Налоговые щиты проблемы налогообложения в туризме

Обновлено: 26.05.2024

На туризм в полной мере оказывают регулирующее воздействие нормы различных отраслей права: таможенного, страхового, административного, экологического, о защите прав потребителей и др., но особое место отводится гражданскому праву. Так, в ГК РФ прведены основные определения, напрямую связанные с туристической деятельностью, а именно, статья 2 части 1 ГК РФ звучит так:

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Специфика этой сферы бизнеса - формы собственности на туристическом рынке представлены во всем многообразии. Работают, как частные предприниматели, так и юридические лица, в том числе некоммерческие организации.

Статьей 128 ГК РФ к одному из объектов гражданских прав отнесены работы и услуги, следовательно, туристический бизнес как деятельность по оказанию услуг попадает под действие этой статьи.

Туристическая деятельность предусматривает заключение договора возмездного оказания услуг, с одной стороны, и непосредственно связана с договором комиссии, с другой стороны, так как перепродаются услуги сторонних организаций.

Туризм и путешествия являются неотъемлемой частью индустрии гостеприимства. Путешествия – основная часть туризма. Время, расстояния, места проживания, цели и продолжительность пребывания – все это отличительные элементы туризма. В целом туризм - многоцелевой феномен, одновременно сочетающий в себе элементы приключений, романтику дальних странствий, некоторую тайну, посещение экзотических мест и земные заботы предпринимательства, вопросы здоровья, личной безопасности и сохранности имущества граждан.

Туристская деятельность делится на туроператорскую; турагентскую; клубный отдых.

На практике они могут носить любое название - от туристического бюро до ассоциации туристов и путешественников. Однако с точки зрения вида предпринимательства их можно подразделить на туристические агентства и туристических операторов.

Что означают эти термины, в чем их основные различия и особенности?

Туристический продукт формируется из услуг предприятий, причастных к обслуживанию людей на отдыхе и в путешествиях: транспортных фирм и компаний, гостиниц, ресторанов, кафе, экскурсионных фирм, музеев и выставочных залов, парков аттракционов, азартных мероприятйя и заведений, спортивных и курортных организаций.

Турагент реализует туристический продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туров) или свободного набора услуг (заказных туров).

Туроператор комплектует туры и формирует комплекс услуг для туристов, разрабатывает туристические маршруты, насыщает их услугами путем взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, готовит рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены туров, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам.

Турагент – организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроперетором туров потребителю. Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения обратно.

Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами. Это специфический вид туристического бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристического рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления.

Основные функции туристических организаций: комплектующая; сервисная; гарантийная.

Комплектующая функция – это комплектация тура из отдельных услуг - для рецептивного туроператора; комплектация комбинированных туров из туров рецептивных - для инициативного туроператора; комплектация пакетов туров с транспортными и некоторыми другими видами услуг – для турагентств.

Сервисная функция – это обслуживание туристов на маршрутах и в офисе при продаже пакетов туров.

Гарантийная функция - это предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристическим услугам в обусловленном количестве и на обусловленном уровне. Согласно действующему международному и российскому законодательству за качество предоставленной услуги полную ответственность перед туристом несет та организация, которая сформировала и продала ему пакет услуг, независимо от того, сама она предоставляет эти услуги или третье лицо (поставщик услуг).

Обычно туроператор – это более крупная, чем турагент, компания. Она имеет головной офис и несколько филиалов – агентскую сеть. Независимо от собственной агентской сети, туроператор заключает агентские соглашения с независимыми турагентствами на продажу своих туров.

Турагенты и тураператоры могут иметь разнообразные формы собственности: частную, государственную, акционерное общество, однако суть предпринимательской деятельности и рыночные функции от этого не меняются.

Главной рыночной задачей, как турагента, так и туроператора, остается обеспечение устойчивого положения на туристском рынке и получение устойчивой прибыли.

Туроператор имеет некоторый туристический продукт, и его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. Туроператор может приобретать отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристический продукт со своим механизмом ценообразования. В это время турагент действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристического продукта. Турагент реализует туристический продукт (часто и отдельные услуги: авиабилеты, номера в гостиницах и т.д.) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг;

по принадлежности туристического продукта.

Туроператор всегда имеет запас туристического продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу), только когда клиент проявляет покупательский интерес.

Интенсивное развитие индустрии туризма, возникновение и рост конкуренции повлияли на формирование системы туроператоров и предопределили их дальнейшую специализацию.

По виду деятельности туроператоры бывают:

операторами массового рынка – продают большое число турпакетов, в которые включаются чартерные авиарейсы в определенные пункты назначения, главным образом, в места развития массового туризма;

специализированными операторами – специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т.д.).

В свою очередь, специалированные операторы подразделяются на туроператоров:

специального интереса (например, организация сафари в Африке);

специального места назначения (например, фирмы, специализирующиеся только на Англии или Испании);

определенной клиентуры (бизнес-туры, молодежные и семейные туры и т.д.);

специальных мест назначения (например турбазы и т.п.);

использующих определенный вид транспорта (автобусы, теплоходы и т.д.).

По месту деятельности туроператоры бывают:

местными (внутренними) – ориентируют турпакеты в пределах страны происхождения;

выездными ориентируют турпакеты на зарубежные страны;

операторами на приеме – базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.

Кроме того, в более общем смысле туроперейтинга принято разделять туроператоров на инициативных и рецептивных.

Инициативные туроператоры отправляют туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими предприятиями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристического продукта, состоящего (по нормам Всемирного туристического объединения) из не менее, чем трех услуг: размещение туристов; транспортировка туристов; любая другая не связанная с вышеназванными услуга;

Классические инициативные туроператоры формируют из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту) сложные туры, обеспечивают проезд к месту начала путешествия и обратно и организуют предоставление внутримаршрутного транспорта. К ним относятся выездные и внутренние туроператоры, занимающиеся отправкой туристов в другие регионы страны.

Рецептивные туроператоры работают на приеме, то есть комплектуют туры и программы по обслуживанию туристов с использованием прямых договоров с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т.д.)

Если в целях налогообложения прибыли туроператор применяет метод начисления, то выручка от продажи путевок признается доходом в момент их реализации (пункт 3 статьи 271 НК РФ).

Туроператоры имеют право самостоятельно определять дату реализации путевок туристам:

в момент передачи туристу путевок и полного комплекта документов;

в день окончания тура.

Если турфирма применяет кассовый метод определения доходов и расходов при расчете налогооблагаемой прибыли, то доходы организации будут признаваться в том отчетном периоде, когда они фактически получены, а расходы – когда они фактически оплачены (пункт 1 статьи 273 НК РФ).

Учетной политикой туроператора предусмотрено: выручка от реализации индивидуального тура определяется в день передачи туристу путевки и всех необходимых документов.

– проживание и проезд – 12 000 руб., в том числе НДС – 2000 руб.;

– питание – 3000 руб., в том числе НДС – 500 руб.

В январе 2003 года заказчику были переданы документы, в том числе и туристская путевка.

декабрь 2002 года

Дебет 20 Кредит 60 – 10 000 руб. (20 000 – 2000) – отражена стоимость проживания и проезда;

Дебет 19 Кредит 60 – 2000 руб. – учтен НДС по проживанию и проезду;

Дебет 20 Кредит 60 – 2500 руб. (3000 – 500) – отражена стоимость питания;

Дебет 19 Кредит 60 – 500 руб.– учтен НДС;

Дебет 60 Кредит 51 – 15 000 руб. (12 000 + 3000) – оплачены расходы по формированию тура;

Дебет 43 Кредит 20 – 12 500 руб. – сформирована стоимость тура;

январь 2003 года

Дебет 62 Кредит 90-1 – 19 215 руб. – отражена выручка от реализации тура в день передачи путевки и всех необходимых документов;

Дебет 90-2 Кредит 43 – 12 500 руб. – списана на реализацию стоимость тура;

Дебет 90-9 Кредит 99 – 5500 руб/ (19215-915-3050-12500) – отражена прибыль от реализации тура.

В соответствии с действующей редакцией ГК РФ за туроператором закреплена обязанность уплаты турагенту комиссионного вознаграждения. Оно может быть установлено: как процент от стоимости путевки; как разница между ценой ее продажи и ценой, которая назначена туроператором; в виде фиксированной суммы. В договоре необходимо предусмотреть: порядок определения и размер вознаграждения; срок его уплаты; форму и порядок предоставления турагентом отчета о реализованных путевках.

Момент передача туроператору путевок реализацией не признается. Моментом определения выручки от продажи туристского продукта служит дата окончания тура. Выручка от реализации отражается на основании ваучера, который подтверждает оказание услуг.

Момент реализации турпродукта можно отражать в учете туроператора на основании отчета турагента о продаже путевок на день передачи ее туристу.

В учетной политике туристской фирмы необходимо закрепить порядок определения выручки, как в целях бухгалтерского, так и налогового учета.

Если в налоговом учете туроператор рассчитывает доходы и расходы методом начисления, то днем получения дохода является дата продажи путевки, указанная в отчете комиссионера (пункт 3 статьи 271 НК РФ).

Если же учет доходов и расходов ведется кассовым методом, то выручку от реализации в целях налогового учета нужно отражать в том месяце, когда на расчетный счет туроператора поступят деньги от турагента.

Турагентство – достаточно распространенный вид бизнеса в туризме. Конкуренция подталкивает туристические фирмы к поиску своей ниши в турбизнесе, заставляет приспособления к спросу с учетом различий между отдельными группами потребителей. Значительная часть фирм действует как розничные турагентства, работая с клиентами напрямую.

Основные задачи турагентства:

полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристическим центрам и т.д.

продвижение этой информации с помощью рекламы;

организация продажи туристического продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристического бизнеса.

Туристические агентства могут иметь разнообразные формы:

чисто туристические агентства по продаже туров, сформированных туроператорами на условиях комиссионного вознаграждения;

транспортно-туристические агентства по организации транстуров. Здесь есть перспективы для создания совместных предприятий с транспортными организациями: авиационно-транзитными предприятиями, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются агентские соглашения на реализациию транспортных билетов.

С точки зрения специфики деятельности турагентства могут быть многопрофильными (наиболее распространены), то есть осуществляющими комплексное обслуживание любых клиентов, включая отпускников, командированных и пр. и специализированными, наиболее распространенными из которых являются коммерческие турагентства, организующие деловые поездки для крупных компаний, включая конгрессное обслуживание, а также специализирующиеся в организации отдыха.

Если турагент продает путевки по посредническим договорам, то момент реализации путевок в зависимости от выбранного метода учета доходов и расходов определяется так:

при использовании метода начисления – это дата утверждения отчета;

при использовании кассового метода – это дата получения от покупателей оплаты за проданные путевки.

Предварительная оплата туров также считается выручкой.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Действующая в настоящее время налоговая система не только очень сложна, но и не дает предприятиям четкой ориентации на направления деятельности, которые могли бы ослабить налоговое бремя.

Уровень налоговой нагрузки на экономику в 2006 г. составил примерно 40 % при пороговом значении не выше 35 %. На предприятиях туристской сферы уровень налогового бремени меняется в зависимости от активного и "мертвого" сезона, характерных для этого вида деятельности, и колеблется в пределах от 25 до 80 %. Приведенные цифры не отражают реальной действительности, так как экономическая наука до сих пор не определилась в отношении критериев степени тяжести налогового бремени. На этот счет высказываются различные точки зрения. Тем не менее на макроуровне принято считать, что лучшим инструментом является кривая Лаффера. Ее суть заключается в том, что повышение налоговых ставок только до определенного момента может вести к росту суммы собранных налогов. Превышение этого уровня подрывает стимулы деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений уменьшается. Это приводит к резкому падению деловой активности фирмы (вплоть до сворачивания бизнеса) и массовому уклонению от налогов.

Показатель налоговой нагрузки на экономику в целом заведомо выше нагрузки на микроуровне прежде всего за счет того, что на микроуровне во внимание принимаются только платежи организаций, выручка от реализации продукции всегда выше вновь созданной стоимости (ВВП) на величину материальных затрат.

Обобщающие показатели налоговой нагрузки будут опережать величину совокупного налогового изъятия из общей суммы финансовых ресурсов предприятия. Их изучение позволит судить о степени влияния налогов на финансовый потенциал субъекта предпринимательства.

Частные показатели определяются путем отношения налоговых платежей к соответствующему источнику их покрытия. К ним можно отнести показатели налоговой нагрузки на выручку от реализации; на себестоимость; облагаемую прибыль; чистую прибыль; на одного работника.

Предлагаемая методика может быть рекомендована к использованию в отраслевых методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта.

Как отмечалось выше, налоговая нагрузка на туристские предприятия очень высока. Значительную часть полученной прибыли они вынуждены направлять на уплату налогов, а не на расширение производства и стимулирование работающего персонала, что противоречит сущности прибыли как экономической категории и стимулирующей функции налогов.

Жесткая систем налогообложения усиливает стремление предприятий к уменьшению налоговых платежей. Под минимизацией налогов понимаются определенные действия налогоплательщика, ведущие к сокращению налоговых выплат субъектов хозяйствования, оптимизация чрезмерной налоговой нагрузки в рамках действующего законодательства.. Из всего многообразия способов минимизации налоговых выплат выделяется налоговое планирование, основанное на активном использовании налогового щита — инструмента, позволяющего в рамках налогового законодательства защитить доходы предприятия от налогообложения.

Налоговые щиты в сфере туризма можно классифицировать по следующим признакам:

- организационно-правовая форма хозяйствования;

- место размещения и регистрации налогоплательщика;

- виды хозяйственной деятельности, частично или полностью освобождаемые от налогов;-- воздействие на налогооблагаемый доход;

- содержание учетной политики туристского предприятия;

- использование налогового кредита и других льгот, определенных Указом Президента Республики Беларусь "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям" от 28.03.2006 г. № 182;

- создание специальных налоговых щитов.

Действенность налогового щита в туристских фирмах возможна при условии квалифицированного менеджмента.

Особенности страхования в туризме

Турфирма страхует свое имущество, транспортные средства, финансовые риски. Эти виды страхования в туризме проводятся в том же порядке, что и страхование в других отраслях экономики. Особенности страхования в туризме касаются непосредственно страхования туристов.




Страхование туристов - это особый вид страхования, обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их пребывания в туристических поездках.

Применяются следующие виды страхования: медицинское; жизни и здоровья; имущества; на случай задержки транспорта; на случай плохой погоды во время нахождения на отдыхе; расходов, связанных с невозможностью совершить поездку; ассистанс; ответственности владельца автотранспортных средств и т. п. Одним из основных видов страхования в туризме является медицинское страхование, которое обычно покрывает расходы на медицинские услуги, услуги стационаров, перевозку машиной скорой помощи, приобретение лекарств, уход за больным (при несчастном случае или внезапном заболевании), транспортировку тела на родину (в случае смерти за рубежом). Если возраст страхуемого превышает 65 лет, то взимается двойной тариф. Лица свыше 70 лет страхованию не подлежат. Страхование производится без медицинского освидетельствования.

Особым видом страхования является ассистанс. Он обеспечивает туристам или специалистам, командированным за рубеж, помощь на месте в технической (ремонт авто), денежной или иной форме. Ассистанс - это перечень в рамках договора услуг, оказываемых в нужный момент в натурально-вещественной форме или в виде денежных средств через техническое, медицинское и финансовое содействие.

Читайте также: