Налоговое администрирование в зарубежных странах

Обновлено: 26.04.2024

Большинство экономистов рассматривают налоговое администрирование как один из элементов управления налогообложением. По нашему мнению, налоговое администрирование является относительно самостоятельным процессом, имеющим присущие только ему особенности. Как всякая сложная система, налоговая система представляет собой специфический объект уп­равления.

В общем плане задача налогового управления сводится к переводу сис­темы из одного состояния в другое, наиболее адекватное изменяющимся условиям развития экономики, приоритетам экономической и социальной политики госу­дарства. По сути дела, налоговое управление включает в себя и разработку налого­вого законодательства, установление объектов и субъектов налоговых правоотно­шений, что можно понимать как реализацию самого налогового процесса. Как и всякое управление, оно предполагает прогнозирование состояния налоговой системы в целом (анализ тенденций и предложение мер по изменению налогового законода­тельства, его методологическое обеспечение в форме других подзаконных актов), планирование развития налоговой системы во взаимосвязи с развитием бюджет­ной системы и экономики в целом, регулирование налогового процесса, анализ и контроль.

Исходя из этого, под налоговым администрированием понимается относи­тельно более частная подсистема управления налоговой системой в целом, кото­рым занимаются преимущественно налоговые органы и Министерство финансов (разработка мероприятий, реализующих фискальную и регулирующие функ­ции налогов) [4].

Налоговые органы решают вопросы не только налогообложения, но и ведут акты гражданского состояния, перепись населения и содействуют обеспечению общих выборов. Наряду с этим они оказывают помощь налогоплательщикам, которые хотят честно и правильно платить налоги, зная о достаточно сложной национальной налоговой системе и частых изменениях в налогообложении.

Одной из важнейших задач, стоящих перед налоговыми органами, является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Вопросами взимания и контроля за правильностью уплаты налогов занимается специальный аппарат — налоговая служба, которая существенно различается по организационной структу­ре и административной ответственности. Однако в большинст­ве стран налоговая администрация или налоговое ведомство является, как правило, составной частью министерства финан­сов. Вместе с тем это не исключает некоторую их автономность в осуществлении своих функций. В США и Великобритании к этому аппарату относится Служба внутренних доходов (СВД), во Франции — Главное налоговое управление (ГНУ), в Герма­нии — Федеральное налоговое управление и налоговые управ­ления земель и т. д.

Налоговые инспектора появились в качестве сборщиков на­логов еще в XVIII веке. По мере раскручивания государственной машины этот вид бюрократического аппарата также расширял­ся. Налоговые ведомства имеют огромный штат работников, на­пример, в США 120 тыс. человек, в Великобритании — около 100 тыс., во Франции — 82,4 тыс., что составляет примерно 45% занятых в системе Министерства экономики, финансов и бюд­жета. Сейчас лидерство, видимо, принадлежит России — 180 тыс. человек (включая налоговую полицию).

Работа в налоговых органах считается не только высокооплачиваемой, но и престижной. Как правило, прием на работу ведется на основе конкурсного отбора. Широко развита сеть специальных курсов и высших учебных заведений. Для специалистов, уже работающих в налоговых службах, во многих странах уже действуют курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.

В зарубежных странах, в частности в США, косвенные методы в практике контрольной работы федерального налогового ведомства уже давно применяются, и, прежде всего, в отраслях хозяйства, связанных с оборотом крупных сумм наличных денег, где учет и контроль значительно затруднены. Если налогоплательщик оказывается не в состоянии предоставить налоговому органу отчетные данные требуемой полноты и состава, налоговый орган обязан реконструировать доходы налогоплательщика косвенным методом. В этой ситуации, в случае если налогоплательщик примет решение оспорить в судебном порядке результаты расчетов налогового ведомства, американский суд исходит из правомерности применения налоговым ведомством косвенных методов расчета налогооблагаемой базы [19].

Для повышения собираемости налогов необходимо совершенствовать работу судебной системы, бороться с коррупцией в налоговых органах, повышать их техническую оснащенность и квалификацию работников, охранять от посягательств криминализированного бизнеса. Предлагаются такие меры: стимулирование полной и своевременной уплаты налогов предприятиями и гражданами, создание условий, при которых уклонение от уплаты налогов становится экономически невыгодным: издержки нарушения финансовой дисциплины превышают возможную прибыль от таких действий. Этим обусловлено введение дополнительных штрафов за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в размере ставки рефинансирования. Немало сторонников и у более жесткого порядка – начислять проценты на сумму задолженности за период от установленного срока до даты ее погашения по повышенной ставке; предотвращение искажения смысла отдельных операций, которые налогоплательщики проводят для занижения налогооблагаемой базы или необоснованного получения льгот.

Подводя черту вышесказанному, можно говорить о том, что одновременно следует увеличить количество и улучшить качество налоговых проверок документов и проверок с выездом на место; пресечение хозяйственной деятельности, которая не отражается в бухгалтерском учете и скрывается от налоговой администрации (хотя формально разрешена законом); для сокращения неучтенного наличного оборота пресечение деятельности короткоживущих фирм, специализирующихся на обналичивании денег; присвоение предприятиям и гражданам индивидуальных номеров налогоплательщиков; регистрация реального местонахождения плательщиков; принудительная ликвидация предприятий, не представляющих налоговую отчетность; обязательная регистрация всех банковских счетов предприятий; регламентация деятельности банков для борьбы с фиктивными банковскими депозитами, передачей векселей юридических лиц гражданам; строгий контроль за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц, в том числе за оффшорными счетами. Для этого нужно ввести обязательную регистрацию зарубежных счетов (а не только получение разрешения на их открытие) и жесткие санкции за уклонение от регистрации; обращение взыскания задолженности на имущество злостных неплательщиков, введение личной материальной ответственности собственников предприятий и управляющих за неуплату налогов в бюджет [13].

2. Организация работы налоговых служб в США.

2.1. Создание службы внутренних доходов США и её функционирование.

Создание Службы внутренних доходов (Internal Revenue Service - IRS) США относится к 1862 году, когда конгресс учредил Ведомство комиссара по внутренним доходам с целью сбора средств для финансирования гражданской войны 1861 года. В 1952 году указанная организация была переименована в Службу внутренних доходов (СВД).

В США налоговая система имеет 3 уровня:

1. На верхнем уровне СВД, осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства и сбором федеральных налогов — подоходного налога, налога на недвижимость, налога на дарения, а также некоторых акцизов;

2. На среднем уровне действуют налоговые службы штатов, собирающие налоги и сборы, вводимые зако­нодательными собраниями штатов. Эти налоги посту­пают в бюджеты штатов;

3. На нижнем уровне — местные налоговые органы, которые взимают налоги, вводимые местными орга­нами власти. Ставки налогов устанавливают налого­вый инспектор, председатель совета школ и руководи­тель муниципалитета.

Служба внутренних доходов США включает цен­тральный аппарат, 7 региональных и 58 окружных налоговых управлений. Региональные и районные отделения СВД осуществляют контроль за своевременным поступлением налогов, правильностью заполнения налоговых деклараций, взиманием задолженности по налогам, возвратом налогоплательщику пе­реплаченных сумм, удержанием штрафа с налогоплательщиков. Служба отвечает за соблюдение налогового законодательства плательщиками, выпускает материалы и руководства по приме­нению федерального налогового законодательства, контролиру­ет правильность применения налогового кодекса, включая сбор налогов и проведение проверок, и защиту интересов США в на­логовых спорах.

Деятельность СВД направлена на обеспечение получения государственной казной налоговых поступлений в надлежащем объеме при минимальных издержках.

Основными задачами налоговой службы США являются:

ü увеличение поступлений от добровольной уплаты налогов;

ü облегчение процедуры уплаты налогов для налогоплательщиков;

ü повышение качества и эффективности работы службы и более полное удовлетворение запросов клиентов.

Структура налогового управления строится не по видам, налогов, а по функциональным признакам, и состоит из следую­щих основных подразделений:

Служба отработки налоговых деклараций – компьютерная обра­ботка информации, содержащейся в декларациях. Сомнительные декларации подвергаются проверке, они обычно составляют 1% от общего количества по­ступивших деклараций.

Служба проверки налоговых деклараций занимается проверкой налоговых деклараций, поступивших из Службы обработки налоговых деклараций. Кроме того, каждый год проводятся проверки налоговых деклараций людей, занимающихся определенным видом деятельности, которую СВД решила проверить в этом году.

Служба криминальных расследований призвана обеспечивать исполнение налогового законодательства. Ведет расследование выявленных нарушений и выясняет, была допущена только ошиб­ка при заполнении декларации или есть криминал.

Отдел обслуживания налогоплательщиков помогает налогоплательщикам ориен­тироваться в налоговом законодательстве, издаёт справочные материалы, выпускает свыше 100 бесплатных инфор­мационных изданий по финансовой тематике, организует специальные об­разовательные программы для фермеров и владель­цев малых предприятий. Вместе с добровольцами слу­жащие отдела оказывают бесплатную помощь в за­полнении налоговых деклараций людям с низкими доходами и престарелым (кстати, любой налогоплательщик может по "горячей ли­нии" бесплатно по телефону получить консультацию по интересующему его вопросу).

Международный отдел занимается налогообло­жением многонациональных корпораций, иностран­ных компаний в США, американских компаний за границей, вопросами двойного налогообложения.

Отдел кадров — в его компетенцию входит найм на работу, подготовка и переподготовка служащих СВД и другие вопросы.

Действуют 10 компьютерных центров, в которых аккумулируется вся информация о налогоплатель­щиках.

В центре действует 7 главных картотек (по отдель­ным налогам и сборам), информация из которых по запросам налоговых органов может быть за считан­ные секунды передана в любую точку США. Доступ к налоговой информации имеют 50 тыс. человек, но только к отдельным её блокам, что позволяет сохра­нять конфиденциальность хранящейся информации (информация хранится 75 лет).

Работают отделы, выполняющие специальные и вспомогательные функции. Бюджет СВД на 1999 год составляет более 8 млрд. долларов при 1,7 трлн. долларов собираемых нало­гов.

При взимании налогов применяются три основных метода: самообложение – уплата согласно заполняемой налогоплатель­щиком декларации; изъятие налога "у источника"; оценочные налоговые платежи.

Взимание налога по типу изъятия "у источника" использу­ется корпорациями по определенным выплатам в адрес ино­странных получателей доходов. Наибольшее распространение этот способ получил при взимании налогов с рабочих и служа­щих. Такое взимание налогов с учетом скидок и льгот возложе­но на работодателя. Однако сумма, взимаемая за каждый уста­новленный период, определяется работающим путем заполне­ния формы W 4 совместно с работодателем. Работник вычитает такие выплаты из общей суммы своих налоговых обязательств.

Корпорации, как правило, выплачивают налоги на протя­жении года по оценочным платежам. Оценочный налог — это сумма предварительно оцениваемого за год налога за вычетом оценочной суммы льгот, при этом должна быть установлена минимальная сумма платежа. Этот метод распространяется на все корпорации, за исключением иностранных, не связанных деловыми операциями с США. Налоговые обязательства, исходя из оценочных платежей погашаются равными взносами на 12-й день четвертого, шестого и двенадцатого месяцев текущего го­да. В случае неуплаты оценочной суммы налоговых обяза­тельств предусмотрено взимание штрафа. Штраф не взима­ется, если: оценочный налог внесен в сумме, указанной в на­логовой декларации за прошедший год; сумма внесенного налога взята по действующим ставкам, применяемым к доходам за прошлый год; внесено 90% суммы причитающегося в теку­щем году налога.

Однако в основе системы налогообложения США лежит принцип — самостоятельного заполнения и подачи налоговых деклараций с указанием размера годового налога, суммы запрашиваемого зачёта уже произведённых платежей и оставшейся не уплаченной сум­мы. В США только 40% налогоплательщиков самостоятельно за­полняют декларации, а 60% — пользуются услугами специализированных фирм. Всем налогоплательщикам присваивается идентификационный номер, что облегчает работу налоговых служб с ними.

Чтобы облегчить налогоплательщику процесс планирования своих доходов, который достаточно сложный, СВД предлагает разнообразные формы помощи. Прежде всего, налогоплательщикам высылается комплект налоговых документов.

По словам начальника отдела контроля Северо-Западного региона налоговой службы США Мэла Джозефа, 83% американцев добровольно платят налоги, указывая все свои доходы, потому что в стране контролируются все денежные операции. Налоговая служба США в последние годы изменила концепцию своей деятельности: был совершен переход "от наказания к образованию". Задача налоговиков не столько оштрафовать нарушителя, сколько предоставить возможность налогоплательщику получать полную информацию о законодательстве в сфере налогообложения и приучить его добровольно соблюдать законы [14].

Несмотря на неоднократные попытки сделать налоговое за­конодательство США менее сложным и облегчить для налого­плательщика процесс заполнения деклараций, он остался до­вольно трудоемким. Заполнение различных видов деклараций занимает от 1,5 часа до 16 часов.

Вообще, взаи­моотношения налоговой службы и налогоплательщи­ка строятся на двух предпосылках. Во-первых, все инструктивные материалы по налогообложению верны, и если налогоплательщик не согласен с положени­ями инструкции, то он должен это доказать в суде. Во-вторых, налогоплательщик изначально всегда прав и только решение суда может изменить положе­ние. Поэтому запрос дополнительной информации или проверка могут привести не к увеличению нало­га, а к возврату переплаченных сумм [1].

Если налогоплательщик не согласен с результата­ми проверки, то он имеет право обжаловать их в Отделе обжа­лований ФНУ, Налоговом суде, Апелляционном суде или Окружном суде.

Принудительные меры взыскания задолженности (удержание имущества, арест банковского счёта, удержание из зарплаты до 10% и т.п.) не применяют­ся, пока не будут исчерпаны все возможности, обсудить с налогоплательщиком (по почте, телефону, собеседование) варианты добровольного внесения причита­ющихся с него сумм.

Если налогоплательщик объявил о банкротстве, то налоговая служба не взимает с него оставшуюся сум­му налога. Однако после реализации имущества банкрота по решению суда в первую очередь удовлетво­ряются претензии налоговых служб и только после этого долги других кредиторов.

Вообще, использование компьютерной техники для исчисления, уплаты и контроля за правильностью внесения налоговых плате­жей населением должно разгрузить СВД от большого объема работы, связанной с обработкой заполняемых от руки бланков, а также ускорить процесс возврата клиенту излишне перечис­ленных средств, компенсаций и начислений в рамках действующей системы льгот. Переход к компьютерам способствует экономии средств СВД: обработка заполняемой с помощью компьютера налоговой формы стоит всего 3 цента, в то время как стоимость обработки обычной бумажной формы налоговой декларации составляет 38,5 цента. Для налогоплательщика же эти выгоды пока менее ощутимы. Но в то же время данный факт имеет и некоторые недостатки. По признанию американских специалистов, электронная система перевода средств по налоговой декларации отнюдь не дешева и не проста для применения.

Реализация стратегических и тактических целей налоговой политики государства обеспечивается через механизм налогового администрирования, предполагающий не только наличие институционально установленных правил взимания налогов и принудительной мотивации, но и использование в налоговом процессе определенных экономических стимулов, рычагов и инструментов. В статье анализируются меры по совершенствованию налогового администрирования в России, оцениваются полученные результаты, и прогнозируется будущее состояние системы налогового администрирования в рамках Основных направлений налоговой политики. Обобщив зарубежный опыт налогового администрирования, в программу мер по улучшению соблюдения налогового законодательства и снижению показателей по налоговым задолженностям авторы рекомендуют включить ряд элементов. Подчеркивается, что разумное использование зарубежных методов, способов и инструментов налогового администрирования в российской практике управления налогообложением должно привести к повышению эффективности контрольной работы налоговых органов.


1. Абдулгалимов А., Абусупьянов М.У. Развитие проектного финансирования в условиях формирования механизмов государственно-частного партнерства // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 1–2. – С. 637.

2. Абдулгалимов А.М., Халилов Т.М. Методологические проблемы функционирования налога на прибыль российских организаций // Горизонты экономики. – 2013. – № 1 (6). – С. 40–43.

3. Алиев Б.X., Сулейманов M.M. Эволюция налогового федерализма в России // Финансы и кредит. – 2010. – № 33 (417). – С. 26–31.

5. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.М., Мусаева Х.М., Магомедова Р.М., Казимагомедова З.А., Алиев Г.Х., Джафарова З.К. Налоги и налогообложение / под редакцией Б.Х. Алиева. Москва, 2008. (2-е издание, переработанное и дополненное).

6. Алиев Б.Х., Алиев М.Б., Сулейманов М.М. Приоритетные направления развития налогового потенциала территорий в условиях циклического развития экономики // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – № 12. – С. 2–7.

7. Алиев Б.Х., Исаев М.Г. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности компаний в развитых странах // Финансы и кредит. – 2015. – № 4 (628). – С. 36–43.

8. Алиев Б.Х., Казимагомедова З.А., Алимирзоева М.Г. Анализ действенности налоговых льгот и преференций в механизме государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий.// Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – № 11 (410). – С. 13–25.

9. Алиев Б.Х., Казимагомедова З.А., Алимирзоева М.Г. Анализ методик оценки эффективности механизма установления налоговых льгот в отдельных регионах // Финансы и кредит. – 2015. – № 33 (657). – С. 40–50.

10. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Кадиева Р.А. Налоговое регулирование политики занятости как фактор стимулирования экономической активности регионов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2012. – № 6. – С. 13–24.

11. Алиев Б.Х., Сомоев Р.Г., Кравцова Н.И., Сулейманов М.М. Роль налогового федерализма в нивелировании межтерриториальной дифференциации регионов // Налоги и налогообложение. – 2015. – № 9. – С. 655–664.

12. Алиев Б.Х., Сулейманов М.М. Региональная налоговая политика в детерминантах процессов децентрализации // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 40 (343). – С. 47–52.

13. Алиев Б.Х., Сулейманов М.М., Кадиева Р.А. Налоговый потенциал региона: проблемы и перспективы роста // Финансы и кредит. – 2011. – № 4 (436). – С. 2–7.

15. Артеменко Д.А. Институт налогового консультирования в механизме налогового администрирования // Финансы. – 2013. – № 1. – С. 34.

16. Гусейнов С.О., Абдулгалимов А.М. Проблемы налогового регулирования инвестиционной активности реального сектора экономики и пути их решения // Сегодня и завтра Российской экономики. – 2010. – № 33. – С. 83–88.

17. Пономарев А.И., Никулина С.В., Гойгереев К.К. Актуальные проблемы налогового администрирования. – Ростов-н/Д: МиниТайп, 2010 – С. 5.

18. Сулейманов М.М., Алиев Б.Х., Гасанов Ш.А. Бюджеты территорий в условиях кризиса // Финансы и кредит. – 2011. – № 6 (438). – С. 10–14.

19. Сулейманов М.М., Алиев Б.Х., Гасанов Ш.А., Джамалова П.И. Доходная база территориальных бюджетов Республики Дагестан: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. – 2011. – № 10 (442). – С. 10–16.

20. Сулейманов М.М., Алиев Б.Х., Джамалова П.И. Формирование концепции налогового федерализма в России // Финансы и кредит. – 2011. – № 16 (448). – С. 7–12.

Стимулирование структурных позитивных изменений в экономике, качественное улучшение налогового администрирования, последовательное снижение налоговой нагрузки и повышение собираемости налогов определены Президентом РФ как основные приоритеты налоговой политики нашей страны на 2015–2017 гг. Налоговая система РФ должна сохранить свою конкурентоспособность на мировом рынке и способствовать привлечению инвестиций в экономику, а процедуры налогового контроля должны быть максимально комфортными для порядочных налогоплательщиков [4, 5, 6].

Практика налогового контроля в различных странах весьма разнообразна. При этом важной проблемой налоговой системы любой страны в целом и налогового администрирования в частности является проблема функционирования налоговых органов на повышение собираемости налогов. В иностранных государствах для осуществления налогового контроля создаются специализированные налоговые подразделения. В одних случаях эти ведомства являются его структурными подразделениями министерства финансов, например, в Италии, США, Великобритании, а в других – обособлены от министерства финансов, например, в Японии и Швеции [7, 10].

В зарубежной практике организации налогового администрирования большое внимание уделяется отдельным мероприятиям по добровольному исполнению налогоплательщиками своих налоговых обязанностей. Это активное информирование налогоплательщиков через средства массовой информации, использование Call-центров для просвещения и консультирования налогоплательщиков, распространение бесплатных буклетов налоговых отчетов, деклараций и т.д. Налоговые органы многих стран, в отличие от России, имеют больший круг полномочий, которые влияют, в конечном итоге, на эффективность налогового контроля. Так, например, во Франции, Швеции, Германии, проводя налоговые проверки, налоговые органы имеют право получить доступ к электронным базам данных бухгалтерского и налогового учета проверяемых налогоплательщиков. В ряде стран налоговые органы при проведении налоговых проверок имеют доступ к базам данных национальных банков, а также иных ведомств и организаций, обладающих необходимой для налогового контроля информацией. В Норвегии разрешено проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, а также проведение инвентаризации вне рамок выездных налоговых проверок [7, 12].

Проблемы совершенствования налогового контроля и повышения эффективности контрольной работы налоговых органов для РФ всегда актуальны. Совершенствование налогового контроля возможно как за счет повышения определенности правового регулирования и обеспечения стабильности налоговой системы, так и за счет использования международного опыта. Зарубежная практика налогового контроля подразумевает различные методы и способы его осуществления. Внедрение международных наработок в области налогового контроля должно происходить с учетом политической и экономической ситуации в стране, менталитета, а также с учетом национального налогового законодательства [3]. Разумное использование зарубежных методов, способов и инструментов налогового администрирования в российской практике управления налогообложением должно привести к повышению эффективности контрольной работы налоговых органов [8, 14].

При исследовании системы налогового администрирования в зарубежных странах необходимо в первую очередь уделить особое внимание теоретико-идеологическим вопросам, в частности, концепции налогового администрирования и соблюдению налоговой культуры и налоговой дисциплины.

В концепции налогового администрирования необходимо выделить несколько ее составляющих базовых принципов, закрепленных в основах налоговой системы [9, 10, 11]. В частности:

1. Построение отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками на принципах равноправия и баланса обязанностей и прав сторон.

2. Принцип экономической эффективности (соответствие средств поставленным целям).

3. Обеспечение неотвратимости наказания. Любые неуплаты или неполные уплаты налоговых платежей налогоплательщика будут выявлены и приведут к неблагоприятным для него последствиям.

4. Обеспечение презумпции невиновности налогоплательщика.

Становление налогового администрирования в Российской Федерации происходило путем заимствования институтов налогового администрирования, применяющихся в развитых государствах. За последние 20–25 лет значительно возросли объемы налогового администрирования. В США и Голландии в два раза, в Канаде – утроились. Усложнились и умножились налоговые режимы, процедуры, и налоговая отчетность, они стали сложными для понимания.

В условиях финансово-экономического кризиса и в посткризисном экономическом развитии происходит упрощение налогового законодательства, уменьшается число налоговых режимов и применяемых налоговых ставок, а также количество и объемы налоговых льгот [17].

Одним из актуальных на современном этапе проблем и факторов совершенствования системы налогового администрирования и повышения эффективности налогового контроля является межведомственное взаимодействие налоговых органов с другими органами исполнительной власти. В настоящее время информация для исчисления налогов поступает в ФНС России из различных министерств и ведомств, и от качества получаемых данных о налогоплательщиках, о транспортных средствах, об адресатах и т.д. зависит правильность формирования налоговых уведомлений. По данным ФНС РФ, искажения и неточности в обмене информацией, дублирование данных составляет 85 % жалоб от налогоплательщиков и снижает эффективность работы налоговых органов. В этой связи обеспечение корректного обмена информацией налоговых органов с другими исполнительными органами власти является из одной приоритетных задач, и здесь необходим системный подход. Использование единой информационной базы, которая существует во многих развитых странах, является важным условием повышения эффективности уровня их взаимодействия [16].

Результаты работы службы внутренних доходов (СВД) свидетельствуют, что 90 % плательщиков в США добросовестно и правильно платят налоги, тогда как в России по официальным данным различных структур укрываются от уплаты налогов от 20 до 40 % потенциальных налогоплательщиков [15].

В современных условиях в развитых зарубежных странах сложился информационный комплекс, в рамках которого осуществляется непрерывный мониторинг кредитно-финансового положения и денежных операций практически всех субъектов экономики (включая и российских граждан), на базе которых созданы крупнейшие центры по сбору, хранению и обработке финансовой информации.

Сотрудникам налоговых служб Австралии законом запрещено разглашать информацию, которая стала известна им при выполнении служебных обязанностей. Налоговые органы принимают декларации, в которых указана уже рассчитанная сумма налога, хотя разрешается исправлять очевидные ошибки.

Особый интерес представляет накопленный в ФРГ опыт косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы. Проблема уклонения от уплаты налогов не является новой для ФРГ. Налоговые органы этой страны неоднократно сталкивались с ситуацией, когда налогооплательщики не вели бухгалтерские книги или другую отчетность или когда документы не давали правильного представления о валовом доходе иди денежном обороте предприятия [18]. В отличие от традиционного подхода, ориентированного исключительно на использование бухгалтерских документов налогоплательщиков, косвенные методы основываются на других документах, большая часть которых предназначается для целей, не связанных с налогообложением. Наиболее распространенными косвенными методами исчисления являются следующие:

– метод сопоставления доходов с помощью учета денежного оборота;

– метод, основанный на анализе производственных запасов.

Налоговая служба в Нидерландах абсолютно не коммерческая организация. Более того, ее сотрудникам как государственным служащим нельзя параллельно работать в частных организациях консалтингового, аудиторского профиля, а на все остальные виды деятельности (например, преподавание) необходимо специальное разрешение. Одним из главных принципов работы службы является доверие. Человек, потерявший доверие, не может работать в качестве налогового служащего [14].

Если говорить о внутреннем контакте, то здесь следует отметить также, что в налоговой службе Нидерландов разработаны и действуют достаточно эффективные механизмы, предупреждающие и выявляющие факты возможных злоупотреблений.

Система внутреннего контроля включает в себя следующие основные мероприятия:

– четко сформулированные внутренние процедуры;

– эффективная обработка и надежное хранение информации;

– ротация служащих с определенными сегментами бизнеса (средний срок работы налогового служащего с определенной группой налогоплательщиков составляет 3–5 лет).

Интересен опыт налогового администрирования Финляндии [20].

В Финляндии функцию по сбору налогов осуществляет в основном Налоговое Управление (Tax Administration). Как правило, Налоговое Управление собирает порядка двух третей налогов и подобных выплат в Финляндии. Налоги также собираются Таможней и Финским Агентством транспортной безопасности Трафи ( Finnish Transport Safety Agency Trafi).

Финские налоговые органы собирают порядка свыше 80 % налоговой задолженности в год (к примеру, в 2010 г. около 1 миллиарда евро). Остаток передается правоохранительным органам для принудительного взыскания. В этом процессе они также сотрудничают с полицией для расследования налоговых преступлений.

В Финляндии налоговые органы по максимальной возможности желают внести свой вклад в сокращение количества налоговых платежей, которые остаются несобранными по разным причинам, снижая таким образом налоговую задолженность. Направляя и обслуживая своих налогоплательщиков должным образом и с помощью эффективного контроля за налогообложением, налоги уплачиваются населением Финляндии как можно полнее и своевременно. Ежедневные практические действия финских налоговых органов во много раз эффективней в подрывании устоев теневой экономики, чем действия, направленные на расследования преступлений, уже совершенных.

В настоящее время в России теневая экономика развивается во всех сферах общества и в различных формах. Поэтому налоговые органы должны тщательно проводить налоговые расследования и выявлять халатность, направленную на финансовую прибыль. Для совершенствования налогового администрирования необходимо бороться с финансовыми преступлениями с помощью более эффективного межведомственного сотрудничества и распространения информации [19].

Обобщая зарубежный опыт налогового администрирования, программа мер по улучшению соблюдения налогового законодательства и снижению показателей по налоговым задолженностям могла бы включить следующие элементы:

– улучшенные меры по обслуживанию налогоплательщиков, направленные на профилактику образования задолженности;

– принятие более своевременных и систематических мер по контролю за последующим развитием ситуации в случае обнаружения неуплаты (в соответствии с размером долга и степенью риска) налогоплательщика, используя соответствующие нормативные механизмы (нормы воздействия);

– больший акцент на прямом контакте (через почту, телефон и личное собеседование) работников налоговых органов с незаконопослушными налогоплательщиками, чтобы установить способность налогоплательщика платить и взыскать платеж;

– использование систем современных технологий для поддержания процесса сбора общей задолженности.

Читайте также: