Налоговые правонарушения свидетелей экспертов переводчиков специалистов и иных лиц

Обновлено: 17.05.2024

Налоговые органы в рамках контрольных мероприятий вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Это право налоговиков зафиксировано в пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ. В статье 90 НК РФ уточнено, что в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, значимые для налогового контроля. Кроме того, положения ст. 90 определяют процедуру вызова свидетеля на допрос, требования к нему и то, кого можно допрашивать, а кого нельзя.

Применение этих правил на практике зачастую вызывает вопросы. Ответим на некоторые из них в данном материале с учетом судебной практики и разъяснений официальных органов.

Целью допроса свидетелей является выяснение обстоятельств осуществления определенных финансово-хозяйственных операций налогоплательщика, которые вызывают сомнения у контролеров. Информацию, полученную в ходе допроса, налоговики в дальнейшем используют как элемент доказательной базы в делах о нарушении налогового законодательства. Иными словами, это мероприятие может иметь достаточно серьезные последствия для проверяемого налогоплательщика. Значит, отнестись к нему нужно с должным вниманием.

Кто может быть допрошен в качестве свидетеля?

Действующее налоговое законодательство относит к числу свидетелей, которые могут быть допрошены представителями ИФНС, любых физических лиц, обладающих, по мнению контролирующего органа, сведениями, имеющими значение для налогового контроля. Иными словами, налоговики вправе брать показания как у работников и должностных лиц (в том числе – бывших) налогоплательщика, так и у его контрагентов, налоговых агентов и прочих обязанных лиц.

При этом работодатель не вправе присутствовать при таких допросах, что следует из Определения ВС РФ от 16.06.2020 № 301-ЭС20-8110.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний согласно п. 5 ст. 90 НК РФ влекут ответственность, предусмотренную ст. 128 НК РФ (штраф в размере от 1 000 до 3 000 руб.). Отказ свидетеля от дачи показаний возможен только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 3 ст. 90 НК РФ).

Минфин в Письме от 08.05.2019 № 03-02-08/33719 подчеркнул: разрешая споры по делам о привлечении лиц, вызываемых налоговыми органами в качестве свидетелей не по делу о налоговом правонарушении, к ответственности, предусмотренной ст. 128 НК РФ, суды признают несостоятельной позицию о том, что ответственность по данной статье может наступить лишь в рамках дела о налоговом правонарушении.

Обязаны ли налоговики сообщать в повестке, о каком налогоплательщике будут спрашивать?

В статье 90 НК РФ указано на право налоговиков вызвать в качестве свидетеля любое физическое лицо, но сама процедура вызова свидетеля никак не регламентирована. Этот факт отмечен Минфином в Письме от 18.10.2019 № 03-02-08/80594. В нем же авторы письма напоминают, что п. 5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 налоговым органам рекомендовано осуществлять повесткой вызов свидетеля для дачи показаний. Как должна быть оформлена такая повестка, какая информация должна в ней содержаться – чиновники не пояснили. При этом Налоговым кодексом не предусмотрено при направлении повестки и вызове свидетеля на допрос указание информации о наименовании налогоплательщика, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля.

Из сказанного следует, что контролеры вообще не обязаны при вызове свидетеля на допрос сообщать сведения о проверяемом лице.

В свою очередь, если свидетель проигнорирует вызов лишь потому, что в повестке отсутствует информация о том, о ком конкретно пойдет речь на допросе, его оштрафуют на основании ст. 128 НК РФ. Такой вывод следует из Решения ФНС России от 05.12.2018 № СА-2-9/1927@.

Со своей стороны, отметим: при наличии уважительных причин (болезнь, несвоевременное получение повестки, дальнее расстояние, ограниченный срок для явки и пр.) можно перенести время и место проведения допроса. Однако о таких причинах свидетелю (чтобы избежать штрафа по ст. 128 НК РФ) следует заранее известить налоговый орган, направивший повестку.

Кого налоговики допросить не вправе?

В пункте 2 ст. 90 НК РФ установлен запрет на допрос в качестве свидетелей малолетних или недееспособных лиц, а также лиц, обладающих необходимой информацией, но связанных профессиональной тайной (например, адвокатов или аудиторов).

Присутствие представителя (адвоката) свидетеля при допросе

Возможность участия в допросе представителя (адвоката) свидетеля в ст. 90 НК РФ прямо не предусмотрена. Однако и запрета на этот счет никакого нет.

Налоговый кодекс не устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе. Значит, круг лиц, присутствующих при проведении допроса свидетеля, не ограничен (см. Письмо Минфина России от 18.12.2020 № 03-02-08/111223). К тому же при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ право на получение квалифицированной юридической помощи (см. письма ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@ и от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@).

Иными словами, свидетель при допросе должностными лицами налогового органа вправе воспользоваться квалифицированной юридической помощью, то есть услугами адвоката.

К сведению: согласно ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ (далее – Закон № 63-ФЗ) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Процедура допроса налоговым органом свидетеля с участием представителя

Специалисты ФНС в Письме от 17.08.2020 № ЕА-4-15/13203@ подчеркнули: налоговым законодательством не регламентированы права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке ст. 90 НК РФ. И Закон № 63-ФЗ не регламентирует участие адвоката от имени доверителя в процессуальных мероприятиях, проводимых в отношении последнего.

По мнению ФНС, в процессе допроса свидетеля его адвокат в силу п. 3 ст. 99 НК РФ вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Но ответы на вопросы дает свидетель самостоятельно.

Обратите внимание: в соответствии со ст. 90 НК РФ при проведении налоговых проверок адвокат не может допрашиваться налоговыми органами в качестве свидетеля, если он получил информацию, необходимую для налогового контроля, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей и если подобные сведения относятся к профессиональной тайне адвоката (см. Письмо ФНС России № ЕА-4-15/13203@).

Может ли на допрос к налоговикам вместо свидетеля прийти представитель?

В силу ст. 29 НК РФ налогоплательщик вправе участвовать в налоговых отношениях через представителя. Тот представляет интересы на основании нотариальной доверенности. Однако эта норма не предусматривает возможность возложения полномочий свидетеля на представителя.

Статья 48 Конституции РФ наделяет каждого россиянина правом использовать юридическую помощь. Это не значит, что свидетель может заменять себя на иное лицо.

Таким образом, передача полномочий свидетеля представителю (адвокату) по доверенности действующим законодательством не предусмотрена (см. также Письмо Минфина России от 18.12.2020 № 03-02-08/111223, Решение ФНС России от 11.04.2018 № СА-3-9/2269@).

Где может быть проведен допрос?

Положения ст. 90 НК РФ прямо не определяют, где именно (в каком помещении) в рамках налоговой проверки может быть проведен допрос свидетеля. Как правило, допрос проходит либо на территории проверяемого налогоплательщика, либо в стенах ИФНС.

Вместе с тем согласно п. 4 ст. 90 НК РФ показания свидетеля (в том числе бывшего работника проверяемого налогоплательщика) могут быть получены и по месту его пребывания. Это возможно:

если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган из-за болезни (старости или инвалидности);

в иных случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

При этом п. 5 ст. 91 НК РФ гласит, что доступ должностных лиц, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения против воли проживающих в них физлиц не допускается (согласие жильцов не требуется только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения).

Можно сделать вывод, что допрос свидетеля (в том числе бывшего работника налогоплательщика) может быть проведен в его квартире при условии, что он не возражает против визита контролеров. Аналогичный вывод сделан в письмах Минфина России от 01.09.2020 № 03-02-08/76651, от 20.02.2018 № 03-02-08/10690.

Обратите внимание: в Письме от 18.10.2019 № 03-02-08/80594 чиновники Минфина, сославшись на Определение ВС РФ от 03.02.2015 № 309-КГ14-2191, пояснили, что если допрос свидетеля был произведен не в помещении, а на улице, это обстоятельство с учетом положений ст. 90 НК РФ само по себе не свидетельствует о недопустимости данных показаний в качестве доказательства по делу, подлежащего оценке в совокупности с иными доказательствами по делу.

Правомерны ли допросы свидетелей до начала проверки?

Действующее налоговое законодательство устанавливает определенные временные периоды, в течение которых можно допрашивать свидетелей. Прежде всего допрос может быть проведен непосредственно во время налоговой проверки. Свидетели могут быть допрошены и до того, как проверка начнется, либо же в ходе мероприятий дополнительного контроля (например, для уточнения результатов проверки). Правомерность таких действий налоговиков отмечена в ряде судебных решений.

В Постановлении АС ЗСО от 10.09.2020 № Ф04-2361/2020 по делу № А75-2899/2019 по данному вопросу сказано следующее. Пленум ВАС в п. 27 Постановления от 30.07.2013 № 57 отметил, что налоговый орган, руководствуясь нормой абз. 3 п. 4 ст. 101 НК РФ, при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать также документы, полученные в установленном НК РФ порядке до момента начала соответствующей налоговой проверки. Исходя из этого протоколы допросов свидетелей, полученные налоговым органом до проведения проверки, являются допустимыми доказательствами (см. также Постановление АС ЗСО от 05.04.2019 № Ф04-1167/2019 по делу № А70-7658/2018).

Кстати, схожую позицию занимают арбитры и в отношении правомочности протоколов допросов свидетелей, проведенных налоговиками в период при­остановления налоговой проверки. Пленум ВАС еще в п. 26 Постановления № 57 отметил, что в период приостановления выездной налоговой проверки налоговый орган не лишен права осуществлять контрольные мероприятии (включая допросы свидетелей) вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов. Кассационные суды, разумеется, используют этот тезис при рассмотрении налоговых споров (см., например, постановления АС СЗО от 30.07.2020 № Ф07-7553/2020 по делу № А56-108101/2019, АС ДВО от 28.11.2019 № Ф03-4534/2019 по делу № А73-11713/2018).

Требования к протоколу допроса

Как упоминалось ранее, показания свидетеля должны быть занесены в протокол. Его форма утверждена в приложении 13 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. А перед получением показаний должностное лицо налогового органа обязано предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Требования к оформлению протокола предусмотрены в ст. 99 НК РФ. Так, согласно п. 4 названной статьи протокол допроса свидетеля должен быть подписан составившим его должностным лицом налогового органа и всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Основной целью подписания протокола является удостоверение его содержания допрашиваемым лицом.

Конечный этап рассматриваемого мероприятия – ознакомление с протоколом и его подписание свидетелем. При этом налоговый орган обязан выдать свидетелю копию протокола допроса (п. 6 ст. 90 НК РФ). В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

Как отметили арбитры АС СЗО в Постановлении от 30.07.2020 № Ф07-7553/2020 по делу № А56-108101/2019, положения ст. 99 НК РФ и утвержденная форма протокола не обязывают контролеров фиксировать временные периоды участия иных лиц в производстве действий по осуществлению налогового контроля и объявлять перерывы в допросе в связи с указанными обстоятельствами. Но в любом случае протокол допроса свидетеля должен быть подписан всеми лицами, которые являлись участниками процессуального действия и могут подтвердить достоверность данных, занесенных в протокол.

Обратите внимание: несоблюдение законных процедур получения свидетельских показаний налоговым органом влечет недопустимость данных доказательств (см. Постановление АС ЗСО от 19.02.2020 № Ф04-7278/2019 по делу № А03-5201/2019).

Ст. 129 Ответственность эксперта, переводчика, специалиста Отказ в проведении налоговой проверки 500 руб. [c.26]


Принцип заключается в том, что дела рассматриваются самими органами (должностными лицами), правомочными разрешать административные правонарушения. В КоАП (ст. 230, 232, 247—250, 252, 253) изложены права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей, эксперта, переводчика, специалиста и др. [c.259]

Отказ эксперта, переводчика, специалиста от участия в проведении налоговой проверки с объективной стороны характеризуется бездействием — нежеланием давать заключение, участвовать в налоговой проверке, осуществлять перевод. Отказ эксперта, специалиста и переводчика образует состав налогового правонарушения только в том случае, если упомянутые лица были привлечены к участию в проведении налоговой проверки (проведении конкретных действий по проведению налогового контроля) в соответствии со ст. 95, 96, 97 НК РФ. При этом эксперт не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи заключения, если отказ вызван недостаточностью представленных ему материалов или тем обстоятельством, что он не обладает необходимыми знаниями для ее проведения, — п. 5 ст. 95. [c.322]


Необходимо учитывать, что актом налогового законодательства может быть установлена ответственность как за налоговые правонарушения, так и за правонарушения, хотя и не налоговые, но так или иначе затрагивающие нормы законодательства о налогах. Например, ст. 128 НК РФ установлена ответственность за неявку или уклонение от явки без уважительных причин лица, вызванного по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. Статьей 129 НК РФ установлена ответственность эксперта, переводчика или специалиста за отказ в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения, ложный перевод. Очевидно, что эти правонарушения препятствуют реализации норм налогового законодательства, однако являются правонарушениями против порядка управления, правосудия. [c.414]

Как следует из гл. 16 Виды налоговых правонарушений и ответственность за них , субъектами налоговых правонарушений наряду с налогоплательщиками и налоговыми агентами признаются эксперты, переводчики, специалисты, свидетели, а также лица, налоговый статус которых не определен (см. ст. 126 НК). Эти лица становятся субъектами налоговых правонарушений в результате неисполнения ими обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, либо нарушения адресованных им запретов и предписаний. [c.288]

Ответственность за отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода установлена ст. 129 НК РФ. [c.322]

Налоговый кодекс предусматривает также определенные виды ответственности в ситуациях, связанных с осуществлением налоговых проверок, наложением ареста на имущество, привлечением свидетелей, экспертов, переводчиков и специалистов. [c.251]


Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет за собой взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода является основанием для привлечения их к налоговой ответственности в виде штрафа (1 тыс. руб.). [c.187]

Порядок привлечения лиц к выполнению обязанностей экспертов, специалистов и переводчиков, права этих лиц и их ответственность определены ст. 95—97,129 части первой НК РФ. [c.186]

Например, в отношениях, возникающих в процессе осуществления налоговой проверки, принимают участие также свидетели, эксперты, специалисты, понятые, переводчики помимо налоговых органов, налогоплательщиков и налоговых агентов. Их права, обязанности и ответственность определены в соответствующих статьях НК (см. ст. 90, 95-98, 128, 129). В отношениях, возникающих в процессе учета налогоплательщиков, участвуют банки и иные органы, осуществляющие регистрационные функции, и на которые возложены определенные обязанности (см. ст. 85, 86 НК). Банки принимают участие также в отношениях по взиманию налогов и сборов как организации, производящие перечисление сумм налогов и сборов в бюджет (см. ст. 60, 133-135 НК). Однако указанные органы, организации и физические лица в данной статье не названы в числе участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в силу того, что их участие в указанных отношениях носит эпизодический характер и (или) они не имеют собственного интереса в отношениях по налогообложению и сборам. [c.31]

Составление протокола в соответствии с НК является обязательным в следующих случаях при аресте имущества (ст. 77), осмотре территорий, помещений, документов и предметов (ст. 92) и выемке (изъятии) документов и предметов (ст. 94), при получении показаний свидетеля (ст. 90). Кроме того, НК предусматривает составление специальных протоколов, в которых фиксируются факты ознакомления проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и разъяснения его прав при проведении экспертизы (ст. 95), предупреждения переводчика об ответственности за отказ или заведомо ложный перевод (ст. 97) (полагаем, что аналогичный протокол должен составляться также в отношении специалиста и эксперта, ответственность которых предусмотрена в ст. 129 НК наряду с ответственностью переводчика). [c.268]

Таким образом, необходимым признаком, характеризующим субъектов любого из правонарушений, ответственность за которые устанавливается комментируемой статьей, является вынесение должностным лицом налогового органа постановления о привлечении конкретного физического лица к участию в проверке в качестве эксперта либо в проведении отдельных действий по осуществлению налогового контроля в качестве переводчика или специалиста. Что касается последнего, при этом не имеет значения, выступает ли данное физическое лицо как самостоятельный участник договора с налоговым органом либо состоит в трудовых или иных отношениях с юридическим лицом, заключившим такой договор. [c.344]

Нормы об участии в налоговой проверке, а также в проведении действий по осуществлению налогового контроля эксперта, специалиста и переводчика являются для налогового законодательства новыми. Новеллой является и ответственность перечисленных лиц за отказ от выполнения или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей. [c.346]

Обязанности, возлагаемые на эксперта, специалиста и переводчика, не имеют ничего общего с обязанностями налогоплательщика или налогового агента, выполнение которых может служить предметом налоговой проверки. Деятельность эксперта, специалиста и переводчика не подлежит налоговой проверке, и, следовательно, ответственность, предусмотренная ст. 129 НК, не может быть применена к указанным лицам с соблюдением в полном объеме установленной для этого процедуры (см. ст. 101 НК). Можно предполагать, что ввиду отсутствия материалов проверки как документов, обосновывающих исковые требования налогового органа о применении налоговых санкций к эксперту, специалисту или переводчику, такого рода документами должны будут послужить протоколы либо акты, фиксирующие факт совершения правонарушения, а также документы, представляющие собой письменные доказательства по делу. [c.346]

Следует отметить, что отсутствие в ст. 106 НК упоминания о таких субъектах налоговой ответственности, как свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные лица, не помешало законодателю квалифицировать неисполнение ими предусмотренных Кодексом обязанностей как налоговые правонарушения. Это позволяет с некоторыми оговорками прийти к выводу о том, что несмотря на различия в терминах, независимое положение в разделе 6, а порой и известное противопоставление, гл. 16 и 18 содержат нормы о правонарушениях и ответственности, имеющих единую природу. [c.351]

В качестве иллюстрации можно привести ст. 106 НК РФ, определяющую понятие налогового правонарушения. В качестве субъектов налогового правонарушения в ней указаны только налогоплательщик, налоговый агент и их представители. Лица, содействующие осуществлению налогового контроля — эксперт, специалист, переводчик, свидетель — в качестве субъектов налогового правонарушения не указаны, но в нормах гл. 16 НК РФ (ст. 128 и 129) они фигурируют в качестве субъектов отдельных видов налоговых правонарушений. Налицо серьезное противоречие между гл. 15 и 16 НК, которые соотносятся между собой как общая и особенная части раздела VI НК. Поскольку нормы гл. 16 НК об ответственности за отдельные виды налоговых правонарушений должны применяться не иначе как в соответствии с общими положениями гл. 15 НК об ответственности за такие правонарушения, ст. 128 и 129 НК не могут применяться до внесения в ст. 106 НК необходимых дополнений. [c.6]

Необходимо обратить внимание, что комментируемая статья не предусматривает предупреждения эксперта об ответственности за отказ от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения. Такая же ситуация имеет место и со специалистом. В то же время для свидетеля и переводчика предупреждение об ответственности за аналогичные правонарушения предусмотрено (ст. 90 и 97 НК). Очевидно, это существенное упущение законодателя, которое должно быть устранено. [c.213]

При выполнении контрольных функций налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц исполнения ими своих обязанностей по исчислению, удержанию, перечислению, уплате в соответствующий бюджет налогов, устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований привлекать для проведения Н.к. специалистов, экспертов и переводчиков ставить перед правоохранительными и юрисдикционными органами вопрос о привлечении к ответственности виновных в обнаруженных нарушениях лиц вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения Н.к. осуществлять Н.к. за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. [c.115]

Проведение экспертизы является процессуальным действием, направленным на обеспечение доказательной базы по налоговым правонарушениям, и производится в порядке, установленном ст. 95 НК РФ. Привлечение специалистов и переводчиков производится в соответствии с требованиями ст. 96, 97 НК РФ. Отказ эксперта, специалиста или переводчика от участия в проведении налоговой проверки, равно как и дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода являются начо-говым правонарушением, влекущим ответственность в соответствии со ст. 129 НК РФ. Не могут опрашиваться в качестве свидетелей (п. 2 ст. 90 Н К РФ) [c.160]

1. Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

2. Переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

3. За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

Абзац второй исключен.

4. Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей.

Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета.

Комментарий к Статье 131 НК РФ

Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298 утверждено Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля. Указанным лицам, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения, и выплачиваются суточные. Выплата сумм свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, производится при выполнении ими своих обязанностей на основании решения начальника (зам. начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета.

1. Прежде чем приступить непосредственно к комментарию к п. 1 ст. 131 НК РФ, необходимо ввести следующие определения:

а) свидетелем называется любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для осуществления налогового контроля, Показания его заносятся в протокол. Вызов свидетеля, а также дача им показаний регулируются правилами статьи 90 НК РФ;

б) в качестве переводчика можно привлекать не заинтересованное в исходе дела лицо (как организацию, так и физическое лицо), владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, либо понимающее знаки немого или глухого человека. Переводчик привлекается налоговым органом к участию в деле в соответствии со ст. 97 НК РФ;

в) специалист - это лицо, обладающее специальными знаниями и навыками, не заинтересованное в исходе дела;

г) эксперт - это лицо, способное разъяснить возникающие в ходе осуществления налогового контроля вопросы, так как обладает необходимыми специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле. Привлечение эксперта осуществляется в соответствии с правилами ст. 95 НК РФ;

д) понятые - это любые физические лица, не заинтересованные в исходе дела. Они вызываются для участия в осуществлении налогового контроля в соответствии со ст. 98 НК РФ и могут быть опрошены по результатам действий производившихся в их присутствии;

е) налоговые органы - это не только налоговые органы по месту учета лица, в отношении которого осуществляется та или иная форма налогового контроля, но также и другие органы, наделенные настоящим Кодексом правом назначения (вызова) упомянутых выше лиц (например, налоговые органы, проводящие встречную налоговую проверку; налоговые органы, осуществляющие контрольную налоговую проверку);

ж) расходы возмещаются в той мере, в какой они связаны с явкой:

непосредственно в налоговый орган (например, для опроса в качестве свидетеля);

к месту проведения того или иного налогового действия, осуществляемого с их участием (например, выезд к месту проведения экспертизы объекта налогообложения);

з) возмещению подлежат именно те расходы, которые понесены. При этом по общему правилу упомянутые расходы компенсируются в тех размерах, в каких они реально (фактически) осуществлены, но в любом случае размеры возмещения не могут превышать предельных норм, установленных действующим законодательством, Возмещаются расходы на:

- проезд к месту нахождения налогового органа или к месту осуществления соответствующего налогового действия и обратно;

- наем жилого помещения (например, в гостинице). Этот расход имеет место в случаях, когда свидетель, эксперт, иные лица выезжают в другой населенный пункт;

- выплату суточных. Нужно исходить именно из тех предельных норм возмещения, которые действуют в момент, когда эти расходы реально понесены (а в установленных случаях - когда они возмещаются).

Особенности правил, изложенных в п. 2 комментируемой статьи, состоят в том, что:

а) они охватывают участие в проведении налогового контроля лишь переводчиков, специалистов и экспертов. Дело в том, что по общему правилу эти лица привлекаются к участию в деле на договорной основе. Одним из условий договора оказания возмездных услуг (который заключается в данном случае) является выплата вознаграждения;

б) вознаграждение выплачивается, когда:

- работа, выполненная экспертом, специалистом, переводчиком, была проведена именно по поручению налогового органа;

- эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса работодатели обязаны беспрепятственно отпускать своих работников для выполнения ими государственных и общественных обязанностей в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Это распространяется и на случаи вызова в налоговый орган свидетелей, за которыми сохраняется не только место работы, но и средний заработок.

В п. 3 комментируемой статьи не случайно подчеркнуто, что сохраняется заработная плата по основному месту работы: эти правила не следует распространять на заработки, получаемые, скажем, за работу по совместительству у другого лица, за разовые работы, выполняемые по гражданско-правовым сделкам.

Не следует расширительно применять правила п. 3 комментируемой статьи: в них речь идет именно о сохранении зарплаты свидетелей (за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган), но не экспертов, переводчиков, специалистов, понятых.

Проводя анализ правил п. 4 комментируемой статьи, необходимо учитывать следующее:

а) налоговый орган осуществляет фактическую выплату сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам, понятым, лишь после выполнения этими лицами своих обязанностей, о чем можно судить исходя из текстов договоров (заключаемых, например, с экспертом, специалистом), протоколов и других материалов и обстоятельств;

б) в абз. 2 п. 4 настоящей статьи содержатся два очень важных предписания:

- о том, что порядок выплаты сумм свидетелям, понятым, экспертам, специалистам, переводчикам устанавливаются Правительством РФ;

- о том, что финансирование расходов, упомянутых в п. 4 комментируемой статьи, осуществляется за счет федерального бюджета РФ (даже если налоговая проверка проводилась, скажем, по местным налогам).

Другой комментарий к Ст. 131 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 131 Кодекса определен перечень расходов, возмещаемых свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, понесенных ими в связи с явкой в налоговый орган для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля:

расходы на проезд;

наем жилого помещения.

Кроме того, указанным лицам выплачиваются суточные.

2. Как установлено п. 2 ст. 131 Кодекса, переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, только в том случае, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

В частности, эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений федеральных органов исполнительной власти, в том числе экспертных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, финансируется за счет средств федерального бюджета, а деятельность государственных судебно-экспертных учреждений, экспертных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем из ч. 3 ст. 37 указанного Федерального закона следует, что государственные судебно-экспертные учреждения вправе проводить экспертные исследования по делам о налоговых правонарушениях на договорной основе.

3. Пунктом 3 ст. 131 Кодекса установлено, что за работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

Однако ч. 1 ст. 170 Трудового кодекса РФ, устанавливающая гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, обязывает работодателя только освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время. В соответствии с ч. 2 ст. 170 Трудового кодекса РФ государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения.

Следует отметить, что согласно ст. 124 Трудового кодекса РФ в случае исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого законом предусмотрено освобождение от работы, ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен.

4. В соответствии с п. 4 ст. 131 Кодекса суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом только по выполнении ими своих обязанностей.

Согласно п. 4 ст. 131 Кодекса порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета Российской Федерации.

Во исполнение приведенного положения Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298 утверждено Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля.

Указанным Положением, в частности, установлено следующее:

возмещение свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым расходов на проезд к месту явки и обратно к месту жительства производится на основании проездных документов, но не выше:

стоимости проезда транспортом общественного пользования (кроме такси) - по шоссейным и грунтовым дорогам;

стоимости проезда в плацкартном (купейном) вагоне - по железной дороге;

стоимости проезда в каютах, оплачиваемых по V - VIII группам тарифных ставок на судах морского транспорта, и в каюте III категории на речных судах - по водным путям.

При пользовании воздушным транспортом возмещается стоимость билета экономического класса.

Помимо расходов на проезд к месту явки и обратно к месту жительства при представлении соответствующих документов возмещаются стоимость предварительной продажи проездных документов, расходы за пользование постельными принадлежностями и страховые взносы по обязательному страхованию пассажиров на транспорте.

Указанным лицам оплачиваются расходы на проезд транспортом общественного пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой соответствующего населенного пункта.

С разрешения начальника (заместителя начальника) налогового органа, производящего вызов, упомянутым лицам при непредставлении проездных документов оплачиваются расходы на проезд по минимальному тарифу проезда соответствующими видами транспорта к месту явки и обратно к месту жительства (п. 2 Положения);

возмещение расходов на наем жилого помещения и оплата суточных свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым производятся в соответствии с нормативными правовыми актами о служебных командировках на территории Российской Федерации. При этом суточные не выплачиваются, если у свидетеля, переводчика, специалиста, эксперта или понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту жительства.

Плата за бронирование места в гостинице возмещается в размере 50% возмещаемой стоимости места за сутки (п. 3 Положения);

переводчики, специалисты и эксперты получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, по нормам оплаты, утвержденным Министерством труда и социального развития РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. Привлечение указанных лиц осуществляется на договорной основе (п. 4 Положения);

за лицами, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия в связи с этим на работе сохраняются место работы (должность) и средний заработок по основному месту работы.

Лица, не работающие по трудовому договору, за отвлечение их от работы или обычных занятий помимо сумм по возмещению расходов, предусмотренных п. 1 Положения, получают денежное вознаграждение в размере суточных, установленных для служебных командировок на территории Российской Федерации (п. 5 Положения);

выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, производится по выполнении ими своих обязанностей на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета (п. 6 Положения).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298 Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18 февраля 2000 г. N 19 утверждены Нормы оплаты денежного вознаграждения переводчиков, специалистов и экспертов, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля согласно приложению.

К первой группе правонарушений относятся нарушения налогового законодательства, совершаемые широким кругом участников налоговых правоотношений:

б) налоговыми агентами;

Налоговые правонарушения рассматриваемой группы, как правило, направлены на нарушение указанными субъектами основных обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, и уклонение от выполнения возложенных на них законодательством функций (например, для налогоплательщиков — это неисполнение обязанностей по уплате налогов и сборов; а для экспертов, переводчиков, соответственно, — уклонение от выполнения экспертиз, перевода и т.д.).

В настоящее время НК РФ предусмотрено 12 видов подлежащих наказанию общих налоговых правонарушений этих субъектов.

В соответствии с положениями главы 16 части первой Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым правонарушениям налогоплательщиков, налоговых агентов, экспертов, переводчиков и специалистов относятся следующие нарушения законодательства о налогах и сборах:

1. нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

2. уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

3. нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

4. непредставление налоговой декларации;

5. грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

6. неуплата или неполная уплата сумм налога;

7. невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

8. несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

9. непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

10. неправомерная неявка свидетеля, а также неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний;

10. отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в

проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;

Рассмотрим юридический состав этих налоговых правонарушений.

Статья 118 НК РФ. «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней

Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный законодательством порядок учета налогоплательщиков в целях налогового контроля.

Субъект правонарушения — организация, индивидуальный предприниматель, частный нотариус (нотариус, занимающийся частной практикой), частный детектив или частный охранник.

Объективная сторона правонарушения выражается в форме бездействия — в наличии юридического факта неподачи налогоплательщиком заявления о постановке на учет в сроки, предусмотренные в п. 3, 4, 5 ст. 83 НК РФ.

Субъективная сторона правонарушения — прямой умысел или неосторожность. Лицо либо осознает противоправный характер своего бездействия и желает бездействовать, либо не осознает такого характера бездействия, хотя должно и может это осознавать.

Статья 117 НК РФ. «Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев

Объектом правонарушения является публичный правопорядок в сфере постановки на налоговый учет.

Субъект правонарушения — налогоплательщик (организация или индивидуальный предприниматель).

Объективная сторона выражается в бездействии — неподача налогоплательщиком заявления о постановке на учет в течение более 90 дней со дня истечения срока, предусмотренного в п. 3 ст. 83 НК.

Субъективная сторона — прямой умысел. Лицо сознает противоправный характер своего бездействия и желает бездействовать.

Статья 118 НК РФ. «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке

Объектом правонарушения является установленный в целях налогового контроля порядок учета банковских счетов налогоплательщиков.

Субъект правонарушения — организация или индивидуальный предприниматель.

Объективная сторона правонарушения заключается в противоправном бездействии — неисполнении индивидуальным предпринимателем или организацией установленной в п. 2 ст. 23 НК РФ обязанности сообщать в 5-дневный срок в налоговый орган по месту своего учета информацию об открытии и закрытии счета в какой-либо кредитной организации.

Субъективная сторона — прямой умысел или неосторожность.

Статья 119 НК РФ. «Непредставление налоговой декларации

1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации

Объект правонарушений — установленный порядок налоговой отчетности, публичный порядок в сфере налогового контроля.

Субъект правонарушений — налогоплательщик (физическое лицо или организация) либо законный представитель физического лица — налогоплательщика.

Объективная сторона — непредставление налогоплательщиком или его законным представителем налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Обязанность представления налоговой декларации предусмотрена ст. 80 НК РФ. Ответственность по п. 1 ст. 119 НК наступает, если просрочка составляет не более 180 дней с момента наступления срока подачи декларации, а по п. 2 ст. 119 НК — в случае, если просрочка превышает 180 дней.

Субъективная сторона — прямой или косвенный умысел либо неосторожность.

Статья 120 НК РФ. «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,

влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,

влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Объект правонарушения — публичный порядок в сфере ведения учета доходов, расходов и объектов налогообложения.

Субъект правонарушения — налогоплательщик.

Объективная сторона — грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а также нарушение правил составления налоговой декларации, выражающееся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.

Что же считается грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения?

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (то есть два и более раза в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных в п. 1 и 2 ст. 120 НК РФ, — прямой умысел или неосторожность, а в п. 3 ст. 120 НК РФ — прямой или косвенный умысел, а также неосторожность.

Статья 122 НК РФ. «Неуплата или неполная уплата сумм налога

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)

влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

Объектом этого правонарушения является публичный порядок в сфере налогообложения, а равно — финансовые интересы государства, субъектов РФ и муниципальных образований.

Субъект правонарушения — налогоплательщик (организация или индивидуальный предприниматель).

Объективная сторона состоит в занижении налоговой базы или неправильном исчислении налога по итогам налогового периода, выявленных при выездной налоговой проверке налоговым органом и повлекших неуплату или неполную уплату сумм налога.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 122 НК РФ, выражается в неосторожности, а предусмотренного п. 3 ст. 122 НК РФ — в прямом умысле.

Статья 123 НК РФ. «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,

Объектом данного правонарушения является публичный порядок в сфере взимания налога, а равно — финансовые интересы государства, субъектов РФ и муниципальных образований.

Субъект правонарушения — налоговый агент.

Объективная сторона состоит в невыполнении налоговым агентом возложенных на него налоговым законодательством обязанностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет Удержанных сумм налогов.

Субъективная сторона правонарушения — умысел или неосторожность.

Статья 125 НК РФ. «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест,

Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, субъектов РФ и муниципальных образований.

Субъект правонарушения — налогоплательщик или налоговый агент, которому вверено арестованное имущество.

Объективная сторона правонарушения — несоблюдение налогоплательщиком или налоговым агентом установленного НК РФ порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

Субъективная сторона — прямой умысел. Лицо знает, что нарушает установленные в отношении арестованного имущества ограничения, и желает так действовать.

Статья 126 НК РФ. «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах,

влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 настоящего Кодекса,

Объект правонарушения — публичный порядок в сфере осуществления налоговыми органами налогового контроля. Субъект правонарушения — организация.

Объективная сторона правонарушения состоит в совершении определенных НК РФ деяний, направленных на непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом.

Статья 128 НК РФ. «Ответственность свидетеля

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля,

влекут взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

Объект правонарушения — публичный порядок в сфере осуществления налоговыми органами налогового контроля.

Субъектом правонарушений выступает лицо, вызываемое в качестве свидетеля.

Объективная сторона правонарушения заключается в следующих проявлениях бездействия:

· неявка без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля;

· уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля;

· отказ свидетеля от дачи показаний;

· дача свидетелем заведомо ложных показаний.

Субъективная сторона неявки свидетеля — умысел или неосторожность, а уклонения от явки — прямой умысел. Отказ свидетеля от дачи показаний и дача свидетелем заведомо ложных показаний совершаются с прямым умыслом.

Статья 129 НК РФ. «Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.

2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода

Объект правонарушения — публичный порядок в сфере осуществления налоговыми органами налогового контроля.

Субъектами правонарушений выступают эксперт, переводчик либо специалист.

Объективная сторона правонарушения заключается в отказе эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки либо даче экспертом заведомо ложного заключения или в осуществлении переводчиком заведомо ложного перевода в ходе налоговой проверки.

Субъективной стороной является прямой умысел.

влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

Читайте также: