Налоговая пенсионный фсс одним словом

Обновлено: 19.05.2024

В нашей стране три государственных внебюджетных страховых фонда — медицинский, пенсионный и социальный. У каждого из них свои задачи, и между собой эти фонды не пересекаются.

О пенсионном фонде мы уже рассказывали, теперь разберемся с тем, как устроен и какие функции выполняет фонд социального страхования.

Что такое фонд социального страхования

Социальное страхование — это система, по которой государство защищает людей, временно оставшихся без дохода по каким-то причинам — например, из-за болезни. Фонд социального страхования — ФСС — существует, чтобы государство могло контролировать расходы на социальное страхование граждан.

Действующий ФСС РФ создан в 1991 году. Суть фонда в том, что в нем копятся страховые взносы от работодателей за их работников и от всех, кто страхует себя добровольно. Эти деньги фонд тратит на возмещение заработка тем, кто попал в ситуацию временной нетрудоспособности, то есть не может работать из-за болезни, несчастного случая на производстве или беременности и родов. Поясним на примере.

Кирилл приходил на работу во все рабочие дни, исправно выполнял свои обязанности и получал зарплату. В один день он на работу не вышел — заболел гриппом, открыл больничный лист и остался лечиться дома.

Работодатель не будет платить Кириллу зарплату, ведь тот дома, лечится и свои трудовые функции не исполняет. Но Кирилл без денег не останется: его застраховали на такие случаи, поэтому он получит пособие, которое компенсирует отсутствие зарплаты из-за болезни. За первые 3 дня заплатит работодатель, за остальные дни болезни — ФСС.

На месте Кирилла может быть любой человек, работающий по трудовому договору или застраховавшийся добровольно — адвокат, ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Но ФСС занимается не только выдачей пособий по временной нетрудоспособности — расскажем подробнее о его функциях и задачах дальше.

Нормативная база. ФСС в своей работе руководствуется как общими нормативными актами о социальном страховании, так и специальными — об организации деятельности фонда. Например, фонд работает в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101. В этом положении расписано, какие органы входят в ФСС, какие задачи они решают и за какие средства они это делают.

Бюджеты фонда устанавливаются федеральными законами, например от 08.12.2020 № 390-ФЗ .

Согласно ст. 2.2 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ ФСС — это страховщик по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А по закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ — страховщик на случай производственной травмы или профессионального заболевания.

Тарифы страховых взносов на ОСС — обязательное социальное страхование — на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством указаны в ст. 425 НК РФ.

Тарифы на ОСС при травмах из-за несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются отдельными законами, например законом о страховых тарифах на 2020—2022 годы , и должны пересматриваться каждые три года. Но фактически эти тарифы не менялись с 2006 года.

Вся деятельность по обязательному социальному страхованию в России регулируется только на федеральном уровне — регионы не принимают решений и не издают собственные нормативные акты.

Правовой статус

Фонд социального страхования — это государственный фонд, который работает согласно федеральным законам, указам президента и постановлениям правительства, а его бюджет и имущество принадлежат государству.

И ФСС РФ, и его отделения в регионах — это некоммерческие юридические лица в форме учреждений. Учреждения всегда создаются для управленческих, социально-культурных или иных подобных функций, у них есть гербовая печать со своим наименованием, счета в банках. Это значит, что по многим вопросам фонд и его региональные отделения могут самостоятельно принимать решения. Например, сами решают текущие хозяйственные вопросы, взаимодействуют с местными жителями и организациями.

Структура

Система ФСС состоит из трех уровней — федерального, регионального и местного.

Как устроена система ФСС

Уровень Что входит
Федеральный Председатель, правление ФСС, центральный аппарат ФСС
Региональный Региональные отделения
Местный Филиалы региональных отделений

Председатель ФСС РФ выполняет управленческие функции — руководит фондом, вносит проект бюджета фонда на утверждение правительству, утверждает структуру и штатное расписание работников, принимает меры по результатам ревизий и т. д.

Председателя назначает Правительство РФ по предложению министра труда России. У председателя есть шесть заместителей.

Правление ФСС РФ — это коллегиальный орган, на заседаниях которого обсуждают проект бюджета фонда, его исполнение, отчеты о результатах деятельности региональных отделений, проекты нормативных актов по вопросам государственного социального страхования. Заседания проводят по мере необходимости.

В правлении 35 человек: председатель фонда и его первый заместитель, представители министерств, общероссийских объединений профсоюзов, работодателей, инвалидов, Госдумы, Совета Федераций и региональных отделений ФСС. Члены правления назначаются Правительством РФ, периодически происходит ротация — смена людей в составе правления ФСС.

Центральный аппарат ФСС РФ контролирует и обеспечивает деятельность фонда. В центральном аппарате несколько департаментов и управлений, каждое из которых выполняет свои функции. Например, часть департаментов отвечают за кадровое и финансовое обеспечение, другие — за страхование рисков, существующих на производстве, контроль поступления страховых взносов, контрольно-ревизионную работу, обеспечение клиентского обслуживания, деятельность центров реабилитации и т. д.

Региональные отделения организовывают и контролируют работу филиалов фонда, которые создают для работы со страхователями и застрахованными лицами.

В региональных отделениях ФСС создаются координационные советы — это собрания представителей фонда и других ведомств, объединений профсоюзов, работодателей. На таких собраниях обсуждаются различные важные для деятельности фонда вопросы. Например, как исполняется бюджет фонда, реализуются государственные программы, проходят проверки и население обеспечивается санаторно-курортным лечением.

  1. Регистрируют страхователей — физлиц и юрлиц, и создают базы данных страхователей и застрахованных лиц.
  2. Проводят проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты страховых взносов.
  3. Получают от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок.
  4. Проверяют правильность заявленных страхователями (работодателями) сведений на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также пособий по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям.

Филиалы — это обособленные подразделения региональных отделений, а не отдельные юридические лица. Это значит, что они могут действовать только в пределах полномочий, которыми их наделяют региональные отделения, выполняют все или часть их функций, представляют интересы и действуют от имени региональных отделений, а не от своего собственного.

Центральных отраслевых отделений фонда фактически сейчас нет, хотя они до сих пор фигурируют в Положении о ФСС. Раньше такие отделения нужны были для работы ФСС в отдельных отраслях, например атомной энергетике, промышленности, ракетно-космической отрасли и др. Но потом принцип управления изменился с территориально-отраслевого — это управление и на территориях, и в отраслях — на территориальный, и все отраслевые отделения ликвидировали.

ЦОО фонда создавали для управления средствами соцстрахования в отдельных отраслях хозяйства. В 1999 году таких отделений было 8

Функции и задачи ФСС

Основная цель ФСС — обеспечить застрахованных лиц гарантированными пособиями, выплатами и некоторыми видами социальных услуг для их оздоровления, лечения или реабилитации. Чтобы достигать эту цель, фонд выполняет следующие задачи.

Собирает взносы от страхователей на ОСС по временной нетрудоспособности и материнству, от несчастных случаев на производстве и профессиональных травм, то есть наполняет фонд.

Выплачивает пособия, которые компенсируют временно утраченный доход людям, которые по каким-то причинам потеряли возможность трудиться и зарабатывать. Вот какие выплаты считаются основными:

  1. По временной нетрудоспособности, исключая пособие за первые 3 дня болезни — их работодатели оплачивают сами.
  2. По беременности и родам.
  3. За постановку на учет в ранние сроки беременности.
  4. При рождении ребенка.
  5. По уходу за ребенком до достижения им полутора лет. гарантированного перечня ритуальных услуг.

Готовит предложения о размерах тарифов страховых взносов. Эти тарифы затем утверждаются Госдумой и Советом Федерации РФ и фиксируются в федеральных законах, в том числе в налоговом кодексе.

Отвечает на вопросы по страхованию от населения и страхователей. Вопросы поступают через горячую линию и форму обращения на сайте, ответы на них публикуются там же на сайте, в информационных буклетах, оглашаются на вебинарах по разъяснению законодательства и т. д.

Контролирует страхователей. ФСС ведет учет работодателей и добровольно застраховавшихся лиц, проверяет отчетность, проводит камеральные и выездные проверки.

Работает со своими специалистами — готовит кадры и повышает их квалификацию.

Доходы ФСС

Под доходами фонда понимаются все деньги, которые поступают в него и могут быть потрачены на достижение его цели и выполнение задач.

Бюджет фонда социального страхования формируется за счет страховых взносов, перечисляемых работодателями и гражданами, вступившими в добровольное страхование. Кроме того, в доходы ФСС идут:

  1. Перечисления из федерального бюджета.
  2. Штрафы и пени, уплаченные страховщиками за нарушение сроков уплаты взносов.
  3. Финансовая прибыль, получаемая от инвестирования свободных денег.
  4. Прочие поступления, например недоимки по обязательным платежам.

Деньги от взносов поступают на счета территориального казначейства, хранятся там, а при наступлении страхового случая оттуда перечисляются на счета работников.

Виды социального страхования

  1. На случай временной нетрудоспособности, например из-за болезни.
  2. В связи с материнством — здесь предусмотрены сразу несколько видов пособий, расскажу о них ниже.
  3. От несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом страхование может быть обязательным и добровольным.

Обязательное социальное страхование касается всех лиц, занятых по трудовому договору. Страховые взносы за них платят страхователи — их работодатели.

Добровольное социальное страхование доступно для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и общин коренных малочисленных народов Севера — все они могут застраховаться, но только на случай временной нетрудоспособности или материнства.

Для добровольного страхования нужно встать на учет в ФСС — подать заявление в филиал регионального отделения — и ежегодно уплачивать взносы в ИФНС по месту жительства. Если за предыдущий год взнос был уплачен, то в текущем году при наступлении страхового случая можно будет получить пособие.

Например, чтобы в 2022 году ИП смог получить пособие, до 31 декабря 2021 года ему нужно заплатить в ИФНС 4451,62 Р . Эта сумма получилась из такой формулы: МРОТ в 2021 году − 12 792 Р × 2,9% (это тариф страховых взносов) × 12 месяцев.

Кто подлежит обязательному социальному страхованию

По закону на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством обязательно страхуют:

  1. Работников, в том числе руководителей — единственных участников ООО.
  2. Государственных и муниципальных служащих.
  3. Членов производственного кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.
  4. Священнослужителей.
  5. Осужденных к лишению свободы и привлеченных к оплачиваемому труду.

От несчастных случаев и профессиональных травм обязательно страхуют только тех, кто работает по трудовому договору, и осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду.

Работодатели страхуют не только работников — граждан России, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.

Страховые взносы

Часть бюджета ФСС пополняется за счет страховых взносов.

Кто обязан платить. Все работодатели — организации и индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, ИП, члены КФХ и другие лица, которые застраховали себя добровольно.

Виды взносов. Работодатели перечисляют два вида страховых взносов:

  1. На ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  2. На ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие лица, которые добровольно себя застраховали, уплачивают страховые взносы только на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Страховые взносы ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются по реквизитам налоговой инспекции. Собранные деньги налоговая потом передает ФСС для распоряжения.

При этом страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатели перечисляют сразу в ФСС.

Тарифные ставки отчислений. Основной тариф взноса на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%. То есть чтобы понять размер взноса за работника, его зарплату нужно умножить на 2,9%.

Например, Игорь получает 50 000 Р ежемесячно. Поэтому работодатель перечисляет за Игоря 50 000 × 2,9% = 1450 Р .

Бывают пониженные страховые взносы. В законе перечислено, кому они установлены, например разработчикам ИТ-индустрии , благотворительным организациям на УСН, субъектам малого и среднего предпринимательства.

Тарифы на взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зависят от класса профессионального риска, присвоенному основному виду деятельности. Классов риска всего 32, первый класс — самый неопасный, 32-й , соответственно, самый опасный.

Чем менее опасная работа, тем меньше тариф, и наоборот. Например, к 1 классу относится деятельность агентов по оптовой торговле мебелью, значит, за работников, которые занимаются продажей мебели оптом, платят взносы по самому низкому тарифу — 0,2%.

Другой пример: добыча угля считается деятельностью с самым высоким классом профессионального риска, поэтому за шахтеров платят взносы по самому дорогому тарифу — 8,5%.

Тариф устанавливает ФСС на основании заявления и справки-подтверждения вида деятельности, что подает организация ежегодно до 15 апреля. Если организация не подаст эти документы, то ей установят самый высокий тариф исходя из кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ.

Сниженные тарифы на взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены для работодателей, использующих труд инвалидов 1, 2 или 3 группы.

Предельная база для начисления страховых взносов — это сумма дохода работника, после достижения которой работодатель перестает платить за него страховые взносы. Она установлена только для страховых взносов на ОСС на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Для ОСС от несчастных случаев на производстве предельной базы нет — работодатель уплачивает взносы ежемесячно независимо от зарплаты.

Предельную базу правительство устанавливает ежегодно, в 2021 году это 966 000 Р . Разберем, как работает предельная база, на примере.

Предположим, что с января по декабрь Игорь заработает 50 000 × 12 = 600 000 Р , то есть работодатель будет платить за него взносы ежемесячно.

У другого работника — Степана — зарплата 120 000 Р , за год он заработает 120 000 × 12 = 1 440 000 Р . Работодатель уплатит за Степана взносы только с 966 000 Р , а оставшиеся 474 000 Р облагаться взносами не будут.

Когда производится выплата. Страховые взносы за работников в ИФНС и ФСС работодатели перечисляют ежемесячно до 15 числа.

Те, кто страхуются добровольно, могут уплатить взносы в любое время в течение года.

Как и когда предоставляется отчетность. По страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работодатель ежеквартально сдает в ИФНС расчет по форме КНД 1151111.

Где взять платежные реквизиты контролирующих органов для уплаты налогов и взносов?

В качестве примера предположим, что организационно-правовая форма компании - юридическое лицо. Юридический адрес: с. Мельниково, Томская область, код ИФНС - 7026.

Налоговая инспекция (ИФНС)

1. Переходим по ссылке на сайт ФНС: https://service.nalog.ru/addrno.do
2. Мы знаем код ИФНС, поэтому щелкаем мышкой по полю "Код ИФНС (1)."

aIFNS1

3. Выбираем ИФНС "7026" в списке.

aIFNS2

Нажимаем кнопку "Далее" в нижнем правом углу.

4. Откроется детальная информация об инспекции. В ней есть подзаголовок "Платежные реквизиты". Эти данные можно использовать для создания контрагента ИФНС и банковского счета (меню Контрагенты -> Контрагенты -> Создать контрагента).

aIFNS3

Реквизиты ИФНС получены.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

1. Заходим на сайт ПФР: https://www.pfrf.ru/eservices/pay_docs/
2. Внизу нужно уточнить данные об организации, чтобы помочь сформировать платежные реквизиты. Заполняем данные. Организация является страхователем (платим взносы за работников) (1), выбираем субъект федерации - "Томскую область" (2), и платеж "Уплата страховых взносов" (3).

aPFR1

3. Ниже появляются типы плательщика. Выбираем подходящий нашей компании первый вариант.

aPFR2

4. Далее нужно уточнить тип платежа. Он будет влиять только на значение КБК, реквизиты для уплаты будут одинаковыми в обоих случаях. Нам желательно выбрать один из выделенных типов (платеж ОПС (1) или Платеж в ФФОМС (2)), так как мы будем платить только эти взносы.

aPFR3

5. После этого остается только выбрать вид платежа "взносы".

aPFR4

6. Ниже появляется таблица с реквизитами. Эти данные можно использовать для создания контрагента УПФР и банковского счета (меню Контрагенты -> Контрагенты -> Создать контрагента).

aPFR5

Реквизиты ПФР получены.

Фонд социального страхования (ФСС)

afss1

2. У нас Томская ОБЛАСТЬ, поэтому надо щелкнуть по второй ссылке сверху. Появляется список областей и краев. Среди них находим "Томскую область" и щелкаем по ней.

afss2

3. Откроется окно с информацией по региональному отделению. Нам нужен сайт регионального отделения, находим ссылку и щелкаем по ней.

afss3

4. На сайте отделения предоставлена актуальная информация по региону по многим вопросам: калькуляторы пособий, формы заявлений, контактные телефоны, информация для страхователей. Нам нужно найти ссылку с подобным текстом: "Реквизиты для уплаты пособий". Обычно ее можно найти в разделе "Для страхователей". На сайте нашего регионального отделения (Томская область) эта ссылка находится в шапке в центре (выделена зеленым прямоугольником).

afss4

Приблизим содержимое. Щелкаем по ссылке.

afss5

5. Откроется страница с реквизитами для уплаты взносов в фонд. Эти данные можно использовать для создания контрагента ФСС и банковского счета (меню Контрагенты -> Контрагенты -> Создать контрагента).

afss6

Реквизиты ФСС получены.

Настройка получателей

В сервисе Небо есть возможность настройки получателей платежей - контрагентов для уплаты налогов и взносов.

Настраиваем получателей, чтобы при формировании платежных поручений их реквизиты подставлялись автоматически:

1. Заходим в раздел "Денежные средства";
2. Выбираем вкладку "Платежные поручения" и нажимаем на кнопку "Настройка получателей", где появятся поля для заполнения.

НП1

2. Платежное поручение для перечисления в бюджет

Платежное поручение (ПП) - это документ, при помощи которого организация дает банку распоряжение перечислить деньги со своего счета в какой-либо бюджет или контрагенту. При безналичных расчетах этот документ обязателен. Его форма утверждена Положением Центробанка № 383-П. А правила заполнения ПП закреплены приказом Минфина № 107н от 2013 года.

Платежное поручение формируется для уплаты налогов и сборов в бюджет по специальным реквизитам, включая КБК, ОКТМО и т.д.

Важно! Код ОКТМО – это специальное цифровое обозначение, которое представляет собой код муниципального образования, на территории которого ведет свою деятельность организация либо происходит уплата.
Организации в платежных поручениях и декларациях указывают код ОКТМО местности, где ведется деятельность или расположено обособленное подразделение. В случае же с ИП необходимость вставать на учет по месту ведения деятельности зависит от налогового режима. Подробнее в статье "Деятельность ИП в другом регионе".
Узнать свой или необходимый ОКТМО можно, используя специальный сервис на сайте ФНС России.

Заполнение документа

Меню: Моя организация -> Личный кабинет -> Календарь.

1. Выбираем ближайшую дату уплаты;
2. Нажимаем на кнопку "Приступить к выполнению" по нужному платежу. В этом случае, большинство реквизитов платежа (КБК, ОКТМО*) подставятся автоматически.
* По умолчанию, проставляется код ОКТМО, указанный в реквизитах организации. Если деятельность осуществляется в другой местности, то необходимо внести изменения вручную.

Формирование платежного поручения для оплаты налога (вручную):

1. Меню: Денежные средства -> Платежные поручения -> Нажимаем зеленую кнопку "Создать платежное поручение".
2. Выбираем "Перечисление средств в бюджет" -> "Перечисление налога или взноса с расчетного счета".
3. Номер и дата проставляются автоматически.
4. Вид платежа "Электронно".
5. Заполняем банковский счет организации.
6. В поле Контрагент должен быть указан контролирующий орган, в который будет осуществляться оплата налога.
7. Указываем банковский счет контролирующего органа.
8. В очередности платежа указываем номер 5.
9. Выбираем вид налога.
10. Выбираем статус составителя.
11. КБК должен быть указан для налоговых отчислений.
12. Указываем код ОКТМО.
По умолчанию, проставляется ОКТМО, указанный в реквизитах организации. Если деятельность осуществляется в другой местности, то необходимо внести изменения вручную.
13. Необходимо указать основание платежа.
Например, согласно перечню, основание платежа "ТП" – это текущий платеж. Данное обозначение говорит о перечислении налогов и взносов за проходящий год. Между тем при оплате задолженности следует проставить код "ЗД" (когда это происходит по инициативе плательщика и до получения требования от ИФНС).
14. Указываем налоговый период, а поле "Значение налогового периода" заполнится автоматически на основе поля "Налоговый период".
15. Номер акта и дата акта проставляется только в том случае, если вам были присланы документы со стороны контролирующего органа.
16. УИН. В данном поле указывается Уникальный идентификатор начисления (УИН) 20 символов. При отсутствии у составителя поручения информации об УИНе указывается значение "0".
Уникальные идентификаторы начисления формируются налоговыми органами. Соответственно, уточнить УИН можно только в территориальном налоговом органе.
17. Указываем сумму налога и назначение платежа. Например, "Единый налог на вмененный доход, за 2 квартал 2018 г.".
18. Статус и дата отправки в банк не заполняются.

Формирование платежного поручения для оплаты штрафа:

1. Меню: Денежные средства -> Платежные поручения -> Нажимаем зеленую кнопку "Создать платежное поручение".
2. Выбираем "Перечисление средств в бюджет" -> "Перечисление налога или взноса с расчетного счета".
3. Номер и дата проставляются автоматически.
4. Вид платежа "Электронно".
5. Заполняем банковский счет организации.
6. В поле Контрагент должен быть указан контролирующий орган, в который будет осуществляться оплата штрафа.
7. Указываем банковский счет контролирующего органа.
8. В очередности платежа указываем номер 5.
9. Выбираем вид налога.
10. Выбираем статус составителя.
11. КБК должен быть указан для штрафов.
12. Указываем код ОКТМО.
По умолчанию, проставляется ОКТМО, указанный в реквизитах организации. Если деятельность осуществляется в другой местности, то необходимо внести изменения вручную.
13. В основании платежа необходимо указать ТР, либо ЗД.
- при внесении платежа по требованию налоговой, проставляют значение "ТР";
- когда организация вносит штраф/пени самостоятельно, указывают код "ЗД".
14. Указываем налоговый период, а поле "Значение налогового периода" заполнится автоматически на основе поля "Налоговый период".
15. Номер акта и дата акта проставляется только в том случае, если вам были присланы документы со стороны контролирующего органа.
16. УИН. В данном поле указывается Уникальный идентификатор начисления (УИН) 20 символов. При отсутствии у составителя поручения информации об УИНе указывается значение "0".
Уникальные идентификаторы начисления формируются налоговыми органами. Соответственно, уточнить УИН можно только в территориальном налоговом органе.
17. Указываем сумму штрафа и назначение платежа. Например, "Штраф по транспортному налогу".
18. Статус и дата отправки в банк не заполняются.

Разнесение выписки по факту уплаты налога

Необходимо зафиксировать факт уплаты налога или взноса в бюджет. Для этого при разнесении выписки в сервисе Небо, указываем типовую операцию "Перечисление в бюджет" и вид налога/сбора, который уплатили.

Проводка будет следующая:

Дт 68 (69) (Налог/взнос) Кт 51 (Расчетный счет) - на сумму налога/взноса/штрафа.

Сведения о застрахованных лицах: какие данные и когда придется подавать в ФСС в 2022 году

С января 2021 года во всех без исключения регионах начнет действовать новый порядок выплаты пособий. ФСС будет выплачивать пособия по болезни (кроме первых трех дней) и по беременности и родам напрямую работникам, минуя работодателя. Страхователь должен собирать данные о сотрудниках и направлять в фонд. Сейчас действует временный порядок подачи сведений, а с 2022 года вступит в силу постоянный. Мы разобрались, какую информацию следует предоставить в ФСС, и в какой момент это нужно сделать.

Какие сведения работодатель будет передавать в ФСС

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно

Сведения можно условно разделить на две категории: информация для заполнения больничного листа и анкетные данные сотрудников.

Данные для заполнения листка нетрудоспособности

Речь идет об информации, необходимой для заполнения полей больничного листа.

Начиная с января 2022 года передавать сведения для формирования ЭЛН нужно будет по правилам, которые утверждены постановлением правительства РФ от 23.11.21 № 2010. В числе прочего, следует указать: страховой стаж; сумму выплат, облагаемых взносами на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; районный коэффициент (при наличии) и др.

Срок передачи сведений для формирования ЭЛН — не позднее трех рабочих дней с даты поступления информации о закрытом бюллетене (ч. 8 ст. 13 Закона № 255-ФЗ; здесь и далее приводятся ссылки на редакцию закона, которая вступит в силу с 2022 года).

Анкетные данные работников

Сотрудники обязаны сообщать работодателю указанные сведения:

Полученные от работника анкетные сведения нужно передать в ФСС не позднее трех рабочих дней с даты их поступления (ч. 15 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Это относится и к первичному сбору данных и к последующим изменениям.

Формируйте электронные реестры и сдавайте их в ФСС через интернет Сдать бесплатно

Когда провести первичный сбор анкетных данных и передать их в ФСС

Все зависит от того, в каком году человек устроился на работу. Рассмотрим два варианта.

Первый вариант: сотрудник принят на работу в 2021 году или позднее

Аналогичные нормы установлены для тех, кто устроился на работу в 2021 году. Единственная разница — на подачу данных в фонд работодателю отведено пять рабочих дней (п. 2 и 3 Положения, утв. постановлением правительства РФ от 30.12.20 № 2375; далее — Положение № 2375).

Второй вариант: сотрудник принят на работу до 2021 года

В 2020 году и ранее у страхователей не было обязанности направлять в ФСС анкетные данные о работниках, а у сотрудников — сообщать подобные сведения в отдел кадров или бухгалтерию. Поэтому в момент трудоустройства первичный сбор информации (в целях передачи в фонд) не проводился.

В последнее время чиновники из ФСС дают неофициальные комментарии, в которых настаивают на следующем: страхователь должны провести первичный сбор сведений обо всех застрахованных лицах до конца 2021 года. Тогда фонд сможет заполнить свою базу данных и подготовиться к повсеместному переходу на электронные бюллетени.

Однако это не более чем рекомендации. В законодательстве не установлены конкретные сроки для передачи анкетных сведений в ФСС (кроме момента трудоустройства). На наш взгляд, информацию на давно работающих сотрудников допустимо предоставить при наступлении страхового случая: болезни или декретного отпуска. А пока бюллетень не понадобился, данные можно не направлять.

Нужно ли информировать ФСС о том, что работник уволился? Многие специалисты, включая чиновников фонда, дают положительный ответ. Тем не менее, Закон № 255-ФЗ не содержит такого требования. Мы полагаем, что расторжение трудового договора — не повод для подачи сведений в ФСС.

В какой форме подавать сведения в ФСС

В 2021 году действует правило: если среднесписочная численность физлиц, получивших выплаты в предшествующем расчетном периоде, превысила 25 человек, сведения в ФСС направляются в электронном виде. Если среднесписочная численность составила 25 человек и менее — можно сдать на бумаге или в электронном виде (п. 4 и 5 положения № 2375).

Из этой формулировки можно сделать вывод, что работодатель вправе сам выбрать способ подачи данных. ФСС пока не давал разъяснений на этот счет. Возможно, в Закон № 255-ФЗ внесут поправки, и работодателей с большой численностью персонала обяжут обмениваться данными с фондом в электронном виде.

За что ФСС сможет наказать страхователей

Размеры санкций за нарушения, допущенные при передаче в ФСС сведений, необходимых для выплаты декретных и пособий по болезни, приведены в статье 15.2 Закона № 255-ФЗ (см. таблицу). Эти штрафы будут применяться с 2022 года.

Штрафы за нарушения при подаче в ФСС сведений для выплаты пособий

Нарушение

Сумма штрафа

200 руб. за каждый несданный документ

Передача недостоверных сведений и документов (либо их сокрытие), повлекшее излишнюю выплату пособия

20% излишне понесенных фондом расходов, (максимум 5 000 руб., минимум 1 000 руб.)

Нарушение срока подачи сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия

Страховые взносы в 2021 году

Оплата страховых взносов — обязанность любого работодателя. Если он упустит сроки или допустит ошибку в отчётности, ему грозит штраф. Избежать неприятных последствий можно, внимательно ознакомившись с актуальными условиями и тарифами в грядущем 2021 году.

  • Страховые взносы за работников в 2021 году
  • Предельная база по страховым взносам
  • Тарифы страховых взносов в 2021 году
  • Взносы ИП за себя
  • Расчёт и уплата страховых взносов
  • Отчётность по страховым взносам в 2021 году
  • Сроки оплаты страховых взносов в 2021 году

от 833 рублей в месяц

Страховые взносы за работников в 2021 году

Страховые взносы начисляются с выплат сотрудникам, которых работодатель нанимает по трудовому или гражданско-правовому договору. Это одинаково актуально для ИП и ООО. Обложению взносами подлежат любые выплаты работникам, кроме:

  • социальных пособий;
  • компенсации морального вреда или при увольнении;
  • оплаты рабочей формы;
  • выплат на накопительную пенсию в размере до 12 000 рублей на одного сотрудника;
  • материальной помощи работникам в размере до 4 000 рублей;
  • оплаты курсов по повышению квалификации сотрудников и т.д.

Полный список сумм, которые не облагаются взносами, перечислен в статье 422 Налогового кодекса РФ.

О каких конкретно взносах идёт речь:

1. В Федеральную налоговую службу России:

  • на пенсионное страхование;
  • на обязательное медицинское страхование;
  • выплаты по временной нетрудоспособности и материнству, но только по трудовым договорам.

2. В Фонд социального страхования:

  • на социальное страхование (от несчастных случаев, профессиональных травм или заболеваний).

Предельная база по страховым взносам

В 2021 году размеры предельной базы для каждого вида взноса были увеличены. Теперь лимит выглядит так:

  • для взносов в ПФР — 1 465 000 рублей;
  • для ФСС — 966 000 рублей;
  • для выплат на ОМС и на травматизм порог не устанавливается, поэтому взносы платятся с любого дохода работника.

Тарифы страховых взносов в 2021 году

В целом, размер ставок для взносов в 2021 году будет таким же, как и в 2020-м.

Общие

Если у работодателя нет оснований для применения льготных ставок, он платит взносы по базовым тарифам. В 2021 году общий размер страховых выплат будет составлять, как и раньше, 30%.

Однако общий размер некоторых взносов ограничен предельной базой. Он индексируется в зависимости от роста заработной платы сотрудника. Так, когда его годовой доход достигает порога базы — взносы на ОПС нужно платить по уменьшенной ставке в размере 10% по основному тарифу, а взносы на ОСС не начисляются совсем.

Тарифы на общие страховые выплаты выглядят следующим образом:

Страховой взнос Тариф при доходе сотрудника в рамках предельной базы Тариф при доходе сотрудника, превышающем предельную базу
Пенсионное страхование 22% 10%
Взносы по временной нетрудоспособности и по материнству 2,9% Не начисляются
Медицинское страхование 5,1%

Отдельно оплачиваются взносы на травматизм. Ставка зависит от класса риска, которому подвергаются сотрудники предприятия. Для каждой сферы деятельности (по кодам ОКВЭД) установлен свой класс (согласно Приказу Минтруда России № 851н от 30.12.2016). Тарифы для каждого класса продемонстрированы в таблице ниже.

Класс профессионального риска Размер страхового тарифа, % Класс профессионального риска Размер страхового тарифа, %
I 0,2 XVII 2,1
II 0,3 XVIII 2,3
III 0,4 XIX 2,5
IV 0,5 XX 2,8
V 0,6 XXI 3,1
VI 0,7 XXII 3,4
VII 0,8 XXIII 3,7
VIII 0,9 XXIV 4,1
IX 1,0 XXV 4,5
X 1,1 XXVI 5,0
XI 1,2 XXVII 5,5
XII 1,3 XXVIII 6,1
XIII 1,4 XXIX 6,7
XIV 1,5 XXX 7,4
XV 1,7 XXXI 8,1
XVI 1,9 XXXII 8,5

Тарифные ставки для каждого класса риска в 2021 году

Пониженные

Для определённых категорий работодателей предусмотрены специальные, пониженные тарифы. В 2021 году ставки будут выглядеть следующим образом:

Дополнительные

Для работодателей, которые задействуют сотрудников на опасном или вредном производстве, предусмотрены дополнительные выплаты по взносам. В 2021 году изменений в тарифах не произойдет, а размер ставки по-прежнему зависит от класса риска и подкласса условий труда. Процентные ставки выглядят следующим образом:

Установленный класс риска Подкласс условий труда Ставка дополнительных взносов в ПФР, %
Опасный (4 класс) 4 8
Вредный (3 класс) 3,4 7
3,3 6
3,2 4
3,1 2
Допустимый (1 класс) 2 0
Оптимальный (1 класс) 1 0

Класс риска и подкласс рабочих условий устанавливается в результате специальной оценки условий труда, которая регулируется Федеральным Законом №426 от 28.12.2013.

Если работодатель не проводил оценку, выплату будут назначены по более высоким ставкам:

  • Для работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 Статьи 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 — ставка 6%.
  • Для работ, указанных в пункте 1 части 1 Статьи 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 — ставка 9%.

Разработанное нами программное обеспечение поможет вам не допустить ошибок в отчётности.

Взносы ИП за себя

Каждый индивидуальный предприниматель обязан уплачивать страховые взносы за самого себя. Сумма фиксирована и устанавливается государством. В 2021 году размер фиксированных выплат останется таким же, как и в 2020-м. Представим наглядно в таблице:

Вид взносов При доходе до 300 000 рублей (но не больше 259 584 рублей) При доходе выше 300 000 рублей
Пенсионное страхование 32 448 32 448 + 1% от суммы, превышающей лимит в 300 000 рублей
Медицинское страхование 8426

Взносы на себя предприниматель обязан уплачивать даже в том случае, если его фактическая деятельность приостановлена или не приносит дохода.

Расчёт и уплата страховых взносов

Общая сумма, которую нужно оплатить работодателю, зависит от ряда факторов и условий.

Разберем на примерах принцип расчёта каждого взноса.

Ежемесячная зарплата работника: 25 000 рублей

Покажем как формировать расчёт автоматически в 3 клика.

Взносы на ОПС

Каждый месяц взносы рассчитываются с нарастающим итогом — то есть, с учётом уже уплаченных взносов и новых начислений.

К примеру, в январе взносы на ОПС на каждого сотрудника с зарплатой 25 000 рублей составят:

25 000 * 22% = 5 500 рублей

В феврале необходимо учесть уже уплаченные взносы на предыдущий месяц и нарастающую сумму выплат сотрудникам, то есть:

(25 000 + 25 000) * 22% - 5 500 = 5 500 рублей

В марте рассчитываем по той же схеме:

(25 000 + 25 000 + 25 000) * 22% - (5 500 + 5 500) = 5 500 рублей

Взносы на ОМС

За январь сумма к оплате взносов на медицинское страхование составит:

25 000 * 5,1% = 1 275 рублей

Так как предельная база для этих выплат не установлена, работодатель должен оплачивать 5,1% с каждой выплаты работникам. То есть, нарастающий итог к расчётах мы не учитываем.

Социальные взносы

Рассчитываем следующим образом:

25 000 * 2,9% = 725 рублей

Все расчёты проведены без учёта льгот и при выплатах в рамках предельной базы. Взносы на травматизм рассчитываются строго исходя из класса риска. Тогда начисленные выплаты необходимо умножить на процент, соответствующий классу риска на конкретном производстве (от 0,2 до 8,5).

Отчётность по страховым взносам в 2021 году

Отчитываться по взносам на пенсионное, медицинское и социальное страхование необходимо в налоговую службу по месту регистрации. Что касается взносов на травматизм, то их администрирует Фонд социального страхования.

1. В ФНС отчётность подаётся по форме РСВ (КНД 1151111). Она утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@. Сдавать документ необходимо каждый квартал, не позднее 30-го числа месяца после каждого отчётного периода. В 2021 году сроки (с учётом переносов рабочих дней) выглядят так:

  • за 2020 год — до 1 февраля 2021 года;
  • за 1-й квартал 2021 года — до 30 апреля;
  • за полугодие — до 30 июля;
  • за 9 месяцев — до 1 ноября.

Форма подачи отчёта (электронная или бумажная) на сроках не сказывается. Если численность официальных работников до 9 человек включительно, то работодатель может подать РСВ в бумажном или электронном виде на свой выбор. Если работников 10 и больше — допустима только электронная форма.

2. В ФСС отчётность подают по форме 4-ФСС, регламентированной Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381. Сроки зависят от формы подачи документа — электронный или бумажный. В бумажном виде отчётность вправе подавать работодатели, на предприятии которых числится до 24 официальных работников включительно. Тогда за 2020 год необходимо отчитаться до 20 января 2021 года, а потом — после каждого отчётного периода:

  • 20 апреля;
  • 20 июля;
  • 20 октября.

Если в компании работодателя числится 25 и больше официальных работников, он может подать 4-ФСС только в электронном виде. Тогда у работодателя появляется 5 дополнительных рабочих дней для каждого периода.

Система все рассчитывает автоматически, а также заполняет документы для подачи в налоговую службу и пенсионный фонд.

Читайте также: