Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение дипломная работа

Обновлено: 30.06.2024

2. Общие условия и порядок применения налоговой ответственности.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых

Применение мер ответственности в сфере налогообложения постоянно

вызывает повышенное внимание налогоплательщиков, так как оно весьма

серьезно затрагивает их права, в особенности право собственности. В

Постановлении от 17.12.1996 № 20-П Конституционный Суд Российской

Федерации отметил, ч то право частной собственности не является абсолю тным и

может быть ограничено в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов

других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Рассмотрение на логовой ответственности, является особенно актуальным в

связи с продолжающимся реформированием законодательства о налогах и сборах.

Наверно, каждый налогоплательщик хотя бы раз решал для себя вопросы,

являются те или иные действия нарушением налогового законодательства, не

приведут ли они к взысканию штрафов, а если да, то в каком размере и можно ли

снизить их, какие обстоятельства необходимо учитывать при этом.

Кроме того, актуальность темы исследования обусловлена все более

обостряющейся проблемой наполнения бюджетов всех уров ней, финансирования

социальной сферы, оборонного комплекса и других важных государственных

программ, что, вполне естественно, требует более пристального вним ания к

исследованию всег о комплекса вопросов совершенствования налоговой сист емы

По экспертным оценкам более 60 процентов налогоплательщиков либо

уклоняются от их уплаты, либо скрывают истинные размеры своих доходов и

Эта огромная цифра сигнализирует о явном неблагополучии в налоговой

системе. Не все хотят платить на логи, тем более что не всегда понятно, на какие

нужды и как эффективно используются бюджетные средства государственными

учреждениями и чиновниками. В свою очередь, органы налогового контроля

государства наращивают усилия по выявлению и пресечению налоговых

правонарушений, привлечению виновных к ответственности и стремятся, таким

образом, выполнить свою главную задачу — наполнение доход ных частей

Налоговое законодательство в сравнении со многими другими отраслями

Российского права находится в стадии становления и, естественно поэтому,

страдает многими недостатками, просчетами и пробелами. Предм ет правового

регулирования затрагивает существенные интересы практически всего населения

страны, а посему требует серьезных научных изысканий, всестороннего, полного

и объективного обоснования изменения существующей налоговой системы.

Актуальность предлагаемой работы определяется во многом также и тем

обстоятельством, что в настоящее время продолжают осуществляться меры по

С развитием на логового законодательства параллельно развиваются и

способы ег о нарушения. Это неиз бежный процесс, поэтому тема не теряет своей

Целью настоящего исследования является рассмотрение налоговых

Для достижения цели необходимо решить задачи: раскрыть понятие,

признаки и состав налогового правонарушения; классифицировать налоговые

правонарушения; рассмотреть условия привлечения к ответственности, выявить и

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых,

политологов и др. авторов, относящиеся к тем е исследования. При написании

работы использовалось действующее законодательство России. Нормативная база

исследования включает, помимо норм налогового права, источники других

отраслей права: конституционного, гражданского, финансового,

Основаниями налоговой ответственности выступают: 1) нормативное

основание - закрепленная в законе нормативная модель правонарушения; 2)

фактическое основание - реально совершенное налоговое правонарушение; 3)

процессуальное основание - акт налогового органа или суда о привлечении к

Налоговое правонарушение - виновно совершенное, вредное, противоправное

деяние ( действие или бездейств ие), за которое Налоговым кодексом Российской

Федерации установлена ответственность. Признаки налогового правонарушения

включают противоправность, реальность, вредность, виновность, наказуемость.

Противоправность состоит в нарушении действующих норм налогового

законодательства. Совершение вредного, осуждаемого деяния, причиняющего

ущерб об щественным отношениям, но не предусмотренное Налоговым кодексом

Российской Федерации в качестве налогового правонарушения, не является

основанием налоговой ответственности. Например, перерегистрация

налогоплательщика в оффшорной зоне или иные способы оптимизации

налогообложения не поощряются государством, но и налоговым

правонарушением признаваться не могут. Квалификации деяния в качестве

налогового правонарушения по аналогии также не допускается.

Налоговое правонарушение должно быть совершено реально. Это означает,

что ответственность наступает только за фактически совершенное, то есть

объективированное вовне деяние. При этом налоговое правонарушение может

выразиться в форме действия или бездействия. Первое предполагает

несоблюдение запретов, второе - неисполнение обязанностей. Субъективное

вменение, то есть ответственность за какие-либо проявления психической

деятельности (мысли, чувства, намерения, убеждения) или за определенные

качества личности (национальность, вероисповедание, социальное положение,

родственные или дружеские связи), не допускается. Cogitationis poenam nemo

patitur - никто не несет ответственности за свои мысли. Например, руководитель и


главный бухгалтер организации могут сколь угодно долго мечтать, обсуждать и

планировать налоговое правонарушение, но сама по себе такая деятельность - до

реального воплощения незаконной идеи на практике - не влечет привлечение к

Вредность деяния не названа законодателем в качестве обязательного

признака налогов ого п равонарушения. Такое положение, видимо, связано с

преобладанием в налоговом праве ф ормальных составов, ответственность за

совершение которых наступает независимо от того, причинен ли реальный ущерб,

возникли или нет негативные материальные последствия.

К сожалению, в литературе нередко смешивается вредность как общее

свойство любого правонарушения и вред как реальные последствия отдельных

правонарушений. Любое правонарушение причиняет вред действующему

правопорядку, хотя этот вред не всегда может быть выраж ен материально.

"Общественная вредность является сущностным свойством правонарушения,

которое причиняет вред обществу и интересам отдельных граждан независимо от

(общественная опасность - по уголовно-правовой терминологии) деяния

обусловливает его нормативное запрещение. Если поведение лица не несет

никаких существенных угроз общественным или частным ценностям, запрещать

Наказуемость. Не всякое неисполнение ю ридической обязанности или

несоблюдение запрета, установленного налоговым законодательством, является

налоговым правонарушением. Им признаются лишь деяния, совершение которых

Виновность выражается в психически волевом отношении нарушителя к

правонарушению и его вредным последствиям. Правонарушение возможно

только тогда, когда у нарушителя существует реальная возможность выбора

своего поведения, иными словами, когда они могут поступить по-разному -

правомерно или неправомерно в зависимости от своего сознательно-волевого

усмотрения. То есть у нарушителя должна быть осознанная возможность не

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 197.

совершать налоговое правонарушение. Виновность заключается в том, что ли цо

умышленно или по неосторожности выбирает неправомерное поведение в сфере

Нормативно закреплены две ф ормы вины - умысел и неосторожность.

Умысел (dolus - по лат.) предполагает, что лицо, совершившее налоговое

правонарушение, осознавало противоправный характ ер своих действий

(бездействия), ж елало либо сознательно допускало наступление вредных

последствий таких действий (бездействия). Неосторожность (culpa - по лат.)

представляет собой такую форму вины, при которой лицо, совершившее

налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих

действий ( бездействия) либо вредный характер последствий, возникших из-за

этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Как

видим, Налоговым кодексом Российской Федерации не выделяет в качестве

разновидности неосторожной вины самонадеянность, сущность которой состоит в

том, что нарушитель, предвидя возможность наступления вредных последствий

своего действия (бездействия), без достаточных к тому оснований самонадеянно

Значительные сложности вызывает определение вины коллективных

субъектов права. Очевидно, трактовка вины как психического отношения к

деянию и его последствиям здесь не подходит, поскольку орг анизация не

обладает ни психикой, ни волей, ни сознанием. В процессе многочисленных

дискуссий зарубежными и отечественными авторами предлагались различные

концепции виновности юридического лица, которые можно условно

1) концепция вины в объективном смысле, когда виновность организации

выводится непосредственно из ее противоправного поведения, то есть за

основу берется объективная сторона правонарушения, и организация

признается виновной исходя из ее фактич еских действий (бездействия) как

деликтоспособного субъекта права по совершению правонарушения;

2) концепция вины в субъективном смысле, когда виновность организации

определяется исходя из виновности ее уполномоченных представителей.


Проблема в том , что разнообразие этих концепций перенесено в

действующее законодательство, которое не содержит общего, унифицированного

определения вины коллективных субъектов. Рассмотрим, как виновность

организаций определяется в различных отраслях российского права.

правонарушения определяется в зависимости от вины ее

будет установлено, что у него имелась возможность для

ответственность, но данным лицом не были приняты все

Как видим, понятие виновности юридического лица в налоговом праве, с

одной стороны, в административном и гражданском - с другой, не совпадает, что

не способствует унификации правового регулирования.

Виновность организации согласно Налоговому кодексу Российской

Федерации определяется на базе субъективно-правового подхода, то есть через

виновность ее должностных лиц либо представителей. Таким образом, в

налоговом законод ательстве нашла отражение концепция, согласно которой

определить собственную волю организации, отличную от сознания и воли ее


работников, практически невозможно; цели юридического лица реализуются

волевыми решениями его работников; правонарушение организации

обусловливается правонарушениями его должностных лиц, а вина организации

выявляется через психическое отношение последних к совершенному

Данная концепция не раз подвергалась справедливой критике. «Будучи

организацией, созданной для самостоятельного хозя йствования, с определенным

имуществом, - отмечает Е.А. Суханов, - юридическое лицо является вполне

реальным образованием, не сводимым ни к своим участникам, ни тем более к

работникам, которые в этом качестве не имеют никаких прав на его имущество и

юридическое лицо как механическую совокупность ее работников и учредителей

мы считаем несостоятельной. Действительно, юридическое лицо представляет

собой объединение людей для реализации некоторых общих целей. Однако

результатом такой интеграции является совершенно новый субъект права,

самостоятельный фактически и юридически, обладающий качеством системности,

то есть наделенный собственными персонифицированными качествами, не

сводимыми к характеристикам составляющих его частей. Этот субъект может

проявлять собственную волю и действовать виновно, независимо от виновности

По верному замечанию В. Соловьева, в Налоговом кодексе Российской

Федерации предпринята попытка свест и вину ю ридического лица к в ине других

лиц, разделить понятие вины юридического лица на составляющие, свести

свойство самостоятельного субъекта к свойствам составляющего, но не

попытка законодателя сформулировать некую единую, универсальную основу для

определения вины и физических, и юридических лиц. В качестве такой основы

выбрано определение вины как психического отношения нарушителя к

содеянному в форме умысла либо неосторож ности. Такой подход легко прим еним

к физическим лицам. Но, поскольку организации не обладают ни рассудком, ни

Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1998. С. 178.

Соловьев В. Вина и налоговая ответственность организаций // Хозяйство и право. 2000. Приложение к N 6. С. 31.

психикой, ни сознанием, применительно к ним говорить о "психическом

отношении" невозмож но, поэтому в отношении них вина определена

законодателем через виновность уполномоченных физических лиц. Таким

образом, вина одного самостоятельного субъекта права определяется через

виновность другого, что является не самым лучшим вариантом нормативного

Пытаться сформулировать универсальное определение вины физических лиц

и организаций достаточно затруднительно, если вообще возможно. Природа вины

этих субъектов различна, что обусловлено совершенно различными способами

формирования, выражения и проявления их интеллектуально-волевых

характеристик. Кроме того, определение вины организации в зависимости от

вины ее должностных лиц или представителей вызывает серьезные трудности для

доказывания на практике: сначала требуется определиться с толкованием понятия

"должностное лицо", которое в Налоговом кодексе Российской Федерации не

раскрывается; затем установить работников, деяния которых обусловили

налоговое правонарушение организации в целом; выяснить, действовали ли они в

рамках надлежащих полномочий; доказать их виновность, а если представителем

организации выступает другое юридическое лицо, процедура доказывания

усложняется вдвойне. А как быть, если к налоговому правонарушению

организацию привели в целом правомерные действия ее должностных лиц?

Некоторые авторы вполне серьезно рассуждают о том, что только в ступившее в

законную силу решение суда о правомерности привлечения к админ истративной

ответственности должностных л иц м ожет быть впоследств ии поло жено в основу

доказывания виновности налогоплательщика - юрид ического лица в совершении

Каков же выход? В сфере налогово-правового регулирования законодателю

целесообразнее перейти от субъективно-правового к объективно- правовому

определению виновности организаций, достаточно подробно разработанному

цивилистами и воспринятому административным законодательством. Тем более

на практике как суды, так и налоговые органы, как правило, следуют именно


Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

Налоговое правонарушение — это несоблюдение норм налогового права лицом, у которого имеются определенные обязательства по уплате налогов. Действующий НК РФ определяет исчерпывающий перечень таких нарушений (гл. 16 НК РФ).

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

Основаниями для признания деяния правонарушением и наложения на виновника определенной санкции являются:

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут не только организации, но и физлица, причем последние не привлекаются к ответственности в том случае, если в момент нарушения закона они не достигли 16-летия.

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

Согласно положениям п. 3 ст. 114 НК РФ, размер санкции, применяемой к нарушителю, может быть уменьшен в 2 раза или более относительно значения, установленного законодателем, если правонарушение было совершено при обстоятельствах, признаваемых смягчающими.

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Ответственность за налоговые правонарушения зависит от ряда факторов, оценить которые необходимо при вынесении решения о наказании, применяемом к налогоплательщику. Причем действующий НК РФ не является единственным нормативным документом, устанавливающим санкции и порядок их применения к нарушителю. КоАП и УК РФ также определяют меры ответственности за налоговые правонарушения.

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

Согласно п. 1 ст. 114 НК РФ, мера ответственности выражается в наложении на виновное лицо налоговой санкции. При этом п. 2 этой же статьи указывает на то, что в качестве санкции применяется наложение на виновника денежного взыскания в размере, установленном НК РФ.

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Описание налоговых правонарушений и ответственности за их совершение содержится в статьях, содержащихся в гл. 15 КоАП РФ. При этом к административной ответственности, в соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ, могут быть привлечены только должностные лица, которые нарушили закон в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Физлица (в том числе имеющие статус ИП) к административной ответственности за налоговые правонарушения по ст. 15.4–15.9 и 15.11 КоАП РФ не привлекаются.

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

К уголовной ответственности за совершение налогового преступления может быть привлечено только физическое лицо. В том случае, если нарушение законодательства было допущено организацией, санкция будет наложена на ее директора или главного бухгалтера, хотя в некоторых случаях возможно и привлечение к ответственности учредителей или иных лиц, которые оказывали непосредственное влияние на осуществляемую ей деятельность.

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

При этом законодатель освобождает от уголовной ответственности лиц, совершивших налоговое преступление впервые и погасивших сформировавшуюся у них задолженность, а также уплативших все сопутствующие пени и штрафы (п. 3 ст. 198, п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 199.1 УК РФ). Для нарушителей, совершивших деяние, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, подобное послабление не предусмотрено.

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Положения ст. 198 УК РФ определяют ответственность физлица (в том числе и ИП) за уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган. Точно так же является нарушением умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности.

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

Особо крупный размер ущерба наказывается штрафом в размере заработка за период от года до 3 лет или в виде фиксированной суммы от 200 до 500 тыс. руб. Также суд может вменить осужденному выполнение принудительных работ сроком до 5 лет или лишить его свободы на срок до 6 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

За налоговые правонарушения возникает ответственность не только у налогоплательщиков, но и у налоговых агентов. Налоговый агент — это лицо, обязанное своевременно производить расчет размера налоговых платежей, удерживать средства с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет государства (ст. 24 НК РФ). Ярким примером налогового агента является работодатель, который удерживает с зарплаты своих работников НДФЛ и самостоятельно передает его в ФНС.

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В ст. 199.2 УК РФ устанавливается ответственность предпринимателей и организаций в случае сокрытия принадлежащего им имущества, на которое может быть обращено взыскание при неисполнении ими своих обязательств налогоплательщиков (налоговых агентов).

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Налоговая система является основой экономики любого государства, выступает одним из основных источников пополнения бюджета. Поэтому каждое физическое и юридическое лицо обязано оплачивать налоги.

Актуальность исследования обусловлена тем, что неуплата налогов подрывает основы экономической безопасности государства, соответственно государство должно принимать действенные меры для пресечения налоговых правонарушений 1 .

Для нарушителей налогового законодательства предусмотрена налоговая ответственность, место которой в системе юридической ответственности очень спорное. К примеру, В.М. Малиновская считает налоговую ответственность видом финансово-правовой ответственности 2 , В.А. Кинсбурская относит налоговую ответственность к административной ответственности 3 . Действующее законодательство не содержит определения налоговой ответственности. За те деяния в налоговой сфере, которые предусмотрены Уголовным кодексом РФ, устанавливается уголовная ответственность 4 .

Итак, как же отличить налоговое правонарушение, совершенное по налоговому законодательству и по административному законодательству?

В соответствии со ст. 106 Налогового кодекса РФ "налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность". Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлена разделом VI НК РФ.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях определение налогового правонарушения не содержится, соответственно следует опираться на общее понятие: административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Виды административных правонарушений в области налогов и ответственность за их совершение установлена главой 15 КоАП РФ.

Ответственность за налоговые правонарушения имеет несколько функций:

— правовосстановительную — восстановление нарушенного права государства совершенным правонарушением;

— карательную, также называемую штрафной — наказание за причиненный ущерб;

— предупредительную, или превентивную — предупреждение совершения налоговых правонарушений тем же субъектом и другими лицами.

С точки зрения налоговой ответственности к нарушителю применяются меры имущественного характера (штрафы, пени), тогда как в административной ответственности значительное место занимают личные лишения.

Применение налоговой ответственности имеет некоторые особенности. К примеру, имеется ли связь между налоговой и административной ответственностью. Основной принцип — чтобы нормы разных отраслей права не противоречили друг другу. Однако имеются некоторые противоречия, в частности, ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для привлечения к ответственности устанавливает два месяца со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение налогового законодательства — один год со дня совершения административного правонарушения. Статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает срок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в три года.

Стоит также отметить, что Налоговый кодекс РФ, в отличие от Кодекса РФ об административных правонарушениях, не содержит термины и понятия, характерные для рассмотрения правонарушений (например, участник производства, доказательства и пр.).

Ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена Налоговым кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Основным критерием разграничения налоговой и административной ответственности выступает субъект правонарушения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ субъектом правонарушения является налогоплательщик (физическое лицо или юридическое лицо), согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях субъектом правонарушения является специальный субъект — должностное лицо организации-налогоплательщика. На практике возможна ситуация, когда должностное лицо привлекается к административной ответственности, в то время как организация (налогоплательщик) не привлекается к налоговой ответственности либо было освобождено от налоговой ответственности 5 . Таким образом, двойного привлечения за налоговые правонарушения не происходит.

Основанием привлечения должностного лица к административной ответственности за налоговое правонарушение может быть только невыполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей. Административная ответственность может быть применена к правонарушителю в досудебном и судебном порядке. В суде сторона защиты занимает позицию, что на должностное лицо не были возложены функции, за выполнение (или невыполнение) которых его привлекают к ответственности 6 .

Привлечение должностного лица к административной ответственности влечет за собой привлечение организации к налоговой ответственности. При освобождении должностного лица от административной ответственности основания для привлечения к ответственности организации отпадают 7 .

Отличается и процедура привлечения к ответственности. В соответствии с КоАП РФ привлечение к ответственности за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке на основании возбужденного производства об административном правонарушении по итогам проверки. Привлечение к ответственности в соответствии с НК РФ осуществляется соответствующими налоговыми органами самостоятельно в рамках полномочий 8 .

Если лицо совершило два или более налоговых правонарушения, налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Налоговые правонарушения характеризуются тщательной подготовкой к их совершению, для чего необходимы специальные познания бюджетного, налогового, финансового законодательства. В связи с этим имеет место их низкая выявляемость.

Анализ практики показывает, что принцип совершения налоговых правонарушений один — непредставление или сокрытие от налогового органа необходимых сведений и документов. Выявление таких случаев возможно при проведении налоговых проверок.

Это место для переписки тет-а-тет между заказчиком и исполнителем.
Войдите в личный кабинет (авторизуйтесь на сайте) или зарегистрируйтесь, чтобы
получить доступ ко всем возможностям сайта.

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush


Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Необходимо для экзамена составить по приложенному плану задачу и.

Решение задач, математика и математические методы в биологии

Срок сдачи к 9 янв.

Тема: smart-технологии в преподавании иностранного языка в старших.

Курсовая, методика преподавания англ яз

Срок сдачи к 5 янв.

Контрольная, Б1 вдв 03 иас в государственной сфере

Срок сдачи к 24 янв.

Ответы на вопрос

Ответы на билеты, Электроника

Срок сдачи к 5 янв.

Написать одну главу для диплома

Диплом, реклама и PR

Срок сдачи к 15 янв.

Тест по основам информационного права российской федерации

Тест дистанционно, Правоведение

Срок сдачи к 4 янв.

Магистерская диссертация по информатике

Магистерская диссертация, Бизнес информатика

Срок сдачи к 31 мар.

Подготовить отчёт по практике.

Отчет по практике, Менеджмент

Срок сдачи к 6 янв.

написать курсовую работу

Курсовая, Компьютерное моделирование, программирование, информатика

Срок сдачи к 12 янв.

перевод части книнги

Перевод с ин. языка, спортивная психология

Срок сдачи к 6 янв.

Решить задачи построить графики. Вариант.

Отчет по практике, Основы природопользования, горное дело, экология

Срок сдачи к 9 янв.

База данных в access

Курсовая, Информатика и программирование

Срок сдачи к 9 янв.

Тема "личные права и свободы граждан рф". около 27 страниц

Курсовая, конституционное право

Срок сдачи к 9 янв.

Выполнить контрольную работу №4 Вариант 4

Контрольная, Немецкий язык

Срок сдачи к 12 янв.

тема: значение личного примера в формировании личности

Реферат, профессиональная этика

Срок сдачи к 10 янв.

Взаимоотношения Руси со Степью (3 вариант)

Срок сдачи к 17 янв.

Переделать курсовую работу

Курсовая, уголовное право

Срок сдачи к 8 янв.

Курсовая, Учет и анализ

Срок сдачи к 9 янв.

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам


Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы



Поможем вам со сложной задачкой


С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, как важно доводить
работу до конца

ava
executor

С нами с 2017
года

Помог студентам: 11 652 Сдано работ: 11 652
Рейтинг: 89 232
Среднее 4,94 из 5

ava
executor

С нами с 2018
года

Помог студентам: 8 054 Сдано работ: 8 054
Рейтинг: 76 122
Среднее 4,87 из 5

avatar
executor_hover

С нами с 2019
года

Помог студентам: 2 590 Сдано работ: 2 590
Рейтинг: 29 033
Среднее 4,84 из 5

avatar
executor_hover

С нами с 2018
года

Помог студентам: 2 256 Сдано работ: 2 256
Рейтинг: 14 733
Среднее 4,87 из 5


1. Сколько стоит помощь?

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

Читайте также: