Основания возникновения изменения и прекращения налоговых правоотношений
Обновлено: 30.06.2024
1. Налоговые правоотношения можно определить как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов.
Налоговым правоотношениям присущи свои особенности:
1) они возникают в процессе деятельности государства по установлению и взиманию налогов;
2) налоговые отношения включают две группы отношений:
общие и специальные; первые возникают между налогоплательщиками и государством по поводу исполнения налогового обязательства и имеют денежный характер; специальные правоотношения возникают в процессе реализации налогового обязательства налогоплательщика перед государством между плательщиком налогов и налоговыми органами, банками, федеральным казначейством и т.
Налоговое правоотношение обладает сложной элементной структурой. Принято выделять субъект, объект и содержание налогового правоотношения.
Фактическим содержанием налогового правоотношения являются сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Однако гораздо важнее исследование юридического содержания налоговых правоотношений.
Юридическим содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности их участников. Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки, тогда как государственные органы имеют право требовать от налогоплательщика исполнения данной публично-правовой обязанности.
Субъективное налоговое право — это охраняемые государством вид и мера возможного поведения субъектов налогового права. Субъективному праву всегда противостоит субъективная обязанность — требуемые законом вид и мера должного поведения. Например, налогоплательщик обязан уплачивать налоги, а налоговые органы имеют право провести проверку документов налогоплательщика, связанных с уплатой налога.
В то же время налоговые органы обязаны обеспечить уплату налогов, а налогоплательщик имеет право потребовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями налоговых органов.
Можно выделить три группы субъектов налогового права:
1) государственные органы, выступающие, как правило, правомочной стороной налогового правоотношения и наделенные в той или иной степени компетенцией в сфере налогообложения, — органы государственной налоговой службы, таможенные и финансовые органы, органы казначейства, органы налоговой полиции и т. д.;
2) налогоплательщики — физические лица, юридические лица, другие категории плательщиков (филиалы и представительства юридических лиц), на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 3 Закона об основах налоговой системы);
3) лица, содействующие уплате налогов, — обязанные лица, от действий которых зависят надлежащее исполнение обязанностей и реализация прав уполномоченных органов', или это лица, располагающие информацией о плательщике, необходимой для исчисления налогов (например, налоговые агенты, нотариусы, банки и т. д.).
3. Объект налогового правоотношения — это сам налог как обязательный взнос в бюджет, поскольку по своей сути и природе он выступает тем материальным благом, предоставлением и использованием которого удовлетворяются интересы правомочной стороны налогового правоотношения — государства.
Динамика налоговых правоотношений связана с реальными жизненными обстоятельствами, имеющими юридическое значение, т. е. с юридическими фактами. Юридический факт — конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений2. В ряде случаев для возникновения налоговых правоотношений требуется фактический состав, т. е. совокупность двух или нескольких юридических фактов, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий3 (так, для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства необходимо установить не только факт совершения правонарушения, но и другие элементы состава налогового правонарушения, в том числе и вину налогоплательщика).
Налоговые правоотношения-Это охраняемые государством обществнные отношения возникающие в сфере налогооблажения, которые прествляют собой социально значимаю связь субъектов по средством прав и обязаности предусмотренных нормами налогового права.
Основные признаки
2.Отношения носят имущественный характер
3.По поводу денежных стредств
5.Юридическую связь субъектов по средством прав и обязаностей
6.Данные отношения несут положительное содержание
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Структура и состав налоговых правоотношений- внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правоотношения---> объект, субъекты и содержание
Элементами структуры налогового правоотношения является:
– юридическое содержание, т. е. права и обязанности субъектов.
Субъекты налоговых правоотношений – лица, участвующие в конкретном правоотношении и являются носителями прав и обязанностей.
Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);.
Под составомпонимается совокупность участников налоговых правоотношений.
.Объект налоговых правоотношений - это то по поводу чего или раде чего субъекты правовых отношений в сфере налогооблажения втупают в правовую связь. Являтся дискучинным! Некоторые авторы считают, сами налоги или сборы.
Объект правоотношения не включается в его структуру; он находится за рамками налогового правоотношения. Объекты налоговых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.
Отделимые объекты – это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа налоговых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.
Неотделимые объекты – те, которые не зафиксированы в нормах налогового права, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов налогового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.
К отделимым объектам налоговых правоотношений относятся:
– инвестиционный налоговый кредит;
– штрафы, недоимки, пени;
К неотделимым – налоговый контроль как явление, представляющее собой результат деятельности налоговых органов, осуществляющих его в ходе налогово-контрольного правоотношения.
Содержание налоговых правоотношений - юридическое содержание налоговых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязаности участиников таких правоотношений, то есть содержания налоговых правоотношений может быть раскрыта, через правовой статус субъектов таких отношний.
Классификация:
1) по основным функциям права:
а) Регулятивные правоотношения составляют основную массу отношений в сфере правового регулирования налогообложения. Они обеспечивают реализацию регулятивной функции права:
– абсолютные это те, в которых уполномоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, обязанный совершать или не совершать определенные действия,
– относительные – лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо.
б) Охранительные налоговые правоотношения выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, возникают в связи с нарушением налогово-правовой нормы и основываются на санкции налогово-правовой нормы.
2) По характеру налогово-правовых норм: материальные и процессуальные;
3) На основании особенностей их объекта: имущественные и неимущественные;
Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах (налоговые отношения), являются разновидностью финансовых отношений и, зафиксированные в системе правовых актов обычаев делового оборота и общеправовых принципов, составляют налоговое право, которое является подотраслью (частью) финансового права.
Отношения, регулируемые НК РФ, относятся в финансовым правоотношениям и отражают регулятивные и охранительные функции права, реализуемые в области налогообложения.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговое правоотношение – это общественное отношение, возникающее на основе реализации норм налогового права.
Ориентируясь на действующее налоговое законодательство, концепцию НК РФ, можно выделить несколько типов отношений, регулируемых налоговым правом. К ним относятся отношения между:
– субъектами государственной власти, находящимися на различном уровне, выступающими носителями полномочий по реализации совместной компетенции Федерации и ее субъектов в области налогообложения;
– государственными органами по налоговому регулированию и контролю и налогоплательщиками при определении налогооблагаемой базы и экономической эффективности по конкретному виду налога;
– различными видами налогоплательщиков и органами налогового регулирования и контроля при реализации прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений;
– налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля, связанные с определением сроков, места, источника получения доходов;
– налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля по исполнению налоговых обязанностей;
– субъектами налогового контроля (органами исполнительной власти) и налогоплательщиками по осуществлению налогового контроля;
– налоговыми органами и их должностными лицами и налогоплательщиками по порядку обжалования действий или бездействия налоговых органов;
– органами уголовного и административного судопроизводства и налогоплательщиками – нарушителями налогового законодательства в производстве по делам о налоговых нарушениях, а также отношения в области применения мер ответственности со стороны налоговых и судебных органов, органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение норм налогового законодательства.
1) по основным функциям права:
а) Регулятивные правоотношения составляют основную массу отношений в сфере правового регулирования налогообложения. Они обеспечивают реализацию регулятивной функции права:
– абсолютные это те, в которых уполномоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, обязанный совершать или не совершать определенные действия,
– относительные – лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо.
б) Охранительные налоговые правоотношения выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, возникают в связи с нарушением налогово-правовой нормы и основываются на санкции налогово-правовой нормы.
2) По характеру налогово-правовых норм: материальные и процессуальные;
3) На основании особенностей их объекта: имущественные и неимущественные;
4) По структуре их юридического содержания: простые и сложные.
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый публичноправовой характер. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения - обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.
Статьей 44 НК РФ установлено правило, согласно которому обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (сбора).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законом, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, или досрочно.
Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
2) с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;
3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. В этом случае задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;
4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).
Перечень оснований, по которым обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, не является исчерпывающим. Называя конкретные основания, прекращающие данную обязанность (уплата налога, смерть налогоплательщика или признание его умершим, ликвидация организации-налогоплательщика), законодатель предусматривает также возможность наличия в актах законодательства о налогах и (или) сборах иных оснований, по которым обязанность по уплате налога и (или) сбора может считаться прекращенной.
Правоприменительные акты налоговых органов.
Налоговый акт представляет собой действие налогового органа, содержащее публично-правовое властное волеизъявление, не связанное с внутриорганизационной деятельностью и направленное на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей заинтересованных лиц. Основное разделение налоговых актов в зависимости от выраженности вовне на налоговые акты в письменной форме и устные налоговые акты, в том числе и выраженные путем конклюдентных действий.
"Устные" налоговые акты представляют, как правило, особую сложность для заинтересованных лиц и, наоборот, чаще всего удобны для налогового органа. Крайне редко налоговые акты, принятые в устной форме, представляют сложность для налогового органа, поскольку, как мы укажем позднее, законность действий налогового органа презюмируется.
Письменная форма налогового акта необходима для доведения до сведения заинтересованных лиц о принятии такого акта, а также для рассмотрения на него жалобы. Письменная форма налогового акта позволяет утверждать о его существовании, что при устной форме - достаточно затруднительно.
Основными требованиями к налоговым актам являются законность и обоснованность. Требования законности и обоснованности наибольшую ясность имеют применительно к возможности признания налогового акта недействительным (его отмене).
Обоснованность есть принятие налогового акта с учетом всех фактических обстоятельств налогового дела или соответствие налогового акта всем фактическим обстоятельствам.
Перед тем как принять налоговый акт, необходимо установить (исследовать) фактические обстоятельства. Иными словами, прежде чем совершать действия, необходимо установить, изучить обстоятельства, а лишь затем действовать по исправлению сложившейся ситуации.
Налоговые акты можно классифицировать на следующие группы:
- уведомительные (налоговое уведомление, требование об уплате недоимки и пеней, требование об уплате штрафных санкций);
- обеспечительные (решение о приостановлении операций по счетам в банке);
- налоговые акты по взысканию обязательных платежей (решение о зачете обязательных платежей, решение о взыскании обязательных платежей);
- акты, связанные с привлечением к налоговой ответственности (решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения);
- организационные (решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля).
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Налоговые правоотношения, их виды, особенности. Возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений.
Налоговые правоотношения, их виды, особенности. Возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений.
Налоговые правоотношения, их виды, особенности. Возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений.
В качестве обязательного элемента подобной характеристики выступают основания возникновения налоговых правоотношений. Налоговые правоотношения возникают, изменяются, прекращаются и реализуются на основании определенного комплекса разнообразных по содержанию взаимозависимых юридических явлений, взаимодействие которых предполагает развитие правоотношений Налоговые правоотношения могут изменяться под влиянием
а) нормативных оснований, при которых нормы права регулируют область налоговых правоотношений,
б) правосубъектных оснований, которые характеризуют способность лица к участию в правоотношениях (достижение возраста и т.д.);
в) фактических оснований — собственно оснований появления, изменения или прекращения налоговых правоотношений, которые базируются на юридических фактах.
Юридический фик1 — конкретное жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывают появление, изменение или прекращение налоговых правоотношений Они представляют собой: во-первых, факты реальной действительности, во-вторых, факты, предусмотренные нормами налогового права, в-третьих, влекут за собой определенные юридические последствия.
Классификация юридических фактов может осуществляться по различным основаниям
— По юридическим результатам:
1) правоустанавливающие — юридические факты, с которыми нормы права свжывакл появление налоговых правоотношений;
2) правой шеняюшие— юридические факты, с которыми нормы права связывают изменение налоговых правоотношений;
3) правопрекращаюшие — юридические факты, с наличием которых нормы права связывают прекращение налоговых правоотношений.
Один и тот же факт может вызывать несколько юридических последствий. Например, смерть одновременно вызывает прекращение правоотношений по уплате налогов и появление правоотношений по уплате налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения
— По волевому признаку:
1) действия — юридические факты, которые являются результатом волевого поведения людей, результатом волеизъявления лица Они могут выступать в форме:
а) правомерных действий — действий, которые совершаются в соответствии с требованиями налоговых норм или не противоречат им;
б) неправомерных действий — действий, нарушающих требования закона и не отвечающих предписаниям правовых норм На основании правовых норм принимаются индивидуальные налоговые акты как правомерные юридические действия, направленные на появление, изменение или прекращение конкретных налоговых правоотношений;
2) события — явления, которые происходят независимо от воли субъектов налоговых правоотношений (смерть и рождение человека связываются с прекращением налоговых правоотношений или изменением их режима, стихийные бедствия могут явиться предпосылкой введения чрезвычайных налогов и т.д )
3.9. Налогово-правовые нормы
Исходными элементами, которые формируют налоговое право, являются налогово-правовые нормы — правила, приемы поведения, которые составляют содержание налогового права Нормы налогового права являются финансовыми по сути и в основном тождественны им. У налогово-правовых норм нет принципиальных особенностей, которые позволили бы выделить на этом основании отдельную подсистему в рамках финансовых норм. Некоторые черты финансовых норм при реализации налоговых правоотношений выделяются более рельефно, четко (например, императивность), что и позволяет говорить об определенном своеобразии налогово-правовых норм.
Для налогово-правовых норм характерны общие черты, которые определяют норму права.
1) всеобщий характер;
2) формальная определенность;
3) установление и охрана компетентными органами государства. Особенности налоговых норм как подвида финансовых
а) в содержании —- они действительно регулируют правила поведения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, но деятельности специфической — по поводу установления, изменения, отмены налогов и поступлений за их счет доходов в бюджеты, определяют права и обязанности участников отношений, предусматривают ответственность за невыполнение распоряжений государства в сфере, которая опосредует движение налоговых поступлении снизу вверх (от плательщика в бюджеты или фонды);
б) в характере предписания — если финансовые нормы имеют в основном императивный характер, то налоговые нормы носят исключительно приказной характер Государство предпи-
сывает правила поведения в категорической форме, четко определяет права, размеры обязанностей, исключая возможность их одностороннего (со стороны обязанного лица) изменения;
в) в мерах ответственности^ которые охватывают практически весь спектр возможных видов — уголовную, административную, финансовую Такой подход подчеркивает, насколько важны для государства отношения, урегулированные налоговыми нормами, и насколько государство заинтересовано в постоянном пополнении доходной части бюджета,
г) в способах защиты прав участников отношений, исходящих из определенного неравенства субъектов, реализующегося через механизм налоговой ответственности, которая характеризуется презумпцией виновности плательщика налогов.
Традиционной является и классификация налоговых норм.
1. По особенностям влияния на участников отношений:
— обязывающие — нормы, которые устанавливают в категорической форме обязанность совершать определенные активные действия. Например, нормы, устанавливающие обязанность по уплате налогов, представлению деклараций, отчетов;
- запрещающие — нормы, которые устанавливают в категорической форме обязанность не совершать запрещенных действий, нарушающих порядок, закрепленный налоговыми нормативными актами. Например, законодательно запрещается вносить изменения в принципиальные элементы налогового механизма (ставка, льготы, объект и т.д.) без соответствующих изменений в бюджетном законе, или в течение бюджетного года запрещается предоставление индивидуальных налоговых льгот;
— уполномочивающие — нормы, предоставляющие участникам правоотношений право совершать определенные положительные действия в рамках распоряжений, которые содержатся в налоговой норме. Допуская некоторую самостоятельность, подобные нормы все равно находятся под влиянием императивных распоряжений (хотя и косвенном> органы местного самоуправления могут устанавливать и регулировать механизмы местных налогов и сборов на своей территории, но только в рамках (перечня, пределах), установленных законодательно
2. По содержанию'
— материальные — нормы, регулирующие содержательную сторону реальных общественных отношений, меру прав и обязанностей участников, виды и объем материальных и денежных обязательств;
— процессуальные — нормы, регулирующие процедуру (порядок) деятельности субъектов правоотношений по реализации материальных норм в сфере деятельности по поводу поступления налогов и сборов в бюджеты
Структура налогово-правовой нормы отражает внутренний состав нормы, ее составные части, элементы.
1. Гипотеза — часть нормы права, определяющая условия действия налоговой нормы. Она описывает фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться данной нормой, указывает на участников отношений и шавные условия
2. Диспозиция — часть нормы права, указывающая, каким должно быть поведение субъектов отношений, содержание их прав и обязанностей при наступлении обстоятельств, описанных в гипотезе. Так, механизм уплаты налога с владельцев транспортных средств предполагает пропорциональное распределение его между госавтоинспекциеи и дорожным фондом
3. Санкция — часть нормы права, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим предписаний налоювых норм Санкции рассчитаны на наступление фактических обстоятельств, представляющих собой правонарушение, и реализуют при этом охранительную функцию права.
Налоговые санкции характеризуются рядом особенностей:
а) реализация принудительного влияния на правонарушителя осуществляется через воздействие на его денежные средства (в некоторых случаях предусматривается погашение задолженности перед бюджетом по налогам путем принудительной реализации имущества плательщика),
б) денежные средства плательщика, которые взимаются с него в виде налоговых санкций, поступают в бюджеты или целевые фонды в первоочередном и бесспорном порядке,
в) в отличие от административной санкции налоговая предусматривает влияние как на физических, 1ак к на юридических лиц.
г) как и финансовые санкции в целом, налоговые предусмат-ривают объединение правовоссгановительных и штрафных элементов Пеня, штрафы, которые взимаются с
реализуют механизм наказания нарушителя налоговой нормы, так и пополняют собственность государства (бюджетные доходы) или возмещают упущенную выгоду от их недополучения,
д) налоговые санкции предусматривают иногда применение наказания независимо от характера вины плательщика Начисление пени происходит автоматически при задержке налоговых платежей, штрафов — при несвоевременной сдаче отчетов и т п
Контрольные вопросы:
1. Понятие налоговых правоотношений.
2 Особенности налоговых правоотношений
3 Виды налоговых правоотношений
4 Содержание налоговых правоотношений
5 Объект налоговых правоотношений
6 Субъекты налоговых правоотношений
7 Соотношение субъектов налогового права и субъектов налоговых правоотношений.
8 Место и роль государства в системе субъектов налоговых правоотношений
9 Основания возникновения, изменения, прекращения налоговых правоотношений
10 Юридическое и фактическое содержание налоговых правоотношений
И. Особенности налогово-правовых норм
12 Классификация налогово-правовых норм
13. Структура налогово-правовых норм.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Читайте также: