Реорганизация юридического лица сроки исполнения его обязанности по уплате налогов

Обновлено: 06.05.2024

Проведение реорганизации юридического лица предусматривает решение ряда процедурных вопросов. При этом следует учитывать, что данный процесс должен быть проведен с соблюдением определенных сроков, регламентированных действующим законодательством.

Срок реорганизации юридического лица

Совершение различных корпоративных процедур, связанных с изменениями структуры бизнеса, осуществляется с учетом нормативных требований. Многие из них касаются сроков, отведенных на совершение определенных действий.

В течение трех дней уполномоченный орган вносит запись о начале процедуры в ЕГРЮЛ, с этого момента юридические лица могут осуществлять дальнейшие мероприятия по реорганизации.

Обращаем внимание, что законодательство не содержит нормы, регулирующие общие сроки реорганизации юридического лица. Закон определяет временные рамки только для отдельных этапов, но не для всей процедуры в целом. Установленный законом трехмесячный срок для обжалования решения о реорганизации (ст. 60.1 ГК РФ), формирует минимальный срок, за который может быть проведена процедура – 3 месяца. Максимальный же срок ничем не ограничен и полностью зависит от воли собственников реорганизуемых организаций.

В этот период реорганизуемое общество должно провести инвентаризацию имущества, в зависимости от формы реорганизации подготовить передаточный акт или разделительный баланс. Срок подготовки данных документов законом не ограничен, но без них завершить процедуру не представляется возможным.

При реорганизации юридического лица сроки по уплате налогов остаются прежними. До завершения процесса юрлицо должно оплачивать налоги и сдавать отчетность в установленные сроки, а затем эта обязанность переходит к правопреемнику. Так, в случае реорганизации в форме присоединения заключительная отчетность присоединяемой компании подается на дату прекращения ее деятельности, а обязанность уплаты налоговых платежей (включая пени, штрафы) возникает у правопреемника, если это не было сделано в установленные сроки предшественником (ст. 50 НК РФ).

Сроки реорганизации юридического лица в форме слияния

Слияние предусматривает процедуру, в ходе которой из двух и более юрлиц образуется одно новое. В некоторых случаях эта процедура требует согласие отдельных надзорных органов, например, Федеральной антимонопольной службы. Необходимость получения согласия данных органов в некоторой степени увеличивает срок проведения слияния. Кроме того, процедуру реорганизации может задержать по времени и выездная налоговая проверка всех или отдельных участников процедуры. Многие региональные налоговые практикуют такие проверки, т.к. часто под видом слияния осуществляется один из вариантов альтернативной ликвидации.

Стандартный же срок составляет три месяца с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о реорганизации.

Срок реорганизации юридического лица в форме выделения

В ходе процедуры выделения из одного юридического лица выделяется одно или несколько новых обществ, которые являются самостоятельными организациями.

Выделение также осуществляется в трехмесячный срок, но это минимальный период, учредитель реорганизуемого общества может осуществлять процесс и дольше, в зависимости от конкретных обстоятельств.

Срок реорганизации юридического лица в форме присоединения

Присоединение – одна из наиболее распространенных форм реорганизации юридических лиц, в ходе которой происходит объединение одного юридического лица с другим или несколькими. В результате присоединения остается только одно юрлицо, а присоединенные к нему фирмы исключаются из ЕГРЮЛ с переходом их прав и обязанностей к оставшемуся.

Сроки реорганизации юридического лица путем присоединения также составляют не менее трех месяцев с момента принятия решения о реорганизации. Но практика показывает, что крайне редко общества с ограниченной ответственностью могут выполнить все необходимые действия для завершения реорганизации. Кроме того, присоединяемое юрлицо часто подвергается проверке со стороны налоговых органов, что тоже увеличивает время для завершения процедуры. Таким образом, срок реорганизации ООО в форме присоединения на практике составляет в среднем 5-6 месяцев.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.


Ст. 45 НК РФ закрепляет за налогоплательщиками, которые представляют собой различные субъекты предпринимательской деятельности, обязанность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджет. Неисполнение этой нормы влечет за собой ответственность. Фискальные органы имеют право в таких случаях самостоятельно взыскивать недостающие суммы со счетов плательщика, а также применять иные меры для перечисления в бюджет долгов по налоговым платежам. Расскажем об обязанностях налогоплательщиков подробнее.

За кем закреплены обязанности по исчислению и уплате налогов?

До 30.11.2016 ст. 45 НК РФ обязывала платить налоги их плательщиков исключительно самостоятельно. С указанной даты появилась возможность уплаты налогов иными лицами (п. 1 ст. 45 НК РФ), но с оговоркой о невозможности для этого лица требовать возврата уплаченного им налога.

Важно! Рекомендации от КонсультантПлюс
Налоги, которые за вас уплатило другое лицо, вы можете учесть в расходах, если есть все условия для этого. При этом в некоторых случаях такие суммы вы также должны отразить в доходах. А если таким способом ваш покупатель вносит свой аванс и вы применяете общий режим, вам также придется начислить НДС.
В бухгалтерском учете отразите уменьшение кредиторской задолженности по налогам и изменение обязательств между вами и третьим лицом. Если налоги уплачены за вас безвозмездно, то признайте эти суммы прочим доходом. А если налоги заплатил за вашу организацию учредитель, то отразите в учете добавочный капитал.
Подробнее о том, как учесть и отразить налоги, уплаченные третьим лицом, читайте в К+. Пробный доступ к системе бесплатен.

С 01.01.2017 по правилам НК РФ стало необходимо платить и страховые взносы. Поэтому с начала 2017 года ст. 45 НК РФ распространила свое действие и на них.

Должен ли сотрудник самостоятельно уплачивать неудержанную с него сумму НДФЛ?

Физлица, которые являются наемными работниками, самостоятельно налог на доходы не оплачивают. Эта обязанность ложится на налоговых агентов ― их работодателей. Они, в свою очередь, отчитываются по итогам календарного года перед ФНС за удержанные и перечисленные суммы.

Если у налогового агента нет возможности сразу удержать налог с выплаченных работнику средств(доход получен в натуральном виде или как материальная выгода), то он удерживает его с доходов, выплачиваемых в этом же налоговом периоде в более поздние месяцы (не превышая 50% суммы каждой выплаты). С этим согласны и налоговики, что подтверждается письмом ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

Пример 1:

Работника Иванову Ю. Г. по окончании 2-го квартала организация приняла решение поощрить в виде передачи ей натуральной продукции на общую сумму 55 000 руб. Удержать НДФЛ в размере 7 150 руб. по итогам 2-го квартала не удалось. Заработная плата Ивановой Ю. Г. в следующем месяце составила 22 000 руб. На основании сделанного перерасчета была удержана сумма налога в размере 10 360 руб., в том числе 2 860 руб. за текущий месяц, 7500 руб. ― сумма задолженности по НДФЛ.

Окончание налогового периода и передача сведений в инспекцию о факте неудержания НДФЛ прекращает дальнейшую ответственность работодателя как налогового агента. Теперь рассчитаться с бюджетом обязан сам гражданин, которому ИФНС на основании данных, полученных от налогового агента, направит уведомление на уплату налога.

Пример 2:

Организация предоставила работнику Петрову А. С. в ноябре путевку на санаторно-курортное лечение стоимостью 78 000 руб. У Петрова А. С. возникла кредиторская задолженность по НДФЛ в размере 10 140 руб. До конца отчетного периода заработок работника составил 18 500 руб. Поэтому с него была удержана сумма НДФЛ в размере 9 250 руб. (не более 50% от дохода), в том числе текущий налог ― 2 405 руб., НДФЛ за путевку ― 6 845 руб. Оставшуюся сумму налога в размере 3 295 руб. налоговый агент удержать не смог, о чём и сообщил в инспекцию до 1 марта следующего года, уведомив при этом сотрудника. Оплатить оставшуюся сумму задолженности должен теперь сам гражданин Петров А. С. после получения уведомления из ИФНС.

Об ответственности работника и работодателя при выплате "серых" зарплат читайте здесь.

Какие последствия могут быть при нарушении п. 1 ст. 45 НК РФ физическими лицами?

За счет перечисленных налогов происходит пополнение бюджета, осуществляется множество социальных программ, в том числе по здравоохранению, образованию и поддержанию общественного порядка.

За всеми налогоплательщиками, в том числе и за физлицами, закреплена обязанность по погашению своих обязательств перед бюджетом, о чём говорится в п. 1 ст. 45 НК РФ. Неисполнение этих функций влечет за собой административную и даже уголовную ответственность, если обнаруживается сумма недоимки в особо крупных размерах.

Налоговое правонарушение может выражаться также как неподача декларации и требуемых подтверждающих документов в установленные сроки, передача заведомо ложных сведений, занижающих налогооблагаемую базу.

В некоторых случаях с граждан может быть снята ответственность:

  • если указанное правонарушение было совершено вследствие обстоятельств непреодолимой силы, таких как стихийное бедствие;
  • налогоплательщик находился в состоянии, при котором не мог нести ответственность за свои действия;
  • если гражданину предоставлены письменные указания о порядке исчисления налогов (только в тех случаях, когда физлицо обратилось за разъяснениями, указав достоверную информацию);
  • если имели место иные причины, признанные судом как оправдательные.

К ответственности за невыполнение обязанностей по п. 1 ст. 45 НК РФ привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста. Это могут быть граждане РФ, иностранные подданные и лица без гражданства.

В качестве наказания за правонарушение в особо крупном размере в соответствии с УК РФ могут быть избраны следующие меры:

  • штраф;
  • принудительные работы;
  • арест;
  • лишение свободы.

Следствием нарушения п. 1 ст. 45 НК РФ является появление недоимки. Если гражданин впервые нарушил закон, не уплатив умышленно крупные суммы в бюджет, но затем добровольно погасил задолженность, начисленные штрафы и пени, уголовная ответственность к нему может не применяться.

В каких случаях следует считать обязанность по уплате налогов исполненной?

Обязанность налогоплательщика по уплате налога можно считать исполненной, а кредиторскую задолженность погашенной в следующих случаях (п. 3 ст. 45 НК РФ):

  1. С момента передачи налогоплательщиком(или иным лицом) в банк платежного поручения на перечисление полной суммы налога при условии, что денежных средств на расчетном счете достаточно для выполнения операции.
  2. С момента выдачи физлицом поручения банку на оплату бюджетного обязательства без открытия счета в банке.
  3. С момента отражения на лицевом счете организации операции по перечислению требуемой суммы.
  4. В день внесения гражданином в банк, кассу местной администрации, почтовое отделение суммы, необходимой для погашения существующей задолженности.
  5. В день вынесения налоговым органом решения о зачете задолженности в счет имеющейся переплаты по другим налогам.
  6. В день удержания суммы по задолженности налоговым агентом, если на него возложена такая обязанность.
  7. В день уплаты декларационного платежа, если применяется упрощенный порядок декларирования доходов граждан.
  8. При оплате налогов, задержка которых квалифицируется как уголовно наказуемое деяние – день подачи в банк платежного документа при условии наличия на счете средств, достаточных на оплату не только налога, но и штрафов, предусмотренных УК РФ.

Пример:

Организация начислила УСН за 2-й квартал в сумме 55 800 руб. Срок уплаты по налогу ― 25 июля. В этот день в банк было передано платежное поручение, однако денежных средств на погашение задолженности не хватило. 27 июля на расчетный счет организации поступила выручка в размере 65 000 руб. В связи с этим задолженность по УСН была погашена лишь 27 июля. Таким образом, организация нарушила порядок уплаты налога в срок. Налоговый орган начислил пени за 2 дня просрочки.

Важно! Рекомендации от КонсультантПлюс
Если вы правильно оформили платежное поручение на уплату налога (сбора, страхового взноса), банк списал у вас средства, но инспекция их не видит, проводится розыск платежа.
Для этого подайте в инспекцию.
Схему действий смотрите в К+, оформив бесплатный пробный доступ к системе.

При некоторых обстоятельствах задолженность по налогам не погашается:

  1. Налогоплательщик (или иное лицо) самостоятельно отозвал поручение на уплату налога, в связи с чем оплата не была произведена.
  2. Организация возвратила сумму, предназначенную для погашения долговых обязательств перед бюджетом, с лицевого счета или эту сумму вернуло налогоплательщику казначейство.
  3. Касса местной администрации или почтовое отделение возвратили гражданину внесенную им сумму, предназначавшуюся для погашения задолженности.
  4. При совершении платежа налогоплательщик (или иное лицо) указал неверные реквизиты.
  5. У организации имеется непогашенная первоочередная задолженность на момент совершения платежа.

Пример:

Организация подготовила и передала в банк платежное поручение на уплату ЕНВД 25 апреля за 1-й квартал. Однако у нее имелись непогашенные обязательства по исполнительным листам работников (алименты на детей). Суммы на расчетном счете для погашения обеих задолженностей оказалось недостаточно. Банк списал при помощи платежного требования первоочередную задолженность по алиментным выплатам. В результате обязанность предприятия по уплате налога в срок не была исполнена, что повлекло за собой начисление пеней.

В случае длительной неуплаты фискальные органы отставляют за собой право для принудительного взыскания задолженности в соответствии с п. 6 ст. 45 НК РФ.

Каким образом налогоплательщик может доказать факт своевременной уплаты налога в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ?

Обязанность по уплате налога считается исполненной, если банком принято соответствующее платежное поручение на перечисление средств в бюджетную систему при наличии достаточного денежного остатка на счете.

Если в ходе составления поручения произошла ошибка, которая не повлияла на конечную уплату, налогоплательщик вправе обратиться в ИФНС с предоставлением пояснений и подтверждающих перечисление документов (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Для того чтобы выявить возможные несоответствия при расчетах по данным налогоплательщика и инспекции, рекомендуется проведение сверки расчетов по налогам, штрафам и пеням. Итоговые результаты сверки оформляются как акт с действующими подписями заинтересованных лиц.

Как ошибки в платежном поручении влияют на правильность зачисления налогов?

Если субъект предпринимательской деятельности передал в банк платежное поручение для полного погашения задолженности перед бюджетом, то при наличии необходимой суммы денежных средств на расчетном счете его обязанности как налогоплательщика считаются исполненными (ст. 45 НК РФ).

В то же время неверно оформленная платежка может иметь негативные последствия разной степени тяжести, в зависимости от того, какая именно была допущена ошибка.

К примеру, неверно указанный статус плательщика не является основанием для признания налога неуплаченным. Об этом говорит многочисленная судебная практика (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.09.2006 по делу № А26-2235/2006-29).

Не признают суды и неправильно указанный КБК как повод для незачисления платежа, так как ст. 45 НК РФ не содержит подобного требования.

Однако для того, чтобы избежать возможных споров с инспекторами, следует всё же уделять повышенное внимание реквизитам в платежных поручениях.

Обязанность по погашению задолженности признается невыполненной, если в платежках неверно указаны счет казначейства и наименование банка-получателя (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).

Как уточнить налоговый платеж при ошибке в платежном поручении, подробно разъясняется в готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Что говорит статья 45 НК РФ об обязанности по уплате имущественных налогов физическими лицами?

П. 1 ст. 45 НК РФ обязывает физлиц производить своевременную уплату налогов ― имущественного, транспортного, земельного. Однако порядок определения сроков по исполнению данных обязанностей немного отличается от того, что предусмотрен для организаций.Расчет этих налогов делает ИФНС, рассылая плательщикам уведомления на уплату. По всем этим налогам для физлиц установлен единый срок оплаты – до 1 декабря года, наступающего за оплачиваемым.

При отсутствии уплаты налоговые органы направляют физлицам уведомления с требованием погасить текущую задолженность и сумму возникших в связи с этим пеней. Погасить эту задолженность граждане должны не позднее 1 месяца со дня получения уведомления (п. 6 ст. 58 НК РФ), если в нём не указан иной установленный законодательно срок.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В силу универсального правопреемства при проведении реорганизации юридического лица его права и обязанности переходят к правопреемнику. Любое юридическое лицо, участвующее в реорганизации, имеет свой персонал, а значит, является плательщиком страховых взносов и налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц. Реорганизация не является основанием для расторжения трудовых отношений с персоналом — в большинстве своем они продолжаются автоматически, но в таких условиях у реорганизуемой компании возникает много вопросов по поводу страховых взносов, НДФЛ и выплате пособий.

Правовые основы реорганизации юридических лиц

Помимо этого, допускается и смешанная реорганизация юридического лица, то есть одновременное сочетание перечисленных выше форм, например, реорганизация в форме преобразования с одновременным присоединением к другой организации.

При этом не запрещена и реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если возможность такого преобразования предусмотрена самим ГК РФ или другим законом.

Решение о реорганизации обычно является добровольным, принимаемым учредителями (участниками) компании или органом юридического лица, уполномоченным на такие действия учредительным документом.

В то же время в случае дробления бизнеса при определенных обстоятельствах реорганизация может осуществляться и в принудительном порядке — по решению уполномоченных государственных органов или суда.

Реорганизация юридического лица всегда сопровождается появлением правопреемника (одного или нескольких), к которому в порядке универсального правопреемства переходят права и обязанности реорганизованной фирмы.

В соответствии со ст. 58 ГК РФ:

  • при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу;
  • при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица;
  • при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом;
  • при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом;
  • при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

По общему правилу организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации фирмы-правопреемника, создаваемой в результате реорганизации.

Исключение составляет только реорганизация в форме присоединения, при проведении которой присоединяющая к себе компания считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что деятельность присоединяемой организации прекращена.

Трудовые отношения с работниками при реорганизации организаций

Итак, в большинстве своем результатом реорганизации юридического лица, как правило, является прекращение деятельности одних и создание новых организаций.

При этом, как уже было отмечено, реорганизация не является основанием для расторжения трудовых отношений с работниками компании, на что прямо указывает ст. 75 ТК РФ. Следовательно, трудовые отношения с работниками реорганизуемых фирм, согласных работать в новых условиях хозяйствования, сохраняются и по завершению данной процедуры.

Трудовой договор с работником при реорганизации фирма-работодатель вправе расторгнуть в единственном случае — если работник не желает продолжать работу в условиях нового работодателя. Причем это касается всех компаний, участвующих в реорганизации, как тех, которые перестанут существовать по мере ее завершения, так и тех, кто продолжит свою работу.

При отказе работника продолжать работу после реорганизации трудовой договор с ним прекращается по желанию работника, но по специальному основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Таким образом, в основном при реорганизации (в любой форме) трудовые отношения с персоналом компании продолжаются автоматически, а значит, новый работодатель, так же как и его правопредшественник, начисляет и выплачивает работникам заработную плату, а также производит иные выплаты в рамках трудовых отношений.

Страховые взносы при реорганизации

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых вносов — организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

База для исчисления страховых взносов определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ (п. 1 ст. 421 НК РФ). Расчетным периодом в соответствии с п. 1 ст. 423 НК РФ признается календарный год.

Следовательно, с начисленных нарастающим итогом с начала календарного года выплат нужно начислить и уплатить страховые взносы.

Для плательщиков страховых взносов — организаций, устанавливаются предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее — ОПС) и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ).

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не установлено главой 34 НК РФ (п. 3 ст. 421 НК РФ).

  • на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ подлежит индексации с 01.01.2019 в 1,061 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 865 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2019;
  • на ОПС с учетом размера средней, заработной платы в РФ на 2019 год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, установленного п. 5 ст. 421 НК РФ на 2019 год в размере 2,1, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1 150 000 руб. нарастающим итогом с 01.01.2019.

В настоящее время действуют следующие тарифы страховых взносов:

  • взносы на обязательное пенсионное страхование — 22% с выплат, не превышающих предельную базу, 10% — с выплат сверх базы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование — 5,1% со всех облагаемых выплат.
  • взносы на взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9% с выплат, не превышающих предельную базу. Выплаты сверх предельной базы взносами не облагаются;
  • взносы на травматизм — от 0,2 до 8,5% в зависимости от основного вида деятельности.

Глава 34 НК РФ не дает ответа на этот вопрос. Минфин России в Письме от 20.06.2017 № 03-15-06/38248 привел следующие разъяснения в отношении определения базы для начисления страховых взносов при реорганизации юридического лица в форме преобразования. В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ и, как уже было сказано, база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 423 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Исходя из положений п. 3 и 7 ст. 55 НК РФ, расчетный период для реорганизованной организации заканчивается в день завершения реорганизации, и, соответственно, с выплат и вознаграждений, начисленных данной организацией в пользу физических лиц в данном расчетном периоде, реорганизованная организация должна исчислить и уплатить страховые взносы, подлежащие уплате по итогам расчетного периода.

Пунктом 4 ст. 57 ГК РФ определено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Таким образом, при реорганизации путем преобразования создается новая организация.

Исходя из положений п. 5 ст. 58 ГК РФ, при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с п. 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

База для начисления страховых взносов не является предметом передачи правопреемнику прав и обязанностей согласно процедуре, предусмотренной ГК РФ.

Кроме того, НК РФ не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов.

Учитывая изложенное, при реорганизации юридического лица в форме преобразования расчетным периодом для вновь возникшей организации является период со дня создания организации до окончания календарного года и, соответственно, при определении базы для начисления страховых взносов данная организация не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации, в том числе для применения тарифа по страховым взносам на ОПС сверх установленной предельной величины выплат физическим лицам.

При этом у вновь созданной организации в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня создания этой организации, то есть со дня ее государственной регистрации.

Аналогичная точка зрения высказана в Письме Минфина России от 30.10.2018 № 03-15-06/77801, где также сообщается, что согласно п. 3.5 ст. 55 НК РФ при прекращении организации путем реорганизации последним расчетным периодом для такой организации является период времени с начала календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации в результате реорганизации.

Таким образом, организация, реорганизованная в форме преобразования в течение календарного года, должна представить расчет по страховым взносам за период с 1 января по день государственной регистрации прекращения организации в результате реорганизации. При этом вновь созданная в результате реорганизации в форме преобразования организация представляет за себя расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетный) периоды со дня создания до конца календарного года, в котором она создана.

Для справки: форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

НДФЛ при реорганизации

Согласно п. 1 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном названной статьей. Как отмечает Минфин России в Письме от 23.05.2018 № 03-04-06/34866, при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо (п. 9 ст. 50 НК РФ).

При этом вновь возникшее юридическое лицо является правопреемником в части уплаты налога на доходы физических лиц за те налоговые периоды, обязанность по уплате НДФЛ за которые не исполнена реорганизованным юридическим лицом до завершения реорганизации. Следовательно, созданная в результате реорганизации в форме преобразования организация является новым самостоятельным юридическим лицом, признаваемым налоговым агентом в отношении производимых ею выплат.

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета:

  • документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу (далее — справка2-НДФЛ), если иное не предусмотрено п. 4 ст. 230 НК РФ.

Указанный документ представляется налоговым агентом ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для справки: форма справки 2-НДФЛ, формат, порядок ее заполнения и представления утверждены Приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@.

Справка 2-НДФЛ по данной форме представляется налоговыми агентами в налоговый орган начиная с представления сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц за налоговый период 2018 года;

  • расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (далее — расчет 6-НДФЛ). Данный расчет представляется в налоговую инспекцию за первый квартал, полугодие, девять месяцев не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
  • Для справки: форма расчета 6-НДФЛ, формат, порядок его заполнения и представления утверждены Приказом ФНС России от 14.10.2015№ ММВ-7-11/450@.

Справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

И только в том случае, если в течение года число физических лиц, которым налоговый агент выплатил доходы, не превысило 25 человек, справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ могут представляться им в налоговую инспекцию на бумажных носителях, что следует из п. 2 ст. 230 НК РФ.

Заметим, что на лиц, признаваемых налоговыми агентами в соответствии со ст. 226.1 НК РФ, не распространяется общий порядок представления в налоговый орган справок 2-НДФЛ (п. 2, 4ст. 230 НК РФ).

Они подают в инспекцию по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов.

Указанный документ подается по той же форме и в том же порядке и сроки, которые установлены ст. 289 НК РФ для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.

Сведения, указанные в абзаце 1 п. 4 ст. 230 НК РФ, в отношении операций, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, представляются налоговым агентом только по итогам налогового периода, в котором им производится исчисление налога, нарастающим итогом за период с начала действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета.

В случае неисполнения реорганизованной (реорганизуемой) организацией (независимо от формы реорганизации) до момента завершения реорганизации обязанностей, предусмотренных ст. 230 НК РФ, сведения, предусмотренные п. 2 и 4 названной статьи, подлежат представлению правопреемником (-ми) в налоговый орган по месту своего учета (п. 5 ст. 230 НК РФ).

При наличии нескольких правопреемников обязанность каждого из правопреемников при исполнении обязанностей, предусмотренных ст. 230 НК РФ, определяется на основании передаточного акта или разделительного баланса.

В части предоставления имущественных вычетов организациями-правопреемниками имеет смысл ознакомиться с мнением финансистов, приведенным в Письме Минфина России от 25.08.2011 № 03-04-05/7-599.

Из данных разъяснений следует, что если работник не смог воспользоваться имущественным вычетом в предшествующей компании, то оставшуюся часть вычета он может получить у работодателя — правопреемника. Для этого работнику нужно обратиться в свою налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении нового (повторного) уведомления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет у другого налогового агента.

К указанному заявлению следует приложить справку 2-НДФЛ, выданную реорганизованной компанией по доходам работника с начала налогового периода до даты прекращения деятельности фирмы — предшественника.

Налоговики установят остаток имущественного вычета работника и выдадут тому уведомление о подтверждении права последнего у нового налогового агента. В части выплаты различных пособий, выплачиваемых работникам, отметим, что, так как при реорганизации трудовые отношения не прекращаются, выплаты социальных пособий производятся в обычном порядке — до даты завершения реорганизации их выплачивает организация — предшественник, а после — компания-правопреемник.

Ст. 50 НК РФ ч. 1 в последней действующей редакции от 27 декабря 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 50. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица

1. Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьёй.

2. Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьёй обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков.

3. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

4. При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признаётся возникшее в результате такого слияния юридическое лицо.

5. При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признаётся присоединившее его юридическое лицо.

6. При разделении юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.

7. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

8. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.

9. При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признаётся вновь возникшее юридическое лицо.

10. Сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счёт исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном настоящим Кодексом, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьёй.

Подлежащая зачету сумма излишне уплаченного юридическим лицом или излишне взысканного с него до реорганизации налога, сбора (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности реорганизованного юридического лица по пеням и штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы.

При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса. При этом сумма излишне уплаченного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

Абзац утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

11. Правила, предусмотренные настоящей статьёй, применяются также в следующих случаях:

Читайте также: