Налоги в кризис 2020

Обновлено: 29.04.2024

Новые предложения о повышении налоговой нагрузки с 2021 года противоречат ранее озвученным принципам налоговой стабильности и делают налоговую политику еще более непредсказуемой. Реализация таких предложений на фоне текущей нестабильной обстановки станет еще одним негативным фактором, сдерживающим восстановление экономики, считает аналитик Института комплексных стратегических исследований кандидат экономических наук Вера Кононова

Насколько возрастет при этом налоговая нагрузка на экономику? Пока что официального ответа на этот вопрос нет — известны лишь отдельные данные о дополнительных поступлениях, которые обеспечит повышение того или иного налога. В последние годы уровень налоговой нагрузки на экономику (оценивается как отношение поступлений налогов и аналогичных им платежей, включая таможенные пошлины и страховые взносы, к ВВП) уже имел четкую тенденцию к росту. По данным Минфина, если в 2016 году налоговая нагрузка в России оценивалась на уровне 28,6% ВВП, то в 2019 году — уже 32,6% ВВП. Рост налоговой нагрузки по отношению к ВВП с высокой вероятностью продолжится и в 2020-2021 годах, ведь современные средства контроля над налогоплательщиками обеспечивают высокую собираемость налогов даже на фоне падения деловой активности.

Отказ от стабильности и предсказуемости

Однако непредсказуемость налоговой политики, угнетающая деловую активность, сама становится одним из факторов, препятствующих восстановлению экономики. Ведь каждое новое неожиданное предложение по повышению налоговой нагрузки разрушает доверие между обществом и властью и лишь усугубляет негативные ожидания относительно ухудшения условий ведения бизнеса.

Препятствие для восстановления экономики

Вызывает опасение и то, что совсем недавно эти риски получили реальное подтверждение. Недавний пример с повышением НДПИ продемонстрировал, что действующие механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые должны обеспечивать инвесторам защиту от неблагоприятных изменений законодательства, на самом деле обеспечивают ее лишь в ограниченных пределах. И хотя после негативной реакции бизнеса была введена отдельная норма, исключающая повышение нагрузки по НДПИ для проектов, реализуемых в рамках СЗПК, сам факт возникновения такой коллизии говорит о высокой уязвимости инвестиционных проектов к изменениям в налоговой политике.

В целом текущий подход к налоговой политике, который в значительной степени опирается на поиск возможностей по увеличению налоговых доходов бюджета, не учитывает, что в условиях экономического спада увеличение изъятий из одних отраслей экономики приведет к ограничениям в работе других. А это, в свою очередь, отразится на возможностях восстановления экономики, а значит, в том числе на доходах бюджета.

Необходимые изменения

Налоговая политика, допускающая спонтанные изменения в налоговой системе и ориентированная преимущественно на рост поступлений в бюджет, в текущей ситуации не просто принципиально неверна, но и крайне опасна для экономики. Ориентация на сиюминутное получение средств может окончательно лишить экономику возможностей восстановления, а также создания основы для роста в долгосрочном периоде. В сложившейся ситуации, характеризующейся экономическим спадом и высокой неопределенностью будущего развития, стабильность и предсказуемость налоговых условий становится еще важнее для участников экономики, чем в периоды экономического роста. В этой связи в ближайшие годы налоговую политику целесообразно ориентировать на создание бизнес-среды, максимально стабильной и комфортной для долгосрочных инвестиций (прежде всего в перерабатывающих отраслях и сфере услуг). При этом отдельное внимание следует уделить предсказуемости налоговой политики как для бизнеса, так и для населения — прежде всего путем заблаговременного публичного обсуждения налоговых мер.

Необходимо также пересмотреть сложившееся в фискальных органах отношение к дефициту бюджета. Нужно учитывать, что дефицит федерального бюджета — это временное явление, устранение которого напрямую зависит от восстановления деловой активности в стране. При этом сейчас у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита, не прибегая к ужесточению фискальной политики. Уровень государственного долга России по итогам 2019 года был одним из самых низких в мире (12,3% ВВП). Даже при двукратном росте в ближайшие годы (что вряд ли потребуется, учитывая имеющиеся резервы) он останется на довольно низком по мировым меркам уровне. Это дает правительству широкие возможности по стимулированию экономики за счет наращивания долговой нагрузки без ущерба для устойчивости бюджетной системы.

Владимир Путин

В сентябре 2020 года правительство внесло в Государственную Думу законопроект, предполагающий повышение налогов на сотни миллиардов рублей. Поправки уже одобрены депутатами в первом чтении. Инициатива содержит предложение о корректировке и уточнении отдельных параметров налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), который совмещен с НДПИ. После принятия этих поправок бюджет может получить 237 миллиардов рублей в год.

В Минфине считают, что изменение системы налогообложения снизит дефицит бюджета. Позицию ведомства поддержал глава правительства Михаил Мишустин, который подчеркнул, что властям страны необходимо исполнять свои социальные обязательства.
По словам экспертов, одной из главных проблем российской экономики является неравномерное распределение капитала: в одних отраслях накапливаются излишки прибыли, которые направляют на дивиденды, потому что инвестиции в таких объемах попросту не нужны, а другие отрасли, наоборот, недоинвестированы.
При этом финансы из одной сферы в другую не перетекают — деньги вместо этого выводят из страны в офшорные зоны, что отрицательно сказывается на темпах роста инвестиций в экономику.

Женщина с детской коляской гуляет по набережной Енисея в городе Дивногорске Красноярского края

Женщина с детской коляской гуляет по набережной Енисея в городе Дивногорске Красноярского края

Инициированное правительством повышение налогов связано в том числе с экстренными мерами властей по поддержке россиян, пострадавших от введенных из-за пандемии коронавируса ограничений. Эти меры обошлись не дешево — только за счет снижения страховых взносов, отсрочки и списания налогов бюджет потерял порядка одного триллиона рублей.
До изменения фискальной нагрузки правительство уже использовало другие доступные инструменты, такие как заимствования, средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) и оптимизацию расходов. В общей сложности в 2021 году все это даст более 900 миллиардов рублей.
Однако, что касается заимствований, то они росли и прежде, и в 2020 году составят от 4 до 4,5 триллиона рублей — беспрецедентный объем, который вдвое превысит уровень прошлого года. В течение следующих трех лет госдолг также будет значительно увеличиваться. Одновременно с этим для России практически закрыты внешние рынки, и размещать долговые бумаги приходится исключительно за счет внутренних инвесторов.
Из средств ФНБ в 2020 году планируется потратить порядка 350 миллиардов рублей. Брать из того, что откладывалось на черный день, еще больше — экономически недальновидно, так как эпидемия еще может вернуться, и большинство мировых экспертов полагают, что истинный ущерб от коронавируса только предстоит оценить.
Что касается оптимизации расходов, то в следующем году на 10 процентов будут урезаны все статьи, не связанные с социальными обязательствами, на пять процентов — госпрограмма вооружений. Индексация зарплат госслужащих не будет производиться совсем.

С 1 января 2021 года предполагается повысить в 3,5 раза налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургов и производителей удобрений. В соответствующем законопроекте речь идет о добыче калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, природных солей и чистого хлористого натрия, бокситов, нефелинов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, а также железной руды.
Сейчас компаниями уплачивается горная рента от себестоимости затрат на добычу, что в разы, а в некоторых случаях и в десятки раз меньше, чем справедливая рыночная цена на такие природные ресурсы. При этом новый российский уровень налогообложения позволит лишь немного приблизиться к уровню горной ренты в мировой практике.
Во-вторых, тем же законопроектом предполагается отменить льготу по НДПИ для выработанных нефтяных месторождений, переведя их на налог на добавленный доход (НДД). Сейчас нередки случаи, когда рентабельное месторождение с огромными запасами попадает под налогообложение как старое выработанное. Это приводит к огромным потерям для государства, иногда в сотни миллиардов рублей. Решить проблему должен гибкий НДД, который снизит нагрузку адресно для действительно старых нерентабельных месторождений. Это принесет бюджету дополнительно 97,3 миллиарда рублей уже в 2021 году.

Карьер с горной породой

Карьер с горной породой

Повышение также коснется экономящих налоги за границей бизнесменов, богатых россиян и табачную отрасль

Производство сигарет на фабрике

Производство сигарет на фабрике

Вырученные государством деньги пойдут не только на социальные расходы, но и на поддержку других сфер экономики, которые пострадали от последствий пандемии, но, в отличие от ресурсодобывающих концернов, не имели возможности накопить резервы за счет сверхприбыли. Снижение налогов коснется прежде всего малого и среднего бизнеса, особенно пострадавшего в период распространения коронавируса.
Изначально снижение страховых взносов для малого и среднего бизнеса было частью антикризисной программы по поддержке экономики в условиях введения ограничительных мер весной этого года. Теперь решено, что действие этой льготы продолжится после кризиса и станет бессрочным. Государство впервые стимулирует бизнес через снижение фискальной нагрузки — это самая быстрая и эффективная мера, на которую долго не решались. Именно высокие налоги на труд российские бизнесмены называли одним из главных негативных факторов для развития, из-за чего бизнес уходил в тень.

В связи с пандемией в России впервые были приняты меры по налоговой поддержке IT-компаний. Согласно принятому в конце июля закону, с 2021 года ставка налога на прибыль для них будет снижена почти в семь раз — с 20 до 3 процентов.
Кроме того, взносы в государственные внебюджетные фонды в отрасли составят не 14, а 7,6 процента. Условием для получения преференций будет доля выручки от IT-услуг.

Читайте также: