Налоговое планирование налога на прибыль

Обновлено: 17.05.2024

В процессе планирования деятельности организации на очередной год, при разработке финансового плана, налоги и платежи по ним следует выделять отдельным блоком в качестве налогового бюджета. Сущность данного подхода заключается в том, что при этом концентрируется внимание не на минимизации налогов, а на реализации финансовой стратегии компании.

В процессе бюджетирования компании должны прогнозировать суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без бюджета налогов невозможно составить ни бюджетный баланс, ни бюджет доходов и расходов, ни бюджет движения денежных средств. Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой и зависит от многих параметров операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов, а также учетной политики компании в области управленческого и налогового учета.

Планирование налогов возможно, когда составлены операционные бюджеты (кроме бюджета расходов и доходов) и инвестиционный бюджет . После определения "затратных" налогов и налога на прибыль формируется бюджет доходов и расходов и определяется чистая прибыль . Затем, после составления графика расчетов с поставщиками и покупателями и формирования на его основе бюджета движения денежных средств, рассчитываются платежи по НДС .

Однако однозначно утверждать, что окончательный вариант бюджета движения денежных средств готовится до составления бюджета НДС , нельзя. Информация о платежах по НДС , которые следует перечислить в бюджет, может потребовать пересмотра бюджета движения денежных средств в связи с необходимостью дополнительного кредитования.

Процедура формирования бюджетов организации, с точки зрения места в ней налогового бюджета, проиллюстрирована на рис. 8.3.


Рис. 8.3. Последовательность формирования бюджетов организации, с точки зрения места в ней налогового бюджета

Формирование бюджетов организации включает следующие этапы.

  1. Формирование операционных и инвестиционных бюджетов. С точки зрения налогового бюджетирования, этот этап предоставляет исходную информацию для расчета показателей налогового бюджета, так как эти бюджеты содержат показатели, являющиеся основой для расчета налоговой базы большинства налогов.
  2. Расчет налогов, увеличивающих затраты компании. На этом этапе производится бюджетирование налогов, включаемых в себестоимость продукции. Эти затраты отражаются в бюджете доходов и расходов организации и влияют на величину прибыли до налогообложения.
  3. Формирование бюджета доходов и расходов до расчета налогооблагаемой прибыли. На этом этапе используются данные операционных бюджетов: бюджета продаж, бюджета производства, бюджета прямых затрат на материалы, бюджета производственных накладных расходов, бюджета прямых затрат на оплату труда, бюджета коммерческих расходов, бюджета управленческих расходов и т. д., а также информация о планируемых выплатах налогов, включаемых в затраты компании и рассчитанных на предыдущем этапе.
  4. Расчет налога на прибыль. Этот расчет исходит из информации о величине планируемой прибыли до налогообложения. Также в расчете налога на прибыль необходимо использовать информацию о корректировках, возникающих в связи с различиями в порядке расчета прибыли для бухгалтерского и налогового учета.
  5. Расчет чистой прибыли.
  6. Формирование графиков расчета с покупателями и поставщиками.
  7. Формирование бюджета движения денежных средств. Этот этап важен для расчета суммы косвенных налогов, которые не включаются в себестоимость продукции, но влияют на денежные потоки организации.
  8. Расчет НДС и других косвенных налогов. Этот расчет исходит из плановой информации предыдущего этапа, однако он может повлиять на сформированный бюджет движения денежных средств и вызвать потребность в его корректировке.
  9. Расчет потребности в кредитовании и окончательный расчет бюджета движения денежных средств.
  10. Расчет прогнозного баланса. Данные налоговых бюджетов включаются в следующие статьи баланса: отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, задолженность по налогам и сборам, задолженность перед государственными внебюджетными фондами. Кроме того, для расчета плановой величины нераспределенной прибыли, необходимо рассчитать прогнозируемую сумму налога на прибыль.

Исходной информацией для составления бюджета налогов являются различные показатели, содержащиеся в других бюджетах, составляемых предприятием. Некоторые из них приведены в табл. 8.2.

По каждому налогу прогнозируются следующие показатели:

  1. задолженность по данному налогу перед бюджетом на начало периода;
  2. сумма налога к начислению за период;
  3. сумма налога к уплате в данном периоде;
  4. прогнозируемая задолженность по налогу на конец периода.

Бюджет налогов составляется с той же периодичностью и в те же сроки, что и основные бюджеты компании: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс. Как правило, в годовых или квартальных бюджетах проводится помесячная разбивка, и все данные по каждому месяцу показываются отдельно. Поскольку по многим налогам отчетным или налоговым периодом является месяц, то помесячный расчет плановых налоговых платежей будет оптимальным вариантом.

Осуществляя налоговое планирование, организация выбирает варианты действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Бюджетный метод управления затратами, прибылью и финансами используется как инструмент планирования, контроля и регулирования. Налоговое планирование влияет на эффективность деятельности компании. Налоговое планирование позволяет оптимизировать денежные потоки , управлять затратами и прибылью, воздействовать на ликвидность и финансовую устойчивость . В свою очередь , на оптимизацию налогов влияют выбор учетной политики, разработка схем сделок, определение структуры активов и другие факторы.

Налоговое планирование является функцией налогового менеджмента. Налоговый менеджер формирует налоговую политику и осуществляет ее практическую реализацию в налоговом планировании и налоговом учете.

Налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, финансового управления и контроля для средних и крупных предприятий. Составление бюджета налогов на конкретном предприятии должно проводиться с учетом его возможностей и объективной потребности в соответствующей информации. В противном случае затраты на составление бюджета налогов будут превышать получаемые от него выгоды.

В процессе планирования деятельности организации на очередной год, при разработке финансового плана, налоги и платежи по ним следует выделять отдельным блоком в качестве налогового бюджета. Сущность данного подхода заключается в том, что при этом концентрируется внимание не на минимизации налогов, а на реализации финансовой стратегии компании.

В процессе бюджетирования компании должны прогнозировать суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без бюджета налогов невозможно составить ни бюджетный баланс, ни бюджет доходов и расходов, ни бюджет движения денежных средств. Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой и зависит от многих параметров операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов, а также учетной политики компании в области управленческого и налогового учета.

Планирование налогов возможно, когда составлены операционные бюджеты (кроме бюджета расходов и доходов) и инвестиционный бюджет . После определения "затратных" налогов и налога на прибыль формируется бюджет доходов и расходов и определяется чистая прибыль . Затем, после составления графика расчетов с поставщиками и покупателями и формирования на его основе бюджета движения денежных средств, рассчитываются платежи по НДС .

Однако однозначно утверждать, что окончательный вариант бюджета движения денежных средств готовится до составления бюджета НДС , нельзя. Информация о платежах по НДС , которые следует перечислить в бюджет, может потребовать пересмотра бюджета движения денежных средств в связи с необходимостью дополнительного кредитования.

Процедура формирования бюджетов организации, с точки зрения места в ней налогового бюджета, проиллюстрирована на рис. 8.3.


Рис. 8.3. Последовательность формирования бюджетов организации, с точки зрения места в ней налогового бюджета

Формирование бюджетов организации включает следующие этапы.

  1. Формирование операционных и инвестиционных бюджетов. С точки зрения налогового бюджетирования, этот этап предоставляет исходную информацию для расчета показателей налогового бюджета, так как эти бюджеты содержат показатели, являющиеся основой для расчета налоговой базы большинства налогов.
  2. Расчет налогов, увеличивающих затраты компании. На этом этапе производится бюджетирование налогов, включаемых в себестоимость продукции. Эти затраты отражаются в бюджете доходов и расходов организации и влияют на величину прибыли до налогообложения.
  3. Формирование бюджета доходов и расходов до расчета налогооблагаемой прибыли. На этом этапе используются данные операционных бюджетов: бюджета продаж, бюджета производства, бюджета прямых затрат на материалы, бюджета производственных накладных расходов, бюджета прямых затрат на оплату труда, бюджета коммерческих расходов, бюджета управленческих расходов и т. д., а также информация о планируемых выплатах налогов, включаемых в затраты компании и рассчитанных на предыдущем этапе.
  4. Расчет налога на прибыль. Этот расчет исходит из информации о величине планируемой прибыли до налогообложения. Также в расчете налога на прибыль необходимо использовать информацию о корректировках, возникающих в связи с различиями в порядке расчета прибыли для бухгалтерского и налогового учета.
  5. Расчет чистой прибыли.
  6. Формирование графиков расчета с покупателями и поставщиками.
  7. Формирование бюджета движения денежных средств. Этот этап важен для расчета суммы косвенных налогов, которые не включаются в себестоимость продукции, но влияют на денежные потоки организации.
  8. Расчет НДС и других косвенных налогов. Этот расчет исходит из плановой информации предыдущего этапа, однако он может повлиять на сформированный бюджет движения денежных средств и вызвать потребность в его корректировке.
  9. Расчет потребности в кредитовании и окончательный расчет бюджета движения денежных средств.
  10. Расчет прогнозного баланса. Данные налоговых бюджетов включаются в следующие статьи баланса: отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, задолженность по налогам и сборам, задолженность перед государственными внебюджетными фондами. Кроме того, для расчета плановой величины нераспределенной прибыли, необходимо рассчитать прогнозируемую сумму налога на прибыль.

Исходной информацией для составления бюджета налогов являются различные показатели, содержащиеся в других бюджетах, составляемых предприятием. Некоторые из них приведены в табл. 8.2.

По каждому налогу прогнозируются следующие показатели:

  1. задолженность по данному налогу перед бюджетом на начало периода;
  2. сумма налога к начислению за период;
  3. сумма налога к уплате в данном периоде;
  4. прогнозируемая задолженность по налогу на конец периода.

Бюджет налогов составляется с той же периодичностью и в те же сроки, что и основные бюджеты компании: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс. Как правило, в годовых или квартальных бюджетах проводится помесячная разбивка, и все данные по каждому месяцу показываются отдельно. Поскольку по многим налогам отчетным или налоговым периодом является месяц, то помесячный расчет плановых налоговых платежей будет оптимальным вариантом.

Осуществляя налоговое планирование, организация выбирает варианты действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Бюджетный метод управления затратами, прибылью и финансами используется как инструмент планирования, контроля и регулирования. Налоговое планирование влияет на эффективность деятельности компании. Налоговое планирование позволяет оптимизировать денежные потоки , управлять затратами и прибылью, воздействовать на ликвидность и финансовую устойчивость . В свою очередь , на оптимизацию налогов влияют выбор учетной политики, разработка схем сделок, определение структуры активов и другие факторы.

Налоговое планирование является функцией налогового менеджмента. Налоговый менеджер формирует налоговую политику и осуществляет ее практическую реализацию в налоговом планировании и налоговом учете.

Налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, финансового управления и контроля для средних и крупных предприятий. Составление бюджета налогов на конкретном предприятии должно проводиться с учетом его возможностей и объективной потребности в соответствующей информации. В противном случае затраты на составление бюджета налогов будут превышать получаемые от него выгоды.

В английском языке у налога на прибыль много вариантов названия: Corporate Tax, Corporation Tax. В отчетах, где из контекста ясно, что речь идет именно о корпоративном налоге, он может также называться Income Tax, но не следует путать это название с налогом на доходы физических лиц.

Налог на прибыль — один из основных в работе любой компании, а в финансовых моделях часто оказывается единственным налогом , который в явном виде рассчитывается для бизнеса. Поэтому его правильный учет важен для корректности работы модели.

Для налога на прибыль в большинстве стран характерны следующие черты :

  • Налог рассчитывают на основе отчета о прибылях и убытках, то есть с использованием принципа начисления, а не денежных поступлений и выплат.
  • У налога на прибыль есть базовая ставка (в России 20%), но для отдельных компаний и ситуаций могут применять другие ставки.
  • Финансовый учет, применяемый компанией для наиболее точного отражения экономических результатов деятельности, и налоговый учет, используемый для определения налогооблагаемой суммы, могут отличаться.
  • Если чистая прибыль компании, то есть прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль, используется для выплаты дивидендов, то они обычно облагаются налогом на доходы. Этот налог часто рассматривают как дополнение к налогу на прибыль, и используют в макроэкономическом анализе для оценки налоговой нагрузки сумму налога на прибыль и налога на дивиденды.
Моделирование налога

Как правило, налог на прибыль в финансовых моделях рассчитывают на основе базовой ставки без учета возможных влияний льгот, особенностей учета, специальных статей дохода, облагаемых по другой ставке, и других деталей:


Такой упрощенный подход будет особенно оправданным в долгосрочном планировании, где подробности расчета налога в любом случае трудно спрогнозировать. Однако если предположить, что в работе компании есть факторы, которые постоянно влияют на расчет налога и приводят к тому, что налог никогда не рассчитывается по базовой ставке, имеет смысл использовать эффективную ставку.

Эффективную ставку рассчитывают на основе исторической отчетности: ее вычисляют как среднее отношение начисленного налога на прибыль к налогооблагаемой прибыли. Как правило, для расчета берут период 2–3 года.

В экономическом анализе, в частности, в оценке дисконтированных денежных потоков, ставку налога на прибыль можно использовать не только для расчета суммы налога в финансовом отчете, но и в формулах отдельных показателей, таких как WACC и FCFF. В этом случае применяют маржинальную ставку, то есть ставку, по которой будет облагаться налогом каждый новый заработанный компанией рубль. Маржинальная ставка обычно принимается равной базовой ставке. Надо быть осторожным с сочетанием эффективной и маржинальной ставки, чтобы не получилось, что финансовая отчетность и аналитические показатели построены на разных предположениях.

Убытки предыдущих периодов

В инвестиционных проектах, а иногда и в текущей деятельности, возникают периоды, когда компания работает с убытками. В этом случае после выхода на прибыльную деятельность компания имеет право сначала списать убытки как часть своих затрат. Для этого в модель добавляют убытки предыдущих периодов, которые постепенно списываются по мере получения прибыли :


Расчет может быть и более сложным. В России есть ограничение того, на какую долю можно сократить прибыль с помощью списания убытков предыдущих периодов. Вот, например, как выглядят расчетные таблицы для планирования налога на прибыль в программе Альт-Инвест:


ОНА и ОНО

В тех случаях, когда финансовая модель используется для анализа фактической отчетности компании, а также для прогноза на основе исторических отчетов, аналитик может иметь дело с налоговыми активами и обязательствами:


Из-за того, что в финансовом и налоговом учете доходы и затраты признаются по-разному , в отчетности компаний могут возникать отложенные налоговые активы (ОНА) и отложенные налоговые обязательства (ОНО). Их рассчитывают, как произведение этих отличий на ставку налога. Поскольку различий в таких видах учета очень много, то у компании одновременно могут быть и налоговые активы, и обязательства.

Например, компания формирует резервы под будущие расходы и уменьшает налогооблагаемую прибыль в финансовом отчете, но в налоговом учете такие расходы не уменьшают налог на прибыль. В результате в этом году налог на прибыль окажется больше 20% от прибыли, указанной в финансовом отчете, но образуется отложенный налоговый актив, который уменьшит платежи налога в будущем.

Другой пример — использование разных методов амортизации. Если амортизация для налоговых целей происходит быстрее, чем в финансовой отчетности, то налог на прибыль будет уменьшаться. Компания заплатит меньше 20% от показанной в финансовой отчетности прибыли. Однако в будущем, когда налоговая амортизация закончится, она перестанет уменьшать налогооблагаемую прибыль, и налог окажется выше, чем это следует из финансовой отчетности — то есть образуется отложенное налоговое обязательство.

При построении финансовых моделей разницу между финансовым и налоговым учетом обычно не моделируют и не исследуют. Для большинства компаний достаточно принять допущение, что ОНА/ОНО остаются неизменными для всех прогнозных периодов, а налог начисляется по базовой ставке. Но встречаются случаи, когда компания имеет значительные ОНА/ОНО, которые заметно повлияют на ее финансовое состояние в будущем. Такие случаи следует анализировать более глубоко, изучая влияние ОНА/ОНО на эффективную ставку налога на прибыль.

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Практически все юридические лица время от времени испытывают трудности или проблемы с налогообложением. Причиной иногда является недостаток опыта, иногда — частые смены законодательства.

Для выявления ошибок и проблем обычно заказывают индивидуальный налоговый аудит, по итогу которого можно сделать вывод о состоянии компании и спрогнозировать дальнейшую тенденцию, оценить риски. Для того, чтобы избежать дальнейших ошибок и сократить траты на оплату налогов, необходимо пользоваться налоговым планированием.

Что такое налоговое планирование

Налоговое планирование, при грамотном подходе, позволит снизить расходов на налоги. Методы налогового планирования подразумевают создание стратегии оптимизации налогообложения отдельно взятой компании.

Комплекс работ по планированию позволяет контролировать расходы и доходы фирмы и прогнозировать дальнейшее ее продвижение и состояние. Планирование — очень важная часть финансового управления организацией, так как с налоговой системой так или иначе связаны аспекты хозяйственной, производственной и финансовой деятельности компании.

Предметом налогового планирования является любой экономический процесс, который будет протекать в компании в период, на который составляется план. При чем составлять план нужно заранее, например, для месячного планирования план должен быть составлен до 20 числа предыдущего месяца.

Методы налогового планирования

Методы налогового планирования

Все методы налогового планирования можно разделить на 2 вида: внешние и внутренние.

Также выделяют методы внутреннего планирования. Методы внешнего планирования более сложные, затратные, и не всегда могут быть реализованы. Но государство предоставляет много возможностей снизить суммы на оплату налогов путем внутренних изменений.

Внутренние методы налогового планирования также делятся на 2 вида: общие и специальные.

  1. Выбор учетной политики. Ее выбирают раз в год, и это важная составляющая планирования. Учетная политика определяет дальнейший бухгалтерский учет и, во многом, деятельность всей фирмы.
  2. Переоценка основных средств. Позволяет экономить на налоге на прибыль и налоге на имущество.
  3. Применение ускоренной амортизации — в России для реализации метода возможности ограничены.
  4. Выбор контрактных схем. Суть метода в использовании нескольких договоров и четких формулировок, вместо обычных размытых. Контрактная схема позволяет снизить сумму налога при заключении конкретной сделки.
  5. Применение льгот. Льготы для государства – способ стимулировать определенные направления деятельности и экономики, которые наиболее важны для государства в данный момент. В налоговом законодательстве в качестве льгот предлагается понижение налоговых ставок, налоговые кредиты, отсрочки платежей по налогам, освобождение от уплаты налогов определенных категорий граждан. Льгот множество, поэтому любая компания может воспользоваться какими-то из них.

Отдельно следует выделить специальные методы налогового планирования. Они имеют более узкую сферу применения, но найти подходящий метод можно для любого предприятия. Самыми распространенными являются:

  1. Метод заметы отношений, который позволяет решать хозяйственные проблемы. Владелец компании может выбрать любую форму отношений, в рамках законодательства.
  2. Метод разделения отклонений. Можно заменять не все хозяйственные отношения, а определенную их часть.
  3. Снижение размера объекта. Подразумевает также замену объекта другим, который меньше облагается налогом. Имеется в виду и сам объект, и определенная операция или имущество компании.
  4. Отсрочка налогового платежа. Предприятие может перенести платеж в налоговую на следующий календарный период.

Если использовать сразу несколько методов планирования, например, метод замены и отсрочки, появляется возможность существенно сэкономить на оплате налогов.

Читайте также: