Налогоплательщик руководствуясь письменным разъяснением минфина не уплатил налог

Обновлено: 28.06.2024

Точку зрения ФНС России по спорной ситуации можно узнать на ее сайте.

Минфин России советует опираться на нормы НК РФ, а не на его письма.

Разъяснения чиновников на семинарах не имеют статуса официальных.

Практика показывает, что по большинству спорных вопросов у Минфина России одна точка зрения, у судов другая, а у налоговиков нередко третья. Даже внутри одного ведомства мнение со временем может измениться, порой на диаметрально противоположное. Бывает, что оно меняется даже по несколько раз.

Минфин России попытался радикально решить эту проблему. В ноябре 2013 г. финансовое ведомство указало, что в случаях, когда письменные разъяснения Минфина или ФНС России по применению налогового законодательства не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ или Верховного Суда РФ, налоговым органам следует руководствоваться позицией этих судов (Письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 ). Причем это предписание обязательно только для налоговиков (см. врезку на с. 126).

Это Письмо ФНС России направила в инспекции для использования в работе (Письмо от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097). Однако почему-то пока не включила его в перечень разъяснений, обязательных для применения налоговыми органами, и не разместила его на своем сайте.

Обратите внимание! Налоговикам придется отслеживать дату размещения в Интернете судебных актов

Минфин России считает, что инспекторы должны брать на вооружение решения, постановления, информационные письма ВАС РФ или Верховного Суда РФ, содержащие отличающуюся от их разъяснений точку зрения, начиная со дня размещения этих судебных актов на сайтах высших судов либо со дня их официального опубликования (Письмо от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571).

Получается, компании, индивидуальные предприниматели и физические лица по-прежнему вправе самостоятельно решать, чьему мнению им выгоднее следовать в спорных ситуациях - Минфина России, налоговой службы либо судов. Тем более что от налоговых санкций помогают защититься лишь официальные разъяснения. Разберемся, чьи именно и каким требованиям они должны соответствовать.

Выполнение письменных разъяснений Минфина или ФНС России не спасет от доначисления налогов, но убережет от пеней и штрафов

Налоговый кодекс устанавливает, что выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений уполномоченного органа о порядке исчисления и уплаты налогов является обстоятельством, исключающим вину этого лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Значит, если организация совершила ошибку, руководствуясь такими разъяснениями, она освобождается только от уплаты пеней и штрафов (п. 8 ст. 75 и п. 2 ст. 109 НК РФ). Сумму недоимки, которая образовалась в результате выполнения этих разъяснений, она все равно обязана будет уплатить в бюджет.

Если впоследствии выяснится, что письменные разъяснения были основаны на неполной или недостоверной информации, указанной налогоплательщиком в запросе, они не защитят его даже от пеней и штрафов (абз. 2 п. 8 ст. 75 и абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Разъяснять нормы налогового законодательства вправе только Минфин, ФНС России может лишь информировать о действующих налогах и сборах

От пеней и штрафов освобождают лишь разъяснения уполномоченного на то органа, причем предоставленные в пределах его компетенции (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Проблема в том, что полномочия Минфина России и налоговиков по разъяснению налогового законодательства сформулированы в НК РФ довольно расплывчато.

Минфин России вправе давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Налоговые органы обязаны лишь информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях участников налоговых правоотношений (пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Исходя из норм Налогового кодекса, налоговики вправе разъяснять только порядок заполнения деклараций.

Впрочем, есть и такие судебные решения, в которых письменные разъяснения налоговиков не были признаны освобождающими от пеней и штрафов. При рассмотрении этих дел арбитры посчитали, что налоговые органы не вправе заниматься разъяснением налогового законодательства, так как это компетенция финансового ведомства (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 13.06.2012 N Ф03-1236/2012 и Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 N 09АП-5744/2011-АК, 09АП-6508/2011-АК).

Минфин России утверждает, что и его письма имеют лишь информационный характер

В последнее время Минфин России практически в каждое свое письмо, содержащее ответы на вопросы применения налогового законодательства, включает фразу примерно такого содержания:

" Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме."

Кроме того, ведомство обычно также отмечает, что его разъяснения, подготовленные по запросам налогоплательщиков, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами (Письма Минфина России от 25.11.2013 N 03-05-06-02/50830, от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 и от 22.04.2013 N 03-02-07/1/13890). Таким образом, они не являются обязательными для налогоплательщиков (см. врезку на с. 125).

Письменные разъяснения Минфина и ФНС России по вопросам налогового законодательства не являются нормативными правовыми актами. Тем не менее налогоплательщик, несогласный с их содержанием, может оспорить их в суде. Шансов на победу больше, если оспариваемое письмо адресовано самому истцу. Подробнее об этом читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Добиться отмены письма Минфина или другого подобного документа сложно, но все-таки можно" // РНК, 2013, N 22.

Минфин России вообще считает, что при защите своих интересов налогоплательщикам следует руководствоваться прежде всего законодательством о налогах и сборах, то есть Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами (п. 1 ст. 1 НК РФ). Правовую позицию, изложенную в его письмах, они учитывать вправе. Но могут этого и не делать, поскольку письменные разъяснения финансового ведомства не обязательны для исполнения налогоплательщиками и налоговыми агентами (Письма Минфина России от 16.05.2013 N 03-02-08/17019, от 22.04.2013 N 03-02-07/1/13890 и от 20.07.2012 N 03-11-06/3/51).

Письма финансистов, адресованные ФНС России, обязательны для применения налоговыми органами

Минфин России предоставляет письменные разъяснения по спорным вопросам налогообложения не только налогоплательщикам, но и налоговикам (п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Причем последние обязаны руководствоваться этими разъяснениями (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). Однако речь идет лишь о тех письмах, которые финансовое ведомство направило в адрес ФНС России. Лишь они считаются обязательными для применения налоговыми органами (Письма Минфина России от 25.11.2013 N 03-05-06-02/50830 и от 22.04.2013 N 03-02-07/1/13890).

Такие письма финансового ведомства ФНС России вместе со своим сопроводительным письмом обычно рассылает по инспекциям для использования в работе. Кроме того, она размещает их на своем сайте www.nalog.ru в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами".

В этот же раздел налоговое ведомство может включать собственные письма разъяснительного характера, если они согласованы с Минфином России либо содержат правовую позицию, совпадающую с изложенной в письмах финансового ведомства (Письмо ФНС России от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@).

ФНС России требует, чтобы налоговики на местах неукоснительно применяли включенные в этот раздел разъяснения. На налогоплательщиков это требование не распространяется. Тем не менее благодаря этому информационному ресурсу они могут узнать точку зрения налоговиков по той или иной спорной ситуации.

Примечание. Если в запросе налогоплательщик указал неполную или недостоверную информацию, ответ ведомства на него все равно не убережет от пеней и штрафов.

Разъяснения чиновников на семинарах или в прессе - их частное мнение, а не официальное разъяснение

Нередко сотрудники налоговых органов и Минфина России выступают на семинарах, конференциях, круглых столах, проводят вебинары и мастер-классы, принимают участие в других подобных мероприятиях, в том числе организованных нашим журналом. Каков статус разъяснений, прозвучавших на них?

По мнению Минфина России, если семинар или другое мероприятие проводилось не по инициативе налоговых органов, лекторы на них не являются представителями налогового ведомства. Они выступают как независимые эксперты. Следовательно, разъяснения, данные ими в ходе таких мероприятий, не имеют статуса официальных и не освобождают налогоплательщиков от пеней и штрафов (Письмо Минфина России от 17.03.2011 N 03-02-08/28).

Однако из этого Письма финансового ведомства можно сделать вывод, что выступления чиновников на мероприятиях, организованных самими налоговыми органами, все-таки являются разъяснениями уполномоченных на то должностных лиц. Тем не менее они все равно не защитят от санкций, так как от них освобождают лишь письменные разъяснения (п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Ответы Минфина России на частные запросы налогоплательщиков нельзя считать адресованными неопределенному кругу лиц

Письменные разъяснения Минфина или ФНС России избавят налогоплательщика от штрафов и пеней, только если они адресованы именно ему либо неопределенному кругу лиц (п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Значит, компания, которая сама направила запрос в Минфин России и получила устраивающий ее ответ, вправе ссылаться на это письмо. Оно ее точно защитит от санкций.

Сложнее с применением писем налогового и финансового ведомств, найденных в различных справочно-правовых базах, печати или Интернете. По сути, опубликованные в этих источниках документы доступны неопределенному кругу лиц. Однако Минфин России утверждает, что его письменные разъяснения в принципе нельзя считать направленными неопределенному кругу лиц (Письма от 16.05.2013 N 03-02-08/17019 и от 22.04.2013 N 03-02-07/1/13890). Ведомство объясняет это тем, что каждое его письмо представляет ответ по существу поставленных конкретным заявителем вопросов. При подготовке ответа учитываются приведенные им обстоятельства и особенности изложенной ситуации. В справочно-правовых базах полный текст запроса обычно не приводится. Поэтому другие налогоплательщики не могут адекватно оценить, совпадает ли возникшая у них ситуация с той, в отношении которой было выпущено то или иное письмо. Именно это приводит к расширительному толкованию разъяснений и их некорректному применению.

Тем не менее суды считают, что налогоплательщики вправе использовать любые письма налогового и финансового ведомств, размещенные в справочно-правовых базах, и ссылаться на них как на официальные разъяснения (Постановления Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 N ВАС-4350/10, ФАС Северо-Западного от 18.04.2012 N А42-4511/2011 и Дальневосточного от 05.03.2012 N Ф03-379/2012 округов).

Примечание. Суды подтверждают, что применение Писем Минфина России, адресованных не самому налогоплательщику, но размещенных в правовых базах, освобождает его от санкций.

Читайте также: