Налоговая реформа александра 2

Обновлено: 20.05.2024

Финансовые реформы Александра 2-го (финансовые реформы 1860-х гг.) — комплекс мер, направленных на реформирование существующей финансовой системы, чтобы сделать ее более эффективной и соответствующей новому типу экономики.

Предпосылки проведения финансовых реформ

В 1860 г. для проведения крестьянской реформы был создан Государственный банк, который осуществлял выкупные операции благодаря огромному государственному займу. Крестьянин получал от банка крупную ссуду на 49 лет, чтобы выкупиться у помещика. Возврат полученных денег шел слишком медленно, чтобы поддержать экономику. Возрос еще и внутренний долг страны.

Государство и император понимали, что без срочного проведения финансовых реформ страна может надолго увязнуть в серьезном экономическом кризисе.

Содержание финансовых реформ

Главным идеологом новых реформ стал В.А. Татаринов, который и создал проект государственных преобразований, призванных поддержать экономику. Основная суть реформы заключалась в том, чтобы полностью переделать систему управления финансами в России, упорядочить ее работу и тем самым сделать более эффективной. До проведения реформ в системе управления финансами царил хаос, деньги постоянно куда-то исчезали, были огромные хищения и злоупотребления полномочиями, царил хозяйственный произвол. Ознакомившись с законопроектами ведущих мировых держав, Татаринов разработал новый законопроект.

Проведение реформы началось 22 мая 1862 г., когда были введены новые правила о составлении финансовых государственных смет. Чтобы избежать хищений и контролировать расход средств, все государственные ведомства отныне должны были составлять сметы, в которых подробно расписывали, на что расходуются поступающие деньги. Общая же смета государственных расходов составлялась в министерстве финансов, а затем утверждалась государственным советом и императором. После утверждения смета принимала статус государственного закона и публиковалась для общего обозрения.

В 1864-1868 гг. все доходы государства сосредоточились в новом органе — государственном казначействе, которое подчинялось Министерству финансов. Из касс казначейства средства поступали в различные государственные учреждения согласно заранее прописанным сметам и кассовым расписаниям.

Благодаря новой системе удалось навести порядок в работе финансовых организаций, полностью контролировать передвижение средств — деньги больше не терялись в недрах министерств и не попадали в карманы чиновников. Отчет обо всех операциях предоставлялся в Государственную Думу.

В 1865 г. были созданы органы местного финансового самоуправления — контрольные палаты.

Изменилась и торговля. Были введены акцизные марки сначала на алкоголь, а затем и на табак, заменяющие использовавшиеся ранее откупы. Для выдачи акциз были созданы специальные акцизные управления. Это также помогло снизить коррупцию.

Система налогообложения делилась на две части — косвенные налоги (неокладные сборы) и прямые налоги (окладные сборы).

Созданная Татариновым система дала отличные результаты, однако немаловажным было и то, что во время проведения реформы были уволены многие министры и чиновники. Император заменил их новыми, более лояльными и честными, по его мнению, людьми, которые могли бы существовать в новой системе.

Итоги и значение финансовых реформ

Предпринятые меры помогли сделать государственную финансовую систему более открытой и более эффективной. Велся строгий учет всех государственных средств, снизилась коррупция, деньги тратились на нужные и заранее обговоренные вещи, чиновники стали отвечать перед государством за каждый потраченный ими рубль. Благодаря новой системе государство смогло постепенно выбраться из кризиса и преодолеть негативные последствия раскрепощения крестьян и крестьянской реформы.

К сожалению, финансовые реформы были слишком непоследовательны, проводились урывками и им недоставало комплексности, поэтому они имели меньшую эффективность, чем могли бы. В частности, наряду с новой системой учета денег все еще действовала старая система налогообложения, которая сильно тормозила развитие. Кроме того, пришлось отказаться от проведения денежной реформы из-за недостатка запасов золота и серебра.

Финансовая реформа 60-х годов XIX века по своей сути является буржуазной. Ее инициаторы хотели преобразовать финансовую систему России и перейти к следующему, капиталистическому этапу развития государства.

Финансовая реформа Александра II

Предпосылки финансовой реформы

В 1861 году в Российской империи провели крестьянскую реформу, после чего экономика страны начала развиваться бурными темпами. В то время России были остро необходимы крупные кредиты, чтобы проводить выкупные операции. Напомним, что раскрепощенным крестьянам предоставляли земельные наделы. Но в стране для этого отсутствовали необходимые золотовалютные запасы.

Государство переживало финансовый кризис:

  • На развитие транспорта и промышленности не хватало средств.
  • Продолжался рост бюджетного дефицита. Россия покрывала его за счет займов и выпускала дополнительные казначейские билеты (деньги).
  • Национальная валюта была ослаблена, что вело к углублению экономического кризиса в государстве.

За год перед крестьянской реформой в России учредили Государственный банк, который должен был осуществить выкупную операцию. Для нормализации процесса планировалось использовать средства государственного займа. Крестьянам выдавали ссуды для своего выкупа у помещиков. Погасить ее они должны были за 49 лет. Такая финансовая политика государства привела к существенному росту внутреннего долга России.

Во избежание серьезных последствий крестьянской реформы для экономического развития страны правительство решило начать одновременное проведение финансовой реформы.

Государственный кредитный билет времен Александра II

Валериан Татаринов – главный финансовый реформатор при Александре II

Главным финансовым реформатором страны в правительстве выбрали государственного контролера Валериана Алексеевича Татаринова, который не только хотел преобразовать государственный финансовый аппарат, но и упорядочить его работу. Он посетил ведущие страны Европы, где знакомился с их методами финансового управления государством.

Проводить реформу Татаринова в России начали в мае 1862 года с введения Правил по составлению, рассмотрению и исполнению финансовых смет и государственной росписи в главных управлениях и министерствах. Вводилось ежегодное составление смет. Для этого была разработана специальная форма с разными параграфами по расходным статьям.

Общегосударственную смету составляло министерство финансов, после чего ее утверждал государственный совет, а в конце – император. В итоге она становилась официальным законом и публиковалась в газетах.

Валериан Татаринов - отец финансовой реформы Александра II

Суть финансовой реформы

С 1864 по 1868 годы государственное казначейство ведало всеми доходами страны. Оно находилось в подчинении министерства финансов. Предварительно составлялись кассовые расписания и согласованные сметы, согласно которым различные ведомства получали деньги на свои расходы.

Реформа Татаринова предоставляла следующие возможности:

  • Государство контролировало собственные финансы.
  • Министерства не тратили средства свыше своих потребностей.
  • Специальные органы контролировали все расходы.
  • Государственная Дума получала отчет об операциях.

В 1865 году состоялось создание местных органов, занимавшихся государственным финансовым контролем. Их назвали контрольными палатами.

Финансовой реформой была затронута и торговля. Вместо винного откупа появились существующие и сейчас акцизные марки. В 1866 году прошло учреждение местных акцизных управлений, регулирующих продажу алкогольных и табачных изделий, а также занимающихся выдачей акциз.

Система налогообложения состояла из двух частей: окладных сборов (прямых налогов) и неокладных сборов (косвенных налогов). Также было инициировано создание соответствующих государственных органов.

Результативность финансовой реформы была положительной:

  • Финансовые министерства очистили от взяточников и казнокрадов.
  • Старые чиновники были уволены по указу императора.
  • На их место пришли новые образованные и неподкупные люди, что пошло на пользу реформе и привело к ее ускорению.

Финансовая реформа Александра II

Значение финансовой реформы

В государстве появилась эффективная и прозрачная финансовая система со строгим учетом средств, которые не расходовались на приобретение ненужных вещей. На чиновников была возложена ответственность за потраченные средства. Финансовый кризис в России пошел на убыль. Это стало возможным благодаря снижению негативных последствий крестьянской реформы 1861 года.

Позже из-за непоследовательных действий некоторых высоких чиновников финансовая реформа забуксовала. Хоть в стране и существовал строгий контроль над расходованием средств, но Россия до сих пор не избавилась от подушной подати, а под государственным контролем находились далеко не все ведомства. Запланированную денежную реформу в стране не провели из-за нехватки серебра и золота, которыми собирались заменить бумажные деньги.

Финансовые реформы Александра 2 подразумевают под собой комплекс мер, которые направлены на организацию принципа реформирования имеющейся финансовой системы. Главная задача – выход на новый экономический этап развития страны.


Цель преобразований

Принятие решения в 1861 году внедрить крестьянскую реформу предоставила возможность освободить местное население от прямой зависимости с последующим созданием нового экономического этапа стремительного развития, остро нуждающегося в дополнительном государственном финансировании. Средства требовались на первоочередные выкупные операции – крестьянам необходимо заплатить за земельные наделы, выданные помещиками.

Ежедневно нехватка бюджета увеличивалась. Решение о выпуске дополнительных средств повлекло к ослаблению валюту и развитию кризиса.

В 1860 году принимается решение создать Государственный банк, главная задача которого заключается в проведении выкупных операций за счет внушительных займов. Крестьяне получили право на долгосрочные кредиты до 50 лет для беспрепятственного выкупа земельных наделов. Наблюдается замедленный процесс погашения долговых обязательств, что влечет стремительный рост внутреннего госдолга.

Суть и основные события

А.В. Татаринов – главный идеолог намеченных реформ. Является разработчиком государственных нововведений, призванных обеспечить стремительных выход из затяжного экономического кризиса. Главная задача реформы заключается в попытках переосмыслить сложившуюся систему управления финансовым портфелем, включая:

  • упорядочить бесперебойное функционирование Государственного банка;
  • искоренить признаки коррупции;
  • наладить сотрудничество между Государственным банком и крестьянами.

До внедрения государственных реформ наблюдалось хаотическое настроение с ярко-выраженными злоупотреблениями полномочий высшего руководящего звена. Татаринов осуществлял разработку новых законопроектов, отталкиваясь от опыта европейских экономически развитых стран.

В 1862 году впервые внедряются правила, согласно которым корректирует порядок разработки государственно сметной документации. Исключить хищение с одновременным непрерывным контролем расходов позволила четко спланированная должная инструкция для руководящего звена из системы финансового управления. Составлением сметы занимались уполномоченные представительства Министерства финансов с последующим утверждением на государственном совете.

Изменения наблюдаются в торговой сфере. Принято решение разработать акцизную марку на алкогольную продукцию с последующим расширением на табачные изделия. Для этого создается уполномоченный акцизный орган. В результате наблюдается снижение коррупции и фальсификата.


Итоги, плюсы и минусы

Разработанный комплекс мер предоставил возможность обустроить эффективную государственную систему управления финансами с открытой и прозрачной работой. Принимается решение внедрить жестких контроль за учетом расходов средств из бюджета с одновременным снижением уровня коррупции. Впервые чиновники несут прямую ответственность з каждый потраченный рубль. В результате наблюдается стремительное развитие экономических показателей по всей территории России.

Из недостатков выделяют отсутствие последовательности в утвержденных реформах. Поэтому можно говорить о малоэффективности. Это подтверждается действие устаревшей налоговой системой. Вскоре принимается решение отказаться от денежной реформы, что обусловлено отсутствием достаточных объемов серебра и золота.

Финансовые реформы 1860-х годов – буржуазные реформы, основная цель который заключалась в преобразовании финансовой системы страны, чтобы она была способна встать на путь капитализма.

Предпосылки финансовых реформ

Проведенная в 1861 году крестьянская реформа оказала огромное влияние на экономику страны. Прежде всего, Российская Империя нуждалась в огромных кредитах, которые необходимы были для осуществления выкупных операций (крестьяне получали землю при раскрепощении), однако необходимого количество золотовалютных запасов не было, так как страна находилась в стадии кризиса. Деньги также нужны были развивающейся промышленность и транспорту. Огромный дефицит бюджета рос с каждым годом, чтобы покрыть его страна брала займы и осуществляла выпуск дополнительных казначейских билетов (денег), что в итоге привело к ослаблению национальной валюты. Это грозило стране еще большим экономическим кризисом.

Еще до проведения крестьянской реформы был учрежден Госбанк (1860 год), который и должен был стать главным центром осуществления выкупной операции. Для того, чтобы процесс прошел нормально, государство вынуждено было выплачивать выкупные суммы, используя государственный займ. Крестьянин получал ссуду для того, чтобы выкупиться у помещика, которую потом выплачивал в течение 49 лет. Это привело к тому, что внутренний долг страны значительно возрос.

Для того, чтобы крестьянская реформа не повлекла за собой серьезных последствий для экономики, было принято решение одновременно провести и финансовую реформу.

Содержание финансовых реформ

Начало реформы было положено 22 мая 1862 года, когда были введены «Правила о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений". Все государственные ведомства отныне должны были ежегодно составлять сметы по специально установленной форме и подробно указывать в разных параграфах все статьи расходов. Общая смета расходов всего государства сначала составлялась в министерстве финансов, а затем утверждалась сначала государственным советом, а затем и самим императором, после чего принимала статус официального закона. В этом же году государственная смета(роспись) стала публиковаться для общего доступа.

В 1864-1868 годах все доходы государства сосредоточились в кассах государственного казначейства, подчинявшегося министерству финансов. Из этих касс средства, в соответствии с заранее согласованными сметами и кассовыми расписаниями, расходились по различным ведомствам и шли в оплату расходов. Благодаря этим реформам, существенно возросло значение государственного контроля над финансами, деньги больше не исчезали в недрах министерств, а законность всех расходов тщательно проверялась специальными органами. Отчет об операциях предоставлялся в Государственную Думу.

В 1865 году были созданы местные органы государственного финансового контроля – контрольные палаты.

Кроме того, произошел ряд изменений в торговле. Винный откуп теперь заменялся существующими поныне акцизными марками, то же самое произошло и с табаком в 1866 году. Были созданы местные акцизные управления, которые занимались урегулированием продажи алкоголя и табака и выдавали акцизы.

Налогообложение было разделено на две части – неокладные сборы (косвенные налоги) и окладные сборы (прямые налоги), были созданы соответствующие государственные органы.

Созданная система дала хорошие результаты, однако они не могли бы быть достигнуты, если бы не ряд увольнений, проведенных в финансовых министерствах. Император уволил часть старых чиновников и заменил их новыми, более образованными и неподкупными людьми. Это помогло реформам сработать быстрее.

Итоги и значение финансовых реформ

Благодаря предпринятым мерам государственная система финансов стала более прозрачной и эффективной – велся строгий учет всех денежных средств, деньги не тратились на ненужные вещи, а чиновники отвечали за каждый потраченный рубль. Это позволило государство начать выбираться из кризиса и снизить негативные последствия от раскрепощения крестьян и проведения других реформ.

Однако нельзя сказать, что финансовые реформы были слишком успешны. К сожалению, как и многие другие реформы того времени они были слишком непоследовательны. Наряду с появление строго контроля финансовой системы государства, в России все еще оставались такие пережитки прошлого, как подушная подать (налоги), а государственный контроль распространялся не на все органы. Кроме того, запланированная денежная реформа (предполагался размен бумажных денег на золото и серебро) так и не была проведена из-за недостатка металла.

Читайте также: