Налоговые проверки в период коронавируса

Обновлено: 16.05.2024

Правительство РФ запретило включать субъектов малого предпринимательства в ежегодные планы проверок на 2021 год.

Предусмотрен ряд исключений. Например, от проверок не освобождается малый бизнес, отвечающий двум критериям:

- организация или ИП были привлечены к административной ответственности в виде приостановления деятельности;
- с момента окончания проверки, по итогам которой было применено наказание, прошло менее 3 лет.

Не избежать плановых проверок и тем, у кого есть объекты чрезвычайно высокого или высокого рисков.

- проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи;

- после 1 июля 2021 г., но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой выездной проверки, включенной в ежегодный план на 2021 год, может быть принято решение о проведении вместо нее инспекционного визита;

- срок проведения плановых проверок, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., не может превышать 10 рабочих дней с учетом особенностей исчисления предельных сроков, установленных законом;

- при формировании ежегодных планов проверок в них не включаются плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр (с учетом установленных исключений, в частности в отношении лиц с высоким уровнем риска, проверок, проводимых при осуществлении лицензионного контроля, и т.д.);

Утвержденные ежегодные планы подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего постановления не позднее 15 декабря 2020 г.

2020 год

Меры поддержки бизнеса в условиях коронавируса.

Правительством РФ на период 2020 года принято решение о приостановлении проведения плановых административных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства:

Нормативно-правовая база:

Запрет на проведение плановых проверок субъектов МСП (в рамках 294-ФЗ):

- Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
- Контроль в сфере обращения лекарственных средств;
- Контроль за обращением медицинских изделий;
- Лицензионный контроль;
- Санитарно-эпидемиологический надзор;
- Надзор по закону о защите прав потребителей;
- Пожарный надзор;
- Страховой надзор (в частности, контроль качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями);
- Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- Некоторых других видов контроля (см. ч. 3.1 и 4 ст. 1 ФЗ № 294).

Запрет на проведение проверок не распространяется на:

- Налоговый и финансовый контроль;
- Проведение административных расследований;
- Проведение проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
- Проведение некоторых других мероприятий, указанных в ч. 3 ст. 1 ФЗ № 294.

Не были приостановлены:

• Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований;
• Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.

Если в процессе их проведения будут выявлены нарушения, это также может послужить основанием для проведения внеплановых проверок, в частности, медицинских организаций (ч. 5 ст. 8.3 ФЗ № 294).

Исключение из реестра плановых проверок

Решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны быть приняты органами контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу ПП РФ № 438 (п. 3).

Данное Постановление вступило в силу 14 апреля, а значит уже до 23 апреля организации, которые числились в реестре плановых проверок на 2020 год, должны быть оттуда исключены.

Внеплановые проверки по прежнему могут проводится:

• Выявлены факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью.
Согласование прокуратуры - требуется.

• Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласование прокуратуры - требуется.

• Проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Согласование прокуратуры - требуется.

• Поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя.
Согласование прокуратуры - не требуется.

• Требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (например, в случае поступления в прокуратуру обоснованной жалобы от пациента на нарушение его прав).
Согласование прокуратуры - не требуется.

• Поступление в Росздравнадзор заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о выдаче лицензии на медицинскую деятельность.
Согласование прокуратуры - не требуется.

• Ходатайство медицинской организации о проведении Росздравнадзором внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания об устранении нарушений.
Согласование прокуратуры - не требуется.

• Проверка исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
Согласование прокуратуры - не требуется.

Как быть с теми проверками, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020?

Как указано в п. 9 ПП РФ № 438, проверки, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18.03.2020, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу данного постановления. Исключение – внеплановые проверки, указанные в таблице выше, а также плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

Налоговый контроль в условиях коронавируса:

Нормативно-правовая база: Постановление Правительства от 02.04.2020 г. №409 (в ред. От 24.04.2020 г.)

Меры поддержки бизнеса при проведении и окончании процедуры налогового контроля:

Приостановлено до 31 мая 2020 г. включительно:

- вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- течение сроков, установленных НК РФ в части процедурных документов, предусмотренных, в том числе статьями 100, 100.4 и 101 НК РФ по проверкам указанным выше;
- инициирование налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ;
- проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ, за исключением случаев, когда по проводимым проверкам соблюдения валютного законодательства РФ выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 г. В указанных случаях проведение проверок соблюдения валютного законодательства РФ и осуществление административного производства могут продолжаться только в части таких нарушений.

Продлено:

- на 20 рабочих дней – установленный НК РФ срок представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации) пояснений, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно (т.е. представлении документов и информации, в том числе по ст. 88, 93 и 93.1 НК РФ, за исключением см. ниже);

- на 10 рабочих дней – установленный НК РФ срок представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, направляемому в рамках камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно;

- на 3 месяца – установленный НК РФ срок представления организациями заявлений о проведении налогового мониторинга за 2021 год.

Приостановление проведения назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок в данном случае влечет установление запрета на проведение всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках таких проверок.

Приостановление течения сроков, установленных НК РФ (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, распространяется на сроки осуществления следующих мероприятий (действий):

- проведение выездной налоговой проверки;

- приостановление проведения выездной налоговой проверки;

- составление акта выездной налоговой проверки;

- вручение акта выездной налоговой проверки;

- представление возражений на акт налоговой проверки;

- рассмотрение материалов выездной налоговой проверки;

- проведение дополнительных мероприятий налогового контроля;

- составление дополнения к акту налоговой проверки;

- вручение дополнения к акту налоговой проверки;

- представление возражений на дополнение к акту налоговой проверки;

- составление акта, предусмотренного статьей 101.4 НК РФ;

- представление возражений на акт, предусмотренный статьей 101.4 НК РФ;

- рассмотрение дела о налоговом правонарушении, предусмотренного статьей 101.4 НК РФ.

Если на период до 31.05.2020 включительно приходится дата, на которую назначено рассмотрение материалов налоговой проверки или дела о налоговом правонарушении (статьи 101, 101.4 НК РФ), налоговому органу в письменной форме необходимо известить участвующих в таком рассмотрении лиц о новом сроке рассмотрения дел.

При этом, ФНС России обращает внимание налогоплательщиков на то, что указанные в Постановлении №409 приостановления и возобновления 01.06.2020 г. не будут оформлены решением налогового органа.

Также приостановление течения сроков, указанных выше не препятствует вынесению итогового решения по выездной налоговой проверке, и направлению его лицу, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка, если к моменту получения настоящего письма материалы такой проверки уже рассмотрены в установленном порядке, и все предусмотренные НК РФ процедуры соблюдены. В данном случае срок для вступления в силу указанного решения начинает течь 01.06.2020. Соответственно 01.06.2020 начинает течь срок для подачи апелляционной жалобы на указанное решение.

Прочие документы:

Согласно постановлению, в частности:

- проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи;

- после 1 июля 2021 г., но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой выездной проверки, включенной в ежегодный план на 2021 год, может быть принято решение о проведении вместо нее инспекционного визита;

- срок проведения плановых проверок, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., не может превышать 10 рабочих дней с учетом особенностей исчисления предельных сроков, установленных законом;

- при формировании ежегодных планов проверок в них не включаются плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр (с учетом установленных исключений, в частности в отношении лиц с высоким уровнем риска, проверок, проводимых при осуществлении лицензионного контроля, и т.д.);

Утвержденные ежегодные планы подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего постановления не позднее 15 декабря 2020 г.

Читайте также: