транспортный и земельный налоги за 2020 год они рассчитают именно с учётом этих льгот.

Biz360

1. Налоговые вычеты, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 и подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в упрощенном порядке , установленном настоящей статьей (далее - упрощенный порядок).

2. Налоговые вычеты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются налогоплательщику налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке (далее в настоящей статье - заявление) по окончании налогового периода не более чем за три года, предшествующие году подачи заявления, при наличии в налоговом органе представленных в соответствии с пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса за соответствующие периоды сведений о доходах физического лица и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации. В заявлении налогоплательщик указывает для возврата денежных средств реквизиты открытого им счета в банке. Заявление должно быть сформировано и представлено налогоплательщиком в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. В целях настоящей статьи суммы инвестиционного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 настоящего Кодекса, и имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 настоящего Кодекса, определяются исходя из сведений, имеющихся в распоряжении налоговых органов, представленных налоговыми агентами или банками начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором у налогоплательщика возникло право на соответствующий вычет, по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке.

Правила обмена информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке и перечень налоговых агентов и банков, участвующих в обмене информацией в соответствии с указанными правилами, подлежат размещению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, - в отношении сведений, представленных налоговым агентом или банком до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

в течение 20 рабочих дней, следующих за днем представления сведений, - в отношении сведений, представленных налоговым агентом или банком после 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Проверка соблюдения требований, предусмотренных установленным настоящей статьей порядком, а также иных условий получения налоговых вычетов, установленных соответствующими статьями настоящего Кодекса, на основании представленного налогоплательщиком заявления осуществляется в форме камеральной налоговой проверки в соответствии с положениями статьи 88 настоящего Кодекса.

При одновременном представлении налогоплательщиком заявления (нескольких заявлений) и налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за один налоговый период камеральная налоговая проверка в отношении каждого документа начинается с даты регистрации соответствующего документа в налоговом органе согласно очередности их направления налогоплательщиком в налоговый орган.

При наличии в налоговом органе в отношении одного налогоплательщика нескольких документов, содержащих представленные в соответствии с пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса за один налоговый период сведения о доходах физического лица и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, очередность учета указанных документов налоговым органом в целях определения размера налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику в упрощенном порядке, определяется исходя из даты их представления в налоговые органы.

5. В случае, если по результатам камеральной налоговой проверки на основе заявления не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган в течение трех дней после окончания проверки принимает решение о предоставлении налогового вычета.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки на основе заявления налоговым органом одновременно с вынесением решения в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса принимается решение о предоставлении налогового вычета полностью, либо решение об отказе в предоставлении налогового вычета полностью, либо решение о предоставлении налогового вычета частично и решение об отказе в предоставлении налогового вычета частично.

6. На основании принятых решений о предоставлении налогового вычета полностью или частично налоговым органом определяется сумма налога, подлежащая возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета на указанный в заявлении банковский счет.

При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

Решение о зачете суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета, принимается налоговым органом не позднее двух дней, следующих за днем принятия соответствующего решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично.

Поручение на возврат суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета, оформляется на основании соответствующего решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично и решения о зачете суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета, и подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства не позднее десяти дней со дня принятия налоговым органом соответствующего решения.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

При нарушении срока возврата суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета, считая с 16-го дня после принятия соответствующего решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

7. В случае представления налоговым агентом или банком уточненных сведений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, приводящих к уменьшению суммы налога, возвращенной налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета, налоговый орган в течение пяти дней после получения указанных сведений принимает решение об отмене полностью или частично решения о предоставлении налогового вычета полностью или частично.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта решение, в котором указываются суммы подлежащих возврату налогоплательщиком налога и (или) процентов, направляется налоговым органом налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика (при прекращении доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика - по почте заказным письмом) не позднее трех дней со дня принятия соответствующего решения.

Суммы, подлежащие возврату налогоплательщиком, подлежат уплате налогоплательщиком в течение 30 календарных дней со дня направления налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика (при прекращении доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика - по почте заказным письмом) решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

На суммы, подлежащие возврату налогоплательщиком, начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются на сумму налога, полученную налогоплательщиком на открытый им счет в банке, начиная с даты поступления денежных средств на его банковский счет, на сумму налога, зачтенную в счет погашения недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, начиная с даты принятия решения о зачете суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета, до даты принятия решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, включительно.

8. В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком подлежащих возврату налогоплательщиком в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи сумм налога в срок, установленный абзацем третьим пункта 7 настоящей статьи, налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога и (или) процентов. Требование об уплате налога и (или) процентов направляется налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика (при прекращении доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика - по почте заказным письмом) в срок, установленный пунктом 2 статьи 70 настоящего Кодекса.

9. В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком сумм, указанных в требовании об уплате налога и (или) процентов, в установленный срок взыскание таких сумм производится в порядке, установленном статьей 48 настоящего Кодекса.

Читайте также: