Эксперт по налогам это

Обновлено: 02.05.2024

Судебная налоговая экспертиза проводится в пределах специальных познаний в области Законодательства РФ о налогах и сборах, путем анализа экономического содержания совершенных хозяйственных операций юридическими и физическими лицами и осуществляется при помощи исследования документов, отражающих финансово-экономическую деятельность налогоплательщика, а также деятельность налогового органа, в связи с действием конкретных норм налогового права.

Судебная налоговая экспертиза назначается следственными или судебными органами на основании постановления (определения).

Экспертиза может проводиться так же и во внесудебном порядке, инициирована налоговым органом, либо юридическим лицом (предпринимателем), тогда она носит статус исследования и выдается заключение специалиста экспертного учреждения.

Целью проведения независимой налоговой экспертизы является рассмотрение спорных вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов, налоговых платежей и обязательных отчислений во внебюджетные фонды.

Налоговая экспертиза в любом случае основывается на таких принципах, как независимость эксперта при осуществлении им своих обязанностей в области налоговой экспертизы; научная обоснованность, объективность и законность заключений налоговой экспертизы; достоверность и полнота информации, представляемой на налоговую экспертизу; соответствие рассмотренных и истребованных к рассмотрению в ходе проведения экспертизы документов, существу поставленных перед экспертом вопросов; проведение экспертизы по спорам, уже возникшим между плательщиком и налоговым органом; высокая профессиональная подготовка и добросовестность специалистов, осуществляющих проведение экспертизы; ответственность участников налоговой экспертизы за организацию, проведение, качество налоговой экспертизы.

В число документов, которые могут являться объектом исследования налоговой экспертизы, включаются:

  • первичные документы: акты, справки, счета, квитанции, платежные и расчетные документы, ордера, накладные и пр.;
  • бухгалтерские и отчетные документы: отчеты, расчеты, декларации, журналы-ордера, ведомости, учетные карточки и т.п.;
  • регистрационные документы плательщика;
  • договора;
  • акты проверок, решения налоговых органов о наложении штрафных санкций.

Документы, направляемые на налоговую экспертизу в качестве объекта исследования, представляются в подлиннике или ксерокопии, заверенной печатью и подписью руководителя организации или налогового органа.

Заявитель или должностное лицо налогового органа, следователь или суд при назначении налоговой экспертизы должны:

1. Самостоятельно и четко сформулировать вопросы для проведения экспертизы;

2. Предоставить эксперту четкие, полные и достоверные сведения о существе возникшего спора;

4. Создать необходимые условия для работы эксперта в случае необходимости проведения исследования за пределами экспертной организации;

5. Оплатить или назначить оплату за работу экспертов по проведению экспертизы и составлению экспертного заключения в порядке и сроке, установленные в договоре на проведение экспертизы.

Специалист, проводящий данный вид экспертизы должен иметь два и более высших образования, финансово-экономическое/бухгалтерское, стаж профильной работы более 10-ти лет и профессиональный опыт в ряде аудиторских, консалтинговых компаниях, налоговом органе, дополнительную подготовку налогового эксперта в РФЦСЭ при Минюсте РФ.

Только такой профессионал может содействовать справедливому правосудию по налоговым преступлениям - оспорить результаты государственной налоговой экспертизы или со всей ответственностью стать надежным партнером правоохранительных и налоговых органов, а также арбитражных и гражданских судов в вопросах налоговой экспертизы, а также бухгалтерской, финансово-экономической и прочим подвидам экономических экспертиз.

Фото: автор АНО "СЭЦ"

АНО "СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР" - судебно-экспертное учреждение Российской Федерации, в форме автономной некоммерческой организации, имеющее все правовые основания для проведения судебных экспертиз и досудебных исследований.

Пять советов начинающему бизнесмену от юриста, консультация юриста, консультация адвоката (Январь 2022).

Как специалист по налогам может помочь вашему малым предприятиям 2022

Налоговый сезон для бизнеса - это круглогодичная ответственность для владельцев бизнеса. Сейчас самое подходящее время, чтобы найти налогового специалиста и начать планировать свои бизнес-налоги для предстоящего налогового сезона.

В этой статье обсуждаются типы налоговых специалистов и способы, которыми эти люди могут помочь с вашими бизнес-налогами. Налоговым специалистом является тот, у кого есть опыт и верительные грамоты, которые помогут вам с налогами, в частности с налогами на бизнес.

Налоговый специалист - это больше, чем просто налоговый консультант. В этой статье мы рассмотрим, что такое налоговый специалист, какие полномочия нужны налоговым специалистам, и как этот человек может помочь вам с вашими бизнес-налогами.

Почему вам нужен налоговый специалист

Что? ! У вас нет налогового специалиста, которому вы доверяете, чтобы помочь вам с вашими бизнес-налогами? Никогда не поздно начать смотреть. Наличие хорошего налогового консультанта может означать:

  • Экономия денег в налоговое время
  • Не нужно вынимать записи и делать это самостоятельно (и это примерно так же больно, как идти к дантисту!) И
  • Наличие того, кто может помогите, если вы получите аудит.

Что такое налоговый специалист

Налоговым консультантом является финансовый эксперт с обучением в налоговом законодательстве. Налоговый специалист должен быть в курсе текущих налоговых правил, которые меняются каждый год. Налоговые консультанты регулируются IRS, который также определяет типы профессионалов, которые могут практиковать до IRS.

Что делает налоговый специалист?

Налоговые специалисты могут помочь вам с вашими бизнес-налогами - до, во время и после подготовки налога:

Перед подготовкой к налогам: Профессиональный налоговый консультант может дать вам советы по налоговому планированию, но налоговое планирование - т до незадолго до конца года; он продолжается в течение всего года.

Вы должны разговаривать со своим налоговым специалистом в стратегических точках в течение года - каждый квартал, как минимум, для обсуждения стратегий минимизации ваших налогов (законно, конечно, избегая, а не избегая).

Во время подготовки к налогам: Ваш налоговый специалист, скорее всего, также будет вашим налоговым составителем, выполняя работу по подготовке вашей налоговой декларации вашего бизнеса и вашей личной налоговой декларации. Если вы платите налоги с предприятий через свою личную налоговую декларацию, один и тот же человек должен делать оба возвращения, чтобы вы могли координировать сбережения налогов. Например, потеря ваших налогов на малый бизнес (через Списку C) может быть применена к вашему лизинговому счету, чтобы снизить общие налоги. И более низкий доход от бизнеса означает более низкие налоги на самозанятость, которые вы должны заплатить лично вместе с подоходными налогами.

Кто может быть налоговым специалистом?

Как отмечалось выше, IRS перечисляет несколько типов финансовых специалистов, которые могут выступать в качестве налоговых консультантов и которые могут представлять налогоплательщика перед IRS. Кто-то, кто не удовлетворяет требованиям IRS, вероятно, не является хорошим человеком для использования в качестве налогового консультанта.

1. A Налоговый адвокат Ищите адвоката, который специализируется на налогах на бизнес, а не только на личные налоги. Вероятно, общий адвокат не будет иметь текущие знания о налогах на бизнес, чтобы иметь возможность дать вам хороший совет.

3. Агентом , является налоговый специалист, который имеет право готовить налоги и представлять налогоплательщиков перед IRS.

Зачисленный агент не может представлять налогоплательщиков в Налоговом суде.

Налоговые специалисты, которые готовят бизнес-налоги

Любой может подготовить налоговые декларации для других, но вы можете найти кого-то с опытом. Например, ваш шурин может быть в состоянии делать свои бизнес-налоги с использованием программного обеспечения для подготовки налогов, но платные составители налогов должны зарегистрироваться в IRS и получить PTIN (заплаченный идентификатор налогоплательщика). Узнайте больше о том, как найти хорошего налогового консультанта / налогового специалиста.

Подробнее о получении справки по налогу на прибыль бизнеса.

Как ваш личный бренд может помочь вашему малым предприятиям

Как ваш личный бренд может помочь вашему малым предприятиям

Слияние вашего личного бренда в вашу компанию может быть хороший шаг для владельцев малого бизнеса. Вот несколько способов, которыми это может укрепить ваш бренд.

7 Способов Тщательное планирование событий может принести пользу вашему малым предприятиям

7 Способов Тщательное планирование событий может принести пользу вашему малым предприятиям

Ваш бизнес рассматривается как лидер в своей области, или ваши потенциальные клиенты знают, что вы существуете? Откройте для себя 7 способов тщательного планирования событий, которые могут принести пользу вашему маленькому бизнесу и даже принести вам прибыль!

Как кредитное плечо может принести пользу вашим малым предприятиям

Как кредитное плечо может принести пользу вашим малым предприятиям

Концепция кредитного плеча полезна для бизнеса. Как бизнес может использовать рычаги для финансирования роста и развития.

Инициаторами проведения налоговой экспертизы обычно выступают налогоплательщики, налоговые или судебные органы.

Понятие экспертизы

В соответствии с положениями действующего законодательства, налоговая экспертиза представляет собой особую процедуру налогового экспертного контроля, которая проводится в определенные сроки.

Понятие и проведение экспертизы может включать в себя различные действия и средства, например, исследование документации и оборудования на предмет их соответствия действующим стандартам, освидетельствование, уведомление заинтересованных лиц, регистрация, направление результатов в соответствующий орган и т.д.

Основная задача, цель и функции экспертизы направлены на проверку соблюдений действующих норм налогового законодательства РФ, на своевременное выявление и признание каких-либо нарушений и применение определенных мер для их скорейшего устранения.

В понятие экспертизы также могут входить и иные действия и средства уполномоченных лиц, которые будут направлены на выявление, уведомление и освидетельствование несоответствия документации или оборудования установленным требованиям, в том случае, если данные действия и средства не будут противоречить установленному порядку.

Такая процедура, как налоговая экспертиза и сопровождение, должна полностью соответствовать существующим условиям и требованиям.

В противном случае, у налогоплательщика будут иметься все основания и условия для обращения в судебный орган с целью защиты собственных интересов, в установленные сроки.

Обжалование и судебная форма данного действия могут быть применены любым заинтересованным лицом, подавшем исковое заявление в судебный орган.

Назначение экспертизы

Данное понятие также подтверждает, что для проведения экспертизы имеются все основания, средства, функции, требования и условия, предусмотренные НК РФ.

Назначение экспертизы нередко обуславливается тем, что в ходе непосредственного осуществления налоговой проверки документации или оборудования, у уполномоченного лица могут возникнуть вопросы, для разрешения которых требуется привлечение и уведомление определенных специалистов, например, для дачи своего экспертного мнения.

Важным документом, регулирующим проведение экспертизы, является постановление или определение, которое принимается должностным лицом, либо налоговым органом, если существуют соответствующие условия, средства и основания, а также протокол, в котором перечислены все особенности.

Определение о назначении обязательно должно содержать изложение кратких обстоятельств, которые привели к необходимости проведения данной процедуры и существующие особенности. Помимо этого, в содержание документа должны включаться данные об эксперте, виды экспертиз, которые необходимо провести, порядок проведения экспертизы, цель, сроки, время проведения экспертизы, заявление, средства, сведения о налогоплательщике и т.д.

Ходатайство о назначении экспертизы обязательно должно быть оформлено надлежащим образом и подписано уполномоченным лицом, исполняющим данные функции. Обязательной будет являться и регистрация данного документа.

Сведения постановления о назначении экспертизы

Определение или постановление о назначении экспертизы является основным и главным документом, включающим в себя правовые основания и требования, с учетом которых, в дальнейшем проводится налоговая экспертиза.

Оформление данного документа обязательно должно соответствовать всем установленным нормам и стандартам, иначе его оспаривание или обжалование могут стать положительными. Электронная форма не допустима.

Постановление о назначении экспертизы должно содержать следующие сведения:

  • данные о физическом, либо юридическом лице, в отношении которого проводится экспертиза, его ФИО, адрес проживания, либо регистрации, контакты, уведомление и т.д.;
  • сведения о специалисте, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения – его ФИО, должность, место работы, регистрация, особенности и иные данные;
  • основания и условия, на которых проводится налоговая экспертиза, а также установленные требования, цель, задача, функции, средства и иные особенности, которые может содержать данная процедура;
  • установленные сроки, во время которых процедура должна быть проведена в полном объеме. Данные сроки, как и иные условия, требования и особенности, устанавливаются лицом, подписавшим постановление, протокол или определение о назначении экспертизы.

Определение или постановление может содержать и иные данные, если они имеют прямое отношение к процедуре и содержат в себе важные условия, например, возможность обжаловать данный документ.

Права эксперта

Эксперт или орган, обеспечивающий сопровождение, освидетельствование и являющийся полноценным участником налоговой экспертизы, которая проводится в отношении того или иного налогоплательщика, подавшего заявление, обладает своими определенными правами и обязанностями.

  • выполнение всех необходимых действий для того, чтобы исследовать объект экспертизы, составить протокол, фиксировать его особенности, использовать определенные средства и иные нюансы, если данные действия являются правомерными и не запрещаются действующими законами;
  • ознакомление с необходимыми документами, которые содержат важные данные о работе и налогообложении юридического лица, их утверждение и регистрация, отправка в соответствующий орган, а также проведение экспертизы в отношении иной информации, которая касается норм и действующих правил налогового законодательства РФ;
  • освидетельствование и заключение экспертизы, регистрация, уведомление заинтересованных лиц, дача экспертного мнения, в котором указываются результаты экспертизы и использованные средства, указание всех полученных в ходе данной процедуры сведений. Результаты экспертизы должны быть описаны подробно, с указанием всех найденных правонарушений и иных нюансов;
  • экспертиза документов, оборудования и иных вещей, если данная процедура и освидетельствование требуются для получения максимально точных результатов;
  • повторная экспертиза документации и освидетельствование, если соответствующее ходатайство о проведении экспертизы было заявлено заинтересованным лицом, подавшим соответствующее заявление в налоговый орган;
  • выполнение иных действий, не противоречащих установленному порядку.

Права проверяемого лица

В целях защиты законных интересов налогоплательщиков, действующее налоговое законодательство РФ и налоговый орган наделяет проверяемых лиц определенными правами. Сюда относятся:

  • право на заявление отвода экспертному лицу. Заявление оформляется в письменной форме, обязательными являются его подписание, утверждение и регистрация;
  • право на предъявление списка лиц, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения;
  • составление и заявление дополнительных вопросов, в то время как осуществляется проведение экспертизы и составляется протокол, для получения по ним экспертного мнения от приглашенного специалиста;
  • право присутствия на проведение экспертизы и возможность давать собственные разъяснения в отношении тех или иных вопросов, которые являются нюансами налогообложения организации, бухгалтерского учета и т.д.;
  • ознакомление с результатами экспертного заключения, постановка и утверждение дополнительных вопросов;
  • заявление ходатайства в налоговый орган о том, чтобы была назначена повторная экспертиза, либо определенные специальные экспертизы, данные о которых заносятся в протокол;
  • уведомление специалиста о произошедших изменениях, либо об определенных нюансах, которые могут повлиять на последующую дачу экспертного мнения и являются важными;
  • заявление и утверждение официальных возражений по поводу полученного экспертного мнения, дача собственных разъяснений касаемо тех или иных нюансов, требования о том, чтобы были использованы иные методы экспертизы, сопровождение и т.д.

Заключение эксперта

Заключение экспертизы, как и протокол, является основным документом, в котором указываются результаты проведенной проверки, особенности, условия, требования, цель, основания и иные данные.

Факт окончания экспертизы, будь то экспертиза документов, оборудования или иные виды экспертиз, оформляется в письменной форме, лицом, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения.

Эксперт может отказаться от составления заключения в том случае, если на это существуют весомые основания или требования, например, если обязательное оформление невозможно по причине недостаточного количества представленных материалов, оборудования или документации.

Если экспертиза документов, сопровождение, прохождение процедуры и окончательное заключение содержат в себе выводы, выходящие за пределы компетенции специалиста, они не должны рассматриваться как подтвержденный факт.

Заключение и определение эксперта, как и заявление заинтересованного лица, а также протокол, должны соответствовать всем требованиям правовой документации.

Постановление должно содержать следующие сведения:

  • виды экспертиз, которые были проведены;
  • время проведения экспертизы;
  • освидетельствование;
  • уведомление заинтересованных лиц;
  • особенности проверенной документации и оборудования;
  • использованные средства.

Действующие правила проведения экспертизы устанавливают, что протокол проведения является обязательным документом, без которого все полученные результаты будут являться недействительными.

Дополнительная и повторная экспертизы

Действующие правила проведения экспертизы и особенности устанавливают, что, в случае недостаточности полученных сведений, ответственным лицом может быть назначена повторная экспертиза и освидетельствование. Данная процедура проводится в отношении документации, оборудования и иного имущества.

Основанием, как правило, выступают требования заинтересованного лица, письменное заявление, уведомление и протокол, представленные в соответствующий орган. Правила проведения экспертизы оборудования, либо документации устанавливают, что соответствующее определение о повторной экспертизе выносит соответствующий уполномоченный орган.

Сведения о том, что данная процедура является повторной, а также иные особенности, обязательно вносятся в протокол.

Дополнительная процедура содержит в себе главную цель – получение максимально точных и четких подробностей, сопровождение, освидетельствование, касающееся определенных вопросов и нюансов, которые не смогла обеспечить первоначальная процедура.

Помимо этого, повторная процедура в отношении документации и оборудования, а также освидетельствование проводится в том случае, если налогоплательщик выразил желание обжаловать результаты первой экспертизы.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Екатерина Соловьева

Одна из важнейших составляющих учетной работы в компании — это расчет налогов и других обязательных платежей. Ошибки в этой сфере могут очень дорого обойтись бизнесмену. Поэтому специалист, ведущий налоговый учет, должен быть профессионалом высокого уровня. Рассмотрим перечень требований к налоговому бухгалтеру и их отражение в должностной инструкции (ДИ).

Что должен знать бухгалтер по налогам?

Этот специалист, по сути, должен соединять в себе качества бухгалтера и налогового консультанта.

Многие положения налогового законодательства содержат в себе неясности и противоречия. Кроме того, нормы в этой области постоянно меняются. Поэтому бухгалтер должен регулярно отслеживать все изменения и пользоваться разъяснениями государственных органов, касающихся расчета налогов и сборов. Причем речь здесь идет не только о Минфине и ФНС, хотя, конечно, именно эти ведомства курируют налоговую сферу.

Однако бухгалтеру нужно помнить и о других государственных органах. К налогам, с точки зрения бизнесмена, относятся и обязательные страховые взносы с фонда оплаты труда (хотя формально они таковыми и не являются). Поэтому, если налоговый бухгалтер занимается отчислениями с ФОТ, то он должен разбираться в трудовом праве и применять в работе разъяснения Минтруда, ПФР и ФСС.

Какие требования предъявляются к бухгалтеру по налогообложению?

Требования к налоговому, как и к любому другому, бухгалтеру можно разделить на две группы: профессиональная квалификация и личные качества Здесь сразу нужно отметить, что на сегодня обязательных квалификационных требований для рядовых бухгалтеров законодательство РФ не содержит. Закон № 402-ФЗ говорит только о требованиях к главбухам, да и то не для всех категорий организаций.

Важно!

  1. Для рядового учетного специалиста высшее образование не является обязательным — достаточно среднего специального. Образование может даже быть непрофильным, если кандидат затем прошел профессиональную переподготовку.
  2. Также не всегда необходим и стаж. Если специалист претендует на должность без категории, то ему достаточно только образования. Чтобы занять позицию бухгалтера 1 или 2 категории, нужно иметь, как минимум, годичный стаж на предыдущем уровне.

Личные качества учетного специалиста также можно разделить на две группы.

    Общечеловеческие качества, которые должны быть у любого работника, независимо от сферы деятельности и должности. Это честность, порядочность, дисциплинированность, ответственное отношение к своим обязанностям.

Права и должностные обязанности бухгалтера по налогам

Бухгалтер, как и любой работник, обладает общими правами, которые охватывает ст. 21 ТК РФ: рабочее место, соответствующее нормативным требованиям, оплата труда, отдых установленной продолжительности и т.п. Но обычно эти права не включают в инструкцию, а отражают в трудовом договоре.

Для непосредственного выполнения обязанностей бухгалтер может выступать с инициативой. Например, для повышения эффективности на своем участке работы он может предложить своему руководителю новшество. Также иногда бухгалтеру могут дать полномочия в части подписания отдельных первичных документов.

Что же касается обязанностей, то они для налогового бухгалтера заключаются в начислении обязательных платежей, их отражении на счетах бухгалтерского учета и формировании деклараций. Конкретный круг обязанностей зависит от масштабов компании. В малых предприятиях один специалист может отвечать за расчет сразу нескольких обязательных платежей. В средних и крупных компаниях бухгалтер обычно ведет один налог или даже только часть расчетов по нему. Например, специалист по НДС может заниматься только книгой продаж.

Должностная инструкция бухгалтера по налоговому учету — образец

Все, о чем говорилось в предыдущих разделах, следует отразить в ДИ специалиста, который занимается расчетом налогов. У каждого работодателя есть право формировать этот документ самостоятельно, но обычно он состоит из следующих частей:

  1. Общие положения: порядок приема на работу, подчиненность и т.п.
  2. Требования к квалификации.
  3. Права специалиста и его обязанности.
  4. Ответственность.

Наши специалисты подготовили образец ДИ налогового буха. Конечно, его нужно дополнить и адаптировать под специфику вашей компании. Наш вариант можно скачать здесь.

Как избежать проблем, связанных с работой бухгалтера по налоговому учету

Налоговое администрирование с каждым годом становится все жестче. И когда по итогам проверки с организации взыскивают недоимки и штрафы, возникает вопрос: кто виноват в допущенных нарушениях?

Но есть способ, позволяющий гарантированно избежать проблем как с налоговиками, так и со специалистами. Передав учет на аутсорсинг в специализированную компанию, вы можете быть уверены, что с вашими документами будут работать профессионалы высокого уровня.

Мы принимаем сотрудников в штат только после тщательной проверки их квалификации. А в дальнейшем наши специалисты регулярно повышают свой профессиональный уровень, проходя различные курсы переподготовки.

Вывод

Инструкция бухгалтера-налоговика по налоговому учету должна максимально охватывать требования к специалисту и его функциональные обязанности.

Этот документ поможет как при организации работы бухгалтера, так и при разрешении конфликтных ситуаций.

Читайте также: