Налоговая отчетность потребительского кооператива

Обновлено: 15.05.2024

Чтобы грамотно отразить хозяйственные операции по регистрам бухгалтерского учета применяется соответствующая корреспонденция счетов, или проводки. Специалисты нашей компании профессионально владеют знаниями по плану счетов бухгалтерского учета. Мы быстро составляем записи при оформлении тех или иных операций.

К нам часто обращаются по вопросам бухгалтерского учета потребительских обществ и кооперативов с просьбами оказать содействие в оформлении проводок по приему различных видов взносов – паевых, членских, целевых.

Предлагаем разобраться в тонкостях их оформления на конкретных примерах.

В соответствии с положениями устава образуется паевой, или уставной, фонд кооператива (потребительского общества). Это один из видов уставного капитала предприятия. Согласно Плану счетов паевой фонд должен отражаться таким образом:

- начислены обязательные паевые взносы;

Дебет 50 (08, 10, 51) Кредит 75

- внесены паевые взносы членами общества.

Пример 1.

Кооператив прошел официальную регистрацию. Как организовать порядок ведения бухучета потребительским обществом? В чем заключаются особенности налогообложения кооператива?

Бухгалтерский учет и отчетность

Исходя из пункта 1 статьи 26 Закона № 3085-I, ведение бухгалтерского учета потребительским обществом и предоставление финансовой отчетности осуществляется согласно порядку, установленному российским законодательством. Совет и правление кооператива отвечают за полноту и достоверность информации, отраженную в бухгалтерском балансе и годовом отчете, которая предоставляется следующим государственным структурам: союзам потребкооперации, пайщикам, средствам массовой информации и другим компетентным органам.

Руководствуясь пунктом 2 части 4 статьи 6 Закона № 402-Ф3, государственные организации, исключение составляют некоммерческие организации, у которых за прошлый отчетный год поступления денежных средств и имущества не выше 3 млн. рублей, а также коллегии адвокатов, юридические консультации, адвокатские бюро и палаты, жилищные, сельскохозяйственные потребительские и жилищно-строительные кооперативы, нотариальные палаты, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, государственные корпорации, общества взаимного страхования, государственные компании и корпорации, организации государственного сектора, политические партии и их региональные представительства, структурные подразделения, саморегулируемые организации, имеют право использовать в своей деятельности упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и применять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона № 402-ФЗ руководителям таких некоммерческих организаций не запрещено принимать ведение бухгалтерии на себя.

Это все, что касается применения упрощенных способов ведения бухгалтерии.

  1. порядок контроля за проведением хозяйственных операций;
  2. рабочий план счетов бухучета, в том числе содержащиеся в нем синтетические и аналитические счета в рамках ведения бухучета;
  3. способы оценки обязательств и активов организации;
  4. технология обработки учетных сведений;
  5. правила документооборота;
  6. порядок проведения инвентаризации обязательств и активов организации

и иные решения для организации бухгалтерского учета.

В процессе организации общества происходит отражение паевых взносов участников. В устав потребительского кооператива необходимо внести информацию следующего характера:

  • о размере паевых взносов членов общества;
  • о порядке возмещения членами общества понесенных кооперативом убытков согласно пункту 2 стать 116 ГК РФ;
  • о составе и порядке внесения членами кооператива паевых взносов;
  • об ответственности членов общества за нарушение обязательств по внесению паевых взносов.

Пункт 1 статьи 4 Закона № 3085-I гласит, что потребительское общество может быть создано за средства из вступительных и паевых взносов, его деятельность может иметь производственный, торговый, заготовительный, посреднический или иной характер.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона 3085-I к источникам формирования имущества кооператива относятся:

  • паевые взносы пайщиков;
  • ценные бумаги;
  • доходы от предпринимательства;
  • доходы по депозитам;
  • другие источники в рамках действующего российского законодательства.

Руководствуясь положениями устава, утверждается один из видов уставного капитала организации – паевой, или уставной, фонд потребительского общества. С его помощью согласно Плану счетов отражается следующая информация:

- начисление обязательных паевых взносов;

Дебет 50 (08, 10, 51) Кредит 75

- внесение паевых взносов пайщиками.

Еще один аспект, касающийся создания фонда из чистой прибыли, описан в пункте 2 статьи 23 Закона № 3085-I. Кооператив может сам формировать собственный фонд развития потребительской кооперации. Данное формирование может создаваться за счет чистой прибыли, полученной в результате предпринимательской деятельности потребительского общества. В соответствии с пунктом 3 статья 23, пунктом 1 статьи 24 Закона № 3085-I порядок определяет общее собрание пайщиков.

Предпринимательская деятельность потребительского общества и получение доходов, связанных с ней, регламентируются законом и уставом кооператива. Распределение средств между пайщиками осуществляется в соответствии с пунктом 5 статья 116 ГК РФ на общем собрании членов общества (пункт 2 статья 16 Закона № 3085-I.

На основании принятых пайщиками решений в бухучете производятся следующие записи:

Дебет 84 Кредит 86

- при направлении прибыли на обеспечение уставной некоммерческой деятельности общества либо на пополнение фондов, учитываемых на счете 86;

Дебет 84 Кредит 82

- при направлении прибыли на пополнение резервного или иных фондов;

- при начислении обществом доходов от коммерческой деятельности членам общества;

- при направлении прибыли на увеличение приращенных паев членов кооператива.

Особенности налогообложения кооператива

Налогообложение потребительского общества регламентируется следующими правовыми нормами:

ü главами 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ;

ü письмами Министерства финансов России от 04.07.2013 года № 03-11-06/3/25801, от 11.10.2012 года № 03-11-06/3/70.

Также налогообложение применяется параллельно общей системе налогообложения или в специальном налоговом режиме, предусмотренном в главах 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ. Вдобавок к этому, в отношении потребительских обществ не действуют ограничения по участию в других организациях. И также в целях применения главы 26.3 предусмотрено ограничение по численности.

Совокупность специальных режимов, разрешенных для налогообложения кооперативов, не освобождают потребительское общество от обязанности вести бухучет.

Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 39) паевые взносы не считаются реализацией.

Организации, которые не ведут коммерческую деятельность, разделяют учет доходов и расходов, полученных и произведенных в объеме целевых поступлений, целевого финансирования, а также внереализационных доходов и расходов, доходов и расходов, которые связаны с производством и реализацией. Распределение расходов между всеми этими видами деятельности Налоговым кодексом не предусмотрено. По этой причине положения пункта 1 статьи 272 НК РФ к некоммерческим организациям не относятся.

Пример 2.

Кооператив открылся давно. Но в данный момент нашлись желающие вступить в него. Размер вступительного взноса равен 250 рублей, членского – 500 рублей, паевого – 1000 рублей. Паевые взносы ранее вступивших пайщиков отражены на счете 80. Каким образом организовать бухгалтерский учет паевых и вступительных взносов членов кооператива?

250– отражена задолженность членов пайщиков по внесению вступительных взносов;

500 – отражена задолженность членов пайщиков по внесению членских взносов;

1000 – отражена задолженность членов пайщиков по внесению паевого взноса.

Дебет 50 (51) Кредит 76 (в разрезе аналитики по каждому пайщику) внесены:

Дебет 50 (51) Кредит 75 (в разрезе аналитики по каждому пайщику) внесены паевые взносы 1000.

Пример 3.

Как в бухучете отразить вступление в члены потребительского общества " юридического лица"

Вступительные взносы следует отражать в следующих бухгалтерских записях:

Капитальные вложения в виде имущественных паевых взносах (работы, услуги, ТМЦ) отражаются таким образом:

В случаях, когда какое-либо предприятие вносит денежный паевой взнос на инвестиционные цели, то в бухгалтерских записях следует отразить информацию таким образом:

Предприятие, которое передает продукцию (услуги, виды работ) на инвестиционные цели, отражает их стоимость в бухучете как капитальные вложения. В бухгалтерском учете получателя делается такая запись:

Получить бесплатную консультацию как купить или открыть
кредитный или потребительский кооператив:


70 шаблонов документов для удобной работы с ПК и 49 шаблонов для КПК
Выбрать и купить отдельно


Экспертные консультации по ведению деятельности КПК или ПК в вашей сфере


Полное юридическое сопровождение. Аутсорсинг бухгалтерии


Оформление всей документации в кратчайшие сроки с гарантией (прописывается в договоре)

ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ КРЕДИТНЫЙ ИЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ ПОД КЛЮЧ


Полный пакет документов (все учредительные документы)


Сайт для привлечения сбережений или оповещения пайщиков


Консультация по выбору названия


Предварительная проверка председателя по базам ФНС, которая позволит избежать вам отказа в государственной регистрации


Электронно-цифровая подпись на нового Председателя совета


Бесплатная письменная юридическая консультация по деятельности


Все нотариальные расходы по регистрации или переофрмлению


Сдача нулевой отчетности за первый квартал после регистрации при необходимости

Оставить заявку на кредитный или потребительский кооператив под ключ
КУПИТЬ КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ КООПЕРАТИВА

Контактный телефон 7(499)3720227. Мы работаем 100% конфиденциально. Ваша информация не будет передана третьим лицам.

МЫ РАБОТАЕМ ЧЕТКО И ПРОЗРАЧНО, В СТРОГО УСТАНОВЛЕННЫЕ СРОКИ

Вы звоните на 7(499)3720227 или оставляете заявку на сайте

Согласовываем все данные кредитного или потребительского кооператива для регистрации или продажи

Мы заключаем договор и Вы вносите оплату

Подписываем документы (в т.ч. удаленно) и заверяем их у нотариуса (в отдельных случаях)

Регистрируем КПК или потребительское общество в налоговой: 7 дней

Готовим документы на расчетный счет организации: 3 дня

Вы получаете полный комплект документов КПК или ПК и договор расчетного счета

Подписываем акт о выполненных работах

Оставить заявку на кредитный или потребительский кооператив под ключ

Мы работаем 100% конфиденциально. Ваша информация не будет передана третьим лицам.

НАШИ ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ












ПОЛНОЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КПК или ПК ДЛЯ СВОИХ КЛИЕНТОВ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Получить бесплатную консультацию как открыть кредитный или потребительский кооператив

Мы работаем 100% конфиденциально. Ваша информация не будет передана третьим лицам.

О КОМПАНИИ

на рынке Евросоюза

MFO SUMMIT 2018

партнеры крупнейшего форума РФ посвященного микрофинансовой деятельности

Акцепт Групп: Бухгалтерское обслуживание КПК

Отчетность для КПК

Предлагаем услуги для КПК:

  • Отчетность для КПК
  • Работа с предписаниями и запросами из Банка России и ФНС
  • Консультации
  • Документальная поддержка
  • Вебинары и курсы

Проблема 1 – Система налогообложения

При регистрации КПК часто возникает вопрос о выборе системы налогообложения, возможно ли применение упрощенной системы налогообложения?

КПК могут применять как основной режим, так и упрощенную систему налогообложения.

Немаловажно после выбора системы налогообложения определить состав налоговой и бухгалтерской отчетности.

Проблема 2 – Оформление операций по кассе

Займы могут выдаваться как в наличной, так и в безналичной форме. Здесь каких-либо нормативных ограничений не существует, но есть особенности осуществления кассовых операций в КПК. На первоначальном этапе работы всегда возникает вопрос о необходимости применения контрольно-кассовой техники и документальное оформление кассовых операций по выдаче и возврату по выданным займам, а так же оформление таких операций в обособленных подразделениях компании. В данном случае необходимо изучить все нюансы по осуществлению кассовых операций.

Проблема 3 – Определение доходов и расходов компании

Главная проблема – определить, что является доходом КПК. Состав расходов компании так же вызывает много вопросов даже у опытных бухгалтеров. В данном случае поможет изучение законодательства со стороны бухгалтерского и налогового учета с учетом выбранной системы налогообложения.

Проблема 4 – Формирование резервов на возможные потери по займам

Еще одно требование в рамках бухгалтерского учета для КПК – формирование резервов на возможные потери по займам. Трудоемкость этого процесса требует весомого увеличения трудозатрат бухгалтера и риски получить ошибки при формировании, так как при большом количестве займов данная операция требует больших ресурсов. В данном случае поможет формирование внутреннего документа организации – Положения по формированию резервов на возможные потери по займам, описывающего порядок формирования и учета резервов, а так же предусматривающий порядок списания безнадежной задолженности.

Проблема 5 – Формирование учетной политики

Учетная политика - это документ, в котором организация закрепляет выбранные способы ведения бухгалтерского и налогового учета. Такие, которые учитывают специфику деятельности. Что бы сформировать полноценный документ, который учитывает все особенности бухгалтерского и налогового учета следует учесть, что потребуется достаточно большое количество времени для изучения Кодексов, Законов, Указаний и т.д.

Проблема 6 – Отчетность в ЦБ

Начиная работу, мало кто знает, что КПК обязаны отчитываться в Центральный Банк РФ об операциях с денежными средствами и СРО о своей деятельности и о персональном составе руководящих органов. Если отчет о деятельности необходимо предоставлять раз в квартал. То отчетность по операциям с денежными средствами необходимо предоставлять ежемесячно. Отчетность о персональном составе подается раз в год, а так же в случаях изменения сведений, содержащихся в отчете.

Проблема 7 – Ответственность

Главному бухгалтеру КПК стоит серьезно отнестись к соблюдению требований законодательства. Статья 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за непредставление или нарушение порядка, несоблюдения сроков представления отчетов, либо представления информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации. Административный штраф на должностных лиц варьируется от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 500 000 до 700 000 рублей. Кроме того, для должностных лиц предусмотрена дисквалификация на срок до 1 года.

Ну и главная проблема - как все успеть и учесть, где получить поддержку…

Без ошибок, без просрочек, без стресса и беспокойства вы получаете оптимизацию ваших расходов и налоговых выплат, оптимальную систему бухгалтерского сопровождения и наиболее эффективную схему работы предприятия и надежного партнера. Мы предоставляем полный комплекс услуг — от консультации и составления ежемесячной, ежеквартальной или годовой отчетности для МФО до анализа и выявления ошибок в учете. При этом в вашем распоряжении профессионализм, отработанные технологии и исключение риска человеческого фактора.

Выберите удобный формат взаимодействия Вашего бухгалтера со специалистами Акцепт Групп, а также приемлемый для Вас с финансовой стороны формат сотрудничества.

Звоните прямо сейчас!

Может ли руководитель МФО, КПК, ломбарда исполнять функции главного бухгалтера?


Гаражные кооперативы (ГКС) относятся к группе юридических лиц некоммерческого типа (п. 3.1 ст. 50 ГК РФ). В п. 1 ст. 123.2 ГК говорится, что кооператив – объединение на добровольной основе граждан для удовлетворения их материальных и других потребностей.

Так как структурное объединение граждан проходит государственную регистрацию в качестве юридического лица, необходимо организовать бухгалтерский учет в ГСК.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Что входит в финансовую отчетность?

При осуществлении отчетности потребительского гаражного кооператива необходимо:

  • формировать и систематизировать первичную документацию;
  • вести кассовый учет операций;
  • проводить платежи с банковских счетов;
  • заниматься начислением заработной платы;
  • вести расчеты с членами кооператива и создавать отчеты по должникам;
  • заполнять и сдавать в контролирующие органы отчетную документацию.

Дополнительно на бухгалтера возлагается обязанность по ведению карточек участков, подготовке сводной информации для ревизионных комиссий.

Кто за это отвечает?

Председатель – выборная должность, которая формирует основу правления кооператива. В перечень его функциональных обязанностей входит одно из двух:

  • самостоятельное ведение бухгалтерского учета;
  • подбор и прием на работу квалифицированного бухгалтера.

Правильность учета оценивает контролирующая комиссия, состоящая из независимых экспертов.

Каковы особенности?

Гаражно-строительный кооператив имеет особенность функционирования – наличие паевых платежей, которые являются основой для формирования собственности организации. Взносы выступают в качестве формы целевого финансирования, их обязаны платить все участники ГКС.

Учет паевых платежей ведется по нескольким разновидностям взносов:

  1. Паевой, сумма которого определяется на общем собрании. Он может быть не только в денежной форме, но и в натуральной.
  2. Вступительный, вносимый новыми членами кооператива. Обоснование его необходимости – покрытие расходов по оформлению членства.
  3. Членский – расходуется на зарплату наемных работников ГКС и оплату коммунальных счетов, проведение ремонта.
  4. Целевой – реализуется с целью совершения конкретной покупки или для материального обеспечения ремонтных работ.
  5. Дополнительный – появляется в системе расчетов при наступлении форс-мажорных обстоятельств или убыточной деятельности.

ВНИМАНИЕ! Сбор платежей с последующим их отражением в учете входит в перечень обязанностей председателя, который частично может делегировать выполнение этой функции наемному бухгалтеру.

В числе других особенностей бухгалтерии ГКС можно выделить:

  • необходимость создания сметы доходов и расходов, строгого отслеживания ее выполнения, расчета на ее основе величины паевых платежей;
  • возможность осуществления двух видов деятельности кооперативом – некоммерческого и коммерческого характера.

Последний фактор влечет за собой разделение учета для устранения дополнительной налоговой нагрузки. Если этого не сделать, то целевые платежи членов объединения (паевые, вступительные и регулярные членские) будут облагаться налогом (требование изложено в пп.14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Как фиксируются взносы?

  • текущие нужды;
  • организационные траты;
  • капитальные вложения.

В учете будут преобладать такие проводки:

  1. Д 76 – К 86 – формируется в момент начисления паевого взноса, который поступил в фонд ГКС.
  2. Д 50 (51) – К 76 при отражении уплаты взноса членом объединения.
  3. Д 86 – К 26 при использовании средств на оплату коммунальных услуг и прочих текущих затрат.
  4. Д 86 – К 91.1 – используется для фиксации доходов внереализационного характера.

Если сальдо по дебету 26 счета превышает остаток по кредиту счета 86, то сформированный убыток переводится на счет 91.2.

Выбор системы налогообложения

Гаражные кооперативы могут работать по одной из систем налогообложения (п. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):

Общая система является самой сложной и трудоемкой, предполагает уплату большого перечня налогов. Переход на УСН возможен с использованием в качестве объекта налогообложения доходов (ставка равна 6%) или доходов за минусом расходов (ставка достигает 15%). При желании работать на ЕНВД необходимо:

  • наличие в перечне видов деятельности оказываемых объединением услуг;
  • соответствие лимиту по численности наемных сотрудников (ст. 346.26 НК).

СПРАВКА! Наиболее распространенной среди ГКС является УСН, позволяющая освободится от уплаты налогов на прибыль, имущество и добавленную стоимость.

Сдача отчетов в налоговую и как их оформить?

Список подаваемой в ИФНС отчетности зависит от используемой системы налогообложения. При общей системе необходимо представлять следующие декларации:

  • прибыли;
  • по НДС;
  • по подоходному налогу (2-НДФЛ и 6-НДФЛ);
  • отчетность по страховым взносам;
  • сведения о среднесписочной численности.

При наличии оснований дополнительно может потребоваться сдача декларации по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам.

При работе по упрощенной системе основу налоговой отчетности будет составлять декларация по УСН. Этот бланк заменяет декларации по прибыли и НДС. Формы, касающиеся итогов работы наемных сотрудников, сдавать придется (по НДФЛ, страховым взносам и среднесписочной численности). Если у ГКС имеется в собственности земля, недвижимость или автомобили, то по ним также надо будет отчитываться. Оформляются отчеты на бумажных носителях (если позволяет численность сотрудников) или в электронном виде.

Заполнение годового отчета

  • объем потраченных ресурсов на оплату труда, благотворительную деятельность и реализацию целевых мероприятий;
  • расходы, связанные с поддержанием функционирования кооператива;
  • остаток денег на начало отчетного периода;
  • размер поступлений;
  • остаток средств по итогам года.

Как подаются документы в ФНС?

Отчетность в налоговые органы может подаваться:

  • лично в бумажном виде;
  • отправляться по почте с обязательным оформлением описи вложения;
  • в электронном формате через Интернет.

Оповещения о доходах и расходах

Система оповещения членов объединения о результатах финансовой деятельности обозначается в уставных документах организации.

ВАЖНО! Ответственность за своевременное донесение информации и организацию собраний несет председатель. Итоги поступления и расходования ресурсов могут быть отражены в отчете ревизионной комиссии, с которым каждый член кооператива вправе ознакомиться в любое время.

По предстоящим расходам и величине взносов инициируется общее собрание. Члены ГКС голосованием устанавливают размер паевых платежей, утверждают смету расходов. Собрание считается состоявшимся при явке от 30%. Письменные извещения о предстоящем мероприятии не являются обязательными, если иное не прописано в Уставе.

Система финансового учета в кооперативной организации предполагает небольшой объем работы для бухгалтера, но требует универсальности от специалиста. При реализации объединением коммерческой деятельности обязательно должен вестись раздельный бухгалтерский учет.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Читайте также: